Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Убить пересмешника | +1 |
Черный обелиск | 0 |
Три товарища | 0 |
Основы программирования на языке Python | 0 |
Качество печати отличное, обложка стильная, всегда беру книги этой из этой линейки «АСТ», которая, думаю, не нуждается в особых рекомендациях.
Для меня это было далеко не первым знакомством с творчеством Ремарка, поэтому на мое субъективное мнение сильно повлияла моя не менее субъективная оценка других его романов. А потому скажу, что этот понравился намного больше, чем прочитанная ранее «Триумфальная арка». О ее недостатках можно прочитать в соответствующей статье, а тут я попытаюсь...
Для меня это было далеко не первым знакомством с творчеством Ремарка, поэтому на мое субъективное мнение сильно повлияла моя не менее субъективная оценка других его романов. А потому скажу, что этот понравился намного больше, чем прочитанная ранее «Триумфальная арка». О ее недостатках можно прочитать в соответствующей статье, а тут я попытаюсь описать достоинства «Чёрного обелиска». И первое, что сразу бросается в глаза, - это окружение героев. Читая роман, вы параллельно изучаете историю Германии в очень тяжелый кризисный период после поражения в Первой Мировой и следите за тем, как жизни людей обесцениваются вместе с немецкой маркой, а герои романа пытаются выживать в этой обстановке. Вообще, главный герой- это стандартный ремарковский тип, но в данном контексте он был мне притягателен и близок, от него не веяло вторичностью, как от персонажей упомянутой ранее «Арки». Людвиг (a.k.a. Рудольф) Бодмер - живой человек, его мотивы и проблемы понятны и осязаемы, так же ясно, как и значение слова инфляция, которая является их первопричиной. Изабелла (a.k.a Женевьева Терговен) - это глоток свежего воздуха среди хоть и по-своему особенных, но все же, в большинстве своём, похожих друг на друга женских образов Эриха Марии. За ее поведением правда очень интересно следить, она непредсказуема, самобытна и при этом не ощущается чрезмерно вычурной и неправдоподобной. Ее точка зрения – это абсолютно новый и нестандартный взгляд на вполне себе стандартные вещи, который неплохо освежает повествование. Впрочем, из-за того, какой она показана, автор может выдать от ее имени сколько угодно высокопарных речей, которыми он так часто увлекается, а мы должны будем принять их как данное, нельзя ведь упрекать в подобном сумасшедших.
Среди второстепенных персонажей помимо, опять же, типичных ремарковских типажей, вроде художника с душой поэта, обожающего пофилософствовать( Курт Бах= Фердинанд Грау) или бывшего военного, ни разу не предстающего в трезвом виде(Кнопф=Валентин) (хотя последний тип-это все же реалии того времени), есть и новые необычные образы. Так, например, меня очень зацепил образ Эдуарда Кноблоха, который предстает жертвой хитрости и смекалки главных героев, или, например, Бодендика, с которым связано большинство самых острых диалогов в романе. Вообще вся эта ветка с рассуждениями о Боге нестандартна для творчества Ремарка, во всяком случае я не припомню подобных тем в других его работах, а оттого тоже выглядит достаточно интересно.
Впрочем, все это мишура, дополняющая и добавляющая красок в главное- в сюжет, а он здесь не то чтобы очень увлекательный. Скорее наоборот, в середине повествования темп замедляется настолько, что, местами, это чтиво становится очень непростым. Если бы это был не Ремарк с его потрясающим лаконичным слогом, то и вовсе можно было устать от книги настолько, чтобы ее бросить. Впрочем, если перетерпеть некоторые эпизоды, то можно добраться до очень приятной и не по-ремарковски светлой и тёплой концовки, где все ветки, как обычно, сходятся воедино, чтобы довести читателя если и не до катарсиса, то хотя бы до улыбки и мурашек.
Но почему же «Чёрный обелиск»?
Здесь обелиск - это не символ незыблемой стабильности, ведь это слово вообще не применимо к роману, он здесь - олицетворение всего человеческого тщеславия и высокомерия, которое, вместо того, чтобы указывать на статус богатого человека, для чего и был создан, украшает могилу проститутки.
В конечном итоге этот самый философский роман Эриха Марии учит тому, что не в деньгах сила, тому, что никакая наука не должна затмевать собой гуманизм, и, наконец, тому, что даже в самом бесчеловечном мире надо оставаться человеком.
Мне однозначно понравилась эта книга, пускай и не так сильно, как другие работы этого автора, а потому, я ставлю ему 9/10.
Про отличное качество издания ниже написано много, спорить не буду. Книги красивые и аккуратные, сам всегда стараюсь покупать именно эту серию.
Роман уже давно лежал у меня на полке, я был о нем достаточно наслышан, но понятия не имел, о чем он. Несмотря на это ожидания от прочтения этой «современной классики» были весьма высокие. Когда я впервые взял роман в руки, то решил прочитать аннотацию с задней стороны обложки. И, судя по ней, это
был обыкновенное для нашего времени «толерантное»...
Роман уже давно лежал у меня на полке, я был о нем достаточно наслышан, но понятия не имел, о чем он. Несмотря на это ожидания от прочтения этой «современной классики» были весьма высокие. Когда я впервые взял роман в руки, то решил прочитать аннотацию с задней стороны обложки. И, судя по ней, это
был обыкновенное для нашего времени «толерантное» произведение, какими сейчас заполнен кинематограф и которые уже порядком надоели. Однако не стоит судить о книге по ее обложке. На самом деле, это очень тёплый и душевный роман о чести, честности и справедливости, который не пытается кричать из каждого угла о том, как одни притесняют других. Он учит оставаться человеком в любой ситуации, ставить себя на место других, заботиться не только о себе.
В книге упоминается довольно много личностей и событий, которые увы не знакомы рядовому российскому читателю, что несколько мешает погрузиться в историю (кто смотрел «Ирландца» Мартина Скорсезе, тот поймёт). Да и в целом, проблема расизма не так актуальна у нас, как на западе, а потому и восприятие этого произведения будет явно не такое, как задумывала Харпер Ли.
В целом, за повествованием от лица семи-/восьми-/девятилетней девочки, за тем, как она описывает происходящее глазами ребёнка, было наблюдать очень интересно. Но с этим связана одна проблема: иногда она делает более-менее глубокий анализ своих и чужих поступков, а иногда не понимает простых вещей, что немного портит впечатление. Тем не менее, за мыслями и взаимодействием персонажей-детей со взрослыми и между собой было очень интересно следить, все их бытовые конфликты и проблемы были очень близки и понятны
Финал был довольно неожиданным, особенно концовка сюжетной линии Тома Робинсона. Обычно в подобных случаях все кончается не так.
В целом, книга мне понравилась, как можно судить по поставленной оценке, так что к прочтению рекомендую!
Для начала пару слов о самой книге. Про хорошее качество печати ниже написано уже очень много, спорить с этим не буду. Сам всегда стараюсь брать книги именно из этой коллекции, но тем, кто ещё не купил себе эту, рекомендую искать более-менее «толстые» произведения в твёрдом переплете, для этого есть отдельная серия. Так их, во-первых, читать удобнее, потому что не нужно загибать каждую страницу, а во-вторых, корешок не будет мяться в процессе чтения.
Теперь о романе. Ремарк, без...
Теперь о романе. Ремарк, без преувеличения, - мой любимый писатель, каждая его книга , из тех, которые я читал, по-своему прекрасна и создаёт свою атмосферу. «Три товарища» не стала исключением. Это очень трогательный роман о дружбе и любви, и о том, через какие испытания им приходится пройти. Здесь друзья - это не те пустые цифры в социальных сетях, которые мы привыкли так называть сегодня, здесь «дружба» - это не просто слово. Робби, Отто и Готфрид готовы в любую секунду броситься на помощь друг другу, пожертвовав ради этого самым дорогим, они поддерживают друг друга, независимо от своего состояния и настроения, и от каждого примера подобного поведения на страницах романа по коже пробегают мурашки. Все действия происходят на фоне очень тяжелого и переломного периода в истории Германии, когда в следствие экономического кризиса множество людей остались без работы и когда только начало набирать обороты фашистское движение, который только усугубляет и без того гнетущее положение некоторых персонажей. Не все могут выдержать тяжесть этого сурового времени, да и главные герои, возможно не выдержали бы, если бы пытались справиться с этим поодиночке.
Ремарк и здесь не оставил свою излюбленную тему «потерянного поколения», и рассказал историю людей, на которых война навсегда оставила свой отпечаток. Робби с товарищами восемнадцатилетними попали на фронт Первой мировой, где сполна насмотрелись на все ее ужасы. У них были планы, надежды, мечты и стремления, но по возвращении оттуда от них ничего не осталось, война стерла все до основания. Пат не повезло ещё больше, ведь у неё война в конечном итоге отняла нечто намного более ценное, чем у «трёх товарищей».
Для тех, кто уже знаком с творчеством писателя, финал не станет неожиданностью, напротив, его можно предсказать еще после прочтения первой трети романа. Но даже несмотря на то, что я был готов к тому, что будет (не считая главы 24), финал все равно сумел поразить и надолго оставить впечатление, в этом весь Ремарк. Кстати, в романе есть отсылка на другое произведение писателя: в ходе одного из размышлений Робби упоминает персонажей из романа «На западном фронте без перемен».
«Три товарища» учит тому, что война несет с собой только беды и разрушения, что дружба и любовь способны победить практически любые преграды, и, наконец, учит ценить жизнь, как свою, так и чужую.
Не могу, пока что (может это придет впоследствии), назвать эту книгу своей любимой, но свое заслуженное место в моем топе-3/-5/-10 он точно займет, а потому могу смело рекомендовать «Три товарища» к прочтению!
Не знаете, что почитать?