Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Ксенофоб | +10 |
Сыщик Бреннер | +2 |
Сам себе властелин. Наследник для Калькуары | 0 |
Чу, где-то мимо пробегал Белянин.
Или мне это показалось?
С другой стороны, даже если он и пробегал, то как раз таки мимо, и уже убежал, оставив только после себя лишь неуловимую эманацию своего творчества и нотки юмора.
Все же, не о нем речь.
Сам Себе Властелин - прекрасный образчик иронического фэнтези. Можно сказать, эталон жанра, вмещающий в себе как фэнтезийно-магические приключения, так и искрометный юмор, завязанный на проблемах из нашего с вами мира и их возможных...
Или мне это показалось?
С другой стороны, даже если он и пробегал, то как раз таки мимо, и уже убежал, оставив только после себя лишь неуловимую эманацию своего творчества и нотки юмора.
Все же, не о нем речь.
Сам Себе Властелин - прекрасный образчик иронического фэнтези. Можно сказать, эталон жанра, вмещающий в себе как фэнтезийно-магические приключения, так и искрометный юмор, завязанный на проблемах из нашего с вами мира и их возможных решений.
Смешно - да.
Приятно читается - да.
Хорошо написано - несомненно. Блин, народ, вы че, это ж Котобус!
А вот интересно ли? Хмм, а вот это очень хороший вопрос. Я бы сказал, риторический, но давайте по порядку.
Самый обычный серый человечек из самого обычного нашего серого мира с серыми проблемами и серым же бытием оказывается не абы кем, а Наследником Великой Темной империи со всем ему причитающимся: замком, мантией и злостными Светлыми врагами. Ну и магией. И мумией. И скелетами с орками, да с обязательной дворянкой невероятной красоты, ума и фигуристости. Ну и понеслось. Никакой лишней информации, долгого введения, история мчится с места в карьер, все как я люблю, а дальше... а все, дальше некуда.
Примерно где-то здесь возникает первая проблема данного романа (и главное отличие от Белянина) - у него нет истории как таковой, нет сюжета. У героя априори нет цели или пути. Как с дорогами на Руси - есть только направление. Отстрой замок, возроди империю чтобы... чтобы отстроить замок и возродить империю. Ну герой и того, отстраивает замок, чтобы поток как-нибудь возродить империю (не зря в цикле 5 книг).
Но.
Направление есть? Есть. Герой по нему идет? Да. По пути с героем и его соратниками происходят небольшие забавные ситуации, наполенные фирменными авторским юмором? Да, да и еще раз да. Каждая такая маленькая история - чуть ли не шедевр. Но это маленькие истории, не обрамленные рамочкой сюжета. Ну вот нет арки и конфликта в романе, ну нету его у главного геро... ах, да, главный герой.
Два слова - Марти Сью. Все умею, все могу, просто потому что либо окружающие полнейшие клинические идиоты, либо потому что умный, красивый, находчивый и все его любят, потому что он умный, красивый, находчивый и его все остальные его любят. В романе нет ни одной ситуации, где главному герою нужно приложить усилия или сноровку, чтобы что-то сделать.
Примеры:
Надо выучить магию - да раз плюнуть, он же Избранный, у него все и так выходит с первого раза. Университеты магии, долгие года обучения, мир, в котором колдовать могут только после многих лет практики и подготовки? Пфф.
Надо отстроить замок? Вот, батенька, бесконечная куча денег и рабочая бригада. Все будет в лучшем виде.
Надо побороть рыцаря, который напал? Вот тебе, батенька, волшебный меч, который сам за тебя всю работу сделает. Просто так. Без последствий. Без цены. Да, конечно же главный герой победил, могло быть иначе?
А еще я упоминал, что мы ничего не знаем про главного героя, кто он, откуда он, как и чем он жил до начала романа, отчего он и в магии мастак, и командовать умеет, и готовит как заправский Гордон Рамзи Мценского уезда? Нет? Ну, теперь упомянул.
(И зачем я выше написал, что обойдусь только словами "Марти Сью", если написал про это хренову кучу абзацев?)
Является ли отсутствие сюжета и пустой герой абсолютным грехом? Да нет, потому что прочитан роман залпом, каюсь. От текста получил несравнимое и неизгладимое удовольствие - все же, автор мастер своего дела, может красиво и грамотно с технической точки зрения работать с эмоциями читателя. Вести его хвостиком за своим воображением.
Да и тема, можно сказать, витала в воздухе долгие десятилетия, а нормального и качественного воплощения "правильного" Темного Властелина, мне не встречалось.
А это все дорогого стоит.
Вердикт: 9 Темных Властелинов из 10. Чтоб им темно было.
Удачи!
PS: "Какая сволочь сперла мою наследную подушечку?" - Не я, честно!; "Какая сволочь приручила птиц вместо коней?" - и это тоже не я, я бы рептилий приручил; "Вот бы найти эту сволочь и тоже заставить работать." - не надо, я больше так не буду-у-у-у!
Помнится, рецензию на первый роман из цикла о доблестном сыщике Бреннере я начал со слов, что «мне зашло». «Не «понравилось», не «не понравилось», а именно зашло. Особых каких-то чувств, переживаний, или же затягивания в новый, неизведанный и интересный мир не было, но и от скуки я не помирал, а иногда и даже совсем наоборот.» И когда я сел за написание рецензии на «Ксенофоба» я понял, что, в принципе, можно просто использовать копипасту – книга все так же «зашла», не более.
Хорошо ли это?...
Хорошо ли это? Учитывая, что это прямое продолжение – то да, отлично, автор держит планку, стабильно удерживая читателя за чтением своего хорошего произведения.
С другой стороны, сколько времени прошло с прошлой книги? Неужто автор ни на йоту не изменился, не вырос над собой, не отточил свои навыки? Ну… и да, и нет. Что-то стало лучше, что-то хуже, а потому в среднем все-равно наш калькулятор в голове выдает сакральную фразу «зашло». Но обо всем по порядку.
И да, будут спойлеры, без которых почти невозможно рассказать об этом романе.
Начнем с того, что же у автора получилось улучшить.
Баланс произведения уже в разы лучше, по сравнению с первой книгой серии. На этот раз автор твердо ведет нас по закоулкам своего воображения, подкидывая необходимую информацию в точно отмеренной дозировке, потчуя и красочными описаниями и забористым экшоном, нет никаких перекосов в смешивании жанров, резких переходов и тому подобное. Нет ощущения американских горок, в которых ритм и скорость сменяли друг друга в бешенном водовороте событий. За это – однозначный плюс «Ксенофобу.»
Язык повествования стал более интересный, плавный, можно сказать, обширный. Конечно, такое впечатление складывается благодаря выверенному и стабильному балансу, но и даже в отрыве от этого описания стали красочнее, сочнее, диалоги интереснее и разнообразнее, а персонажи, и в том числе город, выпуклее и живее.
И кстати о городе, да и о мире в целом – автор, как и в первый раз, не стал прописывать географическую карту выдуманного им мира, ограничившись лишь одним единственным городом, и, опять же, не прогадал. Да, с одной стороны, нам, как читателям, хотелось бы увидеть колоритные города других стран, их жизнь и быт в этом довольно необычном мире электро-панка (или что там вообще в книге происходит?), но с другой стороны это убило бы книгу ненужной политикой и географией. В первой книге город представлял из себя лишь пару локаций на пути главного героя, теперь же Город представляет из себя действительно цельную структуру, живущую своей жизнью, обросший достопримечательностями и интересными местами.
Экшен. Как я и говорил, заборист, интересен и завлекателен – этого плюса у романа не отнять, но…
Но вот на фоне сюжета это играет хорошо. Прям экшен на уровне голливудского блокбастера, на экране все эти машины с пушками, роботы, инопланетяне, взрывы, ба-бахи смотрелись бы отменно, да и в книге они смотрятся не плохо, но вот… перебор, как по мне. Особенно, если мы говорим о серии про Бреннера.
И да, это уже пошли, так сказать, условные минусы романа.
В рецензии на первый роман я уже говорил, что когда мы читаем название «Сыщик Бреннер», мы уже на подсознательном уровне предполагаем, что это будет детектив. Хороший, плохой, фантастический, но детектив. И добрая половина первой книги действительно была детективом, пока резко не скатилась во вторую, экшонную часть, обрубив детективные линии грубо наточенным тесаком.
Казалось бы, вторая книга серии про детектива тоже должна быть детективной, хотя бы отчасти… но нет, это чистой оды боевик. Да, у нас есть некая загадка в начале, которую герой раскроет в конце, но самого детектива в сюжете нет. Нет расследования как такового. У нас есть боевик, в котором главный герой бьет морды, взрывает все вокруг, переходя от одной локации в другую. И это и есть все расследование.
И тут мы плавно переходим к главному герою, прославленному частному детективу Бреннеру и… и все становится плохо. В первой книге это был обычный фронтовик бывший полицейский, знающий свое дело, но волею судьбы заброшенный в непростую ситуацию с разборками с инопланетянами. Так вот, теперь он мега-супер-пупер-солдат с кучей сверхспособностей, с которыми он начинает книгу, и с которые потом по пути его наградят все остальные. Он просто превратился в неубиваемую машину смерти и разрушения. А, да, а еще на него вешается каждая особь (именно ОСОБЬ) женского пола в романе. Вот каждая. Чуете? Марти-Сью, лежащим на рояле в кустах, запахло. А почему это плохо? Потому что мы перестает сопереживать герою, бояться за него. И это особенно проблема, когда героем, как бомбой пуляют в космос, но мы то уже понимаем – мнэ, выживет, куда денется. И так с каждой экшен сценой – как бы хороша она ни была, нам пофиг на опасность, ибо она для героя минимальна априори, пропадают эмоции.
И да, космос. Субъективно, но мне не понравилось, что автор решил добавить этот момент с космическим флотом на орбите земли. Раньше были параллельные измерения, попасть в которые можно было только через порталы, теперь же это просто далекая-далекая планета. И это портит всю стройную логику и мотивацию главгадов. Если раньше они злились, что без портала они изолированы от других миров, то о какой изоляции может идти речь, если от одного мира до другого год полета на звездолетах. И это не говоря еще о подготовке и постройке этих самых звездолетов.
В общем… Мне зашло. Да, я повторяюсь, но сделав одни аспекты своего произведения лучше, и запоров другие, автор все равно стабильно вышел к тому же результату.
Но на этот раз, алиллуя, в книге действительно есть логическая концовка. Не для истории в целом, продолжение следует, на что я очень надеюсь, но в рамках этой книги – все заканчивается на жирной и твердой точке.
Что мы получаем в итоге? Довольно оригинальную, интересную, но специфическую историю о храбром, харизматичном сыщике в интересном окружении, фантдопом и спорным, но все же интересным сюжетом. 7 из 10, и вполне заслуженно.
Начать хотелось бы с чистой субъективщины и вкусовщины – мне зашло. Не «понравилось», не «не понравилось», а именно зашло. Особых каких-то чувств, переживаний, или же затягивания в новый, неизведанный и интересный мир не было, но и от скуки я не помирал, а иногда и даже совсем наоборот. Я долго пытался подобрать слова, которые у меня ассоциировались с эмоциями от прочтения книги. И «Мне зашло», как мне кажется, подходи лучше всего. Потому что произведение именно заходит, вгрызается, почти с...
Ну а теперь пойдем по порядку. Дальше пойдут дикие спойлеры.
И начать (а точнее продолжить) нужно с языка. Так сказать, осмотреть поверхность того невспаханного поля, которое нас ожидает. Иногда было трудно - очень сильно сбит баланс описания и действия. То прописывается все, вплоть до пуговички на одежде второстепенного героя (где, вроде как, и не надо), а иногда все несется галопом, и все самое вкусное и аппетитное просто выкидывается из повествования, мол, не важно, да и не на что там смотреть. А там есть на что, уж поверьте. И нет, чтобы такие скачки были обусловлены сюжетом, разнонаправленностью глав и тд и тп, но нет, в большинстве случаев писателя бросает из крайности в крайность, от чего читателю становится слегка не по себе, он сбивается с мысли, и читать становится… ну, не критично, но трудновато. Формально, книга представляет из себя американские горки. То есть бесконечная рельсовая дорога, по которой катит нашего главного героя (а с ним и читателя), занося на виражах, переворачивая вверх тормашками, не снижая темпа, не останавливаясь вплоть до конца. Хорошо ли это? Да, в какой-то степени это даже прекрасно. Если бы не одно НО: название, как и добрая первая половина книги, намекают нам о детективе. То есть о хорошей истории с расследованием странных убийств. «Сыщик Бреннер». Что предполагает читатель? Детектив. Что получает? Вот тут-то и оно.
И, не спеша, мы плавненько копнули грунту и докопались до сюжета. Он здесь хорош. Да, логические дыры, мотивация местами хромает, персонажи делают что-то только потому что автор так захотел (о персонажах потом отдельно скажем), постоянные рояли из машины – но за ним наблюдать интересно, за тем, как развивается та или иная линия, куда ведет нас детективная составляющая первой части романа, как она перекликается с вымышленным миром и его устройством… А потом на это все забивается больших таких размеров «механический страус», вагонетка повествования ускоряется до первой космической и просто несет в пучину экшона с железными человеками, инопланетянами и избранными мальчиками. Да, во второй части романа все не так страшно, как может показаться, но на фоне идеально выверенной первой половины – ну ёпрст, зачем, все же так хорошо начиналось?
Так ведь ложку дегтя в этот коктейль еще и добавляет то, что сюжет не заканчивается. Он в прямом смысле этого слова обрубается тесаком по имени «Собор». Да, последние пара-тройка глав – это тот самый рояль в кустах, который возникает абсолютно из ниоткуда, появляется главный серый кардинал, на которого не было ни одного малюсенького намека. И про этот «Собор» узнается совершенно случайно, и своим появлением он рубит сразу четыре(!) сюжетные линии, только бы лишь закрыть одну маленькую, которая потерялась в сюжете сразу после первой главы. И что стало с тем или иным персонажем?
Не, ну так не интересно. Концовка смазывает ну абсолютно все впечатление от довольно неплохого, действительно развлекательного романа.
Ладно, вонзим нашу лопату глубже, в персонажей.
Есть главный герой – частный детектив. Броско, стильно, интересно – не персонаж, а сразу карт бланш из идеального выбора черт и характера. Есть его «мотивация» - две близняшки. Слегка картонные, местами бесполезные, но интересно и живо обыгрываемые. Есть картонный глав-гад, роль которого перетекает от одного персонажа к другому, но, в принципе, не меняя почти ничего – «Тебе не понять всех замыслов этого плана», а потом в конце все-равно все рассказывают нашему Сыщику всю подноготную. Ну и есть инопланетяне, к которым нет претензий только потому, что про них почти ничего и не говорится – эдакая НЕХ, которая держалась в секрете и ее просто не понять. И куча других персонажей разной степени картонности, которые были введены в сюжет, которым была дана своя подсюжетная линия и роль, но которые так и не сыграли полностью. Они появились, описались, представились, объяснились, заинтересовали и… исчезли. И вот думай гадай, а для чего, куда и почему? Да, маленькие роли, навроде подачи нам сюжета и предысторий, а так же подгона всяких ништячков главному герою. Но где весь тот потенциал, который они в себе таят? Ммм?
Еще глубже! Вонзаемся, вгрызаемся! И вот нам предстает мир, земной, альтернативный, эдакий электропанк с налетом нуара. Мир довольно органичен и правдоподобен в своей сферичности. У нас есть лишь небольшой город из довольно большой империи и… и все. Нам, как читателям, не дают абсолютно никакой информации, что же творится там, за пределами города, в других странах. Так, крупицы.
«Не верю!» - кричит нам скелет Станиславского, который мы сейчас с вами откопали, а потому закапаем-ка мы его обратно, чтобы больше не тревожить.
Что мы получаем в итоге? Довольно спорную, оригинальную, интересную, но специфическую и не оконченную историю о храбром, харизматичном сыщике в интересном окружении, фантдопом и не плохим сюжетом. Пока, когда нет окончательной завершенности, могу поставить лишь 7 из 10. Уж очень много дыр в вашем полотне, да сорняков на поле.
Как говорится: копай от забора и до обеда. А обед еще ох как не скоро.
Не знаете, что почитать?