Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Дурни вавилонские | +6 |
Лунный Зверь | +6 |
Заклятье зверя | +3 |
Эльфийский посох | +2 |
Коготь Дракона | +2 |
«Эльфийский Посох» - это повествование о том, как эльфийский лорд Даагон ищет своего сына, который является одновременно и гибелью, и спасением всего эльфийского народа. Рожденный в ночь Двух Лун, сын Даагона является первым корнем Древа Смерти, а также потомственным и чуть ли не единственным из уцелевших (помимо самого лорда) носителей светлого пламени Галлеана. Естественно, памятуя о неважных взаимоотношениях Галлеана и Солониэли, впоследствии обратившейся богиней смерти, несложно догадаться,...
Надо отметить, что в том виде, в котором все это передано Натальей Метелевой, история на порядок привлекательнее, чем в столь вольном пересказе. На страницах книги царит совершенно непередаваемая атмосфера: наконец-то та мрачная и прекрасная готика, о которой было заявлено еще в самом начале серии, дала о себе знать еще раз. Наконец-то вновь ощутился терпкий привкус темного фентези: переплетение правды и лжи до практически полного взаимопроникновения, танго личных мотивов и противоречивых стремлений, метания, саспенс и осознание каждым из персонажей всей полноты ответственности за принимаемые ими решения. При этом книга практически избавлена от столь свойственных фентези пафоса и циничного раздувания мухи до размеров слона. На «Эльфийском посохе» можно в достаточной мере прочувствовать диалектику отношений макрокосма и микрокосма – стремлений отдельно взятой личности против нечеловеческой силы, страшной равнодействующей, рожденной желаниями окружающего мира. Впрочем, не обращайте внимания: пафос в рецензии лишь компенсирует его целомудренную умеренность в книге.
Что тоже является редкостью, особенно для проектной литературы, в Эльфийском Посохе найден не идеальный, но крайне удачный баланс между внутренним и внешним действием, благодаря чему история не делится поровну на беготню, резню и рефлексию, а развивается равномерно. Динамика боевых действий соседствует с сильной внутренней напряженностью, и столь же удачно автор разряжает обстановку, при этом не давая читателю «соскочить» и забыть, зачем же собрались вместе все эти персонажи.
Персонажи, к слову, тоже получились неожиданно удачными, чего лично я уже привыкла не ждать от фентези. Вполне адекватные, мыслящие, взвешивающие решения – а иногда и безрассудно себя ведущие, центральные персонажи все словно живые и осознают свою ответственность не только за судьбу своего народа, но и за судьбу книги, на страницах которой они заключены. Даром что придуманные. Даром что эльфы. Такие вполне могли бы существовать и в нашей с вами реальности. Говорят вполне правильные и дельные вещи, но иногда и остры на язык. Наталья Метелева смогла сделать речь своих героев такой, что диалоги не превращаются в бугагашечки и неуместные ляпы то там, то тут, но ирония и сарказм чувствуются отлично. Было довольно приятно читать диалоги между персонажами, которые могут адекватно разговаривать по делу, не разливаясь трепом на долгие страницы и не рассказывая друг другу очевидных для всех вещей.
Подводя итог, могу сказать следующее: история не развлекательная, не самая легкая, но чертовски увлекательная. Выстроено повествование таким образом, что интерес удерживается от начала и до конца благодаря тому, как удачно найден баланс между внешней и внутренней динамикой. Отлично до самых финальных нот держится интрига. Отличные, живые персонажи. Отлично переданная атмосфера. В конце концов, отличный язык. Все это формирует весьма удачную книгу. Это к вопросу о том, есть ли книги по играм, которые можно назвать хорошими или хотя бы неплохими. Эта, определенно, хороша.
Если вам по вкусу вселенная Disciples, вам придется по вкусу и эта история. Мрачная история о том, как тяжело выбирать, верить и прощать и о том, на какие жертвы можно идти ради того, что по-настоящему дорого. Книга написана с душой и с любовью и достойна ознакомления.
На протяжение всей первой части (а роман состоит из трех частей) читатель может лицезреть в самом забавном виде процесс сбора партии. В каждой главе, один за другим, к Белгору присоединяются NPC. Неважно, кто они и что до этого делали. Словно просто бездумно слонялись по игровой карте, ожидая активации скрипта. И вот, первая сотня страниц посвящена присоединению к команде юноши-мельника, мечтающего податься в рыцари, коварного и подозрительного эльфа и девушки-провидицы. Дальше читатель...
Вся первая половина романа написана с трудом и скрипом, как будто нехотя. В ней можно встретить и такой вот тоскливый сбор партии, и множество ненастоящих эмоций, «картонных» диалогов и неправдоподобных переживаний. Лишь ближе к последним главам эта картонность сходит на «нет», и уже можно наблюдать и то, что помимо основной задуманной любовной линии пробивается и другая, куда более искренняя и, если уместно так сказать, достоверная, и куда более человеческие чувства и мысли, там же автор обнаруживает для себя несколько удачных, но все же не наотлично переданных находок, как, к примеру, совсем коротенький эпизод, как провидица во внутреннем диалоге с собой продумывает и репетирует, как и что она скажет и сделает перед тем, как свершит свою долгожданную месть. Очень грустно видеть, как двести страниц подряд автор с трудом раскочегаривается затем, чтобы только в самом конце выдать что-то сравнительно сильное и куда более увлекательное. Но и это обрывается слишком быстро, совершенно не к месту случившимся финалом.
Что еще можно сказать о романе «Коготь Дракона» для подведения итога? Он неоднозначный. Не плохой, но и не хороший. Читать его рекомендуется только поклонникам игры и людям, совершенно неискушенным в плане хорошей литературы.
Перед нами – классический такой, типичный дамский роман. В нем, как и положено, герои меняются, как-то развиваются, борются с обстоятельствами, и в результате все живут долго и счастливо. Вселенная Disciples – где-то сбоку, красоты для и антуража ради.
История больного проста. Вернер – ученик мага. Он довольно талантливый парень, но у него есть большая проблема с юношеским максимализмом: он хочет всего и сразу. Даже если для этого придется связаться с легионами проклятых, его это не остановит,...
История больного проста. Вернер – ученик мага. Он довольно талантливый парень, но у него есть большая проблема с юношеским максимализмом: он хочет всего и сразу. Даже если для этого придется связаться с легионами проклятых, его это не остановит, потому что стать самым великим магом – оно не пахнет. Учитель его придерживается совершенно другого мнения и в качестве превентивных мер, чтобы малой чего не надурил, изгоняет его из числа своих учеников и награждает заклятьем, которое будет постепенно превращать Вернера в зверя всякий раз, когда тот кого-нибудь убьет.
В своих скитаниях Вернер встречается с девушкой Ивонной. Сразу же он напрочь забывает о том, что хотел стать величайшим магом, и тряпкоморфирует. Ивонна же, в свою очередь, быстро забывает о том, что другому отдана и быть должна ему верна. А «другой», меж тем, не кто иной как племянник будущего Великого Инквизитора. То есть, изменять ему можно, но с опаской.
И вот, в праздных шатаниях из точки А в точку Б, Вернер всячески терзается тем, надо ли ему (и если надо, то как?) защищать Ивонну от опасностей окружающего мира. Ведь каждый раз, когда он кого-нибудь убивает, какая-нибудь часть его туловища покрывается густой волчьей шерстью. Таким вот образом, слово за слово, Вернер тихо морщит злопыхателей, попутно обретая всю нижнюю половину туловища, а после – и верхнюю, до шеи, волчью. При этом всем он невозбранно гуляет по лагерю перед союзниками и даже перед инквизицией, держась вертикально и мучаясь тем, что обувь не налезает на ноги и что кто-нибудь увидит у него такой незаметный волчий хвост. Попутно рефлексирует на тему «знатная Ивонна не полюбит такого, как я». Ивонна, в свою очередь, рефлексирует на тему «Жених меня не любит, пойду налево».
Что ж… если абстрагироваться от отвратительных диалогов, отчаянных попыток автора сделать читателю красиво и общей формы подачи «wall of text», то перед нами роман о любви, выборе и преодолении препятствий. О том, как любовь способна разительно менять людей, делая их из волевых и целеустремленных личностей милыми и пушистыми домашними зверьками. И о том, как герой постоянно размышляет – бросить возлюбленную в беде или все-таки не бросить? И о том, каким препятствием в чистой и светлой любви между мужчиной и женщиной может стать внезапно приехавший муж.
Как подвести итог?
От автора, на счету которого уже имеется уже почти два десятка опубликованных романов, я ждала более серьезного подхода к работе.
Вероника Иванова отлично в книге справляется с описаниями кровавых и жестоких убийств, отлично передает атмосферу всего ужаса смерти, и поначалу я даже была обманута этим, в какой-то момент даже начав искренне верить в то, что у Стадниковой в этой серии появилась хорошо пишущая коллега. Позже наваждение как рукой сняло. Несмотря на то, что автор умеет связывать в предложении более двух слов, на одних только кровавых убийствах далеко не уехать, сколь бы они ни были сочны, жестоки и...
Прибавить к этому еще и эпический провал с композицией, когда события отсилы нескольких дней растянуты на триста страниц, из которых половина – всего лишь экспозиция, а остальное происходит резко и стремительно, как молочно-огуречный понос. Прибавить к этому еще и отсутствие идей и конфликтов… ну и в плюс ко всему прочему, очень слабо ощущается атмосфера Disciples, то есть события, подобные описанным, могли бы проходить в совершенно любом вымышленном фентезийном мире. В общем, достаточно занятное хотя бы по языку произведение по содержанию оказалось слабеньким.
Процентов на 70 «Украденный Трон» - это бег из точки А в точку Б с непрекращающимся мордобоем. На оставшиеся 30 – сопли, чтобы как-то компенсировать общую сухость. В общем, у героев всего два состояния: они либо дерутся, либо страдают. Время от времени, дабы разнообразить действие, автор устраивает показательные пятиминутки ненависти к королю Мегрену. Все это щедро присыпается пафосом, отчего психологическая достоверность происходящего с треском катится в тартарары.
"Либо дерутся, либо...
"Либо дерутся, либо страдают", - говорят мне, - "Так чего же вы хотите? Война же! Им плясать, что ли?"
Безусловно, нет. Не плясать. Но когда почти вся книга по содержанию (и по средствам выразительности) напоминает лог боя с короткими врезками, где на деревянные болванчики бойцов то и дело вешаются таблички "этот болванчик страдает", "этот болванчик опять страдает", и это чуть ли не единственное средство выражения эмоций персонажей... вся книга тонет в картонном пафосе.
Что в книге есть от игры? Есть несколько знакомых имен и несколько знакомых локаций: герои проходят через Дикие Земли Коркари, заглядывая по пути в гости к Флемет, блуждают по Глубинным Тропам и проходят через тейг Ортан, чем вызывают немалое удивление у повстречавшихся в пути гномов, посещают еще пару злачных мест… и всю дорогу несут с собой что-то, что не понять простому смертному, не играющему в игры. А именно – уникальный дар группой из трех с половиной смертельно усталых, израненных и на бровях передвигающихся человек выносить под корень значительно превосходящие по силе и численности сытые и отдохнувшие вражеские отряды. Не иначе, IDDQD.
Чего в книге нет от игры? Самого важного: атмосферы dark fantasy. Нет ощущения неоднозначности, двойного дна. Черное – однозначно черное, а белое – однозначно белое. Герои как будто и вовсе избавлены от необходимости думать о последствиях своих действий, и ни разу автор их не ставит перед действительно сложным моральным выбором, которым так изобиловала игра. Все, что есть, это, во-первых, выбор без выбора - умереть сейчас или завтра, выполнив или не выполнив приказ, и во-вторых - очередная табличка с эмоцией, под воздействием которой герои либо щадят врага, либо нет. Хотя половину отведенного под батальные сцены текстового пространства смело можно было пожертвовать в пользу разрешения хотя бы одной-двух действительно серьезных дилемм, чтобы герои выбирали дальнейший путь, точно зная, что и зачем и ради кого они делают.
В результате, хотя текст и обладает всеми необходимыми «признаками романности», он откровенно слаб. Практически вся потенциальная проблематика была принесена в жертву пафосу, эпичности и размаху во времени и географии, и вместе с нею на этом алтаре погибли эмоции и литературный язык.
Итак, это книга о... гастарбайтерах при строительстве Вавилонской башни. Я не шучу. Это серьезно. Шестеро не самых умных деревенских парней в погоне за легкими деньгами и женской лаской продаются на стройку, возводить башню, которая, как всем известно, должна будет коснуться самих небес. И тогда на вершине ее будет возведен Храм. Чтобы богам далеко ходить не надо было. От героев же шибко многого не требовалось: знай вози себе тачки с глиной туда-сюда, тут особого ума не надо. Но если бы они...
И переманивают наших дурней с одной стройки на другую, каждый раз обещая "сотни нефти". Ну да, а что? Вы думали, при Вавилоне только одна башня была? Да их там великое множество строилось! Не наша первая, не наша и последняя. Только отчего-то все предыдущие разваливались, да и у последующих судьба аналогичная. Башня разваливается, когда люди уходят из нее, а вот почему уходят - это уже следующий вопрос.
Отлично выверенная система, весьма занятные финансовые отношения, все с ненавязчивым юмором. Опять же, беззлобным - и очень-очень тонким. Вот, вроде бы, не ставит автор целью пошутить, а читатель все равно улыбается, а то и вовсе смеется. Хотя отчасти виной тому циничность нашего с вами общества: не зазорно смеяться над дураками, если речь не идет о долбаной американской политкорректности. Глупость-то у героев не по болезни, а обычная, житейская. Этакие, что называется, сказочные идиоты. Они просто стоят на низшей ступени пирамиды Маслоу: пожрать да денег. И хотя со временем они это осознают, КПД от этого озарения - что от паровоза. Чем больше они стараются стать умнее, тем дурее и дурее становятся их поступки.
Еще из занятных прослоек - вопрос поиска места, которое можно называть своим домом. Процесс постройки не только великой башни, которая тянется к небесам, но и создания места, в котором можно будет, а что главнее - захочется жить самому и поднимать семью. И если смотреть с этой точки, герои хоть ума и не набираются, а жизненные потребности у них как-то меняются. Что не может не радовать. У Далии Трускиновской очень любовное и бережное отношение к тому, что происходит на страницах ее книг, и героев своих она все-таки любит. Она не может им не помочь стать лучше. Хотя бы на уровне стремлений. Остальное - приложится.
Доколе еще в нашей дорогой фантастике будут цвести одуванчики Миров, Которые Родились в Головах Несчастных Девочек? Мир-в-Голове-Несчастной-Девочки – задумка уже, пожалуй, не менее потрепанная, чем возведение себе нерукотворного памятника каждым, кто считает себя поэтом. Но ладно еще поэты, им это жизненно необходимо: как говорится, сам себе памятник не воздвигнешь – так весь день и ходишь, как не пришей кобыле пятое колесо. Можно сказать, культурная традиция. Но девочек-то за что?..
Как...
Как завещали Олди (и пророк их, Валентинов), на первых же страницах книги для пущего читательского сочувствия производится ритуальное «отрывание ноги». Дано: Несчастная Девочка, одна штука. Дарина, лейкоз. Сильно запущенный – и это в мире на той стадии развития, когда все-таки научились излечивать рак. Ощутив внезапный приступ благотворительных настроений, компания Мастеров, которые создают виртуальные миры, совершенно безвозмездно решает, дабы скрасить последние месяцы жизни девочки, подарить оной собственный виртуальный мир, собранный по ее же эскизам. Мир собран, девочка умерла счастливой. А далее начинается Баллада о Распиле Бабла, а созданный фентезийный мир попутно начинает, подобно Моне-Лизе, «выпирать из рамки по всем осям».
Что в этой книге хорошо? Надо сказать, главным образом мне увиделась достаточно годная острая социальная пародия. Редко ли мы наталкиваемся на новости в духе «N-cкий школьник заигрался в %PC game%, у него поехал крышавчик, и он начал убивать»? Не каждый, конечно, день, но все-таки примелькалось уже. И вот, виртуальный мир, в который сунули грязные лапы алчные люди, начинает безо всякого стеснения убивать своих игроков или выводить их из состояния душевного равновесия очень и очень сильно. К слову, тут хотелось бы провести параллель с Гильермо дель Торо: что «Лабиринт Фавна», что «Приют» - оба фильма позволяли зрителю трактовать произошедшее так, как ему того захочется самому. Было ли то, что видели герои, взаправду, либо это оказалось глюком травмированного сознания. И здесь же отчасти можно сравнить и с Кингом. Достаточно серьезный плюс для «Лунного Зверя» именно в том, что он позволяет читателю в конечном итоге трактовать все на собственный вкус и самому выбрать, какой придерживаться версии. Действительно ли мир выдуманный вылез за отведенные ему рамки, либо люди настолько сильно заигрались, что в самом деле посходили с ума и уже не видят разницы между игрой и жизнью. А как же не поехать крыше, если сидишь в виртуальной реальности десятками часов напролет, не видя и не слыша ничего вокруг себя?
К сожалению, не очень хорошего в «Лунном Звере» я нашла больше. По прочтении я так и не смогла сформулировать главного конфликта всего произведения. Конфликтов в совокупности – хватает, но не вырисовывается центральный, работы на него я не увидела. Еще одно замечание примерно с того же слоя – люди из одного мира сталкиваются с миром другим, с одной стороны – чуждым им, с другой – ими же и придуманным. И именно тот факт, что Мастера создали этот мир, и в их руках находится тулкит, у них есть отладочные коды, читерские модули, то есть они в результате вполне могут влиять (и влияют же!) на происходящее… - это как будто разрушает до основ всю великолепную систему отношений макрокосма, которому чхать на желания отдельной личности, и микрокосма этой самой личности. Все-таки мир Дарины и Мастера меняются не синхронно, и влияние их друг на друга не настолько сильно. Слишком толст шов, который проходит между миром и личностью, и сшиваются два совершенно разнородных куска. В моем понимании сейчас «Лунный Зверь» - скорее четырехсотстраничная повесть, чем роман.
Обилие оголенной влажной плоти и взволнованных набухающих чресел как-то очень странно соседствует с такой очень розовой подростковой фентезюшностью. Возможно, во мне проснулось еще и какое-то нехорошее ханжество, но по сексу в книге явный перебор. С фентезюшностью же все не так просто. Некоторые «миссии» прописаны хорошо, крепко, увлекательно, другие же исполнены, можно сказать, «в худших традициях жанра»: иногда автор не удерживается и переступает ту тонкую грань, за которой архетип неизбежно преображается в стереотип. Хотя, возможно, это “as designed”.
В конце концов, последний гвоздь: не верю я в крики героев, что мир на самом-то деле НАСТОЯЩИЙ, когда в этом настоящем мире встречаются баги и дырки в текстуре, например. Сколь ни кричи «халва», во рту слаще не станет. Сколь ни кричи «мир настоящий, живой» - живее он не выглядит. Ни тот, который виртуальный, ни тот, который реальный. На всем лежит какой-то отпечаток рукотворности. Искусственности. Это меня расстроило. Даже несмотря на ловко пристроенные в нескольких местах книги «слезодавилки», персонажи эмоций практически не вызывают. Даже Несчастная Девочка. Даже брошенная и раскаивающаяся жена. Не вызывают сочувствия. Даже присосавшийся к халявной кормушке «передоросль» со своими стремлениями с нижайшей ступени пирамиды Маслова и даже типичная алчная сволочь, с параноидальным упорством убирающая всех лишних претендентов на кусочек славы и гонорара – не вызывают отторжения. Они есть, но они какие-то неживые. Хотя проблемы-то и стремления у них вполне себе человеческие, не выдуманные… хотя, возможно, это тоже “as designed”...
А может быть, дело просто в том, что я немного не тот читатель, который нужен «Лунному зверю». Ведь если посмотреть с другой стороны… и чего я разбушевалась? Неглупая книга, умный автор, вполне хороший язык. Довольно-таки симпатично закрученные события, хронологическую последовательность которых весьма интересно восстанавливать… Наверное, это просто я «слишком много кушать». Так или иначе, Игорь Вереснев – молодец. Дальше будет лучше.
Не знаете, что почитать?