Триумфальное путешествие Улисса. "Лис УлисС" Фреда Адра
друзьям
"Я не знаю, насколько сегодня вообще имеет смысл говорить о разделении на детскую и недетскую литературу, ныне все в одном котле. "Гарри Поттер" и "Муми-тролль" - это что, детская литература или недетская, кто ответит на этот вопрос? Есть литература для всех, это то, что я больше всего люблю, - каждый, кто к ней обратится, независимо от возраста, откроет для себя нечто ценное"
Фред Адра, молодой и талантливый иерусалимский автор, сочинитель авантюрно-юмористических и фантастических повестей и романов, а также песен и музыки, получил недавно в Москве Национальную детскую литературную премию "Заветная мечта" за свою романтико-ироническую сказку, изящно названную "Лисом Улиссом".
"Передо мной открылась дверь, открылся некий путь", - сказал в этой связи победитель и лауреат, между прочим, мой сосед по "Окнам", трудящийся в популярном юмористическом приложении.
Предлагаем вниманию читателей интервью.
- Фред, хотелось бы, чтобы вы рассказали о себе. Если не ошибаюсь, вы из Тбилиси?
- Я приехал в 90-м, в 18-летнем возрасте, действительно из Тбилиси, изучал археологию в Еврейском университете в Иерусалиме, - впрочем, уже очень давно этим не занимаюсь, поработал, затем бросил. Несколько лет программировал, но потом и это оставил, поскольку все-таки хотел заниматься своим делом, тем, что мне самому дорого, - литературой, музыкой, вот такими вещами. Ну а в литературе я в какой-то момент решил попытаться сделать профессиональную карьеру и, собственно, к этому иду.
- Почему вы решили закрепиться на плацдарме русского языка - ведь в Израиле русскоязычных читателей, вероятно, столько же, сколько в одном московском микрорайоне?
- Чистая правда, но тут сыграли свою роль два фактора. Во-первых, иврит все-таки не мой родной язык - а значит, для того, чтобы закрепиться в Израиле на иврите, следует приложить колоссальные усилия. Ну а когда ты прилагаешь слишком много, по сути, ненужных усилий, связанных с языком, то просто можешь выпасть из того состояния, в котором тебе хочется заниматься писанием, - а я все-таки желаю, чтобы то, что я делаю, было мне в радость и в удовольствие. Второй момент такой: на мой взгляд, сегодня совершенно ошибочно ориентироваться на израильскую русскую публику, которой, как вы знаете, мало, и куда правильней ориентироваться на Россию, ведь там - многомиллионная аудитория, совсем другие границы и масштабы.
- Но в таком случае, вероятно, следует жить в России?
- Мне так не кажется, еще лет десять назад - может быть, и да, а сегодня - не обязательно, писательским трудом можно заниматься где угодно, лишь бы был компьютер и Интернет. Собственно говоря, мое участие и победа в конкурсе как раз и иллюстрируют то обстоятельство, что сегодня границы уже не так существенны. В самом крайнем случае, конечно, можно и переехать, но не хочется, и я не вижу в этом сейчас никакой необходимости.
- Некоторые пишущие на русском авторы говорят о том, что переход на иврит для них невозможен, поскольку, во-первых, они чувствуют себя представителями высшей культуры, а во-вторых, слишком велик ментальный зазор с израильтянами.
- Я совершенно с этим не согласен, абсолютно, просто многие, вероятно, пытаются делать обобщения на основе личного опыта и каких-то отдельных примеров. Конечно, если взять людей с базара, то будет колоссальный ментальный зазор - в России так же, как и в Израиле. А с израильтянами образованными, интеллигентными я не чувствую никакого дискомфорта - какая-то разница, конечно, существует, но она не столь уж глобальная.
- Фред, как я поняла, ныне премированный "Лис Улисс" - отнюдь не первый ваш литературный опыт?
- Нет, конечно, до этого я написал ряд рассказов, публиковавшихся в разных журналах, в России и на Украине, это были первые шаги. Кроме того, два года назад одно маленькое екатеринбургское издательство выпустило очень небольшим тиражом мой роман "Алекс и снежные тени", адресованный, кстати, детям, в отличие от "Лиса Улисса".
- Один детский писатель как-то заметил, что, когда пишешь детскую книгу, ориентироваться можно и на Рабле, и на Свифта, и на Дефо, а если что-то осталось непонятым - пойдет на вырост. А вы на кого ориентировались?
- Сложный вопрос, дело в том, что я писал " Лиса Улисса " не для публики. Я не думал в тот момент о целевой аудитории, о том, на кого я хочу или не хочу быть похожим, я просто писал то, что у меня в голове рождалось, ничем себя не ограничивая. Я, честно говоря, поначалу даже не думал о публикации этого дела, настолько позволил себе не пользоваться тормозами.
В "Лисе Улиссе" очень много аллюзий, пародий на самые разные литературные жанры, которые я люблю, - там и детектив, и приключения, и мистика, и юмор, потому я не могу сказать, что ориентировался на нечто конкретное. То, что намешано в этом котле, не предназначалось детям, но в то же время им не противопоказано, - это чтение для любого возраста.
- Вы хотите сказать, что, когда вы взялись за " Лиса Улисса ", у вас не было в голове некой матрицы формулы, способной обеспечить успех?
- Абсолютно нет, полагаю, что если б я стал об этом думать, то все бы испортил. Я начал бы искусственно создавать какие-то рамки, потому что вне рамок находиться очень страшно, всегда удобней и проще идти по протоптанной колее, - а тут я делал то, что хотелось. Ну а если бы намечал цели - получилось бы нечто совсем иное, гораздо хуже, я уверен.
Роман появился из чистой случайности, измени хоть что-нибудь в ходе событий, любую мелочь, и ничего подобного бы не было. Случилось так, что, будучи в Доме журналиста в Екатеринбурге, в редакции "Красной бурды", я спускался в лифте на первый этаж, и вот именно тогда мне пришло в голову словосочетание " Лис Улисс ", которое мне дико понравилось. Я сказал о нем жене и нашей екатеринбургской подруге, им тоже очень понравилось, так как сразу появляются аллюзии, - и тогда я решил, что сочиню сказку на эту тему. А потом стал наслаиваться сюжет на сюжет, так все и пошло - из чистой случайности, из двух слов. Мне показалось, что эта история может быть любопытной и освежающей.
В принципе, участвовать в конкурсе меня уговорили друзья, - сам я сильно ленив и не уверен в том, стоит ли предпринимать те или иные действия. Но когда я "Улисса" написал, кому-то из друзей пришла идея читать его вслух, что было воспринято очень положительно. В течение четырех вечеров у нас собиралась достаточно большая компания, я зачитывал книгу вслух, и это был кайф неописуемый. Ведь сегодня мы приклеены к мониторам и очень мало общаемся реально, и такой удивительный кайф - удовольствие чтения вслух - к сожалению, вообще давно забыт и потерян.
- Считаете ли вы, что детская книга должна иметь множество смыслов, как суфийская притча?
- Я думаю, это желательно, хотя против чисто развлекательной детской литературы тоже совершенно ничего не имею. Вообще говоря, если хорошенько присмотреться к книгам, которые нам кажутся развлекательными, то обнаружатся скрытые в них смыслы. В любых проверенных временем книгах имеется это качество. Например, "Карлсон" - вещь чисто развлекательная на первый взгляд, но если копнуть глубже, то обнаружатся психологическая подоплека и другие ужасно интересные моменты. В общем, любая хорошая детская литература несет в себе дополнительные смыслы, что происходит иногда помимо воли автора.
- Как вас принимали в Москве?
- Это было эффектное шоу. Кстати, состав жюри сразу настроил на нечто серьезное - всего семь человек, в том числе два живых классика детской литературы, Успенский и Крапивин, известная писательница Москвина и, что мне особенно понравилось, - два школьника, просто какие-то вундеркинды. Я про них прочитал - ух, какие ребятки. Это меня покорило, тем более, что Успенского и Крапивина я очень люблю, это мои любимые детские писатели. Кстати сказать, моя книга должна выйти к осени, - издательство "Время" постарается ее выпустить в ближайшем будущем.
- Фред, вы - солист группы "Злые Куклы", вы пишете песни и музыку, о которых один благожелательный критик сказал, что они стилистически выверены и интеллектуальны. Что собой представляет ваша группа и каков ее репертуар?
- "Злые Куклы" - это воплощение моих музыкальный идей. Когда я писал " Лиса Улисса ", то старался сделать книгу, которую сам бы очень хотел прочитать, ну а "Злые Куклы" - это та музыка, которую я хотел бы слушать. Собственно, я делаю то, что мне хочется, махнув рукой на все условности, - а потому, опять же, возникает проблема с определением стилистики.
Я могу назвать три главных критерия музыки "Злых Кукол" - это мелодичность, театральность и романтизм. Темы, как правило, полусказочные, стиль - достаточно индивидуальный и легко узнаваемый, поскольку я все смешиваю. "Злые Куклы" существуют с 1999 года, хотя их существование достаточно виртуальное, да и группа, по сути - это я сам и еще те люди, которые на данном отрезке времени помогают мне делать записи. Я приглашаю музыкантов, если мне нужны для записи инструменты, на которых я сам не в состоянии сыграть, или, к примеру, требуются женские голоса, - ведь я не могу спеть женским голосом.
Что касается концертов, то они очень редки, и я не вижу в них особого смысла. Разве что иногда могу для собственного удовольствия сделать концертную программу, опять же, специально для этого пригласив музыкантов.
- Какова вообще ситуация в том, что касается русских израильских рок-групп - их, кажется, чуть ли не двенадцать? Каковы условия их существования?
- Двенадцать групп - это верхушка айсберга, на самом деле их такое количество, что мало не покажется. Люди хотят заниматься музыкой и выражать свои чувства и мысли на том языке, на котором они думают, что совершенно естественно. Но, как показывает опыт, никто в Израиле реально в этом не преуспел, - успеха добились единицы, вырвавшиеся за пределы страны, в тот мир, где больше востребована музыка, где больше публики и где лучше развита система шоу-бизнеса. А здесь условия существования плачевные, - ведь чтобы выглядеть и звучать как группа, нужны колоссальные вложения денег, времени, сил, нужна коммерческая основа, - но где, спрашивается, ее взять? В общем, те, кто этим занимается, просто герои.
Главная проблема в том, что группе, дошедшей до определенного уровня, дальше некуда двигаться, ей надо выходить за пределы маленькой русскоязычной общины. Да, мы говорим о миллионе русскоязычных, но сколько человек из этого миллиона реально слушают рок-музыку и сколько из тех, кто ее слушает, заинтересуются именно этими группами? В результате мы получим очень небольшое количество слушателей, в то время как в России это число увеличивается настолько, что появляется возможность для развития и успеха.
- Скажите напоследок, каков ваш дальнейший курс?
- Как я уже говорил, я вижу возможность профессиональной литературной карьеры, причем для этого не обязательно переезжать в другую страну, да и коллектив не нужен. Писатель один, и это очень классно - ты сам от себя зависишь и больше ни от кого. Открылась дверь, открылся некий путь - я нахожусь в самом начале этой дороги, а что будет дальше, знать невозможно. Одно только известно, что какая-то дорога уже появилась.
Главная проблема начинающего автора - что он один из многих, а вот эта победа и премия уже дают мне возможность быть не одним из многих, а одним из немногих, и уже как-то по-другому себя представлять. Я не ставлю перед собой задачи стать, допустим, детским писателем, да и " Лиса Улисса ", повторяю, не считаю детской книгой, хотя для детей она вполне подходит.
Скорее всего, во всем, что я буду писать, обнаружатся качества детской литературы, поскольку я сам - большой ее фанат, и даже если пишу для взрослых, то все равно это носит отпечаток чего-то детского. Все дело в немножко другом подходе - менее серьезном и более ироничном, более раскованном; в том, что касается самовыражения, детский писатель может себе позволить намного больше, чем взрослый. Ему легче игнорировать некоторые условия реальной жизни, а взрослый писатель испугается, ведь его за это побьют.
Я не знаю, насколько сегодня вообще имеет смысл говорить о разделении на детскую и недетскую литературу, ныне все в одном котле. "Гарри Поттер" и "Муми-тролль" - это что, детская литература или недетская, кто ответит на этот вопрос? Есть литература для всех, это то, что я больше всего люблю, - каждый, кто к ней обратится, независимо от возраста, откроет для себя нечто ценное.
Ирина Солганик, "Вести" (“Окна”)
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2024
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
- Книги на китайском языке
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Воздушные шары
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery
Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию
Специально для таких случаев мы каждый
день выбираем лучшие книги: