Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Джефферсон | +27 |
Поморские сказы | +17 |
Дневники Виктора и Нади. Ленинград, 1941 | +16 |
Пашка из Медвежьего лога. Таёжные встречи | +13 |
Иду по тайге | +9 |
Эта книга больше всего напоминает Синдбада-морехода и сказки Шахерезады. И вот почему: главные действующие лица – мореплаватели, а каждое повествование содержит «рассказ в рассказе».
В первой повести «Конские широты» основная линия сюжета — это возвращение архангельских поморов из Индии. Судно приближается к «Конским (Лошадиным) широтам»:
«В субтропических широтах северного и южного полушарий есть штилевая полоса (30-35 градусов северной и южной широт), в которой на долгие недели...
В первой повести «Конские широты» основная линия сюжета — это возвращение архангельских поморов из Индии. Судно приближается к «Конским (Лошадиным) широтам»:
«В субтропических широтах северного и южного полушарий есть штилевая полоса (30-35 градусов северной и южной широт), в которой на долгие недели застревали парусники. Из-за недостатка пресной воды и кормов приходилось выбрасывать за борт коней, которых везли из Европы в Новый Свет или из Индии в Европу».
Моряки встревоженно ловят ослабевающий ветер, отгоняют пессимистичные мысли, вспоминают родные края. А старожилы, дабы разрядить обстановку, прям по расписанию, когда вся работа на судне переделана, рассказывают удивительные истории.
В рассказе «Тихоня» речь идёт о возмужании будущего мичмана Российского флота Василия Богомолова из потомственных мезенских поморов. Воспитанием в основном занимался родной дед будущего талантливого мореплавателя, старинным способом из уст в уста передавая мудрость предыдущих поколений:
«Разговор серьезный я с тобой затеваю о том, что ты должен обязательно знать и помнить, как и все мы в памяти по нашему роду храним.
Ты должен знать: основал наш род по материнской ветви в одна тысяча триста двадцатом году Игнат Малыгин, по прозвищу Богатый».
Надеюсь, я уже вас заинтересовала. Хотя пересказать в одном отзыве все истории, которые звучат внутри текста просто нет возможности. Упомяну лишь некоторые:
- Есть правдивый рассказ о жестокости службы в английском флоте.
- История о том, как Петр I чуть не погиб в шторм.
- Версия происхождения легенды о «Летучем голландце».
- Байка о том, как у рода Ломоносовых появилась эта фамилия.
- О суперсиле казаков в бою.
- О трех солнцах на небе.
- Даже захватывающий, поучительный случай, когда пираты похитили смекалистого русского моряка, имеется.
- А еще старинные пословицы, поговорки. И конечно масса судовых терминов и нюансов мореплавания.
Очень приятное усилие мозга при чтении создает язык, которым Лев Николаевич рассказывает нам об историях, услышанных им лично. Слог вполне передает колорит устной речи поморов прошлых веков. Чтение получается насыщенное и информативно полезное, подойдет всем любопытным. Тем, кого захватывают мысли о дальних странах и путешествиях, тем, кто любит и интересуется этнографией. Ну и книга, адекватно патриотичная: русские поморы были прославленными мореходами еще в допетровские времена.
Мне не удалось найти более подробной информации об авторе, кроме той, что дана в конце книги, в главе "Об авторе". И хоть личность автора вызывает интересно, текст «Об авторе» ужасный: как-будто читаешь «махровую» советскую доску почета. И это, пожалуй, единственный «минус» книги, всё остальное – великолепно!
Эрика очень любит свою старшую сестру Ильзу. И не только потому, что она идеальная красотка. Ильза не всегда такой была. Просто любит. Она для нее самый близкий человек на свете. И вот теперь этот самый близкий человек на свете собирается сбежать из дома…
Книга австрийской писательницы Крестине Нёстлингер рассказывает непростую историю взаимоотношений в семье. Эрика и Ильза – дочери от первого брака. Родители развелись. Пока мама искала способ выжить, девочки жили у бабушки и дедушки. Мама...
Книга австрийской писательницы Крестине Нёстлингер рассказывает непростую историю взаимоотношений в семье. Эрика и Ильза – дочери от первого брака. Родители развелись. Пока мама искала способ выжить, девочки жили у бабушки и дедушки. Мама снова вышла замуж и забрала их в новую семью. В новой семье родились еще двое детей, они пока маленькие и требуют от мамы постоянного внимания. Нервы и душевные силы мамы на пределе. Она наказывает Ильзу за проступок. Ильза сбегает… Распутать почти детективную историю и найти, куда же подевалась Ильза удается именно Эрике. Потому что она была внимательна к Ильзе, потому что она нуждается в том, чтобы сестра вернулась.
Не спешите оценивать и осуждать поступки героев по краткому содержанию. Всё очень, очень непросто. Как в жизни. Пожалуй, это самое важное, что нужно сказать о книге. Дело не в том, что у подростка пубертатный период, и что она, забрав свои сбережения, сбегает с возлюбленным куда глаза глядят. Дело в многогранности прописанных автором персонажей. Тут нет «правых» и «виноватых». Есть сложная ситуация. Есть повод задуматься о своей адекватности для всех сторон конфликта.
История зашкаливает своей гиперактуальностью. Была сильно удивлена, что эта книга аж 1974 года! Если бы не упоминание чернильной ручки, даже не усомнилась бы в том, что это свежайшее произведение. Видимо это и есть – мастерство, написать на века. Это первая для меня книга Кристине Нестлингер, и имя её уже добавлено в приоритетный список чтения. То, как она описала происходящее с позиции младшей сестры, тронуло и заставило что-то тонкое вибрировать внутри. Очень деликатная книга, очень тонкая и честная.
Очень любила в детстве, когда папа читал мне перед сном рассказы о природе Виталия Валентиновича Бианки. Закроешь глаза, слушаешь и как будто в лесу оказываешься. Это я к чему: открыла для себя продолжателя популяризации любви к природе среди советских писателей — Станислава Олефира. В его книге о колымской природе столько новых для меня фактов о животных и птицах, и рассказано душевно!
Автор много лет прожил на Крайнем Севере, в Магаданской области, на Чукотке и Камчатке. В книге...
Автор много лет прожил на Крайнем Севере, в Магаданской области, на Чукотке и Камчатке. В книге описываются его личные наблюдения о тайге. Повествование организовано по календарю: январь, февраль, март и так далее по месяцам — до декабря. Кто не боится самых лютых морозов, а кто преспокойно себе спит в январскую стужу? Как приходит в тайгу весна? Какие цветы можно повстречать на болотистых опушках коротким северным летом? Когда приходят первые заморозки и как они называются? Кто когда выводит потомство, кто чем предпочитает питаться, в зависимости от сезона?
Не знала я, например, что бельчата выходят из гнезда только двухмесячными, да и что у гнезда есть отдельное название – гайно. С самым меленьким млекопитающим – землеройкой — не была знакома. Оказалось, это что-то среднее между мышью и кротом, бесстрашный и поэтому довольно злобный шестиграммовый хищник. Забавно было прочесть, что у мамы-медведицы есть в помощниках «няньки»: за малышами присматривают медвежата из предыдущего помета. Медвежат из последнего помета называют лончаками (сеголетками), а старших братьев и сестер — пестунами. Во как!
Книга толстая, с распрекрасными карандашными иллюстрациями. Читается на одном дыхании! Представьте, можно ведь читать и по месяцам всей семьей. На дворе апрель — читаем про апрель! Читать, обсуждать и сравнивать с тем, что происходит в вашей местности в природе. Так можно не только расширять кругозор, но и акцентировать внимание на многообразии того, что происходит на планете, в зависимости от широт.
Издание снабжено маркировкой «12+», предполагаю, из-за того, что в некоторых главах кто-то кого-то съедает. Есть даже история, в которой автор признается, что из-за его незнания погибла малюсенькая водоплавающая землеройка кутора. Мне кажется, лучше с опережением назидательно и наглядно из книги узнать: притащил «природу» домой, будь любезен обеспечить жизненно важным живое существо. По мне, так книгу можно смело и дошкольникам дарить. Все истории разбиты на небольшие главы и самостоятельно читающие справятся с таким объемом без затруднений.
«Любишь ли ты природу?» —
так начинается книга и прям с самого введения автор задает вопрос читателю: а знаешь ли ты её? И далее интересуется: а можно ли утверждать, что любишь, то, чего не знаешь?..
Арне Бьёрнубу служил рулевым на флоте. В ночь на 12 июля 1812 года был тяжело контужен, оглох, у него обгорело пол-лица. Выписавшись из госпиталя Арне перестал разговаривать, стал невоздержан в выпивке. Жить ему было незачем и не для кого. Так продолжалось до тех пор, пока нелюдимый молчун случайно не спас маленькую девочку. Счастливый отец малышки настаивал: человек, который не задумываясь бросился спасти ребенка, еще не пропил свое сердце, и ему можно доверить трудное дело. Так Арне стал...
«Арне породил Эйвинда, Эйнара и Эмиля.
Эйнар породил Сунниву.
Эмиль породил Гюнхиль, Элизу и Сверре...
Сверре породил Агнес, Мортена и Хедду.
Мортен породил Асбьёрна, Арне, Тею и Ранхиль.
Асббьёрн породил Тора, Лене и Арне.
Тея породила Кристофера, Боргильду, Дага и Озе».
Сами понимаете, полностью в коротком отзыве рассказать, о чем сага, невозможно. Можно только намекнуть: сюжет крутится вокруг аскетичности жизнедеятельности на суровом куске камня в море. Однако в повествовании есть герои, которые покинули клочок земли в поисках большого мира, большого себя. Есть целая глава про самогоноварение, есть глава о женских правах и возможностях, звучит тема уединения и одиночества. В одной из частей повествование наполнено войной, борьбой и сопротивлением. И конечно, основная линия – это семья, родственные узы, передача традиций.
Удивительно, что итальянец описал жизнь нескольких поколений норвежцев. Не знаю, что сами норвежцы об этом думают, но я как будто побывала в южной части этой страны. Причем была я там почти два века. А начал свое произведение уважаемый Гвидо Згардоли словами: «Над седой равниной моря тучи собирает. Между тучами и морем реет Буревестник, черной молнии подобный». А потом и вовсе неожиданно, когда я уже всей душой была мысленно внутри повествования, вдруг — Ахматова. На похоронах Сверре, внука Арне, звучат строки стихотворения Анны Андреевны «Дверь полуоткрыта…». Так провожали человека, который год проучился в большом городе на философском факультете, бросил университет и понял, что по-настоящему живет только на малюсеньком острове.
Пусть вас не смущает «мультяшность» обложки, текст внутри проницателен и многогранен. Эта одна из тех книг, которую читаешь на одном вздохе, и та, о которой думаешь: «пусть она никогда не заканчивается». Бесконечно трогательно и красиво, как жизнь.
Хочется с вами поделиться большим количеством цитат, однако все они будут оторваны от глубины контекста. Поэтому закончу обзор, дополнив образ Арне, героя, с которого началась родословная семьи Бьёрнебу. Семьи, выбравшей смыслом своей жизни поддерживать доверенный им свет:
«Одиночество никогда не пугало его, скорее наоборот: он стремился к нему и полагал, что тот, кто научился быть один, победил свой страх. Одиночество словно утолщает кожу или заглаживает тебя целиком, и там, в его укромной утробе, ты в безопасности – далекий от всего мира. И если ты стоишь на краю одиночества и не срываешься в пропасть, значит ты его преодолел».
Как там: зимой — лета, летом — зимы? А тут вышло, что вместе с календарной весной мне пришла новая книга одного из любимых авторов сказок для малышей Екатерины Панфиловой. Напомню, Екатерина и пишет, и иллюстрирует свои произведения, благодаря чему в каждой её книге царит стилистическая гармония.
В этот раз автор знакомит нас с девочкой по имени Юн Чень, которая проживает в городе, где совсем не бывает снега.
?? «Однажды папа вернулся из дальней поездки и привёз необычный подарок –...
В этот раз автор знакомит нас с девочкой по имени Юн Чень, которая проживает в городе, где совсем не бывает снега.
?? «Однажды папа вернулся из дальней поездки и привёз необычный подарок – стеклянный шар, в котором, если как следует потрясти, парили невесомые белые хлопья» .
Больше всего малышка Юн Чень любит танцевать, вот и неудивительно, что глядя на бесконечный хоровод снежинок в шаре ей захотелось непременно оказаться там, где можно потанцевать вместе с удивительными «белыми хлопьями».
Книга добрая, светлая — о дружбе и волшебстве. Чудеса всегда рядом, ну или за углом. А взрослым читателям эта коротенькая история может напомнить, что иногда то, чем мы уже пресытились – объект чьей-нибудь мечты. Друзья, у кого ещё снег лежит, станцуйте, пожалуйста, за меня, непременно широко-широко улыбаясь!
«Черника? Таня сорвала сизую, как будто припудренную ягоду. Раздавила языком. Черника. После картошки, картошки, картошки. Вкус был… Ну какой вкус может быть у спелой черники, когда все последнее время ел одну картошку? Дивный!»
Наконец-то могу рассказать вам о четвертой книге Юлии Яковлевой из цикла «Ленинградские сказки». Довольно сложно описать в нескольких предложениях краткое содержание целых трех книг так, чтобы было понятно, о чем пойдет речь в четвертой, но я попробую.
Трое детей...
Наконец-то могу рассказать вам о четвертой книге Юлии Яковлевой из цикла «Ленинградские сказки». Довольно сложно описать в нескольких предложениях краткое содержание целых трех книг так, чтобы было понятно, о чем пойдет речь в четвертой, но я попробую.
Трое детей (Таня, Шурка и Бобка) остаются без родителей в Ленинграде. Начинается война, голод, оккупация. Главных героев при эвакуации раскидало по разным городам. В повествовании есть мистическая линия: иногда дети ищут ответы на вопросы в параллельном мире. Есть Король игрушек, который первоначально воспринимается как «смерть», но он не смерть… А ещё в прошлой книге Таня осталась совсем одна в южном жарком городе. Девочка во что бы то ни стало решила вернуться домой, в город на Неве. В Ленинград она прорывается в обличии… кошки.
Итак, четвертая, предпоследняя книга:
?? «Надо такой мир. В котором девочки хлопаются в обморок при виде мыши. А не закапывают отрезанные ноги».
Да, я немилосердно привела страшную цитату, потому как пронзительно грустно осознавать то, что происходит с детьми в военное время. И при чтении четвертой части этого осознания не избежать. Даже оставаясь детьми, дети стремительно взрослеют. Чтобы выжить… Из песни слов не выкинешь, контекст книги и правда суров.
Ленинград спасен от оккупации, но война тянется и длится, длится и не заканчивается. Шурка с Бобкой живут у родного дяди Яши вместе, с удочерённой им девочкой Сарой. Сара всё время только молчит. Таня и тётя Вера пропали без вести… Даже получив документы, в которых написано, что Тани уже нет среди живых, Шурка и Бобка не теряют надежду. Каждый из мальчиков пытается отыскать сестру по-своему.
Между чтением книг этой серии прошло время, у меня было много других писателей и произведений. Я успела позабыть о том, как же смел и талантлив автор «Ленинградских сказок». Как сказал Дмитрий Быков о предыдущей книге: «Как-то стыдно назвать эту книгу увлекательной, хоть от нее и невозможно оторваться». Невозможно и от четвертой, подтверждаю. Есть какая-то магия в том, что вроде бы ты читаешь «подростковую литературу», но она написана языком без возраста. Суровость времени передана краткими, емкими выразительными образами, сильными, мощными совершенно не детскими, но предположу, что понятными для юных читателей. Контекст времени передан безоценочно и лаконично. Хотя есть нюансы, которые, скорее всего, придется пояснять современному школьнику:
?? «Завуч была молодой, коротко стриженные волосы торчали углами у щек. Волосы директрисы напоминали цветом смесь перца и соли. Два портрета взирали со стены: справа – портрет Сталина, слева — портрет Ленина. Все четверо смотрели на Шурку. Вожди сверху – до?бро, особенно Ленин. Женщины строго».
Определенную роль в книге предназначено сыграть молодому и ещё неопытному завучу Елене Петровне, которая видит в Шурке только «волчонка», только будущего преступника. По её мнению, мальчика может спасти лишь перевод в «дефективный» класс. Спасти и перевоспитать… Но в жизни часто всё идет не по плану.
«Волчье небо» — книга о надежде, о том, что никогда не стоит сдаваться. Книга о твердости. Книга о спокойном здравомыслии, возможном в любом возрасте, даже в самых суровых обстоятельствах. Очень настоящая книга! Дорогой автор, даже не знаю, чего хочется больше: пылко благодарить или неистово просить поторопиться с выходом заключительной книги! Очень уж не терпится! Благодарно жду!
Горячая, свеженькая и аппетитная как румяный пирожок, остро-социальная, детективная новинка от одного моего любимого француза! Налетайте, получайте отзыв на книгу, которая была издана этим удивительным и не похожим на другие маем.
Джефферсон – так зовут ежа, главного примилейшего героя новой книги Жан-Клода Мурлева. Но Мурлева был бы не Мурлева, если бы ёж просто остался милым ёжиком. Этот встрял в передрягу. В самом начале истории он всего-навсего отправился в парикмахерскую и......
Джефферсон – так зовут ежа, главного примилейшего героя новой книги Жан-Клода Мурлева. Но Мурлева был бы не Мурлева, если бы ёж просто остался милым ёжиком. Этот встрял в передрягу. В самом начале истории он всего-навсего отправился в парикмахерскую и... драматическая пауза... звучит тревожная музыка... обнаружил труп барсука. И совершенно случайно теперь весь мир думает, что это именно он – убийца.
Почему эта история – детектив чистой воды, для вас уже очевидно, а вот в чем же её остро-социальность? Не могу раскрыть всех тайн, иначе читать будет не интересно. Но скажу, что ёжик-то проживал в мире животных, рядом с которым преспокойно сосуществовал мир людей. При чем «одни» к «другим» на экскурсию ездили, ну или по делам разным. Преспокойненько так, как финны в Питер зубы лечить, например. Так вот разгадку этой смертельной истории Джефферсон нашел как раз в мире людей. А помогал ему в этом его лучший друг свин, по имени Жильбер, неугомонный оптимист и рьяный выдумщик.
Поначалу меня смутил факт убийства (причем кровавого) в детской книге про животных. Но потом я вспомнила все свои ассоциации на тему французов и то, как у них принято общаться между поколениями, и примирилась с происходящим.
Как только я «выдохнула» и продолжила чтение, на первый план вышла настоящая-пренастоящая дружба ежа со свиньёй. А это уже остросоциальная мораль. Помните всякие там «гусь свинье не товарищ»? В этой книге дружат все со всеми, животные между собой, животные с людьми.
Но не все люди хорошие, некоторые способны на злодеяния. Например, массовые убийства животных с целью употребления в еду. Да, да Мурлева поднимает тему того, как много мы едим мяса. Признаюсь, я далеко не вегетарианка и уже почти отложила книгу в долгий недочитанный ящик, но любопытство оказалось сильнее. Автор не настаивает на том, чтобы все резко перестали есть животных, а лишь устами героев перечисляет, сколько всего мы можем вкусненького немясного съесть и предлагает осознанно уменьшить потребление, а значит и кровопролитие. Тема сложная, потому как всё неоднозначное вызывает споры-ссоры-столкновения, но обсудить с отроком то, как бесконтрольно и местами нагло человечество ведет себя по отношению к другим живым существам, стоит. Как считаете?
Книга для широкого круга читателей, готовых к честному разговору, но с позитивным настроем. Озорные скетчевые иллюстрации помогают воспринимать происходящее с ноткой юмора. "Джефферсон" не самая моя любимая книга Мурлева, но, пожалуй, это не от большого ума, а от духа противоречия и большой любви к мясу. Видимо стоит «остыть» и ещё раз перечитать историю, она того стоит. У свиньи Жильбера мне точно есть чему поучиться.
«Без природы человек – что дупляная лиственница на мари, нет в нём настоящей живости».
Для «затравки» решила начать рассказ о прочтенной книге с кусочка таёжного разговора у костра. Беседу ведут Гурьяныч (смолокур из Медвежьего лога) и геодезист Григорий Анисимович Федосеев.
Бывает так, что информацию получаешь немного «через назад». Так случилось с этой книгой. Сначала я увидела на Кавказе перевал имени Федосеева, а потом в рассылке книжных новинок попалось издание с такой же фамилией....
Для «затравки» решила начать рассказ о прочтенной книге с кусочка таёжного разговора у костра. Беседу ведут Гурьяныч (смолокур из Медвежьего лога) и геодезист Григорий Анисимович Федосеев.
Бывает так, что информацию получаешь немного «через назад». Так случилось с этой книгой. Сначала я увидела на Кавказе перевал имени Федосеева, а потом в рассылке книжных новинок попалось издание с такой же фамилией. Так как тайга довольно далеко от кавказских гор, полезла читать дополнительно, искать связь. Перевалов названных в его честь обнаружилось несколько. Не знаю, был ли писатель Федосеев на перевале Федосеева в Архызе, но точно знаю, что он родом из тех мест. А еще оказалось, что Григорий Анисимович Федосеев буквально наносил на карту огромную часть забайкальских таежных просторов, а выйдя на «отдых» написал об увиденном. Как не схватить такую книгу, с информацией из первых уст?
Издание состоит из двух частей:
1. «Пашка из Медвежьего лога» — повесть-история о том, как Григорий Анисимович выручал коллегу, у которой сломался теодолит, нёс необходимую запчасть 120 км по тайге. А в проводники он себе на это непростое дело позвал двух местных жителей: Гурьяныча и его родненького внука. Во всех книгах Федосеева практически отсутствует вымысел, всё описанное составлено по дневникам из таежных путешествий. Так что дед Гурьяныч скорее всего жил-был на свете. А вот второй герой этого произведения, неугомонный парнишка четырнадцати лет – Пашка — возможно, еще и сейчас живет и здравствует.
2. «Таёжные встречи» – цикл коротких рассказов, объединенных одной общей идеей: тайга – богатство, и умно было бы беречь её. Собственно, первая часть книги тоже об этом.
Читать было захватывающе. Как будто эти книги создавались для тех, кто еще не дорос до Арсеньева и знакомства с Дерсу Узалой («По усурийскому краю»), но уже жаждет топтать и первооткрывать землю. Правда, лично мне больше понравилась история про Пашку. Эта повесть вышла на 14 лет позднее «Таёжных встреч», и автор «набил» руку – возможно, это ключ к цельности повествования. Колоритная история про то, как может взрослеть подросток, если рядом с ним лес, а «Маугли» — в почетных ориентирах. Федосеев очарован неукротимым озорством и стремительностью паренька, который умудряется везде быть первым, всё увидеть, всех спасти. Пашка хорош не только своим метким глазом, расторопностью и смекалкой, но и тем, что его «неукротимость» легко «укрощается», стоит упомянуть бабушку. Совесть, честь, благородство и эмпатия на страницах не обсуждаются, они просто есть у героев. А вот у тех, кто без удержу стреляет зверя на охоте, или забывает потушить спичку да так, что тайга горит...
В общем, полезная для формирования представлений о ЖИВОМ мире книга, не устаревающая. Целых 336 белоснежных страниц о природе. Я узнала много новых названий птиц и впервые задумалась, что «колонок» — это не только щетина на кисточке. Обложка суперская, стилизованная под библиотечный формуляр карточка с плывущими лосями, глянцево-ламинированная. На мой вкус только иллюстрации не очень, но в этой книге это почти и не важно.
?? «Приближается зима, а вместе с ней враг. Он все сметает на своем пути. Людей, мысли, мой мир — такой, каким он был и каким никогда уже не будет. Все разрушено.
Но я еще жива.
Буду ждать под первым снегом, как угли, тлеющие под пеплом. Меня зовут Надя. Я здесь».
Эти пронзительные слова написала в своем дневнике девочка Надя – одна из главных героинь книги о блокадном Ленинграде итальянского автора Давиде Морозинотто. Взрывоопасное сочетание, казалось бы, но есть одно "но": оба...
Но я еще жива.
Буду ждать под первым снегом, как угли, тлеющие под пеплом. Меня зовут Надя. Я здесь».
Эти пронзительные слова написала в своем дневнике девочка Надя – одна из главных героинь книги о блокадном Ленинграде итальянского автора Давиде Морозинотто. Взрывоопасное сочетание, казалось бы, но есть одно "но": оба деда автора воевали, причем один — на стороне нацистов, а другой — на стороне Советов.
Повествование ведётся от имени близнецов Нади и Вити Даниловых. Ребята живут с родителями в Ленинграде. Скоро им стукнет по тринадцать. В первой же главе начинается война. В эвакуационной сутолоке брат с сестрой разлучены, нарушив тем самым единственный родительский наказ: не разделяться. Событийно вся книга это движение одного к другой, на обезображенном жестокостью фоне войны. Чего ждать страницах книги: сильную родственную связь, которую не разорвать расстояними и препятствиями; смелость, трусость, подвиг, воровство, жестокость, чуткость, упрямство, находчивость, первую влюбленность, смерть, голод, радость мгновению, чувство долга, нерешительность, силу воли; и конечно, один из главных вопросов военного времени, убивать ли врага или есть другие варианты?
История рассказана в виде дневнка, причем дневник у ребят один на двоих: Надежда пишет синим цветом, а Виктор – красным. Также на протяжении всего дневника на полях встречаются карандашные пометки следователя НКГБ, который разбирает слова и поступки детей уже после окончания войны. Только, пожалуйста, не стоит читать книгу как документальную хронику. Иначе покажется, что все слишком просто и гладко: неправдоподобно легко дети бежали из ГУЛАГа, подростки первыми осмелились проложить путь в блокадный город по обледенелой Ладоге. Да и концовку вы можете счесть слишком уж счастливой.
Автор ведет своих вымышленных героев по пути происходивших в реальности событий. Специально для русского издания научный редактор Милена Третьякова сделала вставки с историческими фактами и пояснениями. Кроме этого она подправила некоторые фактические огрехи, которые имели место в зарубежном издании, за что ей огромное спасибо.
Для максимальности погружения в происходящее, автор добавил выдержки из воспоминаний и дневников очевидцев тех событий (они отмечены спецзнаком «перо»). Печально читать строки, написанные РЕАЛЬНЫМИ детьми, РЕАЛЬНОГО, не книжного МИРА:
?? «Сначала, в июне и начале июля, мы вообще не чувствовали никакой войны… Если бы мы знали, что будет, “если бы знал, где упал, так соломки б подостлал”, мы бы сухари сушили! Кто же знал, что будет такой ад, и мы в такой ад попадем? Не выкупали хлеб, потому что нам хватало. Даже, я помню, еще в начале июля продавались пирожные в кондитерских» (из воспоминаний. И. М. Лебедевой, 9 лет в 1941 г.).
Кропотливость автора в передаче атмосферы тех лет выражается не только словами, на страницах книги вы найдете изображения предметов быта, плакаты, фотографии и карты. Иногда герои приклеивают личные зарисовки или фотокарточки на страницы дневника со словами: «Пусть здесь будет». Страницы похожи на стенды в музее. Очарованная, я подготовила более 20-ти фотографий, но прикрепить к отзыву технически возможно только 10.
Подозреваю, что профессиональные историки всё равно найдут, к чему придраться. Однако для меня это прежде всего «шаг навстречу», смелый шаг писать о том, что еще так болит... 22 июня 1941 году для русских людей началось тяжелейшее испытание, о котором не забыть. Искренне верю, надеюсь и уповаю, что такого больше не повторится! Ни с каким народом, никогда!
P.S. Любопытно, как воспринимает текст о зверствах своих ближайших предков «другая сторона». Нужен ли он, покупают ли, читают ли?...
Что делать, если ты родилась девочкой, которая без ума от футбола? Что делать, если больше всего на свете ты мечтаешь стать подавальщицей мячей на смертельно опасном футбольном матче?
Центральное событие книги, о которой я вам расскажу, произошло 9 августа 1942 года в Киеве, и это был футбольный матч. Спортивные соревнования, подарившие луч надежды уже отчаявшимся людям. Впоследствии историки назовут эту игру «Матч смерти».
Повествование ведется, как вы уже поняли, от лица девочки. Звать...
Центральное событие книги, о которой я вам расскажу, произошло 9 августа 1942 года в Киеве, и это был футбольный матч. Спортивные соревнования, подарившие луч надежды уже отчаявшимся людям. Впоследствии историки назовут эту игру «Матч смерти».
Повествование ведется, как вы уже поняли, от лица девочки. Звать главную героиню Сашей. Сашин отец до войны был знаменитым футболистом. Волею случая смелый человек Йозеф Кордик, вызволяет отца Александры из лагеря и дает ему работу в собственной пекарне. Постепенно этот любитель футбола постепенно собирает у себя под крылом целую команду. А потом возникает идея провести матч между украинцами, оккупантами и их союзниками. Звучит бредово, ведь идет второй год войны. Но надо понимать, что к тому времени наряду с массовыми расстрелами евреев нацистам захотелось и культурных зрелищ, поэтому был открыт оперный театр, потихоньку возобновлялась работа стадионов и кинотеатров. Да, осевое событие в сюжете — матч, но книга, как оказалось, не совсем об этом. Она о Саше, о её семье, о стойкости и чуткости, о трепете первой влюбленности, о дружбе, о том, что ни один по-настоящему живой человек не бывает кристальным во всём. Страницы полны филигранной мудрости. Приведу сразу несколько цитат из разных частей книги, но поверьте, слова «до» и «после» тех, что я здесь упомяну, также прекрасны:
?? «Но судьба распорядилась иначе. Судьба, которая рождается из ошибок».
?? «Я испытываю тайное удовлетворение от мысли о том, что мама тоже в детстве врала. Матери врут — теперь я это точно знаю. Спускаются сумерки, и тени тянутся к нам, чтобы тоже нас послушать. Мы с ней разговариваем, как женщина с женщиной, — потому что обе врали, а врать — это дело взрослое. Я горжусь тем, что она посвятила меня в свои секреты».
?? «Я считаю, что бывают такие «опрокинутые моменты», как будто рисунки наоборот, — когда проигрываешь, если побеждаешь, и побеждаешь, если проигрываешь».
?? «Между желанием правильно поступить и самим поступком пролегает огромная пропасть. И чтобы преодолеть ее, надо сначала взвесить, что ты приобретешь и что можешь потерять, решившись на поступок. Возможно, на кону будет стоять жизнь».
Война в тексте есть, есть смерть, есть страх смерти, есть голод:
?? «Гитлер — большой фантазер. Он вообразил себе, будто мир — это пирамида из четырех уровней. Но в самом низу, можно сказать, в «подвале» этой пирамиды, есть еще один, пятый слой — его занимают евреи. Но даже здесь, в самом не уважаемом фашистами слое, они умудрились разделить людей еще раз».
?? «Вот почему каждый день маме приходится ломать голову, чем нас кормить. Похоже на задачки по арифметике в младших классах: у повара есть половина луковицы, пучок собранной под забором лебеды и три картофелины. Необходимо накормить четырех человек. Какое количество еды получит каждый из них? Условие, решение…»
Однако в книге, через все массовые расстрелы, предательства и кажущуюся безысходность проступает прежде всего красота жизни. Я не могла оторваться от чтения. С одной стороны, книга вовсе не детская, она для всех, но то, что там написано и как это написано, могут понять и прочувствовать совсем юные читатели. Текст пронзительно великолепен. Как замечательно, что в издании нет иллюстраций. Каждый читатель может мысленно нарисовать свою собственную «девчонку-футболистку». Автор заканчивает книгу не так, как это произошло на самом деле, не оборвав жизни полюбившихся героев. Закончу отзыв длинным куском авторского текста, который тронул буквально всё, что можно, в моей девчачье душе. Пусть это будет знак моей восхищенной благодарности к творению Николетты Бортолотти:
??
— Мама, скажи: я некрасивая?
В круглом зеркальце на стене отражается чересчур худая девочка со слишком светлыми ресницами и бровями, которых почти не видно. И лицо слишком длинное, чтобы могло понравиться мальчику. Тело у меня еще детское, хотя потихоньку и растет грудь.
Мамины пальцы замирают.
— Что за мысли, Саша? Ты? Некрасивая?
У мамы на руках выступают вены, а кожа разъедена самодельным мылом. И мне не хочется думать, что когда-нибудь и мои руки станут такими же. Руки, ноги, все тело мамы, потерявшее с годами упругость, напоминает мне резинку, которую время сначала натягивает, а потом отпускает. Иногда я его узнаю — особенно когда мама меня обнимает, а порой оно кажется мне чужим, если рассматривать его вблизи — потрескавшиеся пятки, утолщенные ногти на пальцах ног.
— Мама, скажи мне правду.
— Правду?.. Я могу сказать тебе, что вижу: золотые волосы и глубокий взгляд. Ловкие стройные ноги… Но ты не можешь ничего видеть, Саша, ты не можешь видеть себя, потому что, как говорила моя мама, юность слепа. Она способна видеть себя лишь с далекого расстояния — когда уже прошла."
Если вы живете в подвале, на чердаке или в какой-то нечеловеческой чаще, скорее всего, вы гном. Основное ваше занятие — это будить и, желательно, чтобы при этом «клиент» чуточку испугался. Для осуществления профессиональной деятельности вам понадобятся: связка ключей, зловещая тень и черный кот. Пренепременно! А что, логично: белый слишком заметен по ночам. ??
Представляю вам новинку: книжку-страшилку Екатерины Панфиловой. Жил, да был маленький и не опытный в пугании гном Ай-Ай. Вместе с ним...
Представляю вам новинку: книжку-страшилку Екатерины Панфиловой. Жил, да был маленький и не опытный в пугании гном Ай-Ай. Вместе с ним век коротали дедушка и чёрный кот Жук. Маленький Ай-ай очень ждал момента, «КОГДА ОН ПО-НАСТОЯЩЕМУ КОГО-НИБУДЬ НАПУГАЕТ!» И знаете, произошло это совершенно не так, как он предполагал. Почитайте. ??
Книга у автора вышла добрая и совершенно милая. Можно читать даже малышам перед сном. Зловещая тень на деле оказалась ленивой и не такой уж зловещей. Дедушка гном сам боялся пока бегал и искал внука. Черный кот – компанейский парень. Всё – замечательно! А еще в книжке есть игра-ходилка.
Что делать, если папу с мамой ночью скоропостижно забрали полицейские, а у тебя дома прячутся два еврейских ребенка? Что делать, если ты предприимчивая леди лет десяти, а старший брат, которому аж двенадцать, в полной растерянности? Конечно, бежать всем вместе через границу!
1942 год, быть евреем «запрещено» даже в Норвегии. Начинается книга с обычной детской игры в мушкетера, а заканчивается недетским подвигом. Герда и ее старший брат Отто, практически в одиночку переправили двух...
1942 год, быть евреем «запрещено» даже в Норвегии. Начинается книга с обычной детской игры в мушкетера, а заканчивается недетским подвигом. Герда и ее старший брат Отто, практически в одиночку переправили двух испуганных, таких же невзрослых людей в Швецию. Там – спасение от лагеря и потенциальной смерти.
Книга доставляет удовольствие, если можно так сказать про смертельно опасные приключения, основанные на исторических событиях. Легкость детского восприятия, отходчивость заражает:
? играть — так по-настоящему, со шпагой;
???> прыгать — так дальше всех;
?? случилась беда — надо действовать;
?? нет еды и холодно — пройдет, главное делать, что решил.
На мой взгляд, отличное произведение, чтобы бережно познакомить своего ребенка с несправедливой кровавостью двадцатого века. Начать с малого, а уж потом потихоньку и Машу Рольникайте предложить. А стратегия «действовать, без чрезмерной рефлексии» полезна для всех возрастов.
До этой книги я совершенно не задумывалась, что происходило во время Второй мировой в Норвегии. Не знала, что и там были концентрационные лагеря. Не знала, что шведы придерживались совершенно другой политики и стратегии, чем их соседи. Одним словосочетанием – расширение кругозора. Рекомендую!
Как вы догадались, речь пойдет об эльфах, вернее об одном конкретном Эльфе, проживающем в башне, среди обыкновенных людей. Слово «обыкновенные» — очень важно в этой сказке, так как главный герой корпел и старался обыкновенным людям сделать необыкновенный подарок – крылья, чтоб летали. Что ж, горожане не оценили. Поначалу...
Имени у главного героя нет, просто Эльф с большой буквы. Этот чудак жил один в высокой-превысокой башне с игрушечным совенком Сплюшей и старинной лейкой Капулеттой....
Имени у главного героя нет, просто Эльф с большой буквы. Этот чудак жил один в высокой-превысокой башне с игрушечным совенком Сплюшей и старинной лейкой Капулеттой. Интересная деталь: башня стояла на зеркальном холме (в буквальном смысле). Все, кто хотел из любопытства забраться на этот холм видели в отражении собственные страхи, пугались и падали с холма. В повествовании вообще много интересных сюжетных мелочей, а также присутствует драматизм и очень даже философский конец. Проза перемежается песенками, поют все: мясник, лейка, лодыри и зеваки поют об уснувшем времени, поет корова.
Радостно «схватила» книгу, потому что уж очень приятное оформление. А вот читая, была разочарована. Стиль слога мне совершенно не импонирует. Слова вроде все красивые, сюжет нетривиальный, а вот не могу, не моё. Текст неоднороден: иногда автор чрезмерно «сяськается» с читателем, и тут же — трах-ба-бах! — и кто-то при смерти. Довольно часто употребляет словосочетания, которые пахнут Советским союзом, штампами, одобренными культсоветом. И все это вперемешку с волшебным, с тонким и неординарным. Много славного и милого в этой книге. Читаешь, улыбаешься, а потом попадается что-то вымученное, что вываливается из стилистики повестования. Однако, я уверена, что то, что меня раздражало, мало кто заметит и у сказки будет много поклонников.
В целом, книга добрая, светлая, о мечтах, станет приятным сюрпризом для любителей волшебных историй. Особенно хороши иллюстрации. Качественное издание большого формата станет приятным подарком для деток старше пяти лет.
Путешествие – наше всё. Если ваше – тоже, можно продолжить читать отзыв.
Схватила и буду крепко держать (хранить в коллекции) фотоальбом с видами великого города на Неве. Необычно и зрелищно выглядит подборка дореволюционных фото. «Фишка» фотоальбома в том, что на одном развороте можно увидеть и сравнить, что было и что стало. Разглядеть, где какой башни, пилястра, титана не хватает. Я не фанат церквей и соборов, но порой они были уместнее в том самом месте, где сейчас их нет.
Издание...
Схватила и буду крепко держать (хранить в коллекции) фотоальбом с видами великого города на Неве. Необычно и зрелищно выглядит подборка дореволюционных фото. «Фишка» фотоальбома в том, что на одном развороте можно увидеть и сравнить, что было и что стало. Разглядеть, где какой башни, пилястра, титана не хватает. Я не фанат церквей и соборов, но порой они были уместнее в том самом месте, где сейчас их нет.
Издание содержит предисловие Сергея Носова, где он предлагает интересную, будоражащую фантазию: показать даме в шляпке и с элегантным кружевным зонтиком от солнца, что же будут носить «леди» 21 века. Благодаря предисловию я впервые узнала, что даже Невский терял имя и был 25 лет проспектом Двадцать Пятого Октября.
Мне не хватило исторической справки, хотелось бы побольше текста, да хоть мелким шрифтом, готова читать об этом с лупой. Еще я бы хотела видеть хоть примерные даты под фотографиями. Из плюсов – это, конечно, большое количество черно-белых фотографий в одной небольшой подарочной книге.
Разглядываю и сопоставляю городские виды, и хочется в Питер. Еще много-много-много раз, а потом еще раз, на «белые ночи». А ещё очевидны различия передачи пространства и перспективы различной оптикой. На мой взгляд, большинство современных снимков откровенно проигрывают старинным оттискам. Пока не совсем разобралась почему так, но точно изучу этот вопрос. Спасибо изданию за очередную загадку из мира фотографии.
— Скажите, пожалуйста, что такое слово?
— Слово, это то, что мы говорим.
— И слышим.
— Слово — это звук.
— Любой звук?
— Нет, не любой. Если чем-то стукнуть, то это будет звук, но не слово.
— Какой же звук мы называем словом?
— Слово, это человеческий звук.
Так начинается первый урок в необыкновенной школе, где собрались Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Эта, Лямда и Каппа. Остальные 16 учеников-букв, видимо прогуливают. Суть, она же цель урока — познание феномена «слова» через диалог....
— Слово, это то, что мы говорим.
— И слышим.
— Слово — это звук.
— Любой звук?
— Нет, не любой. Если чем-то стукнуть, то это будет звук, но не слово.
— Какой же звук мы называем словом?
— Слово, это человеческий звук.
Так начинается первый урок в необыкновенной школе, где собрались Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Эта, Лямда и Каппа. Остальные 16 учеников-букв, видимо прогуливают. Суть, она же цель урока — познание феномена «слова» через диалог. Учитель подкидывает вопросы, ученики бурно обсуждают.
Идея книги хороша. Диалог, размышление, возможность высказаться и спросить о непонятном – этого в нашем образовании маловато. Пять с плюсом за идею! Только вот реализация идеи странная.
В аннотации написано: «книга предназначена для учащихся, преподавателей и родителей, а также лингвистов, филологов и всех интересующихся проблемами языка, речи, желающих ознакомится с тем, как на практике реализовывается философское мышление». Перечень целевой аудитории удивляет и радует. Есть ещё пометка «12+». Может, я чего и не знаю, но какие «проблемы языка и речи» интересуют шестиклассника? Далее, я не могу представить ни одного родителя без лингвистического образования, кто смог и пожелал бы освоить этот текст. Я согласна, что формат диалога, использованный в книге, можно взять как методологию (не побоюсь этого слова) для преподавания сложных определений и понятий. Однако для кого создана эта книга, я представить не могу.
Разберёмся детально. Издание начинается с двух (!!) предисловий. В первом — краткий отсыл к описанию идеи Библера о «диалоге культур». Для справки: Владимир Соломонович Библер, историк по образованию, в 1960 собрал и вел «квартирный семинар» по проблемам философской логики и философии культуры. Посещение этой неофициальной научной группы, вдохновило автора на написание данной книги (2010), а раннее на «Загадки числа» (1996). В тексте часто к месту и не очень упоминают книгу «Загадки числа», что это напоминает рекламу.
Во втором предисловии описано, как собирался материал для данной книги. Сразу скажу, многие сдадутся уже на этапе «предисловий». Далее идут 46 довольно внятных уроков. Слог удобоварим для школьника, но точно будет скучен и предсказуем для мало-мальски образованного преподавателя. Всё бы ничего, но каждый шаг в продвижении к разгадке дополнен сносками с цитатами Витгенштейна, Выготского, Лосева. Есть выдержки из Платоновских диалогов, мелькает Аристотелевская «Метафизика». Бесспорно, автор книги весьма образован. Однако я не представляю, для кого она всё-таки писала эту книгу.
Возникает недоумение и по поводу оформления книги. Вопросы, который учитель приготовил для обсуждения и имена учеников написаны очень веселеньким шрифтом, явно адаптированным для школьников. Сноски, в которых косвенно участвуют в беседе Потебня, Хлебников, Флоренский и многие другие прославленные мужи, набраны неприятно мелким шрифтом с минимальным интервалом.
Я могу вообразить потребителя данной книги, только если информацию физически разделить на «тетрадь для любознательного школьника» и «методическое пособие для преподавателя». Причем «детская часть» прямо умоляет о картинках, схемах и других находках верстки, позволяющих запоминать информацию блоками. «Преподавательскую» часть я бы дополнила длиннющим списком литературы, которая позволит понять смысл цитируемых первоисточников.
«Вновь он убедился, что люди живут по законам, выгодным и удобным им, часто не понятным для него, Седого, и потому страшным…»
Седой – кличка подростка Ивана. Место действия – Актюбинск, маленький город, затерянный в степи и в далёких 1950-х. Центр сюжета – борьба с собственным страхом, с несправедливостью, рассказ о культе «красоты птиц вольного полета».
Эта повесть описывает взросление мальчишки через призму фанатичного увлечения голубями. Благодаря этой книге читатель совершит...
Седой – кличка подростка Ивана. Место действия – Актюбинск, маленький город, затерянный в степи и в далёких 1950-х. Центр сюжета – борьба с собственным страхом, с несправедливостью, рассказ о культе «красоты птиц вольного полета».
Эта повесть описывает взросление мальчишки через призму фанатичного увлечения голубями. Благодаря этой книге читатель совершит удивительную этнографическую экспедицию в прошлое и познакомится с дотелевизионным детством советского школьника, с почти утраченной субкультурой «голубятничества».
Впервые рассказ был опубликован в 1978 году, в уважаемом журнале «Новый мир», с предисловием «народного писателя и академика» Чингиза Айтматова: «Это сурово написанная вещь, это тревожно написанная вещь…» Именно поэтому лично я не могу представить её в руках у десятилетнего. Текст густой, насыщенный блатными, жаргонными словечками, иногда с жестокими подробностями.
В этом издании вы найдёте саму повесть, редкие архивные фотографии, историческая справка об авторе, его семье, подробности о русском форпосте в казахской степи — Актюбинске и рассказ-послесловие «Последний ташкарь». Для полноты картины всё это дополнено воспоминаниями истовых голубятников из разных городов страны. Есть даже воспоминания актера Льва Константиновича Дурова о суровости этого хобби.
Эта книга — бесценный клад для тех, кому важно понимать, как и чем жили их предшественники. Отдельное спасибо Елене Ремизовой за выразительные, характерные, монохромно-графичные иллюстрации, так ярко визуализирующие сюжет! В 1986 году повесть экранизировал Сергей Соловьёв. Его фильм «Чужая белая и рябой» на Венецианском фестивале получил Большой специальный приз.
Что вы помните о 1914? Правильно, это год начала Первой мировой войны. Идёт призыв всех дееспособных мужчин защищать свою страну. Франция — не исключение... Главный герой Гвен по прозвищу Перхун вполне мог бы оказаться в солдатском окопе. Но вместо этого он попадает в совершено другой мир, который местные жители называют «Двенадцатью провинциями».
Гвен слаб здоровьем, отсюда и прозвище. Однажды ему становится так худо, что мать приводит к нему старого слепого лекаря. Вместо оплаты лекарь...
Гвен слаб здоровьем, отсюда и прозвище. Однажды ему становится так худо, что мать приводит к нему старого слепого лекаря. Вместо оплаты лекарь берет парня в ученики. Но старик умирает слишком рано, не успев передать драгоценные знания и навыки. Попав в чужие края, Гвен случайно обнаруживает, что кое-чему все-таки успел научиться. Человек и то как он устроен – вот что занимает героя, а еще то, как бы выбраться домой. Мир, в который он попадает, непонятным даже для себя образом, больше всего похож на средневековую Голландию. Сословное неравенство, дремучесть, суеверия – вот сущностное описание Двенадцати провинций. Ушлый и дальновидный таможенник по имени Йорн разглядел в Гвене талант целителя и теперь ни за что не отпустит мальчишку, ведь его способности могут озолотить. Люди во все времена не хотят умирать и готовы заплатить любые деньги за здоровье. Особенно во время чумы...
Признаюсь, что заказывая это издание я выстроила целый замок ожиданий, ведь автор – признанный французский иллюстратор. А книги, написанные художником, в моем представлении должны быть особенными. Всё так и оказалось. Книга великолепна, не оторваться. В повествовании переплетены две эпохи, казалось бы, практически исторический роман. Однако автор взял за основу реальное мироустройство и наполнил своими уникальными фантазийными деталями. События развиваются в непривычном, каком-то ломаном ритме, заставляя удивляться. Я бы сравнила ритмику текста с фри джазом.
Эту историю можно, пожалуй, назвать выразительной сказкой, но сказкой для взрослых. Потому как на страницах имеется нуарчик: кровища, жестокость, грязь, испытание «тугим кошельком», расчленёнка на медицинском столе в конце концов... А еще есть вдумчивость, щедрость, красота, влюбленность и взросление главного персонажа, куда ж без этого. А чего нет, так это иллюстраций. И это прекрасно! Всё, что нужно Франсуа Плас нарисовал словами.
Не знаете, что почитать?