Персоны&Темы: Глеб Гусаков
Что такое научная фантастика? Об этом рассказывает Глеб Гусаков, идеолог и практик возрождения отечественной научной фантастики, главной редактор и ведущий редактор серии "Настоящая фантастика" издательства "Снежный Ком М", директор Открытого Крымского фестиваля фантастики "Созвездие Аю-Даг", исполнительный директор литературного семинара "Партенит" под руководством Г.Л. Олди и А. Валентинова.
Беседовал Алекс Громов
Содержание:
Интервью
Рецензии на книги издательства "Снежный Ком М"
Отрывки из книг издательства "Снежный Ком М"
Интервью
1. Вы являетесь одним из идеологов возрождения отечественной научной фантастики. Что же такое, по-вашему, современная НФ? Какими "родовыми признаками" она обладает?
Пара слов о термине "НФ-возрождение". Почему-то он был воспринят многими как желание реанимировать старую советскую НФ, что невозможно и ненужно. Хотя задача ставилась – вывести отечественную НФ на новый качественный уровень, а термин "возрождение" означает, что никакой НФ у нас сейчас нет (а раньше была хоть какая-то, пусть и советская). Поэтому, говоря о современной НФ, надо иметь в виду западную – прежде всего, англосаксонскую. Итак, современный НФ-роман это нечто вот такое:
а) текст, в котором фантастические допущения не идут в разрез с естественнонаучной картиной мира;
б) масштабное произведение, включающее в себя такие важные компоненты, как философия, этика, социология; для раскрытия этих философских, этических и социальных конфликтов критично важно избранное автором фантдопущение (система фантдопущений) – без него разрешение этих конфликтов или хотя бы постановка соответствующих вопросов невозможны;
в) динамика внешнего и внутреннего действия, сюжетная острота – времена "лекций профессора Петрова" миновали, все идеи выражаются через конфликты и действие.
2. Нас повсюду окружает техника. Но тогда, по сути, должно увеличиться количество книг, связанных с Будущим – в том числе и НФ. Или человечество уже перестало быть любопытным и заглядывать за горизонт?
Книг, связанных с будущим – множество. Сколько сейчас запущено массовых серий из разряда "постапокалипсис", "постъядер" и прочих? Это ведь как бы о будущем, верно? А вот НФ маловато, и научпопа маловато. Однако повторюсь – это у нас. На Западе этого хватало и хватает. Вспомним, к примеру, киберпанк (киберпанк это тоже НФ, если что) как жанр возник на рубеже 80-х – 90-х годов, когда не то что интернета – нормальных персональных компьютеров не существовало. Очень сильная прогностика, многое сбывается на глазах. Так вот, сейчас наших читателей это не удивляет. А переводы классики киберпанка, сделанные в середине 90-х… с треском провалились в продаже. Наш читатель тогда НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ. Западный – понял и принял с восторгом, а наш… Оттого и "НФ-возрождение", что реально надо возрождать культуру восприятия умного футурологического, прогностического текста.
3. Какие разновидности Будущего "рассматривались" в вашей серии? И есть ли такие варианты, о которых еще не писали, но было бы интересно многим прочесть?
О, самые разные. От крайне отдалённого (миллиарды лет, солнце превратилось в красного гиганта, поглотило Землю и Марс, а человечество ютится на задворках Солнечной системы), как в романе М. Хорсуна "Рождение Юпитера", до достаточно близкого "мира победившего киберпанка" Мерси Шелли или тоже близкого, но с совершенно иной, новой социальной моделью в романе "Аберрация" Д. Федотова. Самое оригинальное – это, пожалуй, "ноосферное человечество" в "Тёмном Пламени" А. Козловича: вроде бы мир, созданный по лекалам Ивана Антоновича Ефремова, но… не всё так просто, это надо читать.
4. Почему сейчас фантастические элементы появляются в произведениях самых разных стилей и жанров? Это кризис реалистической литературы?
Да. Это он. Современный читатель хочет "отдыхать", а не "грузиться", когда потребляет книгу, а "грузилово" для него – весь окружающий мир, о котором он, как он ошибочно полагает, знает всё и так благодаря интернету и телевидению. Вот и приходится писателю изгаляться, поддавая то мистического, то абсурдистского, то ещё какого "перчику". Исключение разве что детективы да женские романы, которые формально – реализм, но там свой особый "перчик".
5. Что правильнее – делить литературу на "высокую" и "массовую" или способную и неспособную чем-то помочь и порадовать?
Делить литературу вообще неправильно. Часто слышу: читатель не поймёт, читатель то, читатель это. Какой такой читатель? Не существует абстрактного "читателя вообще". Один и тот же человек может читать и сложные философские романы, где ищет ответы на свои вопросы и тут же – лёгонький боевичок, чтобы "отвлечься". Есть ещё подростки: очень важно, чтобы была простая приключенческая литература, в том числе и фантастика, чтобы подросток приобщился к чтению и со временем стал настоящим читателем.
6. Каково в НФ соотношение науки и литературы, равномощны, равноценны ли они?
Это очень важный вопрос. Как-то укоренилось мнение, что в НФ литературная составляющая вторична, а между тем, научная и литературная части не просто равноценны и равномощны: они взаимосвязаны. Поясню на известном примере. В знаменитом "Солярисе" Лема около трети текста посвящено придуманной Лемом науке "соляристике", исследованиям Океана Солярис и порождаемым им структур. Причём, описано и научно, и, вполне художественно, зримо, выпукло. Казалось бы – зачем? Для сюжета роли не играет. Однако сам пан Станислав говорил, что пишет эпистемологический роман – роман о пределах человеческого познания. А значит, нужен объект, принципиально непостижимый нашим разумом. Но если это просто продекларировать – мол, вот вам Океан, непостижимый объект, то всё, можно ставить точку, дальше писать нечего. Поэтому читателя нужно УБЕДИТЬ в этом, заставить ПОВЕРИТЬ, загипнотизировать, если угодно. А это можно сделать только ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ средствами, что Лем блестяще и продемонстрировал.
Итак, научная часть задаёт проблематику, художественная обеспечивает убедительное воплощение. Ещё пример: что будет, если методами генной инженерии изменить природу человека? Останется ли тогда человек человеком? Острейший этический конфликт! Соответственно, сразу встаёт вопрос: а кто мы сами, что есть "человек"? Если автор не разбирается, хотя бы, в азах генетики – ему не поверят. Если не сумел создать убедительных образов – ему тоже не поверят.
Научный фантаст вынужден идти по лезвию этой бритвы. Оттого научные фантасты неплохо разбираются в философии и религии. Да-да, ведь религия даёт ответы на те же "вечные" вопросы, что и НФ, по-иному, конечно. Сама НФ – следствие кризиса религиозного мировоззрения. Научные фантасты разбираются в мифологии (вспомним хотя бы "троянский" цикл Симмонса). В физике, химии, биологии… а кроме того умеют строить грамотную композицию, красивый сюжет, владеют стилем…
7. Из чего должны состоять "комплектующие" воображаемой фантастической страны, для придания ей эффекта реальности?
Из оригинального авторского мировоззрения – в первую очередь. Из наличия авторской идеи, желания донести что-либо до читателя, что трудно или невозможно донести нефантастическими методами. Тогда автор, если он талантлив, сумеет найти и оригинальный антураж, образы, мелкие детали, цепляющие читателя и создающие эффект правдоподобия. Пожалуй, образы и точные детали – главное. Как с вышеприведенным примером из Лема.
8. Какое значение имеет оформление самой книги, чтобы она могла донести до читателя атмосферу чужого мира, времени, культуры?
В эпоху распространения легкодоступных электронных текстов красивое и грамотное оформление, культура книгоиздания – основа выживания бумажной книги. Если же рассуждать "при прочих равных условиях" – талантливый текст хватает читателя за шкирку и тащит за собой. Опять же, напоминаю, читатель – понятие абстрактное. Подростку хватит приключений и "мочилова", более продвинутому этого уже мало.
9. Существует ли отечественная традиция, связанная с НФ, и, следовательно, преемственность поколений?
У нас есть разрывы поколений, а не преемственность. В конце тридцатых фантастику директивно обязали быть литературой для юношества и поставили на грань научпопа. Эпоха Беляева и Толстого завершилась, наступил период застоя. Потом – прорыв Ефремова, Стругацкие и шестидесятники. И снова застой и "молодогвардейское" болото. Да, была "Лунная Радуга" Павлова. Кстати, взявшая читателя за горло именно остротой этических конфликтов: "что есть человек", "не совсем человек и социум". Да, остались Стругацкие, но они отошли от НФ. Потом всплеск времён конца перестройки – и снова болото псевдо-НФ…
Но мы работаем в этом направлении. У нас печатаются и новички и корифеи, такие как Прашкевич, Амнуэль, и даже патриархи Войскунский и Юрьев, оказывается, всё ещё пишут замечательные тексты. Кстати, в плане преемственности. То, что выпущенные нами книги П. Амнуэля и Г. Прашкевича удостоились похвалы самого Бориса Стругацкого, удивления вроде бы не вызывает. А вот то, что Сергей Лукьяненко, представитель гораздо более позднего поколения, крайне позитивно отозвался о новом романе того же З. Юрьева "Чужое тело", признав, что зачитывался его книгами ещё в детстве… может так и выражается она, та самая преемственность?
10. Какой, по-вашему, будет фантастика второго десятилетия XXI века?
Если говорить о НФ, то в первую очередь будут отрабатываться проблемы биотехнологий. Вмешательства в природу человека (ген-модификации, очиповывание и пр.). Вот позже загадывать не стал бы. Назревает смена научной парадигмы, а с ней может возникнуть и новая НФ. Небывалая.
11. Вы сами хотели бы жить в описанном Будущем, предлагаемом вашими авторами?
Я считаю, что человек по мере возможностей сам должен создавать своё будущее. Хотя… если появятся устройства виртуальной реальности, неотличимой от настоящей, кое-где рискнул бы и побывать. Интересно же!
12. В фэнтези есть свой набор почти обязательных артефактов-стереотипов: магический посох, чудо-меч, хрустальный шар… Существует ли подобный перечень в НФ? И если да, пожалуйста, перечислите.
Как раз нет. Фэнтези гораздо более унифицировано. А вот НФ – можно написать в стилистике фэнтези, разумеется, разъяснив в итоге в научном ключе принцип действия чудо-меча и хрустального шара. Как говорил сэр Артур Кларк, очень продвинутая технология неотличима от магии… Набор стереотипов существует в антуражной фантастике – приключенческой литературе, использующей элементы НФ в качестве декораций, например, в спэйс-опере. Настоящая НФ свободна в своих литературных проявлениях.
13. Что из литературы "примыкает" к НФ, но, тем не менее, в нее не "укладывается"?
Во-первых, вышеупомянутая антуражная фантастика. Во-вторых, тексты, где фантастическое допущение не является сюжетообразующим и смыслозадающим, а служит дополнительным рупором, усилителем каких-то авторских замыслов. Для таких книг у нас в издательстве существует другая серия – "Нереальная Проза", где чудо – просто чудо, а притча – просто притча… но всё это – на самом высоком литературном уровне.
14. Как вы относитесь к фантпремиям? В том числе – проводимым в интернете конкурсам?
Премии (особенно, устоявшиеся и признанные фантастическим сообществом) – это премии, а интернет-конкурсы - это конкурсы. Премии худо-бедно, но инструмент, да, несовершенный, но инструмент выявления тенденций развития жанра. Премии нужны. Хорошие и разные. Авторитарные и демократические. Да и для писателя они вовсе не бесполезны, что бы кто ни утверждал. Ну, кто из нас не мечтает получить "Бронзовую Улитку" из рук Бориса Натановича Стругацкого? И если это не признание, то что тогда – признание? Тиражи? Не факт, что сегодня тиражного автора не забудут уже через пяток, а то и пару лет.
А вот интернет-конкурсы, особенно те, где сами участники друг друга и оценивают – полагаю, от них начинающим писателям больше вреда, чем пользы, ну а читателям всё равно, поскольку всё это нигде не публикуется. Кроме некоторых, совсем немногочисленных конкурсов, где победитель получает более или менее солидную публикацию.
15. А как вы относитесь к тематическим фантастическим антологиям?
Позитивно. Здесь есть пространство для литературной игры, где маститый автор упражняется, чтобы не "терять форму", а у начинающего есть шанс блеснуть и "засветиться". Да и спросом такие антологии пользуются неизменным. Поэтому мы запустили недавно новую серию, которую так и назвали - "Антологии". Пока вышло две книги - антология феминистической фантастики "Феминиум" и фантастическая антология нефантастической классики "Классициум". Обе основаны на литературной игре. "Феминистическую" фантастику у нас пишут и авторы-мужчины, причем все скрыты под псевдонимами, и читателю предлагается угадать, кто есть кто - в форме викторины на нашем сайте. "Классициум" это еще более крутая игра: в неком параллельном мире, скроенном по лекалам фантастов 50-х - 60-х годов живут Хемингуэй, Ремарк, Шолохов, Довлатов. Какие тексты сотворят классики в фантастической реальности? И снова читателю предлагаем угадать - кто скрывается за маской классика.
16. Какие книги выйдут в серии "Настоящая фантастика" в ближайшее время?
Прежде всего - сборник Сергея Чекмаева, отличного рассказчика. Специально для сборника Сергей написал повесть-продолжение в своё время прозвучавшего романа "Анафема". Далее планируется роман космических приключений (но с подтекстом) от Сергея Герасимова, "Сострадание к врагу". Новый роман талантливого харьковчанина Бориса Георгиева "Далила-Web" имеет мало общего с опубликованной у нас ранее "Охотой на Улисса" – тоже динамичный, умный и несколько ироничный… но киберпанк. Автор из Ивано-Франковска Владимир Ешкилев порадовал мощной, масштабной космической НФ "Питомник богов". Но есть и иные планы.
Рецензии
Классициум
Если представить, что минувший век обошелся без мировых войн и, возможно, даже без особых революций, то может быть, и дорога в космос была бы проложена гораздо раньше? Джек Лондон и Маяковский могли бы оказаться свидетелями первых полетов. А Хемингуэй и Шукшин могли бы даже лично поучаствовать в межпланетных странствиях. Как бы они написали о "пыльных тропинках далеких планет"?
Собранные в этой книге образцы импровизации на тему произведений из золотого фонда литературы позволят читателю по-новому оценить как великие творения классиков реалистического жанра, так и возможности современной научной фантастики. Среди именитых участников можно назвать Дмитрия Володихина, Геннадия Прашкевича, Г.Л. Олди, Леонида Кудрявцева, Далию Трускиновскую и Дмитрия Федотова…
Уже из краткого предисловия (написанного не абы кем, а самим Александром Беляевым!) становится ясно, что читателям предложена весьма оригинальная литературная игра, суть которой: какие бы произведения могли создать известные отечественные и зарубежные писатели, если бы они жили не в нашей, а в некой альтернативной реальности Земли. Там не было мировых войн и революций, но произошла знаменитая уэллсовская "война миров" между землянами и марсианами. Там Венера и Марс вполне пригодны для жизни, а в космос человечество вышло уже в начале 1940-х годов.
Сборник действительно наполнен отличными — умными и стилистически точными произведениями "классиков"…Не обойден вниманием и такой замечательный, любимый миллионами читателей и кинозрителей, самобытный писатель-сибиряк Василий Шукшин. Автору, его альтер-эго, удалось в небольшой новелле "Жил такой парень" мастерски передать и удивительную поэтику шукшинского языка, и его незабываемый мягкий юмор, и яркую индивидуальность характеров главных героев — американца Пола Андерсона и русского Геннадия Чуйкова, не побоявшихся отправиться в очень рискованную поездку на Венере, чтобы вовремя доставить спасительное лекарство на дальнюю исследовательскую станцию. Кроме того, автор новеллы сумел настолько виртуозно "переписать" творческую биографию Шукшина, что поневоле кажется, будто так все и было на самом деле! Что действительно "жил такой парень" Василий Шукшин, создавший множество талантливых литературных произведений и снявший целый ряд фильмов, вошедших в мировой золотой фонд кинематографа.
Антология "Феминиум" составлена известной писательницей Далией Трускиновской из рассказов о героинях - отважных, решительных и технически грамотных женщинах. Часть рассказов обыгрывает непосредственно тему феминизма, демонстрируя общество, в котором царит матриархат. При этом среди авторов есть не только дамы, но и мужчины, однако все произведения подписаны женскими именами, а точнее, за одним исключением, псевдонимами. Читателю предоставлена отличная возможность поиграть в головоломку, угадывая авторов.
Какое оно, Будущее? Многие книги из серии "НФ", куда входит и этот роман, позволяют представить уже сейчас его "детали" и возникшие странности. С появление интернета (кстати, автор романа, прежде написавший дилогию "2048" является одним из известных деятелей Рунета) началась третья мировая война – за мозги и деньги потребителей. Поначалу была уничтожена международная сеть музыкальных пиратов, но потом "корпорации поняли, что с развитием копировальной техники музыку не остановишь старыми методами. Не успеешь оглянуться, как новая энка уже гремит по всем континентам, залитая в тысячи устройств, от музыкальных чайников до музыкальных пистолетов, и накрепко зависает в ушах миллионов людей. И тогда сама суть бизнеса изменилась. Теперь лейблы запросто отдавали музыку в свободное распространение, предварительно сделав ее носителем рекламы". Появилась чистка памяти и импланты-нейрофоны.
Андрей Козлович. "Темное пламя"
Каким оно станет, будущее человечества? Советский ученый и писатель Иван Ефремов в своих романах описывал, как люди спустя столетия покорят пространство и отправятся к звездам. Этот роман, изданный в серии НФ, во многом основан на идеях Ефремова на комплексе его идей, содержащихся не только в "Туманности Андромеды", но и "Лезвии бритвы", и "Таис Афинской" и рассказывает о многотрудной экспедиции звездолёта "Тёмное Пламя" на планету Ирида (в романе Ефремова "Туманность Андромеды" называемой Зирда), чья некогда процветающая цивилизация фактически полностью была истреблена агрессивной расой "бессмертных" - корнов. Установив контакт с содружеством цивилизаций галактики (Великим Кольцом) человечество столкнулось с тем, что существует звездный фашизм. Завершает книгу авторское послесловие, рассказывающее о творчестве Ефремова и значении его глобальных идей для современности.
Андрей Дашков. Плод воображения
Один из самых самобытных мастеров отечественной фантастики выпустил новый увлекательный роман, удостоившийся похвалы мэтров жанра. Город, когда-то великий и богатый, а сейчас похожий на призрачную декорацию, становится ареной большой игры. Участники странного "реалити-проекта" постепенно утрачивают чувство реальности. Иллюзии и действительность становятся взаимопроникающими и взаимозависимыми. Не спасает даже заблаговременно приобретенная не слишком законным путем карта: "Гриф "секретно" уже давно не был помехой для любознательных; секреты продавались направо и налево, вопрос был лишь в сходной цене и в том, чтобы выйти на нужного человека". Одержимость чревата воплощением самых худших фантазий, слепая вера и самозабвенная любовь — спутники безумия, но обреченность и отверженность дают иммунитет против окружающего кошмара…
Известный писатель-фантаст Андрей Валентинов назвал этот произведение лучшей на сегодняшний день книгой Дашкова, романом-лабиринтом: "Войдя в него, будет сложно вырваться из сумрачных коридоров, где перед читателем открываются все новые уровни и пласты скрытых смыслов. Сквозь сложную вязь интриги и непредсказуемые повороты сюжета проступают философско-метафизические концепции автора. Мистика оборачивается жесткой рациональностью, реальность выворачивается наизнанку, обнаруживая второе, третье дно…".
НФ! Как много в этом звуке для сердца фэнского слилось! Именно НФ предлагает читателям заглянуть в Будущее, где было возможно почти все, что кропотливо создавали не только гении науки, но и всевозможные колоритные злодеи-экспериментаторы и даже настойчивые плагиаторы. Глеб Гусаков (кстати, по профессии – физик) в этот сборник включил разнообразные глобальные темы человеческого бытия. Да и сам книга отличается при этом ярко выраженной преемственностью поколений фантастов: самому младшему автору - 33 года, а старшему, Е. Войскунскому – 89 лет и он как раз печатался в тех самых советских. НФ. В повести "CYGNUS DEI" Я. Верова и И. Минакова описан причудливый мир Будущего, в который и странным образом попадают персонажи из самих разных эпох и книг. Среди них оказался и наш современник- крымский астроном, который в компании гауптштурмфюрера, гречанки и воинственной язычницы порой спешит на таинственный Зов. Но здесь нет никакой мистики, а лишь издержки технологий - на планете случилась страшная катастрофа, взрывная лавинообразная патогенная мутация встроенных генов. Как и положено, виновата корпорация: в 2530 году была основана "Сигнус Деи" - компания-монополист по критической ген-модификации на уровне фенотипа. Так для проживания в Космосе был создан проект "Открытый Космос". Генные инженеры, решившие быстренько ускорить естественную эволюцию, смешали три сущности в одной, создавая, по их мнению, суперсущества, способные окунуться в океанские глубины и взлететь к небесным просторам. Напрасно в 3343 году профессор Ван Хофман предупреждал в своей работе возможность мутации, которая приведет к полному вымиранию населения. Его объявили лжеученым… И теперь оставшийся искусственный интеллект в виде мерцающего "псевдоримлянина" (к тому же страдающий провалами в памяти) расскажет героям о случившейся трагедии. Кстати, в текст повести стилизовано включен фрагмент поэмы "Телемахида" великого русского поэта В. Тредиаковского.
События, описываемые в "Бозоне Хиггса", могут показаться читателям логическим завершением нынешних экспериментов: 12 мая 2012 года произошел сбой в работе Большого адроидного коллайдера (БАК) и началось…Люди таяли как свечки, государства распались. После создались Конфедерации, появились левитирующие платформы и личные Пирамиды, но остался висящий дамоклов меч Прошлого: "Что же станет реальностью? Карта жизни, показывающая причитающийся и постоянно уменьшающийся остаток, воспитанные сталкеры (невоспитанные не выживают!) и, конечно, олигархи. Но, как всегда случается в человеческой истории, начнется нечто новое…
В этом необычном НФ-романе рассказывается о том, как к Земле направляется гигантский астероид, и для спасения планеты приходится задействовать проект "Хронос". Стремительность сюжета завораживает буквально с первых страниц, погружая в яркие реалии недалекого будущего и не оставляя времени на "адаптацию". Земля 2060-го выглядит так, будто мы там и живем, а надвигающаяся из космоса смерть вот-вот появится над головой. А каскад научно-фантастических идей в романе может дать фору любому футурологическому изданию. Здесь и освоение энергии вакуума, и эксперименты с проникновением в параллельное пространство, и расширение физических возможностей человека, и встреча с внеземным недружелюбным разумом…
Зиновий Юрьев. Чужое тело, или Паззл президента
Новый роман патриарха отечественной фантастики (справка для не заставшей те времена молодежи: первая фантастическая повесть "Финансист на четвереньках" была опубликована Юрьевым в 1964 году, а в 1982 г. писатель стал лауреатом премии "Аэлита", а в 2007 г. - "Большого Роскона" за вклад в развитие фантастики) написан в неторопливой и обстоятельной манере традиционной отечественной НФ прежних лет. По словам Сергея Лукьяненко, "Зиновий Юрьев — имя для любого знатока фантастики знаковое. "Черный Яша" и "Часы без пружины", "Финансист на четвереньках" и "Полная переделка", "Белое снадобье" и "Быстрые сны" — книги, которыми зачитывались многие нынешние писатели — в том числе и я". Сам роман – это не только твердая НФ, но и детектив, в котором продемонстрирован причудливый и безжалостный мир большого бизнеса и крупных предательств, постоянного выбора между большим и меньшим злом.
Жил-был Петр Григорьевич, в далеком прошлом советский инженер, а нынче удачливый бизнесмен, руководитель крупной IТ-корпорации, относящийся к своей фирме как к родному ребенку. История его бизнеса, в общем-то, почти обычная: однажды в шальные 1990-е годы ему повезло – оставили двое джигитов у него на квартире 10 миллионов долларов и пропали. Сначала нефтью торговал, потом занялся торговлей компьютерами, а там и одно изобретение смышленого парнишки приспособил для коммерческого использования. Все в этой жизни было почти хорошо, но вот однажды врачи поставили ему страшный диагноз – рак и отмерили срок оставшегося в четыре месяца. И тут начались странности…
В одном из сквериков встретился Петр Григорьевич с Семеном Александровичем, неопрятного вида стариком с всколоченной головой, в которой мелькали необычные идеи о сохранении, а точнее – перезаписи человеческого "я". При этом старичок учитывал, что в науке, как и в жизни необоснованных чудес, не требующих внешних резервов и не имеющих обратной стороны, не бывает…
Борис Георгиев. "Охота на Улисса"
Представьте себе, что вы не в слишком далеком Будущем, году этак 2086-м. В предыдущие десятилетия ученые были изгнаны с Земли (в виду опасности результатов их трудов) и теперь обитают на Марсе. А на Родине человечества построена была построена Планетарная Машина, управляющая баблами ("общепринятое название летающего дома, выполненного в виде шара") и теперь богатые живут безбедно и почти счастливо. Но там, где есть техника, случаются и ее поломки, приводящие порой к непредсказуемым последствиям. И вот однажды Эйрис, дочь земного олигарха, поссорившаяся со знакомым Великолепным Миклом, попала в безнадежное положение - еще недавно совершенная Машина дала сбой и роскошный бабл, лишенный управления, стал удаляться от Земли. Осталась только ждать восстановления связи с Машиной, но если учитывать, что через 600 часов начнут сказываться релятивистские эффекты, то Грядущее могло быть только печальным. Но зоркий командир исследовательского судна "Улисс" Волков обнаружил неизвестный корабль, следовавший в зону пояса астероидов и спас девушку. Он-то и рассказал ей историю про изгнанных ученых. А ведь Волков всю сознательную жизнь мечтал вернуться на Землю, на которой не был ни разу, а "кто-то ему не дает ему это сделать лишь потому, что боится утратить контроль над Планетарной Машиною…". Ведь люди, выросшие на Марсе не знали синего неба Земли. В этом необычном романе, написанном в жанре научной фантастики, присутствуют элементы детектива и веселой пародии на космические фантстереотипы, в том числе и описания общения Волкова с корабельным разумом "бабла" и Эйрис – с виртуальной камеристкой Ариной, рассказывающей хозяйке сказки про доблестных капитанов Древности.
Цитаты
"...Рычит краулер, молотит мощными гусеницами щебенку пополам с водой, не сдается. У Пола костяшки пальцев на руках побелели. Очень трудно удерживать тяжелую машину на дороге. Видимости никакой, только радар и спасает.
У Генки сон совсем пропал. Приник к курсоводу, командует:
— Правее держи!.. Теперь влево, влево давай!..
Американец зубы сжал, оскалился. Бормочет что-то по-своему, Чуйкову не понять. Не до того парню. Одна дума теперь в голове: добраться бы самому да вакцину довезти. Сгинет товарищ Чуйков — хана Подгорному. Выкосит их "зеленая оспа", или инвалидами сделает.
"Экранизация древних легенд для широкого населения была табу. Как и книги, старые, бумажные, рассказывающие о временах, когда мужчины – полумифические особи, отдаленно напоминающие гамм и омег, - правили миром, поклонялись странным кровавым богам и сами не вылезали из войн. Совет считал, что ни к чему будоражить общественность страшными сказками. Вместе с тем эти сказки для чего-то старательно берег, хоть и скрывал под семью замками".
"Сондерс был не первым, кто предложил использовать чистку памяти. Но именно он разыскал для Артели группу яйцеголовых, в прошлом занимавшихся разработкой микроволнового меморт-генератора для одной из военных лабораторий США. После очередной инспекции деятельность лаборатории была признана неудовлетворительной, и ее прикрыли.
Артель снова накормила яйцеголовых и дала довести работу до конца. Новую технологию защиты от утечек внедряли без особого шума, как логичное продолжение всех предыдущих — подписка о неразглашении, сканирование записывающих устройств, блокирование лишних сетевых коммуникаций на рабочем месте… ну и здесь же вполне безопасная, моментальная процедура для забывания определенных данных.
Андрей Козлович. "Темное пламя"
"Тогда же начавшийся приём передач Великого Кольца выявил у нашего сектора Галактики интересную черту. Перпендикулярно к плоскости экватора Галактики огромный участок космоса – триста парсек в высоту и четыреста в ширину, молчал в диапазоне частот, принятых в Великом Кольце. Ни одна планета на огромнейшем участке, кроме Ириды, ещё не включилась в Кольцо. Что было весьма удивительно.
В этот же период угас интерес к межзвёздным полетам. Не сразу, но смогли принять, на каких колоссальных расстояниях находятся братья по разуму и что релятивистские звездолёты мало помогут. Тем не менее была послана последняя девятая звёздная экспедиция, чтобы выяснить судьбу Ириды. К тому времени Ирида молчала семьдесят лет".
Борис Георгиев. "Охота на Улисса"
"Докладная записка.
Сегодня, 27 апреля 2086 года в 11:03 по бортовому времени мною был обнаружен неизвестный корабль, следовавший в зону 347 пояса астероидов (скопление Дитца). Установить связь по гравиканалу не удалось, радиоканал был блокирован радаром неизвестного судна. Согласно пункту 3.12 инструкции "О патрулировании исследуемого сектора" я принял решение перехватить корабль-нарушитель. Перехват был выполнен без повреждения неизвестного судна в 11:41 по бортовому времени. При обследовании перехваченного корабля была обнаружена гражданка Земли, отказавшаяся представится".
Зиновий Юрьев. Чужое тело, или Паззл президента
"Я сам довольно быстро почувствовал, что мы, то есть копия и оригинал, сразу начали как-то отдаляться друг от друга, расплываться в разные стороны. Я еще вспомнил, как читал когда-то, что много миллионов лет назад на Земле существовал один материк, который потом распался на части, и эти части начали отдаляться друг от друга".
Андрей Дашков. Плод воображения
"В объяснения добросовестного приятеля он даже не пытался вникнуть – вся эта галиматья насчет "многофакторного анализа" и "нелинейных алгоритмов высокого уровня" была для него китайской грамотой. Его интересовал результат, который впрямь оказался впечатляющим. К тому времени Барский уже осознавал, что вскоре превратиться в анахронизм и останется без работы со своими безнадежно устаревшими методами "творчества", а после демонстрации возможностей программы его подозрения превратились в уверенность.
Это не иначе как дьявольская штука творила иллюзорные реальности с бешеной продуктивностью и связностью, которые Барскому с его сгущавшимся на горизонте сознания маразмом даже и не снилось. Кроме того, готовый саморазвивающийся продукт идеально соответствовал запросам и требованиям нынешнего потребителя и без малейших проблем вписывался в любой контекст – от суперсовременного до ретроспективного или псевдоисторического".
"Мы думали, что находимся в вечном равновесии с мирозданием. В голову не могло придти, что физический вакуум – это хищник. И хочет он одного – пожрать всю материю без остатка. Он как лемовский Солярис – единое целое. Но его структура сложнее всей надвакуумной Вселенной. Нас на Земле до двенадцатого года охранял квантовый уровень. Пока его не пробил БАК. И вакуум заинтересовался нами, людьми".
"Оба оператора буквально впились взглядами в алую точку на голограмме. Она стремительно приближалась к обозначившейся на схеме зеленой границе защитного барьера.
— У него скорость как у гепарда, — просипел Санчес.
— Откуда здесь гепарды? — недоуменно откликнулся Раскин.
— А я почем знаю?
— Включи-ка видео — там должна быть камера, сектор четырнадцать или пятнадцать.
Уго, не глядя, ткнул несколько клавиш, и в верхнем правом углу терминала вспыхнул квадратик экрана камеры видеонаблюдения. Объектив ее был направлен прямо на чашу энергоприемника, и неизвестный нарушитель вот-вот должен был попасть в поле зрения".
Не знаете, что почитать?
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию