Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Шухов | +52 |
Шухов | +27 |
Шухов. Формула архитектуры | +18 |
Неизвестное российское фотоискусство. Сборник статей | +16 |
Шухов | +7 |
Если вы полагаете, что перед вами альбом неизвестных, ранее не публиковавшихся произведений мастеров российской стереофотографии с соответствующими аннотациями, вы глубоко заблуждаетесь. Из 215 страниц книги фотографии представлены лишь на 115. Все остальное – текст, причем только небольшая его часть представляет собой заявленные сведения об авторах, остальное – нечто невнятное, сумбурное, хаотичное, неизвестно зачем здесь оказавшееся. "В стереофотографических снимках Шухова представление...
...Мне бы крыш полночных голубизну,
На их свободу я готова кофейный сменить уют – и слез не пряча,
Под луною медлить и пить луну, как речную воду...
Что касается самих фотографий, то это – случайные осколки частных архивов, не дающие яркого и целостного представления о наследии несомненно замечательных русских фотографов. Да и "неизвестными" представленные снимки можно назвать лишь условно. Так, например, среди помещенных в книге 28 фотографий В.Г. Шухова нет ни одной (!), ранее не опубликованной (хотя таковых существует множество). И они дают значительно менее определенное представление о Шухове-фотографе, чем находящаяся в открытом доступе публикация в 70-м номере журнала "Наше наследие" за 2004 год, откуда (разумеется, без указания источника) "позаимствована" фотография Николаевского моста Московской окружной железной дороги (стр. 70). Прилагающаяся статья Е.Васильевой "Стереофотография Шухова: конструкция и пространство" (стр. 190-192) крайне бедна содержанием и содержит абсурдные утверждения вроде того, что Шухов "начал фотографировать в 1860-е годы", т.е. в возрасте около 10 лет, не говоря уже о ее синтаксисе и орфографии ("по-сути" и т.д.). Аннотации или отсутствуют, или столь же абсурдны – утверждается, например, что строительство Брянского (Киевского) вокзала происходило в 1920-е годы, тогда как хорошо известно, что вокзал и его знаменитый дебаркадер возводились в 1914-15 гг., а первый поезд отошел от платформы в феврале 1918-го.
Да и как вообще могут говорить об искусстве фотографии, воспринимаемом прежде всего визуально, люди, напрочь лишенные зрения? Иначе как можно было бы считать одним и тем же лицом (женой В.Г. Шухова Анной Николаевной) трех совершенно несхожих между собой женщин, портреты которых помещены на стр. 56, 58 и 64?..
Если бы данное издание представляло собой неудачную попытку самовыражения графоманов-любителей, опубликованную за их собственный счет, с этим можно было бы примириться. Но книга "Неизвестное российское фотоискусство" под редакцией Дм. Новикова издана при поддержке Фонда Президентских грантов, которому остается лишь пожелать проявлять большую требовательность к соискателям и не расходовать понапрасну государственных средств.
Книга, написанная старшим научным сотрудником ВНИИТИАГ Н.Коноваловой о моем прадеде, вызвала у меня глубокое возмущение. В ней не только без разрешения правообладателя, то есть моего, но и без всяких ссылок "заимствуются" фрагменты моих статей и монографии, цитируются опубликованные мною и принадлежащие мне дневники В.Г. Шухова, другие документы.
Сознавая, однако, что полностью списывать чужой текст нельзя, но совершенно не владея материалом, Н. Коновалова пытается пересказать...
Сознавая, однако, что полностью списывать чужой текст нельзя, но совершенно не владея материалом, Н. Коновалова пытается пересказать "заимствуемое" своими словами, в результате чего получается полнейшая абракадабра.
Как итог – книга сумбурна, безграмотна и полна фактических ошибок, так что совершено непонятно, для чего она была издана.
В книге "Шухов. Формула архитектуры", как и в экспозиции одноименной выставки ГНИМА им. А.В. Щусева, допущена грубейшая ошибка. В ней помещены фотографии мостов Средне-Сибирской железной дороги с подписью: "Мосты построены по проекту В.Г. Шухова. Руководитель строительства инженер-строитель Е.К. Кнорре".
При виде этого заявления каждый, кто хотя бы немного знаком с историей российской инженерной мысли, неминуемо встает в тупик. Ведь хорошо известно, что упомянутые мосты –...
При виде этого заявления каждый, кто хотя бы немного знаком с историей российской инженерной мысли, неминуемо встает в тупик. Ведь хорошо известно, что упомянутые мосты – детище выдающегося инженера-мостостроителя Лавра Дмитриевича Проскурякова; построенный в 1896 году мост через Енисей в свое время считался чудом техники и был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже, где его модель произвела фурор. Не знают этого, по-видимому, лишь научные сотрудники ГНИМА Елена Власова и Марк Акопян.
Нельзя не сказать об ужасающем как с точки зрения собственно лингвистики, так и с точки зрения кругозора переводчиков качестве перевода текстов. Всего один пример: Шухов "посещал Армейское медицинское училище как аудитор". По-русски (оригинал статьи на английском) это должно означать, что Владимир Григорьевич как вольнослушатель посещал занятия в знаменитой, основанной еще Н.И. Пироговым Военно-медицинской академии!
Что касается общего впечатления от книги, то она представляет собой набор – именно набор, большой, но отнюдь не полный и произвольный – архивных документов; все вперемешку: подлинники и плохие копии, автографы Шухова и его "записные книжки", совсем не являющиеся таковыми...
Как заявляют Елена Власова и Марк Акопян, оставив в стороне "традиционную демонстрацию личности Шухова как универсального человека", они "сконцентрировались на анализе самого творческого метода", на том, как из математической формулы рождается архитектура.
Такая позиция в корне неверна. Гораздо больше для понимания Шухова да и любого другого крупного инженера его времени дает блестящий афоризм К.С. Мельникова: "В строительной конструкции таится душа. Суметь ее вызвать – значит создать архитектуру".
Если же и существует некий "метод Шухова", то проистекает он именно из универсальности идей, лежащих в основе его изобретений в самых разных областях. Одной из таких идей была идея гибких, работающих на растяжение металлических конструкций, и воплотилась она в висячих покрытиях, гибких затяжках арочных ферм, гибких днищах цилиндрических резервуаров и перегонных кубов. Но из представленной экспозиции никто ничего об этом не узнает.
Совершенно очевидно, что "изучение методов" бесплодно без понимания личности их творца. А личность Шухова полностью изгнана из книги – вплоть до отсутствия какого бы то ни было портрета, притом что прекрасных, поистине художественных его портретов великое множество...
И вновь издательство "Молодая гвардия" использует недобросовестные методы. Сначала публикует на своем сайте клевету, на которую заведомо нельзя ответить (любой неугодный отзыв не пройдет "модерацию"), потом подписывает свой текст чужим именем – Владимир Шухов, – пытаясь таким образом ввести читателей в заблуждение...
Е.М. Шухова
ОТВЕТ ПРАВНУЧКИ (Часть 3)
"Все это (ее многочисленные достоинства – Е.Ш.) позволило книге «Шухов: Покоритель пространства» получить высокую оценку и историков инженерного дела (Международный Шуховский фонд и его президент Л. М. Штерн), и нефтяников (ПАО «Транснефть»), и профессиональных литераторов (журнал «Дружба народов», где публиковались главы из книги). Доброжелательно отнеслись к книге и другие потомки Шухова, в частности, его правнук Владимир, участник создания памятника великому...
"Все это (ее многочисленные достоинства – Е.Ш.) позволило книге «Шухов: Покоритель пространства» получить высокую оценку и историков инженерного дела (Международный Шуховский фонд и его президент Л. М. Штерн), и нефтяников (ПАО «Транснефть»), и профессиональных литераторов (журнал «Дружба народов», где публиковались главы из книги). Доброжелательно отнеслись к книге и другие потомки Шухова, в частности, его правнук Владимир, участник создания памятника великому инженеру на Сретенском бульваре. Поэтому попытка Елены Максимовны говорить от лица всех наследников Шухова выглядит, мягко говоря, странно."
Мне Л.М. Штерн известен как деятель нефтегазовой отрасли. Почему он стал вдруг "историком инженерного дела", непонятно.
Что касается "других потомков Шухова", то я знаю только одного, носящего имя Владимир, – это мой сын, и он относится к книге Васькина так же негативно, как и вся наша семья. При этом в опубликованных мною отзывах об этом произведении я говорила исключительно от своего имени.
"Бездоказательно критикуя любые не ей написанные тексты на данную тему Елена Максимовна апеллирует к авторскому праву, однако она не является ни единоличной наследницей Шухова, ни владелицей прав на его творческое наследие. А если бы и являлась, то Гражданский кодекс РФ (ст. 1274) говорит, что использование цитат из любого произведения «допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора». Незнание этой элементарной юридической нормы странно для человека, называющего себя наследником Шухова и исследователем его творчества".
Более чем странно намеренное искажение издательством текста статьи 1274 Гражданского кодекса РФ. На самом деле она гласит: "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования". На коммерческое издание, каковым является книга Васькина, действие данной статьи не распространяется. Кроме того, в отношении напечатанных им в книге иллюстраций он даже не указал авторов и источники заимствования.
Теперь о наследовании авторских прав. Как единственная внучка Сергея Владимировича Шухова я являюсь наследницей принадлежавшей ему части архива его отца, а также и его собственного архива: дневников, воспоминаний и фотографий. Согласно российскому законодательству, каким-либо образом использовать эти материалы без моего письменного согласия недопустимо. Само собой разумеется, что мне принадлежит исключительное право и на мои собственные труды, и перепечатывать их тоже противозаконно. Васькин требования законодательства нарушил.
"Обвинения и претензии при отсутствии любых оснований (кроме обиженного самолюбия) могут с полным основанием считаться клеветой. Об этом должны помнить не только читатели, которых пытаются ввести в заблуждение, но и сами клеветники, которых и автор книги, и издательство имеют полное право привлечь к ответственности в судебном порядке".
Я буду с нетерпением ожидать вызова в суд. Только боюсь, что все произойдет так же, как и в случае с обещанием Васькина напечатать в своей книге мой отказ от сотрудничества с ним. Он это обещание, увы, не выполнил.
Елена Максимовна Шухова
ОТВЕТ ПРАВНУЧКИ (Часть 2)
Прочитав не только возмущенные письма, но и саму книгу, любой может убедиться, что приведенные в ней факты взяты не только из книги Шуховой, но и из множества других источников, на которые дается более 270 ссылок. Что книга А. Васькина, как и другие его произведения, написана отличным литературным языком и полна уважения к ее герою. Что в ней, как и в любой другой, конечно, имеются ошибки, но даже недоброжелательный глаз госпожи Шуховой смог углядеть только две,...
Прочитав не только возмущенные письма, но и саму книгу, любой может убедиться, что приведенные в ней факты взяты не только из книги Шуховой, но и из множества других источников, на которые дается более 270 ссылок. Что книга А. Васькина, как и другие его произведения, написана отличным литературным языком и полна уважения к ее герою. Что в ней, как и в любой другой, конечно, имеются ошибки, но даже недоброжелательный глаз госпожи Шуховой смог углядеть только две, притом незначительные, а остальную «массу нелепостей» увидеть только в фантазиях".
Не только факты, но весь строй книги, все акценты, все мельчайшие подробности вплоть до описания любимой пепельницы Шухова и его запонок, все мысли (отсылка к гоголевскому "Ревизору" при рассказе о службе отца, характеристика Владимира Григорьевича как интроверта и т.д) взяты Васькиным из моей книги. Другое дело, что в силу своего таланта и интеллекта "известный историк-москвовед" с этим материалом сделал. Васькин совершенно не представляет себе того, о чем пишет, не представляет ни эпохи, ни среды, ни характеров действующих лиц, отсюда и все нелепости, возникающие при его попытках сделать чужой текст своим. Не называли в дворянских семьях бабушку "бабулей", она была "Grand-maman", не отвечала жена Шухова в доме за провизию и не торговалась в Охотном ряду – на это существовала прислуга. Не могли читать Шухову лекции в ИМТУ ни С.А. Чаплыгин и А.П. Гавриленко – ко времени поступления Владимира Григорьевича в училище первому было три года, второму – одиннадцать лет, ни А.С. Ершов, которого уже не было в живых, ни Д.И. Менделеев, который вообще не преподавал в Техническом училище. И совсем не потому в 1920-е годы Шухов записывал в тетрадь денежные расчеты, что был скуп, и в Военно-медицинскую академию он поступил не потому, что разочаровался в инженерной профессии и ощутил себя неудачником. Истинная причина этого решения, напрямую связанного с инженерным делом, и характеризующая Шухова как очень прозорливого и глубокого человека, названа в моей книге, но Васькин ее не понял и потому подменил доступной своему пониманию.
Иногда ошибки в творении Васькина возникают непосредственно при "списывании": так, например, цитируя почти дословно фрагмент моей статьи "Москва в объективе В.Г. Шухова", опубликованной в журнале "Наше наследие" и в списке использованной литературы Васькиным не указанной, он потерял частицу "не", поэтому вместо справедливого утверждения о том, что Шухов не делал постановочных снимков, у нашего "уважаемого автора" получилось нечто прямо противоположное и действительности не соответствующее.
Конфуз неизменно случается и в тех очень редких случаях, когда Васькин действует самостоятельно. Вот, например, на стр. 175 его творения читаем: "Кстати, Владимир Григорьевич фотографировал и в трамвае – на снимке запечатлены гимназист и еще один пассажир, видимо, коллега по работе, заинтересованно выступающих (так в тексте) в роли фотомоделей". Описывая этот снимок – он есть и в семейном архиве, но я его не публиковала – Васькин не имел возможности опираться на "костыли" моего текста. Увы, для того, чтобы узнать в гимназисте характерное лицо Сергея Шухова, наблюдательности ему не хватило.
Этими примерами отнюдь не исчерпывается количество нелепостей в книге Васькина, продолжать его можно безгранично.
А вот и образчик его "отличного литературного языка": "Так, любовь к жене у Шухова постепенно срослась с ревностью, родив причудливый и довольно распространенный у нас плод мичуринской агробиологии". (Стр. 152)
Теперь о 270 ссылках. Если изъять из этого числа повторные (по типу: "указ. соч.") и не относящиеся к делу ("Домашний лечебник..." и т.п.), то ссылок останется гораздо меньше, да и те сделаны зачастую недобросовестно. Так, например, повторяя историю о предложенном Шуховым доказательстве теоремы Пифагора, Васькин ставит ссылку на статью Е.Мельниковой 2013 года, хотя взята она из изданной десятью годами ранее моей книги, а мною в свою очередь найдена в неопубликованных записках моего деда.
Боюсь, что многие ссылки просто скопированы "автором" из обширного списка источников, приведенного в моей книге, по крайней мере, часто они идентичны.
Сомнение в том, что Васькин работал в архиве, возникает уже при взгляде на помещенную им на первой странице вклейки подпись Шухова – настолько это грубая подделка! А ведь в архивах хранится множество документов, подписанных Шуховым!
"Это (критика книги Васькина – Е.Ш.) далеко не единичный случай: мишенью ее оскорбительных писем становились многие авторы, посмевшие писать о ее предке. Например, член-корреспондент РАН Герой России летчик-космонавт Юрий Батурин, издавший несколько лет назад сборник научных трудов о Шухове".
Очередная ложь и передергивание фактов. Действительно, мне не могут нравиться безграмотные статьи о Шухове или бесцеремонные перепечатки моих текстов. Самостоятельные исследования я всегда приветствую. Другое дело, что их единицы. Если говорить только о трудах отечественных специалистов, то я могу назвать и всегда называю два: очень интересную книгу потомка гороховецких рабочих завода Бари Н.И. Андреева "Котельщики" и работу С.В. Зеленовой, посвященную нижегородским гиперболоидным пожарным вышкам.
Что касается изданного Ю.М. Батуриным сборника научных трудов о Шухове, то такового попросту не существует. По-видимому, речь идет о выпущенной в 2014 году возглавляемым Ю. Батуриным Институтом истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова книге И.А. Петропавловской "Летопись инженерной и научной деятельности почетного академика В.Г. Шухова", которая ни в какой мере не отвечает требованиям, предъявляемым к научным изданиям. Впрочем, это отдельная тема.
ОТВЕТ ПРАВНУЧКИ В.Г. ШУХОВА НА ПУБЛИКАЦИЮ ИЗДАТЕЛЬСТВА "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" "ОСТОРОЖНО, КЛЕВЕТА!" (Часть 1)
Публикация данного материала является новым черным пятном на репутации издательства "Молодая гвардия". Написан он так же, как и книга Васькина о моем прадеде, то есть недобросовестно и неумно, с многочисленными искажениями фактов, и вполне соответствует своему же заголовку. В подтверждение своих слов отвечу на все "пункты обвинения" по...
Публикация данного материала является новым черным пятном на репутации издательства "Молодая гвардия". Написан он так же, как и книга Васькина о моем прадеде, то есть недобросовестно и неумно, с многочисленными искажениями фактов, и вполне соответствует своему же заголовку. В подтверждение своих слов отвечу на все "пункты обвинения" по порядку.
"Издатели серии «ЖЗЛ» привыкли к тому, что потомки знаменитостей помогают созданию книг о жизни их предков, делясь с авторами ценной информацией из семейных архивов. К сожалению, госпожа Шухова пошла другим путем: когда А. Васькин, начиная работу над книгой, обратился к ней, чтобы прояснить ряд вопросов, она наотрез отказалась помочь ему, а напротив, пообещала всячески препятствовать".
Нужно сказать, что подавляющее большинство вышедших до сего времени публикаций о Шухове составляют исследования – ценные и не очень – различных аспектов его деятельности. Достоверной биографии инженера при Советской власти не существовало да и не могло существовать по вполне понятным причинам. Появилась такая биография в 2003 году и была написана мною. Книга, появлению которой предшествовало 10 лет работы и многочисленные публикации в периодических изданиях, получила признание российских и зарубежных специалистов и была удостоена Золотого диплома международного фестиваля-конкурса "Зодчество – 2004" за лучшее издание об архитектуре и архитекторах. На основе этой книги при моем непосредственном и деятельном участии были сняты два документальных фильма: "Гиперболоид инженера Шухова" (телеканал "Культура") и "Шухов. Последний герой русского ренессанса" ("Аполло-фильм"). Даже правильная дата рождения Шухова была установлена мною, и это притом, что уже более полувека существует Комиссия Академии наук по разработке наследия инженера, а свидетельство о его рождении хранится в архиве РАН... Никаких новых биографических сведений о Шухове со времени выхода в свет моей книги не появилось, все посвященные этой теме публикации имели источником мой труд.
И вот в январе 2018 года в моей квартире раздался телефонный звонок. Голос в трубке произнес:
– Я – Васькин. Я пишу книгу о Шухове для ЖЗЛ.
Сказано это было так, будто имя Васькина должно быть известно каждому по меньшей мере так же, как, например, имя Пушкина. Получив в ходе телефонного разговора представление о личности Васькина, о его культурном уровне (о них можно судить, прочитав опубликованный им недавно отзыв о собственном (!) произведении), я настоятельно просила его отложить мою книгу в сторону и, не пользуясь ею, писать свою на основании собственных исследований и находок, благо, и в государственных архивах материалов предостаточно. Перепечатки из моей книги я Васькину действительно категорически запретила и предупредила, что по выходе в свет его произведения выскажу свое мнение публично, причем укажу на все ошибки и заимствования. Думаю, что на любой непредвзятый взгляд моя позиция выглядит вполне обоснованной и справедливой.
Увы, данное изделие не только не является подарком к юбилею Шухова, это – прямое оскорбление его памяти, как и всякая недобросовестная и бездарная работа. Очень жаль, что издательство "Молодая гвардия" печатает подобные "произведения". Не для такой макулатуры, как книга Васькина, Максим Горький возрождал просветительскую серию ЖЗЛ!..
Е.М. Шухова
"Многоуважаемый автор" почему-то забыл, что я настоятельно просила его указать в книге тот факт, что после "беседы" с ним я отказалась предоставить ему какие-либо материалы, предвидя, какого качества произведение у него получится. Он мне обещал это сделать, но своего слова не сдержал. Забыл "автор" и то, что никакая часть чужой книги не может быть использована без разрешения правообладателя...
Заодно хотелось бы напомнить, что человек, называющий себя писателем,...
Заодно хотелось бы напомнить, что человек, называющий себя писателем, обязан соблюдать грамматические нормы русского языка. В контексте фразы "вы считаете себя вправе писать" слово "вправе" пишется слитно, т.к. это наречие, а не существительное с предлогом; во фразе "какой бы ни была книга", следует писать "ни", а не "не"...
Умиляет и скромность "автора", оценивающего свое собственное произведение 10 баллами... Вообще мне очень понравилась эта рецензия на собственную книгу - в ней "автор" Васькин предстает во всем блеске своих интеллектуальных и нравственных качеств.
Вот уже 25 лет я занимаюсь изучением и публикацией наследия моего прадеда – В.Г. Шухова, на основании материалов семейного архива написала множество статей и обширную монографию "Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России" (М., МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003). За время этой своей деятельности я сталкивалась с массой нелепостей да и к, мягко говоря, неуважительному отношению к соблюдению авторских прав со стороны разнообразных "исследователей" успела привыкнуть.
Но...
Но такой безобразной книги - если "творение" А.А. Васькина вообще можно назвать книгой – мне видеть еще не доводилось.
Если читатель думает, что заявленные "автором" 415 страниц являются повествованием о Шухове, он глубоко заблуждается. Какое-либо отношение к Шухову имеет едва ли треть этого объема, все остальное – цитаты из разных источников, приводимые, так сказать, по созвучию.
Вот, например, один небольшой факт (конечно же, позаимствованный из вышеупомянутой моей монографии, как и все другие достоверные факты, что, конечно же, никак не оговорено) – Шухов был брезглив и имел обыкновение на ночь протирать руки одеколоном. У товарища Васькина это замечание разворачивается на три страницы с привлечением сведений из различных медицинских справочников, упоминанием "мизофобии", сообщением о том, что Никола Тесла "с отвращением относился ко всему круглому" и т.д. Причем же здесь Шухов? А при том, что, по мнению Васькина, инженер страдал "комплексом неполноценности"! Как говорится, комментарии излишни.
Так обращается "автор" с фактами достоверными. А сколько в книге его собственных, ни на чем не основанных измышлений, не имеющих никакого отношения к действительности! А сколько в ней нелепостей и фактических ошибок! Чего стоит такой, например, пассаж: "Нижегородский гиперболоид Шухова долгое время был самым высоким сооружением в России, опережая колокольню Петропавловского собора и другие подобные здания – храм Христа
Спасителя и Исаакиевский собор". И это при том, что высота построенной в 1929 году опоры ЛЭП НИГРЭС составляет 128 м, тогда как радиобашня на Шаболовке имеет высоту 148 м, а возведена она семью годами раньше! Впрочем, ошибкой книга встречает читателя сразу же, с первой страницы - Шухов жил в квартире 64, а вовсе не 46, как утверждает автор.
Под стать содержанию и язык, которым данное творение написано. "Золоторотцы делали свое вонючее дело ночью... А теперь представим себе: рафинированный интеллигент Владимир Григорьевич по привычке каждое утро шагает на работу пешком, по мостовой... Перешагивая то тут, то там разливы оставшихся после проезда золотарных обозов нечистот, чтобы не вляпаться".
Все знает товарищ Васькин, все может себе представить. Не знает он только ответа на вопрос, каким образом неврастеник с комплексом неудачника, с завышенным "представлением о собственной персоне", только и думающий о черной икре, "творожке" и "сметанке", и при том "прижимистый хозяин" - а именно таким предстает В.Г. Шухов на страницах книги Васькина – смог стать "первым инженером России" и уже в наши дни получить всемирное признание...
Елена Максимовна Шухова
Не знаете, что почитать?