Из Кишинева с любовью и яростью
Любовь с первого взгляда случается не только между двуногими. Бывает вариант и более возвышенный — между читателем и текстом. В этот переплет радостно попал и автор (на самом деле — авторесса, но с женским родом в обозначении родов деятельности в русском языке всегда проблемы, как и с согласованием с родом глагола) этих строк, когда несколько лет назад журнал "Нева" затеял конкурс молодых прозаиков, а автор/авторесса пребывала в членах жюри. Пленило не только качество текста, ни в какое сравнение не идущее с остальным невнятно-однообразным коллективным бесформенным, но и обозначение жанра — фарс. Подумалось — однако! И твердой рукой поставлен был высший балл с дополнительным — как в фигурном катании — Первое место! Увы, победила дружба. Уж неведомо кого именно с кем именно, но моя креатура оказалась за бортом не только первого места, но и первой тройки, поделенной между все той же вербальной, но усиленно лоббируемой невнятицей. Было обидно и стыдно за жюри, которое не то вкус подвел, не то телефонные переговоры сделали свое обычное дело. Хотелось как-то оправдаться хотя бы за себя. Не поленилась раздобыть адрес и написала автору фарса энергичную объяснительную записку. Слово за слово — вот вам и дружба между Питером и Кишиневом.
Так что все труды Владимира Лорченкова — скажу честно — читаны мною еще в электронных рукописях, и две вышедшие в московском издательстве "Гаятри" книги — "Самосвал" и "Все там будем" (первоначальное название "Там город золотой"), в том числе. За "Все там будем" молодой кишиневец совсем недавно получил литературную "Русскую премию" (присуждается русскопишущим авторам из стран СНГ и Прибалтики), номинация "Большая проза", по поводу чего хотелось радостно, но тем не менее с оттенком мстительности воскликнуть: "Володя, а все-таки наша взяла!" Впрочем, полиграфические варианты уже читанного тут же перечитала не без нового удовольствия.
А теперь — к делу. Т.е. — к книгам. Пишет Лорченков азартно. Взахлеб. Много и энергично (опубликована небольшая часть). И, что самое отрадное, разнообразно. Чего-чего, а монотонности вы здесь не обнаружите. Как истовый прозаик любит работать со всеми составляющими материала: сюжет, композиция, ритм, персонажи, их речевые характеристики, строение фразы, само слово — все у него, тем не менее, подчинено общему замыслу. Все на месте. Ничего не рассыпается на гроздья красивых метафор, чем столь грешит (хоть и кичится этим же) новая модная проза. Никакой небрежности. Как скульптор, мощно, но бережно лепит он свою прозу — то беспощадный гротеск с черным юмором впридачу, то обезоруживающе нежную лирику. Герой его "Самосвала" (Владимир Лоринков, тоже молодой писатель, тоже изначально зарабатывавший на хлеб журналистикой) иронично замечает, что вообще-то свои рассказы он писал "под Апдайка", хотя все окружающие к месту и не к месту поминали и Павича, и Кустурицу и едва ли не Маркеса.
Что ж, если кого и поминать в связи с премиальной "Все там будем", то, ясное дело, Маркеса, поскольку грустная история односельчан из захудалого молдавского села Ларга, пусть и не на сто лет растянута, а на гораздо меньший постсоветский срок, но на самом деле не менее эпична, чем хрестоматийные "Сто лет одиночества". И доподлинное чувствование народного характера у горожанина Лорченкова при этом удивительное. Нужно, чтобы это у тебя было внутри — у других писателей такое если и вычитаешь, то в свой материал все равно не вчитаешь. Фабула же романа незамысловата и болезненно злободневна: поголовно все жители нищающего и гибнущего села Ларга мечтают уехать из родной, но безнадежной Молдавии в процветающую Италию, где уже благоденствуют некоторые их соотечественники, регулярно отсылая родственникам весомые денежные переводы. Выливается это все в бесконечную фантасмагорию с самыми экзотичными способами достичь недосягаемого земного рая. Что только ни предпринимают односельчане, дабы изменить свои судьбы к лучшему. Для начала, заплатив по 4 000 евро, доверяются аферистам, которые какое-то время возят их ночами по окрестностям (днем же таятся якобы от властей в лесах) и в конце концов высаживают вблизи Кишинева. Потом состоятся два крестовых похода на Италию под водительством священника Паисия, жена которого одной из первых сбежала в Италию и живет теперь там припеваючи и не вспоминая бывшего своего супруга. Закончатся эти походы (второй — и вовсе детский) в страшном румынском гетто, окруженном колючей проволокой, где невольники воспроизведут все ту же Молдавию, поскольку царствие Божие, как и ад, внутри нас. Параллельно местные умельцы пытаются достичь Италии то на летающем тракторе (естественно, сбитом при разгоне облаков для полного триумфа при очередном национальном праздновании), то на самодельной подводной лодке, естественно, расстрелянной соответствующими военными силами. Один за другим гибнут односельчане страшными смертями, а президент Воронин сам отбывает нелегалом в Италию, инсценировав крушение самолета и пожертвовав при этом двумя ближайшими советниками.
Положение стремительно нищающей бывшей советской республики, вынужденной постоянно присягать на верность Евросоюзу и всячески демонстрировать недружелюбие к России, пораженной коррупцией и хищнической страстью к халявной наживе, описана Лорченковым без каких-либо иллюзий относительно невидимой, но разумной руки рынка, великих демократических свобод, прав человека и пр. И все это ярко, страшно и безумно смешно одновременно. Вот такой вот синтетический дар. В конце концов, беспомощное правительство, заведшее страну в полный тупик, по завету бывшего президента Снегура затевает войну с собственным регионом (соседи сильнее и дадут отпор) и в буквальном смысле отстреливает Ларгу от прочей территории, превращая ее в остров, плывущий в море, а там, может, когда-нибудь доплывущей и до Италии. Такая вот история. Кровоточащая, дикая, гротескная в каждом повороте сюжета и в каждом персонаже и при том замечательно талантливо, горько, смешно и — парадоксально при всем гротеске — правдиво рассказанная.
"Самосвал" — совсем из другого ряда. Там история мужания молодого отца-одиночки (мать ребенка умерла в родах), история обретения родной души, буквально история очеловечивания поначалу стандартно старающегося уклониться и от ответственности, и от настоящей любви молодого мужчины. Совсем другой слог, совсем другое дыхание, другая интонация повествования. Беспощадный счет к своему эгоизму и приспособленчеству, и рост собственной души вместе с ростом ребенка. Нежная, лиричная, но по-мужски сдержанная проза. Без какого-либо сюсюканья. Напротив, становящаяся весьма жесткой и в эпизоде купанья малыша в пьяном виде, когда ребенок чуть не погиб, и в сценах, где появляется еще один претендент на отцовство. И опять — природный юмор Лорченкова, самоирония и безошибочное чувство ритма, не дает совсем уж разнюниться, всякий раз встряхивая читателя и заставляя его ощутить мир во всей его полноте и во всех гранях, где все происходящее и драматично, и комично, и символично одновременно. Это очень полнокровное и очень некоммерческое письмо (хотя, надо думать, поклонники могут появиться довольно быстро). Уже состоявшееся, но год от года растущее, крепнущее и подающее, на мой взгляд, большие надежды.
"Я талантлив, работоспособен и люблю Бога. Иногда он на меня обижается, и я перестаю в него верить. Обычно мы с ним миримся на Рождество". Вот так.
Рецензия: Елена Елагина, ПитерBook
14 мая 2008
Из Кишинева с любовью и яростью
Расскажи
друзьям
друзьям
![Все там будем. Владимир Лорченков](https://img.labirint.ru/images/00001000040000500001/1207737528.gif)
Так что все труды Владимира Лорченкова — скажу честно — читаны мною еще в электронных рукописях, и две вышедшие в московском издательстве "Гаятри" книги — "Самосвал" и "Все там будем" (первоначальное название "Там город золотой"), в том числе. За "Все там будем" молодой кишиневец совсем недавно получил литературную "Русскую премию" (присуждается русскопишущим авторам из стран СНГ и Прибалтики), номинация "Большая проза", по поводу чего хотелось радостно, но тем не менее с оттенком мстительности воскликнуть: "Володя, а все-таки наша взяла!" Впрочем, полиграфические варианты уже читанного тут же перечитала не без нового удовольствия.
А теперь — к делу. Т.е. — к книгам. Пишет Лорченков азартно. Взахлеб. Много и энергично (опубликована небольшая часть). И, что самое отрадное, разнообразно. Чего-чего, а монотонности вы здесь не обнаружите. Как истовый прозаик любит работать со всеми составляющими материала: сюжет, композиция, ритм, персонажи, их речевые характеристики, строение фразы, само слово — все у него, тем не менее, подчинено общему замыслу. Все на месте. Ничего не рассыпается на гроздья красивых метафор, чем столь грешит (хоть и кичится этим же) новая модная проза. Никакой небрежности. Как скульптор, мощно, но бережно лепит он свою прозу — то беспощадный гротеск с черным юмором впридачу, то обезоруживающе нежную лирику. Герой его "Самосвала" (Владимир Лоринков, тоже молодой писатель, тоже изначально зарабатывавший на хлеб журналистикой) иронично замечает, что вообще-то свои рассказы он писал "под Апдайка", хотя все окружающие к месту и не к месту поминали и Павича, и Кустурицу и едва ли не Маркеса.
Что ж, если кого и поминать в связи с премиальной "Все там будем", то, ясное дело, Маркеса, поскольку грустная история односельчан из захудалого молдавского села Ларга, пусть и не на сто лет растянута, а на гораздо меньший постсоветский срок, но на самом деле не менее эпична, чем хрестоматийные "Сто лет одиночества". И доподлинное чувствование народного характера у горожанина Лорченкова при этом удивительное. Нужно, чтобы это у тебя было внутри — у других писателей такое если и вычитаешь, то в свой материал все равно не вчитаешь. Фабула же романа незамысловата и болезненно злободневна: поголовно все жители нищающего и гибнущего села Ларга мечтают уехать из родной, но безнадежной Молдавии в процветающую Италию, где уже благоденствуют некоторые их соотечественники, регулярно отсылая родственникам весомые денежные переводы. Выливается это все в бесконечную фантасмагорию с самыми экзотичными способами достичь недосягаемого земного рая. Что только ни предпринимают односельчане, дабы изменить свои судьбы к лучшему. Для начала, заплатив по 4 000 евро, доверяются аферистам, которые какое-то время возят их ночами по окрестностям (днем же таятся якобы от властей в лесах) и в конце концов высаживают вблизи Кишинева. Потом состоятся два крестовых похода на Италию под водительством священника Паисия, жена которого одной из первых сбежала в Италию и живет теперь там припеваючи и не вспоминая бывшего своего супруга. Закончатся эти походы (второй — и вовсе детский) в страшном румынском гетто, окруженном колючей проволокой, где невольники воспроизведут все ту же Молдавию, поскольку царствие Божие, как и ад, внутри нас. Параллельно местные умельцы пытаются достичь Италии то на летающем тракторе (естественно, сбитом при разгоне облаков для полного триумфа при очередном национальном праздновании), то на самодельной подводной лодке, естественно, расстрелянной соответствующими военными силами. Один за другим гибнут односельчане страшными смертями, а президент Воронин сам отбывает нелегалом в Италию, инсценировав крушение самолета и пожертвовав при этом двумя ближайшими советниками.
![Владимир Лорченков,](/images/000010000400011/1210752332.jpg)
"Самосвал" — совсем из другого ряда. Там история мужания молодого отца-одиночки (мать ребенка умерла в родах), история обретения родной души, буквально история очеловечивания поначалу стандартно старающегося уклониться и от ответственности, и от настоящей любви молодого мужчины. Совсем другой слог, совсем другое дыхание, другая интонация повествования. Беспощадный счет к своему эгоизму и приспособленчеству, и рост собственной души вместе с ростом ребенка. Нежная, лиричная, но по-мужски сдержанная проза. Без какого-либо сюсюканья. Напротив, становящаяся весьма жесткой и в эпизоде купанья малыша в пьяном виде, когда ребенок чуть не погиб, и в сценах, где появляется еще один претендент на отцовство. И опять — природный юмор Лорченкова, самоирония и безошибочное чувство ритма, не дает совсем уж разнюниться, всякий раз встряхивая читателя и заставляя его ощутить мир во всей его полноте и во всех гранях, где все происходящее и драматично, и комично, и символично одновременно. Это очень полнокровное и очень некоммерческое письмо (хотя, надо думать, поклонники могут появиться довольно быстро). Уже состоявшееся, но год от года растущее, крепнущее и подающее, на мой взгляд, большие надежды.
"Я талантлив, работоспособен и люблю Бога. Иногда он на меня обижается, и я перестаю в него верить. Обычно мы с ним миримся на Рождество". Вот так.
Рецензия: Елена Елагина, ПитерBook
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Ваша корзина невероятно пуста.
Не знаете, что почитать?
Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?
Здесь наша редакция собирает для вас
лучшие книги и важные события.
Главные книги
А тут читатели выбирают все самое любимое.
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2024
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
- Книги на китайском языке
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Игры с мишенью
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для пенсионных удостоверений
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Воздушные шары
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery
Скидки и подарки
Только у нас
Развлечения
Лабиринт — всем
Приложения Лабиринта
![](https://img.labirint.ru/design/club/club-app.png)
Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.
Другие способы входа
Какой сервис вы хотите использовать?
Примем заказ, ответим на все вопросы
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию
Пока не нашли для себя ничего в Лабиринте?
Специально для таких случаев мы каждый
день выбираем лучшие книги:
Найти книгу
Специально для таких случаев мы каждый
день выбираем лучшие книги:
Мы в соцсетях
Интересно