Настольная игра "Куликовская битва 1380"

Примечания разработчика

Представленная игра отражает одну из точек зрения, существующих по поводу Куликовской битвы. Историкам слишком мало известно о самом сражении. Предметом споров является состав, численность войск и даже само место сражения.
В игре "Куликовская битва" обе армии полностью состоят из конных войск. Надо отдавать себе отчет, что русские дали бой в самой глубине вражеской территории. Никогда ни до, ни после русские войска не решались на такое беспримерно смелое стратегическое решение. Единственным опытом похода объединенных русских сил против монголов в степь была битва на Калке (31 мая 1223 года). Но это было еще до монгольского завоевания, и в этом сражении русско-половецкие войска потерпели полное и сокрушительное поражение. С тех пор вера в непобедимость монголов только окрепла. Поэтому поход Дмитрия Донского к Дону остался в русской военной истории как выдающееся событие. Для похода в таких условиях было бы сложно предположить, что Великий Князь Московский взял с собой малопригодное и плохо обученное пешее ополчение. Сомнительно, что такое ополчение вообще существовало на Руси в современных представлениях. Еще более сомнительно, чтобы его использовали в сотнях километрах от родной территории в условиях, когда их топоры и рогатины были бесполезны против вооруженных мощными степными луками монголов.
Что касается ордынской армии, то она традиционно считается армией конных лучников. Основой боевых успехов монгольских войск являлась их высочайшая стратегическая подвижность. Низенькие выносливые монгольские лошадки несли своих всадников, иногда покрывая до сотни километров в сутки. Наличие пехоты в такой армии сводило бы на нет главное преимущество монголов.
Для реконструкции Куликовской битвы в качестве основы автор использовал известную западную игровую систему. Однако она была серьезно переработана и адаптирована для соблюдения взвешенного баланса между историчностью и простотой игрового процесса.
Во время игры нелегко придется обоим игрокам. У русских преимущество в вооружении – им выгоден рукопашный бой. Им лучше не вступать в перестрелку с превосходящими в лучном бою ордынцами, а стремиться как можно быстрее вступить в контакт с противником. В русском Большом полку есть очень сильный резерв из московских полков и великокняжеского Двора. Ими можно нанести сильный удар, но нельзя увлекаться, иначе ордынцы могут охватить с фланга завязнувшие ударные русские войска и уничтожить их.
В настоящем сражении исход боя решил внезапный удар Засадного полка. Но не следует слишком уповать на него – Ваше сражение может развиваться по другому сценарию. Русские войска понесли в битве тяжелейшие потери, а победа была одержана на грани поражения, может быть, даже немного за гранью. В любом случае, русскому игроку будет нелегко.
У ордынского игрока в руках мощный военный инструмент. Монгольская армия считалась непобедимой. Мамай дал сражение русским до подхода союзников в лице литовского князя Ягайло и рязанского князя Олега, видимо, уповая на непобедимость своих туменов. Никого не должно вводить в заблуждение обилие легкой конницы. Легкая – не значит плохая. Если ордынцам удастся навязать русским дальний лучный бой, то очень быстро русский игрок обнаружит, как стремительно и бесполезно тают его полки под ливнем ордынских стрел.
Также ордынский полководец не должен игнорировать очень полезное качество легких войск – "бегство из рукопашной". Лучше временно вывести из боя часть своих отрядов, чем потерять их навсегда и приблизить порог разгрома "корпуса". У ордынцев тоже есть мощный кулак элитной тяжелой кавалерии, который можно ввести в бой в нужную минуту.
Обоим игрокам необходимо обратить внимание на то, что правое ордынское крыло серьезно усилено за счет левого. Маневр русского Большого полка в сторону слабейшего звена золотоордынской армии может поставить монголов в трудное положение. С другой стороны, усиленное правое золотоордынское крыло может разгромить русский полк Левой руки еще быстрее, как это и случилось исторически.
Армии противников

Боевой состав русской армии на 8 сентября 1380 года

Приведенный состав русской армии сделан предположительно. В списке даны дружины князей и городских "полков". По ориентировочным оценкам, каждая "дружина" состояла из 100-200, в лучшем случае из 300 всадников.
Во главе войска – Великий Князь Дмитрий Иванович (впоследствии прозванный Донским).
Большой Полк

Воеводы:


Великий Князь Дмитрий Иванович
Князь Иван Вяземский
Боярин Иван Квашня
Боярин Михаил Бренк

Дружины:


Двор
Москва (х 3)

Владимир
Коломна
Звенигород
Можайск
Боровск
Дмитров
Вязьма
Углич


Передовой Полк


Воеводы:
Князь Андрей Ольгердович
Князь Дмитрий Ольгердович
Князь Федор Белозерский
Боярин Микула Вельяминов


Дружины:


Дружина Андрея Ольгердовича
Дружина Дмитрия Ольгердовича
Белоозеро
Таруса
Полк Правой руки
Воеводы:
Князь Андрей Ростовский
Князь Андрей Стародубский
Боярин Федор Грунка
Дружины:
Ростов
Стародуб
Суздаль
Нижний Новгород
Кострома
Юрьевv Галич
Полк Левой руки
Воеводы:
Князь (неизвестно, кто из братьев участвовал, Василий или Роман) Васильевич Ярославский
Князь Федор Моложский
Боярин Лев Морозов
Дружины:
Ярославль
Молога
Вологда
Бежецкий Верх
Торжок
Волок (Ламский)
Переяславль
Запасной (Засадный) полк
Воеводы:
Князь Владимир Андреевич Серпуховской (по прозвищу Храбрый, двоюродный брат Великого Князя
Московского)
Князь Роман Брянский
Князь Василий Кашинский
Боброк Волынский
Дружины:
Серпухов
Новосиль
Кашин
Муром
Дружина князя Романа Брянского

Мещера (племенные князья)

Сторожевые полки


Кроме того, впереди русской армии были развернуты сторожи - боевое охранение. Под натиском наступающих ордынских войск они отошли к Передовому полку. Сторожевого полка, как отдельной боевой единицы, на поле Куликовской битвы не существовало. Документы называют эту часть русских войск "сторожевыми полками", но не "полком" в единственном числе, то есть сторожи были видом несения службы, но не самостоятельной частью войска.
В игре "сторожевые полки" представлены двумя отрядами конных застрельщиков.


Армия Мамая


Об армии Мамая современной исторической науке известно немного. Определенно можно сказать, что в ее рядах было не так много татар. Мамай был узурпатором, и многие монгольские воины сражались на стороне его соперника Тохтамыша, более легитимного претендента на власть в Золотой Орде.
В армии Мамая, помимо собственно татар, по рассказам русских летописей, были ясы (осетины), касоги (адыги), армяне и караимы (крымская народность, исповедующая ветвь иудаизма).
Чтобы компенсировать недостаток в войсках для похода на непокорную Московскую Русь, Мамай был вынужден прибегнуть к услугам наемников. Деньги для своего предприятия Мамай нашел у генуэзцев-итальянцев (итальянцев в средневековой Руси называли фрязями или фрягами), чьи торговые колонии уже давно находились в Крыму. В обмен на серьезные налоговые льготы и территориальные уступки темник Мамай получил большое число звонкой итальянской монеты. В результате из этого эпизода вырос миф о генуэзской пехоте, якобы принимавшей участие в битве на Куликовом поле.
На самом деле гарнизон итальянских колоний в Крыму не превышал нескольких десятков арбалетчиков, а сама Генуя в этот момент вела жестокую изнурительную "войну Кьоджа" (1378-1381) с Венецией, которая не позволяла ей даже помышлять об обеспечении военной силой далеких крымских колоний, и уж, тем более, неведомого темника Мамая.
Но именно деньги крымских итальянских колоний позволили Мамаю нанять на Кавказе большое число наемников.
С таким разношерстным и многоязычным войском встретилась 8 сентября 1380 года русская рать во главе с Великим Князем Московским Дмитрием Ивановичем. По некоторым сведениям, армия Мамая могла состоять из трех туменов (с Мамаем на холме находились три "темных князя"). Но, независимо от числа туменов, на поле боя было бы логичнее предположить развертывание татарской армии в типичный для монгольского военного искусства пятичастный боевой порядок, который и представлен автором игры. Приведенный в игре состав монгольской армии сделан очень предположительно.
Во главе войска – темник Мамай, узурпатор и фактический правитель Золотой Орды.
Татарская армия разделена на пять традиционных для монгольского войска частей:
Авангард (Манкыла)
Центр (Кул)
Правое крыло (Бараун Гар)
Левой крыло (Джун Гар)
Арьергард-Резерв (Кечка)

Предлагаем вашему вниманию настольную игру от отечественного производителя - компании "Статус Белли", основным направлением деятельности которой является разработка исторических военных игр.
Покажите игру своим друзьям, объясните им несложные правила - и Вы будете вознаграждены ни с чем не сравнимой атмосферой живого общения увлеченных людей!
В игру можно играть везде - дома, на даче, во время длительных поездок.

Битва на Дону, названная впоследствии битвой на Куликовом поле, состоялась 8 (16) сентября 1380 года в устье реки Непрядвы между объединенным русским войском Московского князя Дмитрия Ивановича и войсками темника Мамая, захватившего власть в Золотой Орде.
В результате сражения Мамай был полностью разгромлен и бежал в Крым, где был схвачен и убит. Для обескровленных, но победивших русских войск эта битва стала переломной в истории противостояния Золотой Орде. Можно с уверенностью сказать, что победа на берегах Дона стала отправной точкой в долгом и трудном процессе рождения национальной русской армии.

Игровая механика: Классическая гексагональная военная игра
Количество игроков: 2
Комплект игры: Картонная папка, игровое поле с картой А2, полноцветный буклет с правилами, 110 игровых фишек и маркеров, 2 шестигранных кубика.