Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Домой с небес | +1 |
Археология знания | +1 |
Ночь нежна | 0 |
Разум от начала до конца. Новый взгляд на эволюцию сознания от ведущего мыслителя современности | 0 |
Прощай, оружие! | 0 |
Фрэнсис Скотт Фицджеральд "Ночь нежна" 1934 г. ????
Представитель "потерянного поколения" в литературе, американский писатель, автор "Великого Гэтсби".
"Ночь нежна" - самый чувственный роман писателя, как он его сам называл. Основа сюжета автобиографична, как у многих романов того времени. Описывается жизнь молодой семьи, входящей в "свет", в Европе в 20-е годы, в основном во Франции.
Молодой врач, имеющий перспективы в психиатрии,...
Представитель "потерянного поколения" в литературе, американский писатель, автор "Великого Гэтсби".
"Ночь нежна" - самый чувственный роман писателя, как он его сам называл. Основа сюжета автобиографична, как у многих романов того времени. Описывается жизнь молодой семьи, входящей в "свет", в Европе в 20-е годы, в основном во Франции.
Молодой врач, имеющий перспективы в психиатрии, влюбляется в пациентку. Ему предоставлен тяжёлый выбор: либо навсегда забыть её и уехать, либо жениться на ней и быть одновременно мужем и врачом, что не одобряется врачебной этикой и бытовым конформизмом.
Он делает выбор в пользу второго и селится вместе с женой на вилле в Ривьере, живя в основном за счёт жены и своих работ по психиатрии. Живя на курорте, главный герой - Дик, расчищает пляж от камней, тем самым делая место рядом с их виллой привлекательным для туристов.
Теперь каждое лето молодая семья заводит новые знакомства, устраивает вечера и т.д. С одной из таких туристок, юной актрисой Голливуда, Дик начинает роман. В это же время начинаются срывы у его жены.
С этого момента Дика постоянно последует какой-то распад во всех сферах жизни.
Он не понимает уже, что является лечением жены, а что наоборот, делает ей только хуже.
Цитаты:
"Говорят, душевные раны рубцуются - бездумная аналогия с повреждениями телесными, в жизни так не бывает. Такая рана может уменьшиться, затянуться частично, но это всегда открытая рана, пусть и не больше булавочного укола. След испытанного страдания скорей можно сравнить с потерей пальца или зрения в одном глазу. С увечьем сживаешься, о нём вспоминаешь, быть может, только раз в году, - но когда вдруг вспомнишь, помочь всё равно нельзя".
"Беда в том, что когда ты трезв, тебе ни с кем не хочется знаться, а когда пьян, никому не хочется знаться с тобой."
Борис Поплавский "Домой с небес" 1935 г.??
Борис Поплавский (1903 - 1935) - поэт, писатель серебряного века русского зарубежья. Принадлежал и к футуристам, сюрреализму и символизму в поэзии, и к модернизму в прозе.
Его прозу можно назвать потоком сознания.
"Домой с небес" - именно такой "бред невротика", где главный герой разрывается от мазохистской любви к одной некрасивой девушке и от садистской любви к другой. Причём эта любовь постоянно пересекает черту...
Борис Поплавский (1903 - 1935) - поэт, писатель серебряного века русского зарубежья. Принадлежал и к футуристам, сюрреализму и символизму в поэзии, и к модернизму в прозе.
Его прозу можно назвать потоком сознания.
"Домой с небес" - именно такой "бред невротика", где главный герой разрывается от мазохистской любви к одной некрасивой девушке и от садистской любви к другой. Причём эта любовь постоянно пересекает черту морально дозволенного, но физического сексуального контакта главный герой инфантильно боится. Эти две девушки сменяют друг друга: одна на Ривьере, другая в Париже. В итоге в его отношения добавляется со временем смесь: он преодолевает свой мазохизм по отношению к первой и начинает её мучить, и испытывает стыд за свою бедность перед второй, тем самым теряя уважение к себе. По отношению к себе герой испытывает смешанные чувства: от глубоко отвращения до великого эгоизма.
Вот такой психологический триллер.
Текст романа переполнен эпитетами, которые позволяют сохранить накал нервозности повествования, но тем самым за этим накалом часто теряется нить фактического повествования.
"Домой с небес" опубликовали только в 90-х годах и она является продолжением, или лучше сказать историей о тех же людях, что и первый роман Поплавского "Аполлон Безобразов". "Домой с небес" кончается фразой о том, что ничего не получилось в любви и пора возвращаться домой с небес к вечным друзьям. Через 2 недели после окончания работы над романом Поплавского нашли на квартире со случайным знакомым. Оба были мертвы от передозировки наркотиками. О нём отзывались как о новой надежде русского зарубежья и Бердяев, и Мережковский, и другие эмигранты тех лет.
Книга произвела сильное впечатление, но местами читается тяжело.
Цитаты:
"И с каждым шагом что-то мягкое, горячее, жалкое разрывалось в нем. Работать… Я — работать?.. Да разве иппогрифы, единороги и Левиафаны работают…"
"Так, один против всех, Олег на солнечной стороне осуществлял свой безупречный ритмический танец. Перед синим ковчегом утреннего неба, закрутив до неприличия рукавчики безрукавки, шел в неизвестном направлении с необычайно счастливым, высокомерным выражением на своей тупой и бесформенной загорелой славянской роже, сражаясь глазами с удивленными встречными, ибо здесь, в этом было его возмездие, болезнь и уродство, непрочная гора, мания величия, с которой он, перехамив и вымотавшись, вниз головою летел в глубокий овраг мании преследования.".
Дэниел Деннет "Разум от начала до конца" 2017 г. ??
Дэниел Деннет - американский философ сознания, базирующийся на аналитической традиции. Если честно, я не считаю аналитическую философию в полной мере философией за её попытки превратить философию в точный научный аппарат. Но работаем с тем, что имеем.
"Разум от начала до конца" я решил прочитать, т.к. учусь на направлении нейронаук и эту работу мы разбирали в прошлом году, но в то время я плотно забил.
Деннет в этой...
Дэниел Деннет - американский философ сознания, базирующийся на аналитической традиции. Если честно, я не считаю аналитическую философию в полной мере философией за её попытки превратить философию в точный научный аппарат. Но работаем с тем, что имеем.
"Разум от начала до конца" я решил прочитать, т.к. учусь на направлении нейронаук и эту работу мы разбирали в прошлом году, но в то время я плотно забил.
Деннет в этой работе производит пересмотр взглядов на эволюции сознания, сходный эволюции живых организмов Дарвина. А именно ориентируется на инверсию эволюции. Ведь Дарвин выступал против того, что причиной любой эволюции является всевышнее разумное существо; исследователь говорил, что эволюция - слепой процесс. Что не нужно какого-то телеологического предопределения свыше, чтобы из низших организмов произошло высшее, из простых - сложное.
Так же происходит возникновение сознания. Оно возникает не из-за предопределённости и понимания, а из слепой комбинаторики физических и когнитивных процессов в мозге. Для этого аргумента Деннет приводит в пример машину Тьюринга, которая умеет строить алгоритм, как и человеческое сознание, но не обладает понимаем.
Читать Деннета интересно, но он пишет тоном первооткрывателя, хотя просто делает реферат. Ну и раздражает этот научпоповский слишком восторженный стиль. Прочитав эту книгу, человеческое сознание вы не поймёте, как пишут некоторые обзорщики, но познакомитесь с одной из интересных теорий развития сознания.
Эрнест Хемингуэй "Прощай, оружие!" 1929 г. ?
Один из первых романов американского писателя. Именно этот роман принёс ему славу. Хемингуэй - прозаик потерянного поколения, писатели которого мастерски писали о войне, смерти, любви и алкоголе, но не могли найти целей всему этому, не могли достичь внутреннего удовлетворения после того, что они пережили.
"Прощай, оружие!" как раз об этом. Американский офицер Фредерик Генри служит в итальянской армии во время первой мировой...
Один из первых романов американского писателя. Именно этот роман принёс ему славу. Хемингуэй - прозаик потерянного поколения, писатели которого мастерски писали о войне, смерти, любви и алкоголе, но не могли найти целей всему этому, не могли достичь внутреннего удовлетворения после того, что они пережили.
"Прощай, оружие!" как раз об этом. Американский офицер Фредерик Генри служит в итальянской армии во время первой мировой войны. Его пребывание там проходит через чур отстранённо, он не испытывает лишних чувств, не испытывает поглощения войной. Даже когда он заводит роман с медсестрой, то легко соглашается, что это всего лишь игра. И когда получает ранение, и эта медсестра ухаживает за ним в госпитале, не понимает, когда начинать чувствовать.
Но потихоньку его затягивает, он позволяет себе повысить градус жизни. Он вынужден бежать из армии с беременной возлюбленной. Он спасается в мирном месте. Но ему ещё предстоит расплачиваться за то, что он позволил себе ощущать жизнь.
Такие книги читаются для отдыха, они читаются для сожаления и сочувствия, а пишутся для того, чтобы опустошить эмоционально, для катарсиса.
Цитаты:
"Порой мужчине хочется побыть одному и женщине тоже хочется побыть одной, и каждому обидно чувствовать это в другом, если они любят друг друга"
"Когда люди столько мужества приносят в этот мир, мир должен убить их, чтобы сломить, и поэтому он их и убивает. Мир ломает каждого, и многие потом только крепче на изломе. Но тех, кто не хочет сломиться, он убивает. Он убивает самых добрых, и самых нежных, и самых храбрых — без разбора. А если ты ни то, ни другое, ни третье, можешь быть уверен, что и тебя убьют, только без особой спешки"
"— Я не знаю, что такое душа.
— Бедняжка. Никто не знает, что такое душа. Вы верующий?
— Только ночью".
Теодор Адорно "Негативная диалектика" 1966 г. ??
Адорно - представитель социо-философской франкфуртской школы, которую (по некоторым данным) основал Эрих Фромм.
"Негативная диалектика" - один из последних трудов немецкого мыслителя, в котором он критически проходится по всем философским течениям своего времени и выстраивает собственную одноимённую концепцию. Очень тяжёлый и неподъёмный труд для понимая. Но написан довольно хорошо и увлекательно. Тот случай, когда ты...
Адорно - представитель социо-философской франкфуртской школы, которую (по некоторым данным) основал Эрих Фромм.
"Негативная диалектика" - один из последних трудов немецкого мыслителя, в котором он критически проходится по всем философским течениям своего времени и выстраивает собственную одноимённую концепцию. Очень тяжёлый и неподъёмный труд для понимая. Но написан довольно хорошо и увлекательно. Тот случай, когда ты читаешь словно скользишь по тексту, но понимание всегда тормозит. Призрачная лёгкость стилистики еле прикрывает тяжеловесные концепты, приходится постоянно возвращаться и перечитывать.
По сути, это Адорно применил в своей философии принцип деконструкции.
Любая концепция: диалектика тождества Гегеля, философия персонализма и диалога, философия Бергсона, экзистенциальная философия, феноменология, философия Хайддегера - всё это замыкается на некоторых утверждающих системах, концептах.
Теодор Адорно считает, что в мировом развитии не может быть тождества, законченности - и это отнюдь не весело, а скорее депрессивно. Весь мыслительный, культурный процесс не приходит к синтезу, а разбивается в противоречиях. И всё превращается в бесконечный диалектический процесс, где основание и главный момент - это антитезис.
По своей форме Адорно предвосхитил археологию Фуко, где тоже главную роль занимали противоречия (но больше в практиках); предвосхитил деконструкцию; и примкнул к тем философам 20 столетия, которые отрицали истину как цель, так как она неосуществима в человеческом понятийном мире. Таким образом его концепция - это концепция вечной неудовлетворённости, бесконечно погони за недостижимым и постоянного разочарования в неспособности найти твёрдую почву под спекулятивными ногами.
Цитаты:
"Философствовать можно, исходя из конкретного, но не о конкретном";
"Тот, кто ратует за сохранение культуры, пусть даже виновной во всех грехах, пусть даже убогой, тот превращается в ее сообщника и клеврета; тот, кто отказывается от культуры, непосредственно приближает наступление эпохи варварства; и именно в этом качестве культура и разоблачила самое себя";
"Освенцим начинается, когда смотря на скотобойню кто-то думает: это всего лишь животные".
"Тот, кто учит, что править должен не разум, а любовь, открывает дорогу тому, кто убежден, что править должна ненависть".
Фрэнсис Скотт Фицджеральд "Ночь нежна" 1934 г. ????
Представитель "потерянного поколения" в литературе, американский писатель, автор "Великого Гэтсби".
"Ночь нежна" - самый чувственный роман писателя, как он его сам называл. Основа сюжета автобиографична, как у многих романов того времени. Описывается жизнь молодой семьи, входящей в "свет", в Европе в 20-е годы, в основном во Франции.
Молодой врач, имеющий перспективы в психиатрии,...
Представитель "потерянного поколения" в литературе, американский писатель, автор "Великого Гэтсби".
"Ночь нежна" - самый чувственный роман писателя, как он его сам называл. Основа сюжета автобиографична, как у многих романов того времени. Описывается жизнь молодой семьи, входящей в "свет", в Европе в 20-е годы, в основном во Франции.
Молодой врач, имеющий перспективы в психиатрии, влюбляется в пациентку. Ему предоставлен тяжёлый выбор: либо навсегда забыть её и уехать, либо жениться на ней и быть одновременно мужем и врачом, что не одобряется врачебной этикой и бытовым конформизмом.
Он делает выбор в пользу второго и селится вместе с женой на вилле в Ривьере, живя в основном за счёт жены и своих работ по психиатрии. Живя на курорте, главный герой - Дик, расчищает пляж от камней, тем самым делая место, рядом с их виллой привлекательным для туристов.
Теперь каждое лето молодая семья заводит новые знакомства, устраивает вечера и т.д. С одной из таких туристок, юной актрисой Голливуда, Дик начинает роман. В это же время начинаются срывы у его жены.
С этого момента Дика постоянно последует какой-то распад во всех сферах жизни.
Он не понимает уже, что является лечением жены, а что наоборот, делает ей только хуже. В итоге, как во всякой хорошей прозе, всё кончается либо плохо, либо бессмысленно, по крайней мере для главного героя.
Цитаты:
"Говорят, душевные раны рубцуются - бездумная аналогия с повреждениями телесными, в жизни так не бывает. Такая рана может уменьшиться, затянуться частично, но это всегда открытая рана, пусть и не больше булавочного укола. След испытанного страдания скорей можно сравнить с потерей пальца или зрения в одном глазу. С увечьем сживаешься, о нём вспоминаешь, быть может, только раз в году, - но когда вдруг вспомнишь, помочь всё равно нельзя".
"Беда в том, что когда ты трезв, тебе ни с кем не хочется знаться, а когда пьян, никому не хочется знаться с тобой."
Мишель Фуко "Археология знания" 1969 г. ??
XIX и XX века породили множество исторических теорий от провиденциальных до полностью антиисторичных. Мишель Фуко - постструктуралист, прекрасный оратор и очень популярный философ создал свой проект антиисторичной истории: археологию. Идейно археология вытекает из ницшеанской генеалогии, а принципиально - отчуждается от истории идей Лавджоя. Очень близка археология исторической школе анналов.
Фуко описывает археологию как медленную историю:...
XIX и XX века породили множество исторических теорий от провиденциальных до полностью антиисторичных. Мишель Фуко - постструктуралист, прекрасный оратор и очень популярный философ создал свой проект антиисторичной истории: археологию. Идейно археология вытекает из ницшеанской генеалогии, а принципиально - отчуждается от истории идей Лавджоя. Очень близка археология исторической школе анналов.
Фуко описывает археологию как медленную историю: история морских путей, добычи золота, производства зерна... или история пенитенциарных практик (тюрем) и история института безумия, непосредственно развитые Фуко в других работах.
Дело в том, что археология не стремится найти связующую нить между событиями, археология исследует разрывы в истории. Её противоречия.
Ради прояснения этой концепции Фуко выдумывает собственную странную логику. В ней есть эпистемы, дискурсивные формации, поля высказываний. Исследование разрывов - это исследование различных дискурсивных формаций, не связанных с другими, но высказывания относительно объекта исследования в которых представляют собой узел. Например, душевнобольной в 19 веке и 20 веке имеет совсем разные окрасы, а высказывания о них совершенно различные смыслы: от полного ничтожения до романтического орнамента.
Археологии всё равно на ход развития или деградации, она в любой момент рассматривает объект исследования как абсолютно завершённую истину, а их различие в дискурсах, как рассеивание объекта (понятия) в системе отсылок.
В такой археологии приобретается объект в сети отношений, но теряется сам говорящий субъект и сущность, бытие объекта. В этом и была задумка Мишеля Фуко.
Габриэль Марсель (1889 - 1973) - французский философ, драматург, представитель философии диалогизма и так называемого "религиозного экзистенциализма" (сам с этим названием согласен не был).
Я лично хотел бы его отнести к потерянному поколению потому что началом его творчества послужил пережитый опыт 1 мировой войны, где он был медиком. Но в отличие от писателей потерянного поколения, работы Марселя носят скорбный, но жизнеутверждающий характер.
"О смелости в метафизике"...
Я лично хотел бы его отнести к потерянному поколению потому что началом его творчества послужил пережитый опыт 1 мировой войны, где он был медиком. Но в отличие от писателей потерянного поколения, работы Марселя носят скорбный, но жизнеутверждающий характер.
"О смелости в метафизике" - это сборник статей с 1946 г. по 1969 г., поздние его работы, в которых мыслитель занимается рефлексией или оценкой своего философского и творческого пути и путей своих коллег и наставников: М. Бубера, М. Хайдеггера, Ж-П. Сартра, Н. Бердяева, А. Бергсона.
Сартра он критикует во многом из-за разности их позиций на счёт первичности существования или существа. В атеизме Сартра предпочтение отдаётся более марксовскому первоначалу - существованию. И хоть для человека в экзистенциализме общим является принцип отчуждения от самого себя - в атеистическом это приход к гуманизму, а в религиозном, Марселевском - это приход к Богу, так как он более близок ко мне, чем я сам к себе, и через Бога мы обращаемся к другим людям в их живой одухотворённости, к их Ты (диалог).
С М. Бубером - иудейским представителем философии диалогизма, Марсель находит намного больше общего, чем с другими своими коллегами.
М. Хайдеггера автор критикует за его эгоистическую позицию фундаментальной онтологии в сингулярной феноменологичности. Но позже, после того как Марсель и Хайдеггер провели несколько встреч, позиция Марселя по отношению к немецкому коллеге смягчилась до уважения.
К Н. Бердяеву Марсель испытывает родные чувства, как к старшему брату. В сборнике приведена их переписка и описание их встреч, помощь Марселя Бердяеву в публикациях и вхождению во французский круг мыслителей.
Среди других проблем Марсель в этом сборнике разбирает проблему дихотомии "проблемы" и "тайны"; рассматривает Шеллинга как возможного начинается экзистенциализма; рассуждает на тему ницшенской "смерти Бога"; открывает читателю важную для него мыслительную персону - Фердинанда Эбнера; и рассуждает по поводу техники на примере абортов, не давая моральной окраски этому действию.
Сборник дополнен некоторыми статьями по философии Г. Марселя под авторством П. Рикёра и Визгина.
Читать стоиков - это бальзам на душу, успокаивающий, погружающий в чувство собственного достоинства. Аврелий, как и ранние стоики, учит эвдемонии - ощущению счастья с помощью гармонии с природой. Гармония с природой, в свою очередь, не делить поступки за злые и плохие, а видеть во всём прекрасное, не роптать на судьбу, а понимать, что всё, что происходит, справедливо. Один из важнейших тезисов стоицизма - достойное, сильное одиночество, т.к. все проблемы касаются только одного тебя, и только...
Г. Майринк - австрийский писатель начала XX века, не очень продуктивный, но известный в своём жанре.
"Голем" - экспрессионистский роман в их традиционных серых, даже грязных, тонах. Мистический сюжет погружает в свою атмосферу сонливости, и даже персонажи, здания и действия обладают расплывчатыми очертаниями карандашных зарисовок - всегда серых и нечётких. Как ни странно, но резкость действия настраивается только когда герой попадает под обработку полицией - в этой части читатель...
"Голем" - экспрессионистский роман в их традиционных серых, даже грязных, тонах. Мистический сюжет погружает в свою атмосферу сонливости, и даже персонажи, здания и действия обладают расплывчатыми очертаниями карандашных зарисовок - всегда серых и нечётких. Как ни странно, но резкость действия настраивается только когда герой попадает под обработку полицией - в этой части читатель способен узнать бюрократическую и жестокую систему абсурдного правосудия, которая встречается у многих писателей (Кафки, например). И опять всё заволакивает моросью и туманом, как только гг приближается к финишу.
Издание дешёвое, но читабельное. Для своих денег очень даже неплохо. Только страницы тонкие и не очень приятные на ощупь.
Издание книги высшего качества, как и все работы, выходящие у "Владимир Даль".
"О сущности человеческой свободы" - одна из самых понятных и простых работ М. Хайдеггера, в которой он проводит оригинальную критику свободы и нравственных практических действий в философии И. Канта.
В книге даются важные дефиниции таких понятий, как "причинность по природе" и "причинность по свободе", возможность/фактичность, субстанция/акциденция. Разбирается...
"О сущности человеческой свободы" - одна из самых понятных и простых работ М. Хайдеггера, в которой он проводит оригинальную критику свободы и нравственных практических действий в философии И. Канта.
В книге даются важные дефиниции таких понятий, как "причинность по природе" и "причинность по свободе", возможность/фактичность, субстанция/акциденция. Разбирается "бытие-истинным" в античном понимании совмещённой логики и метафизики, обсуждаются работы Аристотеля и обращается внимание на Платона.
Так же в книге нашло себе место обоснование проблемы темпоральности бытия, что является неким послесловием к вышедшему раннее "Бытию и времени".
Настоящее издание дополнено послесловием переводчика, в котором обсуждается специфика перевода терминологии Хайдеггера - очень важная тематика для понимания его философии вообще.
Не знаете, что почитать?