Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Привет! Я — Артёмка | 0 |
Привет! Я — Артёмка | 0 |
Привет! Я — Артёмка | 0 |
Психология детской души в произведении Н.А. Бондаренко "Привет! Я - Артёмка"
Сегодня мы с вами рассмотрим одну из книг Натальи Алексеевны. «Эту книгу я посвящаю всем детям…» - именно так сказала Бондаренко о своем произведении «Привет! Я – Артёмка». Новое издание стало продолжением детской книги «Артёмкины истории и мамины сказки» и теперь имеет 3 части. Ее персонажи – обыкновенные ребята школьного возраста, делающие первые шаги в познании окружающего мира. Это – главный герой...
Сегодня мы с вами рассмотрим одну из книг Натальи Алексеевны. «Эту книгу я посвящаю всем детям…» - именно так сказала Бондаренко о своем произведении «Привет! Я – Артёмка». Новое издание стало продолжением детской книги «Артёмкины истории и мамины сказки» и теперь имеет 3 части. Ее персонажи – обыкновенные ребята школьного возраста, делающие первые шаги в познании окружающего мира. Это – главный герой Артемка, его сестренка Алька и друзья.
По данным Управления культуры Сызрани Издательство «Русский мир» выиграло на издание социально значимой книги субсидию в размере 100 тыс. рублей в конкурсе Минцифры. В рамках объявленного в Российской Федерации Десятилетия детства (Указ Президента РФ № 240 от 29.05.2017) очень актуален выпуск изданий, которые будут интересны малышам, подросткам и их родителям, а также внесут вклад в программу поддержки детского и юношеского чтения в России. Таким изданием наверняка станет увлекательная, полезная в воспитательном значении новая книга Натальи Бондаренко «Привет! Я – Артёмка».
«Привет! Я - Артёмка» - это про детскую непосредственность и взрослое решение проблем одновременно. Автор рассказывает о мире детской души, которая способна искренне любить, дружить, относиться с трепетом к окружающему миру, уважать свою семью и просто быть настоящим без всякого пафоса.
Главный герой-Артёмка. Один из представителей «большого сердца», на пути которого встречаются трудности, но несмотря на это он сохраняет в себе человеческое достоинство и идет дальше. Порой он может совершать ошибки, но это только становление его личности, поэтому допущение оплошностей совершенно нормально, ведь главное понять истину своей неправоты и сразу же исправить.
На протяжении всего романа Бондаренко делает акцент на междоусобных отношениях. Автор показывает доброту всех героев, их не безразличие и вовлеченность к родным людям, их эмпатию не только друг к другу, но и к животным, которая ясно отображается в главе « О море о Сочи и о братьев наших меньших». Этой главой Бондаренко подчеркнута важность милосердия в человеческих душах, оно должно зарождаться с юных лет, как у Артёмки, и проявляться всю жизнь, не взирая ни на что.
Особое место в произведении занимает институт семьи. Читателям наглядно представлены теплые чувства и царящее взаимопонимание в семье Артемки. Родители нисколько не давят на мальчика, а наоборот всегда поддерживают и направляют его на правильный путь, воспитывая в нем доброго, порядочного человека и хорошего брата. Отсюда и прекрасное поведение со стороны Артемки - он признателен и почтителен со своими родными и близкими людьми. Тому доказательство глава «Борька». Он очень любит свою семью, безумно счастлив, когда есть возможность подольше остаться с дедушкой и бабушкой в деревне. А в главе "Мамины сказки" читателю предоставляется возможность почувствовать сквозь строки материнскую заботу и испытать немного детского озорства при прочтении самих сказок.
Следует отметить и наличие философических мыслей в произведении, мимо которых нельзя пройти. В рассказе «Про книги и собак» прослеживается главная идея человеческой жизни, заключающаяся в своей ответственности за нее и свои поступки: «Что посеешь - то и пожнёшь».
Также писательница акцентирует внимание читателей на мысль, звучащую в рассказе о постоянном движении вверх, о стремлении человека к совершенствованию своей жизни, которое несомненно должно быть. Глава «Настоящие путешественники» свидетельствует об этом.
Роман по истине можно считать поучительным, ведь он представляет собой большую человеческую среду с богатым внутренним миром ребенка, который только начинает свой путь преодоления жизненных неурядиц через познание этого мира.
Прочитав все эти чудесные истории можно почувствовать, как Наталья Бондаренко тонко и легко повествует о юношестве. Она очень аккуратно преподносит читателю взросление Артёмки, который воспитывается в любящей семье. Автор также дает хорошее представление об окружении мальчика. После прочтения становится тепло на душе, можно сказать, что автор передала ту самую атмосферу детства и беззаботного времени, в которое иногда хочется вернуться...
«Эту книгу я посвящаю всем детям»…
Персонажи книги – современные ребята школьного возраста, в общем-то, совсем еще зеленые, делающие первые шаги в познании окружающего мира. Это и главный герой – Артем, и его сестренка Алька, и друзья – Вадик, Женька, Виталик, Аслан.
Артемка постигает простые истины. Впрочем, это нам, взрослым, по прошествии лет они кажутся таковыми. Но в том-то и штука, что каждый должен постичь их сам, и наш герой проходит этот сложный путь.
Артемка любит этот мир. Ему...
Персонажи книги – современные ребята школьного возраста, в общем-то, совсем еще зеленые, делающие первые шаги в познании окружающего мира. Это и главный герой – Артем, и его сестренка Алька, и друзья – Вадик, Женька, Виталик, Аслан.
Артемка постигает простые истины. Впрочем, это нам, взрослым, по прошествии лет они кажутся таковыми. Но в том-то и штука, что каждый должен постичь их сам, и наш герой проходит этот сложный путь.
Артемка любит этот мир. Ему нравится деревня, где он проводит у бабушки Тани и дедушки Вани летние каникулы, «мальчишки соседские, и рыбалка, и лес с полянами, полными ягод», и «поросенок с хвостиком-пружинкой и смешным носом-пятачком», и корова Марта. Ему жаль ягненка-сосунка, оставшегося без матери, и он просит деда взять его из хлева в дом, чтобы тому не было так тоскливо («Борька»).
Он восхищается диковинной птичкой – удодом, которую ребята нашли подбитой на берегу сызранской речки - Крымзы - во время рыбалки. В ее тревожном «уп-уп-уп!» ему слышится зов о помощи, и он забирает пернатую домой. В гибели удода мальчик винит себя: опоздал он со своей заботой, слишком поздно понял, что обрек птичку на голодную смерть («Удод»).
Наш герой привык доверять взрослым. Он изначально верит, что они хорошие: и «продавщица с добрыми глазами» из кондитерской, и соседка, постоянно угощавшая его сладостями, и Сан Саныч, учитель по изо, развивавший в своих учениках фантазию.
Встречаются, конечно, и исключения. К примеру, тетенька из рассказа «Пупсики», пытавшаяся обманом заполучить куклят у Артемкиной сестренки Альки. Или недалекая учительница из рассказа «Тетёха», поддержавшая глупую сплетню об однокласснице Артёма, а еще воспитательница деревенского детсада, которая наказала мальчугана, поставив за печку, и забыла о нем («Как я нашел друга… за печкой»). Но они, конечно же, не главные в Артёмкином мире.
Его систему ценностей определяют, в первую очередь, отец и мать. А они для него – самые лучшие люди на свете. «Папка», как ласково называет его мальчик, непререкаемый авторитет, истина в последней инстанции. Это он научил Артёмку приемам самбо, одной весомой фразой разрешал детские споры. Это отец спас мальчишек, отправившихся на поиски приключений на надувной лодке к Мастрюковским озерам.
А мама? Это добрый дух семьи, во многом создающий ту атмосферу тепла, доброты и надежности, что царит в доме. Вспомним, как она учила Альку читать, посылая письма от таинственной феи («Фея»), как собирала многочисленных родственников и гостей на семейные торжества, как взяла с собой в экспедицию сына на волжские острова и доверила ему важную работу («Лучшая экспедиция на свете»).
Так что к своим тринадцати Артёмка уже научился разбираться в людях, помогать старшим, вставать на защиту слабых, ценить дружбу. И при этом неважно, кто по национальности твой товарищ, главное тут – взаимопомощь и выручка («Где ты, Аслан?»).
А пока школьные дни бегут один за другим, принося каждый раз новые впечатления и открытия. Вместе с Артёмом и его друзьями мы узнаем множество интереснейших вещей: и про испанских завоевателей - конкистадоров, и про величальную песнь колоколов, и про безрукого замечательного иконописца Григория Журавлёва, много лет назад проживавшего в одном из сёл Самарской области, про повадки братьев наших меньших.
В рассказах о школе много веселого и серьезного. Невозможно без улыбки читать историю о том, как Женька, отвечая у доски, засунул голову в транспортир и никак не мог ее вытащить («Транспортир»). Или случай на уроке рисования, когда один из учеников откусил кусок от яблока – воскового муляжа, думая, что оно настоящее.
Артёмке открывается жизнь во всех ее сложностях и противоречиях, он постигает горькие уроки нашего прошлого («Моя родословная», «Человек-невидимка»). Мальчишка взрослеет, и вот уже первая школьная любовь – Юлька Селезнёва, девочка «с дивными веснушками» и рыжеволосым хвостиком, рядом с которой он забывает «все на свете слова».
Мечтатель и фантазер, верный друг и заботливый брат, способный, пытливый ученик – самые разные грани характера героя представлены в сборнике из пятидесяти пяти рассказов. Кстати, повествование ведет сам Артёмка, причем так доверительно и сокровенно, что воспринимается как рассказ хорошо знакомого тебе человека. Появляется ощущение, что ты давным-давно сроднился с героями книги.
Радует каждая фраза – динамичная, яркая, запоминающаяся. Автор учит нас постигать сложный внутренний мир современного подростка, причем делает это исподволь, ненавязчиво, без ложного пафоса и нравоучений. Это и есть, пожалуй, самое ценное в книге. Читаешь и проникаешься мыслью: «Хорошо, что подрастают у нас такие мальчики. Пытливые, добрые, неравнодушные. Умеющие отвечать за себя и за все, что происходит вокруг».
Т.Г. Лимановская
заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин гимназии г. Сызрани,
учитель высшей категории,
Почётный работник общего образования России,
лауреат премии президента,
победитель конкурса приоритетного национального проекта «Образование»
Рассказы написаны занимательно, добротным и доступным для понимания ребёнка языком. Повествование идёт от первого лица, т.е. от лица самого Артёмки, что подчеркивает их достоверность. Истории и ситуации, в которые попадают герои Натальи Бондаренко, как правило, забавны и поучительны. Они лишены лобовой менторской морали и назойливых сентенций. Доверяя своему читателю, автор предоставляет ему право самостоятельно поразмышлять над поступками своих героев и сделать соответствующие выводы.
...
Волжанин Артёмка живёт пусть и в небольшом городе, но в довольно благополучной и по современным понятиям «продвинутой» семье. Родители, люди интеллигентные и чуткие к детским запросам, хотя и не потакают во всём своему ребёнку, всё же представляют ему широкие возможности для развития его интересов.
Дитя своего времени, Артёмка накоротке с компьютером, позволяющим заглядывать в виртуальный мир, знаком с Интернетом, что, однако, не мешает ему оставаться живым, а порой и проказливым, любознательным мальчишкой, трепетно относившемся к родным, друзьям и всем окружающим, а особенно – к «братьям нашим меньшим».
Духовный мир ребёнка показан в развитии от рождения и до школы. Что же касается места действия описываемых событий, то они происходят как в семейной обстановке, так и в детском саду или школьном классе, в городе или в деревне, где живут в ладу с окружающей природой и в кругу непритязательных сельских забот дедушка с бабушкой Артёмки. А порой они выплескиваются и на простор раздольной Волги с её стихией (рассказ «Настоящие путешественники») и красотами («Лучшая экспедиция на свете») и даже на побережье Балтийского, Красного и Чёрного морей. Из таких рассказов, словно из россыпи цветных камешков, слагается целостная мозаика, в которой проступают черты растущей личности ребёнка. И, судя по всему, в её развитии благотворно сказываются гены, переданные в наследство Артёмке дотошным и любознательным прадедом Савелием из рассказа «Что же замышляла ужиха?» Не потому ль так любопытен и наблюдателен и правнук? Правда, его любопытство сочетается с детским нетерпением, что нередко приводит к разного рода казусам и разочарованиям. Так в рассказе «Кукушечка» в подаренном Артёмке отцом «теремке» оказывается не настоящая, а механическая кукушка, не идущая ни в какое сравнение с живой, обитающей где-то в лесу.
Любознательности Артёмки способствуют и окружающие. Так в рассказе «Карта мира» его отец и сестрёнка Алька азартно «играют в карту», т. е. загадывают друг другу и разгадывают самые большие или самые маленькие города, реки и т.д. Кстати, изучают они по карте и свой родной край – Самарскую область. В большинстве других рассказов тоже довольно ощутим познавательный момент, столь необходимый в детской литературе. А, как известно, дети лучше познают мир через игру. Взять хотя бы рассказ «Кладоискатели». Взрослый читатель, возможно, сочтет его во многом надуманным, но для юного важнее порой не реальность, а полёт воображения, фантазии. И как тут может в общем-то вполне рассудительный и знающий цену прожектам и авантюрам своего друга Вадика Артём устоять перед бурей и натиском его фантазий о якобы зарытом на соседской даче дяди Васи кладе?! И он оставляет компьютерную игру о пиратах и сокровищах, видя своего друга с чёрной пиратской повязкой на глазу. Это ведь тоже игра! Пусть она и оборачивается очередным крахом для «генератора идей», получившего изрядный синяк от случайного удара о черенок лопаты, и запоздалым пониманием того, что он попросту спутал слухи о «серебряном окладе иконы» с «серебряным кладом» дяди Васи.
Можно порадоваться за Артёмку, трепетно и неординарно относящемуся к своей сестрёнке. Мы довольно живо представляем её из его рассказов о ней. С юмором изображает он, например, Алинку вместе с её закадычной подругой Инкой в рассказе «Модницы». Но как ни осуждает их за обезьянничанье, слепое следование моде и наивное соперничество в этом, сам невольно поддается их влиянию и размалёвывает своё лицо мазутом. Ведь это тоже игра. С юмором изображены и одноклассники в рассказах «Транспортир», «Как мы репетировали», «Яблоко»…
В серии рассказов о животных проявляется тяга мальчика ко всему живому, что неудивительно, ведь его мать – биолог. Преданно относится он и к друзьям (рассказы «Дружба», «Скутер», «Санька», «Аслан»).
Можно ещё много рассуждать об «Артёмкиных историях» и их авторе, но лучше самому юному, да и взрослому читателю с головой окунуться в пёстрый и интересный мир отрока и подростка и поразмыслить вместе с ним над его – да и только ли его – проблемами и заботами, а автору от души пожелать дальнейших творческих успехов и поисков в благородном стремлении «сеять умное, доброе, вечное».
Вячеслав ХАРИТОНОВ,
член Союза писателей России
Не знаете, что почитать?