Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Рождественские рассказы зарубежных писателей | +269 |
Мемуары | +67 |
Большая меховая папа | +40 |
Крепостное право в России. Как это было | +36 |
Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц | +27 |
Я однажды спорила с одним другом, таким же адептом секты любителей творчества Виктора Олеговича еще с 90-х, как и я, на тему, можно ли перечитывать его творения спустя десяток лет или они одноразовые - про повестку, которая здесь и сейчас. Мы тогда сошлись на том, что из коротких жанров раннего Пелевина (рассказы и повести) много "вечного", а вот романы, скорее, одноразовые (попробуйте перечитать сейчас "Чапаева", который в первый раз был просто взахлёб, и поймете, о чем я)....
Если вы любите жанр «большая история через призму микроистории», то есть хотите посмотреть на страшную эпоху Первой мировой, революции и Гражданской войны глазами обычного человека, понять ее на примере его судьбы, представить себя в тех обстоятельствах, то это то, что вам нужно. Пусть вас не испугает цена и объём/вес. Мне, как большому любителю мемуаров, эту книгу подарили, но я бы и сама ее купила, если бы не. Читается она очень легко, запоем (если какие-то записи не кажутся интересными, их...
Это совершенно уникальная вещь. О том страшном времени много издавалось мемуаров и дневников непосредственных участников событий или дворян, в основном эмигрировавших. Мало честных и беспристрастных свидетельств оставшихся и выживших, потому что такое хранить в Сталинской России было просто опасно (редкое исключение – Сергей Голицын «Записки уцелевшего» и дневники Надежды Платоновой за 1889-1921 годы).
А дневники Никиты Окунева уникальны еще и происхождением автора. Это не дворянин, не купец, который большевиков и всё, что те творили, заведомо должен был ненавидеть. Он ближе к нам с вами, чем какие-нибудь графы и князья. Его родители были простыми крестьянами, «сеяли и боронили», как он пишет, но в его детстве перебрались в город, где отец открыл транспортную конторку, смог купить дом (которого потом большевики семью, конечно же, лишили). Никита сначала помогал ему, а потом стал агентом речного пароходства, возглавил московскую контору пароходного общества. Контора располагалась в центре Москвы. В общем, если сравнивать с нами, он был очень успешным клерком, сделавшим карьеру исключительно своими способностями и трудами, и чьи предки тоже всего добились своим трудом и пОтом. Системного образования, как я поняла, Окунев не получил, но явно очень много читал, был очень любознательным, потому что по его тексту виден хороший культурный уровень и кругозор. Это, безусловно, интеллигентный человек. В политике разбирающийся не очень, но интересующийся как обыватель. Опять же – как большинство из нас.
Вот представьте картину: в 2017-м ему 49 лет, его старший сын на фронте Первой мировой, за него и так-то страшно, а после большевистского переворота страшно вдвойне, потому что он «офицерик», а солдаты стали убивать офицеров просто так. В стране происходит страшный хаос, в домах натурально разбои, перспективы непонятны (но все, конечно, верят, что это ненадолго, потому что не может же быть надолго такой же бред). Трагедии происходят в семьях знакомых. На улицах стреляют. Он вместе с соседями по очереди несет дежурство с оружием возле дома (во всех многоквартирных домах так). Правда, потом приходят «товарищи», и оружие конфискуют. Вместе с тем, что приглянется, конечно. Ничего толком узнать невозможно, всё на уровне слухов. Но любопытно, что первое время продолжают выходить либерально-демократические газеты, которые критикуют большевиков. Потом их все, конечно, быстро закрывают (Окунев с возмущением пишет, что такого гонения на прессу не было и при царе).
Один из эпизодов: после особенно уличных боев Окунева очень заботит судьба матери и семьи брата (они живут отдельно), он хочет знать, живы ли, а еще его волнует судьба клиентских денег, остающихся в конторе под его ответственность (эх, знал бы он, что скоро эти деньги станут просто бумажками!), и судьба конторского сторожа (переживает, что тот убит). И он отправляется в путь по улицам, на которых стреляют. А вы бы пошли?
Если коротко, то это пример сочетания авторского таланта создать интересную форму при полном отсутствии хоть сколько-нибудь значимого содержания (но любителям детективов и триллеров точно зайдет). А если подробно, то книга совмещает четыре характеристики: 1) лаконичность (по размеру и структуре это, скорее, даже повесть, а не роман, можно взять, например, в полет, как аналог кино); 2) быстро втягивающий читателя сюжет (примерно как это происходит, например, в "Цветах для Элджернона",...
М-дааа... То, что этот роман стал книгой года, и премию "Ясной поляны" получил - это, видимо, диагноз всей современной русской литературе. Ну что сказать? Роман откровенно скучный. Пока читаешь, испытываешь четкое ощущение, что автор его тоже буквально вымучивал, превозмогая себя, чтоб натянуть минимальный объем. Я обычно бросаю, если "не мое", но тут из принципа дочитала. Точнее, из любопытства - книга года же. А еще роман откровенно слабо написан стилистически, сюжетно и...
Что касается формата - задумка была действительно интересная: такой адаптированный под обычное чтение сценарий, без всяких лишних художественных описаний. Ставим читателя в позицию внутреннего режиссера, и пусть сам додумывает детали эпизодов, мизансцены, образы. ОК, отлично. Но читать сплошные затянутые диалоги, причем абсолютно пустые по смыслу, и местами монотонные описания мельчайших действий оказалось мучительно скучно. В итоге невольно начинаешь просто просматривать текст по диагонали, вылавливая главную суть. Вообще, такие маленькие романы, по-хорошему, читаются за один вечер или за одну поездку в Сапсане. Но этот оказался невозможно скучен для того, чтоб прочесть его за один присест.
Сам сюжет наметан грубыми белыми нитками. Все герои картонные. Главный герой не вызывает сочувствия, он невнятный. Мама главного героя - вообще абсолютно неживая, выдуманная, вылитая из пластмассы фигура (ну не может мама, пусть даже неординарная, но любящая, реагировать на предложенную ситуацию так, как описано у автора!). Что будет с расстрелом, как-то очевидно с самого начала, поэтому интриги тоже нет. Кстати, то, что герой только через полгода задается вопросом, а почему он, собственно, не слышит никогда звуки Саши, это просто гомерически смешно. Да в реальной такой ситуации человек с первых суток только и будет, что постоянно прислушиваться! Это же очевидно! Ну а главное - сама философия, идея оказывается как-то примитивно выраженной.
И уж точно абсолютно напрасно Данилов замахнулся на аллюзию с самим Набоковым. Его "Приглашение на казнь" можно перечитывать бесчисленное количество раз периодически, и всегда будет находиться новая глубина, и всегда в кайф, а тут - примитивная, притянутая за уши тягомутина, которую и единственный-то раз осилить времени было жалко. Короче, эта аллюзия только лишний раз подчеркнула мелкоту... А то, что премии за вот это вот дали - ну это только усиливает вопросы к этим премиям.
Всё, что нужно знать об этой книге: она не про эпоху, а просто про самокопание в своих подростковых переживаниях и глубоко личных психологических травмах (тупые и равнодушные родители, семейная драма). Скажем так, если вы из тех, кто в восторге от "Раны" Васякиной, то вам понравится. А если вы хотите увидеть портрет той гитлеровской эпохи в Германии и восприятие этой эпохи человеком того времени... Ну в каком-то смысле вы этот портрет увидите, конечно — вы просто убедитесь в том, что...
А если хочется именно про эпоху и рефлексию о ней, то лучше прочитать Клемперера «LTI. Записная книжка филолога» (да, она давно не переиздавалась, но найти в электронном виде можно).
Мемуары Тэффи, как и ее рассказы, ироничные, тонкие, горькие, умные, местами страшные, местами очень смешные. Всё — о чудовищном времени Гражданской войны, в водовороте которой она очутилась, отправившись на гастроли, из которых домой уже не вернулась. Как и в рассказах, здесь тот же легкий язык, такие же короткие, но образные зарисовки — читаешь и буквально видишь всё происходящее ее глазами. У Тэффи был дар улавливать и точно передавать в тексте психологические парадоксы, замечать вроде бы...
Без всякого преувеличения - это великая книга великого человека. Просто бывают знаменитые великие люди, а бывают совершенно безвестные широкому кругу, но с великой душой и великими жизненными испытаниями, которые они выдерживают с, опять же, великой честью. Вот Евфросинья Керсновская - именно такая. Невероятной чистоты и воли человек. В моем понимании настоящие святые - они именно такие.
При этом она не выпячивает в мемуарах себя и свою историю, ее личная история служит как бы канвой для...
При этом она не выпячивает в мемуарах себя и свою историю, ее личная история служит как бы канвой для того, чтобы вести жуткую откровенную летопись эпохи и описывать судьбы людей, которые встречались на ее пути.
Ее мемуары производят даже большее впечатление, чем "Крутой маршрут" Гинзбург. Они построены в форме коротких эпизодов, как бы мини-рассказов со своим сюжетом, через которые единым стержнем развивается общий большой сюжет ее судьбы. Так вот, это не тот случай, когда читаешь запоем, потому что после некоторых коротеньких эпизодов нужно отдышаться или внутренне проораться, осмыслить и прийти в себя после осознания, насколько бесчеловечными могут быть люди и насколько бесчеловечна история одного отдельно взятого государства. Но читать и осознавать это, безусловно, нужно. В том числе для понимания того, что даже в такой кромешной тьме есть место свету, состраданию, сильной воле, благодаря которой такие, как Евфросинья, не расчеловечиваются вопреки всему, что к этому подталкивает, даже в аду. И даже чуду в этой тьме есть место.
Одним словом, это одна из лучших в мире книг о человеческой природе. И уж точно это "маст-рид" для тех, кто не боится познавать и осознавать реальную историю своей страны (великой страны, как сейчас любят подчеркивать).
Я, честно говоря, этим вторым томом, в котором описана жизнь Тамары Петкевич уже после освобождения из лагерей, прониклась даже больше, чем первым. Если рефреном первого тома была тема «жизнь красавицы в лагере» (я писала об этом подробный отзыв к первому тому), то рефреном второго стала глубокая материнская трагедия (завязка этой трагедии в первом томе, развязка – во втором). И эта трагедия очень метафорична в контексте всего произошедшего тогда со страной. В поведении взрослого сына виден в...
Скажу сразу, кто точно проникнется этими мемуарами. Любители «Зулейха открывает глаза», эта книга – просто находка для вас. Причем заметьте, это не выдуманная история по мотивам реального контекста, а целиком реальная. А вот ценителей «Крутого маршрута» Гинзбург и «Сколько стоит человек» Керсновской, да и, пожалуй, прочих лагерных мемуаров хочу предупредить: «Сапожок…» – он другой. Я бы даже сказала – сильно другой.
Мемуары – мой любимый жанр, эти я тоже прочитала с большим интересом, но...
Мемуары – мой любимый жанр, эти я тоже прочитала с большим интересом, но впечатления у меня смешанные. Судьба у Тамары Петкевич трагическая и в то же время яркая, кое в чем даже метафоричная (правда, чтоб увидеть эту метафоричность, надо прочитать оба тома, да и в целом для завершенности истории надо читать оба). И безусловно, записанная ею история жизни наводит на множество размышлений, долго не отпускает. Текст замечательный, художественный. Но есть нюанс. Как бы это сказать… У меня, видимо, просто ожидания не совпали с реальными впечатлениями.
Мемуары ведь тоже можно условно разделить по поджанрам: эпохальные (свидетельство великих или горьких и страшных событий прошлого), звёздные (свидетельство жизни великих людей прошлого), творческие (про свой путь в творческой профессии), героические (история преодоления и борьбы), личные любовные и их подвид «мемуары красавицы» (про свою бурную личную жизнь на фоне эпохи, типа как у Матильды Кшесинской и Лили Брик), бытовые (как была устроена простая жизнь в конкретную эпоху) и так далее. Конечно, редко это бывает в чистом виде, всегда несколько видов смешивается, но всё равно обычно есть одна стержневая линия, по которой понятно, о чем эта эпопея по большому счету. Так вот, когда видишь в описании книги воспоминаний, что их автор пережил(а) репрессии, то автоматически ждешь по большому счету эпохальных мемуаров, чудовищную историю репрессий через призму личной судьбы, примерно как у Евгении Гинзбург или Веры Флоренской. Или героических мемуаров – как у Франкла или Евы Эгер и Евфросиньи Керсновской. Ну или как минимум бытовых – с описанием ежедневной жизни в тех нечеловеческих условиях.
И вот тут случается слом шаблона. Потому что у Тамары Петкевич, хоть она и описывает подробно перипетии своего репрессивного дела, и жизнь в лагерях тоже подробно описывает, и уделяет внимание рефлексии по поводу глобальных причин всего творившегося тогда кошмара, все равно получились не эпохальные и не героические, а скорее «мемуары красавицы». Причем в буквальном смысле – у нее примерно через каждые пять страниц кто-нибудь замирает в восхищении от ее красоты и от вспыхнувшего обожания, плюс подробно описаны истории ее любовей. И одновременно это «путь в творческой профессии», потому что жизнь в лагере неожиданно привела Тамару Петкевич в актерскую профессию, и она в мемуарах много и подробно пишет об этой стороне своей жизни. В общем и в целом, это история бурной и сложной личной жизни на фоне страшной эпохи и тяжелых испытаний – я бы, наверное, вот так ее книгу охарактеризовала. И одновременно это история большой личной боли от сломанной судьбы. Тамара Владиславовна очень четко показывает, что ее жизнь, такую многообещающую в юности, сломали, растоптали ни за что, украли, хотя она могла бы (и даже наверняка должна была) быть совершенно другой. И во время чтения это вызывает огромное сочувствие.
Ну скажем так, есть мемуары в духе «показ эпохи через личный контекст», а есть в духе «показ себя через контекст эпохи». Вот это, скорее, второй тип. Я думаю, Тамара Владиславовна оставила бы мемуары о своей жизни, даже если бы репрессии ее никак не коснулись – просто у этих воспоминаний был бы другой контекст.
Повторю, текст прекрасный, история ее жизни захватывает, ей сопереживаешь. Просто тут может быть несовпадение изначальных ожиданий аудитории, как в моем случае, с реальным содержанием. Потому что ценители эпохальных и героических мемуаров увидят здесь совсем не то, что ожидают, а ценители «мемуаров красавиц», скорее всего, пройдут вообще мимо этих мемуаров, потому что подумают: «Ну это же про репрессии».
Поразившая меня деталь: удивительно, что при всей своей рефлексии, явно постоянно ища большие и глубокие, даже метафизические причины всего этого массового террора, Тамара Владиславовна не заметила (или заметила, но не захотела касаться этого в тексте?) параллель между тем, как ее семья после Гражданской войны въехала в чьи-то явно отобранные хоромы, как ее отец-комиссар, пусть и хмуро-недовольно, но всё же исполнял приказ о коллективизации в деревнях, и тем, как потом была отобрана жизнь ее отца и исковеркана ее собственная судьба… А потом, наверное, и их палачи тоже не хотели видеть параллелей? Замкнутый круг.
Книга небольшая (я "проглотила" за поездку в Сапсане из Москвы в Питер и обратно), но захватывающая. Мне кажется, я благодаря ей за одну поездку внезапно почувствовала себя коммунисткой и полностью избавилась от остатков очарования дворянской историей эпохи "Как упоительны в России вечера"))) В общем, у меня случилось такое астральное радищевское путешествие из Петербурга в Москву.
Кроме шуток - это отличное чтение для любителей отечественной истории. Сама авторская...
Кроме шуток - это отличное чтение для любителей отечественной истории. Сама авторская вступительная статья написана живым языком, читать ее интересно и познавательно. По сути, это пояснение юридических аспектов крепостного права (кто в теме, знает, что там всё "не так однозначно", а тем, кто не в курсе, думаю, будет любопытно про это узнать, это одна из ярких иллюстраций того, что написанное в законе не имеет никакого значения, главное, что на практике происходит), а также обобщение и авторская интерпретация фактов из мемуаров и документов, часть которых представляет собой остальное содержание книги. Там есть, например, выдержки из мемуаров Елизаветы Водовозовой, которые, кстати, сами по себе стоит прочитать целиком (они великолепны и очень много дают для понимания общественных настроений и быта в России второй половины XIX века). Во вступительной статье очень интересен еще экономический расчет, который ярко показывает, что буквально горстка, крошечная горстка самых богатых и влиятельных дворян (типа Юсуповых) владела самой громадной частью всех крепостных. Только представьте: здоровенная часть населения страны в буквальном смысле находилась в рабстве у маленькой горстки людей, которые считали эту ситуацию абсолютно нормальной (ну а что - святое право!). И церковь, например, эту идею "святого права рабства" чудесненько обслуживала, сама будучи в ней заинтересованной. Вообще Керженцев здОрово и наглядно показывает, что вся экономика имперской России была построена исключительно на крови и поте рабов, это была такая нефть, которой не было ни у кого в Европе.
Дисклеймер для впечатлительных и для тех, кто, возможно, захочет предложить книгу подростку: и в статье, и в мемуарах с документами очень много фактов о запредельной жестокости и настоящем садизме. Без смакования, просто как констатация фактов, но факты ужасные.
Думаю, эта книга даст много пищи для размышлений не только любителям истории, но и любителям социальной психологии. Даже если вы и так прекрасно понимаете в общих чертах, что подавляющее большинство россиян (примерно 70-80%) в эпоху крепостного права жили в основном просто в нечеловеческих, а главное безнадежных условиях, да и за людей-то не считались, то всё равно прочтение книги произведет на вас впечатление. Тут этот факт не абстрактный, а представлен в виде реальных детализированных историй конкретных людей, и истории это такие, от которых просто мороз по коже. Когда понимаешь, что даже в глазах набожных и просвещенных бар и барынь, считающих себя "хорошими людьми" и действительно являющихся таковыми по мнению их знакомых, крепостные не были людьми, а были просто живым ресурсом, это потрясает. Только представьте себе – бОльшая часть населения страны это по сути не люди, а просто ресурс, абсолютно бесправные биологические объекты, которым даже пожаловаться некуда на издевательства. Видели картину Венецианова "Гумно"? Там на переднем плане сидит на полу мужик с такой неизбывной безнадёгой в глазах, что становится не по себе. Вот очень точно передано состояние типичного крестьянского мужика, его судьбы и установок: что бы с тобой ни делали, как бы над тобой и твоими детьми не измывались, ты ничего поделать с этим не можешь, и дети, и внуки, и правнуки твои проживут такую же собачью жизнь (да нет, хуже, чем собачью) – так уж заведено.
Самое потрясающее в этом – абсолютное искажение реальности в головах у дворян и власть имущих. В книге приведена пара историй, которые это иллюстрируют в формате черного юмора (причём черного в прямом смысле). В одной истории тётушка-дворянка читает детям на ночь книжку про хижину дяди Тома и очень негодует на жестокость американских рабовладельцев, а маленький мальчик наивно спрашивает: «А у нас разве не так?». Мол, вот недавно же кузнеца в сарае секли. Тётушка вспыхивает и начинает с жаром объяснять, что «Ты не понимаешь, это совсем не то, это для его же блага!». Во второй истории сам император выступил на международном каком-то мероприятии с решительным осуждением рабства в Америке, чем немало удивил присутствовавших, которые, конечно, были в курсе рабства в Российской империи. Ну просто он тоже искренне считал, что «это совершенно другое!".
В книге нет подробностей об истории отмены крепостного права, но очень рекомендую про это почитать подробнее тоже, если тема интересна. Да хотя бы даже в мемуарах той же Елизаветы Водовозовой о том, как это было. Просто для понимания, что в реальности манифест 1861 года кардинально ситуацию не изменил.
Кстати, по Юсуповскому дворцу в Питере я после прочтения этой книги гуляла с совсем иным чувством, чем раньше. Хотелось каждую люстру и каждое зеркало оценить в "душах" и их жизнях.
Я из поколения "иксов", когда редкая девочка не читала "Джен Эйр" и не смотрела прекрасный сериал с Тимоти Далтоном и Зилой Кларк, не вздыхала от мрачной страсти "Грозового перевала" и не обожала ставшего потом мемом благодаря "Бриджит Джонс" мистера Дарси. В каком-то смысле викторианская эпоха вписана в культурный код советских девочек, как бы смешно это ни звучало :) Так вот, эта книга помогает узнать ближе тех, кто всех этих героев и их сюжеты...
Мне очень интересна литературная кухня, потому что я и сама немножко пишу, и это отличная возможность увидеть, "из какого сора" рождались знаменитые сюжеты. Про писателей вообще и про женщин в частности любят рассуждать в том ключе, что их воображение — это сублимация собственных нереализованных мечтаний и компенсация слишком скучной реальной жизни. Возможно, в некоторых случаях это отчасти правда, но не всегда, потому что творчество — и само по себе громадное, особенное удовольствие, по сравнению с которым любая, даже самая бурная реальная жизнь может казаться скучной. Вот тут на примере реальных писательниц можно задуматься и предположить, у кого из них как это было, и это очень любопытно.
Правда, у меня сложилось впечатление, что автор интерпретирует их жизни пристрастно, как бы навязывая читателю свой фокус зрения. Да, он при этом обосновывает, почему приходит к тому или иному выводу, и делает это весьма убедительно. Например, почему он смотрит на Шарлотту Бронте как на глубоко несчастную женщину, всю жизнь страдающую от своей некрасивости (ведь так же думал и Теккерей, который был с ним знаком). Но всё равно создается ощущение некой навязываемости фокуса автора читателю. С другой стороны, биографии, которые написаны абсолютно беспристрастно, читать, как правило, гораздо скучнее, они воспринимаются занудными, а здесь возникает эмоция, желание либо согласиться, либо поспорить с автором по поводу его интерпретации. В общем, мне понравилось, несмотря на несогласие с некоторыми трактовками.
Ну а те, кто любит тему феминизма, вообще найдет тут кучу интересного материала про то, чего тогда стоило женщине пробить себе дорогу в мир большой литературы.
Боже, почему же здесь до сих пор нет ни одной рецензии на этот ошеломительно прекрасный сборник рассказов?! Я так скажу: если вы любите Пелевина, но по какому-то недоразумению до сих пор не знакомы с творчеством Татьяны Замировской, немедленно восполните этот пробел в своих жизненных удовольствиях :) Я Татьяну обожаю взахлеб с романа "Смерти.нет" (ну точнее, даже не так — обожаю, начиная с ее блога в телеге, но поскольку блог был совсем о другом, не буду его тут упоминать, дабы не...
Ну и еще раз про качество и глубину прозы: вот, например, рассказ "Мир железного зайчика" вполне мог написать непревзойденный Набоков, если бы жил в наше время. Он тоже обожал эту тему — автор и его воображаемые герои, которые смутно начинают догадываться о том, что, кажется, они всего лишь... "Ой, мамочки, лучше об этом не думать!" :)
Обещала тут поделиться впечатлениями о содержании книги (помимо того, что я написала про ее объем) и выполняю обещание :)
Что представляет собой книга: вступление автора – ее рассказ о том, как она, будучи молоденькой девушкой, познакомилась и постепенно сблизилась с Ариадной Сергеевной, в то время уже пожилой, и 24 очень коротких рассказа, которые автор передает со слов Ариадны Сергеевны от первого лица (так, как рассказывала их А.С. в обычных устных беседах). Каждый рассказ – это один...
Что представляет собой книга: вступление автора – ее рассказ о том, как она, будучи молоденькой девушкой, познакомилась и постепенно сблизилась с Ариадной Сергеевной, в то время уже пожилой, и 24 очень коротких рассказа, которые автор передает со слов Ариадны Сергеевны от первого лица (так, как рассказывала их А.С. в обычных устных беседах). Каждый рассказ – это один эпизод из жизни Ариадны Сергеевны, начиная со времён ее юности в эмиграции с родителями и заканчивая жизнью в лагерях и ссылках. Есть рассказы смешные, есть трагичные, есть философские, есть в жанре «удивительный случай из жизни», есть даже мистические в духе святочных рассказов и сказок. Вообще, надо заметить, в ее жизни было так много поразительных совпадений и спасительных невероятных встреч, что некоторые эпизоды наводят на подозрение о том, что они не реальны, а придуманы по мотивам реальности. В принципе, это было бы неудивительно, учитывая литературный талант А.С., ведь каждый писатель обожает придумывать сюжеты, в том числе додумывать, докручивать некоторые события собственной жизни до какого-то впечатляющего сюжета, каким они могли бы стать. Но независимо от фактологической достоверности этих историй, читать их увлекательно – видимо, так же, как увлекательно было слушать их вживую в исполнении самой А.С. И их ценность не только в сюжетной канве, то есть в самих эпизодах, но и в размышлениях, которыми А.С. порой сопровождала свои истории. Она была очень глубоким, очень образованным, талантливым, тонко чувствующим, умным и наблюдательным человеком. Кто читал ее мемуары о родителях, тот это знает. В коротких устных рассказах это тоже заметно, хотя они, безусловно, гораздо проще, чем тот тщательно продуманный и написанный великолепным литературным языком текст, который она оставила в память о своих родителях. Но тем и интереснее узнать, а каким же она была рассказчиком в живой повседневной речи. Благодаря этому сборнику, такая возможность есть. Низкой поклон его автору – Елене Баурджановне Коркиной.
Кто любит мемуары, обязательно обратите внимание на эту книгу, пока она еще есть в продаже и пока литературу о той эпохе у нас не перестали выпускать. Я бы назвала ее "Крутым маршрутом" в миниатюре и большой школой жизни. Вере Флоренской и ее мужу досталась судьба, похожая на судьбу знаменитой Евгении Гинзбург, и Флоренская ее описала простым, хорошим языком, начиная с дореволюционного детства и студенчества, пришедшегося на годы Гражданской войны. Но описала гораздо короче, чем...
Вера Флоренская не была знаменитостью (она просто однофамилица знаменитого Флоренского). Но и типичной рядовой советской женщиной ее назвать нельзя. Ее семью в 30-е годы, когда начинается главное действие ее мужественной истории, можно отнести к зажиточной советской интеллигенции (муж был профессором юриспруденции). "Зажиточной" только по нищим советским меркам, конечно. И вот красивая, умная, образованная женщина, привыкшая к устроенному быту, оказывается в нечеловеческих условиях в тюрьме, а потом в унизительном положении в ссылке - ни за что. Как и ее муж. На воле при этом остаются двое детей. Исключительно благодаря внутренней силе, уму и характеру, она это всё преодолевает. Кроме описания всех этих перипетий, личных размышлений и выводов, разных ярких характеров людей, которые встречались на ее пути, это еще и очень личная невыдуманная история любви и верности (или неверности - тут смотря как посмотреть) двух людей, которые были вместе с детства, а потом их закрутило в мясорубке. В общем, равнодушным эта книга, мне кажется, не может оставить ни тех, кто любит чтение для ума, ни тех, кто любит чтение для эмоций.
Впервые пишу рецензию, еще не прочитав книгу, но, что называется, не могу молчать! Меня всегда веселили и поражали отзывы, которые ни слова не говорят о содержании книги, но описывают оформление и приводят фото страниц - зачем, кому они нужны? Но, оказывается, бывают случаи, когда так и надо. Кто соберется покупать эту книгу, имейте в виду, что в ней всего 142 страницы (включая содержание и примечания) крупным шрифтом, и сама книга в довольно маленьком формате 20х13 см. Понимаете, да, сколько...
Про содержание обязательно напишу позднее, потому что купила эту книгу как большая любительница воспоминаний, написанных самой Ариадной Сергеевной.
Любители живой истории и экскурсий по московским улочкам, берите книгу, пока она есть! :) Здесь такие детали, такие истории из жизни, такие яркие образы, такие наблюдения, над которыми иногда хохочешь, иногда вздыхаешь.
Ну вот, например, как развлекались зимой в эпоху до стадионов, ТВ и интернета: "В семидесятых годах XIX века кулачные бои в Коломне были в большой моде. Выдающиеся кулачные бойцы щедро поощрялись любителями этого спорта, богатыми коломенскими купцами, которые на эту...
Ну вот, например, как развлекались зимой в эпоху до стадионов, ТВ и интернета: "В семидесятых годах XIX века кулачные бои в Коломне были в большой моде. Выдающиеся кулачные бойцы щедро поощрялись любителями этого спорта, богатыми коломенскими купцами, которые на эту забаву денег не жалели. Купцы нередко привозили и свои семьи любоваться кулачными боями. При этом следует отметить, что коломенские купчихи отличались необычайной полнотой, их мужья гордились этим качеством своих дебелых супруг. Каждое воскресенье на льду Москвы-реки устраивался большой кулачный бой. Сначала начинали драться мальчики, затем подростки и в заключение вступали в бой взрослые люди. Бой продолжался 2-3 часа и оканчивался вечером, когда становилось темно. С одной стороны дрались коломенцы, с другой – крестьяне из пригородных сел и деревень".
А знаете, кто такие "Иверские аблакаты"? У Воскресенских ворот было здание Губернского правления, и там постоянно "тусили" мелкие стряпчие - зазывали мелких клиентов на "юруслуги", заводили их в трактир и за косушку водки писали им такие витиеватые прошения, что потом и сами не могли разобрать их смысл. Все эти "аблакаты были, как пишет автор, алкоголиками с опухшими лицами и сизыми носами.
Книга - просто кладезь таких вот ярких деталей.
Я фанатка мемуаров, особенно периода 19 и начала 20 века. Так вот, мемуары Елизаветы Водовозовой - одни из самых лучших, какие мне попадались (еще могу от души посоветовать воспоминания великой княжны Марии Павловны Романовой, они тоже великолепные).
Обложка немного сбивает с толку - Елизавета Водовозова на фото такая суровая, что невольно ожидаешь какого-то занудного или морализаторского текста. Ничего подобного!
Сюжетно читается как хороший роман (я бы сравнила с российской Джен Эйр), но...
Обложка немного сбивает с толку - Елизавета Водовозова на фото такая суровая, что невольно ожидаешь какого-то занудного или морализаторского текста. Ничего подобного!
Сюжетно читается как хороший роман (я бы сравнила с российской Джен Эйр), но только тут ничего не выдумано. Язык безупречный, и главная ценность мемуаров - множество деталей быта, нравов и культуры тех времен - здесь тоже на высоте. Без прикрас. Еще и автор - умная, глубокая, очень наблюдательная натура, это чувствуется.
Прочитать будет интересно как с точки зрения быта и нравов мелкопоместного провинциального дворянства в эпоху до отмены крепостного права (таких живых деталей, живых историй в исторических монографиях не найдешь), так и с точки зрения описания эпохи 60-х годов 19 века - а в те 60-е тоже повеяло свободной и переменами, появились первые феминистки (суфражистки), первые интеллектуальные кружки молодежи. Еще невероятно интересно, как тогда воспитывали детей и какое вообще было отношение к ним - дети еще не стали центром Вселенной для семьи. Наоборот - под детскую, например, выделяли худшую комнату в доме. Мать автора мемуаров, будучи многодетной, детей своих не баловала даже сладким. Но могла великодушно накормить их прокисшим вареньем - не выбрасывать же. Отношения в семье между матерью и уже взрослыми детьми тоже с нашей современной точки зрения - что-то невероятное. Ну например, один из сюжетов: старший любимый сын в пух и прах проигрывается в карты, и платить его долг семье нечем. Мать отправляет одну из дочерей работать гувернанткой, чтоб из ее жалования годами (!) выплачивать этот долг. И девушка даже не возмущается. Более того, она в письмах к матери просит разрешения купить на свое же жалование себе, например, обувь, потому что старая прохудилась. Мать запросто могла ответить что-то вроде "неча, обойдешься, отдай ботинки в ремонт". И после всего этого оставить усадьбу в наследство только этому любимому сыну, а дочери пущай сами о себе позаботятся.
А невероятная история крепостного скрипача! А описание быта смолянок в институте благородных девиц! Про это, кстати, есть отдельный сборник мемуаров выпускниц разных лет, но там девушки, похоже, сами себя цензурили, а здесь Елизавета Николаевна не постеснялась написать про многие ужасы их жизни.
Одним словом - эта книга должна быть в каждой библиотеке. Это лучше классических романов о той эпохе, вот честно. "Отцы и дети", например, был издан как раз во времена юности героини, когда она из Смольного института выпустилась. Забавно читать, как этот новенький тогда роман обсуждала ее знакомая молодежь в своей интеллектуальной компании. Ругали, кстати, считали, что Тургенев переврал реальность :)))
Полный восторг! Если вы видели зимой тётеньку в Московском метро с книжкой, то хихикающую, то почти плачущую, - это была я с "Лавром". Убеждена: если наше время будут вспоминать на уроках и лекциях по литературе лет через 100, то только в контексте "Лавра" Водолазкина. Это из категории "вечная книга". Потому что основной смысл - в вечных вопросах. Сюжет - подарок для любителей истории и культурологи. Язык - шикарный, богатый подарок как для любителей безупречного...
Сама не читала, честно скажу, поэтому оценку ставить не буду. Может быть и прекрасно, но до определенного возраста и багажа. Я брала по аннотации и отзывам для дочери (15 лет, любимая книга - "Цветы для Элджернона"). Прогадала. Ее рецензия короткая: "От создателей "Колобка" и "Теремка"... Мам, ты зачем мне этот детсад купила?". Короче, я промахнулась. Это не для старшего школьного возраста. Если и для старшего, то со слабой читательской базой.
В целом понравилось. Хороший слог, хороший сюжет, совсем не новый, но беспроигрышный способ взглянуть на нашу жизнь глазами кота, много описаний до боли знакомых мест в Москве. Есть вопросы, зачем понадобились пара эпизодов в сюжете (не складывается пазл, как-будто подвязки лишние в финале болтаются вопросом "А это зачем было?"), но в целом всё равно не жалко потраченного времени.
Заказала книгу 15-летней дочери по аннотации и отзывам. Хорошо, что сначала прочитала сама - в итоге дочери не стала давать, чтобы не портить вкус к качественной литературе. Блестящая идея сюжета, смысла, но то ли халтурная, то ли кустарная реализация. Читать невозможно - язык ужасный, детали сюжета вызывают недоумение - а это зачем и к чему? Такое впечатление, то задумка была прекрасная, а реализовать ее автору мастерства не хватило. Если вам нравятся Донцова и иже с ней, то будете в восторге....
Прекрасная книга для любителей истории быта и истории городского устройства Москвы - далеко не только торговой. Воспоминания автора относятся не только к периоду его работы в торговых лавках, здесь много интересного о том, что и где находилось в Москве 19 века и намного раньше, при Петре I, Иване Грозном. Бани на Москва-реке, купеческие катания невест перед Вербным Воскресеньем, Грибной рынок в начале Великого поста. Про торговые обычаи 19 века - тоже очень интересно. Не буду спойлерить -...
Эта книга - далеко не только о знаменитом стэнфордском тюремном эксперименте. Она гораздо шире и глубже. Это попытка исследовать истоки массового насилия одной группы людей над другой группой людей вообще. Самый яркий пример - фашизм. Почему в массовых издевательствах над таким огромным количеством людей было задействовано тоже огромное количество других людей, далеко не всегда маньяков, и мало кто из них сопротивлялся, возмущался и испытывал стыд? Неужели только из-за страха самому попасть...
Я редко пишу рецензии, хотя читаю много. Но об этой книге промолчать просто не могу. По-моему, это must read и must have в любом доме, где есть женщина. Во-первых, это взгляд изнутри на нашу российскую историю. Те, кого мы привыкли воспринимать в качестве исторических фигур, для этой женщины были ближайшими родственниками. Она была племянницей Николая II (хотя по возрасту годилась ему в дочери) и в силу некоторых обстоятельств воспитывалась в семье другого своего дяди - печально известного...
О многих фактах М.П. деликатно умалчивает, да и Мемуары её обрываются на моменте, за которым тоже случилось еще много всего интересного в её жизни. Но любопытные найдут недостающие факты в других источниках. В том числе, об истинной причине её развода (роковая любовь!), о том, как она стала профессиональным фотографом и репортёром после того, как продала вышивальную мастерскую, как после долгих лет разлуки сумела-таки восстановить отношения со взрослым сыном от брака с шведским принцем, и тот тоже оказался весьма нестандартным принцем :)
В общем, это книга о том, что реальная жизнь порой бывает гораздо интереснее придуманных романов. А ещё о том, что в любых, даже самых отчаянных ситуациях нельзя сдаваться, потому что любой конец может быть одновременно началом чего-то нового.
Единственное - на мой взгляд, в книге маловато фотографий. У М.П. их было гораздо больше. Хотя и тут интересующимся интернет в помощь :)
Полный восторг! Вообще я купила эту книгу для 11-летней дочери, чтобы она сравнила свои школьные будни с тем, что было тогда, и не жужжала, как ей тяжело живется))) Но в итоге я сама зачиталась. Попутно поняла, что в 11 лет ее читать еще рано, а вот лет в 15 - в самый раз. Это сборник публикаций из дореволюционных журналов. Мемуары относятся к разным периодам. Самые ранние – 30-е годы XIX века, самые поздние – начало XX века. Как следствие - стиль изложения у некоторых авторш воспоминаний...
Образование, кстати, было так себе (подробности в книге). Но несмотря на все трудности и недостатки, многие мемуаристки вспоминают это время как самое светлое в своей жизни.
В общем, на мой вкус, книга на редкость замечательная. Огромное спасибо тем, у кого возникла идея собрать эти мемуары воедино!
Купила книгу, потому что купилась на отзывы (прошу прощения за тавтологию). В итоге пожалела. Это не литература, а просто чтиво. Рассказы больше напоминают посты в соцсетях. Вот в этом качестве их читать было бы забавно - я бы даже поставила лайк. Но для книги слабовато. А для детской книги - просто ужас. Юмор есть, но одного юмора для книги мало. Нужна еще душа, а тут её нет вообще. Еще я затрудняюсь назвать возрастную категорию, для которой подходит эта книга. По стилю - вроде бы для детей и...
Конкретно в этой книге меня очень смутила подборка произведений - я вообще не поняла, на какую аудиторию ориентировался составитель. С одной стороны, "Щелкунчик", "Новогодний подарок мадемуазель де Дусин" - вроде бы для детей (ну не совсем маленьких, конечно). С другой стороны, "Валтасар" с его эротизмом и странный, до тошноты кровожадный рассказ Мориса Метерлинка "Избиение младенцев" - абсолютно точно не для детей. Да и не для всех взрослых, если...
Купила книгу, даже не сомневаясь, после того, как прочитала на одном дыхании и в полном восторге "Когда отдыхают ангелы". В итоге "Жена декабриста" не просто разочаровала, а оставила полное недоумение - о чем это, зачем и, главное, для кого написано? Дочитала до конца, только потому что надеялась найти в этом хоть какой-то смысл. Впечатление, как будто эти две книги писали разные авторы, настолько они не совпадают по духу. Может, я чего-то не понимаю, но мне "Жена...
Просто чудесная книга! Одинаково интересная и для детей, и для взрослых. О настоящих ценностях, о любви, дружбе, глупости и обиде, умении и необходимости прощать. Одна из основных сюжетных линий - сложные отношения старика (друга Тони) с его взрослой дочерью. Очень полезная история как детей, с которыми не общаются их папы, так и для пап, которые не общаются со своими детьми. Детям эта книга помогает немного по-другому взглянуть на взрослых - оказывается, они тоже иногда совершают ошибки, о...
Не знаете, что почитать?