Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Процесс | +8 |
Степной волк | +2 |
Маус | +1 |
Игра в бисер | +1 |
Прогулка | 0 |
Я толком и не знаю, что из себя представляет Дрю Магари как писатель, но «Прогулку» читал и небольшое мнение о литературных способностях автора у меня присутствует.
Чтож, «Прогулка» выполнена в жанре фантастики, в самой простой, но рабочей форме. Здесь все сконцентрированно именно на сюжете, никаких философский размышлений вы тут не найдёте. Вся история пропитана динамичностью и книгу выполняет функцию этакого аттракциона, после проезда на котором тело жаждет еще больше адреналина. Во многом...
Чтож, «Прогулка» выполнена в жанре фантастики, в самой простой, но рабочей форме. Здесь все сконцентрированно именно на сюжете, никаких философский размышлений вы тут не найдёте. Вся история пропитана динамичностью и книгу выполняет функцию этакого аттракциона, после проезда на котором тело жаждет еще больше адреналина. Во многом здесь заслуга концовки, ибо выполнена она действительно классно и довольно таки необычно. Тут и так весь ход повествования довольно энергичен, но вот в концовке он достигает пика и после нее сидишь и понимаешь, что ничего не понимаешь… а потом как понимааааааешь.
Вообщем, вся суть заключается в том, что главный герой выходит на прогулку, но попадает на необычную тропу, не имеющую конца и если он хочет выжить, ты обязан следовать только по ней.
Не могу ничего особенного сказать о протагонисте, он здесь стандартный, я бы даже сказал скучноватый, но благо в романе присутствует еще один персонаж, спасающий произведение и вносящий толику юмора в страшное приключение героя.
Вот краб вышел действительно четким, просто ходячий рофл, за ним правда интересно наблюдать.
В книге имеется и антагонист и о нем практически ничего не могу сказать, кроме того, что он чертовски загадочен. По поводу его личности возникло очень много вопросов, ответы на которые я никогда не узнаю.
Язык писателя прост, это не какой нибудь Томас Манн, читается все легко.
Атмосфера в «Прогулке» тоже задана правильно. Это смесь чего то устрашающего, панического и одновременно таинственного и загадочного.
Подведу итоги. Если вы воспринимаете чтение, как американские горки - книженция для вас, но если вы ищете фантастику с двойным дном, так сказать, то лучше почитайте Стругацких или Лема.
В каком то смысле, работа Арта Шпигельмана является избранной, ибо «Маус» - единственный графический роман обладающий Пулитцеровской премией. Заслуженно? Вопрос довольно таки спорный, но по моему сугубо личному мнению - да, заслуженно.
Дело в том, что Шпигельман совершил настоящую революцию в мире комиксов, Арт показал товарищам по цеху и всему миру, что графические новеллы тоже могут быть глубокими, серьезными и не уступать в аспектах повествования книгам. Разумеется, что комикс не может...
Дело в том, что Шпигельман совершил настоящую революцию в мире комиксов, Арт показал товарищам по цеху и всему миру, что графические новеллы тоже могут быть глубокими, серьезными и не уступать в аспектах повествования книгам. Разумеется, что комикс не может содержать в себе такое же количество букв, как в литературном произведении, ибо автор должен сохранять четкий баланс между рисунками и словами, но делиться инстересными мыслями и давать пищу для размышлений - он может вполне.
Сюжет строится на взаимоотношениях самого Арта Шпигельмана и его отца, Владека Шпигельмана. Отец рассказывает сыну о мрачных временах двадцатого века: о том, как он выживал в Освенциме и в лагерях уничтожения.
Автор использует интересный прием. Все люди здесь изображены в зверином обличии. К примеру немцы - коты, поляки - свиньи, евреи - мыши.
Эта работа интересна и креативна, сам я прочитал «Маус» за один присест и остался доволен. Герои вполне запоминающиеся и сюжет довольно динамичен, из-за чего не заскучаешь.
Не могу сказать, что творение Шпигельмана понравится всем, но если вам интересна тематика холокоста и вы любите рисованные истории - этот графический роман для вас.
С творчеством Эрика Блэра (он же Джордж Оруэлл) я познакомился в 2019 году, тогда я впервые прочитал его самый известный роман «1984» и был под большим впечатлением, на всех сайтах и форумах ставил книге самые высокие баллы и в целом просто фанател по ней. Позже я прочел эссе под названием «Скотный двор», о котором я когда нибудь напишу отдельную рецензию и познакомился с рассказами автора, среди которых находились так и отличные, так и ужасные.
Но сейчас уже не 2019 год и я больше не мальчик,...
Но сейчас уже не 2019 год и я больше не мальчик, прочитавший одну хорошую книгу и на полном серьезе решивший, что она лучшая на всём белом свете.
Теперь я готов отбросив эмоции непредвзято посмотреть на это произведение .
Итак, сразу уточню, «1984» - это роман, относящийся к жанру антиутопии, т.е противоложному утопии. «1984» выступает в роли полного противопоставления произведениям великих утопистов Томаса Мора и Томмаза Бержерака об устройстве идеального общества. Оруэлл пошел по иному пути и изобразил в своем мире человечество, проигравшее в войне с системой. После 3-ей мировой войны, люди дошли до того, что все страны объеденились в три огромные державы: Океанию, Евразию, Остазию.
События разворачиваются в Океании и в роли главного героя выступает 39-летний мужчина по имени Уинстон Смит.
Его жизнь скучна и монотонна, как и жизнь любого жителя страны. Она наполнена вечной рутиной, повторяющейся из-за дня в день, не принося в жизнь героя ничего нового и увлекательного.
Основная задача каждого гражданина в этом мире - работать, работать и еще раз работать, желательно вообще без перерывов и времени на размышления, ведь Большой Брат следит за тобой.
Большой Брат - лидер государства, общественный кумир и чуть ли не бог.
Вообщем, здесь у людей практически нет свободного времени. Да их даже сложно людьми назвать, они больше походят на роботов, выполняющих свою программу без всяких раздумий.
И всю свою жизнь Уинстон был частью это серой массы, пока он не встретил 26-летняю девушку по имени Джулия (кстати, почти в каждой антиутопии, героя наставляют на «правильный путь» в основном женщины, вот только всё потом кончается очень плохо). У них завязывается роман, они несколько раз в месяц устраивают свидания, но Уинстона не покидает мысль, что они уже покойники (свободные любовные отношения между мужчиной и женщиной в Океании запрещены). Влюбленные решаются на отчаянный шаг: они идут к О’Брайену, предполагаемому члену подпольного революционного братства, возглавляемого Эммануэлем Голдстейном, просить помощи и принятия под свое крыло. Но как оказывается позже, никакой революционной организации не существует, всё это выдумка партии, для отлова вольномыслящих, а сам О’Брайен оказывается агентом полиции мыслей (полиция мыслей - орган, занимающийся поиском и обеззараживанием мыслепреступников).
И переходим к лучшим частям книги - к кульминации и концовке. О’Брайен допрашивает по очереди сладкую парочку в специальной камере пыток под названием «комната 101» и пытается заставить их полюбить Большого Брата. И у него это получается, но какими же методами он добивается результата! О’Брайен проводит героев через настоящие муки: трансформирует тело Уинстона путем голодания, разрушает его нервную систему при помощи запугивания крысами (крысы - главный страх Уинстона), подвергает его избиениям со стороны охранников, бьет током и т.д. И по итогу, он все же меняет героя, он убедил Уинстона в том, что 2+2=5 и заставил его по-настоящему полюбить Большого Брата (примерно это же О’Брайен проводит и с Джулией, просто описаний того, что происходило с ней, в книге практически нет). Из комнаты 101 Уинстон Смит выходит уже не человеком, а остатками от былой личности, когда-то имевшей свое мнение и волю. Теперь он стал частью зомбированного общества - он полюбил Большого Брата.
Уф, не, ну это нужно читать, т.к от всех этих пыток и финала идут мурашки.
И казалось бы - это вся книга? Вот эту историю автор растянул на 400 страниц?
Дело в том, что зачастую антиутопия - это не о сюжете, а о мире. Гораздо больше времени Оруэлл уделяет описанию локаций, политическому режиму и общественному строю, что делает он довольно таки интересно.
Смотря на мир автора, невольно понимаешь, что он имеет очень много общего с настоящим. «Пятиминутки ненависти» уж очень похожи на наши отечественные программы, разжигающие ненависть в гражданах к другим странам, виня их во всех государственных проблемах. Облик Большого Брата по политике и внешности походит на Сталина (я не удивлюсь, если Большой Брат это лишь фронтмэн, за которого всё решает отдельное сообщество людей). Правды в Океании практически не сохранилось, она находится в руках правительства, очень часто меняется и редактируется. Между тремя государствами всегда идет война, на Океанию постоянно сбрасывают бомбы, но Джулия высказывает версию о том, что на самом деле никакой войны нет и Океания бомбит сама себя, дабы держать людей в страхе (вполне возможно, что никаких других стран не существует впринципе).
В каждой квартире установлена прослушка, переулки напичканы камерами. Тотальный контроль, при котором не может быть никакой индивидуальности и свободы мыслей.
Этот мир обречен и изменить его практически нереально, но все же остается маленькая искорка надежды на перемены, ведь государство с тоталитарным режимом неспособно на долгое существование.
Этот роман был написан немецким писателем двадцатого века Германом Гессе, ставший последней серьезной работой в авторской карьере писателя и лучшим произведением творца по мнению большинства читателей, с которыми я полностью солидарен.
«Игра в бисер» - произведение нестандартное и для своего времени революционное. Оно служит примером чистейшего европейского элитаризма и выступает в качестве фундамента для постмодернизма в целом. Стилистика повествования сама по себе необычна, но по своему...
«Игра в бисер» - произведение нестандартное и для своего времени революционное. Оно служит примером чистейшего европейского элитаризма и выступает в качестве фундамента для постмодернизма в целом. Стилистика повествования сама по себе необычна, но по своему увлекательна, ибо само произведение по сути оканчивается примерно на 300 странице, но к нему прилагаются этакие «побочные задания», содержащие в себе сочинения и стихотворения главного героя, составляющие в сумме порядка 200 страниц.
Сказ ведется от лица историка, взявшего на себя нелёгкую задачу - составить биографический трактат, посвященный великому мастеру игры в бисер - Йозефу Кнехту. Именно этот человек выступает в роли главного героя романа.
Прежде, чем перейти к истории, я хочу уделить внимание миру, в котором собственно все и крутится.
Перед читателем открывается мир далекого будущего, совершенно не похожий на сегодняшний. Индустриализованную Европу настигла духовная катастрофа. В то время авторитетность любых суждений перестала подвергаться какой либо критической оценке. Об экономике судили артисты, о философии — журналисты. Все смешалось в одну большую, густую кашу. Наука перестала быть серьёзным исследованием. Классическое искусство выродилось в масскульт. Любые публикации стали просто развлечением для читающей публики. Основным жанром стал фельетон — отсюда родилось название «фельетонная эпоха».
Но, фельетонная эпоха была смыта волнами перемен и на свет появилось государство, включающее в себя Орден интеллектуалов, тех людей, которые всю свою жизнь посвятили работе в архивах и поиску информации.
Это государство называлось Касталией, или же Провинцией.
Главным достижением касталийской интеллектуальной жизни является «игра в бисер», давшая заглавие самому произведению. Игра в бисер - вещь очень креативная. В чем же стоит ее смысл? По сути, главная цель игры заключается в изображении какого либо символа при помощи различных видов искусств, основными из которых выступают музыковедение и математика.
Теперь поговорим о сюжете. Главный герой, Йозеф Кнехт, проделывает путь от обычного школьника, до элитного звания - магистра игры, которое становится заключительным в его карьерном росте. За персонажем интересно наблюдать, ибо он не просто прямолинейный касталийский болван, а именно человек, сохранивший способность рассуждать о жизни и философствовать об окружающих его вещах. На протяжении своего пути, Йозеф меняется и меняется кардинально. Повествование похоже на Гомеровский вариант: герой проходит свой путь из точки А в точку Б и к концу своего путешествия предстаёт в роли изменившегося человека.
Так вот, из почтенного и стандартного касталийца, герой эволюционирует в нечто большее - к огромному общему удивлению, Йозеф решает покинуть Провинцию (что, к слову, считается неразумным и низким поступком, так как возвращение в мир - одно из главных унижений для касталийца). Но покинул это волшебное место Йозеф не просто так, на это его сподвигли следующие факторы: Кнехт осознал, что касталийцы стали циничными и забыли своих создателей, мирян, которых они так презирают, мирян, на кошельках которых и держится вся эта Вавилонская башня, возвышающаяся над простым людом. Все знания, накопленные обитателями Касталии - попросту бесполезны, ибо те их никогда не смогут применить на практике и никогда не познают радостей и грёз, предоставленных жизнью. Основная проблема Провинции заключается в том, что его населяющие интеллектуалы начали отдалятся от окружающего их мира как можно дальше и забыли, что есть настоящий человек, тем самым превращая свое маленькое государство в утопическую страну, но к сожалению, мир не терпит ничего утопического и спустя какое-то время, Касталия канет в лету, но мир, ее воссоздавший, останется и будет процветать.
Пока касталийцы играют в свои игры и просиживают часы в архивах, общество, от которого они уходят все дальше, может счесть Касталию бесполезной роскошью.
Задача в том, считает Кнехт, чтобы воспитывать молодых не за стенами библиотек, а в «миру» с его суровыми законами. Придерживаясь своих взглядов, главный герой покидает Касталию и уходит в мир людской, «низший», но настоящий. Он хочет прожить остатки своих лет с чувством свободы, познать искренние чувства радости и грусти, расширить свой спектор эмоций и получить от жизни как можно больше.
Под свое крыло Кнехт берет в ученики сына своего друга, но к сожалению, герой вскоре утопает в горном озере, до конца борясь с суровым потоком ледяной, вольной воды.
Неизвестно, добился бы Йозеф успеха на своем пути, но становится ясно одно - нельзя прятаться в мире книг и идей, нужно жить жизнью такой, какая она есть.
Такие выводы вынес я из великого произведения Германа Гессе и к слову, сам писатель вскоре может стать для меня любимым, если продолжит держать уже и так высокую планку в моих глазах.
Уверен, что вернусь к «Игре в бисер» еще не раз и буду находить в ней новые смыслы и подтексты - там как оказалось, скрыто много библейских отсылок, внимания на которые я не обратил.
P.S для тех, кто решил взяться за это произведение, рекомендую к просмотру две лекции украинского культуролога Александра Витальевича Пустовита.
Чтож, я дочитал несколько часов назад «Степного волка» и сейчас же сел за написание рецензии, людям начитавшим советую сейчас же свернуть её, ибо она насыщена спойлерами, вернитесь к ней после прочтения.
Я теперь ощущаю внутри себя какое-то опустошение. Складывается ощущение, что я что-то упустил, какую-то важную деталь, хотя читал я вдумчиво. Вопросов и так на протяжении прочтения скапливалось немало, а вот в концовке они вообще перевалили через край. Попробую рассказать, как я понял это...
Я теперь ощущаю внутри себя какое-то опустошение. Складывается ощущение, что я что-то упустил, какую-то важную деталь, хотя читал я вдумчиво. Вопросов и так на протяжении прочтения скапливалось немало, а вот в концовке они вообще перевалили через край. Попробую рассказать, как я понял это произведение и что я в нем увидел.
Как я уже ранее упомянал, Гессе здесь другой и это замечательно. Обожаю, когда писатель не остается на одном уровне своего литературного развития и продолжает свой творческий путь, прибегая к различным экспериментам. В «Степном волке» я прочувствовал интровертность, социофобию, но не непринятие главного героя окружающим миром, а ровно наоборот: непринятие мира самим героем.
Все события разворачиваются вокруг Гарри Галлера, этакого зеркального отражения самого Германа Гессе. Во время создания «Степного волка», автор переживал не лучший момент в своей жизни, что отчётливо отобразилось на личностных качествах главного героя произведения.
Гарри Галлер - не старый, но и не молодой мужчина, ведущий аскетичный образ жизни, не имеющий друзей и какой либо цели. Ему отвратителен окружающий его прогнивший мещанский мир, он ощущает себя в этой системе зверем, но все же не свирепым, а загнанным и забитым. Личность героя разделяется на две ипостаси: на сторону человека и сторону волка. Человеческая сторона олицетворяет собой все благие, добрые и созидательные факторы, в то время как волчья заключает в себе потребность разрушать и презирать.
Каким то чудесным образом, две эти абсолютно противоположные личности умудряются жить в хрупком симбиозе в одном человеке.
На протяжении всего произведения, мы наблюдаем за переживаниями, рассуждениями, мыслями и в конечном этоге духовной революцией главного героя. Как и во многих своих работах, здесь Гессе снова использует прием «учителя», то есть в книге имеется личность, выступающая в роли жизненного путеводителя для Гарри, наделённая именем Гермина. Спустя малый промежуток времени, девушка сразу заявляет герою, что влюбит его в себя и в конце, ему придётся ее убить.
После встречи с молодой красавицей, в мировозрении героя образовался раскол, ознаменовавший начало изменений внутреннего мира персонажа.
Отнюдь не удивительно, что «Степной волк» пропитан самоанализом, ибо поиск себя - наиболее волнующая тема Германа Гессе. Казалось бы, что ровно такую же цель писатель ставил перед собой и в романе «Демиан», но все же, между двумя этими произведениями есть три важных различия - подача, атмосфера и смысловая нагрузка.
При прочтении «Демиана», мы наблюдаем молодость, раннюю стадию жизни и становление личности Эмиля Синклера, в то время как в «Степном волке» на первый план выходит несостоявшийся, бессмысленный жизненный путь Гарри Галлера и атмосфера безысходности.
Поиск своего «я» главного героя «Степного волка» более сложен, так как происходит в позднем этапе среднего возраста, где личность человека уже сформирована и с трудом поддается деформации. Из перечисленного следует, что и вопросы затронутые в книге - более сложные, чем в «Демиане».
Гермина, тот самый путеводитель, постепенно вытаскивает из главного героя личные переживания и переиначивает их на новый лад. Она относится к Гарри как к маленькому мальчику, испытывающему недостаток материнской любви, раскрепащает его, путем обучения танцам под джазовую музыку, которая была так противна герою, дает ему в распоряжение свою хорошую подругу, Марию, с которой Гарри познает плотские утехи, что собственно тоже делает характер героя более открытым.
Казалось бы, герой получил счастье, красивую девушку, подругу жизни, но все равно, он чувствует себя не в своей среде. Путем откровенного диалога с Герминой, Галлер приходит к выводу, что он не может быть счастливым в этой мещанской реальности, в мире, где стандарты и основное движение задают бездарные глупые люди, цель которых заработать побольше денег, да получить безграничную власть над окружающими. Галлер осознает, что все его кумиры, личности, которыми он восторгался (Моцарт, Гете и прочие) - так и не получили счастья в годы своей жизни, они обрели славу и молву посмертно.
Значит, если предметы обожания находятся в неживом мире, то и сам Галлер сможет почувствовать себя своим только там.
В конце романа герой попадает на бал-маскарад, где погружается в стихию эротики и джаза. В поисках Гермины, переодетой юношей и побеждающей женщин «лесбийским волшебством», Гарри попадает в подвальный этаж ресторана — «ад», где играют музыканты в образах чертей. Атмосфера принимает дьяволский вид, реальность становится полуявью, полусном, все события неприятно текут и тянутся, вызывая приступы тошноты, фантазия сливается с настоящим в единое целое. Любопытен тот факт, что эти события происходят в театре, с вывеской над входом «вход только для сумасшедших», к которому Галлер уже приходил в начале истории, но вход оказался закрытым. Теперь же, ничего не препятствует входу…Любопытненько.
Переходим к самым интересным частям романа - к кульминации и развязке.
Гарри убивает Гермину точным ударом под грудь, не то распутницу, не то свою музу, встречает Моцарта, который ведает ему о смысле жизни - нельзя воспринимать жизнь серьезно, нужно добавлять в нее нотки смеха. Юмор необходим в этом мире, без него люди ломаются и сходят с ума.
И вот, этой мыслью и заканчивается это произведение Германа Гессе, но не кажется ли вам это окончание слишком поверхностным?
Если углубляться глубже в детали, то по моему мнению, роман оканчивается суицидом главного героя, скрытым под метафорами и иллюзиями. Если читать «Степного волка», то можно не раз заметить сравнения Галлера и Гермины, они как «зеркальное отражение». Понимаете, к чему я клоню? Также, мою теорию потверждает и факт встречи героя с Моцартом, с человеком из мира мертвых, с которым, соответственно, можно встретится ЛИШЬ в мире мертвых, куда Галлер и попадает после убийства Гермины, после САМОУБИЙСТВА. Опять же, это лишь моя трактовка.
Вообщем то все, я закончил. Выношу вердикт - книга мне понравилась, читается на одном дыхании, с первых же страниц ты попадаешь под контроль этой неповторимой атмосферы, которая тебя никогда не отпустит. Если вы ощущаете себя потерянным или одиноким - этот роман станет вашим учебником жизни.
Мое знакомство с «Росхальде» было довольно таки символичным. Впервые эту книгу я увидел на полке ессентуксого книжного магазина и еще тогда понял, что в ней что то есть, ибо даже от ее вида исходила некая атмосфера, очень близкая мне. Купил я произведение еще тогда, но по приезду домой, «Росхальде» пришлось отложить в долгий ящик, т.к на плечи навалилась учеба и подготовка к экзаменам, но всё же, я устроил себе «выходные» и появившееся время потратил как раз на роман моего любимого немца....
Скажу сразу - книга мне понравилась. В ней вы не найдёте ничего сногсшибательного, но и проходняком я ее никак назвать не могу - это чистый пример просто хорошей книги, справляющейся со своей задачей.
Впервые «Росхальде» была опубликована в 1913 году, на тот момент возраст писателя был равен 36 годам, Гессе был мужчиной, как говорится, в самом рассвете сил. В этой работе, мы видим стиль молодого автора, без частых философских отступлений и нескончаемых размышлений о высших вопросах. Этот Герман делает упор на героев, он мастерски раскрывает личности персонажей, вдыхает в них жизнь, тем самым делая их интересными для читателя, что позволяет радоваться за них и сопереживать им, как настоящим людям.
Сюжет произведения строится на отношениях между членами семейства Верагут, которое буквально пребывает в упадке. Иоганн Верагут, успешный художник, страдает от неудачного брака со своей женой, Аделью. За время своей совместной жизни, у родителей были рождены два мальчика, Альбер и Пьер. Из-за постоянных размолвок в семье Иоганн вынужден отправить старшего сына Альбера учиться в другой город и оставить поместье Росхальде своей супруге, сам при этом селится в мастерской. Единственной нитью, которая связывает мужа и жену, является маленький Пьер. Между родителями происходит настоящая борьба за младшего сына, для Иоганна он последнее, что заставляет его впринципе жить, для Адель - рождённый и вскормленный ею ребенок, отдавать которого она не намерена.
В один из дней в имение приезжает лучший друг Иоганна, Отто Буркхарт, который вот уже несколько лет живет в Индии. Он недоволен запущенной жизнью Верагута и предлагает ему поездку в Индию, в непривычную для ценностей европейца страну, где он сможет отдохнуть, решить все свои проблемы и продолжить жить, а не существовать. Для достижения этой цели, Верагут должен обрубить все корни, связывающиее его с семьей, главный из которых - малыш Пьер. По мнению Отто, герой обязан отказаться от мальчика и полностью доверить его матери, ибо он самое главное, что связывает Иоганна с несостоявшейся семейной жизнью. Художник решается на этот шаг.
По приезду старшего сына, Альбера, мать уделяет большую часть времени старшему сыну, позабыв о младшем. Пьер ищет внимания у отца, но тот полностью погружен в свои полотна. Но вдруг, неожиданно для всех, мальчик заболевает воспалением мозга, Иоганн и Адель, бросив все, проводят дни и ночи у постели сына, в надежде на благополучное выздоравление. Пьер постоянно мучается, болям нет перерыва. В конечном итоге, его тело не выдерживает и мальчик испускает дух - последняя искорка семьи угасла. После смерти сына, Верагута уже больше ничего не держит в Росхальде, он отправляется к своему другу в Индию, в поисках новой жизни.
Мне кажется, Гессе пытался донести, что в первую очередь, люди должны ценить и уделять внимание тому, что имеют, ведь никто никогда не знает, что может произойти с дорогим человеком на завтрашний день, а во вторых - для вступления в новую жизнь, человек должен полностью распрощаться со старой, даже с самым дорогим, что он имел в прошлом. Прошлое уже было совершено, о нем можно вспоминать, но жить им - нельзя.
Главный вопрос для меня на данный момент - хоть когда нибудь меня разочарует Гессе? Неужели в его творчестве нет дерьма впринципе? Или это у меня наличие хоть какого то вкуса отсутсвует? Я просто позавчера за один присест прочитал «Кнульпа», одну из самых атмосферных его повестей - я такой кайф испытал просто, ощущения почти схожи с первым прочтением «Демиана», всё настолько хорошо. И казалось бы, «Кнульп», как произведение - никакой глубокой мысли не несет. Но несмотря на это, оно точно...
Протагонист (он же Кнульп) является полной противоположностью устоявшимся стандартам социального человека. В то время как обычные люди создают семьи, находят любимое дело, посвящают себя работе, воспитывают будущее поколение, Кнульп… всю жизнь бродяжничает, странствует по миру без какой либо цели, никогда не застаивается на одном месте надолго, люди ему быстро наскучивают своими заурядными нормами. Он не может пустить корни и наладить обыкновенную жизнь, Кнульп словно оторвавшийся от дерева лист, соправаждаемый ветром и всегда прибывающий в путешествии.
Нередко действующее лицо пускается в философствования, размышляет о прекрасном, дружбе и любви, жизни и смерти, но при столкновении с непоколебимыми общественными стандартами, все мимолётные мысли Кнульпа будто расшибаются о скалы, как взгляды мечтательного мальчишки встретившиеся с основаным на опыте мнением взрослого человека.
Так что же из себя представляет эта личность и может быть все же была какая нибудь цель в его прибывании на столь неприспособленной к его мировозрению земле, среди непонимающих и не во что не ставящих его окружающих? В чем состоит благая миссия столь загадочной натуры, в чем смысл его жизни? В конце своей истории Кнульп получает ответ на этот вопрос.
Герой осознаёт, что при всем своем желании, он не смог бы перестроить свой внутренний мир и стать исполняющим лицом, его удел - быть вековечным наблюдателем. Его призвание состоит в привнесении в нашу столь серьезную реальность немного радости и ребячливости. Словно художник, Кнульп дирижирует кистью, сменяя серые тона действительности, на яркие и ласкающие оттенки фантазии.
Умерая от чахотки, Кнульпу чудится голос бога, успокаивающий его и поясняющий, что такие как он рождены, чтобы приносить в мир немного детского легкомыслия и вызывать у оседлых чувство тоски по свободе.
Герой соглашается с господом и спокойно испускает дух.
И такое умиротворяющее чувство после прочтения… Оно не отпускает меня до сих пор.
Процесс» - одна из самых известных книг Австро-Венгерского писателя 20 века Франца Кафки, основателя нового в то время литературного жанра - абсурда.
В жизни Кафка был тих и застенчив (на что во многом повлияли плохие взаимоотношения с отцом и совместная жизнь с родителями до 30 лет), все свои мысли и чувства он изливал на бумаге, но большинство своих работ Кафка так и не опубликовал по неизвестным причинам.
Да, Франц был необычным человеком и писал он не менее необычные произведения, это...
В жизни Кафка был тих и застенчив (на что во многом повлияли плохие взаимоотношения с отцом и совместная жизнь с родителями до 30 лет), все свои мысли и чувства он изливал на бумаге, но большинство своих работ Кафка так и не опубликовал по неизвестным причинам.
Да, Франц был необычным человеком и писал он не менее необычные произведения, это отчётливо проявляется в его культовой повести «Превращение», где коммивояжёр Грегор Замза просыпается в теле огромного насекомого и в не менее известном романе «Замок», где главный герой приезжает в странную деревушку в поисках работы, но все жители старонятся и не принимают его, ведь его не принимает Замок, выступающий в роли этакого Рая, который существует, но к которому нет доступа для каждого человека.
Но на фоне этих двух работ писателя, Процесс все же выделяется, ох как выделяется, начиная с образов персонажей и атмосферы, заканчивая структурой сюжета и стилистическим подходом .
Роман, написанный в начале 1915 года, издал уже после смерти Франца Кафки его друг и душеприказчик Макс Брод, который не выполнил просьбу писателя сжечь рукописи, соединил разрозненные главы и дал книге название «Процесс».
Главным героем в истории выступает Йозеф.К, работающий прокуристом в крупном банке. Он живёт скучной, ничем непримечательной жизнью, до одного рокового момента, изменившего её навсегда. В один день, в квартиру Йозефа вламываются двое странных мужчины и объявляют герою, что по его отношению возбуждают некий судебный процесс, но неизвестно по какой причине, ведь Йозеф проживал свою жизнь довольно скромно, придерживался закона, да и вообще был порядочным гражданином. Ему не предъявляют обвинений, но события, которые поначалу кажутся читателю каким-то странным приключением, длятся и длятся, все глубже затягивая и трансформируя героя.
И на протяжении всего романа он будет пытаться выяснить, что же он такого натворил, что дело обошлось не обычным штрафом, а целым процессом, по итогу затянувшимся на весь год.
На протяжении всей книги он будет бегать по коридорам, из одного кабинета в другой, связываться с лживыми адвокатами,купленными судьями и толпами судейских маникенов, называющихся «свидетелями».
Но вот парадокс: не один судебный служащий не знает, в чем же состоит вина Йозефа, они только отсылают его за информацией к людям с должностью повыше, но те проводят ровно ту же махинацию и складывается ощущение, что этому нет конца. Словно вся эта судейская система - вечный двигатель, а люди в ней - винтики, среди которых есть главная деталь, доступ к которой недоступен. И чем глубже Йозеф будет капаться в своем процессе и пытатся выяснить причину происходящего, тем сильнее он будет увязать в этом болоте и собственноручно топить себя в нем.
По итогу, Йозеф так и не узнаёт истины. Его ведут в заброшенную каменоломню «два господина в чёрном» и там закалывают кинжалом. Он произносит свои последние слова - «Как собака». По моему мнению, Кафка хотел показать, как постепенно человек все больше утрачивает способность сохранять верность нравственным обязательствам. Именно в этом писатель видит вину, герой не смог сохранить свое человеческое достоинство и стал чем то низшим - как собака.
Могу по праву сказать, что «Процесс» - самое неприятное и депрессивное иностранное произведение из всех, что я читал. Атмосфера происходящего обвеяна туманом, серыми тонами и кучами «важных документов», от запаха которых тошнит даже через страницы . С персонажами дело обстоит не красачнее, они не ощущаются как живые люди, они выглядят лишь как пародии на них, неодушевлённые предметы, каждый из которых выполняет определенную функцию, не больше, не меньше.Да и что тут говорить, у главного героя даже нет фамилии, автор ограничился одной буквой «К», словно намекая на то, что сам Йозеф не имеет никакого веса и неспособен ни на что повлиять. Но я не вижу в этом минусов, ведь «Процесс» - это не зеркало реальности, это лишь его аббревиатура, искаженная во многих моментах и доведённая до абсурда.
Не знаете, что почитать?