Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Дар. 12 ключей к внутреннему освобождению и обретению себя | +106 |
Индийские мифы. От Кришны и Шивы до Вед и Махабхараты | +56 |
Воссоединение | +11 |
Ночной театр | +10 |
Правила выживания в школе. Первая любовь | +8 |
Купила эту книгу племяннику-подростку. Он занимается футболом и, кажется, у него все меньше времени на чтение. А мне хотелось бы помочь ему сориентироваться в мире литературы и, когда будет нужно, быстро освежить знания о жанрах, авторах, ключевых произведениях. Подкупил формат и стиль: автор говорит на понятном детям языке, не занудно, с юмором. Информация поделена на части и хорошо структурирована. А еще тут забавные картинки и подписи к ним, рассматривать их — отдельное удовольствие.
В этом году узнала два новых слова: ретеллинг и вебтун. И вот они сошлись в одной книге (невероятно красивой).
Олимп здесь похож на дорогой ночной клуб, а подземное царство — на коттедж стиля хай-тек. Аид робок и привлекателен, Персефона безоружна перед плетущими интриги богами. Еще на первой странице автор предупреждает: в комиксе поднимаются темы физического, психологического насилия и токсичных отношений. Осторожно, может быть больно. Зато есть о чем подумать, что примерить на себя.
В...
Олимп здесь похож на дорогой ночной клуб, а подземное царство — на коттедж стиля хай-тек. Аид робок и привлекателен, Персефона безоружна перед плетущими интриги богами. Еще на первой странице автор предупреждает: в комиксе поднимаются темы физического, психологического насилия и токсичных отношений. Осторожно, может быть больно. Зато есть о чем подумать, что примерить на себя.
В первой части 300+ страниц — читается и смотрится на одном дыхании.
Роман о семейных тайнах, которые отравляют жизнь
Полгода назад сходила на онлайн-встречу с переводчицей Алиной Перловой. Там обсуждали «Кокон», современную китайскую литературу, молодых писателей. Было ужасно интересно. Так книга Чжан Юэжань оказалась на моей тумбочке.
Цзяци и Чэн Гун — школьные друзья. Она внучка знаменитого хирурга, жадно и безуспешно ищет любви отца. Он мальчишка из бедной семьи: мать сбежала, а дед напоминает живой труп (много лет назад кто-то вогнал в его голову...
Полгода назад сходила на онлайн-встречу с переводчицей Алиной Перловой. Там обсуждали «Кокон», современную китайскую литературу, молодых писателей. Было ужасно интересно. Так книга Чжан Юэжань оказалась на моей тумбочке.
Цзяци и Чэн Гун — школьные друзья. Она внучка знаменитого хирурга, жадно и безуспешно ищет любви отца. Он мальчишка из бедной семьи: мать сбежала, а дед напоминает живой труп (много лет назад кто-то вогнал в его голову гвоздь — филигранно, чтобы не умер). Одинокие и никому не нужные дети находят друг в друге опору, но старые семейные тайны отравляют им жизнь.
«Мы бездумно бредем по сотканному из тайн туману, не видя дороги, не зная цели. Быть может, повзрослев, мы наконец вышли из тумана и увидели мир таким, какой он есть? Ничего подобного. Мы просто оделись в этот туман, замотались в него как в кокон».
Позже выясняется: мрачная история с гвоздем переломала много других судеб. Папа Цзяци — поэт, преподаватель — спился и покончил с собой, женщина, которая его любила, живет с сумасшедшей матерью, даже склочная бабушка Чэн Гуна и его агрессивный отец — все они искореженные, несчастливые.
Семейная драма разворачивается на фоне исторических событий: здесь смерть Мао, протесты, «культурная революция». Но читать это не мешает. А еще в книге много отсылок к России: Ли Муюань ездит челноком в Москву — торговать дешевыми пуховиками и пить водку, а Цзяци в повторяющемся сне судорожно достает матрешек одну из другой (мне показалось, это символ навязчивого желания найти разгадку, которая постоянно ускользает).
Пишут, что роман полон азиатской жестокости. Я ждала кровавых сцен, но все оказалось еще хуже: герои, к которым проникаешься сочувствием, совершают ужасные поступки. К концу начинаешь ненавидеть их, и именно тогда автор дает надежду.
О чем роман? Мне кажется, он о прошлом, в котором мы ищем убежище, а находим западню. О травме и исцелении от нее. О семейных узах, которые не всегда питают нас. О зле, у которого нет срока давности.
В книге богатый, образный, густой язык. А еще здесь 500+ страниц — если нравятся семейные саги, сможете погрузиться в историю надолго.
Скандинавский детектив, который приятно почитать в отпуске. Меня увлекла завязка и главы, написанные от лица погибшей девушки: Бакман здорово передает ощущение жизни, что держится на волоске. Сам роман напоминает сериал True Detective (любопытно, что и там, и там, расследование впечатляет больше развязки). Посоветовала бы тем, кто любит мрачную атмосферу с налетом тайны, у кого есть несколько свободных вечеров и нет больших требований к жанру.
Меня привлекло описание романа. Девушка говорит «да» своему парню, но видит реалистичный сон, в котором замужем за другим красавчиком? Дайте два:-) Дальше становится еще интереснее: мужчина из сна оказывается бойфрендом лучшей подруги. Все попытки не сближаться с ним приводят к провалу, а жизнь подкидывает новые (порой трагические) обстоятельства.
Я нырнула в романтическую историю, но неожиданно оказалась на глубине. Как пишет издатель, это книга о дружбе, которая важнее карьеры, и о любви,...
Я нырнула в романтическую историю, но неожиданно оказалась на глубине. Как пишет издатель, это книга о дружбе, которая важнее карьеры, и о любви, которая возникает в самый неподходящий момент. Все и правда так.
Отмечу еще перевод: здесь нет неловких конструкций и бесконечных повторов — сплошная красота. И конечно, любопытно узнать, какой будет развязка — сбудется сон или нет? Если вам тоже, читайте.
Мне о-о-очень понравились иллюстрации! Необычные и забавные. Классно, что автор поместил новогоднюю сказку в современные реалии: у Деда Мороза есть работодатель, а доставку подарков на оленях пытаются заменить дронами:)) Взрослые читатели оценят юмор, а дети увидят, как важно не унывать и надеяться на себя.
Удивительные, непонятные, ни на что не похожие — такими показались мне индийские мифы. Было ужасно интересно читать и сами истории, и объяснения автора про культуру и традиции. Если хотите лучше понять, что такое карма и сансара, почему Кришна — это Вишну, зачем Шива уничтожает мир, горячо советую.
- Говорят, у индуистов 330 миллионов божеств. Это метафора означает, что все творение божественно, а его формы бесчисленны. Поэтому поклонения достоин и камень в пещере, и дерево в саду, и река,...
- Говорят, у индуистов 330 миллионов божеств. Это метафора означает, что все творение божественно, а его формы бесчисленны. Поэтому поклонения достоин и камень в пещере, и дерево в саду, и река, протекающая в долине, и корова, бродящая по улицам, и изысканно украшенный идол.
- Идея о сотворении мира сильно отличается от нашей. Считается, что мир — и внешний, вещественный, и внутренний — существовал всегда. А проявился, когда Брахма задался вопросом «Кто я?» Прекрасный, изменчивый, текучий мир воплощен в Богине. Он рождается, когда Брахма открывает глаза и смотрит на неё.
- Бог индуистов вмещает в себя все на свете. Такое видение не оставляет места идее ?зла?. ?Зло? подразумевает нечто чуждое божественной воле. Но когда всё есть Бог, даже то, что мы презираем или что категорически не признаём, не может быть богопротивным.
- Индуисты одержимы идеей брака и деторождения. Вот как это объясняется: человек перерождается после смерти. Но это возможно только в том случае, если потомок или родственник, оставшийся на земле, произведет на свет ребенка. У тех, кто умирает бездетным, нет среди живых никого, кто гарантировал бы им перерождение. Они обречены оставаться в Путе. Неслучайно на санскрите слова «сын» и «дочь» звучат как пут-ра и пут-ри, что значит «освободители от Пута». Произведя на свет ребенка, живой человек возвращает долг предкам, помогает им сбежать из страны мертвых в мир живых.
- Боги в индийских мифах очень колоритные. Шива, например, предстает в облике аскета: со свалявшимися волосами и телом, покрытым пеплом. Он сидит обнаженный на снежной вершине горы, погруженный в себя, отрешившийся от окружающей его вселенной. Его фаллос напряжен, но глаза закрыты — это означает, что Шива возбужден, но не из-за радостей внешнего мира, а благодаря безмятежности души внутри.
Или пара Лакшми и Алакшми. Унизанная драгоценностями и одетая в красные одежды, сидящая на лотосе, с горшком, переполненным зерном и золотом, Лакшми — богиня удовольствия, процветания и власти. Рядом с ней всегда сестра-близнец Алакшми, богиня бедности, нужды и несчастья. Лакшми ассоциируется со сладостями, Алакшми — со всем кислым и едким. Поэтому сладости хранят в доме, а кислые лимоны и острые чили висят снаружи, у двери. Лакшми входит в дом, чтобы поесть сладкого, а Алакшми ест лимоны и перцы у порога и уходит удовлетворенная. Обеих почитают и уважают, но только одну привечают в доме.
- Понравилось, как автор объяняет, почему
мифология склонна к гиперболизации и художественному вымыслу. «Высокомерие нашей эпохи — полагать, что в древности люди на самом деле верили в непорочное зачатие, крылатых лошадей, расступающиеся моря, говорящих змей, богов с шестью головами и демонов с шестью руками. Сакральность подобных совершенно абсурдных образов и сюжетов гарантирует их безупречную передачу от поколения к поколению».
- Напоследок — ещё одна цитата: «В индуистском мире все перерождается. Люди умирают и перерождаются. Общества умирают и перерождаются. Космос умирает и перерождается. Всё уходит и всё возвращается».
Решила срочно прочитать книгу, когда узнала, что это нон-фикшн-бестселлер №1 в Китае.
Самый молодой директор GQ China рассказывает о детстве, учебе, самостоятельной жизни, семье и поиске своего места в мире. Истории получаются откровенными и трогательными. Цай вспоминает, как при рождении его родители были вынуждены сбежать в другую деревню: иметь двоих детей им было запрещено. Как его мать пыталась отгрохать дом, когда у семьи не было денег. Как парализованный отец доковылял до больницы,...
Самый молодой директор GQ China рассказывает о детстве, учебе, самостоятельной жизни, семье и поиске своего места в мире. Истории получаются откровенными и трогательными. Цай вспоминает, как при рождении его родители были вынуждены сбежать в другую деревню: иметь двоих детей им было запрещено. Как его мать пыталась отгрохать дом, когда у семьи не было денег. Как парализованный отец доковылял до больницы, чтобы проведать попавшую туда жену. Как его ровесники увлекались своими мечтами и жертвовали кто дружбой, кто детством. Как прабабушка учила его не служить своему телу (когда она сама случайно откромсала себе палец, то даже бровью не повела). Как мать пыталась получше устроить мужа в загробном мире (и у нее, кажется, получилось).
Написано живо, читается легко, колорит Китая передает. Правда, нон-фикш бестселлером №1 я бы "Из кожи вон" не назвала. Мне кажется, она получилась очень личной — выводы и инсайты автора не примеришь на себя. Но если хочется почитать вдохновляющую историю становления личности, советую. До "Ученицы" еще не дошла, а вот на "Замок из стекла" по стилю и жанру и правда похоже.
Взялась читать, когда узнала: название - не метафора. Это книга о нарушениях психики, проделках нейронов и жизни нашего мозга. Тема зацепила ещё с МИФовского "Инкогнито". Научная сторона и причины болезней здесь показаны не так ясно, как у Дэвида Иглмена. Зато истории конкретных людей описаны очень ярко. Мурашки бегут от мысли: малейшие изменения где-то в голове - и ты уже не ты. Вот несколько примеров.
Девушка увидела сон: земля уходит из-под ног, а руки и ноги её не слушаются. На...
Девушка увидела сон: земля уходит из-под ног, а руки и ноги её не слушаются. На следующий день сон сбылся: она перестала чувствовать своё тело. Пропала проприоцепция. Она не могла есть, сидеть, стоять, только закрывала глаза - и сразу падала как подкошенная.
Один мужчина проснулся ночью и понял, что в его постели лежит мёртвая нога. Попытался столкнуть её и свалился на пол. Оказалось, эта мерзость - его собственная конечность! (На самом деле нога вообще не изменилась.
У бывшего морехода по имени Джимми пропала кратковременная память. Он забывал все новые события. Не верил, что человек полетел в космос, в таблице Менделеева есть элементы после урана, а сам он постарел. Навсегда потерялся в 1945-м. Когда Джимми узнавал всё это, то был потрясён и напуган. К счастью, такое состояние быстро проходило - через минуту он снова ни о чём не помнил.
Вот ещё одно открытие: практика Оливера Сакса и другая его книга легли в основу фильма "Пробуждение". С Робином Уильямсом. У меня челюсть отпала. Врач там оживляет пациентов, на годы застывших без движения.
В общем, книга пугает, потрясает, встряхивает. Если вам не кажется, что кто-то пришил вам чужую ногу, вы ощущаете свое положение в пространстве, муж не хватает вас за голову, думая, что вы - шляпа, в вашей жизни всё просто отлично.
Август Пулман — обычный пятиклассник. Он, как многие, любит мороженое, компьютерные игры и сагу «Звездные войны». Есть только одно «но»: из-за генетической аномалии его лицо похоже на страшную маску. А то, что он выжил и перенес десяток операций, — настоящее медицинское чудо.
Читала эту книжку, когда готовила подборку художки для детей и подростков. Открыла из любопытства и поняла: кру-у-уто! Понравилось, как описаны чувства мальчишки, который мечтает стать обычным. Как автор говорит на...
Читала эту книжку, когда готовила подборку художки для детей и подростков. Открыла из любопытства и поняла: кру-у-уто! Понравилось, как описаны чувства мальчишки, который мечтает стать обычным. Как автор говорит на сложные темы: жестокости, тревоги за родных, умения принимать тех, кто на нас не похож. Как Паласио меняет рассказчиков: сначала мы видим события глазами Ави, потом — его сестры Вии, дальше — нового школьного друга, который (кажется) оказался предателем. Похоже на калейдоскоп: с каждым поворотом складывается новая картинка.
Сюжет тоже увлекает: сможет ли Август снять космонавтский шлем, за которым прячется от мира? Найдет ли друзей? Сумеет ли поверить в себя? Кстати, по книге сняли фильм с Джулией Робертс — он тоже неплох.
Мне хочется, чтобы эту книгу прочитало много-много подростков. Она так здорово помогает понять, что все мы разные: с физическими особенностями, страхами, предубеждениями. Но стоит сделать шаг навстречу — и может случиться что-то хорошее: дружба, новые открытия, доброта.
Работаю в издательстве, поэтому уже прочитала повесть. История такая: за семь лет до Второй мировой войны в штутгартской гимназии судьба сводит сына еврейского доктора Ганса Шварца и молодого аристократа Конрадина фон Хоэнфельса. Школьники видят друг в друге единомышленников. Но действующий нацистский режим раскалывает мир на два лагеря.
Фред Ульман рассказывает пронзительную историю. Сначала мы следим за тем, как зарождается подростковая дружба, а потом понимаем, что она обречена. Родители...
Фред Ульман рассказывает пронзительную историю. Сначала мы следим за тем, как зарождается подростковая дружба, а потом понимаем, что она обречена. Родители Конрадина презирают евреев. Сам он восхищен Гитлером и стесняется своего товарища. А Ганс и вовсе вынужден уехать из страны. Но тем более неожиданной и блестящей оказывается развязка.
В «Воссоединении» есть элементы автобиографии. В 1933 году автор тоже покинул Германию. Школа, учителя и одноклассники главного героя списаны с гимназии имени Эберхарда Людвига, где он учился. Ульман потрясающе передает тонкое взаимодействие двух явлений: возвышенной дружбы и восхождения нацизма.
Интересно, что европейские школьники читают повесть наряду с произведениями Оруэлла, Сэлинджера и Маркеса. И она действительно хорошо вписывается в ряды классики. А еще книжка небольшая, чуть больше 100 страниц, так что взрослые любители хорошей литературы легко прочитают ее за день.
Эта книга — как исцеляющие объятия. Архиепископ Десмонд Туту, лауреат Нобелевской премии мира, и его дочь Мпхо рассказывают, почему нужно прощать и как это сделать.
Сосед устроил шумную вечеринку. Автомобилист нахамил по дороге на работу. Любимый человек изменил. Изо дня в день мы сталкиваемся с необходимостью выбора: искать отмщения или простить. Авторы говорят: негодовать в ответ на грубость и зло нормально, только покоя это не принесет. Не простив, мы крепко привязываем себя к своему...
Сосед устроил шумную вечеринку. Автомобилист нахамил по дороге на работу. Любимый человек изменил. Изо дня в день мы сталкиваемся с необходимостью выбора: искать отмщения или простить. Авторы говорят: негодовать в ответ на грубость и зло нормально, только покоя это не принесет. Не простив, мы крепко привязываем себя к своему обидчику, попадаем в западню. А когда даруем прощение, совершается магия. Мы выскальзываем из пут и перестаем быть жертвами. Наше будущее больше не приковано к прошлому. Мы не отрицаем травмирующий опыт, — но выбираем жизнь.
Мне понравилось все: мягкий и успокаивающий тон авторов, драматические истории (Мпхо, например, делится своим опытом проживания горя после того, как грабитель убил ее помощницу по дому), ритуалы, которые помогут простить и лучше понять себя, медитации и упражнения, которые можно выполнять в тетради.
Здесь много философии: никто не рождается мучителем или жертвой (и они всегда могут поменяться местами), прощение приносит покой, а еще оно — на физическом уровне — улучшает здоровье, объявить кого-то чудовищем — значит отказать этому человеку в ответственности за его поступки, когда мы запираем истории у себя внутри, травмы усугубляются.
Но главное — это очень практичная книга. В ней описан метод из 4 шагов (Четверичный путь), который поможет вам простить — кого-то или самого себя. Советую от всей души:)
Эта книга — одна из самых ожидаемых в МИФе в 2021 году. Интересно, что написать ее Эдит Эгер просили сами читатели. Хотели, чтобы психолог поделилась своим огромным опытом. И она поделилась.
Под обложкой 12 распространенных установок, с помощью которых мы загоняем себя в угол: страх, сознание жертвы (когда задаешься вопросом «Почему я?»), осуждение других, игнорирование себя, тайны. А еще способы выбраться из ловушки.
Прочитала на одном дыхании. Получилось душевно, полезно, откровенно....
Под обложкой 12 распространенных установок, с помощью которых мы загоняем себя в угол: страх, сознание жертвы (когда задаешься вопросом «Почему я?»), осуждение других, игнорирование себя, тайны. А еще способы выбраться из ловушки.
Прочитала на одном дыхании. Получилось душевно, полезно, откровенно. Понравилось, что книга хорошо структурирована: в каждой главе Эдит называет негативную установку, делится историями своих пациентов и своими, а потом дает упражнения, чтобы читатель мог потихоньку меняться. Сохранила 20+ страниц цитат в гугл.доке (никак не могла остановиться). Делюсь некоторыми из них:
«Помните: у вас есть то, чего никогда не будет ни у кого другого. У вас есть вы. На всю жизнь. Вот почему я постоянно разговариваю сама с собой. Эди, ты единственная такая. И ты превосходна. Так будь же с каждым днем все больше и больше той самой Эди».
«Иногда довольно лишь одной фразы: “Хорошо ли это для меня?” — чтобы найти для себя выход».
«Когда мы отрицаем или преуменьшаем свои чувства, они возвращаются бумерангом».
«Перестать отрицать правду другого — в этом заложен один из важнейших секретов разрешения конфликта».
«Прощение совершается вовсе не ради тех, кто причинил нам зло. Когда мы кого-то прощаем, то делаем это исключительно ради себя — чтобы не оставаться жертвами и заложниками прошлого, чтобы перестать тащить через всю свою жизнь тяжкий груз, не содержащий в себе ничего, кроме боли».
Работаю в МИФе и люблю эту серию, поэтому прочитала новую книгу, как только она ушла в печать:)
История такая: Хорхе — крутой спортсмен. Школьные забияки боятся его, а он присматривает за порядком. На самом деле парень только кажется грозным: он добрый, хорошо учится и умеет дружить. Вот только рядом Жасмин теряется: что сказать? как попросить номер мобильного? и что делать, если у нее уже есть бойфренд? Перед нами разворачивается трогательная история о первых чувствах и смелости их...
История такая: Хорхе — крутой спортсмен. Школьные забияки боятся его, а он присматривает за порядком. На самом деле парень только кажется грозным: он добрый, хорошо учится и умеет дружить. Вот только рядом Жасмин теряется: что сказать? как попросить номер мобильного? и что делать, если у нее уже есть бойфренд? Перед нами разворачивается трогательная история о первых чувствах и смелости их признать.
Внутри — не только романтика, но и другие важные темы: поиск себя и кибербуллинг, дружба и предательство. Герои (как и всегда у Светланы Шмаковой) яркие, глубокие, настоящие. Интересно узнавать их ближе и следить за их переживаниями. А еще здесь больше 200 страниц — что всегда радует.
Это уже третий комикс в серии, но начинать читать можно с любого тома. В каждой книге свой рассказчик и сюжет. Мне кажется, аудитория широкая: в основном школьники (и девочки, и мальчики, ведь главный герой как раз парень) плюс все взрослые любители графических романов (меня история увлекла).
Понравилось, как ненавязчиво книга учит хорошему: что сила — это еще и ответственность, в отношениях важно уважение друг к другу, желание понравиться популярным ребятам понятно, но настоящие друзья важнее. Здорово, если ее прочитают подростки и смогут что-то перенять.
«В день, когда хирурга посетили мертвецы, воздух в лечебнице был пропитан формалином». Когда я прочитала первую строчку романа «Ночной театр», поняла, что не закрою его, пока не узнаю конец. В общем, сюжет такой: в ветхой индийской лечебнице работает гениальный хирург. Однажды на его пороге появляется странная семья: учитель с беременной женой и маленьким сыном. На их телах ужасные раны: с такими невозможно выжить.
А они и не выжили:) Врачу придется сделать выбор — попытаться вернуть ходячую...
А они и не выжили:) Врачу придется сделать выбор — попытаться вернуть ходячую нежить к жизни или прогнать. Времени мало: провести операции нужно до рассвета. Мы узнаем, как мертвецам удалось вернуться с того света, для чего их сюда отправили, как вообще выглядит загробный мир (в описаниях чувствуется влияние Кафки, которого я обожаю, поэтому читала взахлеб).
Книжку написал Викрам Паралкар, врач по профессии. Описания операций выглядят натуралистично, но не отталкивающе. Читала, что автор даже засекал, сколько по времени мог занять каждый этап - чтобы сохранить достоверность.
Книжка не очень большая и вопросов подкидывает больше, чем ответов. Где проходят границы сострадания? Как жить, если сияющие ангелы и возрождение, — это только наши фантазии? Что можно поставить на карту ради спасения семьи? Зато есть о чем поразмышлять.
Кому советую читать? Любителям магического реализма, тем, кто хочет пощекотать нервы (я реально переживала: успеет или нет?), тем, кто интересуется современной литературой.
Этот графический роман я подарила 10-летнему племяннику на Новый год. Но сначала прочитала сама. Потому что он классный!
Пятеро друзей поклялись узнать, что происходит с фонариками, которые жители городка пускают по реке в день осеннего равноденствия. Мальчишки с азартом несутся на велосипедах по берегу. Мимо суровой каменной головы, навстречу ветряным мельницам и жабьему мосту — границе, что никогда не пересекали. Они пообещали друг другу идти до конца. Но скоро договор нарушают все, кроме...
Пятеро друзей поклялись узнать, что происходит с фонариками, которые жители городка пускают по реке в день осеннего равноденствия. Мальчишки с азартом несутся на велосипедах по берегу. Мимо суровой каменной головы, навстречу ветряным мельницам и жабьему мосту — границе, что никогда не пересекали. Они пообещали друг другу идти до конца. Но скоро договор нарушают все, кроме Бена и — к его разочарованию — Натаниэля, мальчика, над которым все смеются.
А дальше начинается самое интересное: встреча с говорящим медведем и эксцентричной колдуньей, заточение в подвале и поиск второго Солнца, купание в звёздной пещере и настоящая дружба. Меня зацепили идеи про то, что нужно быть открытым миру, слушать себя, проявлять доброту к другим. Книжка о-о-очень красивая: цвет меняется от серого к синему, а потом - к ярко-пурпурному. Как говорит медведь-рыболов, «Ох ты ж, медовые горшочки!»
P.S. Племянник гордится, что прочитал такую толстенькую книжку. Говорит, что теперь она его любимая:)
«Представить себе мир без угря — это как представить мир без гор или морей, без воздуха или земли, без летучих мышей или ивовых деревьев». Помню, как в декабре 2019-го мы сидели на чердаке в офисе МИФа и говорили о книгах. Тогда я впервые услышала про «Сагу об угре». И подумала: «Что-о? Книга про рыбу?». Но наш директор рассказывал о ней так, что, вернувшись в Пермь, я сразу бросилась читать. И не зря.
Оказалось, угорь — самый загадочный подводный обитатель. Люди не одну сотню лет бились над...
Оказалось, угорь — самый загадочный подводный обитатель. Люди не одну сотню лет бились над его тайной. Аристотель пришел к выводу, что эта рыбина рождается из глины — ведь никто не видел ее мальков. А 19-летний Фрейд упорно искал угря-самца (а когда не нашел, ударился в психоанализ). Все это заворожило и журналиста Патрика Свенссона, который в детстве ловил угрей вместе с отцом.
Свенссон изучил историю угря и сделал парадоксальный вывод: угорь и человек очень похожи. Он обнаружил в загадках рыбы отражение вопросов о нас самих: кто мы такие, откуда пришли и куда движемся. И в итоге написал книгу о рождении и смерти, одиночестве и привязанности, поиске и предназначении. Получилось восхитительно.
Напоследок — несколько цитат:
«Каждый раз, когда мы вылавливали угря, я пытался заглянуть ему в глаза и выяснить, что он видел. Но угорь никогда не встречался со мной взглядом».
«В одном из писем Фрейд нарисовал угря, как бы плывущего сквозь текст. Кажется, на губах у него застыла насмешливая ухмылка. В этом письме он называет угрей тем словом, которое ранее применял для других загадочных для него существ: las bestias».
«Даже тот, кто привязан к науке и строгому систематическому порядку, все же оставляет в душе крошечную лазейку для тайн и загадок».
«Не зная, откуда ты, трудно понять, куда тебе идти. Путь из дома и путь домой идут по одному маршруту».
«Скрытность угря напоминает о тайниках человеческой души. А в одиночку искать свое место в мире — в конечном счете самый универсальный человеческий опыт».
Не знаете, что почитать?