Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Конан. Пришествие варвара | +26 |
Самая страшная книга. 13 маньяков | +24 |
Безымянные культы. Мифы Ктулху и другие истории ужаса | +18 |
Боги Бал-Сагота | +16 |
Карающий меч. Том 1 | +9 |
Книга Роберта Ирвина Говарда «Боги Бал-Сагота» явилась логичным продолжением сборника «Безымянные культы». И в том, и в другом томике представлено «тёмное» творчество техасского писателя, но разница заключается в следующем: если основное наполнение «Безымянных культов» составлял «чистый» хоррор, то «Боги Бал-Сагота» отданы на откуп триллерам и детективам. И эти остросюжетные произведения смотрятся не хуже, чем классические мистические ужасы: всё-таки техасец был мастер не только создавать...
Но не только триллеры вошли в книгу, здесь есть разнообразные вещи. Как и в предыдущем сборнике, нашлось место «крутому» коктейлю фэнтези и хоррора («Сад страха», «Дом Арабу», «Павший народ»), классической «страшной» — и не очень — мистике («Волчья голова», «Голос Энлиля», «Чёрная гончая смерти»), жутким вестернам («Ужас из кургана», «Человек на земле», «Мёртвые помнят»). К «Мифам Ктулху» косвенно отсылает рассказ «Боги Бал-Сагота», а «Прикосновение смерти» представляет психологические ужасы, которых, вообще-то, не особенно приходится ожидать от Говарда.
Но, безусловно, наибольший объём занимают триллеры и детективы — как существующие вне серий («Чёрный ветер воет», «Чёрные когти»), так и произведения, связаннаые образом сыщика Стива Харрисона: «Кладбищенские крысы», «Клыки алчности», «Отмеченные в Чёрной книге», «Роковые зубы». Особое место занимает последний текст в книге — короткий роман, или повесть «Костяное лицо». В какой-то мере она связана с «Мифами Ктулху», хотя по атмосфере не имеет с ними практически ничего общего, но больше всего заставляет вспомнить зловещего доктора Фу Манчи, что, безусловно, отнюдь не случайно.
Сборник «Боги Бал-Сагота» вышел, как и его предшественник, разнообразным и интересным. Разные жанры, разные по сюжетам и настроению произведения. Объединяет их лишь одно: чудесное перо техасского писателя и его неувядающая вера в то, что человек — сильный, настоящий человек, какими и являются большинство его персонажей, — обязательно победит, какой бы кошмар ни встретился ему на пути.
«Карающий меч. Том 2» — продолжение антологии героических комиксов.
Как и в случае с первой книгой, здесь нас ожидают графические истории, сценарии к которым либо почти без изменений взяты из рассказов Говарда, либо созданы с тем, чтобы возможно более соответствовать духу и букве оригинальных литературных произведений. Не везде получилось одинаково хорошо, но в целом подборка вышла довольно неплохая.
Итак, что же внутри:
Самый старый Конан
На долю киммерийца в бытность его королём Аквилонии...
Как и в случае с первой книгой, здесь нас ожидают графические истории, сценарии к которым либо почти без изменений взяты из рассказов Говарда, либо созданы с тем, чтобы возможно более соответствовать духу и букве оригинальных литературных произведений. Не везде получилось одинаково хорошо, но в целом подборка вышла довольно неплохая.
Итак, что же внутри:
Самый старый Конан
На долю киммерийца в бытность его королём Аквилонии выпали, наверное, самые тяжёлые испытания. Сложно управлять целым государством, особенно если ты — варвар, которому вся эта так называемая цивилизация осточертела ещё лет двадцать назад! Да ты ещё ко всему прочему — стареющий варвар. В истории «Король Конан: Две пташки...» знаменитый художник Говард Чайкин как раз и живописует королевский быт Конана. Сказать, что это хорошая история — значит незаслуженно польстить автору. На самом деле, пожалуй, это самый неудачный «номер». Тем не менее, если уж не сюжетом, то хотя бы рисунком насладиться можно. Правда, и это не для всех — весьма сомнительно, что подобный стиль хорошо передаёт оригинальную атмосферу, заложенную в свои произведения техасским писателем.
Самый мистический Конан
Недаром и сам Говард написал всего три произведения, где Конан был уже королём: техасец и сам представлял себе этого могучего северянина в первую очередь как свободного искателя приключений. Таков киммериец в истории «Конан: Саргассы песков». Варвар встречает в пустыне сухонького старика, который... латает корабль! Зачем, спрашивается, ему среди бескрайних песков судно? Но старик упорен, и даже варвара уговаривает помочь ему. Далее происходит череда событий со схваткой — какой комикс о Конане может обойтись без схватки? — и наступает финал... Интересный, надо сказать, финал. В итоге имеем вполне неплохую историю с щепоткой мистики, исполненную просто, но со вкусом.
Самый привычный Конан
А вот это уже что-то знакомое, дающее приятную нотку ностальгии. Сюжет прост: с варваром договариваются о похищении сокровища из храма. Наниматели, как можно сразу предположить, не так просты, а вот киммериец, по их мнению, — дуб дубом. Договорённость достигнута, но с чем же по завершении задания останутся стороны? Расстанутся полюбовно, каждая получив то, что хотела, или?.. Комикс «Конан: Сделка» напоминает о старых добрых деньках в Шадизаре, Аренджуне и ещё кучке городков в Заморе... да и почти во всех других странах, куда ступала нога молодого, полного сил Конана.
Самый молодой Конан
Снова о киммерийце составители антологии вспомнили в самом конце, правда, он в комиксе под названием «Хайборийская рутина» — совсем не главный герой. Вместо текста в баллонах с репликами персонажей мы видим некие этнографические заметки, отражающие обычную жизнь киммерийцев. И как иллюстрация к этим заметкам перед нами разворачивается история, случившаяся однажды с отцом Конана — кузнецом. Получилось довольно интересно с точки зрения как сюжетной, так и графической составляющих.
Самая прекрасная и обворожительная
Бравая Агнес де Шатильон, громко заявившая о себе в первом томе «Карающего меча», возвращается. Хотя, не совсем так: «Тёмная Агнес: Воительница» показывает нам историю зарождения легенды — как девушка стала рыжеволосой знаменитостью в мечом в руке. Комикс сделан по мотивам одноимённого рассказа Роберта И. Говарда, что, конечно, добавляет этой работе очков. Ещё интересно, что первоначально эта графическая новелла выпускалась в трёх частях, и работали над ними два разных художника, один из которых — именитый Франческо Франкавилла, он сделал первую треть новеллы. Второй художник постарался продолжить повествование в том же стиле.
Самый обречённый пикт
«Бран Мак Морн: Люди тени» — ещё одна мрачная история, под стать оригинальному рассказу Говарда. По задумке «техасского мечтателя», пикту, этому наследнику вождей древнего народа ничего другого и не остаётся, кроме как наблюдать медленное угасание племени... Этим ощущением надвигающейся тьмы пропитаны все рассказы о Бране, такой же атмосферой попытались насытить свою работу и авторы комикса. И у них получилось вполне неплохо: мрачности графическим «Людям тени» не занимать. Вышла хорошо сработанная «лебединая песнь» народа, неизбежно погружающегося во тьму...
Самый кусачий хоррор
Ещё одна история, перенесённая с книжных страниц почти без изменений, — «В лесу Виллефэр». Одноимённый рассказ об оборотне был прост и короток, но Говард сумел добавить в него некоего очарования. Художник попробовал сыграть по-своему, отобразив эту незамысловатую историю в угловатом, не слишком детализированном рисунке. Выглядит несколько сюрреалистично, как-то странно и неуютно.
Самый зимний хоррор
И вот мы подобрались к двум моим фаворитам. Знаменитый пуританин в истории «Соломон Кейн: Дева зимней ночи» просто прекрасен! Впрочем, и незнакомка, которую наш герой встречает в зимнем лесу, обворожительна. Но самое интересное в данной истории заключается в том, что это повествование — в стихах. И надо сказать, переводчик — замечу, что это другой человек, не тот, кто переводил все остальные комиксы в книге, — довольно уверенно справился с переложением рифмованных английских строк на русский. Ну, и под стать замечательным стихам — отличный рисунок!
Самый смешной Элкинс
И последний в данном списке, но первый для меня — гость с Дикого Запада. Работа «Брекенридж Элкинс: Спустившийся с гор» — ещё одно дословное воспроизведение оригинального рассказа Говарда. Весь цикл о «джентльмене с Медвежьей речки» наполнен юмором, и художнику, несомненно, удалось схватить суть историй о похождениях Элкинса и передать её в своей работе.
Что ж, второй том «Карающего меча» завершает наше знакомство с этой серий комиксов. В оригинале нет третьего «Карающего меча», и появится ли он когда-нибудь — непонятно.
P. S. Пара слов о переводе. По сравнению с предыдущей книгой, перевод стал лучше, хотя, конечно, совсем избежать огрехов не удалось. Радует перевод стихов для истории о Соломоне Кейне.
«Карающий меч. Том 1» — это не только и даже не столько Конан... В этой книге героическое творчество Говарда представлено наиболее полно, да и хоррор не забыт! Всего под одной обложкой нашлось место десяти комиксам, одной иллюстрированной статье и одному иллюстрированному рассказу. Уже одно то, что здесь — не только графические новеллы, определённо, радует.
Итак, что же внутри:
Самый ожидаемый Конан
«Конан и сокровища Хестерма» — не самая удачная из представленных в книге графических новелл,...
Итак, что же внутри:
Самый ожидаемый Конан
«Конан и сокровища Хестерма» — не самая удачная из представленных в книге графических новелл, но свою задачу она выполняет. Подготавливает читателя, настраивает на нужный лад, предлагает окунуться в волшебный мир, напоённый коварной магией и героическими деяниями, чёрными колдунами и мускулистыми варварами.
Самый неожиданный Конан
Хотя «Конан: Белая смерть» в плане сюжета тоже не особо выделяется, но за счёт графической части эта история, несомненно, «выезжает». Мрачные виды холодных неприветливых краёв где-то на границе северных варварских стран зачаровывают. В «Белой смерти» киммериец встречается с женщиной из Асгарда, с которой... кхм... неплохо проводит время, но вот по пробуждении... На этой остановлюсь, пожалуй.
Самый таинственный хоррор
История о Джоне Тихом «Земные мертвецы» полна недомолвок и тайн, разбросанных тут и там. Действия главного героя кажутся нелогичными и непонятными, мы можем списать это только на влияние странной книги, которую Тихий носит с собой, пытаясь как-нибудь от неё избавиться. Кажется, раньше он терпел неудачи в осуществлении этого своего намерения, и удастся ли всё на этот раз?..
Самый забавный хоррор
Атмосфера оригинальной «Твари на крыше» Роберта И. Говарда просто великолепна! Одноимённый комикс, который следует сюжету рассказа дословно, уже не настолько мрачен. Во-первых, здесь не остаётся места для полёта фантазии, когда в дело вступает ужасное Существо; во-вторых, сам рисунок не слишком-то подходит для мрачного хоррора, от которого кровь стынет в жилах. Вместе с тем — графическая новелла вышла весьма интересной и нетривиальной.
Самый публицистический боксёр
Моряк и боксёр Стив Костиган вдруг решил стать спортивным журналистом. Но на пути у него обнаружились две проблемы: во-первых, его всё ещё помнили как дельцы, так и бойцы ринга; во-вторых, из-за его репортажей герои этих заметок мечтали сказать корреспонденту пару ласковых. При встрече и с теми, и с другими Костигану приходится раздавать мощные хуки и апперкоты. «Новая игра для Костигана» — вполне обычная ироническая история о моряке-боксёре.
Самый публицистический Эль-Борак
Небольшая заметка о том, как американец Фрэнсис Ксавье Гордон по прозванию Эль-Борак (Молниеносный, Стремительный) возник в сознании техасца на самой заре его карьеры и как этот образ развивался с течением времени.
Самый Ближний Восток
История об Эль-Бораке, его противостоянии с Хаким-ханом, рассказанная англичанином, что сотрудничал с последним. Фрэнсис Ксавье Гордон с небольшим отрядом верных людей атакует форт Привал Хакима, заставляя неприятелей поверить, что он в пылу сражения слишком увлёкся и попал в ловушку. Хаким преследует американца, но вскоре выясняется, что тот — парень не промах и сам обвёл врага вокруг пальца. Короткая история, вполне в духе приключений Эль-Борака, написанных Говардом.
Самый Дикий Запад
«Сонора Кид: Нож, пуля и петля» — это дословное воспроизведение оригинального рассказа техасца о приключениях на Диком Западе. В пути Стив Эллисон (Сонора Кид) столкнулся с неким Биллом Гелтом, причём ему пришлось убить этого негодяя. Но в городке, куда Эллисон приехал, прошёл слух, что смерть Гелта была бесчестной, так что некий охотник за бизонами по имени Гриззли хотел бы потолковать с ковбоем по этому поводу. Отлично рассказанная и нарисованная история, динамичная, в меру кровавая, со стрельбой и впечатляющим пожаром!
Самый странный нуар
Главным героем новеллы «Стив Харрисон: Пино-нуар» является частный детектив, о котором Роберт И. Говард написал небольшой цикл рассказов. В комиксе дело начинается с вина, вызывающего агрессию и галлюцинации. Харрисон ходит тёмными заброшенными переулками, пока не обнаруживает собрание какой-то секты, где совершается жертвоприношение. Стив разгоняет это... мероприятие и выясняет, из-за чего весь сыр-бор. Мрачная и странная история...
Самый странный пикт
Брул Копьебой, великий воин пиктского народа, ближайший друг и правая рука короля Кулла. Но в истории «Копьё и сирена» он — просто дикарь, плывущий к земле своих предков по просторам неведомых морей. В пути Брул на борту таинственного судна обнаруживает странную женщину, которую пытается освободить. После череды происшествий Копьебою это всё-таки удаётся, а некоторое время спустя он снова встречается с ней — уже при других обстоятельствах... История простая, лёгкая и волшебная.
Самая обаятельная и привлекательная
«Тёмная Агнес: Предание». Это мой фаворит. Замечательная история, частично основанная на произведениях Говарда, повествующих о девушке-воительнице Агнес де Шатильон, не побоявшейся бросить вызов миру мужчин. Здесь она тоже защищает свою честь и продолжает легенду о себе самой. Наёмники следуют за Тёмной Агнес, но француженке эти горе-вояки нипочём! Её меч так и летает, разит без промаха. И изображено это всё — прямо загляденье!
Самый дословный Говард
А вот и сам техасец. Его история «Проклятие моря», один из ранних «ужасов», поклон теме «морского хоррора», здесь не мог появиться просто так, в виде голого текста. Рассказ сопровождают замечательные атмосферные иллюстрации, так что снова перечитать эту историю (или впервые с ней познакомиться) — чистое удовольствие!
Сборник разнообразный и интересный. Особенной изюминкой представляется иллюстрированный рассказ и сопроводительная статья к комиксу об Эль-Бораке.
P. S. Пара слов о переводе. По-видимому, переводчик выполнил свою работу в ряде случаев уж очень дословно, а в других местах просто не было дополнительной вычитки. Но в целом уровень перевода хороший, при чтении не спотыкаешься, всё довольно гладко и ровно.
Роберт Ирвин Говард. Первые ассоциации, которые приходят в голову, — это его «могучая кучка», четыре главных героя, имя первого из которых можно и не называть — этого персонажа и так все знают. Но известность варвара сыграла в какой-то мере и злую шутку с автором: за двенадцать лет профессиональной творческой деятельности он написал очень много — вполне интересного и достойного. Однако в памяти массового читателя Говард закрепился как автор фэнтези «меча и магии». Книга «Безымянные культы: Мифы...
В сборник вошли лучшие произведения техасца о страшном и неведомом. Ужасы здесь на любой вкус: историко-приключенческие («...Delenda Est», «В лесу Виллефэр») и фэнтезийные («Долина червя», «Крылья в ночи»), морские («Проклятие моря», «Из глубины») и подземные («Долина сгинувших», «Люди тьмы»), истории «сверхъестественной угрозы» («Пришелец из тьмы», «Луна Замбибве») и лирико-мистические легенды («Сердце старого Гарфилда», «От любви к Барбаре Аллен»). Некоторые циклы «страшных» историй, например, произведения о Джоне Кироване и его друзьях, представлены в книге почти полностью.
Особенно следует выделить рассказы, связанные с темой пиктов и «маленьких людей». Произведения о подземных кошмарах удавались Говарду особенно хорошо: «Черви земли», «Живущие под усыпальницами». Также внимания заслуживают тексты, написанные по мотивам лавкрафтовских «Мифов Ктулху», такие как «Чёрный камень», «Тварь на крыше». И вершина техасца как писателя хоррора — рассказы из условного цикла «Сверхъестественный Юго-Запад», повествующие о страхах, скрывающихся в южных штатах Америки. Такие произведения как «Чёрный Канаан» и, конечно же, знаменитые «Голуби из ада» замечательно передают жуткую атмосферу тёмных сосновых лесов.
В сборник «Безымянные культы: Мифы Ктулху и другие истории ужаса» вошли лучшие рассказы Говарда в жанрах ужасов и мистики. Безусловно, это ещё не всё, что достойно внимания в «тёмном» творчестве техасца, но начать можно именно с этой книги.
Имя «Конан» уже далеко не всегда ассоциируется с именем его создателя, Роберта Говарда. Конан-киммериец — это архетип. Конан-варвар — это бренд. Конан — это олицетворение того самого варварства, которое, как говорил один из героев Говарда в повести «За Чёрной рекой», является естественным состоянием человечества и которое однажды победит цивилизацию.
Собственно, о противостоянии варварства и цивилизации техасец и писал на протяжении почти всей своей карьеры. Целая череда могучих героев прошла...
Собственно, о противостоянии варварства и цивилизации техасец и писал на протяжении почти всей своей карьеры. Целая череда могучих героев прошла всесокрушающим и неостановимым потоком через машинописные страницы Говарда, постоянно утверждая превосходство варварства над цивилизацией. Первым среди равных оказался, конечно, искатель приключений из северной да горной Киммерии.
Если вы знаете варвара по более поздним воплощениям и никогда не читали Конана Изначального, не судите о киммерийце по тому, что вы знаете. Потому что в девяноста процентов случаев перед вами был уже другой варвар — тот самый «бренд» (в некоторых случаях даже без буквы «н»).
Зато в рассказах Роберта Говарда Конан особый, ни на какую другую свою реинкарнацию не похожий. Ведь тут даже сама фигура варвара отходит на второй план... Ну в самом деле, сколько отличий мы найдём при сравнении Конана с Куллом, или Соломоном Кейном, или Браном Мак Морном, или другими героями Говарда? Нет, конечно, они все разные — не только внешне, но и внутренне, — однако база, основа всех этих персонажей одна, отчего в разных героях и находятся одни и те же черты. Каждый из них — сильный, могучий и свободный человек, не боящийся любой опасности и готовый бросить вызов любому врагу.
А секрет успеха произведений Говарда (и, в частности, секрет успеха его Конана) кроется в них самих. Это, во-первых, Приключение. Во-вторых, мир, антураж. В-третьих, атмосфера. Говард всегда пишет так энергично, так заряжает каждую свою строку, что, по меткому замечанию Стивена Кинга, от них вот-вот посыпятся искры.
Любое произведение Говарда о Конане подтвердит эту мысль (да и не только о киммерийце — на счету техасца множество великолепных текстов). Так что если вы ещё «не пробовали» Конана Изначального, присмотритесь к нему. У Говарда он — отнюдь не гора мышц с одной извилиной, а просто варвар-киммериец со своеобразным кодексом чести, пустившийся в странствия по миру. И несмотря на то что после Говарда было множество Конанов разного рода-племени, только один из них, первый, остался лучшим. Навсегда.
«Могучая четвёрка» Роберта Говарда как бы распадается на две части: циклы о Конане и Соломоне Кейне — простые, ровные, по большому счёту, предсказуемые; и циклы о Кулле и Бране Мак Морне — разношёрстные, пёстрые, неожиданные. Так что, если говорить в общем и целом, книга о пикте и атланте — это книга экспериментальная. В том смысле, что под одной обложкой собраны совершенно разные рассказы, преимущественно написанные Говардом в ранний период его творческой деятельности, в период проб и...
В первую очередь именно этим сборник и интересен. Все три рассказа о Бране Мак Морне не похожи один на другой. Если не обращать внимания на повторяющиеся персонажи и некий общий антураж, сходные декорации и атмосферу, то получится, что истории о короле пиктов и вовсе не имеют между собой ничего общего! Примыкают к этому циклу ещё несколько произведений о так любимом Говардом древнем племени пиктов, и они все своеобразны и неповторимы. Да, конечно, приключенческая составляющая сильна в каждом тексте, да и элементы хоррора никто не отменял... Но всё остальное, вплоть до времени действия: в различных рассказах события развиваются от седой древности до современных автору дней.
Вторая часть книги — рассказы о короле Валузии Кулле — также разношёрстна и пестра. Здесь можно встретить героику с мистической составляющей и героику без сверхъестественного, философские притчи и стихотворения в прозе. Цикл о Кулле тоже не является каким-то цельным собранием историй — собственно, кроме самого атланта и его окружения, иных повторяющихся элементов в этих произведениях крайне мало.
Возможно, поэтому два героя так похожи, и сам Говард, по всей видимости, чувствуя их общность, столкнул пикта и атланта лицом к лицу в одном из лучших своих произведений — «Короли ночи». Эти эксперименты писателя, по большей части ранние, в чём-то наивные и слегка неуклюжие (оттого многие рассказы и не печатались при жизни техасца), представляют нам Говарда во всей красе. В отличие от Конана, произведения о Бране и Кулле писались не на потеху публике, а — в первую очередь — для собственного удовольствия. А такой вот Говард-для-себя, или даже Говард-в-себе, интереснее и занимательнее Говарда-для-публики.
К тому же, далеко не все произведения здесь по-юношески угловаты и неловки. Например, такие шедевры как «Королевство теней», «Черви земли» и «Короли ночи» по праву вошли в золотой фонд прозы техасского писателя.
Художественные тексты сопровождают замечательные иллюстрации в исполнении художников Гэрри Джианни и Джастина Свита и богатый сопроводительный литературоведческий материал, авторами которого стали видные говардоведы Расти Бёрк и Патрис Луине.
P. S. Цикл о Бране Мак Морне появляется как в ранее издававшихся, так и в новых переводах Марии Семёновой. Переводы Сергея Троицкого рассказов о Кулле заново отредактированы специально для данного издания.
«У терминов «маньяк» и «серийный убийца» разные значения. Не всякий маньяк совершает серии убийств, и не всякий серийный убийца страдает какой-либо манией».
Это — первый факт из тринадцати, которыми открывается новая «самая страшная книга». Собственно, прочитав один только этот факт, вы уже сможете составить почти что исчерпывающее представление об антологии. И маньяки, и серийные убийцы, и несерийные — все будут в гости к нам!
Между тем, «13 маньяков» — это не только (и не столько?) герои...
Это — первый факт из тринадцати, которыми открывается новая «самая страшная книга». Собственно, прочитав один только этот факт, вы уже сможете составить почти что исчерпывающее представление об антологии. И маньяки, и серийные убийцы, и несерийные — все будут в гости к нам!
Между тем, «13 маньяков» — это не только (и не столько?) герои рассказов и повестей. Каждое произведение предваряется лаконичным: «Маньяк №...», после чего идёт сначала имя автора, а затем — название его сочинения. Так что тут ещё призадумаешься, в честь кого названа антология.
Книгу открывает «Метод сборки» Максима Кабира. История ироничная, довольно лёгкая... поначалу. Простой, но добротный рассказ, заставляющий вспомнить как мастеров иронического хоррора, так и кое-какие мотивы «Книг крови» Клайва Баркера.
«Прямо в темноту» следует герой Андрея Сенникова — человек, жизнь которого менялась кардинальным образом, и не единожды. Сначала он служил в армии, затем обратился к религии и стал священником. И тогда ему выпало самое жестокое испытание. «Прямо в темноту» — история страшная и щемяще-пронзительная. Это рассказ того, кто прошёл этот путь — из света во тьму — и теперь будто вглядывается вверх, пытаясь отыскать то, что потерял.
Следующее произведение стало настоящим украшением книги. Впечатления от повести Александра Щёголева «Читатило» — противоречивые. Нет, безусловно, виден авторский уровень, чувствуется работа профессионала — но, так сказать, моральная сторона проблемы... Читая это произведение, вы вряд ли почувствуете настоящий страх и ползающие по коже мурашки: не так оно построено, не на этом оно играет. Ужас, растекающийся по территории одного города, настолько кошмарен, что характеризовать его понятиями человеческой морали и нравственности — лучше и не пытаться. Повесть Александра Щёголева стала несомненной удачей сборника.
На страницах «13 маньяков» нашлось место и нуару. «Трюк с фонарём» Александра Подольского представляет собой детективное расследование: кто-то убил цирковую артистку, которая участвовала в фокусе. Душегуб из рассказа может дать фору остальным убийцам сборника в том, что касается изобретательности. И вообще, мрачная негостеприимная атмосфера доков и городских окраин, где того и гляди натолкнёшься на опасных парней, вышла на славу.
...И вот звучат уже «Чайкины песни» Игоря Кременцова. История одного сумасшествия — как оно есть. Данный рассказ — это ещё одно подтверждение мысли, что любопытство до добра не доводит.
«Кляксы» Александра Матюхина обращаются к проблеме отцов и детей. Да, вопрос о преемственности поколений стоит даже среди маньяков. Главные герои, папа с сыном, путешествующие по просторам родины, делают мир немного лучше и светлее. Повесть Александра Матюхина достаточно странна, но вместе с тем и увлекательна. Маньяки здесь свято веруют в своё правое дело. Им некогда особенно думать — надо действовать. Ибо червоточины в людских телах и кляксы на небе грозятся поглотить всё свободное, чистое и ясное пространство.
Рассказ Владислава Женевского попал в антологию, кажется, случайно. Нельзя утверждать, что маньяка здесь нет вовсе — но его не видно. Видишь маньяка? — и я не вижу... Но, в сущности, о какой вообще видимости может идти речь, если весь рассказ — это эмоция, это чувство, это размытый мир в каплях дождя на троллейбусном стекле? В произведении есть сюжет, довольно простой и понятный, но он — не более чем фабула, служит лишь мостиком к тому, что каждый из нас может увидеть «В глазах смотрящего»...
«Учитель года» Виктории Колыхаловой знает толк в извращениях. Рассказ получился очень живой и яркий. Написано так, что вообразить себе происходящее не составит труда. Но будьте осторожны: сцены, которые будут возникать у вас в мозгу, по большей части отвратительны и тошнотворны!
Следующий рассказ обращается к скандинавской мифологии. «Нагльфар плывёт» Марии Артемьевой поименован в честь корабля, построенного из ногтей мертвецов. Это даёт ключ к пониманию того, что случилось, но в полной мере разгадать рассказ всё равно не удастся. Впрочем, этого и не требуется, чтобы понять последствия плавания Нагльфара.
Дмитрий Тихонов в «Свиноголовом» предлагает ещё одну странную, морочную историю. Повествование ведётся от первого лица, и рассказчик сам признаётся, даже с гордостью, что он любит убивать людей. Его ждёт встреча со Свиноголовым, но это не пугает героя. Рассказ Дмитрия Тихонова удачно завершает ряд странных мистических маньяков в книге.
В отличие от предыдущего рассказа, в произведении Алексея Шолохова «В строгих традициях» тумана и вовсе нет. Эта история простая и незатейливая, в традициях Алексея Шолохова. Приятный финальный сюрприз вносит в сюжет некоторую изюминку.
Повесть Владимира Кузнецова «Шесть ликов Дхармапалы» стоит среди произведений антологии особняком. Во-первых, это непривычное время и место действия: события разворачиваются в начале XX века в Монголии. Во-вторых, неожиданно меняется атмосфера: после предшествующих триллеров и хорроров — старый добрый почти классический детектив. Повесть стилизована под произведения рубежа XIX–XX веков, и в общем и целом стоит признать, что стилизация удалась.
И завершает антологию произведение её составителя — «Благословенная тишина» М. С. Парфёнова. Финал действительно получился ударным. Этот рассказ мог бы украсить одну из антологий Альфреда Хичкока. Текст для этого сделан вполне подходящим образом: он краток, динамичен и шокирует. И в «13 маньяках» он располагается в нужном месте — дальше уже тишина.
Итак, что же мы имеем? Толковую подборку, достаточно широко освещающую заявленную тему. Здесь есть и странная мистика, и динамичные триллеры, и даже исторический детектив... Здесь есть и чёрный юмор, и ирония, и непробиваемая серьёзность... Но главное, чем могут гордиться «13 маньяков», — ужас и кошмар, которые дозированно введены в книгу и «играют» там, где это требуется.
Не знаете, что почитать?