Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Возвращение "Пионера" | +27 |
Бывшая Ленина | +25 |
Осколки. Возьми меня за руку | +20 |
Суть вещи | +16 |
На два голоса | +12 |
#прокнижное
Сергею Волкову четырнадцать. Он живет у тети Эллы и ее дочери Вероники, которые относятся к нему без особой нежности. Родителей он не помнит, их не стало, когда Сергей был еще очень мал.
Впрочем, кроме тетушки и кузины у Сергея есть еще дед Герман — лесник, и именно к нему Сергей поедет на летние каникулы.
Поедет на каникулы к дедушке, а попадет в незнакомый мир, где люди страшнее волков, а волки — впрочем, не буду забегать вперед и раскрывать карты, которые автор сам...
Сергею Волкову четырнадцать. Он живет у тети Эллы и ее дочери Вероники, которые относятся к нему без особой нежности. Родителей он не помнит, их не стало, когда Сергей был еще очень мал.
Впрочем, кроме тетушки и кузины у Сергея есть еще дед Герман — лесник, и именно к нему Сергей поедет на летние каникулы.
Поедет на каникулы к дедушке, а попадет в незнакомый мир, где люди страшнее волков, а волки — впрочем, не буду забегать вперед и раскрывать карты, которые автор сам постепенно раскроет перед читателем. Причем, сделает это так изящно и профессионально, как бывает редко.
«Каникулы в Чернолесье» - это история одинокого подростка, у которого может появиться все: мир, замирающий от одного его взгляда; вечная любовь; сила, с которой едва ли кто-нибудь способен справиться. Но есть одно условие. Сергей Волков должен перестать быть собой. По крайней мере, собой таким, каким был до приезда в Чернолесье. А заодно предать самых близких людей и нарушить парочку самых важных человеческих принципов. Перед ним классический выбор: или — или.
В книге есть приключения, битвы, страх, кровь и боль. Но есть там и истинная дружба, когда ради друга можно, не раздумывая (а иногда, сомневаясь и проклиная себя за испуг, но все же справившись и с ним, и с сомнениями) пожертвовать собой. Есть и первая любовь, которая всегда немножко безумие, но все равно счастье. Есть сила и есть слабость героев, душевная и телесная. Есть отчаяние и есть воля, которая сильнее законов физики. По крайней мере, в тот единственный момент, когда это действительно необходимо. Есть прошлое, которое можно отыграть назад, а есть такое, которое не исправишь. И есть будущее. Вероятное, конечно. Потому что о том, что случится на самом деле, заранее не знает никто.
Книга очень гармонично сбалансирована. Логика повествования, эмоции персонажей, выверенный сюжет, в котором ничего лишнего — все это дорогого стоит. И для меня есть еще один важный момент — мне хотелось ее читать не слишком быстро. Ну, чтобы не так скоро все закончилось.
Хочу написать про замечательный роман-фэнтези Ольги Лисенковой "Ключ", который вышел в "АСТ. No-Sugar" в 2023 году.
Начну с цитаты:
«Она неуклюже зашагала по берегу. Каблуки увязали в песке. Движения, которые были легкими и грациозными под водой, наверху давались ей с трудом, как будто к рукам и ногам привязали по гире. А еще кругом был воздух». (С)
Роман Ольги Лисенковой «Ключ» - первая часть истории о прекрасной русалке Ассо, ее жизни среди людей и далеко не только...
Начну с цитаты:
«Она неуклюже зашагала по берегу. Каблуки увязали в песке. Движения, которые были легкими и грациозными под водой, наверху давались ей с трудом, как будто к рукам и ногам привязали по гире. А еще кругом был воздух». (С)
Роман Ольги Лисенковой «Ключ» - первая часть истории о прекрасной русалке Ассо, ее жизни среди людей и далеко не только людей, ее любви, ее выборе, ее страданиях и радостях. Жизнь то и дело преподносит ей сюрпризы и далеко не каждый из них приятный. Но Ассо приходится справляться со всеми трудностями, потому что она сильная и она должна справиться. И у нее есть кое-что, что непременно будет ей помогать. Во-первых — это характер, а во-вторых — впрочем, не буду забегать вперед и открывать детали сюжета. Сюжет лучше читать, а не слушать в чьем-то пересказе.
Я же хочу сказать вот о чем. В этом романе меня поразило и бесконечно порадовало по-настоящему волшебное умение автора рассказывать любую сказку как быль, которая случилась буквально вчера, в соседнем дворе, а, может быть, и не в соседнем. А в нашем и не вчера, а сегодня. И даже еще не вся история закончилась, можно выглянуть в окно и успеть увидеть финал своими глазами. Вот пришла ты к хорошей подруге в гости, а она налила тебе чаю и рассказала про русалку Ассо, которая однажды — но вы лучше книгу почитайте, я так рассказывать не смогу.
В конце ноября 2023 года в Редакции Елены Шубиной (издательство АСТ) вышло переиздание романа Шамиля Идиатуллина «За старшего». Десять лет назад случилось его первое издание, но тираж был, по тем временам, маленьким, информационного сопровождения — практически никакого, кто успел купить — тому повезло, кто не успел — тот дождался теперь.
«За старшего» - это шпионский триллер, то есть, по определению, роман с очень непростой структурой. Про шпионов просто не бывает. Там у каждого героя должно...
«За старшего» - это шпионский триллер, то есть, по определению, роман с очень непростой структурой. Про шпионов просто не бывает. Там у каждого героя должно быть двойное, а то и тройное дно, иначе, какой же это шпион? Его же раскроют, с первых страниц раскроют, если не сотрудники книжной спецслужбы, то читатели. В романе «За старшего» сюжет сплетается в такую сложную сеть, что ближе к середине кажется, что распутать ее будет невозможно. Но это зря. Возможно. Элегантно, аккуратно и буквально дернув за один (единственно нужный) кончик той самой крученой нити, из которой сеть сплетена. Но это под силу лишь автору. А мы — читатели будем изумленно смотреть, возможно, лишь повторяя что-то вроде: «Ах, вот оно как». Впрочем, повторять каждый может свое, кому что привычнее. Да и не об этом речь.
Если говорить о шпионских триллерах, что мне вспоминается в первую очередь? Пожалуй, «День Шакала» Фредерика Форсайта, «Момент истины» («В августе сорок четвертого…») Владимира Богомолова и аккуратные подшивки безвестных для меня повестей, спрятанные на нашем дачном чердаке — привет из семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века. Если бы я была поклонником жанра (ах да, в нашем профессиональном литературном сообществе принята классификация текстов по форме, в которой жанр — это роман, повесть, рассказ, но да и ладно, я воспользуюсь другой классификацией, благо, она тоже существует), я бы назвала сейчас десяток-другой романов, не прибегая к помощи сетевых поисковиков. Но я — не поклонник. Я люблю книги не потому, что они про шпионов или что главные герои в них - эльфы. Я люблю книги, потому что они так написаны, что я попадаю в жизнь каждого персонажа и живу ею. Пусть иногда совсем недолго, но зато чувствуя весь окружающий мир, от вкусов до запахов, от цвета до хронической боли, ноющей и ноющей где-то там, глубоко внутри.
В романе «За старшего» читатель будет легко и ненавязчиво погружаться во внешний и внутренний мир каждого из персонажей. Смотреть его глазами. Чувствовать его кожей. Каждого. Кроме одного-единственного. Главного. Того, кому и придется быть за старшего. И спасать всех. Нужных и ненужных. Близких и дальних. Любимых и безразличных. Просто ему так на роду написано. Ну а если совсем честно, потому что он сам выбрал свой путь. Вот такой. Единственно для него возможный. Тем он и уникален. Потому и герой. Книжный и настоящий.
Если говорить чуть более отвлеченно, то эта книга о любви к родным, о верности предкам, о том, что в прошлом перемешаны наша сила и наша слабость, но слабости становится меньше, если мы не боимся и помним всё, потому что память — тоже сила и сила, которую вряд ли чем-нибудь можно заменить. Книга о том, что каждый из нас может стоять лишь до тех пор, пока под нами есть основание, а как только из него начнут вытаскивать кирпич за кирпичом, стоять будет не на чем. Да и незачем.
Впрочем, каждый из читателей найдет что-то свое самое главное — в названии, в сюжете, в тематике и проблематике. Да что там? Даже в жанре, даже в его определении. Каждый что-то найдет и никто ничего не потеряет. А это уже немало. Это, будем честными, дорогого стоит. Очень и всегда.
Книга Алёны Алексиной "Суть вещи" - это остросюжетный, психологически точный и выверенный, написанный удивительным слогом роман, который с первой страницы погружает читателя в тревожную атмосферу (и жизнь) главной героини и не отпускает до страницы последней.
Я люблю психологическую прозу, я люблю детективы и триллеры, я много читаю, но роман "Суть вещи" стал для меня настоящим открытием. Мне казалось, что в наше время так уже не пишут. Так глубоко, тонко, атмосферно,...
Я люблю психологическую прозу, я люблю детективы и триллеры, я много читаю, но роман "Суть вещи" стал для меня настоящим открытием. Мне казалось, что в наше время так уже не пишут. Так глубоко, тонко, атмосферно, заставляя прочувствовать читающего каждый шаг и каждую мысль героини как свою. Может быть, конечно, и не пишут. Но Алёна Алексина написала. Причём, темы романа, переплетающиеся между собой причудливой вязью, все важны и ни одна не может оставить читающего равнодушным.
Я писала отзывы обо всех книгах Шамиля Идиатуллина. И это не статистика, это жизнь. Моя читательская жизнь.
Поэтому (или вовсе не поэтому), пишу и о новой его книге. Тем более, что это триллер. Про маньяка. Разве я могла бы пройти мимо, сделав независимый вид «я такое не читаю», или просто промолчать? Какое мне тогда и читать?
Книга вышла в Редакции Елены Шубиной издательства АСТ, как и почти все книги Шамиля Идиатуллина в последнее время (книга «Последнее время» тоже, но я отвлеклась,...
Поэтому (или вовсе не поэтому), пишу и о новой его книге. Тем более, что это триллер. Про маньяка. Разве я могла бы пройти мимо, сделав независимый вид «я такое не читаю», или просто промолчать? Какое мне тогда и читать?
Книга вышла в Редакции Елены Шубиной издательства АСТ, как и почти все книги Шамиля Идиатуллина в последнее время (книга «Последнее время» тоже, но я отвлеклась, сегодня речь не о ней), и называется «До февраля».
Вышел роман недавно, но про него уже написано много. От профессиональных рецензий до читательских отзывов, искренних, временами наивных, иногда резких и очень разных. Собственно, я тоже пишу отзыв, а не рецензию. Почему? Потому что мне так хочется.
Ведь это «мне так хочется» - один из тех самых моментов, которые заставляют встать с дивана и что-то сделать. Я не встану. Но сделаю.
Пожалуй, больше всего я люблю в прозе Идиатуллина то, что там каждый читатель может найти что-то для себя. Что-то такое, с чем можно зарыться в любимую нору и читать, отмахиваясь от окружающего мира до тех пор, пока страницы не закончатся. Для меня (как вдруг оказалось) это был сюжет «До февраля» и проблема отношений главной героини с мужчинами. Впрочем, автор дает полное право думать, что проблема в конце книги разрешилась. А я могу только вздохнуть и не согласиться. Я — читатель, я все могу. Про себя, молча. Ну или с легким ворчанием, рассчитанным на узкий круг тех, кто будет его слушать. И да, сразу оговорюсь, это вовсе не минус книге. Это просто мой личный триггер, о котором можно было бы и не говорить. Мы же помним: «Промолчи, сойдешь за умную». Но я не смогла.
В общем, как кажется мне: умным, честным и отчаянно смелым в самый опасный момент молоденьким девочкам вряд ли принесут счастье отношения с джентльменом, рассуждающим: «Закрыли, отрезали, забыли. Едем дальше», но забегавшим к женщине, с которой расстался, с расчетом на «быстрый секс». Герою можно простить многое, но не сходство с глянцевой картинкой, у которой вместо души и сердца — да кто знает, что там. Глянец, наверное.
Зато сам роман написан так, что его приходится читать и читать, не отрываясь. А ночью, если никого нет в квартире, может стать страшно. Но это же триллер, с элементами хоррора. Или без них. Но все равно в некоторых эпизодах пугающий до дрожи.
Там много боли и слабостей человеческих, но много и силы, сначала незаметной, едва ощутимой, но с каждой страницей все более ясно прорастающей из самого неожиданного зерна. Кем посеянного? Чьей водой политого? Забытого в какой земле? Неважно. Или именно это-то и важнее всего.
Книга, по старой доброй традиции, не дает ответы на большинство жизненно важных вопросов. Зато она формулирует эти вопросы. А дальше уж, дорогие читатели, сами-сами.
Но это не про сюжет. Это про жизнь — героев, антигероев, города и всей книжной вселенной. А сюжет в романе выточен четко, виртуозно, с ложными ходами и выходами, с единственно возможным спасением. Но спасением не для всех.
«Комитет охраны мостов» - первый роман Дмитрия Захарова, который я прочитала. Прочитала за три дня, выкраивая любую свободную минуту, потому что останавливаться не хотелось. Не просто не хотелось — страшно было останавливаться.
Это триллер, в котором фантастика сплетается с реальностью так туго, что часто не понять, что именно ведет по жутким путям персонажей. Древняя легенда про Зимнего Прокурора и Черного Судью? Злая выдумка приезжего журналиста? Или истинные древние чудовища, вечно...
Это триллер, в котором фантастика сплетается с реальностью так туго, что часто не понять, что именно ведет по жутким путям персонажей. Древняя легенда про Зимнего Прокурора и Черного Судью? Злая выдумка приезжего журналиста? Или истинные древние чудовища, вечно терзаемые неутолимым голодом? По сюжету, они питаются — впрочем, не буду рассказывать, чтоб не открывать тайн сюжета. Тем более, что все в этой книге не так просто и прямо, как могло бы показаться с первой страницы. Казалось бы, перед нами жесткий, прямой, беспощадный, порой — жестокий реализм. Вот только, чем дальше читаешь, тем сильнее погружаешься в атмосферу не только реальности, но и страшной, глубокой, промораживающей до костей сибирской сказки, то ли старинной, то ли самой что ни на есть современной.
И не зря на обложке строка из стихотворения Николая Гумилева «Волшебная скрипка»: «Посмотри в глаза чудовищ». Прочитать и не посмотреть — вряд ли получится. Если только успеешь зажмуриться вовремя. Но мы же читаем книги не для того, чтобы закрывать глаза?
А для меня, пожалуй, в этом романе самое главное — это знаете, что? Вернее, кто? Люди. Обычные. Земные. Не герои по натуре своей. Те, которые хотели просто жить. Нормально жить в своем доме со своей семьей. Слабые и сильные, умные и глупые, уверенные в себе и окончательно потерявшие путь. И то, что автор оставляет почти каждому из них крохотную, но надежду.
«Времена не выбирают», помните? И мир, в котором живешь, не выбирают тоже. Особенно, пока ты — подросток и где родители поселились, там тебе и быть. Это когда вырастешь, можно что-то перерешить. Не со столетием, конечно, но с местом — точно. Например, уехать в другой город или в другую страну. И тогда мир, окружающий тебя, станет совсем иным. Тем, который ты выбрал. Можно, конечно, ошибиться, выбирая. Но от ошибок не застрахован никто и никогда. Особенно, пока ты — подросток, и у тебя...
А при чем тут подросток, можно спросить сейчас. Мы же только что говорили о том, что у подростков нет никакой возможности выбрать мир, в котором жить. Нет. Но не совсем. То есть, реальный мир для них, конечно, выбирают старшие, но ведь есть еще и виртуальные миры. И их совсем не так мало. Мир большого интернета, мир соцсетей, мир компьютерных игр. Собственно, там, в виртуальности давно разрослись огромные и не похожие друг на друга вселенные, со своими законами развития, со своими правилами, правителями, армиями и мирными обитателями, животными и растениями, космическими кораблями и — можно перечислять до бесконечности. Можно, но зачем?
В общем, если нельзя выбрать реальный мир, можно выбрать виртуальный и проводить там час, два, три — кому сколько захочется, у кого сколько получится. Решать только ему.
Макс из повести Шамиля Идиатуллина «Это просто игра» тоже думал, что решать только ему. А оказалось иначе. Оказалось, что кто-то решил за него, и он стал пленником. Пленником что виртуальным, что реальным. На грани существования, на грани своего «я».
Промучившись в непонятной, чужой и страшной игре, Макс узнал, что выход все-таки есть. Вот только, чтобы воспользоваться им, нужно заплатить дорого. Очень дорого, хоть и не деньгами. Может быть, сначала цена освобождения казалась ему и не такой высокой, но с каждым днем, с каждым часом он все яснее понимал, сколько на самом деле будет стоить его свобода. И вопрос появился уже новый: как он сможет после этого жить. Да, в своей реальности. Да, в своей семье. Но зная, что совершил однажды. Потому что той самой ценой за свободу оказалось то, что отдав однажды, никогда не вернешь назад и вечно будешь чувствовать на себе вину. Вину, которую вряд ли сможешь искупить хоть когда-нибудь.
А пока Макс будет решать, жить ли ему и как жить, вокруг будут твориться чужие беды и радости. И то торжествовать жизнь, то подкрадываться смерть.
И Макс, конечно, сделает свой выбор, как же иначе?
Когда я читаю фантастику, про недавнее прошлое, которое видела собственными глазами, первыми возникают два вопроса. Что я там увижу? Похожее на мои воспоминания? Не похожее? Близкое? Далекое? Чужое? Подтверждающее смутные образы в сознании? Опровергающее их полностью?
Бывает по-разному.
Но это, пусть и не слишком лаконично сформулированный, но вопрос один — первый. И второй вопрос: кого я там увижу. Героев — это конечно, но речь не только о них. Речь еще о том, отголоски чьих книг,...
Бывает по-разному.
Но это, пусть и не слишком лаконично сформулированный, но вопрос один — первый. И второй вопрос: кого я там увижу. Героев — это конечно, но речь не только о них. Речь еще о том, отголоски чьих книг, прочитанных в детстве. Ведь на пустом месте не найдешь ничего.
И, в общем, вольно или невольно, я ждала увидеть какие-то черты-следы-тени Владислава Крапивина, Кира Булычева, Юрия Томина. И, вероятно, кого-то еще, кого возможно не узнаю. Но Шамиля Идиатуллина — наверняка. Разве можно не найти в тексте автора?
С первых страниц мне показалась — да. Я узнаю автора, узнаю целиком и полностью, в стиле, в описаниях, в героях. Но чем дальше читался текст, тем больше было сомнений. А так ли это? А узнаю ли? И еще потом — а правда ли, что будет вот так, как мне показалось? Сперва сомнения появились из-за едва уловимых намеков — то ли были, то ли нет. Потом — по все ярче проявляющимся совершенно новым и неожиданным поворотам. Не только поворотам сюжета. Поворотам всего принципа существования текста.
Текст кажется очень простым и в то же время он похож на шифровку. И вот там, во втором слое, если расшифровать, все окажется сложнее. А если расшифровать второй слой, то еще сложнее. А если третий слой — да-да. Третий тоже. Вот тогда за этой кажущейся простотой и легкостью оживут совсем не простые и не легкие мысли, и сомнения, и страхи, пробирающие до самой глубины, и решения, к которым читатель приходит сам, почти не чувствуя, что его к ним привели. Незаметно, но так, что с дорожки не свернешь.
А читать можно и читать будет интересно хоть школьникам, хоть взрослым любого возраста и склада характера. Каждому подойдет.
Наверное, я слегка преувеличиваю, когда говорю, что не узнала автора. А может, и нет. Мы часто преувеличиваем свои возможности или степень знания чего-то или кого-то. Нам кажется, что оно так, а оно совсем по-другому. И, может быть, даже все знают, что по-другому. Все, кроме нас.
В тексте есть все самое главное — то, без чего человек никогда не станет человеком. Или не останется. Или — нет, про это не буду. Но ненависть к нелюдям там тоже есть. И нелюди — это вовсе не инопланетяне. Это очень даже «планетяне», как сформулировала понятие одна маленькая девочка. Когда она немножко вырастет, я обязательно дам ей прочитать этот роман.
Но все же, узнавай привычное — не узнавай, находи знакомое и любимое — не находи, это на самом деле совсем другая история, чем прежние истории этого автора. В ней гораздо больше веры в то, как должно быть, чем доверия к тем, кто мог сделать это должное. В реальности мог.
А еще в ней живут обычные мальчишки и девчонки, которые совершают невозможное, но не становятся от этого другими. Почти нет. Только опыта прибавляется. Но ни озлобленности, ни обиды. Ничего такого. И есть что-то едва уловимое, касающееся сознания как касаются сны. Не кошмары, а забытые к утру, но оставившие после себя понимание, что у тебя что-то очень важное и дорогое было почти в руках, почти совсем твоим, но ты его не сумел удержать. Не потому что плохой или неуклюжий, а потому что кто сможет удержать в реальности отголосок сна или не случившуюся первую любовь? Наверное, никто. Но есть и хорошее – они навсегда остаются с нами в душе, в сердце, в самых лучших и трудных поступках, когда мы выбираем то, от чего зависит будущая жизнь. Иногда наша. Иногда, как у героев этой истории, людей многих и многих.
Но чтобы это понять и почувствовать, книгу нужно читать. И хорошо бы — всем.
В нашей жизни не так уж много радостей, а хорошая книга — это радость. Всегда. Даже если. И даже когда.
Этот сборник я хотела прочитать уже давно, но получилось только сейчас.
«Светлая память»
Название бьет точно в цель, то ли наотмашь, то ли навылет.
Темп происходящего сумасшедший. В хорошем смысле. Сумасшедший, но правильный.
Сюжет затягивает сразу. Затягивает — и сперва не понимаешь, куда и до какой степени. А потом понимаешь, но поздно.
И все в повести ярко, четко, объемно. Но...
Этот сборник я хотела прочитать уже давно, но получилось только сейчас.
«Светлая память»
Название бьет точно в цель, то ли наотмашь, то ли навылет.
Темп происходящего сумасшедший. В хорошем смысле. Сумасшедший, но правильный.
Сюжет затягивает сразу. Затягивает — и сперва не понимаешь, куда и до какой степени. А потом понимаешь, но поздно.
И все в повести ярко, четко, объемно. Но страшно. Но больно. Безумно похоже на реальность то, что реальностью быть не должно. Не должно, но, увы, может, наверное.
ДУшу наизнанку, местами до слез, местами до паники, болевые точки задеты почти все — чего ж еще.
«Эра Водолея»
Начинаешь читать и думаешь: то ли производственный роман, то ли экологический детектив, но реализм, реализм обязательно. Потому что где же еще могут быть такие герои — обычные, понятные с первого беглого взгляда, встречающиеся на каждом шагу. Не слишком западающие в душу, но и не вызывающие особого раздражения. Разве что своим спокойным благополучием, вальяжностью и привычкой к тому, что жизнь — она такая и есть. И должна быть такой. Вот только, может быть, командировки приносят дискомфорт — это да.
А потом привычная и понятная реальность мнется и ломается, как оберточная бумага, и начинает рваться по линиям излома, медленно, но неотвратимо открывая реальность другую, древнюю и жуткую.
«Я наберу»
И снова, казалось бы, милый и уютный реализм взрывается, превращаясь в кошмарный сон каждого, кто пытался доехать, дозвониться, дотянуться до самого близкого человека и не мог.
Впрочем, есть альтернативный финал.
Впрочем, если бы автор так демонстративно не называл его альтернативным, возможно, рассказ бы стал другим. Я не говорю: хуже или лучше, но другим.
«Дедовский способ»
Сказочная миниатюра.
Добрая, ироничная, с несколькими абсолютно неожиданными эпизодами и финалом история.
И все-таки иногда становится страшно.
«Кареглазый Громовик»
Помнится, прочитав впервые этот рассказ, я подумала, что если бы не помнила имени автора, то и называла бы его про себя именно так — как рассказ называется. И вот это уже запомнила бы сразу, наверняка и навсегда.
Очень точное попадание и в материнские болевые точки, и в просто читательские. Плюс сюжет, который в крохотном рассказе такой, что хватило бы на роман. Плюс психологическая ловушка. Плюс разбуженный, очень глубоко дремавший до этого страх.
В общем, совершенно гениальный и гениально совершенный рассказ.
«Обмен веществ»
А вот это совсем-совсем из другого мира. И твердого вещества. И воздуха. И все равно зацепит и не отпустит долго.
«Принцесса — это праздник»
Очень грустная история, кстати, для тех, кто думал, что он — принцесса. В смысле, она. В смысле, думала. Ну не важно. Важно, что авторский стиль — он и есть авторский стиль и что все просто только на первый взгляд. А, может быть, что-то совсем другое. Думайте сами, решайте сами (с).
«Два предложения, от которых нельзя»
А про это даже говорить ничего не буду. Это — только читать.
«Коллектор»
Э-хе-хе. Была я в Коллекторе. Не в том, конечно, но была. В детстве, с мамой. Но там все было иначе. Честно. А как тут — прочитаете.
«Последнее время» пришло. Вернее, если совсем честно, приехало с курьером, завернутое в пять слоев пленки и скотча. Руками не развернешь, пришлось осторожно, слой за слоем, разрезать ножницами. И вот тогда уже увидеть его таким, какое оно есть. Очень красивым, кстати. И очень удобного формата. С четким и достаточно крупным шрифтом. С обложкой, не шершавой и не гладкой, а именно такой, какой нужно, чтобы было приятно прикасаться. И чтобы даже показалось на миг, что книга чуть-чуть теплее...
Но в нереальной жизни героев книги тоже много чего не бывало раньше. Не бывало, а потом случилось. Потому что «Последнее время» - оно не такое, как все остальные времена.
Собственно, я провалилась в текст, как проваливаются в воду. Вроде идешь-идешь, и земля под ногами твердая, а потом р-раз — и нет уже никакой земли, и опоры под ногами нет. И мир вокруг незнакомый, жутковатый, но осязаемый, выпуклый, с резкими звуками, острыми запахами, яркими красками и людьми. Ну и не только людьми, а всеми, кто в нем живет.
Не буду даже пытаться пересказывать сюжет. Читать и открывать для себя линию за линией, поворот за поворотом, ход за ходом — отдельное удовольствие.
Не буду описывать героев. Про них нужно читать, потому что иначе может получиться как в старом анекдоте «Беня напел». А зачем?
Если «Последнее время» - это притча, то у нее даже не тройное дно, а все гораздо сложнее, считать — не пересчитать.
Если это сказка, то очень страшная, но в ней все по-настоящему до последней страницы.
Если это правда, то про нас. Про всех нас, с нашей внутренней, глубинной стороны.
И ты - читатель чувствуешь и видишь себя в каждом из героев. И неважно — кто он. Все равно, его боль — твоя боль, его страх — твой страх, его хоть крохотное, но счастье — твое счастье. Держи и не отпускай.
Роман прекрасен, многогранен и многолик. И он тоже не отпустит. Долго-долго не отпустит.
А еще, дочитав, можно верить (или надеяться, или зажмуриться и твердо знать), что даже после этого последнего времени, что-то будет. И что все те, кто друг другу так нестерпимо нужны, найдутся. Человек ли, народ ли. Или земля. Найдутся и не потеряются. Ни на грани, ни за гранью. Никогда, даже в «Последнее время».
Бывают книги, которые читаешь, и все в них легко. Легкий слог у автора, легкий характер у героев, лекие проблемы легко решаются, а нелегких вроде бы и нет. Или при ближайшем рассмотрении они становятся легкими.
Так было сначала с повестью Марины Тараненко (Марина Тараненко) "Любовь по чертежам". Повесть вышла летом в издательстве "Время" и адресована подросткам. Но как все хорошо написанные тексты, ее интересно читать и людям, бывшим подростками давным-давно. Чтобы...
Так было сначала с повестью Марины Тараненко (Марина Тараненко) "Любовь по чертежам". Повесть вышла летом в издательстве "Время" и адресована подросткам. Но как все хорошо написанные тексты, ее интересно читать и людям, бывшим подростками давным-давно. Чтобы вспомнить свою юность. Чтобы понять тех, чья юность начинается сейчас. Ведь мы - взрослые о многом уже не то, что совсем забыли, но прошлое слегка затуманилось от времени, и все те эмоции, поступки и мысли кажутся нам иногда то неоправданными, то необдуманными, то нелогичными. А все дело в психологии юных людей. Тех, кто уже не ребенок, но еще и не взрослый в полном смысле этого слова. И поэтому мысли и поступки мечутся от почти "малышовых" до по-настоящему взвешенных и мудрых.
Главная героиня повести сперва выглядит немножко наивной и легкомысленной, но чем больше мы унаем ее, тем большим уважением проникаемся. Она умеет дружить. Она способна признавать свои ошибки. И самое, на мой взгляд, главное - она может не обижаться на то, на что обиделось бы большинство девчонок ее возраста.
Не буду пересказывать сюжет - зачем лишать читателя удовольствия следить за ним самому? Не буду перечислять все проблемы, которые оказались затронуты в, казалось бы, легкой девчачьей повести про первую влюбленность. Но проблемы эти на самом-то деле очень глубоки и серьезны. И говорит о них автор просто, понятно, со знанием дела и так, что едва ли кто-то сможет остаться равнодушным.
Повесть Марины Тараненко "Любовь по чертежам" вышла под одной обложкой с повестями Эльвиры Смелик (они тоже замечательные, я о них писала летом).
В повести Эльвира Смелик "Осколки", которая вышла в издательстве "Время", жизнь главной героини Агаты и в самом деле начинает разваливаться на осколки.
Совсем недавно Агата жила в благополучной семье, с мамой и папой, встречалась с мальчиком, неплохо училась. А потом все пошло не так.
Отец ушел от мамы к женщине, в которую был влюблен в юности. Молодой человек потребовал от Агаты близости, не интересуясь ее мнением по этому поводу. И даже у лучшей подруги появились...
Совсем недавно Агата жила в благополучной семье, с мамой и папой, встречалась с мальчиком, неплохо училась. А потом все пошло не так.
Отец ушел от мамы к женщине, в которую был влюблен в юности. Молодой человек потребовал от Агаты близости, не интересуясь ее мнением по этому поводу. И даже у лучшей подруги появились проблемы в личной жизни.
Как будто вокруг Агаты начало сжиматься невидимое кольцо. И только она сама может с ним справиться. Или не справиться, а ждать, пока что-то произойдет само - то ли хорошее, то ли совсем уж плохое.
Агата - реалистка. Может быть, она не хватает звезд с неба и у нее нет никаких головокружительных способностей (а может и есть, просто мы не знаем), но зато у нее имеется очень важное качество. Она может трезво оценить обстановку, какой бы тревожной и безрадостной та ни была, и определить направление - куда идти (пусть крохотными шагами), чтобы не увязнуть в неразрешимых проблемах самой и чтобы вытащить из депрессии маму. А еще Агата умеет смотреть на мир без розовых очков и все равно видеть его не в черном свете, а разноцветным.
Агата за короткий промежуток времени наблюдает три вида влюбленности: ту, при которой имеет значение только телесное, выдуманную виртуальную и реальную, в которой есть место и близости, и разговорам. Она выбирает третью.
"Осколки" - повесть для подростков, но ее интересно читать и взрослому человеку, чтобы вспомнить, как было когда-то и, возможно, чтобы избежать некоторых ошибок.
"Осколки" - это реальнейший реализм. Четкий, точный, лаконичный и очень жизненный.
«Ну что я, виновата, что мальчишкам идут доспехи! Тамерлану безумно идут".
Это цитата из новой повести Марины Дробковой «На два голоса". Повесть совсем недавно вышла в издательстве «Время".
Я очень люблю книги, в которых рассказывают про обычных людей. А особенно – про девчонок и мальчишек в том возрасте, когда они уже – совсем не дети, но и еще не взрослые. Только, чтобы хотелось читать дальше и дальше, рассказывать о них нужно по-честному. Про мысли. Про поступки. Про...
Это цитата из новой повести Марины Дробковой «На два голоса". Повесть совсем недавно вышла в издательстве «Время".
Я очень люблю книги, в которых рассказывают про обычных людей. А особенно – про девчонок и мальчишек в том возрасте, когда они уже – совсем не дети, но и еще не взрослые. Только, чтобы хотелось читать дальше и дальше, рассказывать о них нужно по-честному. Про мысли. Про поступки. Про чувства. Про настроение. Про дружбу и наоборот. Не стараясь превратить жизнь в идеальную сказку.
Марина Дробкова рассказывает честно. В ее героине – Але Суворовой многие девчонки (в том числе и давно повзрослевшие) запросто могут узнать себя.
Это светлая и чистая история о зарождающихся чувствах. Когда все может быть, а может и не случиться. Когда ничего не известно, но возможность чуда совсем рядом.
Она написана легко и изящно и в то же время возникает ощущение, что ты сама - свидетель этой истории. Ты сама слушала, как Аля и Тимур поют дуэтом песню группы «Мельница". Сама рассматривала Алины рисунки. Бродила с ней по территории пансионата в Сестрорецке, где воздух пропитан запахом сосен и моря.
А про остальное я, пожалуй, не расскажу. Про остальное вам расскажет Аля Суворова, когда вы откроете книжку.
Мир может быть ярким и бесконечным. Мир может быть уютным и крохотным. Главное, чтобы ты чувствовал себя в нем на своем месте, чтобы ты был спокоен, счастлив и защищен. И не боялся, что тебя предадут.
Лене из нового романа Шамиля Идиатуллина «Бывшая Ленина" можно не бояться. Ее уже предали. Все.
Муж, без которого жизнь потеряла цвет, звук и просто смысл существования, накопил за двадцать лет слишком много обид. Действительных, мнимых – неважно. Важно, что их количество перешло в...
Лене из нового романа Шамиля Идиатуллина «Бывшая Ленина" можно не бояться. Ее уже предали. Все.
Муж, без которого жизнь потеряла цвет, звук и просто смысл существования, накопил за двадцать лет слишком много обид. Действительных, мнимых – неважно. Важно, что их количество перешло в качество, и совместная жизнь с Леной стала для него невозможной.
Дочь, выбравшая свой путь, далекий от родительского дома.
Собственное тело, изменившееся и постаревшее.
Город, в котором прожила много лет, превратившийся в гигантскую свалку.
Впрочем, город превратился в свалку не сам. Его превратили. И не как в сказках, злые волшебники, а люди. Высоко стоящие, далеко живущие. Те, которым это удобно. Те, которым наплевать.
А свалка разрастается со скоростью фантастического чудовища, делает мертвой землю, воздух, воду. И даже, кажется, небо. И людей.
Начинавшийся как обычная история про обычную семью, роман незаметно, но неотвратимо превращается в леденящий кровь триллер. Привычное, обыденное, безобидное и безопасное поворачивается к героям романа темной стороной. Той, о которой не хотелось даже подозревать. Той, которая могла сниться в самых душных кошмарах. День за днем, час за часом жизнь в городе превращается в невыносимое нечто. И мирная обывательская суета рассыпается в ничто.
«Бывшая Ленина" – роман о жизни, которая уже почти не жизнь. «Бывшая Ленина" – роман о смерти, которая еще не смерть. По крайней мере, не для всех.
Он о боли. Об ужасе обыденном и ужасе сюрреальном. О знакомом и мирном. О смрадном и кровавом.
И он о любви. Настоящей. Для которой нет границ, даже если ни сил, ни самой возможности жить почти не осталось.
Он о прощаниях неизбежных и прощениях, которых не случилось.
О чести и бесчестии. О воле и безволии.
Есть в романе предатели. Есть трусы. Есть серые кардиналы. Но есть и герои, настоящие, без кавычек и усмешек. Да что там? Без страха. И без упрека, да.
И это роман о нас, здесь и сейчас. Таких, какие мы есть. Живых, настоящих. Может быть, еще не успевших предать самых близких. А может быть мы и не сделаем этого, потому что, пока дышим, есть надежда.
Это роман нашего времени. О вечном и злободневном, бьющем без промаха.
«Бывшую Ленина» нужно читать. Нам. Здесь. Сейчас. Чтобы не опоздать и не оказаться в точке невозврата.
Не знаете, что почитать?