Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Соль | +5 |
Все сложно | +4 |
Маша Регина | +3 |
Родина слоников | +3 |
Киномеханика | +3 |
Жан-Батист Дель Амо справедливо носит титул гения современной французской литературы. За 7 лет творческой жизни Дель Амо написал сборник новелл и три романа. Выход каждого произведения из-под руки француза сопровождался овациями критики и парой престижных литературных премий Франции, которых к 37 годам у Дель Амо уже насчитывается 7(в том числе премия Гонкура за дебютный роман «Воспитание либертина» 2009 г.). Но несмотря на теплый прием критики, второй роман писателя «Соль»(2010 г.) стал его...
К дебютным романам обычно относятся с неким подозрением и иногда даже с легким пренебрежением. Причем не только критики, но и графоманы с мнимым снобизмов, в школе даже не понявшие, где же у Гоголя сатира, точат коготки и свысока посматривают на дебютанта – что же хорошего он мог принести, в первый раз-то. Также отчасти случилось и с романом В. Левенталя «Маша Регина».
Каждый имеет право на свое мнение, тем более «Маша Регина» - вещь все-таки тяжелая если не для восприятия, то для обдумывания,...
Каждый имеет право на свое мнение, тем более «Маша Регина» - вещь все-таки тяжелая если не для восприятия, то для обдумывания, принятия и последующей рефлексии, а любители воздушной прозы и хэппи-эндов имеют право быть и роман не любить.
Сюжетная линия достаточно проста, и аннотация даже может оттолкнуть. Потому что о девочках из севернорусской глубинки, насмотревшихся на погрязших в бытовухе родителей и решивших изменить свою судьбу при помощи переезда, написано слишком много. Так решила и Маша - после 9 класса она сбегает в петербургскую гимназию, затем случайно попадает на режиссерский факультет и впоследствии собирает одну фестивальную статуэтку за другой. Между делом несколько раз влюбляется, ссорится, изменяет и даже рожает, но счастья не находит. Несмотря на известное всему миру имя, счастья нет и в работе, хоть на нее и уходит все время и силы Региной.
Но на этом незапоминающемся при первом взгляде сюжетном каркасе В. Левенталь рукой мастера искусно вырезает детали, маленькие образы и описания, которые выделяют «Машу Регину» и заставляют о ней говорить.
Дело тут не в любви и не в изменах, а в отчаянных попытках человека сбежать от своей судьбы, случайно увиденной в обрывках эпизодов из жизни матери, бабушки, прабабушки и миллионов людей вокруг. Ты не хочешь всю жизнь заниматься печатью билетов на жд вокзале, укладывать спать мужа-алкоголика, а в старости ждать только подачек от отдалившейся семьи в виде фасолевого супа. Сбегаешь от одного пошлого сценария, но попадаешь в другой, где при помощи скрупулезно создаваемых кинолент пытаешься растолковать себе частички всех экзистенциальных вопросов. Но чем больше размышляешь, тем чаще путаешься - и в попытках понять жизнь забываешь саму жизнь прожить. Поэтому если бабушка могла рассчитывать на фасолевый суп от семьи, то Маше не стоит ждать даже двух минут разговора раз в неделю от дочери – у нее мультики.
При этом жизни в загнанных обстоятельствах родителей Маши тоже мало чего положительного. Машинальная работа, на которую пришлось пойти, чтобы кормить три рта, один из которых взбунтуется и будет говорить, что так жить не хочет. А они тоже не хотели. Но отец отодвигает амбиции и садится за баранку автобуса, мать печатает билеты и варит обед, и только изредка истерики дочери навевают воспоминания о юности – как собака лизала руку шершавым языком, как они мечтали и неумело целовались на сельских дискотеках. Но проблема еще в том, что родители Маши вполне могли быть счастливы и при бытовухе, но Маша, пытаясь взять в руки штурвал на волнах собственной жизни, поочередно скидывает в пучину с палубы всех близких людей. Ведь мать поникла после ее отъезда, а отец запил после ее экзистенциальных вопросов, А.А. так и не смог пережить любовь к ней, Рома пережил, но непроизвольно приложил достаточно усилий для того, чтобы сбить с палубы саму Машу. Но после всего пережитого был ли у нее выбор?
Роман В. Левенталя – сложное, достаточно пессимистическое произведение, но однозначно стоящее потраченного на него времени. При этом «Маша Регина» - не «Страдания юного Вертера», да и сейчас не 18 век, поэтому после закрытия книги самый отчаянный из возможных поступков – это рефлексия.
«Все сложно» - это чрезвычайно искренний литературный дебют Ю. Краковской, напоминающий скорее рассказ внезапно объявившейся после долгого молчания подруги, чем художественное произведение. Сюжет довольно прост: Юлия встречает на сайте знакомств не то чтоб своего мистера Бига, но милого и заботливого мужчину. Параллельно с этим она никак не может найти работу в слишком дорогом для жизни Израиле, и ее французская подруга предлагает ей вакансию во Франции. Юлия бросает все и переезжает в...
«Родина слоников» - первый сборник статей кинокритика Дениса Горелова. Издание – находка уже потому, что Д. Горелов печатается, как говорится, редко, но метко – каждая статья или рецензия об искусстве кино сама является маленьким произведением искусства. У Горелова очень узнаваемый стиль написания с оптимальным соотношением субъективных оценок, юмора и информативности. Его интересно читать даже если он пишет о третьесортном советском фильме, снятом десятки лет назад в уже несуществующей стране....
Собственно, «Родина слоников» именно об этом, она состоит из статей о советском кино, которые, по мнению кинокритика, наиболее ярко отражало смену быта и чувств советского народа с момента вознесения красного знамени до прощальной речи М.С. Горбачева. Благодаря взгляду на уклад СССР через призму любимых нацией кинокартин однородная серая масса, далеко не всегда понятная для современного человека, разделяется. Вырисовываются живые люди, переживающие, меняющиеся, любящиеся и ходящие в кино на любимые фильмы по выходным.
«Родина слоников» не только пополнит список must-see фильмов, но и на примерах покажет закономерное развитие кино и страны, объяснит, как фильм мог принести в культуру и жизнь страны неожиданные изменения. Вряд ли много кто соотносит введение именных билетов на самолет с выходом «Иронии судьбы» или может доходчиво объяснить негатив, вылившийся на «Летят журавли» со стороны соотечественников, несмотря на восторженные овации запада и триумф на Каннском фестивале. Особенно интересно прослеживать развитие Гореловым киношной трансформации военной тематики: как восторженные черно-белые герои, больше напоминающие памятники, чем живых людей, становятся простыми солдатами, боящимися, мерзнущими и возвращающимися домой без медалей и орденов, но с ранами и посттравматическими синдромами.
«Родина слоников» - книга универсальная, ее можно читать в хронологическом порядке, чтобы лучше понять советское время, увидеть его закономерности или убедиться в том, что ваши бабушки или мамы с папами были не такими уж идеальными и невинными недотрогами. Или ее можно просто открыть на любой странице и наслаждаться стилем Д. Горелова, который заставит захотеть посмотреть самое скучное и нелепое на первый взгляд кино.
В 2017 голу «Флюид ФриФлай» в компании с писателем Вадимом Левенталем запустили серию современной русской прозы «Книжная полка Вадима Левенталя». В. Левенталь при отборе книг в серию руководствуется следующим: она должна быть внежанровой, «потрясти до основания», «снести башку». Или, по крайней мере, не оставить равнодушной.
Издание в рамках этой серии новой книги Александра Проханова в таком случае кажется логичным. Высказывания писателя и аналитика в некоторых случаях звучат довольно...
Издание в рамках этой серии новой книги Александра Проханова в таком случае кажется логичным. Высказывания писателя и аналитика в некоторых случаях звучат довольно радикально, чересчур однозначно – прохановские произведения сохраняют те же характеристики. «Певец боевых колесниц» состоит из двух повестей: одна дала название книге, вторая – «Священная роща». Обе повести, с одной стороны, реалистичны и показывают проблемы современной России, с другой стороны, не лишены элементов, видимо, любимой Прохановым фантастики.
Сюжет повестей довольно прост, при этом неординарен. В «Певце боевых действий» бывший генерал, прошедший все ужасы африканских и ближневосточных войн, решает, что он – агент, своеобразный соглядатай Бога, и его задача – доложить всевышнему все муки и страдания, испытываемые человеком в военные времена. Затем он попадает в Царство небесное, где жители хотят возводить храм Ленину, а Сергей Радонежский не допускается в райскую обитель. Там он ищет Бога, который является ему в ликах близких ему людей, рассказывает о виденных им ужасах, но его истории прерывают просьбами рассказать о чем-то личном – о том, как он видел лису, о ночах на водоемах с любимой женщиной или о матери. Мне эта повесть в первую очередь показала человека, пытающегося объяснить все увиденные и содеянные им ужасы, успокоить прежде всего самого себя, понять, что в жизни было и хорошее – личное, семейное, с которым даже после страшных годов одиночества и страха произойдет воссоединение.
В «Священной роще» элементов фантастики значительно больше. Это повесть о попытке заговора олигархов против президента. Олигархи пытаются убить президента посредством энергии магических деревьев или ритуальных жертвоприношений, президент призывает всех верить в русскую мечту, либералы устраивают политические свадьбы, мечтают пропагандировать свою идеологию в бикини, восседая в стрип-клубах. В повести очень категорично проведена грань между плохими и хорошими в понимании А.Проханова, что далеко от реальной жизни, но достоверности и реалистичности от произведения с магическими деревьями ожидать не стоит.
Не могу сказать, что «Певец боевых колесниц» подходит для open-minded людей, как обозначил Левенталь таргетную аудиторию своей серии. Эти повести больше для людей старой закалки или молодежи, которым близка идеология А. Проханова. Если идеологические прения вас мало беспокоят, то сами тексты написаны достаточно простым языком, не обременены громоздкими философскими размышлениями или тяжелой тематикой, легки для восприятия и могут оказаться приятными для прочтения. По крайней мере, равнодушным вы не останетесь точно.
После прочтения «Киномеханики» Михаила Однобибла и Вероники Кунгурцевой мне вспомнился Н.Г. Чернышевский и его роман «Что делать?». Оппозиционер специально начал повествование в своем остросоциальном романе с мнимого самоубийства, чтобы обмануть невнимательный глаз цензуры, и обеспечить «Что делать?» право на печать. Опыт оказался удачным. То же по сути сделали М. Однобибл и В. Кунгурцева, только по другим причинам.
Сюжет «Киномеханики» достаточно прост: СССР, 70е годы. Уголовник Марат...
Сюжет «Киномеханики» достаточно прост: СССР, 70е годы. Уголовник Марат Родин совершает побег из «Учреждения», чтобы отомстить некому Захару, по иску которого его посадили. Приехав в Сочи, город проживания истца, Марат становится свидетелем трех убийств, которые, по его мнению, могут иметь дело к разыскиваемому им человеку, увлекается этой историей и пытается ее разгадать. Но каркас детектива наполняется разноплановой социальной проблематикой, которая раскрывает для читателя новые аспекты привычных явлений, при этом элементы детективной интриги увлекают и не позволяют забросить чтение.
«Киномеханика» показывает многое: сломанную жизнь заключенных, разломы семей, измены, жизнь с врожденным заболеванием, «тепличность» и ее последствия, пагубность эпохи потребления. Что удивительно – все эти темы в романе так или иначе связаны друг с другом, и, несмотря на конкретную эпоху(70е годы ХХ века), актуальны и в наши дни. Один из героев, ветеран войны дядя Коля, человек былой закалки, говорит, что «сыт по горло искусственными узлами и петлями, которые люди вяжут себе и друг другу от скуки, от пресыщенности, от изнеженности, потому что на самом деле сейчас все необходимое, и даже больше, для жизни имеется». Если задуматься, то вся череда убийств, размолвок и трагедий в романе – последствия именно изнеженности/пресыщенности, опасных игр людей от скуки. А в игре как повезет: кто-то проиграет – умрет или сядет и никогда не сможет вернуться к нормальной жизни. Кто-то выиграет, но неизвестно – обретет ли он счастье и покой, развеет ли свою скуку или победа развернется в не меньшую трагедию.
Несмотря на достаточно серьезную проблематику, «Киномеханика» - легкое и приятное чтение, в котором серьезные и трагичные моменты разряжаются комическими элементами, и даже уголовники описаны не как лица, вызывающие страх и ужас. Что касается названия романа, то оно поначалу может казаться непонятным и далеким от содержания. Многие эпизоды происходят в курортном кинотеатре, где также упоминается работа киномеханика, который таскает тяжелые пленки, сворачивает и разворачивает их. Марат Родин, главный герой романа, сам в некотором роде киномеханик, перенесенный в жизнь. Это человек, для которого «пресная жизнь, мерное небо, центральное отопление, гарантированные стол и кров – душно». За 430 страниц он практически не говорит о своей жизни, но охотно «таскает» тяжелые «пленки» судеб других людей, разматывая их в поисках истины. Поэтому в произведении, можно сказать, финал частично открытый – похождения Марата не может прекратить даже арест и тюремная камера.
Не знаете, что почитать?