Вот и подошел к концу конкурс вопросов Алексею Пехову, Елене Бычковой и Наталье Турчаниновой. Поздравляем всех, кто принял участие в этой увлекательной беседе! А теперь давайте дадим слово писателям!
Их пришло очень много. ОЧЕНЬ МНОГО (так правильнее). Почти каждый вопрос разделен на «подвопросы», или задано сразу несколько вопросов в одном (вплоть до пятнадцати!). Мы физически не сможем ответить на все (но попытаемся). Много пришло идентичных вопросов (как мы пишем втроем, снятся ли нам сны, в какой мир бы хотели попасть и пр.) и если вы не видите ответа на свой вопрос, поищите похожий. Также мы решили, что на те вопросы, на которые не ответим здесь и сейчас — дадим ответы в своих инстаграм страницах: @alexey_pehov, @ellena_bychkova. Постепенно, в течение какого-то времени. Потому что на составление ответов уже сейчас у нас ушло четыре полных рабочих дня. И отвечать сложно (надо точно формулировать мысли, вспоминать какие-то вещи), и обидеть никого не хочется невниманием. Так что когда у нас будут появляться свободные минуты — станем давать развернутый ответ на очередной вопрос. Так, наверное, будет правильнее всего. :))
Круто ли быть писателем? Это сложно или легко? Какие плюсы и минусы в этой профессии? Обременительно ли это? Какой вопрос Вам задают чаще всего, и на какой вопрос Вы не любите отвечать? Писатель такая же профессия, как и другие. И круто быть профессионалом и приносить пользу — не важно, в какой области ты работаешь. В каждой профессии есть свои плюсы и минусы, проблемы и радости. Быть писателем — чаще всего сложно. И совершенно точно — не легко. Чаще всего задают вопрос «как вы пишете вместе», и на него всегда непросто ответить.
Мы никогда ничего не покоряем. В горах мы всего лишь идем все выше и выше. И очень благодарны горным вершинам за то, что они дают нам возможность вообще куда-либо подняться. :) Нам кажется, что в слове «покорение» есть нечто агрессивное, поэтому мы просто путешествуем в горах и просто пишем книги. Без жажды водрузить флаг на реальной или литературной вершине. Если говорить о любимой собственной книге, или той, что мы ценим больше других среди своих книг, то и тут единой «вершины» не будет. Каждая книга дается очень непросто. Каждой — мы поглощены без остатка, когда ее пишем. Каждую — не отдаем в печать, пока полностью не вложим в нее все, что можем на данном этапе. И мы гордимся не отдельно взятыми книгами, так как они все для нас — единый процесс… Мы гордимся тем, что в принципе в состоянии работать. И делаем это честно и с полной самоотдачей. Что касается совместного литературного восхождения, то у нас уже сработанная связка «альпинистов». Мы знаем особенности друг друга, недостатки и достоинства, можем подстраховать, вытянуть и помочь подняться. Нам совершенно не нужен лишний человек, который нарушит уже откалиброванный механизм.
Цикл «Мастер снов». Полис создан на основе культуры античности, мы использовали при написании книги многое из своих путешествий по Италии, ярко отражена архитектура Рима в книгах. Плюс мы сделали симбиоз античной культуры с научно-технологическим прогрессом, ярче всего представленным в Японии. Конкретнее, взяли за образец технической составляющей Полиса (транспорта, технологий Цикл «Страж». Появился после посещения Нидерландов. В описаниях (и, естественно, создании целых сюжетных веток) использованы элементы горных ландшафтов и небольших городков Швейцарии, где нам довелось побывать. Где-то тут же творчески переосмыслились наши впечатления, которые дали Германия, Франция, Испания… В общем, «Страж» — это западная Европа. Какая часть реального?.. Ну, в принципе — всё реальное. Как мы это видим. С очень небольшими лично нашими фантастическими допущениями. А так это то, во что уже не одно столетие верят люди в разных уголках земного шара, и что нашло отражение в религиозно-мифологических и/или исторически-культурных источниках. Которые мы просто по-новому обрабатываем. Плюс реальная картинка, которую мы своими глазами увидели в путешествиях. Плюс люди, плюс события… реальной жизни. Иногда нашей собственной, иногда той жизни, что идет рядом с нами у других людей.
Развить идеальную медицину, способную лечить любую болезнь. Получить возможность межзвездных перелетов и колонизацию дальних рубежей. Найти новые источники получения энергии. Создать дружественный искусственный интеллект. Но сначала — естественный интеллект разных людей сделать дружественным по отношению друг к другу. На этот этап, похоже, уйдет еще не одно столетие (в дополнение к уже прошедшим векам…)
Легко смогли бы — на жизнь в Полисе. Это самое комфортное и безопасное место среди наших миров. Но не только в этом дело. Очень вероятно, что Полис — это реальное будущее человечества. И мы просто чуть раньше видим это будущее. А оказаться в будущем — что может быть логичнее и естественнее для человека. Так что это даже не фантазия и не мечта, а практически — неизбежная для нас реальность.
Создавали бы заново, конечно. И, пожалуй, это было бы намного легче! Чем работать (без всяких снов и воспоминаний, как тут многие надеются :), про уже известное свое творчество, миры и сюжеты книг…) Точно не ушли бы в другой жанр. А если бы хотели уйти в другую профессию — мы бы и сейчас в нее уже ушли.
Герои книг для нас — наши друзья, семья, часть нас. И враги тоже. Не просто трудовые будни — а перенасыщенные трудовые будни, выходные, праздники и вообще все-все дни жизни. По 12, 14, 16 часов работы в день. И в путешествиях — это тоже постоянная работа. И даже когда мы спим — мозг отдыхает лишь для того, чтобы лучше сделать работу. :) Или во сне — мы продолжаем думать. Крутить и поворачивать сюжет. Герои наших книг — это мы. Они неотъемлемая часть нас. И хорошие, и плохие, и даже самые второстепенные. И в то же время они совершенно другие люди со своими интересами, историей, прошлым, увлечениями, живущие в немного иной реальности. Героями в наших книгах иногда бывают реальные люди, которых мы описываем, — но мы все равно вынуждены «влезать в их шкуру», становимся как бы ими… И когда они выступают в роли героев книг — это снова часть нас. Есть большой плюс для писателя. Все, что он видит — тем он обладает. Все, что его окружает — это он. Поэтому мы полностью лишены зависти — ведь все и так принадлежит нам. :)) Поэтому мы способны погрузиться достаточно глубоко во все, с чем встречаемся в жизни, — чтобы описать это достаточно детально, достоверно и убедительно. Чтобы читатели могли верить в созданный нами мир.
Мы не большие специалисты в этом направлении. Но считаем, что лучше всего для адаптации под графический роман подошел бы цикл «Заклинатели», причем сделать его очень интересно — можно в стиле манга. Для графического романа в стиле стим-панк подошел бы очень удачно роман «Пересмешник».
Мы лучше бы остались дома, отправив вместо себя читателей. С надежными и проверенными героями. В невероятное приключение. Хотя… Стоп! Ведь именно этим мы и занимаемся!
Вдохновение вдохновением, но писатель — это в первую очередь работа. Надо проснуться, включить компьютер, сесть на стул и начать заниматься любимым делом. Ожидать вдохновения это значит оправдывать себя и не работать. Иногда месяцами. Это конечно очень удобно, но совершенно безрезультатно. Так что вдохновение мы черпаем в силе воли.
Я просто всегда любил сказки.
Нам нравится везде, но всегда хочется вернуться домой. :) Кроме гор мы любим море. Сильнее всего — Средиземноморье. Из городов любимый Рим — но это и так ясно, иначе — не было бы Полиса… :) Из стран — очень привлекательна и самобытна Япония. Надежда на продолжение «Особого почтового» конечно же есть. Времени на реализацию недостаточно.
Ответ на этот вопрос возможен лишь очень условный. У нас нет персонажей, которые нам не близки в той или иной степени. Быть может даже — персонажи книг это постепенно взрослеющие мы, или мы в разном настроении, или мы, смотрящие с разных ракурсов на один и тот же предмет. Ведь в принципе, мы — даже погода в книге… :) А на счет того, кто на кого похож… Иногда мы достаточно четко видим в героях черты авторов. Иногда мы вкладываем в своих героев черты наших соавторов. От этого получается с одной стороны путаница, с другой стороны — большая многогранность персонажей. Навскидку. Алексей похож на Людвига. Очень — с точки зрения его соавторов. :) Елена на Гертруду… и на Пугало. Или Пугало на нее похоже — тут уже сложно разобраться. Наталья — на Эрин. Елена — на Бэсс. И даже не просто похожа, Бэсс — это практически она и есть. Алексей похож на Итана. Наталья — на Райна. А некоторые черты Райна и его воспоминания — это черты и воспоминания Елены. Никто не похож на Миклоша! :)) Миклош вообще уникальная личность и единственная в своем роде. (!) ;) Но. Некоторые его особенности — это черты Елены. Многие воспоминания Мэтта — это воспоминания Натальи. Дарэл — списан с Елены, и Лориан тоже. И Флора, и Фелиция… А с Алексея — Словен. Сагюнаро — с Натальи. И Кристоф. И Стефания. И Талия… И список можно продолжать до бесконечности. Но вряд ли он даст читателям хоть сколько-нибудь внятную картину. ;)
Нет. Такого не было. К тому же герой не может убедить автора, что он не такой. Писатель не вступает в споры со своими альтернативными личностями.
Чтобы раскрыть героя, совершенно не важна культура и эпоха, в которой он обитает. Героя раскрывают его поступки, прошлое, желания, стремления, цели и люди, которые окружают. Не важно, где он живет, — на космической станции или в лесу эльфов. Как авторам нам всегда ближе то, о чем именно сейчас мы пишем. То есть, во что мы погружены, в том герои и легче раскрываются. Хотя слово «легче» — не совсем подходит. Потому что раскрыть героя и развить героя — всегда нелегко.
Спасибо за пожелания. Чаще всего название появляется еще до книги, когда она только-только задумывается. Но бывают случаи, когда оно изменяется в самый последний момент. Например, «Танцующий в тенях» стал «Крадущимся в тенях». А «Пыль дорог» превратилась в «Аутодафе». Над названиями мы всегда особенно тщательно думаем. И при создании их стараемся, чтобы они соответствовали содержанию книги.
Домовой — это реальность. Любовь — тоже. Чтение хороших книг безусловно помогает.
C «творческим ступором» мы боремся размышлениями. Надо понять, что тебя смущает в том или ином отрывке текста, и решать проблему. У нас ни разу не было ни одного творческого разногласия за эти долгие годы. Мы на одной волне, к тому же работаем не по капризу, и «я так хочу», а по логике текста. А с логикой, как нам кажется, у нас все нормально и мы очень похожи. Нет автора, которого мы считаем своим учителем. Тем более нет автора, которого мы считаем своим наставником. Для нас творчество — это слишком свободная и субъективная категория. В лучшем случае мы можем относиться к другим авторам как к друзьям. Это такая интеллектуальная дружба, которая не ограничена временем, пространством или подтверждением заслуг. Определенных книг, которые вдохновили нас стать конкретно чем-то, тоже нет. Нам просто нравилось создавать свои миры, свои истории — мы вообще не собирались быть писателями. И лет десять только привыкали, что наша профессия называется — писатель.
Мы думаем, что нам еще рано уходить в мемуары. Лучше займемся фантастическими книгами.
Это очень волнительно. Совершенно радостно. Невероятно фантастично. Чудовищно сложно. И бесконечно прекрасно.
— Это вряд ли можно назвать словом «вдохновляться». Это, скорее, неприятная часть работы. Читаем уголовную хронику. Отчеты патологоанатомов. Дневники участников войн или работников концлагерей… Специальную литературу. И в книгах это — не «злая фантазия» авторов, а вполне реальные вещи из жизни. И, честное слово, то, что такие вещи в жизни делаются людьми — намного более жутко, чем любая фантастическая фантазия. Но мы не можем скрыть в наших книгах эту грань реальности — ведь тогда книги станут ненастоящими.
Не думаем, чтобы нам это было интересно — написать одиннадцать похожих книг, с незначительными изменениями нюансов. Это скучная работа, как для писателя, так и для большинства читателей. То, что хорошо в компьютерных играх или в сериалах а-ля «День Сурка», не слишком применимо в литературе. Лучше мы сделаем одиннадцать совершенно разных книг.
Мы знаем, что они существуют. Нам нет нужды пробовать, потому что в наших головах постоянно идут бесконечные ролевые игры, отражения которых вы видите на бумаге.
Да, мы знаем нескольких писателей, которые решили писать, прочитав наши книги. Некоторых из них вы даже читали.
У нас очень воспитанные, чистые и аккуратные коты. У них интеллект 7-летних детей. Так что они нигде не чувствуются (кроме веса в 11 кг, когда они на нас спят). Оставляем их на родных. Нет. Спасибо. Нам своих достаточно.
Сюжетные повороты из жизненных реалий берем. В процессе работы всегда есть вещи, которыми мы недовольны. Но вы их не видите. Они не попадают в финальную версию книги. Пожалуйста. :)
Мы не показываем работу, которая не готова, читателям. Мы не пользуемся бета-тестерами и советами интернет-пространства. Наша книга, наше мнение, наша работа, наши ошибки, наши удачи и наша ответственность. Мы не видим причин перекладывать эту тяжелую гору на плечи посторонних людей. Что касается реакции читателей, мы конечно же представляем реакцию той или иной аудитории на ту или иную ситуацию. Но это никак не влияет на сюжетные ходы и содержание книги. Примерно как если вы зритель в зале и смотрите балет — это не влияет на происходящее на сцене. Мы же — словно со сцены, играя спектакль — смотрим на зрителей/читателей. Но то, что мы их видим в зале, не может изменить содержание пьесы.
Нам кажется, что у нас добрые книги. Есть даже, в принципе, ориентированные на достаточно детскую аудиторию (например, «Ловцы удачи», «Особый почтовый»). Некоторые наши книги читают школьники, которым двенадцать лет. Но пока мы не планируем переходить на полностью детскую аудиторию.
Алексей и Елена вместе работали над этим миром. И вместе отвечают:
Зачем делать Гарри Поттера по-Пеховски, когда есть Гарри Поттер по-Роулинговски? Это прекрасная книга и она не требует никаких похожестей. К тому же, это очень сложная работа при всей кажущейся читателю простоте.
Мы сохраним интригу для читателей, и не будем рассказывать о новых героях раньше времени.
Нам не нужен такой спутник. Думаем, Юми, кодзу, Старый Пеликан и Пугало с Кли-кли будут против. Им и так тесно.
Писать в трио — очень интересно. Намного интереснее (и проще!) чем в одиночку. Компромиссы мы не находим. Компромисс — это разрешение конфликтных ситуаций путем взаимных уступок. А у нас не то что конфликтных ситуаций — у нас даже противоречий нет. Мы работаем одновременно разными методиками. Иногда каждый пишет своего героя. Иногда герой берет черты кого-то из нас. Иногда один начинает писать героя — а продолжает про него писать другой. Иногда один создает характеристики персонажа — и отдает его соавтору. А потом он, или кто-то другой из соавторов, должен правильно раскрыть еще и логику развития персонажа. Но это только герои! А еще вокруг целый мир (со своей географией, этнографией, устройством магии/науки, политическим устройством, административным тоже). Сюжет. Диалоги с особенностями речи… Стиль. Элемент для художественного произведения тоже очень важный. Который для нас напрямую связан с жанром книги. Нам не бывает страшно от придуманного. Никогда. Некоторые вещи могут казаться нам неприятными или неправильными, но — не страшными.
Я давно уже не работаю по профессии (больше десяти лет). Так что не совмещаю врача и писателя — я просто писатель. Но профессиональный врачебный навык иногда помогает писать книги (бои, раны и прочее). Не считаю, что совместимы еда и неприятные зрелища/разговоры: знаю множество случаев, когда такие «профессиональные привычки» приводят в конечном итоге людей к гастритам, панкреатитам По счастью — нет. Только в аэропортах мира узнают читатели. Всегда хотелось обмануть мозг и не работать. Поймите, пожалуйста, одну вещь: книга уже есть в голове. Это самое клевое — ее придумать, создать. А вот записать на бумагу и сделать это складно, чтобы твои мысли смогли воспринять другие — уже совсем другой процесс. Чтобы обрадовать человечество, следует стараться куда больше, чем для себя. А это занимает и время и силы. Продуктивность объясняется тем, что я много работаю, и работаю — всегда — не один. А совсем не вдохновением. Мне тяжело работать над каждой книгой.
Соперничества нет. Есть сотрудничество. Но сотрудничество — это не совсем взаимопомощь. Мы не «помогаем» друг другу что-то делать. Мы делаем — вместе. Каждый — свою часть работы.
Со своими героями мы и так всегда рядом.
В наших книгах не часто затрагивается тема религии. В наших книгах обыгрываются образы мировых мифологий, философий, сказок, фольклора. Это же фэнтези — оно всё про вымышленные вещи. Разве тема вампиров — это тема религии? Оборотни — религия? Эльфы — тема религии? Или, может — доралисцы? Являются ли темой религии сновидения и психология человека? Включая его подсознание. Или кибернетические организмы? О которых мы также пишем. Или мир на основе японской мифологий — разве тема религии? Что касается отношения к религии нашего личного — мы не любим обсуждать тему веры публично, потому что считаем это глубоко личной, закрытой информацией (в принципе, может быть поэтому в христианстве даже крест надо прятать под одежду и носить его на виду неприлично, никому кроме священнослужителей). Наши читатели из разных стран верят в совершенно различные вещи. Должны ли мы доказывать индуисту — что его богов нет? А индуистов примерно 1 миллиард на земном шаре… Или православным христианам, которых примерно 1% из верующих людей в мире — мы должны что-то говорить? Или синтоистов в чем-то убеждать? Это представляется нам очень странным и сомнительным занятием. Также мы не любим высказываться публично о политике, потому что по большому счету это ведет лишь к разногласиям и ссорам, и совершенно не помогает людям понять друг друга. Скорее — они окончательно перестают друг друга понимать. Каждый имеет право на собственное мнение, у каждого, в конечном итоге, свой путь — но отчего-то люди не могут спокойно относиться к мнению, не совпадающему с их собственным. Каким бы — правильным, или не правильным — оно ни было. Героев наших книг мы берем из своего воображения. В основном. Также иногда используем при создании персонажей исторических личностей с яркими характерами. Внешний вид знакомых людей мы никогда не берем как внешний вид наших героев. И вообще человек должен быть очень необычным и действительно сумевшим чем-то нас поразить, чтобы у него был шанс попасть в нашу книгу. Аналог — это подобие. Аналог лекарства, к примеру — это точно такое же лекарство, с теми же свойствами. Произведение «Портрет Дориана Грея» и наш цикл «Киндрэт» — это совершенно разные книги, и по содержанию, и по идее, и по размеру, и даже по жанру. А жизнь Оскара Уайльда — и вовсе не произведение. А просто жизнь человека. Идея «Портрета Дориана Грея» в том, что совершая преступление — человек уродует свою душу. Портрет — это символ. Впрочем, поскольку Уайльд не разделял душу и тело, считал их отражением друг друга, поэтому использовал именно такую трактовку и символику. Кроме того, на автора при создании этого сюжета повлияло произведение Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа», как считают литературоведы. (Кстати, что вы думаете об этом?..) А также идея романа в том, что преступление не скрыть. Идеи цикла «Киндрэт» в том, что: любовь сильнее смерти; дружба способна совершать по-настоящему великие, и даже невозможные, вещи; а те, кто способны объединиться, становятся непобедимы. Ну, и что свет солнца — ценнее любого бессмертия без света солнца. :) Это тоже символ, если что. Надеемся, вы понимаете. И не надо его расшифровывать. Тема размышлений об искусстве в «Киндрэт» частично взята из критического эссе Оскара Уайльда «Критик как творец», а сам автор эссе взят как прототип одного из персонажей — Александра Фэриартоса. В книге это совершенно очевидно. Об этом мы думаем, что это сделало нашу книгу более многогранной, глубокой и интересной. Но не аналогом чего бы то ни было. :)
Источником вдохновения может быть любой нюанс. Персонаж. Запах. Предмет. Человек. Вкус. Звук. Цвет. Любая мелочь может превратиться в целый роман. Нужна лишь маленькая песчинка — чтобы она постепенно превратилась в жемчужину.
Спасибо за пожелания! Характер персонажей зависит от истории, прошлого персонажа, его профессии, внешнего вида и пр. Мы просто знаем, что должно быть (по нашему мнению) и как он будет себя вести, чтобы не выглядеть идиотом или терминатором (или наоборот выглядеть: идиотом. или терминатором). А насчет знакомых людей, мы уже ответили чуть ранее. Нет. Мы не переносим целиком черты реальных людей на своих персонажей. И еще реже берем за основу знакомых людей — для этого они должны сделать что-то невероятное. То, что могли бы сделать герои наших книг.
Алексей: в данный момент я с интересом бы оказался во время Эпохи Великих Открытий. Посмотрел на путешествие Магеллана, колонизацию Америки. Ну и как работают Микеланджело и Леонардо. Елена: Я бы с интересом побродила по античному Риму. Довольно сложно и долго воссоздавать в своем воображении разрушенные здания и давно умерших людей — хотела бы просто посмотреть на них. Это сделало бы для меня намного легче работу над циклом «Мастер снов». Наталья: Посмотрела бы, как строят пирамиды. Существует много теорий их возведения. Хочу знать, как всё было на самом деле.
В «Киндрэт» были оборотни. Нам кажется, что они получились замечательными. Что же касается будущих проектов — все возможно.
Да. И не только в средневековье. Это интересный исторический опыт. Алексей: Пожалуй, нет. Будущее мне отчего-то рисуется в мрачных тонах. Елена: Мы и так окажемся в будущем. И узнаем, каким оно будет. По крайней мере, обозримое. Конечно, не стоит доживать до того момента, когда солнце погаснет… Это самое далекое — конечное — будущее для всех жителей Земли. А так — вряд ли прилетят инопланетяне для войны с нами, и зомби скорее всего не восстанут. Ядерная война будет пореальнее… Но 99%, что и ее не будет. А во всем остальном — мне даже и бывать в будущем не совсем надо, я и так себе могу смоделировать его и даже немного в нем пожить. Пока все задаются вопросом — а каким же оно будет?.. :)) В принципе, уже живу. ;)
Да. Такое бывало. И бывает регулярно.
Да. В той степени, чтобы книга не потеряла свой стиль и содержание художественного произведения.
Большое спасибо. 1. Нам попеременно кажется то — что мы бездарны, то что — гении! Но мы с этим боремся. Если серьезно. Когда ты считаешь, что достиг высшей планки, то останавливаешься в развитии. А когда не к чему стремиться — это губительно для писателя. 2. Конечно. Всегда посвящаю. Ну и плюс мы работаем над книгами — вместе. 3. По сути — это смысл жизни. И образ жизни. Что касается персонажей, однозначно они не просто плод нашего воображения и не черненькие буквы на белом фоне. Это люди, в которых верим мы и читатели. И пока в них верят, они живут. 4. Когда мы работаем — вообще не задумываемся, как выглядим, это точно. (Видели бы вы кого-нибудь из нас в зеркале после суток работы с перерывом на 2 часа сна, потому что мысль особо удачная идет, и надо записать ее срочно… а формулирование этой мысли как-то затянулось). Прекрасными себя, если честно, не считаем. Думаем, окружающим кажется, что мы выглядим хорошо, а на самом деле — это просто наше дружелюбие создает такой эффект и искренняя симпатия к людям. А еще — вежливость окружающих позволяет озвучить вежливые и приятные фразы. …Мы ходим в горы — они дают много жизненных сил. Мы непримиримые — и поэтому с нами щедро делятся силами еще и другие такие же люди — причем неважно из настоящего, из прошлого или даже из будущего. Лет 20 назад знакомые шутили, что мы из Нуменора. :) Потом стали говорить, что наверное киндрэт, открывшие секрет нахождения на солнце. ;) Теперь дело дошло до темы генетической модификации… А мы думаем — это просто ИЛЛЮЗИЯ. :)) Если чуть серьезнее и точнее — по работе над собой, физически. Об этом ведь был, на самом деле, вопрос? В перерывах между работой над книгами мы стараемся заниматься своим физическим телом. Потому что оно не железное, и у него есть свои потребности, а нам надо постоянно следить, чтобы нормально шел кровоток к головному мозгу — от этого сильно зависит наша работа как писателей. Каждый год мы обещаем себе больше времени уделять здоровью — и не успеваем, по факту. Каждый год нам нужно все больше времени уделять физическому телу. Но пока так: мы плаваем 1−2 раза в день по 40 минут (правда, лишь 2 недели в году — на море). Две недели в году — курс массажа. Хорошего массажа, с горячими камнями и мощными эфирными маслами. Примерно тридцать минут дыхательной гимнастики раз в неделю. Много (по 10−25 км в день) ходим в творческих командировках. В каждой из экзотических стран стараемся проверять на себе хотя бы раз местные виды массажа и работы с точками/лимфой/мышцами… Иногда новый такой опыт бывает потрясающим. Это одна из граней традиций народов, которая нам интересна. Специальной/особой косметики фирменной нет (о чем говорить, когда карандаш для глаз каждая из нас может использовать 15 лет — но да, он фирменный, правда теперь давно забыто, какой из топовых фирм :) И, конечно, мы следим за такими вещами, чтобы кожа была чисто вымыта и увлажнена, кровоток нормально восстановлен. Дыхательные гимнастики нам кажутся тоже очень эффективными.
— Повлиять на это можно через искусство. Хорошие и интересные книги, картины, скульптуру, фильмы, музыку. Чем больше в мире прекрасного, тем меньше злых, неграмотных и нетерпимых друг к другу людей. И повлиять можно — через образование. Чем больше в мире образованных людей, имеющих представление о развитии истории всей человеческой цивилизации, о культуре человечества и о науке, и о том, как два этих важнейших для социума направления связаны, — тем меньше нетерпимых, злых и эгоистичных.
Они умные, воспитанные и вообще кавайные.
Спасибо за впечатление о книге. Нам действительно оно очень важно. Насчет того, что видит человек рядом с вершиной? Что угодно! Он может видеть абсолютно что угодно, с кем угодно говорить… Это называется высотная галлюцинация. Иногда такие галлюцинации убивают людей, напугав их, иногда — спасают, выводят на дорогу, помогают найти более краткий спуск или просто не дают заснуть и замерзнуть. Мы думаем — это работа мозга. Мозг хочет выжить и моделирует картинку. Что было в реальной истории?.. — Был призрак. А еще у нас было пение из-под земли. Женские и мужские голоса. И в зеркалах мы не отражались. И звезды падали с неба сверкающими полосами. И исчезала чувствительность пальцев на руках и ногах. И полностью пропадало обоняние и вкус. Это все — работа мозга. Которому не хватает кислорода. А он пытается вывести организм на то, чтобы выжить. Быстро-быстро выращивает новые клетки, отключает «лишние» функции, которые не так необходимы для выживания. В общем, это, правда, очень круто!
— Мы бы вложили идею:
|

К сожалению, мы не нашли товаров с такими фильтрами.
К сожалению, у нас нет товаров с такими параметрами.
Попробуйте задать менее жесткие параметры подбора слева,
и мы постараемся предложить вам что-нибудь интересное!
Фильтры
Найдено
0
Сбросить
Ваша корзина невероятно пуста.
Не знаете, что почитать?
Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?
Здесь наша редакция собирает для вас
лучшие книги и важные события.
Главные книги
А тут читатели выбирают все самое любимое.
Примем заказ, ответим на все вопросы
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию