Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Автобиография | +30 |
Искусство видеть | +16 |
Марсианские хроники | +3 |
Беглянка | +1 |
Как часто сейчас можно услышать, что современного искусства нет, а то, что так называют – и не искусство вовсе. Как часто кто-то говорит, рассматривая картину, скульптуру, фотографию, созданную в XX или в XXI веке: «Я бы тоже так мог. Мой ребёнок сделал бы лучше». От таких фраз меня бросает в дрожь.
Я не желаю присоединяться к толпе осуждающих и не понимающих. Я смело признаю, что плохо понимаю современное искусство и поэтому я берусь его изучать. После этого я буду иметь право его не любить,...
Я не желаю присоединяться к толпе осуждающих и не понимающих. Я смело признаю, что плохо понимаю современное искусство и поэтому я берусь его изучать. После этого я буду иметь право его не любить, но смогу осмысленно объяснить свои чувства.
Первой книгой о современном искусстве, которую я взялась читать, стало «Искусство видеть» английского писателя и художника Джона Бергера (или Бёрджера, как вам будет угодно). Мой выбор пал на неё, так как она являлась прорывом для своего времени. Написанная в 1972 году, она представляет собой сборник эссе, книжную версию четырёхсерийного фильма BBC «Ways of Seeing» (дословный перевод – «Способы видеть»). Примечательно, что переведена на русский книга была только в 2012 году. Состоит она семи эссе, четыре из которых нужно читать, а три – рассматривать. В последних содержится только подборка изображений без единого слова автора – для самостоятельного размышления.
«Искусство видеть» – интересная, написанная простым языком книга. Она увлекла меня с первой же страницы. Автор учит не просто смотреть на картину, а видеть её, понимать живопись. То есть для понимания современного искусства, нужно научиться понимать всё искусство в целом – осознавать, чувствовать отношения «художник-зритель», понимать, «кем изображения хотят сделать нас».
Конечно, не следует воспринимать эту книгу как догму, нужно просеивать политический подтекст, критику европейского искусства с левых позиций. Но самое главное, бесценное, что можно почерпнуть из книги – это новый взгляд на искусство, на живопись и даже на современную рекламу. Джон Бергер находит (неожиданную для меня) связь между европейской масляной живописью и рекламой. Я не напишу, какую – для того, чтобы передать дальше импульс познания, для того, чтобы кто-то тоже прочёл эту книгу.
Хорошей оценкой книги для меня является также то, что после прочтения каждой главы я рассказывала о прочитанном своим близким и друзьям, я очень хотела обсудить то, что узнала. Книгу нужно прочитать не только и не столько для понимания искусства, сколько для зарядки для ума, для встряски своего мышления, которые полезно делать как можно чаще.
Холден Колфилд по-своему оценивал книги, которые ему довелось прочитать. Он считал книгу хорошей, если у него возникало желание позвонить по телефону её автору. А что, если позвонить уже нельзя, но узнать человека хочется и поговорить с ним хочется? Каким он был, раз смог написать столько книг? Откуда черпал вдохновение? Книги о писателях, написанные другими писателями, в таком случае бесполезны и даже лживы. Всё, что нам нужно – автобиография. Агата Кристи решила написать свою, когда ей было...
Читать её я советую всем, даже тем, кто никогда не читал детективов Агаты Кристи и читать не будет. Потому что это не просто воспоминания пожилой писательницы, это роман о жизни девочки по имени Агата. О девочке, которая взрослела, теряла близких, любила, путешествовала и… писала.
Всегда интересна причина, побудившая писателя к творчеству. Чувствовал ли он внутреннюю потребность излить мысли на бумаге или к литературе его привёл случай? Начиная читать эту книгу, я ждала ответа именно на этот вопрос. В книге он есть, но далеко не на первых страницах. Однако, только начав читать, увлекаешься настолько, что уже не думаешь о поиске ответа. Становится важен только человек, его история. Важно то, что происходило с Агатой: как она жила, о чём она думала и мечтала, и сбылись ли в её жизни эти мечты.
Книга состоит из глав, каждая из которых имеет своё название. Эти главы – периоды, на которые условно поделила писательница свою жизнь: «Эшфилд», «Война», «Вторая весна» и другие. Однако повествование не придерживается только событийной линии. Не менее интересно прочитать в отступлениях мысли Агаты Кристи о взрослении человека, отношениях мужчин и женщин, войнах, природе жестокости, времени как философской категории, творчестве, о дружбе и памяти.
В жизни этой удивительной женщины было всё – работа сестрой милосердия, фармацевтом, путешествие вокруг света, увлечение археологическими раскопками.
Меня книга удивила не единожды, а рассказывая о ней, я удивляла близких. К примеру, я и подумать не могла, что одним из любимых занятий британской писательницы был сёрфинг. Признаться, я не знала, что этим видом спорта занимались уже в начале XX века. А моя знакомая, студентка исторического факультета, с удивлением узнала, что вторым мужем Агаты Кристи был Макс Маллоуэн, известный для неё британский археолог. Для каждого эта книга может стать таким откровением, расширить границы его представлений о мире.
Агата Кристи писала автобиографию, потому что хотела вспомнить свою жизнь для самой себя, хотела развлечься. Но сейчас для читателя эта книга – источник её мудрости. Мудрости, с которой она, пережив две войны, горечь утрат, закончила автобиографию словами: "Что сказать мне в свои семьдесят пять? Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована".
Честно признаться, когда я начала читать книгу, мне больше всего понравилось то, что я ничего о ней не знала – весь сюжет от начала и до конца был неожиданностью.
Знала я только то, что это известная книга Рэя Брэдбери, принёсшая писателю мировое признание.Такую книгу обойти нельзя, а я и так задержалась. И тем сложнее сейчас написать рецензию – заинтересовать книгой, но не рассказать ничего о ней или только самую малость.
Так вот, эта книга для вас, если:
– Вы любите...
Знала я только то, что это известная книга Рэя Брэдбери, принёсшая писателю мировое признание.Такую книгу обойти нельзя, а я и так задержалась. И тем сложнее сейчас написать рецензию – заинтересовать книгой, но не рассказать ничего о ней или только самую малость.
Так вот, эта книга для вас, если:
– Вы любите фантастику;
– Вас интересуют межпланетные путешествия;
– Вы хотите узнать, от чего предостерегал будущие поколения Рэй Брэдбери;
– Вы хотите узнать, как открыть на Марсе сосисочную;
– Вы любите книги в летописной форме;
– Вы хотите узнать, как в 1950 году Брэдбери представлял временной отрезок с 1999 по 2026 год (хотя на самом деле описанные события ещё могут произойти, к примеру, с 2040 по 2067 год);
– Вас интересует человеческая склонность к саморазрушению;
– Вы ищите хорошую книгу, которая после прочтения не будет выходить у вас из головы, и каждую её главу вы сможете обдумать, осмыслить, взвесить и после с волнением выдохнуть: «да».
Моё знакомство с Элис Манро произошло в бытность мою библиотекарем. Точнее, тогда я впервые только услышала о ней. Читательница очень хотела взять какую-нибудь из книг Манро в оригинале. А их не оказалось. Ни одной. Ни одного упоминания. А я в своей неосведомлённости несколько раз переспрашивала имя автора. Так, благодаря случаю я узнала об известной во всём мире (но пока не в России) канадской писательнице, обладательнице Нобелевской премии по литературе, авторе коротких рассказов, которую...
И вот у меня в руках книга Элис Манро «Беглянка», сборник рассказов. Книга прочитанная и обдуманная. Книга о человеческой душе, о людских надеждах, поражениях, любви, семье. Некоторые герои переходят из одного рассказа в другой. Перед взором читателя разворачивается подлинная жизнь. Элис Манро обнажает душу современного человека. И делает это очень правдиво. Иногда в своей правдивости эти рассказы огорчают. В конце некоторых из них хочется, чтобы автор оставил больше надежды. Однако, тогда это были бы совсем другие истории. Они бы не производили такого сильного впечатления, не оставались бы в памяти навсегда.
Что до меня – я планирую прочитать всё, что уже переведено у Элис Манро на русский язык. И вам советую.
Не знаете, что почитать?