Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
С ключом на шее | +16 |
Стазис | +15 |
Дом Ночи | +9 |
Опасная игра с демоном | +6 |
Отсутствие Анны | +4 |
«Доказательство человека» — фантастическая книга для обычного читателя.
Чем меньше вы сталкивались с фантастикой, смотрели или слышали про искусственный интеллект, будущее, роботов, оцифровку сознания, тем интересней вам будет.
Я бы сказал, что это даже не фантастика, человек интересует Гончукова больше, чем сложные технологии и странные миры победившего ИИ.
Сквозь мембраны навороченного мира будущего проступают вечные истории про память, подвиг, спасение своей души, творчество, предательство...
Чем меньше вы сталкивались с фантастикой, смотрели или слышали про искусственный интеллект, будущее, роботов, оцифровку сознания, тем интересней вам будет.
Я бы сказал, что это даже не фантастика, человек интересует Гончукова больше, чем сложные технологии и странные миры победившего ИИ.
Сквозь мембраны навороченного мира будущего проступают вечные истории про память, подвиг, спасение своей души, творчество, предательство и тд.
Берет верх жажда Гончукова творить сюжеты-гвозди, попадать в нерв, цеплять, тревожить.
«Доказательство человека» — максимально простой и широкий жанр, картины будущего для читателя, незнакомого с Гибсоном и Стивенсоном.
У Гончукова другой прицел и цели как автора, он — анатом и хроникер.
Искушенного в НФ и видах фантдопа читателя предупреждаю сразу: вас ждет еще один роман про будущее, и здесь придирок не избежать.
Любители фантастики нередко клюют авторов за «заклепки» и оригинальность, но это потому, что ценителям фантастики подавай микс из нового и необычного, а Гончуков делает ставку на драму и пронзительность, то, как повсеместная киборгизация, цифровторжение изменит биологический мир, свергнет с трона Homo Sapiens.
Или только подвинет? Попросит уступить краешек сидушки?
Видно, что автору очень важна дискуссия, вынесенная в название романа. Чем докажешь, что ты человек? Как ответишь перед вечностью?
Ценители реализма, напротив, найдут в романе мелкие нюансы и аспекты, с которыми не сталкивались, если не погружались в мир вымысла и фантастики.
Для внимательного читателя в этом романе мир может быть незнаком, а переживания героев напротив — понятны: вот страх перед цифровым бессмертием, а вот последствия контроля искусственным интеллектом сознания, вот восторг от грандиозных перспектив, типа слияния всего человечества в один разум, а вот драма бесконечного долгого полета в космосе.
Арсений Гончуков будто специально работает максимально классическими киберпанк и НФ сюжетами, разворачивая картины далекого будущего, не так уж отличного от наших дней.
«Доказательство человека» — роман в рассказах, есть сильные, есть более проходные. Есть красивые картинки. Есть беглый пересказ длинной истории — типа рассказа, где без героев описывается хроника нарастания конфликта с Цифрой (ИИ-государство с общим распределенным цифровым разумом). Хватает в «Доказательстве человека» шероховатостей, например, меня не порадовало, что самые сильные рассказы идут в центре романа: история про зарождение цифрового дитя, космическая Одиссея клонов Федорова, история про попытку спасения ребенка на поле боя, к финальной трети драма идет на спад.
Все авторы хотят быть замеченными.
Арсений Гончуков свое слово сказал, а уж с большой оно буквы или стоит где-то в центре предложения — решать читателю.
Я прочел роман быстро и не без любопытства.
Весёлая, легкая, заводная, ироничная книга. Если хотите расслабиться, посмеяться и попереживать за личную жизнь героев (а там есть чему удивиться), ваш выбор вечернего чтения — однозначно эта книга
Я хочу рассказать о настоящей женской прозе.
Мне кажется, ее назначение и сила — рассказывать глазами женщин всех возрастов о чем-то таком, что мужчины понять могут, а пережить, собой, поступками и кожей, пройти лабиринта и тоннелями чисто женский инициаций — только через пересказ.
«Отсутствие Анны» — это короткий роман, состоящий из двух частей:
В первой однажды днем Анна не возвращается домой из школы, и ее мама Марина начинает по длинной спирали спускаться в персональный ад, переживая:...
Мне кажется, ее назначение и сила — рассказывать глазами женщин всех возрастов о чем-то таком, что мужчины понять могут, а пережить, собой, поступками и кожей, пройти лабиринта и тоннелями чисто женский инициаций — только через пересказ.
«Отсутствие Анны» — это короткий роман, состоящий из двух частей:
В первой однажды днем Анна не возвращается домой из школы, и ее мама Марина начинает по длинной спирали спускаться в персональный ад, переживая: отчаяние от пропажи дочери, злость на мир, изучение себя, поиски ответов в своей памяти, пока не находит дневник дочери. И тогда Марина понимает, что…
Во второй части Марина, совершив ритуальный переход (практически войдя в Нарнию через шкаф), оказывается в магическом мире, который вполне достоин отдельной книги. Ее спутником становится некто Э.А.П (ведь если ворон каркнул, то что-то гле-то никогда не закончится), и путь Марины лежит через очередные тоннели Кармы, откуда вылезают новые полу претензии: мне хочется упиваться сказочным миром дальше, изучать его, радоваться и пугаться, но автор велел героине двигаться точно к цели, север намагничивает Марину и тянет к себе, волшебные предметы тратятся за кадром, хлоп!
На мой взгляд, идея в развязке победила художественность, но не убила достоинств текста. А их в количестве: книга легко читается (твержу это, как мантру, легкость — великое достоинство для меня), я мгновенно испытываю море сочувствия к Марине, мечущейся по серому городу и собственной памяти в поисках пропавшей дочери и, настолько же просто и искренне, желаю искать ее еще дольше среди волшебных существ и странных правил иного мира.
Мне нравятся книги, где я сопереживаю герою на темы иного гендера, это расширяет мою чувственную и событийную палитру.
Это очень древняя история — подкидыш, дитя Рока, девочка с совершенно особенной Судьбой вырастет в удивительном месте.
Здесь Дом и его хозяйка — Матушка Ночи. Ее шесть рук не знают пощады и усталости.
С одной стороны Дома — Большой Лес. Его обитатели — страшные и волшебные.
С другой стороны Дома — скала. За ней иные миры.
Невдалеке, но и дня не хватит, чтобы дойти — озеро с черной водой, там ждет рыба с женским лицом.
Дима Колодан написал универсальную современную сказку.
Насколько сложно...
Здесь Дом и его хозяйка — Матушка Ночи. Ее шесть рук не знают пощады и усталости.
С одной стороны Дома — Большой Лес. Его обитатели — страшные и волшебные.
С другой стороны Дома — скала. За ней иные миры.
Невдалеке, но и дня не хватит, чтобы дойти — озеро с черной водой, там ждет рыба с женским лицом.
Дима Колодан написал универсальную современную сказку.
Насколько сложно отрешиться от сравнений!
Я соткан из того, что читал и смотрел, чужие тексты и образы проросли сквозь меня, как терновник сквозь всеми забытый скелет. Я повожу слепым черепом. Из моей шкуры торчат острые шляпки светящихся грибов. Я неутомим. Я — охотник на аллюзии и отсылки.
Не терпится написать что-то в стиле: «В «Доме ночи» Рони — дочь разбойника встречает свое отражение — Коралину, они подсматриваю за Великими из «Принцессы Мононоке» и прячутся от кое-кого из «Истории с кладбищем».
Или: «Эталонное готическое фэнтези от молодого мастера странных миров».
Все так, да не так.
«Дом Ночи» вскрывает наш культурный код, деконструирует не чужие истории, а самого читателя. За чем пришел сюда? Кто ты в этой истории? Какие слои тебе по душе, а какие пробегаешь глазами, быстрей-быстрей? Почему эта сказка с первых страниц кажется тебе настолько родной? Чему ты готов удивиться?
Я удивился легкости, с которой Дима сочетает свои любимые предметы, существ, мотивы. Он берет первозданную глину культуры, с которой до него вдоволь наигрались Гейман, Линдгрен, Миядзаки, Блейлок, Беннет, Киплинг, даже любимый Колоданов Даррелл и сотни других, но Дима лепит из нее свою реальность, узнаваемую, но отдельную.
Так работает талантливый ученик, превосходя учителя.
Так появляется музыка, которую узнаешь с трех нот, но удивляешься ее самостоятельности и легкости.
Главное слово этого романа Димы Колодана — прозрачность.
Читаешь, как пьешь прохладную воду.
Смотришь сквозь волшебные очки, и они убирают туман, рассекают дымку.
Обоняешь страницы (а книга очень приятно издана) и чуешь запах осени. Ты узнаешь ее вмиг, так пахнет только она.
Девочка Ива растет в волшебном доме вместе с призраками, чудовищами и героями, пришедшими сюда умирать. Мир недобр к ней. Мир хочет ее костей (коооосточки) и крови. Мир жаждет описать ее, встроить в свою систему координат. Миру плевать. Но ей — небольшой, но бойкой девчонке, никогда не плевать. Она ищет и лезет, прет на рожон и дерется, проигрывает и плачет, спасает и понимает.
За все придется платить.
Кое-что оплатит мать, родная или волшебная.
Кое-что (берегись клятв, они — ржавое железо) ты отдашь чужое.
Кое за что придется платить самой.
Закон сказки нерушим:
Зло существует, и оно сильно. Его невозможно победить насовсем.
Добро — это поступки и природа человека. Герой — тот, кто встает наперекор.
Современная сказка лишает добро и зло границ.
Они перевиты, проникли друг в друга, как мои сравнения, так плющ скрадывает мозаику древних стен, так мы наполняем прочитанное собой, наделяем буквы духом своего знания, книжного и жизненного опыта.
Ты написал отличную книгу.
Теперь придется дописать вторую.
Иначе Ива останется там, в Доме, а Кати никогда не узнает, что прячет тот черный камушек, а вкрадчивый джентльмен не встретит достойного противника, а Охотник не встретится с Первозверем лицом к лицу, а…
Я могу продолжать так долго.
Скорей бегите за «Домом ночи», чтобы мы могли уже поговорить на одном языке.
Я провалился в книгу, как в лучшие времена, ухнул в мир Великого Шторма с восторгом и радостью. Я попытаюсь выделить, какие именно свойства текста сделали его для меня настолько привлекательными:
Это роман-поиск, самая суть восхитительных приключений, когда герои постоянно балансируют по краю, идут ва-банк, все время интересно, что дальше, почему так, какие еще тайны вылезут из пучин прошлого героев или потайных карманов мира?
Здесь ясные, знакомые и, в то же время, самостоятельные герои,...
Это роман-поиск, самая суть восхитительных приключений, когда герои постоянно балансируют по краю, идут ва-банк, все время интересно, что дальше, почему так, какие еще тайны вылезут из пучин прошлого героев или потайных карманов мира?
Здесь ясные, знакомые и, в то же время, самостоятельные герои, раздвигающие рамки своих типажей: герой и красавец капитан, таящий в себе невероятную мощь и столь же огромную боль рода, милая дева-целительница, которая спрятала часть своих и чужих воспоминаний в [сундук], который явно преподнесет еще сюрпризов, верный и ироничный крылан — человек-птица, обрученный со смертью — набор персонажей, которые замечательно смотрелись бы во взрослом аниме с небанальным сюжетом (роману очень нужен свой аниме-сериал, очень!). И у всех героев есть своя, выстраданная, порой скрытая, но обоснованная, мотивация.
Мир — у романа роскошный сеттинг (говоря родным мне языком игр): прочитав первую книгу, я убежден, что «Дети Великого Шторма» — НФ, а вовсе не фэнтези, вселенная (а это явно больше, чем одна планета) логично и глубоко продумана. Но особенно крута морская фауна: личинки, из которых вырастают живые и полуразумные лодки, из них могут вырасти и более крупные суда.
Особенно хороши фрегаты, несмотря на то, что Наташа не первая, кто пишет про живые корабли, у нее они абсолютно самостоятельные. Фрегаты-ментаты, связанные с навигатором самыми крепкими узами, фрегаты-ежи, ощетинивающиеся иглами и абордажными крючьями, фрегаты, выращивающие себе мачты и новые борта, фрегаты с характером и историей, фрегаты-загадки.
Роман начинается с покоев принцессы, которая вынужденно правит из тени своего умирающего отца-императора, и постепенно, штрихами и намеками, здесь строка — там картинка, мы понимаем, что мир стоит на пороге коренного перелома: в морях появились черные корабли, никто не верит, но они способны на такое, чего живой фрегат никогда не позволил бы делать с собой, капитан Звездочет находит древнюю карту и задумывает откровенно зловещее, главный герой Кристобаль Крейн добровольно становится частью его плана, а с ним и весь экипаж «Невесты ветра».
Главное, за что я благодарен автору — возвращение в детство, тот истинный интерес к книгам, который вообще сделал меня мной. Это в высшей степени игровая книга, как бы я мечтал в такое сыграть живьем! Очень качественное и приятное чтение для моей ролевой и парусной души.
Книг вокруг великое множество, разобраться, какая мне точно придется по вкусу, попадет в нерв, запомнится, заставит переживать и восхищаться – сложная задача. Особенно, когда в тысячный раз я слышу: “Это отменная книга. Лучший русский хоррор! Стивен Кинг (а его поминают в каждом втором отзывена ужастики) вертится в кровати от зависти” – я с опаской открываю такую книгу, потому что боюсь обмануть ожидания.
Есть книги, которые тащат тебя за шиворот, и ты рад подчиниться этому дикому полету...
Есть книги, которые тащат тебя за шиворот, и ты рад подчиниться этому дикому полету вперед.
А есть книги, которые смакуешь и не желаешь, чтобы они кончались.
«С ключом на шее» из второй категории, но я пронесся по сюжету так, словно эта книга-ураган.
Сразу уясните три вещи:
Здесь очень осязаемый позднесоветский быт. Крохотный городок О на севере Сахалина (посмотрите карту, там один такой, нефтяной, затертый озерами, сопками и стлаником). Дефицит. Глубинка. От этого все происходящее только выигрывает. Настоящий ужас гнездится там, где ничего не меняется.
Здесь очень родные герои. Все. Даже родители. Даже дядя Юра. Среди героев есть ровно одно чернильное пятно — портал в ад. Голодный Мальчик.
Здесь много необъяснимого, но все соткано из такой живой и прочной материи, что тайны ощущаются кожей. Вы тоже сможете. Ныряйте.
«С ключом на шее» уникален тем, что это роман взрослого автора, который пишет о городе своего детства, но вживляет в него совершенно жуткую историю: пропавшие дети, а после добавляет: но пропали они вовсе не так и не из-за того, как вам кажется. Один камешек стронул лавину, тогда, много лет назад. И даже, если ты убежал
Я хочу рассказать, кому читать эту конкретную книгу (чем больше пунктов в вас попало, тем быстрее надо бежать за этой книгой):
Фанатам страшных историй со смыслом и деталями
Тем, кого цепляет психологизм
Выросшим странным детям и вообще искателям странного
Любителям отточенного и образного стиля
Формула Стругацких: чудо тайна достоверность – отлично работает в «С ключом на шее".
Чудо – страшный Мальчик, потусторонний сосед, пришелец, страж и напротив отец Фильки, человек-Ворона
Тайна – перевитые змеями сомнений, недоговорок, пассивной агрессии и прямого насилия семьи главных героев, двойники сквозь время, спутанные отцы и дети, которые заставляют действие двигаться
Достоверность – густая фактурная реальность города над нефтяной бездной, вечно осенняя природа, низкорослые стланики.
Я нырнул в эту книгу всем собой, почувствовал босыми ногами холод песка на том самом пляже, блуждал в том самом тумане, стрелял в него, слышал жажду в голосе Мальчика. Я встретился с чудовищами и выжил.
Теперь – ваша очередь.
Семи монахам является во сне Будда.
На семи священных горах открываются Купола.
В каждом лежит кармограф.
Прошло около пятисот лет.
На дворе 24 век, альтернативная Россия, намертво спаянная с буддизмом.
Главный герой не помнит своих прошлых воплощений и чует приближающуюся смерть, поэтому работает реинкарнатором — пытается успеть снять слепок Кармы с человека, который вот-вот умрет.
Реинкарнатор — профессия из сферы социальной защиты, аналог «Скорой», весь букет фактуры из «Аритмии»...
На семи священных горах открываются Купола.
В каждом лежит кармограф.
Прошло около пятисот лет.
На дворе 24 век, альтернативная Россия, намертво спаянная с буддизмом.
Главный герой не помнит своих прошлых воплощений и чует приближающуюся смерть, поэтому работает Реинкарнатором — пытается успеть снять слепок Кармы с человека, который вот-вот умрет.
Реинкарнатор — профессия из сферы социальной защиты, аналог «Скорой», весь букет фактуры из «Аритмии» присутствует по-полной, только он умножен на местную специфику: шоферы с красными от недосыпа глазами, скверное оснащение техникой и средствами, свинцовый равнодушный быт, дермантин, запах подворотен, тусклые лампочки, грязный МКАД — и прокачанные кунг-фу реинкарнаторы, которые должны и родственников утихомирить, и слепок Кармы в ничтожно коротки срок снять.
Вся книга — это постоянное бытовое столкновения со смертью. Сначала истории, типа молодой парень неизбежно умрет через 20-25 минут, пугают. Потом привыкаешь. И терпишь, как умеет держать удар реинкарнатор. Он чует, и никогда ничего не может изменить. Только успеть записать Карму.
С одной стороны, «Реинканатор» — детектив с несколько плавным расследованием (мне отдельно импонирует, что события и действия логичны, все части головоломки сойдутся и получат свои ответы), с другой — производственный роман, который иногда взрывается понятными драматическими событиями (сцена со «Скорой» на МКАДе), а порой просто бьет поддых (история с Князем Смерти, меня она впечатлила особо).
В книге реально любопытный мир:
Много буддийско-бурятско-кармической фактуры, названий (станция метро «Лхасская»), уроборосы на полу и ритуальной одежде, кругом дацаны, чай с подробностями, готовка сложных ведических блюд, легенды и притчи, лотосы, Ивановский деревянный Будда (и вообще идея про разность городов и местной духовно-светской политики) — и, в то же время, Россия, хрущевки, бомжи, откровенно пост-советский малоразвитый быт, и Скорая, Скорая, Скорая.
Много крутых, метких деталей, типа плачущей девочки, в прошлом офицера, мужчины, запертого в теле ребенка. Здесь не могу не отметить, что парадокс перерождения и памяти о прошлых жизнях отработан недурно, но без резких поворотов (а они напрашиваются). В главах про стирателя воспоминаний Борецкого есть набор быстрых, штрихами, историй: был мужчина стал женщиной, убийца в теле ребёнка, кошмары из прошлых жизней, но тема явно стоит более ярких и драматичных сюжетов.
Отдельно хочу сказать по аспекты, которые могут раздражать читателя:
История в актуальном антураже, но не про современность.
Это совершенно отдельный, пусть и похожий на наш, мир, с другими заботами.
Кстати, это мягкая НФ, где законы Кармы и Будда носят характер объективных физических законов.
Кульминация вокруг музея и Кучина, за которым всю книгу ведется охота — ну такое.
Знаю многих, кто взбесится, мне скорее было интересно, хоть я и не люблю воттакиеповороты, слишком силен удар, слишком мощное существо его наносит.
Круто, что книга, которая начинается, как:
«Ты лишь свое место в прошлом. Выше не прыгнуть. Ниже не умереть».
Заканчивается как: «Впереди много работы, надевай нарукавники, бери лопату. Что дальше, Будда его знает».
Я в большом восторге от того, что у нас начали появляется такие книги.
С одной стороны, это крутое переосмысление сказок/былин/фольклора.
С другой — постмодернистское высказывание, чем-то похожее на «Ведьмака».
С третьей — отличный арт-бук, красивый и стильный.
Выдающийся роман в нечастом жанре «бояр-панк»: катастрофа неизвестной природы перевернула Россию (остальной мир - в тумане безвестности), кругом дичь и реставрация средневековья, мир людей зажат меж островков Стазиса, он превращает людей в кукол.
Что ты будешь делать, если дом твой в плену врага, неясного, зыбкого, смертельно опасного, поющего, принимающего облик кукол, боящегося колокольного звона и обветшалых, но стойких ещё христианских основ.
Куда ты пойдёшь, если кругом - новое...
Что ты будешь делать, если дом твой в плену врага, неясного, зыбкого, смертельно опасного, поющего, принимающего облик кукол, боящегося колокольного звона и обветшалых, но стойких ещё христианских основ.
Куда ты пойдёшь, если кругом - новое средневековье, боярская Русь с автоматами и гранатомётами, а между небольшими островками света человеческого, мутные слепые пятна вражеского Стазиса.
Кем ты станешь: шпионом, иноком, воеводой - гнилые сплошь, неверные, слепые слова, когда стать ты можешь или жертвой, или рабом, или учеником гада, или жалкой попыткой героя.
Как ты умрешь, со стволом в руках, от яда на пиру, затоптанный паникующей толпой, пробираясь в глубоком тылу кукол и эмиссаров Стазиса, нажимая на заржавленную ядерную кнопку, проклиная своих, спасая чужих, бия в колокол.
Не знаете, что почитать?