Получил большое удовольствие, "активно познакомившись" с тактическим искусством ряда ведущих "сверхсовременных" гроссмейстеров: Каруана, Аронян и т. д., а также кое-кого из классиков. Восполнил пробелы.
В целом, приятные диаграммы - можно решать прямо с них.
Побочные решения встречаются (а как совсем без этого? - шахматы сложны!), но довольно редко. Отмечу №67, где Иванчук на 2-м ходу мог сыграть гораздо логичнее, спокойнее и в сущности - проще.
Если вдруг нашли...
Имел счастье как-то побеседовать в камерном кругу с 10-м чемпионом мира Борисом Спасским; я попросил его назвать "самых-самых" - наиболее ярких интеллектуалов мира шахмат среди современников Бориса Васильевича. Были названы имена чемпионов мира: от Ботвинника до Петросяна, при этом Спасский особо выделил Таля: "Светлая личность!"
Петросян в одном из интервью включил Таля в число трёх (!) самых восхитительных деятелей шахмат всех времён...
Прямая речь Таля бесценна. Этот...
Несмотря на чудные блага компьютерной проверки, "кафейный стиль" Тартаковера (таким прямиком выражались современники и не только) придётся не всем по душе. Эта книга не для совершенствующихся в позиционной игре, а для любителей великой истории королевской игры, её важнейших, самых идейных страниц. Гроссмейстер Тартаковер - нет ни малейших сомнений - величайшее перо шахматных веков: Сосонко, Флор, Дамский... - все далеко-далеко позади и малые дети.
Проверенная временем книга по миттельшпильной тактике для любителей средней силы и ниже.
Великий игрок и теоретик останавливается на самых памятных тактических фрагментах своего полувекового творчества; славные примеры и очень солидная их классификация.
Раздел о миттельшпиле - главная часть учебника Тарраша. Но вообще-то "Шахматы" (таково авторское название) заслуживают переиздания целиком, ибо это последний и один из лучших трудов бессмертного маэстро.
Оформление - хорошее.
Профессиональная шахматная доска из картона. Длина клетки - 4.1 см. (т. е. для небольших фигур).
Прочная (чтобы испортить - "надо постараться"), цвета приятные - позитивные (см. изображение - доска именно такая). Без бликов. Подойдёт для многих фигур: от пластиковых белых до умеренно жёлтых, деревянных.
"Международные правила..." - на обороте.
Из минусов нужно выделить однообразный рисунок на белом поле.
И спрашивается: где доски иных размеров?
Уровень подготовки читателя: кроме начинающих.
Этюды исключительно приближены к практической партии!
Все - умеренной сложности, не бойтесь. Книгу можно и нужно использовать для "работы над эндшпилем".
Автор - бессмертный классик жанра и весьма известный в своё время мастер, успешный участник ряда международных турниров.
Оформление: у меня чёрная ладья по счастью "пропечаталась", а вот в двух других книгах этого издательства... Интересно, беспокоят ли "дом"...
Уровень подготовки читателя: кроме начинающих.
"Курс шахматных лекций" - вероятно, лучший учебник 5-го чемпиона мира; в нашей стране (великой шахматной державе) он всегда пользовался особой популярностью.
Эйве в первый (и, увы, последний) раз активно прибегает к обобщениям; подборка партий и окончаний - чудесная.
Шахматисты по крайней мере до 1-го разряда включительно найдут для себя немало поучительного и занимательного.
А вот оформление... бездарное: диаграммы, запись ходов -...
Требуемая квалификация читателя - либеральная: от 2-го разряда.
Из минусов:
Недостаёт суждений общего характера (за это Эйве критиковал ещё Алехин), партии неравноценные (есть сущие шедевры, например - Фишера, а есть - уже давно забытые) и их маловато, комментарии слишком сухие и нуждаются в сокращении.
Большой (почти критический) недостаток - оформление: запись ходов неудачная - взятие, например, прописывается (в нарушение многовековой традиции!) знаком "х".
Но аналитически книга...
Наконец у нас вышла серьёзная монография о творческом наследии Пильсбери - чуть ли не единственного великого шахматиста прошлого, который до того пребывал - по необъяснимой причине - без посвященного ему большого труда на русском языке. (Отметим и недавно вышедший большой труд о Цукерторте.)
О достоинствах работы Мансурова можно говорить довольно долго, постараюсь кратко сказать главное: приведено около сотни подробно прокомментированных избранных партий американского гения - охвачено...
Да, воистину Ласло Полгар претендует на гордое звание "самого успешного тренера в истории". С ним конкурируют разве что великий Андерсен, Марк Дворецкий, 6-й чемпион мира Михаил Ботвинник и... старшая дочь Жужа.
Да - доска, фигуры практически не нужны (даже начинающим), благо качество диаграмм - весьма хорошее...
Пара слов о минусах: слишком много двухходовок из мира композиции. Это поэзия, а изучающий страждет прозы.
Недостаёт комментариев к партиям-миниатюрам.
Всё-таки эта...
Эта уникальная книга должна быть в библиотечке каждого любителя шахмат!
Несмотря на отсутствие у него ряда данных (особенно - по олимпиадам: среди "пострадавших" отметим Алехина и Рубинштейна), отдельные неточности, неловкие суждения "по мелочам", главная цель автором достигнута - шахматисты разных эпох наконец-то получили справедливое сравнение друг с другом: псевдоматематическая дискриминация игроков прошлого (о которой с возмущением говорит, например, в своей книге...
Книга перегружена дебютными и иными явно лишними вариантами. Как источник дополнительной аналитики по творчеству Фишера (для кандидатов в мастера и выше) - да, ценна. Как нечто для радости и совершенствования - едва ли.
Среди авторов нет гроссмейстеров... Двое - это полноценные международные мастера, один из которых - двукратный чемпион Италии... и им помогал действующий чемпион мира - ЭВМ. Но для серьёзной книги - тем более о величайшем шахматисте после окончания второй мировой - этого...
Уровень подготовки читателя должен быть серьёзным - не ниже крепкого 1-го разряда. Впрочем, многих могут заинтересовать и объёмные, литературно яркие воспоминания гроссмейстера - остроумнейшего нонконформиста, обладающего редким талантом глядеть на окружающие бури "со стороны".
Стиль игры выдающегося датчанина специфический: темпераментный, экспериментальный, но ни у кого не может не вызывать симпатии ларсеновское отрицательное отношение к шаблону.
Поклонников Нимцовича (он оказал...
Требуемая квалификация читателя либеральная - не ниже хорошего 2-го разряда.
Рубинштейн - одна из крупнейших фигур во всей истории шахмат (№8 по версии донецкого математика А. Иванова); великий (или даже величайший) стратег. Его избранные партии давно признаны образцовым применением теории Стейница (ещё Ласкером). Достижения Рубинштейна тем удивительнее, что познакомился он с шахматами, прямо скажем, очень и очень поздно (по Рети - вообще... в 18 лет). Автор сборника - известный мастер,...
Квалификация читателя - не ниже слабого 1-го разряда.
Оформление хорошее, но в данном случае (т. к. используется жирный шрифт) пустая строка, отделяющая ходы в партии от комментария не очень уместна.
Прекрасный слог - выше разве что Тартаковер.
Исключительно утончённые и важные психологические портреты ведущих маэстро!
Если Вы поклонник руководств Нимцовича или любитель шахматной истории (то было особенно прекрасное, идейное время) - обязательно познакомьтесь! Посмотрите хотя бы некоторые...
Уровень подготовки читателя: кроме начинающих и шахматистов низшего разряда.
Книга-прорыв (заполняющая важный пробел в шахматной литературе) увидела свет и на русском языке!
Цукерторт - вероятно, одна из самых недооценённых фигур в истории королевской игры: его шедевры представлены в знаменитых трудах Ласкера, Рети, Романовского и т.д., сотворённый им совместно с мастером Дюфренем учебник стал важной вехой в истории шахматной литературы, но говорить и писать о великом маэстро почему-то не...
Уровень зрелости читателя - 1900 эло (крепкий первый разряд) и выше.
Обращаю внимание на неплохие шрифты, хорошую по скромным сегодняшним меркам запись ходов (используется длинное тире, а не дефис; взятие - нормальным знаком ":").
Субъективный нюанс: в своё время рассматривал одну блестящую партию Геллера и мне довелось найти некую неточность в комментариях этого могучего аналитика - хочется отметить работу редактора: она, эта неточность, в книге отмечена! Впрочем, число найденных...
Поистине абсолютная классика. Журнал по форме - книга по сути.
Затронуты далеко не только шахматные события в мире и в России 1876-1877 годов, но и: даны курс дебютов, курс окончаний, отражена история шахматных состязаний с момента проведения первого международного турнира (т. е. с 1851 г.), приведено множество прокомментированных избранных партий (особенно 1870-х годов, в т. ч. прокомментированных Стейницем и Цукертортом), более 150 тщательно отобранных задач и многое-многое другое, например:...
Главная книга о нашем легендарном маэстро - по всем серьёзным подсчётам рейтинга с и л ь н е й ш е м шахматисте Европы 1-ой половины XIX века, авторе как минимум трёх партий-шедевров (абсолютный рекорд эпохи) и 1-го русского шахматного учебника, крупном составителе задач, создателе изящных, полных доброго юмора литературных рассказов на шахматную тему... Петров продемонстрировал уникальное творческое долголетие, отличался редким комбинационным дарованием, выдающейся игрой в эндшпиле,...
Не знаете, что почитать?
