Тэги
Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева — автор «Комплексной Сказкотерапии» отечественного психологического метода проработки трудных жизненных ситуаций и кризисных проблем личности. Изначально «Комплексная Сказкотерапия» создавалась для взрослых с целью деликатного воздействия на сознание человека с помощью доброй и точной сказки, образов и метафор. «Мастерская сказок для детей» — это игровой комплект. Диалог сотворчества между мудрым взрослым и ребенком в поиске ответов на жизненные вопросы.
Татьяна Дмитриевна ответила на несколько вопросов о своей методике, и особенностях работы ее игры.
Лабиринт Татьяна Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, о себе, о Вашем пути к сказкотерапии.
Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева Для меня внутренние события имеют значительно большее значение, чем внешние. Что я открыла, что поняла и благодаря чему, что развернулось полнее, а что потеряло свою ценность, — я бы рассказывала об этом. Потому что внешние события для меня — это предложенные жизнью обстоятельства открытия новых граней себя и мира. Устройство моей памяти таково, что я запоминаю общие механизмы и закономерности, взаимосвязи между явлениями, интересные цепочки причинно-следственных связей. И при этом, легко забываю некие детали и целые события, если они мне показались несущественными. Словом, я запоминаю то, что для меня наполнено смыслом. Поэтому мне так по душе сказки. Смыслы в них многомерны, они окружают тебя и наполняют радостью познания. Такое же чувство возникает, когда общаешься с человеком, который, наконец, нашел себя настоящего; или когда соприкасаешься с подлинным (а не просто модным) искусством, музыкой, литературой, научным открытием. Такими переживаниями укутываешься, как мягким пледом, в удивительных природных или святых местах. Все это наполнено жизнью, смыслом, энергией, животворящей информацией. И это запоминается и помнится всегда. Вот поэтому я занимаюсь сказками, их смысловым анализом; вот поэтому свой метод я назвала «Комплексной Сказкотерапией». Это то, что я всегда помню.
В детстве я занималась еще кукольным театром и рисованием, — и все это тоже вошло в инструментарий Комплексной Сказкотерапии. Что тут скажешь — все «родом из детства». Конечно, коллеги, читая мой ответ, скажут: «Стало быть, весь метод Комплексной Сказкотерапии — это продукт внутреннего ребенка!». И будут правы. Тем более, что и внутренний ребенок многолик: ребенок познающий, творящий, играющий, чувствующий, больной, травмированный, хранящий, сакральный… Во всех гранях внутреннего бытия есть детское, чистое начало. Собственно, оно и помогает нам оставаться самими собой.
Л Может ли сказкотерапия принести реальный результат или это миф?
ТЗЕ Реальный результат всегда зависит от точности цели. В сфере воспитания детей, развития личности крайне непросто сформулировать цель точно. Например, я, как мама, хочу, чтобы мой ребенок перестал бояться и спокойно оставался дома один, чтобы я могла ненадолго отлучиться по своим делам. И вот я начинаю искать «специальную сказку» или текст с «правильными родительскими словами», чтобы мой ребенок перестал бояться. Захожу на сайт детского психолога и вижу «сказку против страха», читаю ее ребенку и жду результата. Но мой ребенок как боялся, так и боится. Ничего не произошло. И я для себя делаю вывод: «сказкотерапия — это миф».
Дело в том, что сказочное «лекарство» — это не таблетка быстрого действия. Суть сказочного лекарства тонкая. Сказка — это «информационное лекарство». Оно действует значительно медленнее, чем привычная фармакология или инструменты манипулятивного влияния.
Сказочное информационное лекарство сначала проникает в сферу чувств, в область мироощущения, потом в область ценностей, потом в пласт сокровенных внутренних ресурсов. И уже оттуда начинает «включать» внутренние ресурсы как ребенка, так и взрослого. Чтобы пройти такой путь и сделать свою работу, сказке нужно значительно больше времени, чем мы ей отводим. Жителям больших городов необходимо, чтобы все происходило быстро и в установленные ими сроки. В работе со сказкой такой подход не работает.
Я и мои коллеги, родители отмечают «отсроченный эффект» и «накопительный эффект» сказкотерапии. «Отсроченный эффект» проявляется в том, что перемены в способе реагирования, в восприятии некоторых явлений происходят через более длительное время. Но зато они устойчивы. «Накопительный эффект» проявляется в качественной перемене стилистики рассуждений и структур характера ребенка в процессе целенаправленной работы со сказкой.
В том примере со сказкой, как лекарством от страха, что я привела выше, есть две системные ошибки. Во-первых, цель сформулирована не точно, поэтому и результата нет. Точная цель в этом случае — пробудить в ребенке смелость и самостоятельность. Во-вторых, родительское нетерпение: ожидание быстрого результата. В сказкотерапии сначала мы точно формулируем цель, отказываемся от суеты и запасаемся наблюдательностью. Тогда сказкотерапия принесет результат. Устойчивый долгосрочный результат.
Словом, «сказкотерапия — это миф» для тех, кто любит «быстрый эффект» особенно в сложнейших ситуациях. И «сказкотерапия — это путь к реальному результату для тех, кто способен точно формулировать цель, обладает терпением и не поддается «суете житейской».
Л От чего зависит глубина эффекта сказки?
ТЗЕ Вы очень точно сформулировали вопрос: ведь какой-то эффект от сказки, хотя бы эмоциональный, есть всегда. А вот вопрос о его глубине уже переводит обычное чтение сказки в сферу сказкотерапии. Я ставлю на первое место «красоту подачи» сказки. Даже необработанная сказка, если она красиво прочитана или рассказана, производит глубокое впечатление. Поэтому артистизм подачи в сочетании с пониманием смыслов сказки, точные эмоциональные акценты, — это то, что может произвести переворот в душе.
Но это, как говорится, «великая сила искусства»! Поэтому многие взрослые отмечают, что им в детстве нравилось слушать сказки на пластинках, или те, что рассказывали в телепередачах. Красивая подача сказки распахивала перед ней все внутренние двери, включала все психологические и душевные «сенсоры».
Я прошу родителей читать, рассказывать сказки выразительно. Красота подачи не может оставить ребенка равнодушным. В каждом есть природный артистизм. И, конечно, понимание скрытых шифров, смыслов сказок помогает сделать их подачу более красивой, проникающей в самую суть человеческого естества. Сказка не терпит равнодушного отношения.
На второе место я ставлю грамотную обработку сказки. Не просто художественную (хотя это важно для глубины воздействия!), а смысловую. Смысловая обработка сказки предполагает размышление, сравнение различных версий сказки, извлечение скрытых шифров/смыслов сказки из разных информационных пластов, а затем выстраивание всех смыслов в единый сюжет. То есть происходит сначала смысловая «разборка», а потом «новая сборка» сказки. Подобная обработка сказки делает ее именно живой, более понятной и проникновенной. Сам текст в этом случае способен компенсировать недостаток красоты подачи сказки. Собственно, для «Мастерской сказок для детей» я сделала смысловую обработку отобранных сказок. Чтобы глубина воздействия сказки стала больше.
Л Как быстро ждать эффекта в решении проблем?
ТЗЕ Добрый совет: ничего не ждать, точно формулировать задачи и просто жить. Любое ожидание ограничивает внутреннюю свободу, привязывает к ожидаемому событию, желаемой перемене. Так мы внутренне утяжеляемся. А результат приходит к легким (но не легковесным!). Но это не более чем «философская ремарка».
На самом деле, эффект от сказкотерапии во многом зависит от понятливости и сообразительности человека. От его индивидуальной скорости обработки информации на разных уровнях: житейском, социальном, психологическом, сакральном и других. А также скорость эффекта сказкотерапии зависит от совпадения ценностных полей сказкотерапевта и родителя.
Поэтому эффект можно наблюдать и после первого, и после третьего занятия. А можно отметить и «отсроченный эффект»: занятия сказкотерапией уже давно отложены «в долгий ящик», и вдруг ребенок начинает рассуждать о том, что читали и обсуждали когда-то, да и сам «меняется до неузнаваемости в лучшую сторону».
Л Достаточно ли просто прочитать сказку малышу?
ТЗЕ Конечно, я считаю, что этого мало. Но, с другой стороны, у родителей так много забот, что и прочитать ребенку сказку — это уже настоящий подвиг. Сказка — это повод поговорить, поиграть. Выйти из житейской суеты, снять социальные маски и просто стать собой. Хотя бы наедине со своим ребенком… А как это организовать — мы предложили в «Мастерской сказок для детей».
Л Нужна ли опора на иллюстрации?
ТЗЕ Насколько важны визуальные образы в сказкотерапии? Зрительный образ для ребенка имеет огромное, подчас, первостепенное значение. Можно даже сказать, что наших малышей воспитывают художники и дизайнеры. Ведь именно эстетическое чувство является двигателем развития личности. А эстетическое чувство формируется «из сырья» зрительных образов, задаваемых художниками.
То, что ребенок не понимает из текста, он добирает из картинки. Поэтому эстетическое чувство ребенка во многом воспитывается художниками-иллюстраторами. На мой взгляд, это совершенно особые люди.
Так что опора на иллюстрации крайне важна. Но еще более важно подбирать такие иллюстрации, чтобы на них, действительно можно было опираться. В этом отношении я признательна художнице Анастасии Зининой: она создала для «Мастерской сказок» метафорические карты, на которые можно опираться.
Л Можно ли заменить чтение мультфильмом, диафильмом, аудио-версией?
ТЗЕ Если есть возможность, лучше использовать все формы подачи сказки: чтение/рассказывание, мульфильмы, диафильмы, аудиосказки. Тогда у ребенка будет развиваться полимодальное восприятие информации. Мы с вами отлично знаем, как отличается литературное произведение от его экранизации. Это, порою, два самостоятельных произведения. Также происходит с мультфильмами и текстовыми сказками. Поэтому я за полимодальность подачи сказки.
Л Как правильно подобрать сказки для ребенка?
ТЗЕ Важно осознавать цель подбора. Если целью является общее развитие, то прежде всего нужно учитывать возраст ребенка, его интересы и особенности характера; понимать, что он готов слушать и обсуждать, а что нет. Если сказка подбирается для психокоррекционных, терапевтических целей, то это делает в соответствии с «мишенями работы». Также я сторонница гендерного подбора сказок: есть девичьи и мальчиковые сказки. Которые крайне важны для гендерной идентификации. В этой области я придерживаюсь консервативного подхода.
Но главное, на мой взгляд, для правильного подбора сказки — знание ее скрытых смыслов: о чем она, чему учит, какие идеи предлагает. Поэтому я сторонница «толкования сказок»: родителям важно уметь проводить смысловой экспресс-анализ сказок. И тогда они всегда точно подберут своему ребенку сказки.
Л Как правильно интерпретировать метафорические карты комплекта «Мастерская сказок для детей»?
ТЗЕ С одной стороны, все метафорические ассоциативные карты — это двигатели «внутренних проекций». То есть картинка запускает ассоциативный поток, дает возможность высказаться на тему сюжета рисунка, — и это само по себе крайне важно.
Очень полезно высказывать свои мысли, но не хаотично, а в русле точного смысла. Это русло как раз и задает рисунок. И с этой стороны правильность интерпретации будет в том, чтобы воздерживаться от оценочных замечаний. Нужно просто дать высказаться, поддержать мысль ребенка, развить ее, если это возможно, поделиться своими мыслями, опытом по этой теме.
Но есть и другая сторона. За каждой метафорической картой в нашей колоде стоит определенный жизненный или сказочный сюжет. Он указан в руководстве. Чтобы «далеко не уйти» в интерпретациях, лучше держаться фарватера авторского замысла о самом рисунке. Благодарю вашу редакцию за вопросы!
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.