ТОСКА
Я по природе человек ночной и спать ложусь на рассвете. Соответственно, встаю не раньше полудня.
И значит, тот день был вдвойне исключительным. Я говорю о дне, когда Рюичиро прислал свою первую посылку.
Так вот, тем утром мой малолетний братец безо всякого предупреждения — если не считать с грохотом распахнутой двери — ворвался в мою комнату и принялся меня тормошить:
Саку, вставай! Тебе посылка пришла!
Чего? — не поняла я.
Тебе пришла громадная посылка! — Было ясно, что эта егоза меня в покое не оставит... И притворяться, что я не расслышала и сплю дальше, не имеет никакого смысла — он просто залезет на кровать и примется скакать по мне как сумасшедший.
Делать нечего, я с трудом продрала глаза и поплелась на первый этаж. За мной, не отставая ни на шаг, катился по лестнице мой надоедливый братец.
Заглянув на кухню, я увидела маму — она сидела за столом и ела бутерброд. В воздухе витал вкусный запах кофе.
Доброе утро.
Доброе. Все в порядке? Что-то ты рано сегодня, — заметила мама, изобразив на лице удивление.
Да все эта маленькая вредина. Пришлось встать, чтобы он меня не замучил. И вообще, почему он не в садике?
У меня немножко температура. — С этими словами братец плюхнулся на стул и схватил со стола бутерброд.
Теперь понятно, почему ты бесчинствуешь!
Между прочим, ты в детстве была такой же. Если вдруг расшалилась ни с того ни с сего — значит, температура, — сказала мама.
А где все?
Еще спят.
Кто бы сомневался, полдесятого утра, — я тяжело вздохнула. Мне удалось поспать всего пять часов, да и пробуждение было настолько резким, что теперь у меня кружилась голова.
—Кофе будешь?
— Угу, — кивнула я.
Кухня была залита утренним солнцем. Я сидела напротив окна, купаясь в солнечных лучах — они словно просачивались внутрь меня, впитывались в кожу. Давно забытое чувство. И мама, которая стояла посреди этой утренней кухни, повернувшись ко мне спиной, была такой маленькой и аккуратной, что казалась старшеклассницей, ни с того ни с сего решившей примерить на себя семейную жизнь.
Мама и правда была совсем молодой. Она родила меня в девятнадцать лет. Значит, когда маме было столько, сколько мне сейчас, у нее уже было двое детей. Просто ужас!
— Ну вот и кофе. Булочку будешь?
Рука, протянувшая мне чашку, прекрасна. Даже не верится, что у человека, выполнявшего на протяжении двух с лишним десятков лет всю работу по дому, могут быть такие красивые руки. И хотя я очень люблю свою маму, этот факт мне почему-то неприятен. Как будто мама перехитрила всех и научилась не стареть.
В каждом классе обязательно найдется такая девочка, — вроде бы и не красавица, не чувствуется в ней некое удивительное сочетание изящества и эротичности, которое делает ее привлекательной — без очевидных, казалось бы, причин — для старших мальчиков. Я думаю, что моя мама в детстве была как раз такой девочкой. Когда папа женился на ней, ей было девятнадцать, а ему сорок. Потом родилась я, потом моя сестра Маю, а потом папа умер от ишемического инсульта.
Шесть лет назад мама снова вышла замуж. На свет появился мой младший брат. А в прошлом году мама рассталась со своим вторым мужем.
С тех самых пор, как наше семейство перестало соответствовать модели “муж-жена-дети”, дом, в котором мы жили, сделался похожим на общежитие.
Жильцов было пятеро: мама, я, братишка плюс моя двоюродная сестра Микико и мамина давняя подруга Джюнко (кажется, они дружили с самого детства), которая в силу ряда обстоятельств вынуждена была жить у нас.
Сложилась довольно нестандартная компания, своего рода «дамский сад», который лично мне очень нравился. Братишка был еще совсем ребенком и. подобно очаровательному домашнему животному, привносил, в наше существование уют, объединял нас в единое целое.
Нынешний мамин кавалер был сильно младше ее, но мама не спешила выходить за него замуж — боялась новой неудачи, не хотела травмировать малолетнего сына. Этот молодой человек довольно часто приходил к нам в гости. Он отлично ладил с моим братцем, и казалось вполне естественным, что в какой-то момент они с мамой съедутся и станут жить вместе. Но до той поры мы, наверное, так и будем существовать нашей странной компанией...
Похоже, что кровное родство и совместное проживание — вещи мало связанные. Я задумывалась над этим и раньше, когда отчим жил вместе с нами. Отчим был очень добрым человеком, и после того, как он от нас ушел, я сильно по нему скучала. Невыразимая тоска, которую всегда ощущаешь в покинутом доме, висела в воздухе, давила на меня, и не было от нее спасения.
Поэтому-то я и думаю, что, если находится человек, который устанавливает в доме некий порядок, исподволь строит остальных, собирает их вокруг себя (это как раз про мою маму), то люди, живущие с таким человеком под одной крышей, неизбежно начинают чувствовать себя семьей. И вот еще что.
Чем дольше ты живешь вне своего дома, тем вероятнее, что дом — и даже кровное родство не спасет — станет для тебя всего лишь далеким воспоминанием в ряду прочих.
Именно это и произошло с моей сестричкой, с моей Маю.
Такие вот мысли приходили мне в голову, пока я пила кофе и ела булочку с орехами.
Солнечные пятна на кухонном столе — именно они навели меня на размышления о нашем семействе.
Ну-ка, Ёшио, давай в постель, а то разболеешься по-настоящему! — мама подтолкнула упирающегося брата к двери.
Кстати, а про посылку это правда? — спросила я.
Посылка? Стоит себе в коридоре, — закрывая за собой дверь, мама на мгновение обернулась.
Я поднялась со стула и пошла в коридор. На обесцвеченном ярким солнцем дощатом полу стояла, подобно невысокой белой статуе, картонная коробка.
Сначала я подумала, что это, наверное, цветы.
Попробовала приподнять посылку — для цветов вроде тяжеловато. На картонном боку, напротив надписи «от кого», значилось «Ямадзаки Рюичиро». Вместо обратного адреса — адрес гостиницы в префектуре Чиба. Вот, значит, где он сейчас путешествует.
Мне не терпелось узнать, что в посылке, и я распотрошила коробку прямо в коридоре.
Письма внутри не оказалось.
Я извлекла увесистую статуэтку, плотно обернутую полиэтиленом. Это был Ниппер — черноухий фокстерьер со старых пластинок фирмы «Виктор». Милый, милый Ниппер, он так трогательно смотрел сквозь прозрачную обертку. Один за другим я начала снимать с него слои полиэтилена, пока в конце концов он не вынырнул на поверхность, словно поднявшись из морских глубин. Выцветшие мягкие краски, печальный наклон головы — ну что за пес!
— Какой же ты замечательный, — сказала я и поставила его обратно в коробку, предварительно запихнув в нее подобранные с пола обрывки полиэтилена. Полусонная, я стояла посреди коридора и смотрела на Ниппера.
Его фигурка отчетливо вырисовывалась на фоне солнечных лучей, пронзавших коридор, в котором едва ощущал запах пыли, — пес казался частью некоего пейзажа.
Но почему именно Ниппер? Я не знала ответа на этот вопрос. Может быть, Рюичиро просто наткнулся на него в комиссионке. И глаз не смог отвести. Статуэтка была одной из тех вещиц, которые моментально становятся хранителями памяти о том путешествии, из которого их привезли.
Пес словно пытался мне что-то сказать.
Что-то, что я обязательно должна услышать.
Так же как он, наклонив голову, с тем же серьезным выражением, что было написано у него на морде, я старательно прислушалась. Но так ничего и не услышала.
Рюичиро любил мою сестру Маю. А сестра любила его.
Теперь Маю умерла.
Полгода назад она погибла в автомобильной катастрофе — врезалась па машине в столб линии электропередачи. В тот вечер она сильно выпила и вдобавок приняла чрезмерную дозу снотворного.
Маю не походила ни на отца, ни на маму, ни на меня — безупречная красота ее лица поражала. Я вовсе не хочу сказать, что мы с родителями уроды. Просто общее для нас троих выражение невозмутимой отстраненности, которое кому-то могло показаться равнодушием, даже высокомерием, было ей совершенно несвойственно. В детстве Маю походила на ангелочка.
С такой внешностью и речи быть не могло о жизни «как у всех». Все получилось само собой: Маю обнаружили телевизионщики и сняли несколько детских передач, а затем и фильмов с ее участием. Потом последовали второстепенные роли в телесериалах, а потом повзрослевшая Маю стала настоящей киноактрисой. Вот и получается, что она росла, в общем-то, не дома, а на съемочной площадке, среди кинознаменитостей.
Маю была вечно занята и наведывалась домой очень редко. В какой-то момент у нее развился серьезный невроз. Ее решение уйти из кино стало для меня полной неожиданностью. Во-первых, я и не догадывалась, что у Маю проблемы на работе, а во-вторых, она всегда казалась неизменно жизнерадостной — когда бы мы с ней не встречались.
Влияние шоу-бизнеса на взрослеющую девушку было ужасающим. К тому моменту, когда Маю решила поставить крест на актерской деятельности, ее внешность — одежда, косметика, даже выражение лица — казалась воплощением розовой мечты любого одинокого мужчины. Понятно, что далеко не со всеми представительницами шоу-бизнеса происходит то же самое. Вот я и думаю, что Маю просто с самого начала не была готова к жизни в этом обществе. И пока Маю тщательно маскировала свои слабости и недостатки, она сама не заметила, как сжалось ее внутреннее «я», задавленное броней внешнего лоска. Невроз был просто криком о помощи, отчаянным проявлением воли к жизни.
Когда Маю вдруг отказалась от карьеры актрисы, окончательно разобралась со своими мужчинами и переехала к Рюичиро, я подумала, что сестра решила начать новую жизнь.
Рюичиро был писателем. Они с Маю познакомились в те времена, когда он, как и всякий начинающий сценарист, писал сценарии за своих более именитых коллег. Маю нравились его сценарии, она всегда их узнавала, хоть они были подписаны чужими именами. Это очень сблизило ее с Рюичиро. Писатель-то оно, конечно, писатель, но пока что на счету у Рюичиро был всего один роман, который вышел три года назад. С тех пор он так ничего и не опубликовал. Однако странное дело: для определенного круга людей его роман оказался чем-то вроде настольной книги и все эти годы медленно, но верно продавался.
Перед тем, как познакомить меня с Рюичиро, Маю дала мне почитать этот роман, в котором речь шла о современной бездушной, неискренней молодежи. Текст показался мне настолько безликим и перенасыщенным скрытым смыслом, что я испугалась встречи с его автором. А вдруг этот человек сумасшедший? Но Рюичиро не был сумасшедшим. Он оказался самым обычным молодым человеком. Наверное, в прошлом он пережил что-то очень неприятное и этот горький опыт, отложившись в его подсознании, впоследствии преобразовался в такой вот пугающий текст. Я думаю, для этого тоже нужен своего рода талант.
Бросив кино, Маю не стала искать другую работу. Жила себе вместе с Рюичиро, подрабатывала где придется, то тут, то там. Тянулось это довольно долго. Так долго, что мы с мамой стали забывать, что эти двое до сих пор так и не поженились. Я часто бывала в их небольшой квартирке, да и они нередко приходили к нам в гости. Они всегда были такими веселыми... Я до сих пор не понимаю, что же произошло и почему жизнь моей сестры завершилась алкогольным опьянением и передозировкой снотворного за рулем.
У нее была бессонница, а таблетки и спиртное помогали ей уснуть. Даже когда она доставала из холодильника банку холодного пива в залитой мягким вечерним солнцем кухне, это не казалось чем-то ненормальным. Хотя, если задуматься, то начинаешь припоминать, что у нее в руке всегда была либо банка пива, либо что-то подобное. Просто все выглядело настолько естественно, что не вызывало подозрений.
И только сейчас я наконец все поняла, сейчас, когда вспоминаю ее ребенком — ангельское личико на подушке, густые ресницы, беззащитная белая кожа (никто так и не смог ее защитить). Я чувствую, что все началось гораздо раньше, до того, как Маю попала в мир шоу-бизнеса, и, уж конечно, до того, как она встретилась с Рюичиро.
Но как именно все начинается и почему, к чему может привести — этого, понятно, не знает никто. День за днем, скрытая под внешней оболочкой нарочитой веселости и улыбчивости, ветшает душа, превращаясь в прах, в ничто.