Тэги
В шортлист премии «Большая книга» 2022 года вошел новый роман Афанасия Мамедова «Пароход Бабелон». Александра Вансович рассказывает, почему эта книга — заметное явление в современной русской литературе.
Афанасий Мамедов уверенно заявил о себе в конце 90-х-начале 2000-х ярко прозвучавшими тогда романами «Фрау Шрам» и «Хазарский ветер», повестью «У мента была собака», получившей премию имени И. П. Белкина, и блестящими рассказами, один из которых, «Бекар», был отмечен премией имени Ю.Казакова. Затем была повесть «Киноварь, или Перезагрузка в Тунисе» (журнал «Дружба народов», 2015 год, № 10) — почти мистическая история с чертами занесенного тунисскими песками детектива, свидетельствующая о поисках автором еще не хоженых путей.
В нем читатели, без сомнения, найдут все, что так запомнилось им по первым книгам писателя — узнаваемый авторский стиль, являющийся творцом сюжета и фабулы, «русская „повестная“ манера ХХ-го века, удачно подкрепленная западным опытом потока сознания…», частые флешбеки и обнаженность чувств… В новом романе А. Мамедова ко всему этому прибавляется еще и причудливое смешение жанров, стилистические игры, смещение временных и географических пластов и, конечно же, запоминающиеся языковые эксперименты.
По сути, роман написан на нескольких «языках», один из которых совершенно новый, созданный на основе южно-русских диалектов — на нем говорят герои одной из главных линий романа «Пароход Бабелон», события которой разворачиваются во времена советско-польской войны 1919—1921 гг.
«Точно со слов чужих, с надеждою последней незрячей стукнул в щели между небом и землею выстрел, и сразу же все стихло, и бестревожно стало вокруг. И время, будто вспять тронулось, потянуло тягуче к истокам, возвращая ко всему личному, оставленному раз и навсегда, к лицам близких с берега дальнего. Мимолетный, незабвенный миг…
Взводные топтались на лошадях в ожидании приказа неподалеку от эскадронного и полкового комиссара.
— Це шо за грамматика, Ефимыч?! — Недоумевал эскадронный Кондратенко. — Ты так разумей, у меня теперяча дух — продукт фабричный, доехали меня ляхи, вона за тем бугорком всех низведу.
— А ты погоди низводить, пока судья еще не вышел. — Комиссар, вчерашний мальчишка толстогубый, плетью поднял папаху с черных бровей и воздел голову к стеклянно-хрупкому небу, прозревающему первым побегом стылых злопамятных звезд».
Новое для Мамедова, чья проза всегда была очень биографична и крепко держалась за авторское «я» — работа с большим массивом исторического прошлого, переплавленного в романную историю. Тут не только почти забытая сегодня советско-польская война, но и сталинский террор накануне 1937 года (в романе Сталин выведен под прозвищем Чопур, распространенным на Кавказе с дореволюционных времен), и предположительный антисталинский заговор с участием «демона революции» Троцкого, уже изгнанного из страны, и жизнь московской литературной богемы 1930-х годов…
Сам автор в видеообращении к читателю говорит об этом так: «„Пароход Бабелон“ — это роман в романе, состоящий из трех временных колец, у каждого из которых свой русский язык и свой устав, положенный жанру. Так что этот роман можно назвать и историческим, можно — готическим, все элементы „новой готики“ в романе присутствуют, включая и замок в имении ясновельможного пана, есть в нем и чудовищная тайна и само чудище, от которого трясет всю страну; не будет ошибкой назвать роман и семейным».
В последнем автор верен себе, и в послесловии к роману сам раскрывает нам его реальную подоплеку: прототипом главного героя книги Ефима явился дед писателя Афанасий Милькин, литературный журналист и кинодраматург, участник Гражданской войны, троцкист, репрессированный в 1937 году и погибший в сталинских лагерях.
«По словам бабушки, дед пользовался большим успехом у женщин. Причинами такого успеха она считала не его счастливую наружность, — дед был невысокого роста, переболев в Хиве цингой, остался без волос и зубов, — а исключительно галантное обхождение и фантастическое умение обольщать слабый пол словом». (Афанасий Мамедов. Пароход Бабелон. От автора)
Кстати, интересно, что повествующая о документальной подоснове романа авторская статья оказалась в конце книги, а не в начале. С одной стороны, читатель выиграл этим свободу восприятия, с другой — лишился возможности сразу считать многие скрытые смыслы.
«Вторая жизнь, последовательная смена убеждений, любовь с оглядкой на прошлое, осторожность во всем и, быть может, даже намеренная безысходность от чрезмерного, не положенного человеку знания — вот, как мне кажется, достойная судьба выжившего на войне героя. Только попробуй-ка опиши его!»
Москва, Баку, Стамбул и небольшое польское имение со странным названием Белые столбы — такая обширная у «Парохода Бабелона» географическая карта.
События в романе начинаются со смерти некоего англичанина в стамбульской гостинице через неделю после того, как Константинополь был переименован в Стамбул. Время действия обозначено, хотя точные даты автор и здесь, и далее от нас утаивает (аллюзии с «Даром» Набокова впредь будут возникать не только там, где дело касается засечек времени). Эта окутанная тайной смерть твидового аристократа быстро заводит часовой механизм романа. Наблюдающий ее со стороны Ефим Ефимович, в прошлом красный командир, а ныне — литератор и драматург, оказался в Стамбуле как один из заговорщиков, отправленный сюда для встречи с Троцким на Принцевых островах. (Кстати, тут герой повторяет известный маршрут Якова Блюмкина, хотя историки до сих пор спорят о его роли в «офицерском заговоре» против Сталина). Один из руководителей операции Соломон Новогрудский — высокопоставленный чекист, перед которым Ефим Ефимович в долгу: в свое время он помог ему вернуться в СССР.
«Ретроградный Меркурий не щадил никого. На исходе того самого дня, когда было объявлено о переименовании Константинополя в Стамбул, представитель фирмы „Эйтингон Шильд“, соратник Соломона Новогрудского и „запасной вариант“ Ефима Ефимовича на случай непредвиденных обстоятельств, был схвачен турецкой тайной полицией. Произошло это в переулках Галаты — старой еврейской части города, возле книжного магазина господина Червинского, а несколькими часами позже во втором этаже гостиницы „Ханифе“, в которой Ефим Ефимович (можно просто — Ефим или Ефимыч) остановился по наводке все того же Соломона, повесился некий молодой англичанин — тихий двойник принца Георга».
В следующих главах вместе с героем мы оказываемся в Баку, спустя шесть лет. Там, в «городе ветров», он вспоминает свою недавнюю жизнь, непростой роман с кинодивой Маргаритой Барской в Москве и начинает писать свою книгу — о молодом красном комиссаре, оказавшемся со своим отрядом в замке затерянного польского местечка, о войне и предательстве, об Учителе Джордже Ивановиче и открывшемся ему тогда пути. Главы из рукописи он читает красавице Саре на балконе дома Новогрудских — так с этой «книгой в книге» знакомимся и мы.
Бакинский дом 20/67 на Второй Параллельной — исходная точка многих произведений Афанасия Мамедова. Внимательный читатель, заглянувший в два предыдущих его романа, «Хазарский ветер» и «Фрау Шрам», и обнаруживший их пространственно-временное родство (как бы ни звали главных героев мамедовских произведений — Афик Агамалиев, Илья Новогрудский или Ефимыч), поймет, что имеет дело с трилогией, и что последний ее роман, «Пароход Бабелон» — первый по хронологии событий, а все вместе — единое целое.
«…дом 20/67 по Второй Параллельной оказался вместилищем историй, среди которых я научился находить свои. Я благодарен ему за многое, в том числе и за то, что он до сих пор их хранит». (А. Мамедов, из видеообращения к читателю)
Логично предположить, что роман, начавшийся со смерти одного персонажа, закончится гибелью другого, тем более, что вся сюжетная канва будто нацелена на то, чтобы «принести его в жертву». Но финал книги останется распахнутым, а смерть героя — ненадолго отложенной.
Ефимыч возвращается в съемную комнату, зарезервированную для него бывшей гражданской женой («ныне гражданской войной») Марой Барской и ждет того, кто его предал, в подробностях представляя себе картину будущего ареста.
«Его ноздри затрепещут. Он сорвется, глаза станут пустые, взведет курок. Приставит дуло револьвера к Ефимову виску.
Хотя дыхание у меня пресечется, и в животе все скрутится в жалкий комок, я все же найду в себе силы в некотором недоумении пожать плечами: „А чего ты, мол, хотел? Надо было меня прошлым утром винтить, тепленького еще. Но по утрам вы же не ездите“».
Так закончится бесконечный внутренний диалог главного героя с Чопуром, который он вел на протяжении всего романа.
«Он смотрел на остров посреди Каспия, и у него не возникало никакого желания вести счет бесчисленным преступлениям Чопура, чтобы когда-нибудь вместе со всей страной предъявить их ему, после чего отправить за пределы здешнего мира в черную межзвездную пустошь Вечности. Нет, сейчас у него не было никакого желания мстить. Почему-то сегодня ему было легче отказаться от самого себя, как это делали многие перед тем, как их заглатывал Чопур».
В причудливо сплетенной ткани романа будет непросто отличить исторические факты от вымысла писателя. Поэтому, прочитав авторское послесловие, нам предстоит снова разобрать и сложить мозаику романа, на сей раз уже окончательно. И очень возможно, что после этого сместятся некоторые акценты, а вместе с ними и некоторые оценки. Но суть останется неизменной — Афанасию Мамедову удалось разложить эпоху на голоса, и эти ожившие голоса еще долго не отпустят читателя.
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.