Тэги
В школе мы изучаем историю как последовательность наиболее важных событий, запоминаем имена и даты, разбираем предпосылки и последствия войн, реформ и бунтов. История предстает перед нами как ряд, самых главных событий и тех, что остались в веках. Это главное всегда определено, список причин и следствий ограничен и регламентирован. И жизнь человека, которая вплетена в историю, оказывается исключенной из повествования. Так история видится нам чем-то далеким, и мы отчуждаемся от нее. Но цепь причин и следствий никогда не бывает только «цепью». Это скорее многоцветное, вязаное крючком объемное полотно — оно неравномерно, нитки выбиваются, где-то кольца связаны плотнее, где-то пространство между нитями полно воздуха. Все ветвисто и узорчато.
Так, у каждого явления множество причин и следствий, которые сложно узреть в полном объеме — всегда что-то ускользает от нас или прячется на другой стороне. Ведь за каждым историческим событием стоит множество людей с их неповторимыми судьбами, с их чувствами и мыслями.
Находясь в истории, мы переживаем ее в чем-то очень сходно, а в чем-то совсем отлично друг от друга. Но нам вспоминается рассказ Форреста Гампа: «главные» лица и события его времени упомянуты им постольку, поскольку они связаны с важными для главного героя людьми. И Форрест не придает значения этому историческому, которое случается с ним, оно — лишь фон из времени, когда он жил, любил, страдал и был счастлив. Историческое и личное переплетаются, но они отделены друг от друга. Человек смотрит на историю, и история его не принимает.
Редакция «Иллюминатора»:
Мы хотели издать тексты, в которых происходит переживание истории, ее присвоение. И решили объединить их в серию «Личный век». Главным здесь становится не историческое, но личное.
Интересно, что первоначальное значение общеславянского слова vekъ реконструируется как «сила, жизненная сила, здоровье». Согласно словарю М. Фасмера, оно родственно: литовскому viekas — «сила, жизнь», латышскому veicu — «добиваться, пересиливать, одолевать», древне-исландскому veig — «сила», ирландскому fichim — «борюсь» (из viko), латинскому vinco, vincere — «побеждать».
История человека, его личный век — это время, когда есть жизненная сила, способность мыслить и делать.
Обычно в науке (исторической) и быту мы отделяем промежутки времени друг от друга и нумеруем их (Ι, ΙΙ, ΙΙΙ—ΧΧΙ в.
Осколки времени
|
«В конце концов неважно, чего я достиг в жизни, — важно, что я каждую минуту жил»
— Юрий Олеша
Таким Поэтом, способным выразить время, был Юрий Карлович Олеша. Современники называли его «королем метафор». Олеша родился в 1899 году — про этот занимательный факт он писал вот что: «Год моего рождения совпал с последним годом девятнадцатого столетия. Человек тщеславный, я усматриваю в этом обстоятельстве некоторую знаменательность. Гейне, родившийся в 1801 году, называл себя первым человеком девятнадцатого века, родившись на другом конце века, я могу назвать себя его последним человеком». И действительно — для писателя-интеллигента, обладающего даром называть вещи «по-иному», не всегда находилось место в этом веке техники, революций и войн.
В своем романе «Зависть», опубликованном впервые в журнале «Красная Новь» в 1927 году, Олеша рассказывает о поколении интеллигентов, оказавшихся в новом мире «лишними людьми». «Спор Поэта (Кавалерова) и Колбасника (Андрея Бабичева — «новый человек, американец, «деловой человек, спец) являет собой по сути спор двух эпох». Роман «Зависть» стал самым читаемым и издаваемым с 1927 по 1938 год. Но с наступлением 30-х советским людям нужны были новые герои, отвечающие идеалам нового времени (рабочие, комсомольцы, партийные работники). Язык Олеши стал непонятен простому читателю, а его темы могли оказаться крамольными. Тогда Олеша замолчал.
Уже после смерти писателя (1960) стало известно о большом количестве черновиков, дневников, неопубликованных рукописей. Оказалось, что все эти годы Олеша писал, яростно и мучительно, последнюю книгу — книгу о своей жизни. Писал «на листах и клочках бумаги, случайно попадавшихся под руку, на ресторанных салфетках». В 1956 году были опубликованы в журнале «Литературная Москва» и «Избранном» только отдельные фрагменты этой книги под названием «Ни дня без строчки». Текст, собранный воедино филологами Виктором Шкловским и Михаилом Громовым, был издан впервые в 1965 году.
«Ни дня без строчки» — это произведение, в котором как раз можно увидеть неоднородность времени, отрывочность воспоминаний и мыслей. Текст книги, разделенной на пять частей («Детство», «Одесса», «Москва», «Золотая полка» и «Удивительный перекресток»), состоит из разного объема заметок — осколков времени, фрагментов воспоминаний о людях, повстречавшихся Олеше: писателях и художниках, с кем он был знаком лично (Бунин, Алексей Толстой, Маяковский, Есенин, Ахматова, Илья Ильф, Евгений Петров) и с которыми знакомился через их произведения (Уайлд, Ван Гог, Гете, Толстой и др.). Эти заметки можно было бы назвать стихотворениями в прозе, потому что в каждой таком описании случившегося, прочитанного, увиденного есть свой интересный взгляд на мир, есть какая-то мысль-метафора, делающая этот текст поэтичным и открывающая какую-то новую сторону жизни. И эти мысли-метафоры — будто мелкие крупицы Истины, которые Олеша пытался собрать в единое целое.
Виктор Шкловский в предисловии к первому изданию «Ни дня без строчки» писал: «Перед нами книга очень большого значения, полная таланта, мужества, мастерства. Она рассказывает о предметах искусства, о детстве писателя, о людях, с которыми сталкивала жизнь, о том, что Олеша видел, о том, чего он не видел, но вся книга написана о жизни, увиденной не до конца, но честно, доблестно, яростно, беспощадно к себе, потому что полна жажды истины.»
Время детства, или Возвращение домой
|
«Там я забуду все, что меня огорчало, там я вновь стану счастливой и радостной, потому что в Морбакке нет никаких печалей» — Сельма Лагерлеф
Говорят, детство — это маленькая жизнь. Когда человек еще юн, время и пространство видятся ему огромными: дни кажутся длинными — так много успеваешь всего сделать, — а небольшая комната или двор полны множеством предметов, пятен, цветов, частиц материи, которые могут вызывать интерес. В детстве мы малы ростом и потому ближе к почве, мы сильнее чувствуем запах земли, на которой живем.
Сельма Лагерлеф — великая шведская писательница, автор «Приключения Нильса Хольгерссона с дикими гусями», чувствовала особую связь с местом, в котором она родилась и где провела ранние годы — с Морбаккой. Это пасторская усадьба в живописной провинции Вермланд, фольклорном и пасторально-идиллическом уголке Швеции, где плодородные долины и синие озера окружены зелеными холмами. Здесь она провела много радостных и горестных дней. Радостных — потому что с ней были ее близкие, и детство само по себе счастливая пора. А горестных, потому что в трехлетнем возрасте из-за родовой травмы тазобедренного сустава девочка оказалась обездвижена. Потом она выздоровела, но хромала всю жизнь.
В 23-летнем возрасте Сельма покинула родные пенаты и поехала учиться в Стокгольм. Позже, во время учебы в семинарии, семья Лагерлеф разорилась, умер ее отец, а Морбакку продали с молотка. Именно в Морбакке Сельма поняла, что хочет заниматься литературным творчеством. Пройдя множество испытаний, благодаря упорному труду и поддержке друзей и родных, она стала известным писателем и получила Нобелевскую премию по литературе за «высокий идеализм, яркое воображение и духовное проникновение». Стабильный доход и Нобелевская премия позволили Лагерлеф выкупить усадьбу Морбакка и окрестные земли. Возвращаясь в пространство дома, Сельма перемещается и во времени — она пишет свои детские воспоминания: сначала повесть «Морбакка» (1922), потом «Записки ребенка» (1930) и «Дневник Сельмы Оттилии Ловисы Лагерлеф» (1932).
Мемуары Лагерлеф состоят из трогательных и веселых новелл, посвященных маленьким-большим событиям в жизни девочки-подростка и ее переживаниям: знакомству с новой гувернанткой, чистке морбаккского пруда, тайной симпатии между дядей Шенсоном и тетей Ловисой, поездке в Стокгольм и Упсалу и многому другому. Например, как Сельма слезно просила родителей не отправлять ее на бал в Сунне из-за своей хромоты. Трогателен также эпизод, когда маленькая девочка клянется прочитать всю Библию от корки до корки, чтобы ее папа выздоровел. В повествование органично вплетены описания удивительных видов Вермланда, а также народные предания, истории с привидениями, суеверия и обряды. Ее трилогия о детстве — это возвращение к истоку — к самой себе и своим близким: бабушке, матери, отцу, друзьям и родственникам. По словам Лагерлеф, только написав мемуары, она сможет, «оживить минувшее и воскресить мертвых», встретиться с любимыми. Морбакка — это райский сад, место рождения Поэзии Лагерлеф, исток ее литературного дара, а детство, проведенное в этом волшебном краю — ее личный «золотой век».
«Моя летопись» — встреча с человеческой душой
|
«Я обо всех писала честно — и о Бальмонте, и о Куприне, и о А. Толстом, и о Сологубе…»
— Надежда Тэффи
Надежда Александровна Тэффи (урожденная Лохвицкая, в замужестве Бучинская), «королева русского юмора», автор литературных пародий, фельетонов, стихов, пережила две мировые войны, три революции, видела ужасы ΧΧ столетия. Но еще она встретила много интересных людей, в том числе знаменитостей своего времени.
В дореволюционной России Тэффи была настолько популярна, что в честь нее были названы конфеты и духи. Ею многие восхищались: от Николая ΙΙ до Ленина. Но после революции она уехала из Москвы «всего на месяц» — на гастроли в Киев, далее в Одессу, Новороссийск, Константинополь. И так и не вернулась. Потом были Германия, Франция. В Париже были изданы ее мемуары, где описывается путь из Москвы до Новороссийска по России, охваченной гражданской войной. Это история ее прощания с родиной.
В предисловии к своим воспоминаниям Тэффи предупреждает читателя, что он не найдет тут «ни прославленных героических фигур описываемой эпохи <…>, ни разоблачений той или иной политической линии, ни каких-либо освещений и умозаключений». Он найдет «неисторических людей, показавшихся забавными или интересными, и приключения…» — «невольное путешествие» автора «через всю Россию вместе с огромной волной таких же, как он, обывателей».
Конечно, ни Тэффи, ни ее спутники не были обывателями. Это писатели, издатели, политические деятели и известные фигуры той эпохи. Многих из них она сохранила в своей памяти. Уже в эмиграции в 1930-х годах она напишет серию очерков о современниках под названием «Моя летопись», в которых расскажет о знакомстве и встречах — с Бальмонтом, Куприным, Сологубом, Репиным, Северяниным, Гиппиус, Распутиным и многими другими. Все это личности, повлиявшие на культурный и исторический облик эпохи. Но в глазах Тэффи они не выглядят исторично. Она хотела показать их «просто живыми людьми» и в каждом найти «скрытую нежность»:
О Куприне: «Было в нем звериное и было нежное».
О Сологубе: «…я все искала к нему ключа, хотела до конца понять его и не могла. Чувствовалась в нем затаенная нежность, которой он стыдился и которую не хотел показывать. <…> нежность своей души он прятал. Он хотел быть демоничным».
О Зинаиде Гиппиус: «Та нежность, которой для нее нет на свете и о которой и говорить стыдится она в своем пышном облике Белой Дьяволицы со мной, с „добренькой“ своей собеседницей. И всегда с тех пор замечала — все простое, милое, нежное, тепленькое всегда волновало ее, и волнение это она застенчиво прятала».
Тэффи писала: «…в каждой душе, даже самой озлобленной и темной, где-то глубоко, на самом дне, чувствуется мне присушенная, пригашенная искорка. И хочется подышать на нее, раздуть в уголек и показать людям — не все здесь тлен и пепел».
Ее очерки о современниках — это не исторические портреты, где выделяются самые главные черты характера, перечисляются деяния и заслуги. Здесь нет также и «Страшного суда земного», когда обличаются пороки, сдираются покровы и выволакивается «голый труп на посмеяние». По словам Тэффи, это «жестоко и неправильно», — «Нельзя забывать, что человеком быть очень трудно»! Тэффи в каждом видела загадку, к каждому искала свой ключ. Так, в ее воспоминаниях важным становится не встреча с эпохой в облике исторической личности, но встреча с человеческой душой.
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.