Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Рождественские рассказы | +187 |
Тайное сердце | +170 |
Скеллиг | +105 |
Девушка в белом кимоно | +60 |
Шаги | +24 |
Прелестное издание! Знаю эту повесть с детства, новый взгляд на нее очень понравился. Иллюстрации живые, динамичные, эмоциональные — то что нужно современным детям. Взяла на подарок племяннице, которая готовится пойти в первый класс, но можно подарить и тем, кто уже ходит в школу — смогут сравнить свои эмоции и первоклассницы Маруси. Шрифт крупный — как раз для первого чтения
Очень хорошая подборка рассказов! Если "Кладовую солнца" и "Белого пуделя" сама читала в детстве, то "Белый щенок ищет хозяина" Крапивина и "Юю" Куприна для меня стали открытием. Рассказ Крапивина (по факту скорее маленькая повесть из нескольких глав) построен так, что мы видим мир и с точки зрения мальчика, которому очень хотелось позаботиться о щенке, и с точки зрения щенка, который остался один и учится жить в этом жестоком мире. Все закончится хорошо...
Рекомендую эту книгу не только детям (особенно тем, кто любит животных), но и взрослым — чтобы вспомнить о том, что мы должны быть милосерднее, заботливее, добрее.
Оформление достойное: трогательные иллюстрации, похожи на книги из нашего детства, а обложка нарядная, с золотым тиснением — не стыдно препонести в качестве подарка.
Поскольку книга не совсем продолжение, а скорее спин-офф "Ям" — речь тут идет не о Стэнли Илтэнсе, а о Подмышке и Рентгене, ребятах, которые тоже были в свое время в лагере "Зеленое озеро", то ее вполне можно читать в отрыве от первой части. На мой взгляд, книга подойдет подросткам от 15 лет, когда они как раз начинают думать о первом заработке, заводят первые отношения с противоположным полом. Но мне и самой было очень интересно: все эмоции очень живые, а сюжет интригует,...
Порадовали стильные современные иллюстрации и то, что действие происходит в реалиях, близких нынешним подросткам: например, те же концерты известных исполнителей, на которые мечтаешь попасть. И очень важно, что ненавязчиво проходит тема инклюзивности — главный герой дружит с соседкой, девочкой с ДЦП. Я считаю, что такие примеры важны для юных читателей!
Отличная книга для подростков! Самое интересное, что волшебство здесь не самоцель и основа сюжета, и наблюдать за взаимоотношениями героев, в том числе в семье главной героини — не менее интересно. Было любопытно погрузиться в атмосферу чопорной Англии, где не принимают тех, кто наделен волшебным даром. А Кэт делает всё, чтобы просто быть самой собой, отстаивает это свое право — такой важный посыл для девочек (и, мальчиков тоже) 12-14 лет. С нетерпением ждем продолжения!
Что немаловажно:...
Что немаловажно: потрясающая обложка — интересный образ героини и магическое зеркальце светится золотом))
Ответ на отзыв Горшкова Наталья: https://www.labirint.ru/reviews/show/1995203/
Мы не нашли ошибку с переносами на с. 138 (фото прикладываю). Если укажете место точнее, может быть, издательство внесет правки в следующие издания.
Мне эту книги подарили, и теперь уже я заказываю ее в подарок — хороший показатель)) Отличный сборник классических рассказов на тему всякого рода мистики. Конечно, с рассказами Гоголя была знакома и раньше, а вот остальные прочла впервые, и была удивлена, как много из творчества таких знакомых писателей, как Чехов, Одоевский, мы можем просто пропустить. Открыла для себя страшные рассказы По, слышала, что он стоит у истоков этого жанра, но раньше не сталкивалась. Хочу подарить...
Мне самой больше всего понравился рассказ Чехова: люблю, неожиданные развязки, когда страшное на самом деле оказывается смешным)) И еще большой восторг вызвали иллюстрации. Это тот случай, когда они не просто изображают то, что написано, а дополняют текст и даже предлагают новые прочтения сюжетных поворотов. Хотела бы еще какие-нибудь книги с работами Ольги Неходовой!
Эка Курниаван — специально для тех, кто устал от классических современных романов. Если, конечно, вы готовы к гремучей смеси
- индийского эпоса;
- раблезианского гротеска (со всеми физиологическими подробностями: например, одна героиня не родила, потому что на восьмом месяце зашлась длинной отрыжкой и живот просто сдулся);
- сервантесовских причинно-следственных связей (выйти замуж за пса, потому что обещала за первого встречного, или влюбиться в даму по описанию, а потом узнать, что...
- индийского эпоса;
- раблезианского гротеска (со всеми физиологическими подробностями: например, одна героиня не родила, потому что на восьмом месяце зашлась длинной отрыжкой и живот просто сдулся);
- сервантесовских причинно-следственных связей (выйти замуж за пса, потому что обещала за первого встречного, или влюбиться в даму по описанию, а потом узнать, что прекраснейшая принцесса жила сотню лет назад);
- семейной саги (все герои так или иначе связаны родственными или любовными отношениями, даже генеалогическое древо имеется);
- коммунизма (ага, в Индонезии тоже была революция и Ленин на стенах);
- народных сказок (драки длятся семь дней и ночей, а мертвецы спокойно встают из могил доделать дела);
- и... главной героини — проститутки Деви Аю.
Но нельзя назвать эту книгу просто экзотическим парком развлечений. Автор сравнивает Деви Аю с родной Индонезией: все беды у обеих пошли со времён голландской колонизации, затем героиню изнасиловал японский военный, а красавицы дочери становятся женами коммуниста, премана (так называли бандитов, захвативших незаконно власть в поселениях) и военного — сил, контроллировавших положение в стране во второй половине XX века.
Обе пострадали от своей красоты. А сколько ещё красавиц постигла несчастная судьба... Тем не менее настроение книги не показалось мне мрачным, скорее ярким, цветным, пестрым, как обложка (на которую я повелась и которая вживую оказалась еще красивее: матовое покрытие и тонкие проблески лака) и индонезийские цветы.
Заказала книгу, увидев в составе сборника "Дары волхвов" О.Генри -- любимый мой рождественский рассказ. Остальные рассказы (кроме Куприна) раньше не читала и была приятно удивлена. Особенно растрогали "Две елки" Чарской и "Елка Митрича" Телешова, до слез! Все произведения в книге по-настоящему передают дух Рождества: праздника, чуда, любви, прощения...
Эту книгу оставлю себе и думаю, закажу еще в подарок детям друзей, потому что это та классика, которая должна...
Эту книгу оставлю себе и думаю, закажу еще в подарок детям друзей, потому что это та классика, которая должна быть прочитана каждым! Не знаю, есть ли эти рассказы в школьной программе, в мое время не было, но, на мой взгляд, они обязательны к прочтению. Порадовало еще и то, что в этой книге дух рождества положительный, позитивный. Так что всем, кто не хочет сбивать праздничное настроение грустными рассказами с трагической концовкой (помню, в школе мы читали именно такие), книга точно понравится.
Фото иллюстраций прикладываю, очень понравились: такие декоративные. Даже немного жаль, что не цветные.
Потрясающая книга: это и трагическая история женской судьбы, и интригующая сюжетная линия, все загадки в которой раскроются только в самом конце.А если точнее — даже не все раскроются, что-то придется достроить читателю в своей голове. Из-за этого, кстати, было грустно расставаться с героями, будто не успев дослушать их рассказ.
Для тех, кто любит, когда в книге переплетаются два времени, две сюжетные линии: здесь перед нами Япония середины 20 века и современная Америка. Но героини, конечно,...
Для тех, кто любит, когда в книге переплетаются два времени, две сюжетные линии: здесь перед нами Япония середины 20 века и современная Америка. Но героини, конечно, связаны друг с другом. Обязательно понравится всем, кто был впечатлен "Снежным цветком", по атмосфере очень напомнило именно этот роман.
Дневничок очень понравился племяннице. Она мечтает стать певицей, занимается с педагогом, поэтому очень понравились вдохновляющие истории знаменитостей и идеи по поводу того, как прийти к успеху. Можно записать расписание кружков, а еще расписать свои планы на год.Сама племянница очень скромная, так что ей также, думаю, будут полезно подумать о своих хороших качествах, поделать задания для уверенности в себе. В общем, отличное мотивирующее издание для подростков! Купила в магазине, но здесь со...
Новая книга Алмонда очень напомнила его же "Мальчика, который плавал с пираньями". Та же тема бродячего цирка и особой свободы, которая есть у артистов этого цирка и так не хватает обычным людям, зажатым в рамки общественного мнения.
Мальчика Джо Малони дразнят в школе,он заикается, у него нет друзей (хорошо хоть мама -- как настоящий друг). Но тут в его город приезжает цирк, и там он знакомится с воздушной акробаткой Коринной и остальными артистами. Именно там он узнает, что же это за тигр...
Мальчика Джо Малони дразнят в школе,он заикается, у него нет друзей (хорошо хоть мама -- как настоящий друг). Но тут в его город приезжает цирк, и там он знакомится с воздушной акробаткой Коринной и остальными артистами. Именно там он узнает, что же это за тигр бродит вокруг Джо в ночи, и как можно самому стать этим тигром. Существует тигр на самом деле или нет -- не важно! Это очень важная черт для многих книг Алмонда. В "Скеллиге" тоже непонятно, кто этот персонаж -- ангел или просто животное. В более "взрослых" книгах (читала пока только "Песню для Эллы Грей") тоже есть эта загадка, не требующая разрешения. Это и есть особый магический реализм автора, когда он так умело вплетает миф в обыденность.
Думаю, эта книга поможет многим подросткам, подвергшихся одиночеству и буллингу. Поможет почувствовать, что внутри них тоже может жить смелый тигр. А взрослых этак книга вернет на мгновение в детство, когда всё вокруг может стать чем-то волшебным.
Очень понравилось оформление, художнику прекрасно удалось поймать настроение европейского бродячего цирка, этот шатер, силачи, гирлянды, звездочки... И это погружение начинается уже с форзаца, как только открываешь книгу! Мне книгу подарили, но я уже заказала и сама в подарок))
Очень удивилась, увидев новое издание этой книги. В свое время, еще в школьные годы познакомилась с ней и была просто очарована: что-то мистическое, очень умное, наполненное ненавязчивой философией, при этом с увлекательным сюжетом и необычными героями. Помню, мне показалось, что эта повесть очень сильно отличается от всего, что я читала раньше. Тогда в библиотеке маленького городка не было других книг этого автора, а сейчас, я смотрю, вышли сразу несколько книг. Обязательно закажу и эту, чтобы...
Обложка нравится даже больше той, сине-желтой, которая была в старой библиотечной книге. Она как раз соответствует тексту: немного мрачно и очень глубоко.
От души рекомендую всем подросткам, это действитетльно хорошая современная литература!
Заказала обе книжки серии маленькой племяннице, очень понравились! Настоящие книжки-картинки в формате комиксов. Ей 4, сама еще не читает, но любит рассматривать и следить за текстом вместе со взрослыми. Кстати, формат комиксов как раз побуждает ее быстрее научиться читать, потому что она видит крупные надписи (например, когда изображены звуки - см.фото), и ей ужасно интересно, тыкает пальчиком,спрашивает: А здесь что написано?
Формат маленький, удобный, но при этом позволяет размещать...
Формат маленький, удобный, но при этом позволяет размещать довольно крупные картинки (они не мельтешат, как часто бывает в комиксах). Мелованная бумага, я не всегда ее жалую, но тут, наверное, акварельные иллюстрации иначе были бы размытыми, а тут получились яркими. Очень забавные персонажи, все показаны на форзаце. Племянница уже опросила всех в семье, кому кто больше нравится))
Если вы много читаете, но давно не сталкивались с чем-то принципиально новым, вам нужна эта книга. Это не фантастика: веришь всему, всем нормам и принципам описываемого мира. Но и не реальность — этот мир отличается от нашего.
Интересна и форма: героиня ведет рассказ от первого лица и в настоящем времени. Так что ты быстро перемещаешься в ее тело и вот уже видишь ее глазами, чувствуешь ее кожей. Очень много важных тем здесь находит отражение: дом (для каждого это понятие свое), жизнь (нужно...
Интересна и форма: героиня ведет рассказ от первого лица и в настоящем времени. Так что ты быстро перемещаешься в ее тело и вот уже видишь ее глазами, чувствуешь ее кожей. Очень много важных тем здесь находит отражение: Дом (для каждого это понятие свое), жизнь (нужно выбрать цель или наслаждаться моментом), люди, окружающие в жизни (можно ли обойтись без них, что они значат). При этом не подумайте, что роман -- сплошные скучные рассуждения об этих философских материях, тут развивается настоящий экшн, где из метра пустой земли нужно сделать настоящий уютный и теплый дом. Как в квесте добываешь себе разгадки, чтобы подняться на следующий уровень, выбраешь то, что действительно необходимо (а не является прихотью).
Немного неподходящей мне показалась обложка: роман гораздо глубже, чем просто история одной женщины и двух мужчин. И точно не любовный роман, как можно было бы подумать из картинки на обложке и ее слегка легкомысленного розового цвета. Так что советую закрыть на это глаза, ведь книгу абсолютно точно нельзя назвать "женской", она для нас всех — как возможность посмотреть на свою жизнь другими глазами.
Дневник отличный! Заказала племяннице-школьнице, но так понравился, что и себе заказала. Читаю много, давно хотела это как-то систематизировать. Благо, тут есть и место для списков, и для прочитанных книг, и для цитат. А школьникам вообще отличный помощник: словарик с терминами, подсказки для сочинений, цитаты писателей, рекомендации книг. Это как тетрадь по литературе со справочным материалом, только красивая и удобная! Оформление понравилось очень: стильно, современно, ярко — понравится и...
Купила книгу ради иллюстраций Волковой — сразу узнала по обложке эту стилистику, которая полюбилась нам еще по книге "Волк и козлята". В этих зверят невозможно не влюбиться! Наверное, художница очент любит животных, особенно козочки у нее получаются чудесные. Та книжка у нас уже в плачевном состоянии, потому что просматривали много раз, а она в мягкой обложке. Надеюсь, эта еще долго будет радовать нас с дочкой)) Обложка фактурная, с выпуклой картинкой, очень нравится дочке водить по...
Потрясающая обложка! Каждое перышко выдавлено, создается ощущение, что утенка можно потрогать. После прочтения поставили книгу на полку, где стоят постеры в рамках, вазочки, всякие статуэтки, в качестве декора))
Классная книга для девочек! Школьные проблемы, всякие выскочки кругом (главная — по имени Гортензия, чувствуете, какая она должна быть?А еще Октавия и Эсмеральда, уффф). И Элси, которой нужно постоянно убираться, ходить в своих старых рваных кедах и терпеть тётку, которая только и делает, что орет и называет детей "паразиты" и гаденыши")))
В общем, очень многим обычным девчонкам придется по душе, потому что главная героиня — она такая же, как сами читательницы 10-12 лет. Очень...
В общем, очень многим обычным девчонкам придется по душе, потому что главная героиня — она такая же, как сами читательницы 10-12 лет. Очень здорово, что книга современная, потому что герои так становятся еще ближе. И стильное, забавное современное оформление.
Родители! Даже если вам не понравится ничего из вышеперечисленного, а упоминание козявок и вони после аэробики вызовет отторжение, просто попробуйте показать книгу детям 5-6 класса. Уверена, это будет еще один шаг к любви к книгам и чтению.
Вчера пришла посылочка и мы уже сделали вот такую гирлянду! Кстати, идею сделать гирлянду из снежинок тоже взяли из этой книжки. Еще впереди снежинки-оригами, их повесим на елку. Твердая пятерка книжке!
Простая баба в послевоенной деревне, омоновец на митинге белоленточников, мальчишки на берегу Японского моря, заключенный на Соловках, приехавшие на концерт Мэрлина Мэнсона хиппари, организованная группа попрошаек в петербургском метро… Яркие персонажи разбросаны во времени и пространстве. Тем не менее все рассказы можно разделить на две категории: мемуарные и придуманные, сотворенные. В первых присутствует особый лирический герой, тождественный автору: носит его имя, говорит от первого лица....
В «Габо» по принципу рассказа в рассказе соединяются эти две стратегии. Но именно потому, на мой взгляд, рассказ и становится самым слабым, искусственным. В остальных текстах Филиппов будто бы пытается быть похожим то на Тургенева, то на Толстого, то на Шукшина — складывается впечатление, что читаешь классику. Да, это все очень знакомо, но Филиппову и не нужно привносить новшества, выдумывать миры, свой язык, играть с прыжками во времени, прелесть его прозы именно в этом узнавании.
Довольно часто в книге все решает судьба: сводит людей, убивает, спасает. Автор верит в предопределенность, в то, что не пристрелят того, кому суждено утонуть. Но разгадать задуманное роком невозможно: «Жили ведь, как люди, всё делали правильно, любили ребенка, землю, почитали родителей, были верны друг другу, не лгали, не предавали». А потом мужа этой героини арестовывают, увозят на Соловки, там приговаривают к расстрелу после побега нескольких заключенных — «чтоб другим неповадно было». Справедливости не существует, только судьба. Пожалуй, не может по-другому рассуждать человек, познавший войну: автор служил в Чечне. Армия и война, с точки зрения Филиппова, — нечто противоестественное, ломающее самую сущность личности. Даже в таких мелочах, как запрет на хранение в тумбочках военнослужащих посторонних вещей — никаких фотографий, писем, сувениров, книг, все это сжигается или выбрасывается, — виден насильственный отказ от памяти, от всего, что делает человека человеком.
Другая тема, волнующая Филиппова, — рождение ребенка. Удивительно, как всеведущему автору удается передать состояние женского желания, беременности, родов — так верно, что не отличить от женской прозы (например, Марины Степновой, выросшей в семье врачей). Хотя эти два сюжета — войны и рождения — никогда не пересекаются в одном произведении, на фоне всего сборника их можно противопоставить. Рождение нового человека в противовес разрушающей военной службе отменяет грехи, очищает, придает святость. В повести «Билет в Катманду» происходит подмена понятий. Для возлюбленной героя Катманду — рай на земле, место, способное защитить от грязи и пошлости. Когда она предает молодого человека, тот вдруг решает, что его собственным Катманду, очищающим, помогающим пережить измену, может стать война, — но разочаровывается.
Есть у Филиппова один образ судьбы, не упомянутый выше: круг, по которому каждый из нас неторопливо шествует. Герой хочет из него вырваться, показать, что он не марионетка в чьих-то руках, в чьем-то прописанном сценарии. Но жизненный опыт приводит к выводу: «Истинное величие — пройти этот круг полностью, не споткнувшись, а на месте стыка конца и начала оставить зарубку: „я здесь был“». Сегодня первую скрипку в литературе играет роман: за него дают премии, его ругают или хвалят критики, за ним идут в книжные магазины. Что ж, может быть, именно Филиппову удастся оставить свою зарубку на поле малого жанра.
Писать об этом издании — дело непростое: выходит, что пишешь рецензию на рецензию. Названная издателями «невымышленным романом» книга — совсем не роман; критик и литературовед создал монографию, посвященную судьбе дневника одной девушки, ставшего своего рода бестселлером «серебряного века», многократно переиздававшемся до революции (наряду с дневником Марии Башкирцевой или стихами Семена Надсона).
Поскольку писал ученый, исследование получилось по-настоящему научное: с углублением в жизнь...
Поскольку писал ученый, исследование получилось по-настоящему научное: с углублением в жизнь автора, историческими комментариями, архивными данными, биографическими справками обо всех встречающихся персонажах. Но если в подобных работах обычно стараются дать максимально объективный и бесстрастный взгляд на все происходящее, то Басинский не удержался: он буквально очарован своей героиней. Да, он замечает ее многочисленные алогизмы и противоречия, но склонен искать оправдания странностям Елизаветы во всем: в окружении, в атмосфере «больного» века: «Провозглашая любовь к людям как свой идеал, Дьяконова, в сущности, одержима эгоистической потребностью найти человека, который бы ее понял, на нее посмотрел бы и ее оценил. Но не будем ловить ее на противоречиях. Дело в том, что <…> [она] была в одном шаге от того, чтобы оказаться в одном из бесчисленных религиозных „братств“, которые в то время существовали в России».
Автор видит в Дьяконовой неординарную личность и хочет доказать это читателям. Да, она одна из первых женщин в дореволюционной России, кому удалось получить высшее образование, одна из первых женщин в мире, кому дана была возможность учиться праву в Сорбонне. Да, она много размышляла о месте женщины в обществе, но не сделала практически ничего, чтобы попытаться это изменить, и, если вглядеться, по большому счету размышляет она только об одной судьбе — своей. Автор это замечает, называя главный посыл всех действий и записей Лизы: «Посмотрите на меня!» Заметьте, не на женщин, не на угнетенный слой общества, а «на меня»! Следуя за своей героиней, автор громко кричит: «Посмотрите на нее!» В начале XX века дневник Дьяконовой, безусловно, вызывал интерес, но вряд ли кто-то обратился бы к нему сегодня без напоминания Басинского — так что задумка удалась.
Но даже Павел Басинский, не говоря уже о тех, кто не имеет отношения к литературе, не обратил бы внимания на эти записи, если бы не одно обстоятельство, с которого и начинается «невымышленный роман». Погибшую 27-летнюю Лизу нашли в горах Тироля голой. Неподалеку лежала вся ее одежда, аккуратно перевязанная ремнем. Мы никогда не узнаем, что произошло на самом деле, об этом говорит и автор, предъявляя все сохранившиеся письма, телеграммы, отрывки из газет. Пожалуй, объяснению этого поступка и посвящена вся книга: узнав героиню поближе, невозможно предположить что-то иное, кроме показного самоубийства. Лиза обставила свою смерть как продолжение романа (написанный ею «Дневник русской женщины» заканчивается прямым заявлением о решении героини). Басинский считает, что кроме самого акта эксгибиционизма (кульминация ее посыла: посмотрите на меня всю!) Лиза расставила вокруг много меток-метафор (включая, например, название ручья, у которого нашли ее тело, — Luisenbach в переводе с немецкого — «ручей Лизы»). Но все же кажется, что здесь имеет место склонность автора к возвеличиванию поступков своего обожаемого героя. Хотя и убрав выдумки Басинского, не станешь спорить, что перформанс барышне удался.
Если с отношением к Лизе всё ясно, то есть ли дело автору до проблемы положения женщины в обществе — вопрос открытый. В самом начале книги — посвящение: «Памяти русского феминизма». Такая формулировка предполагает, что адресат ушел в мир иной. Получается, что феминизм как направление при жизни Дьяконовой только делал первые шаги (хотя сама Лиза «была уже стихийной внутренней феминисткой»). А сейчас он уже почил? Откуда тогда «современная феминистка», которая «в нескольких словах объяснила бы ей, в чем суть ее „глупой“ проблемы». Но не будем ловить писателя на противоречиях.
журнал "Звезда", 2018, №4
Фролова Елена
В книгоиздательстве принято ставить следующий год на книгах, изданных в конце года, это нормальная практика, необходимая по нескольким причинам.
Классные иллюстрации! Будто сама вернулась в детство и листаю журнал "Мурзилка". Мне кажется, так и должно быть в познавательных книгах для детей: давать новые знания тоже можно с юмором, так информация даже легче усваивается!
Звезда, 2017, №10.
Человеку, далекому от восточной культуры, название новой книги Владимира Медведева ни о чем не говорит. Только те, кто хорошо знаком с главным иранским эпосом «Шахнаме» Фирдоуси, узнают один из сюжетов, повествующий о правителе Заххоке (или Зохаке), отцеубийце и тиране. У Заххока выросли из плеч змеи, которых ежедневно нужно было кормить человеческими мозгами, — удивительно точная метафора для деспотичного держателя власти. Бывший райкомовец Зухуршо в неразберихе...
Человеку, далекому от восточной культуры, название новой книги Владимира Медведева ни о чем не говорит. Только те, кто хорошо знаком с главным иранским эпосом «Шахнаме» Фирдоуси, узнают один из сюжетов, повествующий о правителе Заххоке (или Зохаке), отцеубийце и тиране. У Заххока выросли из плеч змеи, которых ежедневно нужно было кормить человеческими мозгами, — удивительно точная метафора для деспотичного держателя власти. Бывший райкомовец Зухуршо в неразберихе гражданской войны пробился к верхушке и теперь влияет на судьбу каждого жителя самого далекого кишлака. Так как сам он явно не дотягивает до эпического героя, ему необходим искусственно создаваемый образ — для устрашения. С этой целью он носит на плечах удава — надевает его для особо важных случаев, как парадный мундир.
Несмотря на прямую связь с названием, Зухуршо нельзя назвать главным героем. Роман Медведева — пример стройной полифонии, причем голоса главного тирана в этом хоре нет. Персонажи поочередно рассказывают о происходящем со своей точки зрения, вступая в тот момент, когда именно рядом с ними развиваются сюжетообразующие события. Каждый из них обладает своим голосом, который был бы узнаваем, даже если главы не назывались бы именами рассказчиков. Один говорит о том, как по наущению деревенского сумасшедшего натер свой орган жгучей травой, а другой — о том, что «вещественность субстанции достигала максимального предела и, тем не менее, ее плотность многократно возрастала в центральной зоне». Среди голосов только один женский — Зарины, дочери русской учительницы и таджикского врача. Видимо, только ей позволительно рассуждать и высказывать мнение, в отличие от других женщин, скованных восточной традицией.
Поскольку судьбы персонажей переплетаются (даже если они не знакомы лично), их можно рассматривать в различных комбинациях: как близких друг другу по духу, противостоящих или противопоставленных только внешне. Последний пример — о кажущихся антиподами Андрее и Давроне. Никакого столкновения между ними нет, один спасает другого, а тот позже отвечает благодарностью, они даже связаны одной целью — спасти Зарину. Но брат Зарины Андрей вспыльчив, живет эмоциями, не замечая времени. Даврон, испытывающий к полурусской девушке некие чувства, всегда контролирует и себя, и все происходящее. В том числе время, которое отмечает с точностью до секунды. Другая пара — заявленный герой Зухуршо и действительно сильная личность, подлинный эпический герой, вор в законе и единственная реальная власть — дед Сангаг. Такими соотношениями можно развлекаться долго: как в математической задаче на нахождение возможного числа сочетаний энного количества предметов.
Объединяющее начало — тесное вплетение мифа в реальность. Такое свойственно произведениям с национальным колоритом (например, с совсем другим, северным — у Григоренко в «Мебет» и «Ильгет» или, напротив, очень схожим, тоже отсылающим к «Шахнаме» — у Орхана Памука). Миф не опровергается и не объясняется, он просто существует в жизни — это характерная черта мифологического сознания. У деревенских жителей вроде Карима Тыквы (который советуется с умершим дедом, видит знаки) или ветеринара Джоруба (который постоянно принимает приплод, но никак не может обзавестись собственным потомством) оно сильнее, но в той или иной степени находит отражение в каждом герое книги. «Испокон веков мы выживали единственно потому, что придерживались дедовских заветов» — таков постулат этих людей. Даже наиболее образованный человек живет с этим: что как не особый менталитет заставляет успешного ученого, доросшего до статуса профессора, бросить карьеру, жену и отправиться в глубинку, чтобы стать эшоном[1]? Сам герой объясняет это просто: такова была воля отца, да и как можно оставить народ без единственного представителя религии! Самый необычный миф — у военного Даврона. Каждые три года кто-либо из близких ему людей умирает — попадает под разряд. Позже Даврон выясняет: дело не в нем. Но новое объяснение не менее мифологично и даже более близко сознанию древнему: оно отходит от индивидуального и основывается на всеобщей гармонии.
Однако главный миф, выстраивающий единство романного сюжета, все-таки связан с героем с обложки. Образ Заххока (и подражающего ему Зухуршо) — есть воплощение зла. В книге добро, конечно, одерживает верх, зло повержено. Но Медведев пишет книгу не ради финальной точки. А скорее, чтобы показать, сколько ущерба способно нанести зло, пока оно катится, как большой каменный шар, удирая от всесильного добра, давя и разбивая все на своем пути.
Не знаете, что почитать?