Не кажется удачной идея автора дописывать и редактировать (дописывать в начало — это уже редактировать) ранее написанную книгу. Если цель не получить Нобелевскую премию за "верно" пере-расставленные акценты.
Ценность книги в свидетельствах. Но тут больше воспоминания, — обрывочные, о разном, — как из записной книжки. Такой как у Мураками скрупулёзной работы с очевидцами здесь нет. Для Нобелевки сборник воспоминаний, в общем, не толстый.... Авторские осмысления простые,...
Ценность книги в свидетельствах. Но тут больше воспоминания, — обрывочные, о разном, — как из записной книжки. Такой как у Мураками скрупулёзной работы с очевидцами здесь нет. Для Нобелевки сборник воспоминаний, в общем, не толстый.... Авторские осмысления простые, "газетные", — да их и нет почти, — по-хорошему, сказать ей нечего, — только пожалеть. Героев своих, говорит, любит, — снисходит до них: "они до сих пор парализованы не только сталинским гипнозом, но и прежней своей верой". Отдавая им дань "мужества на войне", себе она оставляет "мужество мысли":). Люблю, но предаю. — Проклятые серебрянники.... Очень вовремя дали премию, — в 2015, — оперативно, — по результатам 2014 надо думать....
А всё-таки большинство рассказов вполне ожидаемые, настоящие, "советские", — родилась книга в СССР, и рассказывают советские люди. Правда теперь она начинается вот как...
...Как советские солдаты входят на территорию Германии, — а немки разбегаются в страхе, — и тогда они ловят и насилуют девочек... герои.... (А я-то думаю, откуда берутся на западе идеи сериалов, где освободители Освенцима под "Смуглянку" насилуют еврейку, — а... вот откуда). — Несколько анонимных строк — без расследования и исследования.
(Женщины говорят, что хотели-бы сказать нечто не для записи, — для понимания, — и просят выключить магнитофон... но автор именно этого и искала, — записала и огласила, — журналист, не писатель, — так что эпос предваряется теперь звучным диссонанс-аккордом).
...Как солдаты в окружении хотели съесть раненого парнишку-товарища.
...Как партизаны железными прутьями забили старосту и его сына.
...Как мать утопила дочку за то, что та просила есть.
...Как советский офицер, — весь в орденах, — ломает мальчику руку пополам за воровство — прямо в троллейбусе, не смущаясь, на виду у всех, — а потом галантно подаёт даме руку....
С этого начинается книга — мимо не пройдёте, — самый ленивый читатель и замученный школьник до конца, может и не дойдёт, но "это" прочитает.
Пишет, хотела бы написать "такую книгу о войне, чтобы от войны тошнило, и сама мысль о ней была бы противна... Самих генералов бы тошнило". Тошнить конечно должно именно от войны советского народа с фашистской чумой, — ...н-нет, — от всех войн "советского" народа. Впрочем, это не удалось — описание страданий завораживают своим величием, — как и образы поколения. Это же монстром надо стать, чтобы тошнило от подвига девчонок с косичками — тут дыхание перехватывает.
"Историю войны подменили историей победы". — Так теперь другая задача — отменить Победу и выставить в рамке ужасы и наивность героев, выманить у них правду "загнанную в подполье" пропагандой.
Признаётся вот, что одиннадцать её родственников, — вместе с детьми, — сожжены нацистами в домах и в церкви, — не странно-ли, что никаких чувств к нацизму не испытывает: "Мне неведома страсть к ненависти, у меня нормальное зрение"... — С совестью видимо тоже все давно спок.
"Наша соотечественница — лауреат", — ... из Ивано-Франковска, — "пишет на русском", — для наших детей и пишет, и подправляет, — ещё и выступает.... Впрочем, "чисто или нечисто, а все-таки Христос проповедуется" (ап Павел), — хоть так, но вспомнят снова о великом подвиге невероятного народа, о чистейших мыслях, о цельной воле.
...Деконструкция героизма.
Смерть холодна и фригидна.
Но всё, что нужно от жизни —
Чтобы было не стыдно.
(стих А Долгаревой)
Понятие Ноомахии или войны ума, — под ним есть основа из греческой мифологии и философии (Платон), перетолкованной европейскими мыслителями (Ницше, Хайдеггер). Упрощая, можно представить ее как противостояние глубоких мирочувствований, даже суб-религиозных. Ну например, как (1) упование на правду небесную — Святая Русь, (2) попытка утверждения справедливости на земле — Советский Союз, и (3) отказ от нормы, самовыражение вплоть до уродства (современный мир).
Или, ещё сказать, война как...
Или, ещё сказать, война как оппозиция коренится глубоко в человеческой природе, в глубине ума, и выражается в общественном поле в войну идей, миропониманий, мировоззрений, проявляется в культуре, экономике, общественной жизни и заканчивается на полях сражений (вернее, не заканчивается никогда). Здесь философская основа истории цивилизаций, культурных революций, стилей, экономических парадигм. Пожалуй книгу, соответствующий том, (и само понятие) можно использовать как ключ к анализу и структурированию обширного культурологического материала. То есть серия может быть полезной в курсах истории философии, цивилизаций, литературы etc.
Само понятие можно прояснить в циклах бесед на paideuma tv на рутубе, там в плейлистах.
Очень хорошо, что в самом начале первого тома трилогии "Русский Логос" есть описание всего проекта "Ноомахии" и указание на значение предыдущих томов для понимания завершающих, а также описание множества других работ автора, в частности по этносоциологии, геополитике, - с выводами. Есть также ссылки на классические европейские тома и имена, в частности касающиеся методологии, и русские работы в области истории цивилизаций. Это все помогает войти в тему и сориентироваться...
В первом томе Русского Логоса будет встреча со спящим сознанием - сказками, легендами, народными героями, а во втором будет трактоваться уже зафиксированная история.
О. Паисий - самый известный афонский старец, жил в Греции в ХХ веке, преставился на Петра и Павла 12 июля 1994 г., прославлен в лике святых. Имел настоящий святоотеческий дух рассуждения, - слова его - как беседа с совестью человека. Одна из основных тем - чем больше люди окружают себя удобствами, тем больше испытывают внутреннее беспокойство, которое не заглушить никакими суррогатами.
"Да простит меня Бог, но мир превратился в самый настоящий сумасшедший дом. О жизни иной люди не думают...
"Да простит меня Бог, но мир превратился в самый настоящий сумасшедший дом. О жизни иной люди не думают - они лишь ищут себе все больше и больше материальных благ ... Люди сделали свою земную жизнь такой, что живи они здесь вечно, большей адской муки и не существовало бы(с 161)".
Таких томов пять, можно читать отдельно, - и в них почти совсем нет чудес, только обращение к совести и сострадание к современным людям. По форме это ответы на вопросы монахинь одного монастыря, но темы из жизни - никаких специальных церковно -богослужебных материй здесь нет. Если кому интересны чудесные случаи, то их можно найти в житии старца и в небольших произведениях самого прп. Паисия.
Есть еще один том такого формата - "Письма", - там рассуждения о монашеской жизни.
Книгу только начал читать и, наверное, надолго, но поскольку просят отзыв, попробую кратенько сориентировать.
Книга написана французским ученым второй половины XIX века и по духу носит выраженный отпечаток времени.
Вера у месье Ренана соответственная времени и месту его творчества. С одной стороны он верит в Промысл, в некую благую конечную цель мироздания, ценность религии («горе и разуму, если … он заглушит религию», с.22) даже в вечную жизнь (см. посвящение), в реальность исторического...
Книга написана французским ученым второй половины XIX века и по духу носит выраженный отпечаток времени.
Вера у месье Ренана соответственная времени и месту его творчества. С одной стороны он верит в Промысл, в некую благую конечную цель мироздания, ценность религии («горе и разуму, если … он заглушит религию», с.22) даже в вечную жизнь (см. посвящение), в реальность исторического Иисуса, в ценность религии, а, с другой стороны, не верит в реальность Воскресения, и Евангелие для него - многолетнее мифотворчество, воскресение Христа – идеалистическая мечта (Мария Магладина просто поверила в «реальность своей грезы» и всех в этом убедила (с.260)).
Первые три евангелия – «мастерские произведения», а у создателей позднейших апокрифов «способность создания мифа совершенно истощилась; не умеют даже сочинить чуда» (с.1082).
Ну ладно, что-же в книге хорошего? Во-первых подкупает авторское трудолюбие – все-таки более 1200 с. убористым шрифтом, множество сносок, ссылок на источники. Потом, несколько иной взгляд на историю. Тут вот во введении после «рушится мудрый строй Антонинов» следует «Сирия завоевала весь Восток», - как-то не поймешь сразу о чем речь.
Есть интересные замечания, например об отличии греческого характера (можно провести параллель с русским) от латинского , западного (с.450-451). (Интересно Момзен об этом говорил в введении к своей Истории Рима, прямо поэтически). Рекомендую отмечать такие места. Среди чудного и странного много и правды есть, и на размышления наводит.
Также хватает имен, топографии, исторических сведений, апокрифических историй, написана неспешно, читается легко. Будет сладко почитать вечером, ум найдет себе работу. Транскрипция немножко сбивает: Тут Гагиография вместо Агиография Гиераполис вместо Иераполиса, Юстин вместо Иустин, ну что поделать, кто к чему привык.
Что же касается критического анализа текстов, книга, думаю, устарела.
Не знаете, что почитать?