«Проза, поэзия и драматургия двадцатых — естественное продолжение русского серебряного века с его пряным эротизмом и манией самоубийства, расцветающими обычно в эпоху реакции... Литература НЭПа с ее удивительным сочетанием искренности, безвкусицы и непредставимой в СССР откровенности осталась уникальным памятником этой абсурдной и экзотической эпохи», — считает Дмитрий Быков.
Тэги
Приближаются 20-е годы ХХI века. Но не иссякает интерес писателей и исследователей к 20-м годам прошлого столетия. Регулярно выходят книги известных российских литераторов, посвященные той эпохе. Их авторы ищут связь времен, перекличку умонастроений в обществе и даже сходство своих биографий с судьбами писателей, живших почти столетие назад.
Итак, 1920-е. Первое десятилетие после революции и гражданской войны. Новая власть и новые законы. Масштабные перемены во всех областях жизни. Время, когда стремительно делались карьеры, обесценивались прежние ценности. Именно в 20-е в русской литературе появилось много новых, ярких писательских имен. Одновременно зарождалась и русская литература в эмиграции.
Что же так привлекает в той эпохе писателей, родившихся во второй половине ХХ века? Казалось бы, это десятилетие неплохо известно читателям документальной и художественной литературы. Но на самом деле многое здесь и поныне остается в тени.
Дмитрию Быкову — и как писателю, и как журналисту — интересны как раз загадочные, маргинальные, малоизученные аспекты 20-х. В своих книгах он часто рассказывает о забытых фигурах и событиях той поры. Быков также воспринимает эти «пограничные» времена как своего рода метафору российских 1990-х: «есть вещи, типологически присущие всем пред- и постпереворотным эпохам», писал он.
В его романе «Остромов, или Ученик чародея» речь идет об участниках подпольного эзотерического кружка, существовавшего в Ленинграде в середине 20-х годов. Участников этой организации позже арестовали и осудили, а само «дело ленинградских масонов» на многие десятилетия было засекречено. Быков опирался при работе на публикации историков-архивистов, а где-то ему помогало воображение. Особый его интерес вызывает глава кружка — Борис Астромов-Кириченко (именно таково его настоящее имя), о котором прежде писали крайне мало. Это двойственная, доныне неразгаданная фигура; не то авантюрист и провокатор, не то романтик-идеалист. Ясно одно: он умело использовал тягу к потустороннему, возникшую у некоторых питерских интеллигентов после крушения их старого жизненного уклада. Книга показывает 20-е годы с неожиданной стороны: атмосфера «тайного общества мистиков», характеры его участников и городская жизнь изображены в романе очень колоритно.
В романе «Икс», действие которого в основном разворачивается в 20-е годы в Москве, Быков обращается к тайне авторства некоего знаменитого романа. Но это не историческое исследование о «Тихом Доне», а художественная (местами фантастическая) версия одной из главных литературных загадок ХХ века. Быков в романе размышляет о проблеме «своего» и «чужого» в литературе, о «стирании» и «переписывании» текстов и личностей в бурные эпохи. Ведь в 20-е годы само понятие слова «плагиат» подчас меняло значение под влиянием революционной идеологии…
Быков также выступал как публикатор забытых текстов русской литературы 1920-х годов. Несколько лет назад с его предисловием вышло издание первого «коллективного романа» советской литературы — «Большие пожары». В его создании приняли участие известных 25 писателей, в том числе Александр Грин, Леонид Леонов, Алексей Толстой, Исаак Бабель, Михаил Зощенко, Константин Федин, Вера Инбер, Вениамин Каверин и инициатор проекта — главный редактор «Огонька» Михаил Кольцов. Роман после 1927 года не переиздавался, опыт объединения писателей в артель сочли непродуктивным. Но текст, где соединились детектив, мистика и картины советских нравов, по-своему любопытен. «Двадцать пять писателей бессознательно, коллективным разумом, поставили абсолютно точный диагноз эпохе», пишет Быков. В книге, по его словам, ярко отразились «густые, кровавые и ошеломляюще перспективные двадцатые с их расцветом талантов и вакханалией утопической глупости».
Малоизвестные тексты и реалии того периода и сегодня привлекают внимание писателя. В октябре выходит подготовленная Быковым антология «Маруся отравилась: Секс и смерть в 1920-е». Стихотворение Маяковского, вынесенное в название книги, как раз широко известно. А вот ряд других текстов, вошедших в антологию, извлечены из старых журнальных подшивок. «Антисексус» Андрея Платонова и вовсе не был тогда опубликован, впервые увидев свет лишь спустя полвека, за границей. Но и то, что своевременно попало в печать, было разругано и фактически изъято из литературного обихода. Вопросы брака, «пола», семейного быта много обсуждались в 20-е годы, находили отражение в художественной литературе и кино. Пока продолжался нэп, власть допускала эти дискуссии. К тому же рассказы и повести с элементами «мещанства» и «клубнички» хорошо раскупались читателями, — в отличие от конструктивистских поэм и производственных романов. Литература «про это» и на 12-м году революции продолжала вызывать ажиотаж. А в стране победившего пролетариата то и дело случались любовные драмы и даже самоубийства на романтической почве. Человеческие инстинкты оказались неискоренимы.
Об этом и пишут авторы включенных в антологию текстов. Здесь есть настоящие раритеты — к примеру, повесть Осипа Брика «Не попутчица» (единственное художественное произведение в литературном наследии видного филолога), пьеса футуриста и ЛЕФовца Сергея Третьякова «Хочу ребенка» (ее не удалось в те годы ни поставить, ни даже полностью напечатать), повесть Глеба Алексеева «Дело о трупе» (ее автор, талантливый и довольно известный в то время прозаик, в 1938 году был расстрелян как «враг народа»). Рассказ Евгения Замятина «Наводнение» стал последним произведением писателя, опубликованным в СССР до его эмиграции. Несколько особняком стоит повесть Алексея Толстого «Гадюка»: ее напечатали в 1928-м, сильно не ругали и неоднократно переиздавали. В антологии — не только «потаенная» история литературы, но и история нравов в раннем СССР. И обращение составителя книги к данной теме неслучайно. Сегодня, по словам Быкова, мы живем «в очень схожей реальности, заставляющей поминутно оглядываться на двадцатые годы»: возникшая после 1990-х годов «ситуация духовного тупика» способна порождать в обществе разочарование и депрессию.
Черты сходства 20-х годов с сегодняшними днями ищут и современные романисты — авторы биографий известных писателей. Сергей Шаргунов выпустил книгу «Катаев. Погоня за вечной весной». Ее герой начинал печататься еще до Первой мировой войны, прожил долгую жизнь, но именно в 20-е годы он нашел в литературе свой путь, а его произведения обрели широкую популярность. В марте 1922 года сотрудник украинской РОСТА Катаев, одетый — по свидетельству очевидца — как «бездомный бродяга», приехал из Харькова в Москву. Он в то время бойко сочиняет стихотворные агитки и пропагандистские пьесы, но пишет «для себя» и серьезные вещи в стихах и прозе. А уже в 1928-м, после выхода повестей «Растратчики» и «Отец», ряда рассказов, пьесы «Квадратура круга» (поставлена во МХАТе) он — признанный писатель. Его хвалит Горький, его гонорарам завидуют все нэпманы Москвы. Валентину Петровичу Катаеву, как автору идеи, посвящен роман Ильфа и Петрова «12 стульев» — одна из самых знаменитых книг 20-х годов. Но «погоня за вечной весной» требовала от советского писателя многих компромиссов… Свою книгу Шаргунов писал, опираясь на исследования предшественников и ранее не публиковавшиеся материалы из личных архивов.
Захар Прилепин еще в 2010 году выпустил в серии «ЖЗЛ» жизнеописание Леонида Леонова (чья проза 20-х заметно повлияла на атмосферу и стиль романа Прилепина «Обитель»). Потом появились работы о поэтах 20-х годов — Борисе Корнилове, Владимире Луговском… В нынешнем году вышла книга «Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа». Можно сказать, публикация приурочена к юбилею — 100 лет назад, в 1918 году, в Пензе увидела свет первая книга стихов Мариенгофа «Витрина сердца». Прилепин увлекся его поэзией еще в 90-е, студентом филфака, когда сам писал стихи в авангардистском стиле и собирал редкие издания начала ХХ века. Лучшие стихи Мариенгофа, считает Прилепин, написаны «в самом начале 20-х»; но уже в конце десятилетия он фактически бросил писать стихи, «осмысленно жил на краешке эпохи». В эти годы уложилось столь много, что иным литераторам этого хватило бы на несколько жизней. Знакомство с Есениным и участие в «банде имажинистов» (именно так в 1920 году писали на афишах), широкая, хотя и во многом скандальная популярность, имидж хулигана и денди, распад группы имажинистов и смерть Есенина, выход мемуарных книг «Роман без вранья» и «Циники», нападки критиков, начало работы в драматургии… Он и позже не раз менял амплуа, брался то за исторические, то за актуальные политические сюжеты.
Но «если в 1920-е Мариенгоф был самым передовым, модным и неподражаемым, то спустя полтора десятилетия он стремительно устарел», констатирует биограф. Что же, поэт второго ряда, средней руки драматург? Нет — крупная фигура! «Арлекин, клоун, акробат, даже шут — всего лишь маски, которые выбрал себе Мариенгоф. На самом деле он: реформатор рифмы, создатель собственной уникальной поэтической мастерской, своей, узнаваемой и только для него характерной манеры», убежден Прилепин. Он вывел Мариенгофа из «тени» Есенина, показав и творческий путь, и жизненные драмы этого разносторонне одаренного человека. Который, как и многие в кругу его друзей и коллег, был «родом из двадцатых».
В оформлении материала использована фотография Александра Родченко и фрагмент обложки журнала «Новый ЛЕФ» №3 за 1927 год.
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.