Человек как явление
друзьям
«Центр тяжести» — второй роман Алексея Поляринова, известного до сих пор как критик и переводчик с английского: перевёл, помимо множества текстов «культовых американских писателей-постмодернистов», романы Дэвида Митчелла «Лужок чёрного лебедя», Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка» (совместно с Сергеем Карповым) и книгу Оливера Сакса «Музыкофилия: сказки о музыке и мозге». В отличие от первого, «Пейзажа с падением Икара», «Центр тяжести...» оказался и изданным, и сразу же замеченным («Пейзаж...» в своё время вошёл в длинный список премии «Дебют» и был даже удостоен почётного упоминания жюри, но сошёл с премиальной дистанции).
Итак, второй роман Поляринова побуждает задуматься о том, что такое человек.
В своей интимно-психофизической данности человек заведомо не равен совокупности норм поведения, требований, которые навязывает ему социум. Малый социум — человеческий мирок, существующий по своим законам, — семья. Неслучайно на старом суконном языке семья называлась «ячейкой общества». По отношению к ней главный герой романа, Петро, в немалой степени — антигерой, космическая аномалия.
Матери Петро было предсказано, что она родит урода, так что Петро еле появился на свет. Всё это — метафора несовместимости исходного ядра человека с окружающим фоном, который часто абсурден и жесток. Автор задаётся вопросом: как выживает — или не выживает — человек в качестве особи, чем он становится в предписанных ему условиях внешнего мира, сохраняет ли он себя, остаётся ли собой или превращается в социальную функцию? Экзистенциальный вопрос о человеке встаёт благодаря повествовательной интриге, остросюжетной компоненте романа. Петро не просто живёт: он сражается за своё существование, исступлённо выживает.
Неслучайно автобиография героя — одновременно роман, который пишет его мать, то есть — экспериментальное произведение. Симптоматично, что его отец — человек математического ума, так что жизнь Петро становится своего рода проектом. Или несколько абсурдным экспериментом, порождением изощрённого разума.
Петро удивляется окружающему миру и удивляет окружающих. Автор показывает, что острота индивидуальности необязательно означает творческое преуспеяние. Творческим потенциалом — исключительными музыкальными способностями — наделён не сам Петро, а его более нормальный брат — Егор, который, впрочем, не становится музыкантом, но избирает иную судьбу...
Созревание главного героя, его взаимоотношения с братом показаны на фоне школы, которая в известном смысле оказывается «школой жизни», то есть полем (заведомо нелепой) инициации. Нелепость, иногда поэтически обаятельная, заключается в изначальном несоответствии Петро его социальному фону (возникает неизбежная параллель со «Школой для дураков» Соколова). Симптоматично, что необычного мальчика в классе дразнят, и единственным другом Петро становится экстраординарный подросток по кличке Грек, любящий жизненные ребусы и наделённый детективным мышлением.
Один из жизненных ребусов, который разгадывают Петро и Грек, связан с гением места (genius loci). В местности, где проживают Петро и Грек, имеются три пруда, которые традиционно называются первым, вторым и четвёртым. Тайну того, куда подевался третий пруд и был ли он вообще, мальчики разгадывают с помощью мудрого, ироничного, немного юродивого старика, который имел отношение к созданию местных водоёмов. Литературный портрет старика многогранен. Старик и поощряет школьников к поиску разгадки третьего пруда, и отказывается дать прямой ответ на волнующий вопрос, призывая школьников к творческой самостоятельности, к плодотворному страданию и душевному труду, без которых разгадка жизненного ребуса лишится ценности.
Поиск третьего пруда в романе — метафора самоопределения отрока Петро, поиска себя в жизни, выявление своего места во вселенной. И, в конечном счёте, — прояснение загадки рождения Петро. Центр тяжести, упомянутый в заглавии романа, — это и есть сердцевина жизни, к которой шаг за шагом идёт герой. Он разгадывает окружающий мир и самого себя.
Параллельно сюжетной линии Петро развивается сюжетная линия Егора. Автор обнаруживает несомненное искусство сюжетной интриги. Егор попадает в острые ситуации, и всякий раз заранее неизвестно, чем они кончатся. Так, Егор бескорыстно выручает своего знакомого, который задолжал наркоторговцу по кличке Цыган. Тот непреклонен и грозит Реми (так зовут знакомого Егора) физической расправой, но случай приходит на выручку Егору и Реми. Взамен уплаты долга Цыган предлагает Егору (по подложному паспорту) сдать за него экзамен в некое военизированное учреждение. В результате Егор обнаруживает виртуозные умственные способности, и его вербует таинственная спецслужба (которая разрабатывает особые приборы получения эксклюзивной информации о частных лицах). Ни одно из звеньев сюжета невозможно предугадать.
Однако, причудливо переплетаясь, создавая многочисленные интриги, сюжетные линии романа не всегда ясно завершаются. Так, например, тайна третьего пруда в романе разрешается скорее иносказательно (выясняется, например, что у вышеупомянутого старика отсутствует средний палец — и это имеет какое-то отношение к исчезнувшему пруду).
В принципе, в искусстве сюжетный ход, который не имеет окончательного завершения, возможен. Например, в фильме Питера Уира «Пикник у Висячей скалы» (снятого по реальным событиям) в таинственных краях исчезают три девушки и их учительница математики, а куда исчезают все четверо, так окончательно и не выясняется. Однако у Поляринова остросюжетные интриги с элементами детектива всё же несколько противоречат обилию иносказаний, ассоциаций и интертекстов. В искусстве существует принцип условной достоверности. Он предполагает, что, когда мы, например, в современном детективе читаем о преступлении, мы не пытаемся позвонить в полицию, но в то же время переживаем литературно условное событие как некоторую реальность. Сюжетное построение всё-таки нуждается в событийной реальности, даже если оно проникнуто отвлечёнными смыслами. Что было бы, если бы, например, в «Преступлении и наказании» Достоевского оставалось бы неясным, убил ли Раскольников старушку или, быть может, никакой старушки не было, и старушка — порождение больного ума Раскольникова?.. Смысловая гамма романа, которая, казалось бы, не нуждается непременно в сюжете, стала бы несколько расплывчатой.
Вопрос не только в том, разрешается ли та или иная сюжетная линия у Поляринова событийной кульминацией, вопрос ещё и в динамике сюжета. Чересчур стремительный сюжет будет по неизбежности скомканным, а чересчур растянутый — утратит повествовательную упругость. Так, автор, оставив Егора в кабинете вербовщика из спецслужбы и надолго переключившись на другую сюжетную линию, даёт читателю возможность подумать, а согласится ли Егор на работу в спецслужбе. Смысловая пружина предельно сжата, мы ждём, что решит Егор — в результате он принимает адресованное ему предложение о сотрудничестве, а вот хотя бы элементарной психологической мотивации того, почему Егор согласился участвовать в закрытом проекте, не хватает. Смысловая пружина не разжимается.
В ряде случаев жизненные решения и поступки персонажей у Поляринова не сопровождают психологические мотивации — пусть хотя бы краткие, но убедительные. Почему отец Егора и Петро ушёл от жены к любовнице? Почему жена, узнав об измене, била тарелки?.. Ведь не всякая, пусть даже трагическая, личная утрата непременно должна сопровождаться физической истерикой, тем более, что Поляринов пишет о периоде охлаждения между мужем и женой. Петро обнаруживает кровь и битую посуду, так сказать, уже постфактум, а вот сцена ревности как таковая не становится художественно убедительной, художественно яркой.
В романе подчас ощущаются и переборы. А между тем, например, Петро-отрок достаточно странен и без шокирующих подробностей, к которым относится, например, экзотический лиловый галстук Петро или немотивированное сходство Петро с Гитлером. Зачем Гитлер, когда минимальные средства — подчас самые сильные?
«Центр тяжести» — роман об изначальном существе и о жизненных метаморфозах человека. Поэтому в конце возникает вопрос: а каковы ментальные границы между детством и отрочеством? между молодостью и зрелостью? или феномен человека остаётся вечно ускользающим?
Василий Геронимус. Журнал «Знамя», №2/2019.
-
КНИГИ 1
-
Художественная литература 1
-
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2024
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
- Книги на китайском языке
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Игры с мишенью
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Воздушные шары
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery
Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию
Специально для таких случаев мы каждый
день выбираем лучшие книги: