Тэги
Интерес читателей ныне вновь привлечен к творчеству замечательного российского писателя Владимира Шарова (1952–2018). В издательстве «Текст» в серийном оформлении переиздается его проза: уже вышли в свет романы «Старая девочка», «Возвращение в Египет», «Будьте как дети». В сборник Михаила Шишкина «Буква на снегу» входило мемуарное эссе памяти Шарова. В начале нынешнего года вышел сборник «Владимир Шаров. По ту сторону истории», который включил исследовательские статьи, воспоминания и эссе, а также библиографию писателя.
Творчество этого автора ныне, как и прежде, вызывает разнородные эмоции в читательском сообществе и среди специалистов — прежде всего историков, филологов, религиоведов. В его книгах причудливо переплелись историческая реальность и фантастический гротеск, а события прошлого, знакомые по учебникам и монографиям, зачастую поданы в непривычном виде. Девять романов Шарова, обладая самостоятельными сюжетами, составляют, по сути, единую смысловую конструкцию, «куполом» которой служит роман «Царство Агамемнона», над которым автор работал в последние годы жизни.
Владимир Шаров, профессиональный историк и архивист, сын известного журналиста и писателя Александра Шарова, начал работать над художественной прозой в конце 70-х годов. В ту пору о публикации романов, где нарушаются каноны социалистического реализма и смешаны историография, религия и советская политика, нельзя было и помыслить. Но и в годы перестройки его произведения далеко не сразу попали в печать: журнальные редакторы не понимали, что делать с автором, который ни на кого не похож. А на сокращения текста писатель категорически не соглашался. Первый его роман, «След в след», был опубликован далеко от столиц, в журнале «Урал», в 1991 году. Спустя год в питерской «Неве» вышел роман «Репетиции», созданный во второй половине 80-х. А вскоре «Новый мир» напечатал роман «До и во время» — эта публикация фактически расколола редакцию авторитетнейшего «толстого» журнала (на его страницах даже появилась статья-реплика двух критиков, категорически не согласных с решением коллег). Первые произведения Шарова приходили к читателю в полускандальной атмосфере. Позже писатель вспоминал, что на него обиделись даже почитатели философа Николая Федорова и устроили протестную акцию под окнами его квартиры. В то же время ряд молодых критиков из лагеря постмодернистов объявили Шарова «своим»: ведь он, мол, пишет игровую, «карнавальную» прозу, где факты и вымысел неразделимы и взаимозаменяемы. Он же сам никогда не примыкал ни к каким группам и течениям. Все свои следующие шесть романов (а также ряд эссе) Шаров публиковал сначала в журнале «Знамя», став его постоянным автором. С 1996 года регулярно выходят и книжные издания его произведений. В периодике появляются интервью писателя, в которых он объясняет свое видение истории и принципы своего художественного метода. В 2014 году за роман «Возвращение в Египет» писатель получил премии «Русский Букер» и «Большая книга».
В середине 80-х Шаров защитил диссертацию по эпохе Ивана Грозного, и каждый его роман так или иначе связан с определенными историческими событиями. Но к каким бы давним векам писатель не обращался в своих сюжетах, основные события в его книгах разворачиваются в России двадцатого столетия. В его романах зачастую фигурируют некие обнаруженные в архиве письма, дневники или воспоминания, способные перевернуть привычный взгляд на события минувшего. Либо кем-то из персонажей по ходу действия романа создается произведение, призванное оказать огромное духовное влияние на общество и весь мир. Вообще, сакральным свойствам текста здесь придается особое значение. Кроме того, все произведения Шарова насыщены религиозно-философской проблематикой. Иные его страницы напоминают богословский трактат, записанный в форме эссе или диалога персонажей. Так, герой романа «След в след» — философ из Воронежа, исследующий историю русской религиозной мысли. (Шаров, к слову, окончил истфак университета в этом городе.) В «Репетициях» вымышленные записки французского театрального антрепренера, обнаруженные в наши дни, повествуют о мистерии, готовившейся к постановке в ХVII веке в подмосковном Ново-Иерусалимском монастыре. Один из персонажей нашумевшего романа «До и во время» — Николай Федоров. Его «философия общего дела» положена также в основу сюжета романа «Воскрешение Лазаря», где герои, поселившись близ кладбища, мечтают в буквальном смысле воскресить своих отцов. Христос вернул к жизни Лазаря, большевики — Лазаря Кагановича, «железного наркома железных дорог», федоровцы жаждут воскресить своих отцов, а затем — весь род человеческий, вплоть до Адама... Толстовцы, юродивые, чекисты, священники-обновленцы, антропософы, алхимики — каждый из героев романа творит свою собственную Утопию.
Шарова всегда интересовали малоизвестные, забытые явления и фигуры. То, что не попадает в учебники истории и традиционные исторические романы. Об этом писатель рассказывал автору этих строк в интервью 2003 года: «Многие реальные исторические детали кажутся нам сегодня совершенно безумными. И мы их отбрасываем, как в фигурном катании отбрасывают крайние оценки, оставляя мейнстрим, середину. Я же думаю, что эти „странные“ факты как раз наиболее показательны, наиболее неслучайны — при всей их внешней дикости. На них я в своей прозе и опираюсь». В числе персонажей Шарова — сектанты, старообрядцы, «подпольные» мыслители и приверженцы полубезумных идей. Например, в романе «Возвращение в Египет» заходит речь о бегунах — русской секте странников, искавших Бога в непрерывном движении. С темой странствий связан и главный сюжет романа: потомок Гоголя (тоже Николай Васильевич) в середине ХХ века хочет написать продолжение «Мертвых душ»... Его переписка с родственниками, насыщенная культурологическими наблюдениями и воспоминаниями о судьбе рода Гоголей, была, согласно сюжету, обнаружена в конце ХХ века в одном из московских архивов. «Дорогой племянник! Убежден, что, во-первых, дописать „Мертвые души“ необходимо, во-вторых, в одиночку эту работу не поднять: поэма могла бы стать нашим семейным делом, еще больше сплотить», — пишет Н.В.Гоголю (Второму) его дядя. Филологический апокриф соединяется здесь с библейскими комментариями, а историческим фоном для размышлений персонажей книги становится Советский Союз времен хрущевской оттепели.
Советская эпоха привлекает особое внимание Шарова. Самые невероятные идеи, самые дерзкие утопии начинали сбываться в 20-30-е годы. Правда, мечтания идеалистов обернулись лагерями и расстрелами. Шаров ищет метафизические связи между религиозными исканиями и жестокой реальностью русской революции. Сюжет порой принимает гиперболизированные, фантасмагорические формы. Недаром еще в 90-е критики называли Шарова мастером интеллектуальной провокации, автором философских притч и развернутых метафор о русской истории. Удивительных сюжетных поворотов его романах хоть отбавляй, встречаются мистификации, элементы пародии, абсурда. Отталкиваясь от реальных фактов, Шаров ведет читателя в параллельный мир отечественной истории. Ленин возглавляет крестовый поход беспризорников на Иерусалим («Будьте как дети»). Дневник Веры Радостиной, перечитываемый ею после гибели мужа в застенках НКВД, уводит ее назад, как машина времени. Власть хочет использовать этот чудесный дар в политических целях, но в то же время боится, что Вера поведет за собой в прошлое миллионы противников советской власти («Старая девочка»). Правительство СССР, озабоченное духовным кризисом в обществе, в середине 50-х годов распоряжается создать продолжение Нового Завета — естественно, с учетом современных социалистических реалий. Исполнение масштабного проекта, сопоставимого с какой-нибудь «стройкой века», возложено на Союз писателей («Мне ли не пожалеть...»).
В кратком пересказе романы Шарова могут показаться творениями в жанре «альтернативной истории» или соцарта. В действительности же писатель затрагивает в своих книгах фундаментальные бытийные темы. Его романы — о смысле и предназначении человеческого существования, о грехе и искуплении, о судьбе русской веры и российской культуры. Об этом много говорится в сборнике «Владимир Шаров. По ту сторону истории». Некоторые из этих материалов публиковались при жизни писателя, другие были написаны недавно, как обобщение его творческого пути. В числе авторов — российские и зарубежные литературоведы, известные критики, коллеги и добрые знакомые Шарова. Здесь можно найти и подробный анализ романов, и воспоминания о встречах с писателем, и размышления о месте Владимира Шарова в российском литературном процессе. Включены в книгу о несколько больших интервью, в которых писатель излагает свое художественное кредо. «Русская история вся насквозь религиозна. Это попытка повторить ветхо- и новозаветную историю во всех ее важных и даже второстепенных деталях. Это касается не только страны, но и каждого отдельного человека. <...> Моя территория — это роман-метафора, роман-притча, но и к реальной истории он имеет куда большее отношение, чем то, что попадает в учебники», — говорил писатель в беседе с болгарским переводчиком Георги Борисовым.
«Проза его по-бунински кристальна, ей чужды трюкачество и фейерверки. Ее красота глубинна и не нуждается в спецэффектах. <...> Это ритм тонкой настройки, лишенный вычурности и естественный, как стук дождя по крыше. Он и создавал свои романы, шагая по комнате и произнося фразу за фразой», — рассказывает писатель Евгений Водолазкин, в чьей прозе достоверное и вымышленное тоже переплетены в сложной пропорции. По мнению же писателя Михаила Шишкина, Шаров — «историк будущего», чьи романы — «попытки достучаться, предупредить, спасти».
В публикациях сборника приоткрываются и секреты творческой кухни писателя. Как правило, толчком к зарождению идеи новой книги служил какой-нибудь не изученный специалистами документ. Затерянная в сундуке рукопись. Брошюра или листовка начала ХХ века. Рассекреченные материалы из архива. Биографическая справка о полузабытом историческом деятеле (например, большевике и политэмигранте Гаврииле Мясникове, который стал одной из ключевых фигур романа «Царство Агамемнона»). Многое дали писателю и беседы с очевидцами бурных событий ХХ века, в частности, с ветеранами революционного движения. Отталкиваясь от подлинного факта, воплощающего дух эпохи, Шаров создавал свой мир, который нельзя судить по законам строгой науки. Этот мир обладает особой художественной гармонией и значительной духовной силой.
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.