Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Психология искусства | +10 |
Конструкции. Почему они стоят и почему разваливаются | +1 |
Сумма технологии | +1 |
Тайна булгаковского "Мастера..." | +1 |
Маскимально рекомендую!
На полках с научпопом в книжных вы всегда найдете красивые издания про космос и биологию, может, парочку по физике и математике, но научпопа по материалам кот наплакал, а по сопромату и подавно. Я думаю, проблема не только в том, что переработать эти сложные темы в научнопопулярный формат довольно затруднительно, но и в их специфике. Если общая физика и биология для нас в большинстве умозрительны и понятны, а космос и квантовые фокусы красивы и необычны сами по себе,...
На полках с научпопом в книжных вы всегда найдете красивые издания про космос и биологию, может, парочку по физике и математике, но научпопа по материалам кот наплакал, а по сопромату и подавно. Я думаю, проблема не только в том, что переработать эти сложные темы в научнопопулярный формат довольно затруднительно, но и в их специфике. Если общая физика и биология для нас в большинстве умозрительны и понятны, а космос и квантовые фокусы красивы и необычны сами по себе, то наука о материалах и изделиях из них кажется и слишком узконаправленной, и скучной. Что такого увлекательного можно рассказать о свойствах древесины или внутренних процессах в оболочке цистерн, что интересного в науке о материалах и их формах?
Да понятное дело, что дофига интересного. От пирамид Египта и римских каменных арок до композитных крыльев самолетов и человеческих костей. И все это собрал под обложками своих книг потрясный автор, инженер и преподаватель - Джеймс Гордон. Про него писать особо не буду, загляните в Википедию, этот дядя занимался композитами еще до того, как они стали мейнстримом и был в целом очень интересным и разносторонним человеком, связанным в том числе с авиацией. Но давайте про книгу, а точнее про две: у автора есть еще небольшая как бы первая часть - Почему мы не проваливаемся сквозь пол.
Как их читать? Первая и по дате публикации и по смыслу идет книга о материалах как таковых - "Почему мы не проваливаемся сквозь пол". Она рассказывает об истории изучения различных материалов, их свойствах и физическом смысле этих свойств. Вторая книга, активно пересекаясь с первой в некоторых главах, посвящена всяким разным конструкциям (из тех самых материалов) и их изучению. Я бы уточнил, что книга о материалах немного сложнее и немного субъективнее своего продолжения. В ней Гордон упоминает свои собственные эксперименты и делает более смелые предположения. Так что если вы хотите глянуть обзорно и из любопытства, то все-таки берите вторую.
Вообще, такое описание звучит скучно. Ровно до того момента, как вы открываете какую-нибудь главу про вязкий нефрит, гниющие самолеты или зубную эмаль. Слышали про распределение нагрузок на хвост кошки, когда за него дергают? Или про фундаментальное устройство катапульт? Ну вот именно поэтому я считаю эти книги ценными, а их автора - гением инженерного научпопа: количество исторических, бытовых и личных примеров на главу просто зашкаливает. Сидишь, читаешь с карандашиком, потому что на каждой странице есть какое-то вскользь упомянутое автором интересное событие, которое потом идешь срочно гуглить. А главное, ты начинаешь видеть похожие ситуации в жизни.
Для кого книги? Я бы сказал, больше для студентов инженеров с их обязательными дисциплинами по материаловедению, сопромату и прочности. У меня укоренилось такое убеждение, что хороший научпоп должен идти как внеклассное чтение с курсами в универах. Ибо считать-то студенты учатся (с горем пополам, но учатся), а вот вникать в суть и видеть общие закономерности сложно. Тут бы как раз подошла не очень загруженная и увлекательная книга с яркими примерами.
Впрочем, такую бы книгу полезно было бы почитать некоторым преподавателям, хотя бы для взятия на вооружение парочки крутых историй по теме.
А вообще, если вас интересуют технические науки как таковые или вы любопытствующий копатель истины в простых вещах, эти книги вам очень зайдут. Даже несмотря на устаревшие сведения (издания в 70-80 годов), они все ещё актуальны.
Короче, оч рекомендуем, ваш КэтСай
Футурология — это красивая, а потому весьма притягательная сфера. Звание футуролога звучит гордо.
Это широко мыслящий человек, который поднимается над бытовыми и не очень проблемами современности и думает на перспективу. Рассуждает о будущем человечества с точки зрения покорения космоса, биологической эволюции, трансгуманизма. Именно по этой причине футурология привлекает к себе всяческую посредственность. Многие мечтатели и фантазёры так низко уронили планку, что порою футурологами называют...
Это широко мыслящий человек, который поднимается над бытовыми и не очень проблемами современности и думает на перспективу. Рассуждает о будущем человечества с точки зрения покорения космоса, биологической эволюции, трансгуманизма. Именно по этой причине футурология привлекает к себе всяческую посредственность. Многие мечтатели и фантазёры так низко уронили планку, что порою футурологами называют Жака Фреско и Илона Маска.
В час беды самое время обратиться к классике. Футурологией здорового человека можно по праву назвать книгу "Сумма технологий" Станислава Лема, известного писателя-фантаста, чьи художественные произведения я не читал, да и не сильно горю желанием. Я и не подозревал, что художественный писатель может столь широко смотреть на тему своих работ через призму последних научных достижений, быть в курсе актуальных споров по тому или иному вопросу, неплохо разбираться в научном методе и качественно применять его к своим суждениям, с опорой на современные (по его меркам) исследования.
Книга может показаться пространным рассуждениям о совершенно далёких и чуждых современным проблемам вещах, в чём признаётся автор ещё во введении. Однако это только на первый взгляд. Помимо рассуждений о существовании инопланетного разума, способах его жизнедеятельности и основ его цивилизации — место найдется и куда более актуальным вещам.
Лем даёт убедительное обоснование невозможности "правителя-суперкомпьютера" решить проблемы человечества в соответствии с волей самих людей. Актуальны и его рассуждения о сходствах и различиях социальной и биологической эволюции через призму ухода человека от природной стихии с помощью технологий. Найдется место и особо острой на данный момент проблеме растущего потока информации, который обгоняет возможности человечества по её адекватному анализу, что грозит деградацией науки и цивилизации. Абсолютная база выдаётся о роли религии и её бессилии перед современными вызовами для человеческой цивилизации. Наконец, о том, как повлияет создание точных копий людей создание реалистичной виртуальной симуляции на социум. Это наиболее основные, но далеко не все темы книги. Большинство из них сводятся к социальному подтексту, который актуален по умолчанию. Да и в целом заметно, что книга написана на стыке социологии, политологии, эволюционной биологии, кибернетики и философии. И это большой плюс.
Будем честны: авторский слог тяжеловат с литературной точки зрения, а некоторые взгляды Лема все же устарели, либо их можно дополнить или даже не согласиться. Однако весьма сложные темы он поясняет вполне понятливо, вводя читателя не только в суть вопроса, но и давая общее представление о дискуссиях вокруг той или иной темы, разумеется, вставляя своё веское мнение.
Сейчас футурология скорее считается ругательством. Это прибежище в лучшем случае диванных аналитиков, а в худшем — чистейшими мечтателями-фантастами, которых Лем тоже частенько поминает в своей работе недобрым словом. На мой же взгляд, футурология — это аналитика будущего человеческой цивилизации. Ключевое слово здесь — аналитика. С постановкой проблемы, аргументацией, мнениями и выводами. И с этим у Станислава Лема всё хорошо. Рекомендуется к прочтению тем, кто тоже хотел бы порассуждать о великом, но на достаточно серьёзном уровне.
Написание биографии - очень тонкое дело, об это говорит и сам Филатьев. Существует призрачная граница между чрезмерным употреблением фактов и сухих хронологических справок и полётом фантазии биографа. В данном случае, автор переборщил с собственными дополнениями в той части, где описывает жизнь Булгакова. Эти дополнения уместны в главах с рассуждениями о смысле произведений, но нелепо смотрятся при попытке романтизировать жизненный путь Михаила Афанасьевича. В целом, если не обращать на это...
Порой под обложкой открывается действительно неожиданное содержание. "Психология искусства " - одна из таких неожиданностей.
Произведение написано объёмным научным языком, так что тем, кто ищет лёгкого чтива, лучше не начинать.
Автор на примере нескольких литературных произведений пытается доказать своё мнение насчёт психологии искусства: искусство - это симбиоз формы (например рифмы), содержания (то есть общего смысла) и бессознательного (что-то такое смутное и непонятное, что...
Произведение написано объёмным научным языком, так что тем, кто ищет лёгкого чтива, лучше не начинать.
Автор на примере нескольких литературных произведений пытается доказать своё мнение насчёт психологии искусства: искусство - это симбиоз формы (например рифмы), содержания (то есть общего смысла) и бессознательного (что-то такое смутное и непонятное, что вызывают в нас картины и стихи).
Книга - целое исследование, где автор анализирует работы других искусствоведов, опровергая их или доказывая их правоту, и постепенно приводит читателя к своей точке зрения: искусство есть катарсис (это слово автор сам объясняет); противодействие формы и содержания, которое держит зрителя/читателя в напряжении, и есть истинная суть искусства.
Книга будет интересна тем, кто хочет по-новому взглянуть на привычные произведения. В "Психологии искусства" приведён подобный анализ бунинского "Легкого дыхания", "Гамлета" Шекспира (этот анализ особенно меня поразил) и басен Крылова.
Шрифт некрупный, очень приятный материал страниц (если это, конечно, кого-то интересует ????), в целом - качество книги хорошее, как и у всей серии.
Не знаете, что почитать?