Без Хайдеггера сегодня очень трудно, и даже невозможно понять, что такое философия? Чем философия отличается от науки? Хотя Хайдеггера и считают слишком затуманенным для понимания, мне кажется, что его книги "Парменид"и "Гераклит"достаточно ясны. Обращение к древнегреческим философам, еще не подверженным обязательному влиянию логики Аристотеля, легко выводят читателя на беспредельные просторы бытия. Туман Хайдеггеру напускают интерпретаторы его философии. Финк, как лучший...
У поэзии и у философии есть нечто общее, что дает им возможность выходить за пределы знания о сущем в сторону бытия. В ту сторону, чем раньше пыталась заниматься метафизика. Так считал, пожалуй, один из самых выдающихся философов ХХ века Мартин Хайдеггер. Когда я читал его лекции о Пармениде и Гераклите, то постоянно наталкивался на имена таких поэтов, как Гёльдерлин, Рильке, Целан. Потом узнал, что у Хайдеггера есть целая серия эссе о поэтах. Это уникальная литературная критика. Купил книгу. И...
Чтение Н.Бердяева лично у меня всегда вызывает протест. В серии очерков и эссе, объединенных в этой книге под названием "С точки зрения вечности, он опять представляется мне не своевременным. Странное дело - то, что вечно, то не своевременно. Попытка убедить нас в том, что мы должны так поступать потому что должны, сегодня не актуальна и не убедительна. По этике Спинозы в изложении Бердяева можно изучать археологию мысли и благих намерений. И тем не менее Бердяева интересно читать. И нужно...
Книга актуальная. Особенно для тех, кто желает убедить себя, что Россия - это атом, а не просто силовые отношения между такими атомами как Европа и Восток.
Время, о котором идет речь в пятом томе "Истории частной жизни", весьма специфично перетасовало колоду человеческих отношений в обществе. Труд стал более публичным, а человек более одиноким даже в семье. Возникла потребность в индивидуальном пространстве. Частное приобрело ореол таинственности и абсолютной свободы. После губительных диктатур и войн ХХ века частное окончательно противопоставило себя общественному, как пафосно лживому, принудительному типу отношений, и теперь пойдет на...
Если кто не знает определения советских времен: "Что такое бердяевщина?" - пусть почитает сборник статей Н.Бердяева "Духи русской революции". Мысль не новая о том, что все революции вызревают в недрах старой дряхлеющей системы. Бердяев утверждает это вызревание с неистовым пафосом литературного критика на примере творчества Гоголя, Достоевского и Толстого. Он достаточно мастерски и убедительно показывает зарождение этих духов и становление их хамства. Но это, как говорится,...
Поначалу "Загадка Пьеро" раздражала и утомляла меня деталями и подробностями жизни давно исчезнувших за горизонтом истории людей. Но потом, когда время появления картины "Бичевание Христа" стало соотноситься с временем падения Константинополя в 1453 году (до сих пор точно не установлено, когда Пьеро делла Франческа начал эту работу и закончил ее, до или после падения), изображенное на холсте стало приобретать особый смысл. Как понимать картину: как предчувствие или как...
Очередная попытка представить жизнь Иисуса Христа как земного человека, как личности исторической представлено в рамках уже сложившейся традиции. Поскольку об этой жизни сказано в ряде исключительно хорошо известных источников и новым фактам просто взяться неоткуда, Жан-Кристоф Птифис в очередной раз интерпретирует эти факты. И надо отметить делает он искусно, придавая различным деталям отнюдь не религиозный пафос, а самоочевидную доказуемость. Вот, к примеру, что пишет французский историк и...
Актуальность книги "Единственный и его собственность" в том, что сегодня индивидуализм бурно прогрессирует и уже почти достигает точки своего наивысшего развития - нигилизма. "Долой же все, что не составляет вполне моего" - восклицает в середине XIX века Макс Штирнер. И мы в первой половине века XXI-го направляем энергию подобного отрицания на узаконенную несправедливость нашей жизни, где торжествует иерархический подход к присвоению, где собственность является враждебной...
Когда читаешь эту книгу о возможностях цифрового будущего, то невольно вспоминаются слова поэта: "Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь". Теперь образование должно стать совершенно другим. Иначе мы будем все-время в роли догоняющих. Книга "Машина. Платформа. Толпа" имеет еще одно важное отличие. Она стимулирует говорить не о том, что в ней написано, а задумываться о себе, о своей жизни.
Интеллектуализм - понятие исключительно западное, и как понятие, перенесенное на наше мировосприятие, оно имеет несколько иной, трансформированный смысл, более понятный нам. Французы называют интеллектуалами мыслителей, которые должны "придать смысл миру, находящемуся в состоянии полнейшей неопределенности". Автор же данной книги понимает интеллектуалов, как накопителей знаний и генераторов идей. Хотя, надо признать,что он исследует не сам интеллектуализм, а его истоки. И последним...
После Платона, который ввел в свою философию Сократа, пожалуй, только Ницше со своим Заратустрой так явно персонифицировал философию с личностью конкретного человека. Причем, якобы, не себя. Психология философии или философия психологии - модная нынче тема. Как удалось решить ее Андрею Курпатову, каждому читателю решать самому. Но создание пространства для творчества у автора, по моему, удалось.
Чтение книги неторопливое, ради удовольствия от мысли и наблюдений. Такое впечатление, что автор сам жил в те века. Изящное переплетение знаний и фантазий.
Юнг романтичен, Бердяев религиозен. Юнг размышляет о том, каким человек может быть, а Бердяев пишет о том, каким человек должен быть. Личность у Юнга мечтательна, у Бердяева - функциональна. Нравственность у Юнга как достижение, у Бердяева как условие. В общем, любопытные противопоставления. И если разделить наше общество на чиновников и народ, то Юнг ближе к народу, а Бердяев - к чиновникам. И тут любопытно будет понять, что за психология у чиновников? И можно ли в полной мере считать...
Понятие времени всегда притягательно в своей непонятности и недоступности что-либо в нем изменить. Со временем, вообще, ничего нельзя сделать. И вдруг эксперимент с ним! Книга создана Данном в первой половине прошлого века, когда фантастические надежды возлагали на теорию относительности Эйнштейна и психоанализ Фрейда. Данн попытался соединить эти сверхмодные теории в одну. Не будучи философом по образованию, он избегает зауми философского языка. Поэтому когда читаешь книгу, кажется немного...
Понятие времени всегда притягательно в своей непонятности и недоступности что-либо в нем изменить. Со временем, вообще, ничего нельзя сделать. И вдруг эксперимент с ним! Книга создана Данном в первой половине прошлого века, когда фантастические надежды возлагали на теорию относительности Эйнштейна и психоанализ Фрейда. Данн попытался соединить эти сверхмодные теории в одну. Не будучи философом по образованию, он избегает зауми философского языка. Поэтому когда читаешь книгу, кажется немного...
Познакомившись с этой книгой, начинаешь понимать, что окружающее нас искусство и, в особенности, его критика во многом формалистично. То есть, мы видим исключительно формы и рассуждаем о формах, даже если и пытаемся проникнуть в суть представленного. Духовно-исторический метод позволяет не формально, заинтересованно заглянуть в глубину материального и обнаружить там дух, как явление высших не детерминированных разумом сил.
Помните прогноз из фильма "Москва слезам не верит": скоро не будет ни театра, ни кино, будет одно телевидение. Сейчас перефразируют этот прогноз: скоро не будет ни журналов, ни книг, будет один Интернет. И действительно, если я сейчас не знаю или не понимаю, например, какого-нибудь слова, его пояснения легко найти через поисковик. Обновленная компьютерная энциклопедия В. Леонтьева опровергает неоправданное мнение о скоропостижной гибели печатного дела. Эта книга как раз тот самый...
Пруста нельзя пересказать, поскольку в его "потоке сознания" не бывает сюжетов в привычном для литературы понимании. Произведения Пруста - не повод для изложений, скорее - это приглашение к сочинению своего, к творчеству. В данном книге меня заинтересовал подход мастера к самому процессу творения. Это не результат жизни и опыта, как считал Сент-Бёв, это даже не особенность воспоминаний. Это в большей степени игра воображения, связанного с реальностью тонкими струнами ассоциаций и...
Не знаете, что почитать?