Дорогие друзья! Мы рады, что наше поэтическое путешествие состоялось! Надеемся, для всех вас оно тоже было важным, что вы не только приобрели полезный опыт, но и получили заряд вдохновения и услышали отголоски своих эмоций в стихах других. Пишите, ищите, творите и обязательно участвуйте в наших конкурсах!
Слово Насте Орловой, детскому поэту: С большим интересом стала членом жюри конкурса «Дети читают и пишут стихи». Я сама начала сочинять в детстве и понимаю, что для многих из ребят участие и победа в конкурсе станут важным сигналом поддержки. Но литература — это не соревнование, конечно. А потому никогда не опускайте руки, читайте самые лучшие стихи самых лучших поэтов и не забывайте «держать звук», как завещал нам Самуил Маршак, чье 130-летие со дня рождения мы празднуем в этом году. А вдохновение пусть всегда будет рядом. Читайте комментарии членов конкурсного жюри Поздравляем финалистов! Смотрите шорт-лист и стихи финалистов: теперь их поэзия войдет в «Антологию конкурса», которая будет издана в 2018 году. Каждый финалист получит в награду 10 поэтических сборников. Огромное спасибо всем: конкурсантам, их родителям и учителям, организовавшим детские выступления; членам жюри и сотрудникам Литературного института, прочитавшим и оценившим все работы; зрителям и комментаторам, уделившим внимание и оказавшим поддержку детям. Благодаря вам состоялся великолепный поэтический праздник и, возможно, на поэтической карте страны появились новые имена.
Дорогие финалисты (и их представители!), Члены жюри — о конкурсе, победителях и поэзии
Слово Юнне Мориц, поэту *** Поэзия (с греческого) в буквальном смысле — творчество. Поэт (с греческого) в буквальном смысле — создатель, творец произведений в стихах, творец и создатель поэзии. Есть маститые литераторы, которые сообщают в письменном виде, что творчество, творческий — это гадкие слова, употребление которых — дурной тон и скверный вкус. Я — не из числа этих маститых, у меня совсем наоборотные взгляды, древнегреческие, древнеримские, древневсякие, древнедетские.Я прочла более шестисот стихотворений участников этого конкурса. Творчество, творческая энергия, творческие способности, творческие возможности этих прекрасных детей для меня очевидны и радостны, — чем бы ни занимались они в будущем, всё равно: творческая глубина, тонкость, сердечность, творческая сила и нежность, творческое страдание и сострадание, творческое зрение и творческий слух, творческая поэтика, творческая боль и творческое блаженство, праздник творчества есть во множестве стихотворений, созданных участниками этого конкурса. И даже неудачи, ошибки, промашки у них — творческие. В 62-ом году до нашей эры Марк Туллий Цицерон произнёс в суде речь в защиту поэта Авла Лициния Архия, у которого были неприятности с документами на гражданство, не успел он вовремя оформить и собрать эти бумаги. Приведу несколько замечательных фрагментов из речи Цицерона в защиту поэта. «… мы узнали от выдающихся и образованнейших людей, что занятия другими предметами основываются на изучении, наставлениях и науке; поэт же обладает своей мощью от природы, он возбуждается силами своего ума и как бы исполняется божественного духа. Да будет поэтому у вас, судьи, у образованнейших людей, священно имя — «поэт», которое даже в варварских странах никогда не подвергалось оскорблениям. Жители Колофона говорят, что Гомер был их согражданином, хиосцы считают его своим; саламинцы заявляют на него права, а жители Смирны утверждают, что он принадлежит им, поэтому они даже воздвигли ему храм в своём городе; кроме того, очень многие другие города состязаются друг с другом и спорят об этом». «Блаженны те, кто открывает уши для слов умерших» — Леонардо да Винчи. *** Единственной нетворческой неудачей этого конкурса считаю навязчивость заданной темы «Мой герой». Надо было, на мой взгляд, просто объявить конкурс «Дети пишут стихи», без тематической удавки, без насилия над свободой творчества, которое — Поэзия.«Это шествуют творяне, заменивши Д на Т» — Велимир Хлебников. Слово Михаилу Яснову, поэту и переводчику: Что касается самого конкурса, то он меня порадовал зрелостью поэтических размышлений, открытостью новациям, откровенностью переживаний и — довольно часто — формальными поисками и находками. Я уже долгое время наблюдаю за молодым поэтическим полем и вижу, как, хотя и медленно, шаблонность мышления одолевается успешными попытками думать самостоятельно и чувствовать незаемно. Особенно, когда речь идет о гражданской позиции юных авторов. Слово Илье Фаликову, поэту и критику: Тот факт, что детских стихов много, отраден сам по себе. Хорошо и то обстоятельство, что большинство стихотворений написано в рифму. Во-первых, это верность русскому стиху. Во-вторых, юные авторы не щадят себя в поисках созвучий, то есть трудятся, ставят сложные задачи. Основной задачей была тема — современные герои. У одних герои — чуть не все, у других — героев нет вовсе. Ясное дело, 15—17 лет — возраст трудный, переходный, и жизненные реалии нередко отдают вселенской катастрофой. Кажется, главным героем является все-таки ящик, телевизор, изливающий на всех нас бесконечный поток лиц и событий. Но и оттуда приходят хорошие люди — доктор Лиза, врач Леонид Рошаль. Неизбежна и война, ее страшное лицо. Но ящиком, слава Богу, кругозор наших авторов не ограничен. Они и читают. Даже перевод шекспировского сонета обнаруживается в конкурсном потоке. А главное — те, кто вокруг и рядом: мама, папа, бабушка, дедушка, школьный учитель, одноклассники. Природа, животный мир, музыкальные группы, любимые книги. Появляется и лирическое «ты»: обращение к любимой девушке. Это хорошо. Так и должно быть. Даже когда автор считает героем себя самого — это тоже нормально. Пусть Шерлок Холмс или Ален Делон подвинутся, уступив место новому человеку… Слово Виктору Лунину, поэту и переводчику: Я просмотрел все работы. Поначалу мне действительно захотелось выбросить одну-две. Но потом, подумав, я понял, что делать этого не буду. Честно говоря, настоящих стихов среди этой сотни раз-два и обчёлся. Я насчитал таких не больше десятка. И всё-таки они есть, полноценные, зрелые стихи, наполненные неповторимыми, неуловимыми оттенками чувств. То есть той субстанции, из которой, собственно, и соткана поэзия. Но это если по большому счёту. Кстати, этого совсем не мало. Ведь истинные поэты, как известно, нечасто рождаются. Одно стихотворение хочу выделить особо. Оно чистое и прекрасное, абсолютно классическое. Своей интонацией и лёгкостью оно напоминает мне ранние стихи А. Ахматовой. Его автор, скрывающийся под номером 54 338, очень талантлив. Есть среди представленных стихов и такие, в которых видна ещё не до конца оформившаяся поэтическая жилка. Одни написаны совсем по-детски, в других уже видны размышления о жизни, литературные пристрастия, философствование. Юные дарования пробуют разные формы стиха, в том числе и верлибры. Они пытаются придумывать что-то своё. У них ещё будет время превратиться в истинных поэтов, если на это хватит ума, сердца и терпения. Но всё-таки большинство ребят пишет по принципу «что вижу, о том пою». Их стихи, честно говоря, не стихи вовсе, а плохо срифмованный, без понимания гармонии пересказ собственных ещё незрелых и путаных мыслей, часто взращенных на идеологии, которой заполнен телевизор. У многих, к сожалению, плохая грамотность. Это скорее стихи для домашнего пользования. Но… Но, к счастью, я знаю, что пути Господни неисповедимы, и из казалось бы гадких утят могут, тем не менее, вырасти со временем белые лебеди. Мне такие метаморфозы известны. Поэтому-то я и не выбросил из списка ни одного стихотворения. Слово Анне Игнатовой, поэту и сказочнику Каждый раз, когда объявляется творческий конкурс, у меня счастливое предвкушение, что сейчас будет много-много сюрпризов. Потому что никогда нельзя заранее предугадать, как развернется заданная тема в конкурсных работах. И в этом проявляется основной, как мне кажется, принцип поэзии и вообще творчества: свой ракурс, свой взгляд на предмет, свое видение вопроса. Как приятно, как здорово, когда тему, например, «Герой нашего времени» раскрывают самым невероятным и неожиданным способом. В этих искренних стихах нет бронзовых слов, шаблонных образов, скучного пафоса. Как хорошо, когда автор не пытается подстроиться под мнение других, угадать, чего от него ждут, пишет так, как хочет. «Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить» — слова из песни Булата Окуджавы. Вот тогда и получаются такие шедевры, не побоюсь этого слова, как «Моя семья» («Все мы очень хорошие!»). С удовольствием познакомилась бы с автором, скрывающимся под соответсвующим номером, и пожала бы ему руку. Неожиданные, увлекательные идеи — это первоочередная радость от конкурса. А если стихотворение еще и сделано по всем правилам стихосложения, если выбранный ритм соблюдается от и до, если автор следит за рифмами и ударениями, то радость удваивается. Спасибо всем участникам, ответственно отнесшимся к выбранной форме. Это уважительно по отношению и к поэзии, и к конкурсу. Ведь в стихах нет разделения на форму и содержание, нельзя определить, что важнее. Если содержание пострадает ради формы, то не стоило и браться за стихотворение, ведь утрачен его смысл. А если форма сделана кое-как, то это вызовет раздражение у читателя, и до восприятия смысла дело тоже не дойдет. Очень приятно, когда участники конкурса это понимают. И хочется сказать всем-всем, приславшим свои стихи, большое спасибо! За мысли, за старание, за желание творить. И за смелость! Если на этот раз удача вам не улыбнулась, не огорчайтесь! Конкурс будет продолжаться, участвовать можно снова и снова. Набираться опыта, переходить на новый уровень. Создать свое собственное произведение, испытать радость творчества — самое ценное вознаграждение. Слово Ольге Фадеевой, сказочнику и иллюстратору: Дорогие участники, спасибо за то, что вы есть, за то, что сочиняете, думаете, рассуждаете. И при этом рассуждаете откровенно, а мыслите смело. Меня поразил интерес к героической теме, которая, на мой взгляд, преобладала над другими. А сколько тепла идет от ваших стихотворений, посвященных мамам, бабушкам и дедушкам! Желаю сохранить его, как можно дольше. К сожалению, вам еще не всегда удается совмещать ваши мысли и переживания с рифмами и ритмом. Но у вас все впереди! Пройдет немного времени, и мир перестанет казаться черно-белым, в нем появятся другие оттенки и новые стихи, и однажды, кто-то из вас, наверняка станет замечательным поэтом. Слово Гите Сташевской и Елене Ракитиной, детским писательницам: В этом сборнике есть очень талантливые стихи, наверняка кто-то из ребят, приславших их, вырастет и станет настоящим поэтом. Есть стихи слабые, но в них присутствуют оригинальность образов, свой взгляд на мир. Большинство авторов, к сожалению, пока еще мало знакомы с настоящей поэзией, попросту мало читали. Я советую всем, кто пробует свои силы, подумать, что отличает поэзию от рифмоплётства. Советую размышлять над тем, что именно они хотят сказать и как, а также читать, читать, читать. На настоящем этапе рановато окунаться в мир Мандельштама, Пастернака и Бродского. Откройте сборники стихов Николая Заболоцкого, Арсения Тарковского, Юрия Левитанского.
Как проходила работа жюри Творческая комиссия, организованная преподавателями и студентами Литературного института имени
Итоги конкурса, лонг-лист, номинации жюри, а также имена победителей открытого голосования опубликованы в конкурсном разделе.
|