Хождения на Святую Землю (в футляре)

Предисловие

Благодать Господня разлита по всему миру. В любом уголке земного шара мы можем обратиться к Богу, и Он услышит нашу молитву. Но есть место на земле, где благодать ощущается наиболее сильно. Это Святая Земля, связанная с земной жизнью Иисуса Христа. Именно здесь воистину чувствуешь чудотворную силу евангельских слов: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк 11:9–10).

Здесь воочию оживают евангельские события, здесь не властвует время. Земля эта была свидетельницей Его деяний, пророчеств, чудес и Его последней высшей Жертвы. Верующий стремится сюда, чтобы хоть раз в жизни прикоснуться душою к живительным святыням, дорогим сердцу каждого христианина.

Святая вечная Земля, Земля Христа, Земля Святая… Как много значат эти слова для верующих людей независимо от их вероисповедания и происхождения. Эта земля свята для трех религий. Именно эту землю избрал Бог, именно здесь, на Святой Земле, Он говорил с людьми через пророков, поэтому, именно здесь мы находимся у истоков веры.

Тысячи церквей Рождества Христова окружают нас по всему миру, но чудо Рождества произошло только в одной пещере – в Вифлееме. В мире существуют тысячи церквей Благовещения, но только в одном месте – Назарете ангел благовествовал Деве Марии. Эта почти невидимая на карте узкая полоска земли вмещает в себя такое множество великих исторических событий и не поддающихся разуму чудес, что пытливый ум, отказываясь принять их на веру, задается многими вопросами: почему все эти невероятные события произошли именно на этой земле? А было ли все это на самом деле? Не вымысел ли это? Как это можно доказать?

Святой Василий Великий в IV веке, говоря только об одном Библейском событии – Рождестве Христовом, дает нам, современным, недоверчивым людям, ответ, как относиться ко всем событиям Святой Земли: «Давайте почтим молчанием первое, особенное, Рождество Христово, свойственное Его Божеству. Более того, давайте положим себе за правило вообще не исследовать и не любопытствовать об этом с помощью наших понятий. Ибо что может вообразить себе ум там, где не были посредниками ни время, ни век? Где образ не представим, где не было никакого зрителя, и где нет никого, кто мог бы рассказать об этом? Не спрашивай: когда? Но просто оставь в стороне сам вопрос. Не исследуй, как это было? Ибо сам ответ невозможен».

Чем большее расстояние отделяет нас от последних дней, проведенных Иисусом Христом на этой земле, тем сильней и непоколебимей вера истинных христиан, но и тем сильней неверие и ирония скептиков, причем скептиков ученых, подвергающих сомнению истинность Библии и существование Христа.

В 1999 году археолог из Тель-Авивского Университета Зеев Герцог произвел фурор в общественной жизни Израиля. В одном из популярных журналов он опубликовал статью о том, что истории о библейских патриархах являются обычными мифами, равно как Исход израильтян из Египта и походы Иисуса Навина. Продолжая шокировать общественность, Герцог заявил, что государства Давида и Соломона, описанные в Библии как крупные и знаменитые державы, были, в лучшем случае, лишь небольшими племенными царствами.

Масла в огонь дискуссий подлила книга «Раскопанная Библия», вышедшая в свет в 2000 году. Ее авторы пришли к выводу, что история Исхода была написана во время иудейского царя Иосии в VII веке до Р. Х., то есть спустя 600 лет после самого события (ориентировочно – 1250 до Р. Х.). И была своего рода политическим манифестом, предназначенным для объединения израильтян в борьбе с Египтом, стремившимся расширить свои владения.

Авторы также полагают, что это типичная этнологическая легенда, призванная объяснить происхождение израильского народа, как богоизбранной нации. Сам же Израиль, как считают критически настроенные историки, мирно и естественно возник на землях Ханаана, которые включали территории современного Ливана, Южной Сирии, западного берега реки Иордан. Обитатели этих мест описываются в Библии как злостные идолопоклонники, которые заслуживают кары в лице пришедших издалека сынов Израиля. Израильтяне же были частью этого местного ханаанейского населения, объединенного или руководимого небольшой группой семитов, пришедших из Египта.

Однако библейская наука всегда уверенно заявляла: «Можно категорически утверждать, что ни одно археологическое открытие еще никогда не противоречило данным Библии». По мнению ученых-археологов, следует говорить о «почти невероятно точной исторической памяти Библии, в особенности явной, когда она усилена археологическими свидетельствами».
Множество других исследователей продолжают отстаивать историческую достоверность библейского текста и даже находят точную датировку спорных событий на основании археологических материалов. Что же касается людей верующих, которым по большому счету не нужны доказательства истинности Слова Божия, они могут по-настоящему приобщиться к духовному опыту православия, только пройдя святые места крестным ходом. Однако за две тысячи лет на Святой Земле вырос разнообразный культурный слой, значительно изменивший ее. Поэтому мы, целуя, например, камни крестного пути Спасителя, должны осознавать, что прикасаемся не к библейским камням, а к сегодняшней мостовой. Православному паломнику важно понимать, что он поклоняется в Духе, прежде всего, священным местам, где происходили евангельские события, и в ответ на это поклонение Господь может даровать паломнику благодать.

Честно и беспристрастно описал свое путешествие в Палестину великий Гоголь, которого эта благодать, увы, не посетила. Святая Земля не предстала перед ним воочию, не вызвала в его душе наглядно тех великих евангельских образов, которые уже давно жили в его воображении. Гоголь, конечно же, понимал, что со времен Спасителя до его собственного путешествия минуло более восемнадцати столетий, что та земля, по которой ходили Божественные стопы Иисуса Христа, должна была измениться со временем, что ее исторический, современный Спасителю внешний облик уже скрыт под многометровыми пластами земли.

«К другому результату, – пишет архимандрит Августин (Никитин), – и не мог придти человек, у которого Евангелие было настольной книгой, который в продолжение последних лет своей жизни жил в области священно-исторических христианских событий. В воображении Гоголя всякому евангельскому событию сопутствовали такие детали, которые, по его словам ‘‘гораздо ближе давали чувствовать минувшее время, чем все ныне видимые местности, мертвые и обнаженные’’».

Очевидно, читая Евангелие, Гоголь видел мысленным взором, яснее, чем в самой Палестине, и звезду над Вифлеемом, и над струями Иордана голубя, сходящего из разверстых небес, видел в стенах Иерусалимских страшный день крестной смерти, при густом, все покрывающем мраке и землетрясении, и светлый день Воскресения Христова. Поэтому вполне понятно, почему Палестина не освежила нравственной природы Гоголя, не примирила его с собой самим.

Унылый пейзаж Палестины мало что сказал его душе. Вполне понятно, почему Гоголь, по своем возвращении из Палестины, отказал В.А. Жуковскому в просьбе описать живописную сторону Палестины, что было необходимо Жуковскому для его будущей поэмы. ‘‘Все это, верно, было живописно во времена Спасителя, – писал Гоголь Жуковскому от 28 февраля 1850 года, – когда вся Иудея была садом, и каждый еврей сидел под тенью им насажденного древа; но теперь, когда редко-редко где встретишь пять-шесть олив на всей покатости горы, цветом зелени своей так же сероватых и пыльных, как и самые камни гор, когда одна только тонкая плева моха, да урывками клочки травы зеленеют посреди этого обнаженного, неровного поля каменьев, да через каких-нибудь пять-шесть часов пути попадается где-нибудь приклеившаяся к горе хижина араба, больше похожая на глиняный горшок, печурку, звериную нору, чем на жилище человека, – как узнать в таком месте землю млека и меда? Представьте же себе посреди такого опустения Иерусалим, Вифлеем и все восточные города, похожие на беспорядочно сложенные груды камней и кирпичей; представь себе Иордан, тощий посреди обнаженных гористых окрестностей, кое-где осененный небольшими кустиками ив; представь же себе посреди такого опустения у ног Иерусалима долину Иосафатову с несколькими камнями и гротами, будто бы гробницами иудейских царей’’».

Но эти слова разочарованного путешествием Николая Васильевича вовсе не умаляют значения паломничества в Святую Землю, благотворного в смысле внешнего религиозного воздействия на душу христианина, так как не всякий человек, подобно великому писателю и глубоко верующему христианину – Гоголю, способен с такой же силой воссоздать в своем воображении евангельские события, и глядя на не соответствующую его воображению действительность, не найти в ней Бога. И хотя Гоголь возвратился в Россию с почти не осуществленными надеждами на благодетельную силу поклонения Святому Гробу, впоследствии в письмах отцу Матфею (1850) и другим лицам Гоголь выражал желание снова отправиться в путь, на восток, ‘‘под благодатнейший климат, навеваемый окрестностями Святых мест’’».

Есть другая крайность восприятия святых мест – восторженный экстаз, граничащий с прелестью, когда буквально все: цветочек, камешек, случайный листик, упавший в ладонь, воспринимается как знак свыше, а голубь, клюющий крошки возле святыни – как сошествие Духа Святого.

Бывают случаи, когда людей, несколько дней находящихся в Иерусалиме, вдруг ни с того, ни с сего охватывают вспышки неоправданного гнева. Они ругаются на пустом месте, ссорятся и обвиняют своих лучших друзей во всех смертных грехах. Это явление называют иерусалимским синдромом.

Начиная с 70–80-х годов в Иерусалиме были отмечены странные психические отклонения среди приезжих людей, которые вдруг начинали воображать себя здесь какими-либо библейскими личностями. Психиатры полагают, что это – результат «эмоционального потрясения» от встречи со святынями Иерусалима. Главным образом, это были верующие, «не соблюдающие религиозных предписаний». Обычно люди начинают ощущать себя библейской личностью у храма Гроба Господня, на Голгофе и вдоль Скорбного пути. Что интересно, этим совершенно не заболевают мусульмане, советские эмигранты и очень редко протестанты. Обычно, вернувшись домой, заболевшие быстро выздоравливают.

Как видим, Святая Земля действует на всех по-разному. Отправимся же и мы, дорогой читатель, в удивительное, полное невероятных чудес, пророчеств и откровений путешествие по Святой Земле. Наша книга соткана из многих «хождений» по Святой Земле – от Ветхого Завета до наших дней. Каждый бывавший там увидел эту землю по-своему. Сопоставив множество точек зрения: ученых, историков, библеистов, писателей, знаменитых паломников, вы, полные знаний, составите свое, личное мнение о Земле, по которой ступал Бог.

Все книги Георгия Юдина, и особенно последние из серии "Христианские святыни" - "Аз, Буки, Веди", "Святой таинственный Афон" и "Хождения на Святую Землю", отличаются обилием редкого фактологического и изобразительного материала, неизвестного широкому кругу читателей. Георгий Николаевич не только писатель, но и заслуженный художник России, внесенный в почетный список Ганса Христиана Андерсена и награжденный несколькими международными премиями. Поэтому во всех своих авторских книгах он выступает и как иллюстратор, и как дизайнер, и как фотограф.