Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Обратно он не придет | +8 |
Чудо | +5 |
Раут с Блоком. От 12-ти лет | +3 |
Герой нашего времени | +2 |
Лето Мари-Лу | +1 |
Р. Дж. Паласио «Чудо»
В феврале 2012 года в свет вышел роман под название «Чудо» американской писательницы Р.Дж.Паласио. Книга стала бестселлером среди англоязычной публики на до-вольно продолжительное время, об этом свидетельствовали тиражи и многочисленные отзывы на сайтах маркетплейсов и на площадке книжной социальной сети goodreads.com. На русском языке книга была опубликована 2013 и тоже была хорошо принята.
Главный герой – 10-летний Август Пулман, кто, несмотря на свой возраст,...
В феврале 2012 года в свет вышел роман под название «Чудо» американской писательницы Р.Дж.Паласио. Книга стала бестселлером среди англоязычной публики на до-вольно продолжительное время, об этом свидетельствовали тиражи и многочисленные отзывы на сайтах маркетплейсов и на площадке книжной социальной сети goodreads.com. На русском языке книга была опубликована 2013 и тоже была хорошо принята.
Главный герой – 10-летний Август Пулман, кто, несмотря на свой возраст, впервые отправляется в школу. Дело в том, что у Ави, как его называют родители, врождённое генетическое заболеваний: что-то пошло не так в формировании плода и внешний вид мальчика и его здоровье сильно отличаются от того, что считается нормой. Ави – урод, строение его лица производит шокирующее впечатление на окружающих, только близ-кие люди, способные видеть мальчика сердцем, не обращают внимания на его инаковость.
Книга строится на чередовании глав, повествование каждой из которых ведётся от лица одного из героев: самого Ави, его сестры, друзей, одноклассников, ребят, оказавшихся рядом. Такая композиция придаёт повествованию глубину и позволяет услышать разные точки зрения. При этом книга далека от того, чтобы быть жизненной, и здесь важно знать историю создания этого текста.
Дело в том, что Ракель Паласио села за написание книги под впечатлением от ситуации, когда её сын расплакался, испугавшись девочки с изуродованным лицом. Паласио попыталась увести сына, чтобы не ранить девочку и её родителей, но вряд ли от этого стало лучше. Собственно, эта сцена почти буквально перенесена на страницы романа. Цель, которую поставила себе автор в работе над этим произведением, – это воспитание сопереживания, эмпатии по отношению к другим людям, другим в разных формах инаковости. Свои переживания мучительной неловкости автор выразила в словах няни одного из героев книги, впоследствии ставшего лучшим другом Ави.
«– Мы поступили плохо, мы плохо ушли. Сорвались, как будто нам дьявол явился. Я-то испугалась, что Джейми тоже что-то ляпнет, понимаешь? Я не хотела, чтобы он своими словами ранил того мальчишечку. Но это очень, очень плохо так взять и уйти. Его мама всё поняла.
– Мы же не специально, – сказал я.
– Джек, иногда мы обижаем людей не специально, но всё равно обижаем. Понимаешь?»
Можно сказать, что в чём-то эта книга – извинение за ту обиду, которую ненароком дети Паласио и она сама нанесли другому человеку, книга, задача которой попытаться научить детей, собственных и чужих, быть более чуткими к другим – особенно, особенным – людям.
И с этой задачей книга справляется: каждая новая глава, написанная от лица одного из героев, открывает перед читателем внутренний мир нового персонажа. Знакомясь с переживаниями героев, читатель разделяет и присоединяется к их чувствам и размышлениям, а книга становится тренажёром для сердечной мышцы.
В тексте нет стремления реалистичного отражения переживания героем своего уродства и нет стремления передать, с какими сложностями сталкиваются люди с подобными нарушениями в выстраивании отношений с самим собой и другими. В действительно, всё, конечно, сложнее и драматичнее. Но произведение адресовано юным читателям и его задача во многом воспитательная. Хорошая задача, с которой текст хорошо справляется.
Евгения Некрасова «Калечина-малечина»
В самом обычно маленьком городе, в самой обычной серой панельке, в самой обычной среднестатистической семье живёт-выживет самая обычная девочка Катя… Похоже на страшилку? В такой манере я бы начала пересказывать текст, если бы мне нужно было его кому-то пересказать.
«Катя катится-колошматится, Катя катится-колошматится – так себе считалочка, но Катя всегда повторяла её, чтобы переждать что-то плохое» самое начало романа Ев-гении Некрасовой...
В самом обычно маленьком городе, в самой обычной серой панельке, в самой обычной среднестатистической семье живёт-выживет самая обычная девочка Катя… Похоже на страшилку? В такой манере я бы начала пересказывать текст, если бы мне нужно было его кому-то пересказать.
«Катя катится-колошматится, Катя катится-колошматится – так себе считалочка, но Катя всегда повторяла её, чтобы переждать что-то плохое» самое начало романа Ев-гении Некрасовой «Калечина-малечина». В тексте считалочка будет звучать рефреном много-много раз.
Кате 10 лет, она живёт с мамой и папой в панельном доме одного из бесчисленных провинциальных городков-спутников. Она ходит в школу, где классная руководительница, пытается привить подопечным традиционные ценности. Со школой: и с уроками, и с одноклассниками – у Кати не складывается. Вообще, всё не складывается, всё катится и колошматится. Помимо сложностей с другими людьми, вещный мир Кати одушевлён и населён всевозможными существами, и все они уже если не враждебны, то равнодушны.
«Катя опомнилась. За окном оказывается уже выключили свет. Ей вдруг ужасно за-хотелось, чтобы время, наоборот, потянулось и окончательный вечер совсем не наступил. Она знала, что остановить его невозможно, он летел на неё, уродливый, злой, зубастый и противно родной. В коридоре заковырялся ключ, потом дверь выдохнула и впустила маму». Сколько живых существ насчитал внимательный читатель в описании нескольких минут Катиной жизни?
Как бывает с очень одинокими детьми, – мы это точно знаем по книжкам А. Линдгрен – у Кати появляется ну если не выдуманный друг, то, по крайней мере, помощник – кикимора. И не какая-нибудь там болотная, кикимора нового времени, загазовоплитная, кухонная. От того, правда не менее фантастичная. Только вот к добру ли?
Книга Евгении Некрасовой, как кажется, стоит особняком, среди произведений, где в центре повествования оказывается ребёнок. Её не отнесёшь к детской литературе, ко-торая про приключения и светлый взгляд на мир. Не отнесёшь к подростковой литературе, где герои традиционно заняты вопросами самоопределения, поиска себя, выстраивания отношений с другими и, пройдя архитипический «путь героя», обречены на обнаружения себя в новом статусе. Да и для взрослого читателя в чём интерес к тому, как живёт самая обычная десятилетка?
Роман получил противоречивые отклики. Причём хвалят и ругаю его, кажется, за одно и тоже. Кто-то пишет о том, что язык убог и груб, другие в этой же манере повествования видят авторское открытие детской речи. Катя мир людей делит на «выросших» и «невыросших», всё, что описывается глазами героини, дано особым языком, в чём-то чрезвычайно примитивным, но очень метафорическим: тяжёлые шаги и громкие голоса «ковыряют Катины уши», торопливые шаги спешно собирающейся на работу мамы «перешушукиваются туда-сюда», а обида «давит» Кате на горло.
Кто-то возмутился этой книжкой как профеминистской пропаганде, кто-то уди-вился этому обвинению: мир десятилетней девочки, скорее всего, профеминистичен. Кто-то обвинил роман в однобокости: все герой плоско негативные; кто-то возразил, что взгляд ребёнка зачастую категоричен и максималистичен.
Финал книги тоже вызывает много вопросов: слишком быстрый для кого-то. Но ведь и в жизни так бывает, что что-то, разворачивающееся годами, набирает обороты и стремительно выходит к развязке.
Для меня книжка про то, как сложно быть ребёнком, про детское одиночество, про то, что героиня удивительно честно признаёт, что никаких талантов, особых способностей у неё нет и что жизнь не сулит ей никакого прекрасного будущего. Хоть бы сегодняшний самый обычный семейный вечер пережить. Про то, каким творчески потенциалом обладает самый обычный ребёнок: в книге это та самая Катина речь, которая кому-то претит.
Книжку рекомендую для тех, кто согласен или хотя бы готов принять мысль о том, что детство не самая светлая пора жизни. Остальным не стоит разрушать эту фантазию.
#летнеечтение #подростковаялилитература #евгениянекрасова
Стефан Каста «Лето Мари-Лу»
Если спустя время вернуться в то место, где часто бывал в детстве, обнаруживаешь, что оно и то, и не то одновременно. И нужно снова с ним знакомиться, обживаться, прим(е\и)ряться, сверяя свои воспоминания и новые ощущения. Также с отношениями, которые возобновляются спустя время. Действие повести «Лето Мари-Лу» разворачивается в ограниченном пространстве – летний дом на берегу и остров, – ограничено двумя героями – Адамом, от лица которого ведётся повествование, и...
Если спустя время вернуться в то место, где часто бывал в детстве, обнаруживаешь, что оно и то, и не то одновременно. И нужно снова с ним знакомиться, обживаться, прим(е\и)ряться, сверяя свои воспоминания и новые ощущения. Также с отношениями, которые возобновляются спустя время. Действие повести «Лето Мари-Лу» разворачивается в ограниченном пространстве – летний дом на берегу и остров, – ограничено двумя героями – Адамом, от лица которого ведётся повествование, и Мари-Лу, о которой во многом идёт речь, – и ограничено по времени – всего одни летние каникулы. Такая камерность позволяет сфокусировать внимание на том, что происходит внутри героев.
В повести нет захватывающего сюжета, нет особой интриги, есть два взрослеющих человека, отношения между ними и неспешная величественная шведская природа вокруг них. Повесть созерцательна, медитативна и искренна. Представление о спокойствии, размеренности, комфорте без излишеств в скандинавских странах описывается понятием «хюгге», такой скандинавской эстетикой быта. Кажется, что хюгге может быть не только про устройство быта, но и про взгляд на жизнь. Если это так, то эту книгу можно отнести к книгам-хюгге.
Герой-рассказчик отправляется провести часть летних каникул в доме на берегу, где часто бывал с отцом в детстве, и приглашает присоединиться подругу, с которой к-гда-то познакомился там же и не видел с тех пор три года. Герои те, и не те, что были прежде. Им предстоит познакомиться с друг другом снова. Их уходящее детство переживается как потерянный рай. Луг, прозванный ими в детстве «бронзовый век» тоже символически отсылает к чему-то безвозвратно утраченному, к чему-то следы чего могут быть найдены только счастливчиком. Лес, которые прежде выглядел волшебным, населённым духами, как на иллюстрациях Йона Бауэра, теперь только помниться таким, и Адам через свои рисунки пытается оживить древнее волшебство.
«Детство – это в лучшем случае невинная сказка с королём и королевой. Рано или поздно нужно понять, что это не так. Понять, что родители – просто обычные люди со своими слабостями и недостатками, как и все другие».
Взросление сложно, непонятно, часто странно. Порой чтобы повзрослеть нужно решить задачи, оставшиеся от детства, найти ответы на вопросы, которые не удалось тогда задать. За этим герои возвращаются сюда. У каждого из них свои истории преодоления и свои планы на жизнь, но нужно что-то завершить в прошлом, чтобы идти дальше.
#летнеечтение #подростковаялитература #стефанкаста
Дарья Полукарова «Зовите меня Джин Миллер»
«Женька Высоцкая всегда знала: настоящая жизнь случается только с другими. Однажды приняв это, она смирилась и просто плыла по течению, наблюдая, как у всех вокруг творится та самая настоящая жизнь».
Каждый из нас временами такая Женька Высоцкая, с тоской наблюдающая, как у окружающих жизнь бьёт ключом, а твоя – стоячее болото. И горечи по этому поводу уже особо не испытываешь. Так, досадно бывает только.
Женькины родителя – люди искусства,...
«Женька Высоцкая всегда знала: настоящая жизнь случается только с другими. Однажды приняв это, она смирилась и просто плыла по течению, наблюдая, как у всех вокруг творится та самая настоящая жизнь».
Каждый из нас временами такая Женька Высоцкая, с тоской наблюдающая, как у окружающих жизнь бьёт ключом, а твоя – стоячее болото. И горечи по этому поводу уже особо не испытываешь. Так, досадно бывает только.
Женькины родителя – люди искусства, Женькины друзья – звёзды школьного масштаба. Женька ни о чём не мечтает, ни к чему особо не стремится и своими переживаниями ни с кем особо не делится. Да ещё три года безответно влюблена в одноклассника. Вот и получается, что жизнь идёт, а ты как будто в пузыре.
Но жизнь стремится заполнить всё вокруг, и Женьку она не оставит не замеченной. Нужно только перестать себя жалеть и что-то начать делать. На работу устроиться, в другой город внезапно сгонять, в чувствах своих признаться, с друзьями объясниться.
Подростковые книжки хороши тем, что там, где во взрослых читается морализаторство, в подростковых – естественное желание научиться жить, открывание таких живых законов мироустройства. Очевидных, возможно, для кого-то умудрённого опытом.
Книжка милая, по-школьному, по-подростковому, оставляет после себя впечатлении близкое к воспоминаниям о хорошо проведённых школьных каникулах, когда так хорошо, что было, что даже не жалко, что закончилось. Каждый герой здесь достоин отдельной истории, у каждого – своя драматическая линия. Некоторые главы книги предваряются эпиграфами, выдержками из интервью героев, опубликованных в школьной газете перед летними каникулами. Темой интервью были мечты. И такая деталь, как рассказ героя о своих мечтах, глубоко раскрывает образ, позволяет читателю посмотреть на него иными глазами. А эпилогом становится Женькино откровение о мечтах. Женьки, которая раньше не мечтала.
Книжка заканчивается по сюжету в конце учебного года. За время чтения успеваешь так проникнуться симпатией и сопереживанием к героям, что, завершая читать, мысленно желаешь ребятам хороших каникул перед 11 классом и счастливого будущего!
Рождественский рассказ, как традиционный новогодний оливье, творится по давно известному, неоригинальному, но чрезвычайно любимому рецепту. Простота этого рецепта, его банальность в гастрономическом отношении уже больше столетия назад вызывала насмешки. В 1909 году в газете «Речь» некто О.Л.Д’ор (он же сатирик Иосиф Оршер) поместил следующее руководство: «Всякий человек, имеющий руки, двугривенный на бумагу, перо и чернила и не имеющий таланта, может написать рождественский рассказ. Нужно...
В книге Фэнни Флэгг «Рождество и красный кардинал» в изобилии представлены яства американского застолья – книга даже сопровождается оригинальными рецептами, которые, правда, требуют адаптации для нашего стола, - есть Окутанная Тайной Ель, которая ежегодно украшается под покровом темноты представительницами эзотерического секретного общества, о котором все знают, но бережно хранят его тайну, а уж хороших людей в этой книге в избытке. Со второй группой ингредиентов – слова «ясли», «звезда» и «любовь» - автор оказался сдержанней в употреблении, но вот умиление и раскаяние, как и полагается, завершают текст.
Добрая, лёгкая, милая – и старая, как мир, - рождественская история и том, как круговая порука добра объединяет обитателей Затерянного ручья и делает их счастливыми. Птица ли тому виной, поселившаяся здесь в продуктовой лавке? - «Потрясающе, сколько судеб изменила одна маленькая птичка!» - А может быть, красный кардинал, символ рождества для американцев – здесь ещё и символ того, что в этом благословенном уголке дух заботы о ближнем, свойственный рождеству, поселился тут независимо от календарного периода, ведь время действия в книге занимает целый год – от рождества до рождества.
Вчера -15 октября - был день рождения М.Ю. Лермонтова. Лучшее отмечание дня рождения писателя - чтение его произведений. Книга издательского дома "Нигма" серии "Нигма. Избранное", выпущенная в это году, - прекрасный подарок любителям творчества М.Ю. Лермонтова. Думается даже, что красоту и изящество этого издания по достоинству бы оценил и сам автор, большой эстет и ценитель прекрасного.
Книга отпечатана на белоснежной плотной бумаге, чёткий, красивейший шрифт, тканевая...
Книга отпечатана на белоснежной плотной бумаге, чёткий, красивейший шрифт, тканевая обложка благородного глубокого малинового(?) цвета с тесненным растительным узором и серебряным названием книги и именем автора.
Текст произведения сопровождается прекрасными иллюстрациями А. Иткина, которые создавались на протяжении 30 лет. Для того, что чтобы наиболее точно передать дух Кавказа художник
сам путешествовал по Северной части этого региона. Если "Герой нашего времени" — это результат осмысления эпохи и судьбы своего поколения писателем, то иллюстрации Иткина — это попытка художника прожить историю героя спустя почти два столетия, отправляясь по местам, где тот мог бы побывать.
Многие реалии описанного в произведении времени уже непонятны нашему современнику, особенно школьнику, для кого этот текст обязателен по программе. Некоторые из таких понятий в тексте сопровождаются ссылками. А в конце книги приведено небольшое послесловие В.Эрлихман, повествующее об истории создания произведения и его замысле.
Рецензия на книгу Е. Мурашовой «Обратно он не придёт»
Действие книги Е. Мурашовой «Обратно он не придёт» происходит в полосе отчуждения, таком участке привокзальной территории, который находится в ведомстве желез-ной дороги и существует по каким-то своим законам. «Это целый город, да что там — целая страна. Люди, которые не живут и не работают в ней, обычно даже не знают о её существовании».
Оля, героиня книги, от лица которой ведётся повествование, рассказывает о полосе отчуждения как о...
Действие книги Е. Мурашовой «Обратно он не придёт» происходит в полосе отчуждения, таком участке привокзальной территории, который находится в ведомстве желез-ной дороги и существует по каким-то своим законам. «Это целый город, да что там — целая страна. Люди, которые не живут и не работают в ней, обычно даже не знают о её существовании».
Оля, героиня книги, от лица которой ведётся повествование, рассказывает о полосе отчуждения как о заколдованном царстве, где всё своё: свои дома, свои дороги, своя река и мост через неё, а ещё свои обитатели. Этакое тридевятое царство, тридесятое государство, попасть куда дано не каждому. Да что там попасть, даже увидеть.
Олина полоса отчуждения случается с ней тогда, когда приходится переехать вместе с мамой после развода родителей. Отношения с папой и его новой женой ровные, в новой школе всё складывается так, что порой даже кажется, будто никуда и не переходила: те же разговоры с девчонками на переменах, те же мирные отношения с учителями. Но вот близких, человеческих отношений не складывается, и по вечерам Оля исследует территорию вдоль железнодорожного полотна. Здесь она знакомится с Васьком и Жекой, «шпаной», «пакостниками мелкими», как охарактеризовали бы ребят ожидающие своего поезда, как называет их молоденький милиционер, блюститель порядка на привокзальной площади.
Олина полоса отчуждения — это и подростковый возраст, который заставляет иначе взглянуть на окружающих взрослых, на их образ жизни, систему ценностей и привычный порядок вещей; это и разорванные личные связи, благодаря которым по-другому понимается ценность человеческих отношений; это и знакомство с мальчишками, факт существования которых для большинства из окружения девочки, невероятен.
— Наташка, как ты думаешь, сейчас беспризорники есть?
— Да ты что? — изумилась Наташка. — Какие сейчас беспризорники? Раньше были, до революции… и после… немножко…
Но Жека и Васька — беспризорники. «Сегодня, а не давно. Войны нет, революции нет, а беспризорники есть». Как встроить это знание в то, что было известно о мире и его устройстве прежде? Как соединить представление о разумном мире взрослых людей, где «детей, которые по тем или иным причинам остаются без родителей, у нас воспитывает государство», с тем, что Васька и Жека живут в гнилом сарае, что в нём им лучше, чем детском доме или «инкубаторе», как называет его Васька, что у Васьки цинга, а у Жеки — эпилепсия. Что есть у беспризорников своё представление о чести и достоинстве, что в них такое чувство ответственности, сопереживания и даже самоотречения — хотя слова такого они не знают, — которое нечасто встретишь в других. И что же скрывается за вы-холощенной формулировкой «по тем или иным причинам»?
Эти вопросы обрушиваются на Олю вместе с огромным чувством ответственности, нести которое не всегда по силам и взрослому человеку.
Полоса отчуждения — это территория обитания таких, как Васька и Жека, тех, кто оказался выброшен за пределы разумно устроенного мира, где пахнет весной, а малыши рисуют цветными мелками на подсохших кусочках асфальта всё одно и то же: принцесс в пышных юбках и домики.
Как соединить бабушкино вишнёвое желе в жестяных ванночках, с тем, что Жека летом ходит в подпоясанном ватнике с обрезанными рукавами, потому что другой одежды Васька справить ему не мог?
У этих вопросов, кажется, нет ответов. Книга Е. Мурашовой заставляет думать о том, можно ли волновать подростков проблемами, для которых у взрослых нет решения. И автор словами одной из героинь отвечает:
— Можно. — Твёрдо и грустно сказала Ирка. — Мне даже нужно волноваться. Иначе я вообще никогда человеком не стану…
Очень важно из жутко примерной девочки, которая всем взрослым говорит именно то, что они хотят услышать, стать человеком, который задаёт вопросы, что непринято задавать. Задаёт самому себе. Именно этот путь взросления проходит героиня, в чьей истории писательница рассказала и о своём детстве, а читатель найдёт что-то и о своём взрослении.
Заинтересовать сейчас классической поэзией подростков непросто. Учителя, работающие со старшеклассниками, сталкиваются с серьёзной задачей: с одной стороны обсуждать творчество авторов нужно на серьёзном, практически академическом уровне, с другой - дети остаются детьми и любое задание для них нужно лучше обернуть игрой.
Для изучения поэзии Александра Блока, я купила своим студентам игру "Раут с Блоком". Писать отзыв до того, как опробовала её на своих подопечных, не стала, чтобы не...
Для изучения поэзии Александра Блока, я купила своим студентам игру "Раут с Блоком". Писать отзыв до того, как опробовала её на своих подопечных, не стала, чтобы не быть голословной. Теперь могу авторитетно заявить, что игра помогает разнообразить урок, заостряет внимание на особенностях лексики и ритмической организации произведений поэта. Как любая игра, добавляет азарта и духа соревновательности.
Первый раз играли по принципу лото, первым, кто заполнит всю карточку, были обещаны пятёрки. Обещание я, конечно же, выполнила, но заслуга в этом не столько студентов, сколько «священного рандома», по воле которого фрагменты к их карточке я доставала чаще прочих. Планирую провести ещё урок с использованием игры, на этот раз по другому принципу: буду зачитывать фрагменты с малых карточек, задача студентов уже будет восстановить пропущенные слова, не имея перед глазами больших карточек со словами подсказками.
От разового проведения игры знание творчества поэта значительно не изменяется, но думаю, после нескольких раундов определённые фрагменты точно отпечатаются в памяти. Определить, справляется ли игра с поставленными психологическими задачами, указанными авторами, я не берусь. Образы, созданные поэтом для передачи состояния лирического героя, часто индивидуальны, и поэтому не универсальны, я не уверена, что они много дают для понимания состояния людей вообще, но точно дают пример того, какими художественными средствами можно выразить свой внутренний мир, а это уже немаловажно.
Игра стильно и продумано оформлена, начиная от коробки-упаковки и заканчивая инструкцией по правилам. Отменное качество полиграфии.
P.S.: О том, куплю ли другие игры этой серии думала и склоняюсь к мысли сделать их самой. Безусловно, доморощенный вариант будет менее презентабелен, но в разы дешевле. Как ни крути, но дороговато, хоят претензий к самой игре нет никаких.
Не знаете, что почитать?