Тэги
Авторская рубрика Афанасия Мамедова
22 октября 2020 года исполнилось 150 лет со Дня рождения Ивана Бунина (1870–1953) — одного из классиков отечественной литературы XX века, первого из наших соотечественников, удостоившихся Нобелевской премии по литературе.
Художественное и философское наследие Ивана Бунина охватывает три эпохи — предреволюционную, годы революции и Гражданской войны (те самые «окаянные дни» в России) и жизнь русской эмиграции первой волны.
Блистательный поэт и бесстрастный судья русской зарубежной литературы Владислав Ходасевич в своей статье «О поэзии Бунина» писал: «После „Господина из
10 ноября 1933 года стало известно, что писатель Иван Бунин, первым среди русских литераторов, был удостоен Нобелевской премии. Выдвижению Бунина поспособствовал его друг и соратник по перу Марк Алданов. Еще в 1922 году он обратился с такой просьбой к Ромену Роллану, после чего тот внес Бунина в список соискателей одной из самых престижных международный премий, но тогда кандидатуру Бунина Нобелевский комитет не одобрил. И лишь спустя десять лет объявил всемирно: «Решением Шведской академии Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».
Тот же Ходасевич откликнулся на это событие статьей «О Бунине» в «Современных записках»: «Ровно неделю тому назад я писал: „Чем дороже нам Бунин, тем труднее для нас становится изъяснить иностранцу, в чем заключается его знание и сила… Мне горько не только оттого вообще, что до сих пор Нобелевская премия не дана русскому, но еще и оттого, что так трудно было бы объяснить европейскому литературному миру, почему именно Бунин достоин этой премии более, чем
К счастью для всех нас и к великой радости для меня, оказался я
В истории русской словесности Иван Алексеевич Бунин навечно останется блистательным прозаиком (историки литературы уверены, что Нобелевскую премию он получил за автобиографический роман «Жизнь Арсеньева»), поэтом и строгим ревнителем чистоты русского языка. Его книги по наше время не утратили самобытной актуальности, и сегодня, как и много лет назад, определяют пути русской литературы. Однако при всем том в творческом наследии Бунина, как и в его биографии, остается немало противоречивого и загадочного, поднимающего целый ряд вопросов.
Почему поэзия и проза в сборниках Бунина оказывались перемешанными? Был ли
Бунин выдвинулся в первые ряды отечественных классиков
|
Афанасий Мамедов Не успели мы отметить полуторавековой юбилей Александра Куприна, и вот уже подоспел полуторавековой юбилей Ивана Бунина. Какими открытиями наши историки литературы, литературоведы, специалисты по творчеству Ивана Алексеевича готовы поделиться в период его чествования?
Татьяна Марченко За все буниноведение я, разумеется, отвечать не могу, тем более что буниноведение переживает свои лучшие времена. В серии Литературного наследства вышел тысячестраничный том — но это лишь первая книга из задуманного сета, запланировано четыре книги, но может выйти и пять… Только подумайте — пять тысяч страниц Бунина, о Бунине, вокруг Бунина. То, что Бунин выдвинулся в первые ряды интенсивно изучаемых и издаваемых отечественных классиков — это, пожалуй, и есть главное открытие последних лет.
Открытием стала опубликованная переписка И.А. и
Но мне открытия принесла выставка, которая проходила в Доме (Музее) русского зарубежья им. А. Солженицына 29 октября. Мы назвали ее без претензий «Бунин. Эмиграция. Творчество», поскольку именно об этом и рассказываем — об эмиграции, о пути в эмиграцию, о творчестве на чужбине, собственно, в прекрасной Франции. Выставку мы, разумеется, делаем на основе собственных фондов, но в содружестве ровно с десятью музеями и архивами. И вот работа в разных архивохранилищах позволила соединить разрозненные сюжеты. Например, я писала о Нобелевской премии (в двух монографиях, 2007 и 2017) на основе архива Шведской академии, зарубежной периодики, — а материалы из различных фондов ДРЗ и РГАЛИ позволили восстановить сюжет, который я назвала «альтернативным чествованием» (которое его непосредственные участники именовали даже
Еще один замечательный документальный массив подарил Орел — в фондах ОГЛМТ хранится неопубликованная переписка Веры Николаевны Буниной с братом
АМ Сколько всего собраний сочинений Ивана Бунина существует и чем последнее его Полное собрание сочинений отличается от предыдущих — можно сказать, что в него вошло все?
ТМ Это нетрудно узнать, выйдя на сайт Академический Бунин и заглянув в раздел «Библиография». Там ведется учет всем бунинским изданиям. Для буниноведов важно «полное» собрание сочинений
Но тексты его произведений кочуют из собрания в собрание в одном и том же виде и будут долго еще кочевать и перепечатываться, вплоть до выхода академического научного собрания сочинений. Оно заявлено, работа над ним ведется, но это пока несовершенное время, и даже в серии «Литературные памятники» ни одно произведение не появилось. Так что, быть может, я погорячилась, говоря о расцвете буниноведения?
АМ Первый бунинский сборник стихов «Листопад» появился в издании «Скорпион», как писал Ходасевич, «под эгидою Брюсова». Что связывало с символистами Бунина — человека и художника, которому «душевный излом» всегда был чужд?
ТМ Полагаю, что пристраивая свои стихи в одно из московских издательств, Бунин меньше всего думал о «душевных изломах», а деловую хватку
Ведь явление Бунина в русской литературе рубежа
А на вопрос, «что связывало Бунина с символистами» — ответ очень простой: единство времени и действия. Жили в одно время, искали своих путей, но книги нужно было печатать, издатели искали авторов, а авторы издателей и прилагающиеся гонорары. Бунин и в «Северных цветах» публиковался, и Чехова туда вовлек — чеховский опыт сотрудничества оказался сугубо отрицательным, а Бунин
АМ Одна из любимых присказок Бунина была: «Злых людей на свете много». Говорят, вставлял ее в разговор часто. Однако, читая его автобиографическую прозу, литературные портреты Константина Бальмонта, Сергея Есенина, Алексея Толстого, едкие замечания в адрес Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, Владимира Маяковского, Максима Горького, невольно задумываешься о том, что и
ТМ Бунин прожил очень долгую жизнь. По меркам
А какие язвительные, желчные, порой злобные и даже непечатные (во всяком случае, недостойные обнародования) заметки оставлял он на полях книг
АМ А из советских писателей
ТМ Писатели все черпают друг у друга, не обязательно у созвучных себе — иногда совсем другой по манере, настроению, восприятию жизни писатель вдруг откроет
АМ Значительное место в творчестве Бунина занимает деревенская тема, тут достаточно вспомнить такое знаковое его произведение, как «Деревня». Хотел бы вас спросить, советская «деревенская проза» была
ТМ Очень ценил Бунина
АМ В советские времена бытовала такая байка, будто бы Бунину в дни тяжелого безденежья предлагали писать порнографические рассказы, и будто бы он даже взял время, чтобы подумать, но в итоге отказался. Могло ли это быть правдой, или эта такая мелкая советская пакость в ответ на то, что Бунин
ТМ Ну, мало ли что придумают! Д. Хармс недаром ведь сочинил анекдоты из жизни Пушкина — так и с Буниным началось. Есть великий, очень разнообразный писатель, да еще прожил тридцать три года во Франции, белоэмигрант, автор «Темных аллей», прозы эротической, хотя и на «легком дыхании» написанной, без соскальзывания в грубости и сальности. Но с его безупречным чувством языка и стиля он создает чистейшей прелести чистейшие образцы, повторить, тем более подделать — невозможно. Работал Бунин
АМ Рассуждая о той или иной исторической эпохе, мы удобства ради, сводим в пары разных художников, поскольку в нашем сознании они являются их «культурными кодами». Так, к примеру, часто упоминают вместе Рахманинова и Бунина, когда говорят о конце Российской империи, об эмиграции, о Родине, которую можно/или нельзя увезти с собой. Насколько эти два гения созвучны друг другу?
ТМ Я все время противилась этому упорному соединению Рахманинова и Бунина — эдаких Бобчинского и Добчинского эмиграции: «Сергей Васильевич и Иван Алексеевич, станьте в пару» — и пожалуйте за руки в историю… Но что это за пара? Гениальный
Я противилась и тому, чтобы на нашей выставке лейтмотивом к рассказу о жизни и творчеству Бунина в эмиграции звучал именно Рахманинов, искала созвучия и в русской музыке, и в мировой. И изменила свое мнение благодаря коллеге, главному хранителю ДРЗ Елене Кривцовой, которая прислала мне запись
Теперь об этой теме нужно подумать не спекулятивно — созвучны, не созвучны, а всерьез и научно — вместе с музыковедами отыскать общий код, описать его.
АМ С какими из своих любимых произведений Бунина вы бы настоятельно посоветовали познакомиться читателям «Лабиринта»?
ТМ Да я разные люблю… Люблю, действительно, и о деревне: «Веселый двор», «Я все молчу»… Люблю и «Грамматику любви», и «Иду» — очень, люблю миниатюры — абсолютное
Бунин был явлен миру, как поэт с избытком
|
АМ Всю жизнь Иван Бунин считал себя, в первую очередь, поэтом и только потом — прозаиком. А как вам кажется, превосходит ли бунинская поэзия его прозу?
Александр
Я к ней вошел в полночный час.
Она спала, — луна сияла
В ее окно, — и одеяла
Светился спущенный атлас.
Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди, —
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь ее во сне.
Это уже не сладкая истома глаз, а то, чего еще не было: вхождение в плоть, прозревание жизни изнутри на хрупкой грани неподвижности. Далее снова все те же перепевы, пока вдруг не появилось «Одиночество» — этакое слияние поэзии и прозы, стихотворение с удивительной концовкой, относящееся ко временам второй Пушкинской премии:
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Звезда дрожит среди вселенной…
Чьи руки дивные несут
Столь переполненный сосуд?
Звездой пылающей, потиром
Земных скорбей, небесных слез
Зачем, о господи, над миром
Ты бытие мое вознес?
22.Х.1917
Для сравнения Ходасевич:
Горит звезда, дрожит эфир,
Таится ночь в пролеты арок.
Как не любить весь этот мир,
Невероятный Твой подарок?
1922
Но, конечно, этого мало, чтобы говорить, что Бунин как поэт больше
АМ То есть это справедливо, что Бунин получил Нобелевскую премию не за поэзию, а за прозу. А может быть,
Путешествия в Индию, Египет, Константинополь расширили его этнографическую мозаику, но не поставили в один ряд с ведущими европейскими поэтами, скажем, с Йейтсом, да и Ходасевичу с Георгием Ивановым он заметно уступал как поэт.
В Нобелевском комитете к тому времени давно уже возникла разнарядка на
АМ А можно открыть
АМ Вам не кажется, что некоторые рассказы Бунина построены по стихотворному принципу, а иные стихи выступают как бы матрицей для рассказов?
АМ Бунин не очень любил поэзию своей великой современницы Марины Цветаевой, даже говорил, что лучше бы она писала прозу… Тем не менее не кажется ли вам, что, при всех различиях, между ними много общего?
АМ Думаю, Бунину выпало быть и концом, и началом той самой эпохи, о которой Цветаева тут говорит. В этой связи хотел бы вам задать вопрос. При всей старомодности бунинского письма некоторые историки литературы видят в нем модерниста, так ли это? Ведь для
АМ Какие из произведений Бунина входят в число ваших любимых?
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Праведником литературных отношений Бунин не был
|
АМ Чем вас, как поэта, прозаика, историка литературы, привлекает сюжет — Бунин и Набоков?
Максим Д. Шраер Действительно, историей личных и литературных отношений Ивана Бунина и Владимира Набокова я занимаюсь уже более двадцати пяти лет, и сюжет этот не отпускает. В начале хотелось восстановить событийную канву, опубликовать то, что осталось от переписки писателей, а параллельно найти в текстах точки соприкосновения, следы влияния, диалога, сближения и отторжения. Потом долгие годы продолжались раскопки (или, если вооружиться более американской метафорой, длилась золотая лихорадка), объектом которых (которой) были свидетельства третьих лиц, на чьих глазах разворачивалось соперничество Бунина и Набокова. Это переписка, дневники, окказиональные записи писателей первой волны русской эмиграции, которые были очевидцами и свидетелями литературного соперничества Бунина и Набокова — Алданов, Адамович, Берберова, Одоевцева, Андрей Седых, Глеб Струве, Фондаминский, Ходасевич и многие другие, а также записи на полях и манжетах судьбы.
Почему меня продолжает увлекать сюжет перехода ученичества в паритет, а паритета — в увлекательное и горькое соперничество? Я думаю, что состязание Бунина и Набокова — это не только состязание гениев, но и уникальнейший сюжет в русской литературной истории ХХ века. (Учитывая место Бунина в американской прозе Набокова, особенно в «Лолите», «Аде» и «Смотри на арлекинов!», для истории американской литературы этот сюжет тоже немаловажен.) Разумеется, Бунин/Набоков не изобрели сюжет соперничества гениев. Вспомним о соперничестве Достоевского и Толстого, или же, на американской ниве, не будем забывать о соревновании Фроста и Элиота. Но случай Бунина и Набокова тем уникален (и тем каноничен), что Бунин уже был живым классиком, когда Набоков был еще ребенком. Оказавшись в эмиграции в одно и то же время, Бунин и Набоков сначала были (друг другу) учителем и учеником, потом лучшими из старшего и молодого поколения эмигрантских писателей, потом побежденным учителем и
АМ В некоторых сборниках Бунина поэзия и проза оказываются перемешанными. До него в русской литературе этого никто не делал, после — разве что «прилежный ученик» Сирин/Набоков («Возвращение Чорба»). Этим приемом Бунин хотел сказать, что для него поэзия и проза — суть одно?
МДШ
25 января 1929 года Набоков сообщает Глебу Струве, что у него выходит «книжка рассказов и стихов (à la Бунин)». А в конце июня 1929 года в письме матери Набоков сообщает, что готовится к печати сборник «Возвращение Чорба»: «Новость: в „Слове“ выходит книжечка моих рассказов и несколько стихотворений в конце, — по бунинскому рецепту». Книга «Возвращение Чорба» — единственный у Набокова сборник рассказов и стихов — вышла в декабре 1929 года. Решение публиковать рассказы и стихи вместе послужило сигналом перехода к новому этапу, на котором Набокова интересовал принцип создания сюжетного стихотворения. Бунин, а вслед за ним Набоков, заявляли о том, что с жанровой точки зрения повествовательную, «сюжетную» поэзию и классическую короткую прозу роднит гораздо большее, чем принято было считать в первой четверти ХХ века. Что, если угодно, в
АМ В своей книге «Бунин и Набоков» вы пишите, что Марк Алданов сыграл роль посредника во взаимоотношениях двух писателей, в чем заключалось это посредничество?
МДШ
Уже после войны, в Америке, Алданову пришлось играть мучительную роль
АМ Вы, если я не ошибаюсь, виделись с Ниной Берберовой незадолго до ее кончины, по существу она оказалась для многих проводником в белоэмигрантское прошлое. Что она говорила о Бунине и Набокове? Как я понимаю, это послужило отправной точкой для вашего исследования?
МДШ Я, к своему стыду, в свое время несколько раз откладывал поездку в Филадельфию на встречу с Ниной Николаевной Берберовой, о чем до сих пор жалею. Дело было так. В начале 1993 года я начинал собирать архивные материалы для диссертации о поэтике рассказов Набокова. В диссертации была глава о Набокове и Бунине. Незадолго до этого в Библиотеку редких книг Йельского университета поступил архив Берберовой, и для доступа к материалам архива требовалось разрешение самой Берберовой. Куратор, Винсент Жиру, который очень много сделал для приобретения бумаг писателей русской эмиграции, посоветовал мне обратиться к Нине Николаевне через моего научного руководителя, Владимира Евгеньевича Александрова, который в бытность свою в Принстоне был с ней дружен. Александров передал мне телефон Берберовой и приглашение ей позвонить. К тому времени Берберова уже переехала из Принстона в Филадельфию. Я позвонил. «Какой у вас прекрасный русский язык», — сказала мне Берберова. «Нина Николаевна, я ведь вырос в Москве», — парировал я. Берберова, видно, ожидала советского волапюка. Мы разговорились. Я объяснил, что интересуюсь историей отношений Бунина и Набокова. «Бунин терпеть его не мог, называл „дураком“. Вы приезжайте ко мне в Филадельфию, я вам все расскажу», — предложила Берберова. У нее был голос человека, который все повидал, но при этом не потерял интерес к другим людям и их треволнениям. «Вы рано утром сядете в поезд, к полудню будете в Филадельфии. Тут есть один приятный ресторан, там для меня всегда держат столик. Мы с вами посидим, я вам все подробно расскажу». Потом был еще один довольно длинный и содержательный телефонный разговор, и я снова расспрашивал Берберову о Бунине и Набокове. Мы договорились, что я выберу день и неделю, позвоню, и мы условимся о встрече. Но знаете, как в молодости бывает, — кажется, что жизнь бесконечна. Прошел еще месяц. Наконец, я позвонил Берберовой, мы выбрали неделю и день (кажется, среду, надо проверить записи). «Вы только, пожалуйста, позвоните мне за день до этого», — попросила Берберова. Когда я позвонил, включился автоответчик с записью голоса Мёрла Баркера, душеприказчика Берберовой. У Нины Николаевны случился удар, от которого она уже не оправилась. Нины Берберовой не стало в сентябре 1993 года. Вот такая история.
АМ Не знаю, знакомы ли вы с таким произведением, как «Бунин и евреи» Марка Уральского, но, согласитесь, тема интересная. Одни считают Бунина антисемитом, другие, напротив, хотят записать его чуть ли не в праведники мира. В этой связи вопрос: как Бунин относился к Ходасевичу? Известно ведь, что они с Берберовой часто гостили на вилле Буниных «Бельведер» в Грассе, о чем свидетельствует и «Грасский дневник» Галины Кузнецовой.
МДШ
В эмиграции Бунина окружали еврейские знакомые и друзья, поддерживали еврейские благотворители. Антисемиты от русской эмиграции называла Бунина «еврейский батько». Действительно, в годы войны и оккупации на вилле Бунина в Грассе (в Приморских Альпах) скрывались трое евреев — Александр Бахрах и Александр и Сура Либерман. Это был гражданский подвиг. Бунин всегда занимал принципиальную общественную позицию по еврейскому вопросу, осуждал погромы, антисемитизм. Но вот в дневниках
С Ходасевичем случай любопытный. Есть свидетельства о том, как Бунин трунил и издевался над Ходасевичем. Набоков в письмах жене описывает сцену весны 1937 года, когда Бунин публично дразнил Ходасевича: «Эй, поляк». Я думаю, что Бунина бесило «мучительное право»
АМ В одном из интервью на вопрос: что Набоков перенял у Бунина, вы отвечаете, что ритмику прозы, что она у Бунина с заметным библейским ритмом. Это очень интересное замечание, которое автоматически обращает наше внимание и на сквозные библейские сюжеты/мотивы в творчестве Бунина. Откуда у него такой интерес к иудейской истории? Что заставило его отправиться на Святую землю, а затем отразить это и в прозе, и в поэзии?
МДШ
По поводу поездки Бунина по Ближнему Востоку я бы кратко сказал следующее. Бунин был страстный путешественник, и его особенно влекло на Восток — ближний и дальний. Об этом уже немало написано. Бунин возвел сюжет «поездки/паломничества русских людей в Святую Землю» до уровня большой литературы. Мысли о еврейской идентичности и истории занимали Бунина в
АМ Бунин ведь писал и литературные портреты, писал блестяще, хлестко — чего стоит, к примеру, его безжалостный «Третий Толстой». Набоков тоже писал о своих встречах с писателями в
МДШ
Обо всех обидах не скажешь — об этом много в моей книге. Давайте кратко обратимся к отзыву Бунина на воспоминания Набокова, написанные уже в Америке (и переписанные несколько раз на двух языках). Известная сцена ужина с Буниным — это многослойный палимпсест встреч, а не свидетельство об одной единственной парижской встрече конца января 1937 года: «Бунин был озадачен моим равнодушием к рябчику и раздражен моим отказом распахнуть душу. К концу обеда нам уже было невыносимо скучно друг с другом. „Вы умрете в страшных мучениях и совершенном одиночестве“, — сказал он мне». Набоковская аллегория «разматывания мумии» (извлечение шарфа Набокова из пальто Бунина) и кружением писателей друг вокруг друга в ритуальном танце посреди парижской улицы на глазах изумленных ночных фей означает не только отдаление Набокова от Бунина, но и освобождение от пут русской культуры, с которой Бунин никогда бы даже не помыслил расстаться.
14 июня 1951 года, Бунин внес в дневник такую запись по поводу книги Набокова Conclusive Evidence: «В книге есть беглые заметки о
АМ Кто еще из русских писателей, кроме Ивана Бунина, претендовал на Нобелевскую премию в 1933 году? И как отнеслись в эмиграции к награждению Бунина?
МДШ
АМ Какие произведения Ивана Бунина вы особенно цените, какие посоветовали бы прочесть читателям «Лабиринта»?
МДШ Я любил и продолжаю любить у Бунина многое, хотя в молодости (и в России) проза Бунина читается иначе, нежели в годы зрелости (и в эмиграции). Считаю непревзойденной раннюю черноземную готику Бунина («Деревня», некоторые новеллы
Не остывала у него только одна страсть —
к писательству |
АМ Правда ли, что Бунин связан родством с Василием Жуковским?
Мария Михайлова Да, конечно, как и с очень хорошей поэтессой Анной Буниной. Он об этом неоднократно писал, как и о том, что имя Буниных вписано в шестую книгу дворянских родов. Но стоит сказать, что есть изыскания, доказывающие, что
АМ Отношения Бунина и графа, а так же гражданина и товарища Алексея Толстого в эмиграции ровными не назовешь. Разное бывало меж ними. Если верить Алексею Толстому, Бунин даже пытался препятствовать изданию его романа «Хождение по мукам» во Франции…
ММ Я, признаться, не очень в курсе этой истории. Знаю, что Бунин ценил «Петра I», но самого «Алешку» не уважал. Бунину можно предъявить много претензий — и заносчив, и презрителен, и неуважителен к окружающим, и эгоист страшный. Но никогда не льстец, не подлиза, не юлящий человек, не жаждал «продаваться», не хотел быть зависимым (хотя в эмиграции и приходилось порой!). А в Алексее Толстом укрупнял для себя, выделял именно эти черты, как то, чего никогда не хотел себе позволить. Для него продажность — показатель подлости. Так охранял в себе «дворянство», которым гордился…
АМ Одно время Бунина одолевало стремление «опроститься», насколько серьезно в молодости Иван Алексеевич увлекался толстовством?
ММ Вполне серьезно. Поехал в толстовскую общину в Полтаву, учился бондарному ремеслу. Правда, некоторые литературоведы считают, что это был «мундир» толстовства. Мне же кажется, что Бунин был очень страстным, увлекающимся человеком, но и остывающим. Не остывала у него только одна страсть — к писательству. Здесь он становился схимником, монахом. Все подчинял ей. А надо учитывать, что идея приобщения к земле, труду была очень распространена, соприкасалась с покаянием, с идеей «кающегося дворянина». Русский же человек очень любит накладывать на себя путы, а потом сбрасывать. Правда, я подозреваю, что уехал Бунин из дома и для того, чтобы увезти подальше ото всех Варвару Пащенко. Все же связь с девицей на глазах орловской «общественности» не поощрялась. Там и папаша строгий был… А Бунин был в отношениях с женщинами деспотичен. Вдали же от родных можно было диктовать Варе условия, стремиться ее подчинить… Впрочем такой тип взаимоотношений с женщиной довольно подробно воспроизведен в «Жизни Арсеньева». Для мужчины любовь — только ступень в постижении мира. Женщина же должна в этом выполнять отведенную ей функцию: оставаться музой, не более…
АМ Бунин и поэтом, и прозаиком был чрезвычайно педантичным. Многие из его произведений датированы: мы, к примеру, точно знаем, когда и сколько писался тот или иной рассказ Бунина. И эта хронология порою поражает: некоторые рассказы он писал по десять, а то и больше лет… А сколько лет писались «Темные аллеи»?
ММ Думаю, что конкретное время написания новелл сборника можно определить именно по датам, проставленным под каждым рассказом. Но мне кажется, эта конкретная датировка мало что говорит о сути творческого процесса. Это профану кажется, что писатель садится за стол и думает: «А вот
Но взрыв произошел в
Есть у меня подозрение, что Бунин хорошо знал женскую прозу своего времени, поскольку именно женщины начали первыми разрушать запреты и утвержденные в литературе каноны, заговорили о сексуальной тяге прямо, открыто и дерзко, вплоть до обозначения запахов, неодолимости влечения и пр., как это сделали
АМ «Солнечный удар», «Митина любовь» — в ту же копилку? В
ММ И «Солнечный удар», и «Митина любовь» это уже не подготовка, а полноценные вехи на пути овладения и преломления любовной темы в эротическом ракурсе, хотя «Митина любовь» в
АМ Как бы вы определили жанр «Темных аллей»? Готовы вы согласиться, что это сборник рассказов, а не, скажем, многосоставной роман или нечто похожее на итальянские новеллины Эпохи Возрождения, которые больше, чем цикл, но не нечто целое?
ММ Для меня «Темные аллеи» — это цикл, который исследует тему любви в самых разных ее проявлениях. И как элементарное вожделение, как в «Зойке и Валерии», и как неотвязную манию, как в «Кавказе», и как то, под знаком чего может пройти вся жизнь, как в «Холодной осени» или одноименном с циклом рассказе. Это то особое образование, начало которому было положено еще в Серебряном веке, где важна каждая его составляющая. Поэтому то, что в Советском Союзе исключили при издании из цикла четыре рассказа как находящиеся на грани непристойности, — разрушило его целостность.
АМ Истоки эротизма набоковской прозы, бледную тень его «бедной девочки» где только не ищут сегодня, но не кажется ли вам, что уже в «Возвращении Чорба» и «Весне в Фиальте» мы со всею очевидностью замечаем влияние Ивана Бунина и в этом вопросе?
ММ Не знаю, мне вообще не кажется, что Набоков
АМ По сегодняшним меркам вряд ли
ММ То, что делал Бунин в этом размывании допустимого в литературе, — было необычайно смело по тем временам. В принципе многие считали, что на старости лет Бунин немножко свихнулся на «этой теме». Переписка, например, с Алдановым говорит о том, как трудно было печатать в пуританской Америке «Темные аллеи». И, надо признаться, что писатель, видимо, поняв это, многие «рискованные» места просто убрал. Напомним, что запрет с «Любовника леди Чаттерлей»
АМ Какие произведения Ивана Бунина вы особенно цените, какие настоятельно рекомендовали бы прочесть читателям «Лабиринта»?
ММ Для меня непревзойденной остается, как это ни покажется странным, «Деревня». Абсолютно новаторский текст, закрученный как спираль, вбирающий в себя водоворот жизни. Гениальны его «Старуха», притча «Молодость и старость». Восхищаюсь «Братьями», где опять же обрисовано соприкосновение тех песчинок, тех величин, которые в реальной жизни никогда не встретятся. А любовное напряжение, которое передано в «Мордовском сарафане», вообще уникально. Я считаю Бунина — лучшим русским писателем ХХ века, лучи воздействия которого на русскую прозу последующего времени еще не до конца выявлены. Вообще я бы посоветовала Бунина читать сплошняком. Открыть первый том и далее переходить от тома к тому… Тогда станет понятно, какой он разный, неповторимый, и при этом цельный. Но и развивающийся, конкретный и философичный, дарящий наслаждение и заставляющий мучительно задумываться о главном.
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2024
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
- Книги на китайском языке
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Воздушные шары
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery
Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.