Тэги
В каком городе Европы появилась первая печатная газета? Сколько книг на русском языке выпустило знаменитое американское издательство «Ардис»? Как в ХХ веке развивались
Композиторы изящных ароматов
|
Запахи — не только часть повседневной жизни каждого человека, но и любопытная тема для исторического исследования. «Аромат империй» — так называется книга очерков немецкого ученого и писателя Карла Шлегеля. Автор исследует
«У каждого времени есть свой аромат, свое благоухание, свой запах», отмечает Шлегель. Он предлагает несколько историй с неожиданными сближениями и ассоциациями. Так, более ста лет назад на московской фабрике Альфонса Ралле работал старшим парфюмером Эрнест Бо. В 1913 году он создал к
Эта ароматическая композиция пользовалась огромным успехом. Номер пять не вызывал ассоциаций с роскошными традиционными ароматами розы, жасмина,
И в те же самые годы на московской фабрике «Новая заря» (до революции — «Брокар и Ко») ее ведущий
Хороший парфюмер — не просто технолог, но «композитор запахов». Он разбирается в химии, ботанике, физиологии. Знает методы экстракции и дозировку, обладает интуицией и «внутренним нюхом». Флакон духов, по словам Шлегеля, — это как хор или оркестр: в нем есть «нежные голоса» и «басы», и они сплавлены друг с другом. История парфюмерии — наука, изучающая неуловимое. Запах мимолетен, он не может храниться долго, как рукопись, скульптура, аудиозапись. А любое его словесное описание несовершенно. И поэтому особую ценность для исследователей парфюмов представляют сосуды. Их многие ныне коллекционируют, ищут на чердаках, на блошиных рынках. Да, жидкости из них давно улетучились, но изящные флаконы сохранили форму, которая соответствовала ароматической композиции.
За кулисами Большого театра
|
Большой театр в Москве — это целый мир, где объединились искусство, история, политика. О нем написано множество книг в разных аспектах — от музыкального до технологического. Историк и москвовед Александр Васькин в своей новой работе «Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой» рассказывает, как и чем жили артисты за пределами сцены. О творческой деятельности Большого театра здесь говорится мало. Зато быт, характеры, привычки, материальную сторону жизни известных солистов ведущей сцены страны Александр Васькин анализирует подробно и занимательно. В числе источников — воспоминания и дневники отечественных деятелей искусства, связанных с Большим театром.
Этот театр всегда был на особом положении в стране, в том числе и в дореволюционное время. Императорским Большим театром тогда руководили государственные служащие, настроенные весьма консервативно. Они считали, что на этой сцене менять ничего не надо (даже костюмы и декорации не обновлялись десятилетиями). Не разглядели они поначалу и талант Шаляпина. Большой театр долгое время находился в упадке. В оркестр брали слабых музыкантов, балетную труппу сокращали, сборы падали — несмотря на премьеры опер Чайковского и
Шаляпин мог бы стать миллионером, если бы не страсть к картам и рулетке. Но он был самым популярным певцом в России за всю историю. И ему все позволялось. «Его привычки, увлечения, розыгрыши, проведение досуга — все будет взято на вооружение. А сама фамилия „Шаляпин“ превратилась в бренд», отмечает автор исследования.
В советский период Большим театром управляли уже не чиновники в вицмундирах, а комиссары с партбилетами. После краткого периода «революционного натиска», когда оперу и балет и вовсе собирались упразднить, государство вновь стало щедро финансировать Большой театр. Чтобы Сталину и другим членам Политбюро было удобнее слушать и смотреть выступления лучших артистов, их переманивали в Москву. Так солистами Большого стали в разные годы Марк Рейзен, Галина Уланова, Владимир Атлантов. Мнение самих артистов при этом особо не спрашивали: им давали отличные квартиры, премии, звания, а иным — и служебную машину с шофером. От звезд в Большом становилось тесно, соперничество усиливалось. Приезжали в ГАБТ из Ленинграда, Свердловска, Еревана, Киева. Однако Муслим Магомаев на уговоры не поддался и остался солистом Бакинского театра даже после триумфальных выступлений в Москве в 1963 году.
На размер зарплат солисты Большого театра не жаловались: они были в
Александр Васькин, как автор многих краеведческих книг, интересно рассказывает и о московских адресах звезд Большого театра. Тут и Каретный ряд, где жил с женой дирижер Евгений Светланов, и дом на углу Петровки и Столешникова переулка, где получила комнату в коммуналке молодая Галина Вишневская, и квартира Дмитрия Шостаковича на Кутузовском проспекте, выделенная ему по распоряжению Сталина. Вообще, советский вождь обращался с артистами Большого, как помещик в крепостном театре. Часто вызывал к себе: давал советы, делал замечания. Одного мог наградить, другого — обречь на опалу. К примеру, певцу Ивану Краузе порекомендовал сменить «неподходящую» фамилию — ведь только что закончилась война с Германией. И тот стал Иваном Петровым.
Надежда, запечатленная на холсте
|
В 2020 году филолог, искусствовед и писатель Николай Жаринов выпустил свою первую книгу «Исповедь литературоведа», вскоре ставшую бестселлером в категории
Взгляд на классику во многом «замылен» школьными учебниками и экскурсиями. И оттого здесь важен свежий, нетривиальный взгляд профессионала (и обязательно хорошего рассказчика). Многие посетители музеев стараются быстрее пробежать по залам, чтобы успеть увидеть побольше полотен. Но знакомство с искусством — это не спорт. Николай Жаринов в своей книге призывает пристально и не спеша рассматривать произведения живописи, глубоко погружаясь в их мир. Важны не только сюжет картины, стиль, приемы и символика, но и то, что находится «за ней»: приметы времени, факты биографии художника, отражение в ней его личной судьбы, взаимосвязь разных картин мастера. Восприятие зависит и от того, как полотно освещено и с какими работами оно соседствует в зале. К примеру, на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына» в Эрмитаже слишком резко падает свет из окна напротив. «Рембрандту хотелось сказать новое слово в искусстве, показать, что цвет может обладать смыслообразующей функцией, но в то время его стремление не нашло поддержки ни у простых людей, ни у товарищей по кисти», рассказывает искусствовед. Заказы иссякли, художник постепенно погружался в бедность. Но продолжал писать — теперь уже для себя, без оглядки на заказчиков. Это и позволило свершить революцию светотени. Для автора книги эта картина — не просто исповедь, но подлинное откровение: «Это диалог сквозь эпохи и столетия и запечатленная на холсте надежда».
На картинах известных русских художников тоже нередко отражались, в той или иной форме, события из их жизни. Картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова» — не только вольная трактовка одного из событий отечественной истории, но и «портрет собственной души» мастера. Находящаяся в том же зале Эрмитажа картина Василия Пукирева «Неравный брак» также воссоздает реальный жизненный эпизод. В основу ее сюжета, по одной из версий, легла история друга художника, молодого купца Варенцова. Родители его невесты выбрали более состоятельного жениха. Но репортер Владимир Гиляровский предполагал, что отвергнутым женихом был сам Пукирев. Возможно, художник скомпилировал две эти истории в своем воображении. Автор книги также предлагает внимательно рассмотреть детали картины, проследить линии взглядов ее персонажей. Что за фигура в белом виднеется за спиной жениха? Есть ощущение, что это призрак мертвой жены вступающего в брак пожилого чиновника (мистическое вкрапление в реализм). Вложив всю душу в «Неравный брак», принесший ему славу, Пукирев «перегорел» и не смог в дальнейшем создать
Каждая из великих картин таит загадки и вызывает разнообразные вопросы.
Восстановленная библиотека
|
Ровно 50 лет назад вышла первая книга знаменитого американского издательства «Ардис», специализировавшегося на русской литературе. Пробным камнем стал «Камень» Осипа Мандельштама — репринт, выполненный с первого, редчайшего издания 1913 года. Потом были сотни книг ведущих авторов ХХ века — Набокова, Бродского, Булгакова, Довлатова, Ахмадулиной, Аксенова… Многие выдающиеся произведения русской прозы и поэзии впервые вышли из печати в «Ардисе».
Московский журналист, редакционный директор журнала «Forbes» Николай Усков написал историю издательства, пропустив ее сквозь собственную биографию. Получилось исследование в свободном формате, с элементами воспоминаний и экскурсами о литературных реалиях
Издательство получило название в честь поместья Ардис (с древнегреческого — острие стрелы) из романа Владимира Набокова «Ада», написанного в Швейцарии. Вымышленное поместье соединило в себе черты России и Запада; ту же комбинацию вложили в концепцию «Ардиса» его создатели, американские слависты Карл и Эллендея Профферы. Они поставили цель — «публиковать то, что не могло быть опубликовано в Советском Союзе, восстановить утраченную библиотеку русской литературы». Карл занимался прозой Набокова (состоял в переписке с мэтром, опубликовал первое научное исследование о «Лолите»), его жена специализировалась на творчестве Булгакова. В 1969 году они несколько месяцев прожили в Советском Союзе. «Профферы застали русскую литературу после побоища, тянувшегося уже не одно десятилетие. Вакханалия официальных посредственностей и настоящие писатели, лишенные возможности печататься, неизданные, забытые, запрещенные тексты, разорванная ткань времен, утрата знаний и памяти», пишет об этом времени Николай Усков. Но и в тогдашней американской славистике царил застой: там повторяли штампы советских учебников. Набокова, Цветаеву, Ходасевича не знали даже некоторые специалисты. Так что Профферы, подчеркивает автор, открыли русскую литературу ХХ века и для Америки.
«Ардис» был во многом семейным предприятием. Офис редакции помещался в собственном доме Профферов в
Их поездка по университетскому обмену в СССР сформировала концепцию будущего издательства. Главным другом Профферов в Ленинграде стал Бродский, в Москве они часто бывали в квартире Надежды Мандельштам, своего рода салоне либеральной интеллигенции, встречались с Еленой Булгаковой и Лилей Брик. Из этого центра кругами расходились другие знакомства — с писателями, переводчиками, учеными. Сформировалась группа поддержки, возник экспертный круг, где можно было обсудить выпуск книги. Появились каналы вывоза рукописей в Америку — обычно через дипломатов или журналистов. В издательской работе Профферам было непросто лавировать и соблюдать нейтралитет. Они издавали представителей конкурирующих направлений и школ, показывали известных авторов в неожиданных амплуа. В «Ардисе» печатались новые произведения авторов, живущих и официально публикуемых в СССР; и тех, кого на родине не публиковали. В начале
Охотники за новостями
|
В 1605 году в Страсбурге книготорговец Иоганн Каролюс купил типографию и выпустил в ней новостной бюллетень. Рукописные информационные листки к тому времени давно имели хождение в Европе, но тиражировать их механическим способом никто не пробовал. Оборудование стоило дорого, а рынок сбыта (образованные «охотники за новостями») был невелик. Однако Каролюс вложил средства в рискованное предприятие и вошел в историю как издатель первой в мире печатной газеты. Началась новая эпоха в культуре, в технологиях, в жизни человека. О предыстории, рождении и развитии
Человеку эпохи интернета трудно представить, что
В конце ХV века император Максимилиан учредил в Священной Римской империи почтовую службу (ее прототип успешно действовал еще в древнем Риме), и распространение новостей значительно ускорилось. На первую страсбургскую газету можно было оформить почтовую подписку. Однако многие все равно предпочитали узнавать новости в личном общении или из официальных объявлений на площади. Вдобавок заметки первых печатных газет были сухими и лаконичными, в тогдашней прессе не размещали развлекательных материалов.
Печатное слово постепенно пробивало себе дорогу. Возникали новые газеты. Вложение денег в медиа становилось прибыльным делом. Конкуренция заставляла издателей экспериментировать с внешним видом и содержанием. В 1609 году в Германии появился первый еженедельник с гравюрой на титульном листе. Голландский издатель Ян ван Хилтен ставил в номер самую свежую информацию, приостанавливая для этого печатный станок. В газетах с
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.