Тэги
Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак уже 15 лет пишут для подростков в четыре руки и две головы: «Время всегда хорошее» о путешествиях во времени, «Я хочу в школу!» о школе мечты, «Правдивую историю Деда Мороза», где перед глазами читателя проносится весь XX век как новогодняя сказка... В «Гимназии № 13» они соединили школьную повесть с квестом и славянским фэнтези, в «Смерти мертвым душам» — мистику с важным общественным высказыванием о классике, которой все времена и возрасты покорны, если вы умеете ее преподносить... Детектив с социальным посылом («Охота на василиска» ), бальные танцы с информационной войной («Открытый финал») и эпический подростковый роман, в котором третий не лишний, а любимый город («Сиамцы») — а общем, чего двухголовый писатель Жвалевский-Пастернак только не выдумывал.
А не выдумывал он продолжений и сериалов: некоторые проблемы можно назвать сквозными для творчества Жвалевского-Пастернак, но всякий раз их решают совсем другие герои в рамках совсем другой истории. И вот этой осенью произошло невероятное: под одной обложкой и общим названием «Грабли сансары» выходят две повести соавторов, мало того что связанные общими героями — вторая еще и является продолжением первой. Как так получилось, зачем понадобилась вторая повесть и чего нам от ждать от новой книги, спросил у Андрея и Жени Дмитрий Гасин.
Дмитрий Гасин «Грабли сансары» — случай, нетипичный для вашего творчества. Уговаривали, уговаривали вас написать продолжение книги «Время всегда хорошее» — да так и не уговорили! Объяснитесь, пожалуйста: почему две повести на схожую тему у вас выходят дилогией?
Евгения Пастернак На самом деле, мы не знаем. Мы такого не планировали.
Начать надо с того, что повесть вообще получилась очень капризной. Я имею в виду «Сорок с половиной недель» — теперь это первая часть «Граблей сансары». Мы задумывали ее как историю о 16-летней девочке, которая беременеет, — и героиня поначалу получалась у нас такой, в общем-то, глупенькой, однако мы надеялись, что беременность заставит ее повзрослеть. Но мы писали-писали — и где-то в середине книги поняли: характер у нашей героини таков, что ничуть она не взрослеет.
Андрей Жвалевский Это было бы просто неправдой, если бы она по щелчку что-то поняла.
ЕП У нее все время есть попытки что-то понять — она вдруг начинает что-то чувствовать, над чем-то задумываться, — но внешние обстоятельства таковы, что повзрослеть ей просто не дают. В середине книги у нас вдруг придумался финал — довольно грустный и жестокий, не такой, как у нас обычно.
АЖ Да, что у нас действительно нетипично получилось в этот раз — это финал первой части. Когда-то она была единственной — но, когда мы ее дописали, выяснилось, что для книги она коротковата и все равно нужно что-то добавлять. Изначально мы не задумывали никаких продолжений — хотели просто написать еще одну повесть «в рифму» к первой.
ЕП Очень интересно вышло с темой книги. Вроде бы хотели написать о подростковой беременности — и только к концу первой части поняли, о чем она для нас на самом деле. Это книга о нелюбви — если бы Звягинцев не снял свой фильм, мы бы, наверно, так повесть и назвали. Мы всегда сами о себе говорили: «Жвалевский и Пастернак все время пишут про любовь». У нас всегда хоть где-нибудь какая-нибудь любовь есть — даже в «Охоте на василиска» и «Пока я на краю»: книжки, казалось бы, такие безнадежные, а все равно любовь вытягивает героев. Тут же получилась такая история, в которой все на первый взгляд есть: семьи есть, секс есть, дети есть, беременность есть — а любви нет...
АЖ Причем беременность беспроблемная, никакого токсикоза и прочих ужасов — здесь проблемы совсем из другой плоскости.
ДГ Да что вы говорите? Все эти страшные слова входят в список запрещенных в детской библиотеке, в школе... То есть все вроде все знают, но кто же о таком книжки пишет?
ЕП Ой, мы уже много чего наслушались об этой книге. Вообще тест-читатели изумляют — ты никогда не знаешь, что им понравится и что вызовет негодование. [Дальше идет небольшой и не очень значимый спойлер — но если вы его опасаетесь, лучше не читайте этот абзац]. Например, у нашего 17-летнего героя есть взрослая любовница, этой женщине 35 лет. Когда мы отправляли книгу тест-читателям, мы думали, что нас сейчас за педофилию просто убьют, будут кричать, что так нельзя, растление... А все читатели вдруг прониклись к этой Владе такой любовью — и все говорят: «Какая она молодец! Какая мудрая женщина! Как правильно поступает!». Я просто развожу руками. Нет, она, конечно, хорошая — и когда мы о ней писали, мы ничего плохого не имели в виду, но то, что общественное мнение оказалось полностью на ее стороне, для меня абсолютная неожиданность.
[Конец спойлера]
АЖ Там, конечно, как всегда, огромный разброс — мы периодически задавались вопросом: «А точно об этой повести пишет рецензент?»
ДГ «Тот ли текст они читали?»
ЕП Именно! Один ли файл я рассылала всем этим людям?
АЖ Такое чувство, что файлы были совершенно разные файлы — потому что одни и те же герои у кого-то вызывали сочувствие, кто-то их ненавидел, а кто-то говорит: «Ну, они просто обычные».
ЕП Большинство читателей ругали родителей Аси — мол, какие они дураки, как ей не повезло с родителями. И тут приходит отзыв: «Боже, какие у нее классные понимающие родители! Как девочке повезло!».
ДГ Эффект на самом деле ожидаемый: вы берете тему, по поводу которой в обществе нет единства мнений, поскольку царит страх. Никто на эту тему вслух и не размышляет — чтобы не навлечь беду. Как родитель, я этот страх прекрасно понимаю — но пока не посмотришь ему в глаза, сделать ничего не удастся.
ЕП Наша героиня беременеет по химически чистой глупости — ничего больше, кроме глупости, там нет.
АЖ При этом она беременеет в 16 лет — еще сто лет назад это было абсолютной нормой, выйти замуж и родить в таком возрасте. А сейчас это не норма — и повесть отчасти посвящена тому, почему не норма. Со здоровьем у нашей героини все в порядке, с поддержкой тоже все в порядке — но у себя в голове она не готова к материнству и просто не понимает, что происходит.
ЕП Вокруг нее ходят очень понимающие взрослые, все ее уговаривают: «Асенька, ты должна принять решение». При этом никто не давит на нее, не тянет ни в одну, ни с другую сторону — ей просто нужно принять решение, оставлять ребенка или нет. А Асенька сидит, сложив лапки, и решать ничего не хочет.
АЖ И чтобы не пересказывать совсем уж всю повесть, давайте перейдем ко второй.
ДГ Да, это самый интересный вопрос — что же дальше? Есть ли жизнь после?
АЖ А дальше засада, потому что вторая повесть — не для подростков.
ЕП Некоторые считают, что и первая не для подростков, хотя формально герои «Сорока в половиной недель» — вполне тинейджеры: ей шестнадцать, ему семнадцать...
У нас, как уже понятно, есть два героя: мальчик и девочка, Ася и Гриша. В центре первой повести — Ася, девочка, которая беременеет, ее беременность тянется через всю повесть. Отца ее ребенка к концу повести рядом с ней нет, он пропадает из повествования. В эпилоге мы чуть-чуть написали о том, что будет дальше с героями — а о Грише не написали ничего. И 80% тест-читателей спрашивали: «А что с Гришей? А Гриша-то где?». Хотя казалось бы — ну слился мальчик и слился, уехал и уехал...
АЖ Он вообще играл далеко не первую скрипку во всей этой истории — но потом из вопроса «А где же Гриша?» родилась вторая повесть. Она о Грише — но это уже немножко не тот Гриша, с которым мы расстались в первой части, потому что прошло пять лет. Он закончил вуз, начал работать — и с ним стали происходить всякие события, о которых мы уж точно ничего не будем рассказывать, чтобы не спойлерить.
Уточним только одно: почему «Грабли сансары». Есть такое понятие «колесо сансары» — это когда ты проходишь через одну и ту же ситуацию несколько раз, и пока ты не сделаешь правильный выбор, это будет случаться с тобой снова и снова.
ЕП А одна наша тест-читательница, которой мы отправили вторую повесть, написала: «Слушайте, у вас не колесо сансары, у вас грабли какие-то». И мы сказали: «О, отличное название!».
ДГ А еще это прекрасное название, которое не отпугнет родителей, потому что большинство мам, прочитав заголовок «Сорок с половиной недель», подумает: «Нет, ну что вы, моей дочке это читать не нужно». А «Грабли сансары» — красиво и непонятно.
ЕП Ну у нас и истории закольцевались очень красиво, поскольку обе они об этом: о том, что человек ходит по кругу, и ты будешь совершать те же ошибки, пока не захочешь из круга вырваться.
АЖ И в первой повести у Аси постоянно появляется возможность вырваться из этого круга, но она ей так ни разу и не воспользовалась: всякий раз, попадая на развилку, она сворачивает не туда. Во второй повести мы поставили в похожую ситуацию Гришу — но как он себя в ней повел, мы не расскажем, это уже совсем спойлеры.
ЕП Я скажу только одно — то, что для меня очень важно. Когда мы поняли, что первая история получается о нелюбви, очень захотелось написать парную как раз о любви. «Сорок с половиной недель» — это история о том, как абсолютно хорошая, благополучная жизнь при отсутствии любви превращается в ад. А история Гриши — о том, что если жизнь вокруг ад, то любовь может вытянуть из этого ада.
АЖ Более того, она может родиться в этом аду. Чем хуже вокруг, тем ярче герои понимают, что у них творится внутри, и это помогает им жить.
ЕП Главное, что даже из тяжелейшей жизненной ситуации, если люди друг друга любят, они всегда найдут какой-то выход. В первой повести герои все время грызутся — вместо того, чтобы сесть и подумать вместе, они растаскивают реальность по углам.
АЖ И бесконечно друг на друга валят: а что я, а почему я? Все, кроме, может быть, одного героя, бесконечно уходят от ответственности. Во второй истории все сложнее — но, как нам кажется, и оптимистичнее.
ДГ Обычно в книгах для подростков герои в конце концов поступают «правильно». Вы же даете своим героям свернуть «не туда» — но всегда есть указатель, а куда свернуть следовало.
ЕП По крайней мере, мы показываем, что будет, если сделать каким-то определенным образом. Сделаешь так — будет так. Хочешь так? Пожалуйста — твой выбор!
АЖ Почему Асин выбор, который она делает раз за разом, неправильный? Потому что она отказывается от выбора. Отказ от выбора — тоже выбор. Вот это как раз хотелось вбить в голову: если думаете: «Ай, я умываю руки, я ничего не решаю» — это тоже решение. И оно очень сильно влияет на твою жизнь.
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.