Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Ночь | +11 |
Гала Дали. Жизнь, придуманная ею самой | +4 |
Как хороший человек становится негодяем | +4 |
Двор Красного монарха. История восхождения Сталина к власти | +2 |
В попытке побаловать себя перед сном триллером или мистикой, практически наугад открыла "Ночь" Эли Визеля. Но то, что книга будет настолько страшной - даже не предполагала.
Я много читаю о войне и о лагерях, но впечатление от этой книги совершенно особенное - концентрация отчаяния и ужаса, доведенная до нечеловеческих масштабов.
Еврейский писатель Эли визель, получивший Нобелевскую премию мира, вспоминает как в 1944 году, будучи 15-летним пацаном, он с семьей был депортирован в...
Я много читаю о войне и о лагерях, но впечатление от этой книги совершенно особенное - концентрация отчаяния и ужаса, доведенная до нечеловеческих масштабов.
Еврейский писатель Эли визель, получивший Нобелевскую премию мира, вспоминает как в 1944 году, будучи 15-летним пацаном, он с семьей был депортирован в Освенцим. Они с отцом продержались восемь месяцев, но живым вышел только он.
Не представляю, как можно сохранить рассудок, увидев и пережив такое, ведь забыть, стереть из памяти эти картины невозможно. И смерть, пожалуй, не самое страшное. Те, вещи на которые готов человек, чтобы выжить, куда страшнее смерти.
Год назад провела литературный опыт - прочитала одновременно три книги о Дали: "Гала. Как сделать гения из Сальвадора Дали" Софьи Бенуа, "Гала - муза Дали" Доминик Бона и эту книгу, написанную самой Гала Дали "Жизнь, придуманная ею самой".
Очень любопытно было сравнивать мнение окружающих о ней и то, что она писала о себе сама, причем иногда в третьем лице. Понятно, что относительно себя трудно сохранять объективность и Гала в этом не исключение. Скорее даже...
Очень любопытно было сравнивать мнение окружающих о ней и то, что она писала о себе сама, причем иногда в третьем лице. Понятно, что относительно себя трудно сохранять объективность и Гала в этом не исключение. Скорее даже наоборот - она еще тот сказочник и мистификатор.
Из предисловия к книге:
"Елена Дьяконова, по ее словам, родилась в Казани в 1894 году, но исследователи не смогли найти там документы, свидетельствующие о семье Дьяконовых. Мало того, в доме, на который указала Гала, родился и вырос писатель Василий Аксенов, история этого дома хорошо известна, и в нем Дьяконовы никогда не жили.
И братья ее не учились в указанное время в казанских гимназиях. И отец Иван Дьяконов не числился служащим Министерства сельского хозяйства, как утверждала Гала.”
И то, что пишет сама Гала:
“Первое рождение – физическое. Документы утверждают, что оно произошло в 1894 году. От того, что я изменю дату, сам возраст не изменится.
Где? Какая разница? Пусть будет Казань – большой красивый город.
Это жизнь, о которой я просто не желаю помнить, а если я не желаю помнить, значит, и рассказа не будет.”
Пока читала, отношение к ней менялось с одного на другое, с положительного на резко отрицательное и наоборот, от полного неприятия до признания ее исключительности. Однако, читая ее книгу, вскользь, между строк, проливается свет на причины ее поведения: возможно именно безразличие ее матери лишило Гала материнского инстинкта - хорошей матери из нее не получилось. Из нее даже не получилось плохой матери! Сесиль, дочь Гала и Поля Элюара (ее первого мужа) - глубоко несчастный ребенок, которую позже, умирающая мать даже не захотела увидеть.
Конечно, к чему это морализаторство, ведь в конце концов, заслуга Гала перед мировым искусством несомненна. Вероятно, ее предназначение выше всего мирского, а девочка всегда была на попечении любящей бабушки, да и отец в ней души не чаял. И все-же, “яжмать”, мне трудно закрыть на это глаза…
На самом деле, весьма простенькое повествование, но оно не мешает удивляться этой 37-летней женщине. Что она нашла в этом молодом каталонце, который своим, мягко говоря, странным поведением заставлял окружающих сомневаться в своей психической адекватности. Бросить семью, ребенка, достаток и комфорт ради бедного, никому не известного двадцатипятилетнего девственника, безусловно, не лишенного таланта - это либо любовь к нему (скорее как к ребенку), либо колоссальная вера в него и его будущее...либо и то и другое. И теперь это совершенно другая женщина, которой нельзя не восхищаться. Ее преданность и продуманность вызывает восхищение!
Книга, несмотря на ее незамысловатость и не особую авторскую искренность,
как дополнение к пониманию человека даже сквозь недосказанность - очень даже полезна, но для более полного представления о Гала, как человеке и женщине не достаточна.
Кто не знает об экспериментах Милгрэма? Впрочем, далеко не все или весьма поверхностно. Подчинение и неподчинение, конфликт совести и власти - об этом написано огромное количество статей и снято несколько фильмов. Но книга - есть книга. Тут все дотошно и по полочкам.
В свое время, фотографии концлагерей и чудовищные результаты холокоста подтолкнули Милгрэма заняться этой темой. Его эксперименты явились "попыткой ответить на вопрос о причинах вовлечения миллионов вроде бы цивилизованных...
В свое время, фотографии концлагерей и чудовищные результаты холокоста подтолкнули Милгрэма заняться этой темой. Его эксперименты явились "попыткой ответить на вопрос о причинах вовлечения миллионов вроде бы цивилизованных людей в уничтожение других миллионов на территории европейской культуры, породившей демократию, гуманизм, идею прав человека и научно-технический прорыв с фантастическими результатами."
Однако, разговор не только и не столько о масштабных кризисных ситуациях, таких как войны или диктатуры. В мирное время, каждый день, человек в не меньшей степени находится под давлением начальства, власти или общественного мнения. Увы, но не каждый готов этому давлению сопротивляться, даже если он не согласен и убежден в своей правоте. Независимо от своего возраста, уровня образования, статуса или положения в обществе, в некоторых ситуациях, человек просто не способен идти вопреки общему мнению.
В книге действительно много всего любопытного, но не могу назвать ее легкой для прочтения. Признаюсь, подробное описание методологии и работы над расшифровками результатов, я иногда пролистывала.
Если по хорошему, то это трилогия: "Молодой Сталин", "Двор Красного монарха. История восхождения Сталина к власти" и "Красный монарх. Сталин и война", хотя изданы они были в ином хронологическом порядке.
Сразу скажу, что я с не меньшим интересом и уважением отношусь к иностранным авторам, когда речь идет о нашей истории. Их профессионализм, порой, вызывает куда больше уважения, чем некоторых наших историков. А книги Себага Монтефиоре, английского писателя и...
Сразу скажу, что я с не меньшим интересом и уважением отношусь к иностранным авторам, когда речь идет о нашей истории. Их профессионализм, порой, вызывает куда больше уважения, чем некоторых наших историков. А книги Себага Монтефиоре, английского писателя и историка, специализирующего на истории России - это увлекательнейшее чтение, написаны они блестяще! Именно эта книга была признана "Лучшей исторической книгой года" в Британии в 2004 году.
Особенно оценят этого автора те, кому интересна тема, но они не хотят утонуть в огромном количестве дат, фамилий и событий. Это книги не столько о партии, истории России и СССР, сколько о роли одного конкретного человека в этих событиях.
Если в “Молодом Сталине” речь шла о молодых годах Иосифа Джугашвили, а там, поверьте, события не менее захватывающие, чем в “Крестном отце”. Ограбления или экспроприации, шантаж, похищения людей и убийства, ровно как дружба, любовь, женщины и дети - всего хватает. То в этой книге, Иосиф уже не Джугашвили. Он - Сталин.
Я отношусь к тем, кто считает большевизм вообще и Сталина лично - злом, но это не мешает мне с интересом читать об этом человеке. Книги Монтефиоре нельзя обвинить в излишней эмоциональной окраске, они максимально строятся на чьих-то воспоминаниях или документах, а не на суждениях автора. Хотя конечно, для кого-то Тифлисское ограбление (или экспроприация), в ходе которой погиб не один десяток людей, может быть оправдано необходимостью пополнения партийной кассы. Но положа руку на сердце - это обыкновенный терроризм.
“Двор Красного монарха” начинается с того праздничного дня, когда вся верхушка соберется с женами на большую дружескую вечеринку дома у Ворошилова - на празднование 15-й годовщины Октябрьской революции. В этот вечер, вторая жена Сталина Надежда Аллилуева будет найдена дома мертвая. И хотя есть версии, что это могла быть ссора между ними и что Сталин, возможно, причастен к ее смерти, более вероятно, что это все-таки самоубийство. Однако, для него это был сильнейший удар, который очень сильно подкосил Сталина.
Книга охватывает промежуток до начала войны - самый мрачный в истории нашей страны. Волосы шевелятся, когда читаешь о судьбах тех, кто был всю жизнь близок к Сталину, с кем связывала дружба, работа или родственные связи. Какая паранойя двигала человеком, чтобы уничтожить почти всех вокруг из своего окружения и раскрутить истерию недоверия и охоты на ведьм в масштабах такой огромной страны.
“В годы Террора Сталин любил оправдываться, когда другие руководители жаловались ему на арест своих близких: “Что я могу сделать? У меня самого близкие в тюрьме!”...
"Сталин вспоминал жизнь других старых большевиков, рассказывал о них анекдоты”. Он называл имена, от которых гости поеживались: это были люди, которых он сам беспричинно казнил. Иногда Сталин говорил, что зря их расстреляли – по его приказу… “Меня удивляло, – пишет Чарквиани, – что, упоминая людей, несправедливо казненных, он говорил со спокойной беспристрастностью историка, не выражал ни печали, ни злобы – говорил без злопамятства, с мягким юмором…”
Множество деталей и фактов о самом Сталине и людях его окружения дают возможность увидеть то время не в черно-белом цвете кинохроники и архивных фотографий, а прикоснуться к цветному миру живых людей, какими бы страшными они ни были.
Не знаете, что почитать?