Юлия Борисовна Гиппенрейтер: "Психологи латают дыры"
Психологи лечат ошибки, которые были допущены иногда десятилетия назад. Думаете, скандал с отменой льгот, в которой крайними оказались пенсионеры, связан с некомпетентностью чиновников? Да нет, просто дети и родители не услышали друг друга. Общество наше расколото. Психолог и профессор МГУ Юлия Гиппенрейтер – одна из тех, кто пытается склеить осколки. А начинать здесь надо с самого начала – с детей. Ее книга "Общаться с ребенком. Как?" вот уже более полугода держится в нашем рейтинге.
– Чем объяснить интерес к практической психологии? Что вообще может психолог?
– Психологи латают дыры. Люди пошли к психологам, потому что с перестройкой в нашей стране произошло своего рода "размораживание" человеческих проблем. Это прямо связано со сменой идеологии. Ведь у нас до начала 1980-х психотерапии практически не было. Точнее, Фрейд (Юлия Борисовна произносит: "Фройд") существовал где-то в подполье. Но предполагалось, что психотерапия – это нечто, чего у нас нет и быть не может – по крайней мере, применительно к здоровым людям. Да ее и не могло быть – как могли люди откровенно делиться своими проблемами, когда все боялись доносов? А как решать семейные проблемы, всегда знало партбюро: вызвать на ковер мужа, если у него нелады с женой, строго указать родителям на "трудного" ребенка.
Для того чтобы семейная психотерапия стала реальностью, нужно было, чтобы люди перестали бояться своего прошлого. Потому что семейная психотерапия касается, прежде всего, семейных корней. Один из ее инструментов – семейная реконструкция. Это исследование одной семьи, которое проводится на стыке нескольких дисциплин – генеалогии, психологии, истории, социологии. Для нее важны судьбы, условия, в которых росли деды и прадеды. Как можно было применять такие методы у нас, когда многие старались вычеркнуть прошлое из памяти? Рыться в прошлом было рискованно, оно существовало где-то на периферии сознания.
Когда мы проводили исследование внуков тех, кто был репрессирован – а сегодня этим внукам уже за сорок лет, – то выяснилось, что многие из них понятия не имеют о том, какая судьба постигла их предков, и даже задумываться об этом не хотят. Нет информации – и не надо. Просто боялись копать – вдруг что-то не то откроется. Хотя немало было и тех, кто поднимал архивы. Я сама с этим столкнулась: когда мой брат стал изучать происхождение нашей семьи, неожиданно обнаружились дворянские корни. А ведь у нас в семье об этом никогда не говорили – хотя отец наверняка знал.
Так вот, оказалось, что в семьях, где страшно боялись прошлого, не хотели помнить, – часто встречались неблагополучные, невротичные люди. А в тех семьях, где не было страшных тайн, где детям все рассказывали, – люди оказались в среднем более здоровыми – и физически, и духовно.
– А как вы пришли к практической психологии? Ведь у вас много довольно специальных работ – о восприятии зрительных образов, мышлении, внимании, движениях...
– Я изначально была академическим психологом. Меня оставили в университете старшим лаборантом (вернее, эта должность называлась "лекционный ассистент") на существовавшем тогда в рамках философского факультета МГУ отделении психологии. Зав. отделением – известный ученый Алексей Николаевич Леонтьев – "выбил" для меня эту ставку, потому что ему очень понравился мой диплом – по мышлению. И с тех пор – вот уже полвека – я работаю на факультете. Позже появилась так называемая инженерная психология, результаты которой были востребованы промышленностью, и прежде всего оборонкой. Тогда многие технические институты стали заказывать психологам разработку тех или иных тем – по хоздоговорам. И тут случился настоящий бум – для психологов появились рабочие места. А до этого человек с высшим психологическим образованием мог рассчитывать только на ставку старшего лаборанта. Мы исследовали восприятие, внимание, движение, скорость принятия решений в экстремальных условиях. Тут выяснилось, что у меня есть склонность к экспериментам.
Но у меня было постоянное ощущение, что это все же не совсем психология. В конце концов я пошла в психологию, потому что меня интересовал внутренний мир человека. По-настоящему что-то сдвинулось только в горбачевские времена. Стала появляться литература, начали приезжать зарубежные коллеги. Наконец, психологи стали работать в клиниках, в частности, в Клинике неврозов. Среди тех, кто первым пошел в новое направление, были и мои ученики – и первое время я сама училась у них. Потом я несколько раз ездила в США и Европу, там училась у коллег, участвовала в семинарах и тренингах.
– А насколько американский опыт применим к нашей стране?
– Конечно, есть специфика в ментальности, в образе жизни. Но в то же время психологические проблемы универсальны. К тому же я вошла в практическую психологию в 55 лет, и могла без слепого подражания брать то, что годится для нас.
– Что это за универсальные проблемы?
– Авторитарный стиль воспитания, авторитарные отношения в семье. Или наоборот – попустительство, когда вовсе на ребенка не обращают внимания. Тут либо место родителей занимает улица, либо бабушка, а теперь – гувернантка или няня. Процент семей, где все гармонично, очень невелик. По сравнению с Америкой у нас есть такой феномен, как жизнь с бабушкой и дедушкой; вообще – жизнь нескольких поколений под одной крышей. У нас это – причина множества проблем. Американцы, напротив, страдают от одиночества.
Еще одна универсальная проблема – распределение обязанностей в семье. Начиная с мытья посуды. Это смешно, но это самый явный пример. А вообще, список таких проблем можно продолжать и продолжать. Ребенок, который не убирается в своей комнате. Излишняя опека – проблема слишком преданных, сверхзаботливых матерей, которые готовы все сделать за ребенка. Амбициозные родители, которые хотят из своего чада вырастить гения. Борьба за внимание между супругами. Вопрос о том, как потратить деньги, где отдыхать – вообще, кто в доме главный. Компьютерная зависимость – да и любая другая зависимость. Измены, любовные треугольники. Синдром "пустого Гнезда" – когда дети выросли и уехали.
Главная проблема, которая за всем этим стоит, – неумение разрешать конфликты. Задача психолога – научить людей избегать конфликтов. Плох тот психолог, который начинает давать советы. На моих занятиях мы переходим вместе со слушателями от навыков или техник общения к обсуждению философских жизненных проблем. Мы берем самые простые жизненные ситуации – к примеру, как относиться к обязательствам мужа по отношению к детям от первого брака? должен ли муж всегда смотреть на жену влюбленными глазами?
– Должен?
– Решить можно по-разному. Иногда людям приходится перестраивать свои мозги. Точнее, это происходит само собой – по мере того, как человек проходит определенные ступени в тренинге.
– Как вы думаете, что в нашей стране сформировало такой спрос на практическую психологию? Почему люди – в общем-то не очень богатые, подчас не слишком образованные, пошли к психологам на тренинги, стали покупать книжки?
– Как ни странно, наличие предложения. Вначале сработала именно литература. Пусть бульварная, пусть примитивная. Людям хотелось разобраться в себе, определить свое место и возможности в изменившемся мире – и они увидели на прилавках множество книг об этом. Книга более интимна, она не заставляет человека никуда идти, в конце концов, ее можно никому не показывать. Так что началось все с книг.
Подействовал и такой фактор, как веяния из бизнеса. С начала 1990-х на предприятиях, в фирмах проводится огромное количество тренингов – техники продаж, навыки делового общения, тактика ведения переговоров. Появилось психологическое тестирование при приеме на работу. Эти психотехнологии хлынули к нам с Запада примерно так же, как иностранные новшества в петровское время. Это не мода – это рыночная экономика. Понимание роли человеческого фактора в бизнесе сформировалось на Западе лет 50 назад – и теперь воспринято у нас. Психология стала привычной, люди стали спокойнее говорить о своих проблемах. Хотя поначалу многие долго не могли отличить психолога от психиатра. Но теперь психология в моде, и некоторые "образованные" гордо говорят: я хожу к своему психоаналитику. Хотя иногда психоанализом там и не пахнет – просто скорая психологическая помощь. К психологу бегут, и когда у жены любовник появился, и когда ребенок в школе подерется, и когда здоровье сдает. На самом деле сегодня резко возросло количество проблем, с которыми человек сталкивается, причем совершенно неожиданных. Жизнь теперь нельзя запрограммировать, как раньше: кончил институт, стал инженером и до пенсии проработал на одном предприятии.
– Как сложилась ваша книга?
– Так случилось, что на рубеже 1990-х я писала маленькие заметки в "Учительскую газету", а также в журнал "Пионер". И получила в ответ два мешка писем – это были вопросы от родителей. Из ответов на них и стала складываться книга.
– Почему вы решили написать именно об общении с детьми?
– Корни всех проблем уходят в детство – я убедилась в этом, как только начала работать в области практической психологии. Надо работать с детьми, с самыми маленькими, – потому что уже на двухлетних лежит печать семейного уклада. Больше того – надо идти к беременным женщинам, потому что многое закладывается уже тогда. Дети у нас сегодня – главная проблема. Тут все понятно – у людей появились деньги, а воспитывать детей они не умеют и не хотят. А когда начинаются проблемы, слова уже не помогают. Слова могут быть сколь угодно правильными – но дети впитывают атмосферу семьи, формы поведения, способы разрешения конфликтов. Если отец кричит на мать, то ребенку мать жалко. Но отец для него авторитетен – и он тоже начинает кричать, пусть даже защищая мать.
Вот почему я думаю, что следующая моя книга должна быть более универсальной – там будет разговор и с ребенком, и со взрослым.
– И все же – как говорить с детьми?
– Я исхожу из простого принципа: кто-то сказал, что если ученый не может объяснить шестилетнему ребенку, чем он занимается, то он – шарлатан. С ребенком надо говорить просто и в то же время серьезно. А еще – искренне. Их уши забиты нашими назиданиями и поучениями. Для начала надо относиться к ребенку как к человеку. В нем есть человек – и серьезный. Например, ребенок, даже маленький, всерьез влюбляется и ему свойственна чистая романтика. Над ним нельзя смеяться, нельзя выставлять его напоказ, требовать от него того, что ты от него хочешь. Нужно быть внимательным к его потребностям и тихо, подробно объяснять – когда это необходимо. Пусть даже это странное желание ходить в драных джинсах – потому что оно связано с потребностью быть признанным среди сверстников. Так вот, важно эту потребность чувствовать, хотя это не значит потакать ей.
Нужно заранее готовить ребенка к соблазнам, к тому, что он может столкнуться с пороком. Подготовить девочку к тому, что она лет с десяти может уже заглядываться на мальчиков: какие это будут мальчики? Какие у нее к тому времени сложатся идеальные представления о ее "герое"?
А еще – читайте ребенку вслух, и делайте это до тех пор, пока он не начнет читать быстро. Медленное чтение отнимает слишком много энергии. Когда ребенок читает медленно, ему ничто не интересно, ему не важно, что в книге написано, – лишь бы справиться с этой тягостной задачей – чтением.
– Начнет читать – и половины проблем не будет?
– Тогда вы столкнетесь с другой половиной проблем: книжки разные бывают.
Интервью: Петр Дейниченко, Книжное обозрение
16 апреля 2008
Юлия Борисовна Гиппенрейтер: "Психологи латают дыры"
Расскажи
друзьям
друзьям

– Чем объяснить интерес к практической психологии? Что вообще может психолог?
– Психологи латают дыры. Люди пошли к психологам, потому что с перестройкой в нашей стране произошло своего рода "размораживание" человеческих проблем. Это прямо связано со сменой идеологии. Ведь у нас до начала 1980-х психотерапии практически не было. Точнее, Фрейд (Юлия Борисовна произносит: "Фройд") существовал где-то в подполье. Но предполагалось, что психотерапия – это нечто, чего у нас нет и быть не может – по крайней мере, применительно к здоровым людям. Да ее и не могло быть – как могли люди откровенно делиться своими проблемами, когда все боялись доносов? А как решать семейные проблемы, всегда знало партбюро: вызвать на ковер мужа, если у него нелады с женой, строго указать родителям на "трудного" ребенка.
Для того чтобы семейная психотерапия стала реальностью, нужно было, чтобы люди перестали бояться своего прошлого. Потому что семейная психотерапия касается, прежде всего, семейных корней. Один из ее инструментов – семейная реконструкция. Это исследование одной семьи, которое проводится на стыке нескольких дисциплин – генеалогии, психологии, истории, социологии. Для нее важны судьбы, условия, в которых росли деды и прадеды. Как можно было применять такие методы у нас, когда многие старались вычеркнуть прошлое из памяти? Рыться в прошлом было рискованно, оно существовало где-то на периферии сознания.
Когда мы проводили исследование внуков тех, кто был репрессирован – а сегодня этим внукам уже за сорок лет, – то выяснилось, что многие из них понятия не имеют о том, какая судьба постигла их предков, и даже задумываться об этом не хотят. Нет информации – и не надо. Просто боялись копать – вдруг что-то не то откроется. Хотя немало было и тех, кто поднимал архивы. Я сама с этим столкнулась: когда мой брат стал изучать происхождение нашей семьи, неожиданно обнаружились дворянские корни. А ведь у нас в семье об этом никогда не говорили – хотя отец наверняка знал.
Так вот, оказалось, что в семьях, где страшно боялись прошлого, не хотели помнить, – часто встречались неблагополучные, невротичные люди. А в тех семьях, где не было страшных тайн, где детям все рассказывали, – люди оказались в среднем более здоровыми – и физически, и духовно.
– А как вы пришли к практической психологии? Ведь у вас много довольно специальных работ – о восприятии зрительных образов, мышлении, внимании, движениях...
– Я изначально была академическим психологом. Меня оставили в университете старшим лаборантом (вернее, эта должность называлась "лекционный ассистент") на существовавшем тогда в рамках философского факультета МГУ отделении психологии. Зав. отделением – известный ученый Алексей Николаевич Леонтьев – "выбил" для меня эту ставку, потому что ему очень понравился мой диплом – по мышлению. И с тех пор – вот уже полвека – я работаю на факультете. Позже появилась так называемая инженерная психология, результаты которой были востребованы промышленностью, и прежде всего оборонкой. Тогда многие технические институты стали заказывать психологам разработку тех или иных тем – по хоздоговорам. И тут случился настоящий бум – для психологов появились рабочие места. А до этого человек с высшим психологическим образованием мог рассчитывать только на ставку старшего лаборанта. Мы исследовали восприятие, внимание, движение, скорость принятия решений в экстремальных условиях. Тут выяснилось, что у меня есть склонность к экспериментам.
Но у меня было постоянное ощущение, что это все же не совсем психология. В конце концов я пошла в психологию, потому что меня интересовал внутренний мир человека. По-настоящему что-то сдвинулось только в горбачевские времена. Стала появляться литература, начали приезжать зарубежные коллеги. Наконец, психологи стали работать в клиниках, в частности, в Клинике неврозов. Среди тех, кто первым пошел в новое направление, были и мои ученики – и первое время я сама училась у них. Потом я несколько раз ездила в США и Европу, там училась у коллег, участвовала в семинарах и тренингах.
– А насколько американский опыт применим к нашей стране?
– Конечно, есть специфика в ментальности, в образе жизни. Но в то же время психологические проблемы универсальны. К тому же я вошла в практическую психологию в 55 лет, и могла без слепого подражания брать то, что годится для нас.
– Что это за универсальные проблемы?
– Авторитарный стиль воспитания, авторитарные отношения в семье. Или наоборот – попустительство, когда вовсе на ребенка не обращают внимания. Тут либо место родителей занимает улица, либо бабушка, а теперь – гувернантка или няня. Процент семей, где все гармонично, очень невелик. По сравнению с Америкой у нас есть такой феномен, как жизнь с бабушкой и дедушкой; вообще – жизнь нескольких поколений под одной крышей. У нас это – причина множества проблем. Американцы, напротив, страдают от одиночества.
Еще одна универсальная проблема – распределение обязанностей в семье. Начиная с мытья посуды. Это смешно, но это самый явный пример. А вообще, список таких проблем можно продолжать и продолжать. Ребенок, который не убирается в своей комнате. Излишняя опека – проблема слишком преданных, сверхзаботливых матерей, которые готовы все сделать за ребенка. Амбициозные родители, которые хотят из своего чада вырастить гения. Борьба за внимание между супругами. Вопрос о том, как потратить деньги, где отдыхать – вообще, кто в доме главный. Компьютерная зависимость – да и любая другая зависимость. Измены, любовные треугольники. Синдром "пустого Гнезда" – когда дети выросли и уехали.
Главная проблема, которая за всем этим стоит, – неумение разрешать конфликты. Задача психолога – научить людей избегать конфликтов. Плох тот психолог, который начинает давать советы. На моих занятиях мы переходим вместе со слушателями от навыков или техник общения к обсуждению философских жизненных проблем. Мы берем самые простые жизненные ситуации – к примеру, как относиться к обязательствам мужа по отношению к детям от первого брака? должен ли муж всегда смотреть на жену влюбленными глазами?
– Должен?
– Решить можно по-разному. Иногда людям приходится перестраивать свои мозги. Точнее, это происходит само собой – по мере того, как человек проходит определенные ступени в тренинге.
– Как вы думаете, что в нашей стране сформировало такой спрос на практическую психологию? Почему люди – в общем-то не очень богатые, подчас не слишком образованные, пошли к психологам на тренинги, стали покупать книжки?
– Как ни странно, наличие предложения. Вначале сработала именно литература. Пусть бульварная, пусть примитивная. Людям хотелось разобраться в себе, определить свое место и возможности в изменившемся мире – и они увидели на прилавках множество книг об этом. Книга более интимна, она не заставляет человека никуда идти, в конце концов, ее можно никому не показывать. Так что началось все с книг.
Подействовал и такой фактор, как веяния из бизнеса. С начала 1990-х на предприятиях, в фирмах проводится огромное количество тренингов – техники продаж, навыки делового общения, тактика ведения переговоров. Появилось психологическое тестирование при приеме на работу. Эти психотехнологии хлынули к нам с Запада примерно так же, как иностранные новшества в петровское время. Это не мода – это рыночная экономика. Понимание роли человеческого фактора в бизнесе сформировалось на Западе лет 50 назад – и теперь воспринято у нас. Психология стала привычной, люди стали спокойнее говорить о своих проблемах. Хотя поначалу многие долго не могли отличить психолога от психиатра. Но теперь психология в моде, и некоторые "образованные" гордо говорят: я хожу к своему психоаналитику. Хотя иногда психоанализом там и не пахнет – просто скорая психологическая помощь. К психологу бегут, и когда у жены любовник появился, и когда ребенок в школе подерется, и когда здоровье сдает. На самом деле сегодня резко возросло количество проблем, с которыми человек сталкивается, причем совершенно неожиданных. Жизнь теперь нельзя запрограммировать, как раньше: кончил институт, стал инженером и до пенсии проработал на одном предприятии.
– Как сложилась ваша книга?
– Так случилось, что на рубеже 1990-х я писала маленькие заметки в "Учительскую газету", а также в журнал "Пионер". И получила в ответ два мешка писем – это были вопросы от родителей. Из ответов на них и стала складываться книга.
– Почему вы решили написать именно об общении с детьми?
– Корни всех проблем уходят в детство – я убедилась в этом, как только начала работать в области практической психологии. Надо работать с детьми, с самыми маленькими, – потому что уже на двухлетних лежит печать семейного уклада. Больше того – надо идти к беременным женщинам, потому что многое закладывается уже тогда. Дети у нас сегодня – главная проблема. Тут все понятно – у людей появились деньги, а воспитывать детей они не умеют и не хотят. А когда начинаются проблемы, слова уже не помогают. Слова могут быть сколь угодно правильными – но дети впитывают атмосферу семьи, формы поведения, способы разрешения конфликтов. Если отец кричит на мать, то ребенку мать жалко. Но отец для него авторитетен – и он тоже начинает кричать, пусть даже защищая мать.
Вот почему я думаю, что следующая моя книга должна быть более универсальной – там будет разговор и с ребенком, и со взрослым.
– И все же – как говорить с детьми?
– Я исхожу из простого принципа: кто-то сказал, что если ученый не может объяснить шестилетнему ребенку, чем он занимается, то он – шарлатан. С ребенком надо говорить просто и в то же время серьезно. А еще – искренне. Их уши забиты нашими назиданиями и поучениями. Для начала надо относиться к ребенку как к человеку. В нем есть человек – и серьезный. Например, ребенок, даже маленький, всерьез влюбляется и ему свойственна чистая романтика. Над ним нельзя смеяться, нельзя выставлять его напоказ, требовать от него того, что ты от него хочешь. Нужно быть внимательным к его потребностям и тихо, подробно объяснять – когда это необходимо. Пусть даже это странное желание ходить в драных джинсах – потому что оно связано с потребностью быть признанным среди сверстников. Так вот, важно эту потребность чувствовать, хотя это не значит потакать ей.
Нужно заранее готовить ребенка к соблазнам, к тому, что он может столкнуться с пороком. Подготовить девочку к тому, что она лет с десяти может уже заглядываться на мальчиков: какие это будут мальчики? Какие у нее к тому времени сложатся идеальные представления о ее "герое"?
А еще – читайте ребенку вслух, и делайте это до тех пор, пока он не начнет читать быстро. Медленное чтение отнимает слишком много энергии. Когда ребенок читает медленно, ему ничто не интересно, ему не важно, что в книге написано, – лишь бы справиться с этой тягостной задачей – чтением.
– Начнет читать – и половины проблем не будет?
– Тогда вы столкнетесь с другой половиной проблем: книжки разные бывают.
Интервью: Петр Дейниченко, Книжное обозрение
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Ваша корзина невероятно пуста.
Не знаете, что почитать?
Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?
Здесь наша редакция собирает для вас
лучшие книги и важные события.
Главные книги
А тут читатели выбирают все самое любимое.
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery
Скидки и подарки
Только у нас
Развлечения
Лабиринт — всем
Приложения Лабиринта

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.
Другие способы входа
Какой сервис вы хотите использовать?
Примем заказ, ответим на все вопросы
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию
Пока не нашли для себя ничего в Лабиринте?
Специально для таких случаев мы каждый
день выбираем лучшие книги:
Найти книгу
Специально для таких случаев мы каждый
день выбираем лучшие книги:
Мы в соцсетях
Интересно