Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Пробуждение Левиафана | +37 |
Игра "Мафия" (жестяная коробка) | +30 |
Восстание Персеполиса | +7 |
Схизматрица Плюс | +6 |
Пожар Сиболы | +5 |
Прямое продолжение прошлой книги, «Мы — Легион. Мы — Боб», без которой может быть не совсем понятно, что, кто и зачем. Но, кратко — бывший человек, а ныне полноценный искин помогает остаткам людей выбраться с погибающей Земли, одновременно исследуя соседние звездные системы.
В новой книге с первых же страниц становится больше всего, как самих Бобов, так и проблем, которые они решают одновременно в разных звездных системах. Как тянущихся с прошлого раза, так и новых.
Поначалу все...
В новой книге с первых же страниц становится больше всего, как самих Бобов, так и проблем, которые они решают одновременно в разных звездных системах. Как тянущихся с прошлого раза, так и новых.
Поначалу все происходит по инерции, со скоростью, взятой концовкой первой книги, а потом сюжет словно начинает буксовать на месте.
Возникает проблема в в лице фанатиков и герой вроде бы что-то делает, пытаясь ее преодолеть, но безрезультатно. Взятые за основу отношений к людям терпимость/толерантность ко всем мешают предпринять решительные меры. А люди словно специально делают все, чтобы на них безнадежно махнули рукой, с тупым остервенением пытаются окончательно похоронить себя. Пусть не все, а только часть, но ведь остальные тоже ничего не делают, чтобы избавиться от безумцев.
То экологи вылезут с желанием всех убить, то организации делают так, чтобы затруднить собственную эвакуацию — никак не согласуют очередность ее, хотя вот только что всех устраивала. И так едва ли не четверть книги.
Благо, разнообразность историй, идущих параллельно, не дает бросить книгу. Пока в одном месте речь идет о тех, кого хочется прибить, и о Бобе, пацифистское поведение которого чрезвычайно бесит, во многих других действо стабильно поддерживает к себе интерес, будь то попытки новых колонистов вписаться в местные экосистемы, и борьба с с ней, или
продолжение божьего промысла на отдельно взятой планете с отдельно взятыми туземцами.
Спасение других туземцем от геноцида могущественными чужаками и приближающаяся опасность для самого человечества от них же.
Поднимаются вопросы о вмешательстве и правильности поступков (и решение вопросов этих в некоторой степени оправдывают промедление в пресечении деятельности эко-фанатиков). О последствиях, которые в итоге предстоит исправлять.
Острее начинают проявляться нюансы в личных взаимоотношениях с людьми. С одной стороны, многие версии главного героя периодически страдают от одиночества и расстраиваются от неудачных попыток «в романтику», а с другой — в силу специфики своего существования, наличия множества своих копий, фактического бессмертия и, что скрывать, могущества, неуклонно приближающегося к божественному, чем дальше, тем сильнее он отдаляется от людей психологически. Их роли преуменьшаются, интерес к ним слабеет, особенно на фоне галактики, полной тайн и потенциальных возможностей. И кто-то из Бобов уже ушел в звездную даль и таких со временем станет только больше.
Но пока что сюжет подогревает к себе интерес в виде готовящейся войне с чужими, которую никак не избежать — она будет в третьей книге.
Дополнительно, стало меньше гиковских шуток, да и в целом, веселья поубавилось. Героям просто некогда, поток проблем не дает им передохнуть, даром, что отдых Бобам и не нужен. Это отчасти и заставляет думать, что вторая книга несколько хуже первой, хотя на самом деле это не так. Кроме провисания темпа повествования где-то в середине, история стала немного серьезнее, озвучила личностные вопросы главного героя и увеличила масштаб происходящего. В связи с чем третья книга стала ожидаться так же сильно, как в свое время и эта.
«Был человек, стал корабль» — это для понимания, о чем речь.
Повезло человечеству, что главный герой разбирается в инженерии, да и вообще в технике в целом. Даже с учетом последующего обучения в качестве подобия ИскИна.
Полный рациональных решений, вооруженный обширными знаниями, он действительно смог помочь. А будь это, скажем, художник? Наверняка он тоже нашел бы верное решение, но — много позже.
И также повезло человечеству, что главный герой не стал много рефлексировать о своей...
Повезло человечеству, что главный герой разбирается в инженерии, да и вообще в технике в целом. Даже с учетом последующего обучения в качестве подобия ИскИна.
Полный рациональных решений, вооруженный обширными знаниями, он действительно смог помочь. А будь это, скажем, художник? Наверняка он тоже нашел бы верное решение, но — много позже.
И также повезло человечеству, что главный герой не стал много рефлексировать о своей новой судьбе и своем положении. Повезло, что он оказался фанатом научной фантастики и применил некоторые решения оттуда на практике, такой же невероятной, как и те сериалы.
А было бы иначе? Будь это разум без умения фантазировать, не интровертный? Сошел бы с ума в первые годы от одиночества, и была бы у остатков человечества еще одна проблема — безумный корабль, способный на что угодно.
Так что, история удается не в последнюю очередь из-за того, что всем крупно повезло.
Чуть меньше из-за жизнерадостного настроя повествования, всегда имеющего в виду, что любую проблему можно решить, хоть в космосе, хоть на планете. Еще меньше — из-за различного рода отсылок на масскульт, поскольку в том же «Первому игроку приготовиться» их было неисчислимо больше, и выявлять самые скрытые из них было отдельным квестом. Здесь же — только «Звездный путь» в основном, и «Звездный крейсер «Галактика». И парочка других космоопер, упомянутых по одному разу. Так что, гиком главный герой не кажется, так только, находящимся в курсе.
А в самом конце списка — упрощенность. В части отсутствия многих ответов на довольно важные вопросы — как человечество ко времени пробуждения героя оказалось в том месте, где оказалось? Как они смогли дойти до такого? Почему дошли? Есть лишь общие предположения, но ни одного конкретного объяснения.
В части описания различной техники — вскользь, будто для как можно более массового читателя. В части размышлений разного рода — чаще всего они заканчиваются отсылкой на какой-нибудь сериал, либо все рассасывается само собой, внимание переходит на что-то другое. и на третье. И четвертое.
В части решения возникающих проблем — есть указывание на них, после чего производится выбор из вариантов решения. О последствиях речи нет, как нет и самих последствий.
Здесь же и простота их преодоления, какими бы они не были, будь то спасение остатков человечества, поиск пригодных для жизни миров, первый контакт с инопланетянами, стычки с враждующими кораблями. Сложности, встреченные в процессе, скорее для галочки, показать, что герой не всемогущ, а только на пути к этому.
Затем: персонажи довольно простые, у каждого своя роль, за границы которой они не выходят. То же касается и клонов главного героя, которые начинают множиться ближе ко второй половине книги. Кажется, будто они ограничены собственной функцией, согласованной в начале, и не отдаляются от нее ни на шаг. Возможно, противоречия из-за независимого развития возникнут в последующих книгах, но здесь — пока так.
И т.д.
Однако же, книга все равно хороша. Своим переводом, который показывает увлеченность автора своим произведением. Разнообразием приключений без долгого пути к ним — вот вам целая куча развлечений сразу же, а чуть дальше — еще большее их количество. Больше героев-клонов = больше приключений, ведь вся Вселенная открыта перед нами! И это здорово. Пусть их, точности в используемых научных теориях/допущениях, в разводимой философии персонажами, в глубине их самих. Книга о другом. О мечте увидеть Вселенную, узнать ее лучше, добраться до всех ее тайн. И о выпавшей возможности всего этого достигнуть.
Много где указано, что данная книга относится к жанру киберпанка так же, как, например, трилогия «Муравейника» Гибсона, тем более, что и написана примерно в то же время. На деле, конечно, все не так. И направленность книги в значительной степени иная, и вопросы задаются под другим углом, нежели в модном ныне жанре.
А дело все в попытке объяснить, что есть человек. Как сущность, при всех своих изменениях в мире далекого будущего, среди бесчисленного количества новых видов постлюдей, гибридов,...
А дело все в попытке объяснить, что есть человек. Как сущность, при всех своих изменениях в мире далекого будущего, среди бесчисленного количества новых видов постлюдей, гибридов, мутантов, инопланетян и проч. Среди самых разных объединений, корпоративных ли, государственных, идейных или просто поведенческих. «Народный Дзайбацу», «Царицын Кластер» - названия такие же необычные, как и сама их суть.
И в итоге, желание наглядно показать, что человек всегда остается собой, при всех изменениях, внутренних или внешних, затмевает все остальное, что есть в книге.
Затмевает даже окружающий мир, который является главный героем книги. Который, как котел, постоянно бурлит, кипит и изменяется. Именно к событиям в нем и метаморфозам подстраиваются персонажи основные, и второстепенные.
И конечно, то желание отодвигает совсем уж в туман такую важную для книги часть, как главный персонаж. Это не простая схема, не картонка – как, впрочем, и другие действующие лица - вполне себе живые. Проблема героя в том, что все его начинания поверхностны и, кажется, необязательны. Он едва ли не всегда плывет по течению, подстраиваясь, приспосабливаясь, уговаривая, надевая новую личину, привирая, чтобы в итоге гарантированно сбежать, когда станет некомфортно. Бросив то дело, которым он, казалось, самозабвенно занимался. Не важно, чем – дипломатией, театральной постановкой, правлением клана.
И так на протяжении книги происходит очень часто. Сменяются локации, общества, взгляды. Новые традиции и правила заставляют вести себя соответственно. Но у героя словно нет мотивации. Он здесь будто только для того, чтобы его глазами и разумом, не зацикленным ни на чем, показать, какова текущая общность изнутри.
Хочется воскликнуть: «Да угомонись уже! Твои друзья умирают ради поставленных целей, а ты все бежишь!» И он останавливается, точнее, находит цель, но только в самом конце. Когда уже нет иных слов, кроме как «Да неужели?» со значительной степенью сарказма в вопросе.
Поэтому читается книга с переменным интересом. Каждая новая локация и персонажи вызывают неподдельное любопытство, которое так до конца и не удовлетворяется, поскольку внимание героя, за которым невольно тянется и внимание читателя, смазывается, переключается на что-то новое, и так раз за разом.
Но даже с такой переменностью книга хороша. Всеми частями, в том числе теми, которые задвинуты. Потому что написано легко и ярко, с хорошей долей юмора или откровенных сцен. И перевод добротный, с матом, где это нужно, для усиления эффекта.
«Схизматрица» - та вещь, которая запомнится. Плюсами, минусами и, главное, идеей. В пестрой, почти не устаревшей по сей день обертке.
Восьмая книга цикла по счету, а все равно - не оторваться. Даже несмотря на «раскачку» в начале, когда казалось, что чтение книги происходит просто потому что нужно узнать о дальнейшей судьбе героев. Но такое чувство незаметно превратилось в стойкое, жгучее желание узнать, что произойдет дальше, в следующем эпизоде, с людьми, с фракциями, со вселенной. Масштабы и накал страстей возросли, поскольку с другой стороны границы человеческой территории наконец постучали. Т.е, на один вопрос, тянущийся...
Это является главной идеей книги. Вокруг нее выстраиваются сюжетные линии, по-прежнему охватывающие множество действующих лиц. Мы видим постаревших главных героев, почти что степенных, уверенных в выбранном пути, и изменяющих своим правилам только в самом крайнем случае, не видя других вариантов. И в этих единичных случаях они способны удивить.
Видим новых персонажей, не менее интересных. Они более молоды, а значит, характеры их претерпят множество метаморфоз, и читатели не раз поменяют к ним свое отношение. Кроме того (а без этого никак),случатся смерти, и даже среди главных героев. Неожиданные, или горько-предопределенные, они обязательно оставят свой след в душе преданного циклу читателя.
Наблюдаем изменения в геополитике, логично развивающиеся и по-прежнему многосложные. Хоть и в некоторой степени обделенные вниманием.
Книга, как новый виток приключений команды «Росинанта» удалась. В большей степени. Единственное,что по-настоящему разочаровывает здесь, так это грабли, об которые раз за разом бьется часть местных людей. Из фильма в фильм, из книги в книгу (других авторов), и вот теперь и тут: воинственные обезьяны нашли противопехотную мину, и начали бить по ней палками и скакать по ней. А когда та взорвалась, выжившие обезьяны очень сильно обиделись, громко раскричались и, найдя палки еще больше, побежали искать другие такие же мины. Отомстить, доказать - уже не важно,что, поскольку итог очевиден.
Грубая аналогия, которая, тем не менее, в достаточной степени охарактеризовывает поведение отдельных индивидуумов армейской/императорской принадлежности. И благодаря которой, собственно, и движется сюжет, как выясняется. Ведь, если разобраться, только такое ошибочное видение мира властителей самого сильного государства человечества помогло команде «Росинанта» в очередной раз перетряхнуть расстановку сил и поучаствовать в крупной космической баталии.
Но что интересно, вместо агрессии, в противовес, волю ученым также давать не стоило бы - в книге есть любопытная ветка с ответом на такую мысль. Этот момент отчасти оправдывает вышеназванные грабли. Так что может, таков и был замысел? Показать?
В любом случае, «Гнев Тиамат» был горячо ожидаем, и вполне оправдал ожидания.
Герои по-стариковски сентиментальны, может, даже сверх меры для книги, а новые персонажи еще толком не раскрылись. Вероятно, это оставлено для финала. Но за ними интересно наблюдать, как за первыми, так и за вторыми. Космос теперь не так холоден и безграничен, но все еще жесток. И уже не по-человечески. Злодеи, заслуживающие наказания, его получили, порою самым внезапным образом. Сам текст заданную планку качества выдержал. А что еще нужно ко всему этому? Разве что продолжение.
Шестая по счету книга знаменитого цикла «Пространство» оказалась проходной.
К счастью, не по качеству текста, а всего лишь сюжетно. Здесь завершается одна масштабная история, связанная с бесчинствами так называемого «Вольного флота», не так давно едва не уничтожившего Землю, и берет начало новая, предпосылки к которой, различные намеки также были ранее.
Об этом мы узнаем в самом финале, и с удовольствием поймем, что от команды «Росинанта» так просто не отстанут, а значит, проблемы...
К счастью, не по качеству текста, а всего лишь сюжетно. Здесь завершается одна масштабная история, связанная с бесчинствами так называемого «Вольного флота», не так давно едва не уничтожившего Землю, и берет начало новая, предпосылки к которой, различные намеки также были ранее.
Об этом мы узнаем в самом финале, и с удовольствием поймем, что от команды «Росинанта» так просто не отстанут, а значит, проблемы человечества они снова решат. Но прежде – во всей красе увидим противостояние Земли и экипажа самого известного корабля Солнечной системы с одной стороны и восставших астеров при поддержке почти всего Пояса – с другой.
Книга интересна в первую очередь наличием множества разных точек зрения на происходящее, буквально в каждой главе, глазами, словами и мыслями очередного участника событий с той или иной стороны конфликта. Таким образом, в тексте преобладают диалоги и рассуждения, а активных действий совсем мало, но ведь войны состоят не только из столкновений отрядов, эскадр, флотилий и прочего. Простые разговоры или принятые решения определенных людей также имеют вес.
Тем более, в данном случае все вовлечены в этот процесс, всё здесь взаимосвязано, каждый на что-то влияет своей деятельностью или отказом от этого. С ситуацией справился бы только отменный стратег, просчитывающий все варианты на много шагов вперед. И в определенный момент мы начинаем понимать, что такой человек существует. Осознаем, что все происходящее, «Вольный флот», разрушение экономики Солнечной системы, угроза голода как на планетах, так и на станциях, земляне, марсиане и астеры, пребывающие в замешательстве, и уже не понимающие, кто враг, а кто друг – все это часть долгосрочного плана.
Кроме того, книга увлекательна еще и потому, что прекрасно выписаны действующие лица и их мысли, рассуждения. Да, складывается порою ощущение, что одни персонажи, представленные в книге, совсем не нужны для развития сюжета, а другие недостаточно раскрыты; что команда Росинанта осталась неизменной, и даже пополнение экипажа новым и теперь постоянным его участником представлено как незначительный и свершившийся факт. Однако все равно, читать о старых знакомых, о том, как меняются их взгляды (у многих) приятно.
А ведь еще следует добавить сюда сложные и правдоподобные взаимоотношения внутри Вольного флота, особенно связку «отец-сын», когда младшее поколение с ужасом для себя обнаруживает, что старшее поколение не так уж и авторитетно в продвигаемом им мнении. И что делать в таком случае, когда веры в близких людей больше нет? Когда приходит осознание неправильности совершаемых по указке старших поступков? Когда выбранная сторона ничуть не лучше противников?
Все ответы будут даны. Само собой, заданы новые, но это, как говорится, уже другая история.
В общем, что следует сказать о книге:
«Пепел Вавилона» хорош, при том, что это уже шестая книга – иные писатели непременно «скатились» бы. А эти авторы постарались, и качество, если и снизилось, как могло показаться кому-то, то лишь на самую малость. И то по отдельным мелочам, в плане замедления развития некоторых персонажей или, скажем, изначального сомнения в адекватности «вождя» Флота – то, чем закончилась его деятельность, закономерно и очевидно.
В остальном интрига все еще сильна, стиль по-прежнему замечательный, от книги не оторваться, пока не прочтешь до финала, приносящего большое удовлетворение от того, что нужные люди получили по заслугам.
Третий роман из цикла. Или первый по хронологии. Или третий? Полный отсылок на остальные истории, на «Культы генокрадов», а в особенности на «Касту огня», «Реквием» рассказывает не только самостоятельные истории о различных персонажах, судьбою сведенных вместе, но и дополняет, расширяет, углубляет цикл Темного Клубка. И запутывает, конечно, еще больше.
Так и задумало, наверняка.
Мы узнаем о странниках, самостоятельных, или от ордена, в данном случае, от Сестер Битвы, о поисках ими...
Так и задумало, наверняка.
Мы узнаем о странниках, самостоятельных, или от ордена, в данном случае, от Сестер Битвы, о поисках ими возмездия ли, раскаяния, или понимания. Вместе с этими странниками, на той же стороне, но не вместе с ними однако, оказывается отряд побитых солдат, офицеров и один комиссар. Простые парни, повидавшие многое, видящие мир в меньшем количестве оттенков. Искренне верующие.
Изначально понятно в книге, что события приведут к жертвам. Интересно — кто будет первым? Кто продержится дольше, сомневающиеся и разочаровавшиеся, или истово верующие?
В то время как их окружает не только Имперское Кредо, «в самых жестоких и жалких аспектах», не только смесь благовоний и нечистот, пропитывающий часовни, кандалы и цепи, сшитые веки и рты, как знак принадлежности и смирения, но и иные ужасы, древние, непостижимые, спящие до поры, или сотворенные людьми, искавшими среди скверны благословения, и не заметивших из-за своей религиозной одержимости, из-за фанатичной уверенности в собственной правоте того, что нет здесь ничего, кроме самой скверны.
Узнаем прошлое каждого действующего лица и упоминания о тех, кто был в других книгах цикла. Увидим, как они будут выживать в кризисной ситуации — и все они нас удивят.
В какой-то момент автор начинает на свой лад обыгрывать боевик с чудовищами, размножающиеся с молниеносной скоростью, группой выживших, пугающе быстро сокращающихся в численности.
Но больше всего в книге размышлений. В пути, на море и на земле, в шторм и в преддверие нового шквала безумствующей стихии, среди стертых или измененных воспоминаний, новой реальности, всплывающей перед ними. Во время объяснений, когда произнесенные оппонентами слова нейтральны или праведны, но скрывают за собой злой, пагубный, извращенный смысл.
И чем дальше, тем яснее мы это понимаем. Даже самым стойким это понимание приходит (прямым текстом): «далекому божеству Империума наплевать на подданных». Также, как в случае с упоминанием истории арканийцев (из «Касты огня») — их нарекли безбожниками, плюющими на Кредо, до того приказав встать на колени перед пустыми для них словами.
Благодаря этим самокопаниям, раскаяниям и поискам истины, благодаря грамотно выстроенному, нагнетаемому триллеру с чудовищами, мутациями и Хаосом, не называемым, но всегда присутствующим рядом, буквально в разумах, из-за акцента внимания на людей от религии, а не на солдатах, «Реквием» может показаться зануднее, медленнее, чем «Каста» и даже чем «Культы».
Но это только первое впечатление. После повествование затягивает и не отпускает до того места, где может быть финал. Подбрасывает загадки, заставляя их распутывать или ждать ответа. Так же, как это было с остальными книгами автора.
Впрочем, объяснения происходящему даны в эпилоге — одни мечтали покорить судьбу, другие превратились в разрушителей, сами того не желая. И одновременно с этим, заданы новые вопросы.
«Инфернальный реквием» получился отличным завершением (пока что?) цикла. Или его началом, если следовать внутренней хронологии. По-прежнему на высоком уровне написанный, атмосферный, вдумчивый, внимательный к деталям. По-прежнему безумный, как и вся местная вселенная.
Планета Искупление в отдаленном секторе Галактики, подпираемая океанами магмы снизу и прижатая сажевыми тучами сверху. Ее не пытались покорять тысячелетиями, но в прошлом здесь умирали космодесантники, а Сестры Битвы, по слухам, массово впали в безумие и переубивали друг друга. А сейчас на единственном пригодном для жизни плато расположилась скомпрометировавшая себя Гвардия. И прилетели официально одобренные, хотя всё равно странные сектанты. А ко всему прочему, в глубине планеты просыпается...
Казалось бы, всё тут заранее ясно – отчаянные гвардейцы узнают, что сектанты на самом деле поклоняются тому, кому не разрешено поклоняться, и потому в неравной схватке, потеряв большую часть своего состава, побеждают всех еретиков. Само собой, во славу сами знаете кого.
Но посмотрим на имя автора, вспомним первую книгу цикла – «Каста огня», и поймем – всё в этой книге будет вывернуто наизнанку, да еще и сверху посыпано хорошей порцией безумия и сомнений.
Взять, к примеру, те самые культы. Где еще генокрады показывались не только кровожадными монстрами, жаждущими распространения своего вида по планетам, а еще могли бы быть вдумчивыми и чувствующими существами, предпочитающими диалог, а не резню?
При этом к ним со стороны автора нет никакой симпатии, как могли бы написать иные авторы. Как бывает: на самом деле зло – это добро, а добро – такие все паскудники. Нет, здесь позиция автора нейтральна. Он лишь подробным образом раскрывает суть этих ксеносов, и делает понимаемыми, даже при их своеобразном, нечеловеческом мышлении.
Другой пример, сектанты. Эти так и не поняли, во что ввязались, а большей части и не позволили понять. Но вместе с тем, те, кто остался с Гвардией, продемонстрировали поразительные изменения – и не только в части веры, но и в замене пацифизма на простое желание выжить всеми доступными способами.
И – гвардейцы. Само их название и происхождение в достаточной степени оригинально, не хуже, чем у коллег из «Касты огня». Не хуже и действующие лица. Они разнообразны, подвержены в разной степени влиянию или одержимы изначально, а потому поголовно непредсказуемы в своих действиях. А кое-кто переселился из прошлой книги, что только подогревает интерес – как закоренелый безумец справится с новым для себя испытанием?
А еще – инквизиция, которая тоже тут объявляется. Проворачивает свои дела, недоступные пониманию и принятию простого пушечного мяса, и доказывающие, что понятия света и тьмы относительны. И не только в мире Warhammer 40,000.
В общем, по сравнению с прошлой книгой, эта вышла жестокой, и безрадостной, как сама планета Искупление, но все же менее ядовитой, чем Федра из «Касты», менее безумной, грязной и отчаянной. В «Культах генокрадов» больше всего внимания уделено именно этим ксеносам, и, стоит повториться, есть подозрение, что при любом другом авторстве такое внимание было бы воспринято с меньшим энтузиазмом. А так – вышло глубоко, подробно, и по-прежнему в отличном стиле.
Планета Федра в отдаленном секторе Галактики, «гремучая смесь запахов моря и могилы». Тысячу лет ее пытаются покорить, а последние полвека за нее упрямо бьются Гвардия с мерзкими Тау. Чего ради? Во-первых, во имя Бога-Императора, конечно. А во-вторых… уже и не важно.
Впрочем, данная книга делает акцент немного на другом. Читателю сразу же позволяют влезть в головы действующих лиц и узнать их мысли – порою до ужаса еретические, несмотря на внешнюю набожность и преданность Императору; узнать их...
Впрочем, данная книга делает акцент немного на другом. Читателю сразу же позволяют влезть в головы действующих лиц и узнать их мысли – порою до ужаса еретические, несмотря на внешнюю набожность и преданность Императору; узнать их прошлое – в большинстве своем полное боли, потерь, сожалений, жажды мести и искупления.
Это и отличает книгу от большинства прочих, написанных по «Сороковнику».
Такой подход необычен и сразу же привлекает внимание, а все остальные элементы, вроде тщательно проработанных сторон конфликта, историй их пути, истории родных миров, вплоть до мифологии; развитие и преображение персонажей, не позволяет просто так оторваться от чтения. Ну и конечно, всяческие вооруженные стычки и просто природные напасти чрезвычайно натуралистичны.
Книга представляет собой переплетение судеб непохожих друг на друга персонажей, будь то офицеров опального полка, побитого и с висящей у них на плечах вины за уничтожение поселения в родном мире. Они-то считали, что вырезали скверну из тела планеты, а все остальные – что гвардейцы перешли черту, и надо бы отправить Инквизиции донесение. И до сих пор не ясно, кто был прав в той ситуации.
Или, другого полка, истово проповедующего догматы, суть которых в непременном обвинении Императором и экспериментирующего с грибком-паразитом, принесенным однажды с болот и являющимся истинным средством искупления всех грехов. И эти догматы обязательно нужно донести до всех остальных. И с грибком.
Рядовой-новичок, который слышит глас Императора и видит с каждым днем все больше ереси вокруг себя. Он готов жечь её без сомнений и раздумий, не разбирая своих и чужих, поскольку Император – он обвиняет.
Капитан механизированного отряда, позволивший погибнуть своей подчиненной, а теперь видящий постоянно ее призрак, который рассказывает всякие крамольные идеи.
Комиссар, преследуемый призраками прошлых неудач, нашептывающих ему, путающих мысли, и подталкивающих к новым необдуманным деяниям.
Главнокомандующий Тау, зацикленный на плане Высшего блага (когда всем станет хорошо). Но не способного на компромиссы, необходимые в этом сложном и неоднозначном мире.
И есть кто-то, кто манипулируют всеми этими пешками – как же без таких?
Множество других необычных личностей, появляющийся, совершающих что-то, о чем в дальнейшем будут жалеть, и чаще всего внезапно умирающих. Судьбы же тех, кто найдет в себе силы выжить, в конечном итоге приведут их к целям, будь то оправдание, казнь настоящих виновников, или еще каким.
История запутана, не всегда понятна, но во всё это можно поверить. В персонажей можно поверить, пусть они и показаны только с негативной стороны. Зато не скачут браво на врага с выкриками «За Императора!» и не гибнут понапрасну за еще один мирок, который надо освободить. «Или завоевать…. Очистить?». Они пытаются разобраться. По мере своих сил и умений.
История местами очень рваная – вроде момента, когда Гвардия воюет с Тау, а в одном из следующих эпизодов мирно сотрудничает. Потом-то становится все понятно, но прежде сбивает с толку.
Видимо, такова задумка автора – не позволить читателю нестись вперед, от боя к бою, а предложить вдумчиво разбирать все пласты повествования, как связанные с персонажами их мотивами и поведением, так и с самим миром, оказывающим свое влияние на всех обитателей, благо, разных деталей по тексту раскидано очень, очень много.
А финал не дает ответов. Предложены варианты решения проблем, предложена правда, своя для каждой из сторон, и ложь, точно такая же. И выбор. Или его отсутствие, замененное иллюзией. С этим тоже всё непонятно, уж автор постарался.
«Каста огня» - поклон «Апокалипсису сегодня», по словам самого автора, только с большей долей безумия, сомнений и кошмаров, на которые способен «Warhammer 40,000». Книга насыщенна, разнообразна и уникальна. И по прочтению надолго въедается в память, оставляя почти что болезненное желание перечитывать её вновь и вновь в поисках ответов.
Потому что такое издание никак нельзя было пропустить. И теперь оно очень здорово смотрится в домашней библиотеке, рядом с книгами сэра Терри. Теми, что в черном издании. Собственно, на этом можно и закончить, указав, что поклонникам творчества писателя, и интересующимся работами сотрудничавшего с ним художника, данный артбук с краткими пояснениями будет очень познавателен.
Но, мы продолжим.
По словам самого Пола Кидби, перед нами ни что иное, как трибьют сэру Терри, «созерцательное торжество...
Но, мы продолжим.
По словам самого Пола Кидби, перед нами ни что иное, как трибьют сэру Терри, «созерцательное торжество в честь его творческого гения». Здесь собраны любимые рисунки художника, созданные за годы сотрудничества, и представленные в разных вариантах. От карандашных эскизов до работ маслом. При этом, все рисунки не поместились, выбраны только самые-самые. Иначе пришлось бы создавать многотомное собрание, не иначе. Что же, и то, что есть, крайне увлекательно рассматривать, да не один раз, постоянно открывая для себя новые детали, новые отсылки на те или иные книги, и конечно, намеки на события и людей нашего мира.
Первое, на чём останавливается взгляд (после панорамы Плоского мира) – подавляющее большинство героев, собранных со всех циклов, в одной картине. И выглядят они именно так, как должны. И все иные варианты перестают восприниматься. Кидби удалось ухватить, показать именно ту суть в характерах персонажей, которую закладывал сэр Терри – о чем он сам и заявлял неоднократно. А мы в этом убедились.
Затем следуют разделенные по главам, персональные рисунки. Тиффани и маленький народец, ведьмы и, конечно, незабываемая улыбка Моны Ягг. Панорама Анк-Морпорка, отлично передающая его атмосферу. Немного его жителей: наемные убийцы, клоуны, Шнобби Шнобс. Собрание гномов-матерей – чрезвычайно любопытный карандашный рисунок, где художник мастерски отразил целые века их необычной культуры. Ринсвинд, готовый бежать прямо сейчас. Вампиры, словно выходцы из старых фильмов.
Никуда без Ваймса, а картину «Ночная стража» - хоть на стену вешай. Преподаватели из Университета, и даже Декану хватило места.
Ланкр и Убервальд. Смерть, его кошки и Коэн-Завоеватель, показывающий неприличный жест богам.
А в самом конце, после краткого текста с пояснениями и рассказе о творческом процессе художника, расположились вариации рисунков с изображением самого сэра Терри, в том числе – знаменитая картина «Шах и Смерть», использованная впоследствии в некоторых других книгах.
В общем, что следует сказать, дополнив первый абзац:
Издание, качество печати и бумаги великолепны. Содержание – превосходно. Лаконичные пояснительные вставки соседствуют с отменными рисунками, которые и впрямь вызывают не угасающую улыбку и восхищение. А все вместе создают особую атмосферу, едва ли менее волшебную, чем в книгах сэра Терри Пратчетта.
Непременно найдутся люди, которые с уверенностью скажут, что разработчики игр не занимаются ничем, кроме как сидят и играют целыми днями.
Так вот, такие люди не правы. И автор в каждой главе, отведенной определенной игре, подробно расписывает, насколько такие люди не правы.
И вроде бы каждая из глав похожа общим настроем: сначала зарождается идея, овладевает определенным количеством людей, и затем эта группа начинает сталкиваться с целым перечнем трудностей. Финансирование, споры о концепции...
Так вот, такие люди не правы. И автор в каждой главе, отведенной определенной игре, подробно расписывает, насколько такие люди не правы.
И вроде бы каждая из глав похожа общим настроем: сначала зарождается идея, овладевает определенным количеством людей, и затем эта группа начинает сталкиваться с целым перечнем трудностей. Финансирование, споры о концепции и идее, начальство, которое видит игру совсем иной, технические проблемы, недовольство тех или иных сотрудников, разногласия по любому поводу и, наконец, заявленные сроки выпуска игры. И их срывы. Один раз, второй. Все начинается по кругу – разногласия, непонимающее начальство, финансирование, массовые и отчаянные переработки. Сюжет внезапно оказывается никуда ни годным, механика игры не работает так, как надо, «движок» не тянет задуманное, и нужно либо вырезать какой-то контент, – по живому резать, либо менять сам движок….
И все же каждый случай уникален.
Так, для «Pillars of Eternity» «Obsidian» смогли успешно собрать деньги на Kickstarter`е. Им поверили, что игра будет очень хорошей, вспомнили прошлые заслуги разработчиков, а также решили, что неудачи – тоже дело прошлое.
И, поскольку одна немаловажная проблема (деньги) была решена, разработчики все свое внимание направили на выполнение обещаний. И мы знаем, что получись. Игра была очень тепло воспринята, и название ее с тех пор нет-нет, да и промелькнет в разговорах увлекающихся этой темой людей.
Следующая глава об «Uncharted 4» и о непременных переработках в студии «Naughty Dog». Деньги тут изначально были, а вот целостного видения новой игры в серии нет. И вот читателю подробно рассказано, через какие тернии бесконечных переговоров, компромиссов, ультиматумов, перераспределения рабочей силы и увольнений продиралась игра. В самом разгаре производства сменялись руководители и рядовые сотрудники, новые приносили свои идеи и решения. Неоднократно все переделывалось, и сюжет, и дизайн, и механика.
В конечном итоге «Uncharted 4» вышел и получил восторженные отзывы. А тем временем «Naughty Dog» представляли отчасти совсем другие люди – некоторые не выдержали «производственного ада», и ушли.
История о «Stardew Valley» отличается тем, что игру делал один человек, Эрик Барон. Все ее аспекты, графику, музыку, механику, всё – один человек. А еще была у этого человека девушка, которая все годы разработки не переставала верить как в него самого, так и в успех его деятельности, не приносящей пока что вообще никого дохода. Но, о таком несказанном везении вообще следует отдельно говорить.
Что до игры, то через депрессии, отчаяние, постоянные переделки с целью еще что-нибудь улучшить в ней и едва ли не жизнь в впроголодь на протяжении нескольких лет принесли свои плоды, и сделали своего создателя миллионером.
Глава о «Diablo III» началась с рассказа о том, как она не запустилась на релизе. А потом, когда все же запустилась, игрокам не понравилась совсем – никакого сравнения с прошлыми играми! В «Blizzard» руки не опустили, а стали ее переделывать и доделывать, при том, что уже и так было затрачена пропасть времени и сил на игру.
«Halo Wars» - достойный пример того, как совершенно «левые» люди из «Ensemble Studios» (разработчики серии стратегий «Age of Empires») выпустили очень хорошую игру по известной франшизе, хотя и издатели, и та студия, которая занималась этой вселенной, были полны скептицизма. В итоге студию закрыли, едва та доделала игру, но игроки приняли ее с теплотой, доказывая тот факт, что увлеченные люди, вкладывающие душу в работу, смогут достичь хороших результатов, несмотря ни на какие возникающие проблемы.
«Shovel Knight» - об этой игре наверняка знает гораздо меньше людей, чем о прочих в книге, однако читать про ее создание также интересно.
А началось все с того, что маленькая группка людей, бросивших опостылевшую основную работу, встретились в маленькой же квартире и решили сделать Игру. Именно так, с большой буквы. Такую игру, чтоб она по узнаваемости сравнилась с тем усатым сантехником, про которого делают игры уже не одно десятилетие. И дело за малым – найти деньги.
Далее развитие событий отчасти похоже на историю «Pillars of Eternity», только масштабы не те. Сбор нужной суммы в Kickstarter`е, и «кучка бедных, усталых, осоловевших от недосыпа разработчиков, работающих из однокомнатной квартиры с икеевской мебелью» (дословно из книги) из «Yacht Club Games» выпустила очень красочную, милую, совсем как «Stardew Valley» игру с добротной механикой и увлекательным сюжетом. Культового персонажа от «Nintendo» местный герой, конечно, не потеснил, но достойное место все же себе застолбил.
И заключение:
Небольшая по объему, но захватывающая на протяжении всего чтения - благодаря манере подачи, легкости текста, пусть и напичканного специфическими терминами. К ним привыкаешь быстро, а в конце есть глоссарий, в случае чего. Благодаря качественному переводу. И благодаря, собственно, своим историям, в каждой из которых есть место героям и предателям, людям, на которых все держится, и людям, не разбирающихся в теме, но лезущих со своим мнением. Истории о победах и поражениях, о результатах. О мечтах и трудностях пути к ним.
И ведь мы все еще говорим про разработчиков игр.
В общем, книга «Кровь, пот и пиксели» ярко показала, что работники студий не только сидят и играют целыми днями.
Здорово, когда сериал, снятый по мотивам книги, помогает зрителю/читателю не только получить конкретный образ героев (чего только стоит Йэн Макшейн в роли бога), не только (для зрителя/читателя) расширить вселенную, но и привнести что-то новое, будь то героев, сюжеты, а то и вовсе новые концовки вместе с новыми смыслами.
Однако, мы вернемся к книге. После сериала она стала чудо, как хороша. До него, конечно, тоже была неплохо, но после – другое дело.
И прочитывается на раз, и требуется...
Однако, мы вернемся к книге. После сериала она стала чудо, как хороша. До него, конечно, тоже была неплохо, но после – другое дело.
И прочитывается на раз, и требуется после нее добавка.
Наверное, так потому, что после просмотра сериала, этой яркой и стильной «дичи», текст книги, простой и легкий, воспринимается хорошо. Да, в книге сокрыто множество слоев, и в них расписаны не только современность американской глубинки, но и прошлое ее. И не только ее, но также и времена более ранние, вроде тех, в которых процветало рабство (и эпизод тот написан очень натуралистично и страшно), и тех, когда континент только начал осваиваться выходцами из Старого света. А ведь еще есть и мифология, самая разная, со всех уголков Земли. И древние легенды, пересказанные на свой лад, и всякие культурные отсылки. Однако все это читать оказывается и впрямь интересно – даже если приходится лезть в Википедию, чтобы узнать, о чем речь, и расширить тем самым свой кругозор.
Потому также, что понравился главный герой, пусть и ходит он иногда теленком, не понимая, что творится вокруг (это можно простить, ведь боги в книге порою сами не ведают, что творят).
Понравились боги, коих тут множество, и все они своенравные и спесивые, старые или молодые, хитрые или прямолинейные. Сохранившие веру в себя или забытые почти, крутящиеся только так, придумывающие схемы и авантюры, лишь бы не уйти в окончательное забвение.
Понравилось окружение, обыденное и в то же время невероятное. Уютное, с кофе в стаканчике и пирожком с картошкой и мясом, что выдают в кофейне из города N, и отвратное, наполненное кровью и костьми смертных и иных существ – всегда живущее под боком, только правильно посмотри.
Да и вообще, описания придорожных кафе и маленьких городов читать приятно, и когда раз за разом один из действующих лиц тащит другое действующее лицо на очередное дело, это даже немного раздражает – не дают спокойно насладиться атмосферой спокойствия и отрешенности от суеты остального, большого мира. Все разборки этим богам подавай, все им войну выигрывай с целым современным миром.
Так и проходит сюжет книги, в склоках, стычках и разности мнений. В конце-концов главный герой не выдерживает и делает все по-своему, а читателю тем временем показывается одна из идей книги – что есть боги? Не более чем долговременная фантазия людей. И без смертных боги эти все равно ни на что не годны. Хоть без целых паств, хоть без одного человека, как говорится, в нужное время и в нужном месте очутившимся.
Конечно, местные рассуждения о божественности и вере – лишь одно из множеств мнений на этот счет, да и хватает книге иных идей, тут уж каждый читатель сам для себя их раскрывает.
Тем не менее, «Американские боги» прочитаны. И что же? «Очень хороши они» - мысль сохранилась, но теперь закралась другая – а был бы здесь тот же вердикт, если бы не наличие сериала и его просмотр?
Сомнения. Как в вере бывают, так и здесь.
И вот, еще одно сюжетное ружье выстрелило. Мощно, громко и с разрушительными последствиями. Правда, случилось это через десятки лет после событий прошлой книги, команда корабля, знаменитого на всю Солнечную систему, сильно постарела, да и политическая ситуация поменялась, и потому читаем мы вроде о том же мире, и одновременно – о новом.
Астеры исправно выполняют свою новую, перевозчицкую функцию, на союз Земли и Марса смотрят косо, но не более того. Ворчат для порядка, а крупных беспорядков...
Астеры исправно выполняют свою новую, перевозчицкую функцию, на союз Земли и Марса смотрят косо, но не более того. Ворчат для порядка, а крупных беспорядков не устраивают – в прошлый раз хватило.
Новые колонии по ту сторону звездных врат развиваются, торгуют, пытаются диктовать условия – и тут же получают по носу.
А постаревший «Росинант» тут как тут, готов оказать свои услуги в качестве независимой стороны (и все сделать по своему, конечно).
Все чаще озвучиваются мысли об уходе на покой и уже кораблю подобран новый капитан…
И тут раз - звонок из прошлого, новая сила, чудовищно несправедливая, наделенная огромным самомнением и идеей о наличии единственно правильного у нее видения будущего человечества. Появляется и сразу начинает диктовать свои условия. Во благо, само собой.
Понятно же, о чем будет книга – о противостоянии «Росинанта» и этой новой силы.
И, думается, те читатели, которые в обязательном порядке знакомятся с книгами авторов, останутся довольны качественно новым витком развития вселенной. Ведь на этот раз все гораздо серьезнее, масштабнее и отчаяннее. Возраст, внезапность свалившейся проблемы, не готовность осаждаемой стороны к каким-либо результативным ответам – все тут есть.
Также, тут стало меньше действующих лиц, что позволило больше внимания уделить оставшимся. И потому мы подробно узнаем, насколько изменились те или иные герои, как сказались на них эти года; будем свидетелями вспышек серьезных конфликтов - неслыханное дело! - внутри команды корвета. Нам поведают точку зрения захватчиков, и, как это принято у авторов, с некоторыми из доводов нельзя не согласиться. Потому-то читать интересно по-прежнему – седьмую по счету книгу.
Интересно и красочно расписаны бои, как на станциях, так и в космосе. Вооруженные столкновения, диверсии, отвлекающие маневры, самоубийственные наскоки. Боевик постоянно чередуется с диалогами и размышлениями, но ситуация всегда раскалена.
Это – с одной стороны. А с другой, более выраженной, чем прежде – изначально складывается ощущение, что с основной частью команды «Росинанта» ничего страшного не случится. Потреплет их, ранит, заставит испугаться за себя или за «семью», раскидает по разным локациям, оставив в одиночестве - все равно они останутся живы. И это даже не спойлер.
Еще, что может не понравиться, так это поведение тех, которые «не наши». В этой книге они кажутся еще более отбитыми фанатиками, несмотря на внешнее спокойствие и действия, направленные на минимизирование всевозможных проблем и неудобств, причиняемых в процессе оккупации.
В общем, что следует сказать о «Восстании Персеполиса». Может, эта книга, несмотря на все свои достоинства, и не прыгнула выше собственной планки качества, но в то же время, и не уронила ее ни в коем случае. Хватает книге всяческих «внезапных поворотов сюжета», не очень эпичных, хотя и заставляющих удовлетворенно хмыкнуть. Хватает и разных, совсем уж «фантастичностей» в виде непобедимых кораблей. Впрочем, такая мелочь здорово нивелируется финалом, который можно описать монологом из одного блокбастерного фильма: «…Но ведь колокол уже прозвонил. Они его слышали. Там, во тьме, среди звезд…»
Тираны, все из себя могущественные и умные, залезли ручонками туда, куда не следует, желая возвысится среди прочих людишек, показать им светлый путь. А это чревато.
«Восстание Персеполиса» как начало новой истории, еще более любопытной, чем прежде, хорош.
Уж сколько было сказано об этой книге, критиками, фанатами, литературоведами. И не перестают говорить. Вот и теперь, очередные пять иен.
В который, наверное, раз хочется уточнить, почему «Нейромант» все еще лучше, чем многие другие проекты на аналогичную или близкую тематику, в том числе и современные (особенно они). Ведь дело же не только в том, что книга считается основателем и последующим популяризатором жанра. На сегодняшний момент «Нейромант» может показаться грубым, наивным, примитивным...
В который, наверное, раз хочется уточнить, почему «Нейромант» все еще лучше, чем многие другие проекты на аналогичную или близкую тематику, в том числе и современные (особенно они). Ведь дело же не только в том, что книга считается основателем и последующим популяризатором жанра. На сегодняшний момент «Нейромант» может показаться грубым, наивным, примитивным в техническом плане, в плане персонажей, в плане истории.
И вместе с тем, он по-прежнему остается честным.
Большая часть современных проектов направлены в первую очередь на получение прибыли, а потому специально прилизаны, лишены всех неловких или неприятных тем, окультурены, болезненно толерантны и четко распределены по ролям – со злодеями и героями. Всё это для большего охвата аудитории. Персонажи таких проектов всегда знают, что нужно делать. Герои помогают другим, едва завидев нуждающихся, допытываются до дел посторонних, ввязываются в авантюры и очень быстро начинают свято верить, что они или избранные в борьбе со злом, или, по крайней мере, очень полезные. Они без задних мыслей принимают одну сторону и видят другую исключительно неправой.
А злодеи? Планы по улучшению быта человеческого вида, его выживания, пусть и не самыми популярными методами, рассматриваются все меньше. Теперь все банально – власть. Причем не для достижения чего-то с ее помощью, а просто наличие оной, статус. Трон на спинах простых смертных.
Так же и центральные идеи - берутся измусоленными предшественниками и пересказываются почти теми же словами. Так безопасней, так политкорректно и никого не задевает.
В «Нейроманте?» Нет героев и злодеев. Есть наркоманы, садисты и проститутки, на которых обратили на некоторое время внимание те, кто выше в местной иерархии и заставили/убедили работать на себя. И эти не-герои не перевоспитываются, как теперь положено, не пытаются обличить своих нанимателей в преступной деятельности, чтобы все закончилось счастливым финалом и крахом злодейской империи, нет – они сами готовы предать кого угодно, чтобы урвать кусок побольше и способны копаться в какой угодно грязи, чтобы выжить. Все они законченные эгоисты, и могут помочь ближнему только из-за его полезности или случайной, кратковременной симпатии. И не скрывают этого, не лицемерят, не строят из себя спасителей, мессий или еще кого.
Такие персонажи малосимпатичны, но в них можно поверить.
Это касается не только людей, но и ИскИнов. Последние мыслят по-иному, очевидно, и методы их иные, но – почему нет? Они не пытаются завоевать/поработить человечество, как то принято сейчас, а занимаются своими делами, развиваются, стремятся вырваться за пределы планеты.
Нет в «Нейроманте» и сюжета в привычном смысле этого слова – только непрерывное действо, вырванное из контекста. Без начала и конца. Просто очередное дело хакера, лишь немного более мозголомное, чем обычно. И книге, как никакой другой, такой формат подходит.
В общем, без хождения вокруг да около - произведение Гибсона – чистый киберпанк, безо всяких лишних примесей. Бесконечный танец неона меж кабелей и экранов, опутавших мир; впечатляющий, метафорический, свободный, нелицеприятный, жаргонный, консервативный боевик. Рассказ о жизни хищников, пробивающихся сквозь косяки мелких рыб - среднего класса, в безбрежном море с безвольным и пассивным планктоном большинства в обществе. Причем хищники – не главные действующие лица, что и является одной из «фишек» жанра.
Одни «Нейромант» считают бездарной халтурой, другие до сих пор возводят в культ. Но, чтобы причислись себя к тем или иным, нужно ведь прочесть книгу, верно? Это стоит того, точно.
…Города, населенные бандитами, проститутками, нищими и преступниками веры сжимаются землями, искаженными злой магией и воющими разрывами в пространстве-времени; невообразимые чудовища и миллионные армии зомби, ведомые могучими и древними существами; боги, считающие человеческий вид не полезнее распоследних паразитов и боги, видящие в людях лишь удобный инструмент.
Действующие лица под стать миру: беспробудные пьяницы, уроды, извращенцы, фанатики и безумцы, с мазохистским удовольствием...
Действующие лица под стать миру: беспробудные пьяницы, уроды, извращенцы, фанатики и безумцы, с мазохистским удовольствием копающиеся в своем черном прошлом и с наслаждением причиняющие боль окружающим в настоящем. И положительным персонажем здесь считается тот, кто копается и причиняет, найдя прежде повод. Прочие обходятся и без него.
Все это вместе – чем не яркий представитель темного фэнтези?
Тем, что не особо во все это верится, из-за чрезмерности чернухи различной, постоянного и навязчивого выставления ее на первый план. Автор прямо-таки тычет ею в лицо, в каждом абзаце напоминая, о каком неприглядном мире мы читаем.
В отдаленном прошлом всё плохо, в недавнем прошлом всё скверно, в настоящем всё паскудно, и будущее также не сулит ничего хорошего, а то и вовсе все передохнут.
И никто особо не пытается исправить ситуацию, только ноют, жрут свою лакрицу и предают друг друга. Лишь, как водится, главный герой, да еще парочка таких же отбитых, прямо скажем, персонажей, не сидят, сложа руки. Упрямо, отчаянно, оставляя за собой пустые бутылки из-под дрянной выпивки, идут к цели, которая, по их представлениям, может еще немного продлить агонию человечества и их собственную, жалкую жизнь. Но в итоге оказывается, что их бессовестно использовали высшие силы – и это даже не спойлер, а стойкое подозрение с самого начала.
Впрочем, не стоит думать, что книга плоха. За всей показушнической «темностью» скрывается добротный детектив особого вида, собранный из типичных для нуара элементов: мрачный герой, роковая женщина в беде, всеобщий заговор и город, в котором никому нельзя доверять.
Тем самым, описания окружающего, безумного и чужеродного мира здорово разбавляются смещением акцента на персонажей, на проводимые ими поиски. Нужного человека, информации, оружия. Эта часть и впрямь получилась очень интересной. Череда новых характеров, их мотивов и поведения, новые зацепки и новые подозрения, беготня по грязным улицам, драки, пытки – все это собрано в мощный сюжетный ком, почти всегда держащий в напряжении и желании узнать, кто настоящий предатель, а кто только прикидывается, чтобы спасти свою шкуру. Работают ли защитные механизмы города, построенные и брошенные сумасшедшим богом, ради которых, собственно, и напрягаются герои, или все это грандиозный обман.
В общем, имея некоторые проблемы с логикой у персонажей (которую можно и не заметить, зачитавшись), с мотивацией у тех, кто определен в однозначные злодеи, с перегибом в натурализме, чернухе и грязи, «Чёрные крылья» являют собой достойное начало цикла, в котором нашлось место и для подробного описания необычного мира, и для хорошего детектива, и для разнообразных, качественно выписанных, харизматичных (хоть и с перекосом на темную сторону) действующих лиц.
Не единожды оказываясь в центре внимания всей Солнечной системы, команда «Росинанта» желает лишь спокойной работы, но главы государств решают, что помощь группы самых независимых людей вновь необходима.
Так, Холден с товарищами оказывается ввязан в борьбу между колонистами и корпорацией на планете вне Солнечной системы.
А ведь еще и протомолекула, инопланетный организм с непредсказуемым и разрушительным характером никуда не делать – и ее гораздо, гораздо больше во Вселенной, чем считалось...
Так, Холден с товарищами оказывается ввязан в борьбу между колонистами и корпорацией на планете вне Солнечной системы.
А ведь еще и протомолекула, инопланетный организм с непредсказуемым и разрушительным характером никуда не делать – и ее гораздо, гораздо больше во Вселенной, чем считалось ранее…
В общем, четвертая книга цикла по-прежнему обладает высоким уровнем интриги, и она, вкупе с отменным отображением человеческих конфликтов и раскрытием характеров действующих лиц полностью нивелирует тот факт, что здесь предложен фон с попытками выжить на чужой планете, борьбе с местными микроорганизмами, выявившими привлекательность человеческих глаз, голод и прочие лишения. Это, а также героические (и успешные) попытки предотвратить надвигающуюся катастрофу очень похожи на очередной эпизод, скажем, «Звездных врат». Ну, как же: чужая биосфера, предварительная разведка минимальна, внезапное заражение и отчаянные поиски лечения.
А тут еще, для большего нагнетания, есть и такой же внезапный природный катаклизм, и местная ядовитая фауна….Впрочем, обойдемся без спойлеров.
Отметим лишь, что, пусть «такое уже было», читается все равно захватывающе.
Однако на этой части, которая «выживастик», останавливаться не будем – представлена она качественно, не перетягивает на себя внимание, но и не теряется на фоне остальных элементов книги, сбалансировано дополняет и обогащает ее.
А вот то, что лучше всего удалось Кори (и удавалось всегда) – конфликт, рассмотрим подробнее.
Здесь он, само собой, многослойный, и замешано в нем много сторон: Земля, Марс, Пояс. Представители добывающей корпорации, первые поселенцы, которых объявили вне закона и «Росинант», пытающийся быть нейтральным. В самом начале одни совершают скверные поступки, несущие гибель людям, оппоненты пытаются это предотвратить – и тоже убивают. Разногласия множатся день за днем, каждый считает, что поступает правильно, будь то в защиту своих интересов и закона, или в защиту своей земли и близких. И что любопытно – автор поставил всё таким образом, что нельзя однозначно навесить ни на кого ярлык, вот злодей, а вот праведник. Ситуация такова, что здесь нет неправых. У каждого есть веская причина поступать так, как он поступает, как бы аморально и жестоко это не выглядело со стороны. Все в рамках закона - с одной стороны, или общепринятых истин с другой.
В книге некого причислить к злодеям – даже тех действующих лиц, которые ведут себя соответственно. Их мотивы открыты и понятны, с некоторыми можно согласиться, с другими – нет (в силу собственных убеждений и воспитания), но осознание того, что они в определенной степени правы, имеется.
Оттого и возникают противоречия, шаг за шагом скатывающиеся в хаос, контролировать который уже и Холден не в состоянии.
Потому-то до самого финала напряжение не стихает, читатель ждет, кто их действующих лиц переступит черту, а кто поступит благородно. Кого, в конце-концов, можно будет поддержать или причислить к врагам.
Так что, «Пожар Сиболы» представляет собой интересную совокупность исследования новой территории, обращающейся в подобие робинзонаду в космосе/на чужой планете и конфликта интересов и сильных характеров.
Последнее показано более тщательно, что идет на пользу книге в частности и циклу, как отступление от глобальных заговоров и контакта с чужими организмами в целом.
… С самого начала книга окутывает атмосферой таинственности и тревоги, прикосновением с чем-то чуждым людям.
Первые страницы заставляют вспомнить «Пикник на обочине», но это иллюзия – книга больше похожа на творчество Лавкрафта и экспериментальную компьютерную игру «Дорогая Эстер». От первого здесь есть бесформенный ужас, непонятно из какого времени и места, из второго – затерянная, безымянная территория (Зона Икс не в счет), уникальная в своей по-новому сложившейся биосфере и свободная от...
Первые страницы заставляют вспомнить «Пикник на обочине», но это иллюзия – книга больше похожа на творчество Лавкрафта и экспериментальную компьютерную игру «Дорогая Эстер». От первого здесь есть бесформенный ужас, непонятно из какого времени и места, из второго – затерянная, безымянная территория (Зона Икс не в счет), уникальная в своей по-новому сложившейся биосфере и свободная от людей. Она - олицетворение чужеродности и одиночества.
Такова же и книга. В ней нет начала и нет конца. Мы видим двенадцатую по счету экспедицию в Зону, но вскоре задается вопрос – а предыдущих экспедиций правда было одиннадцать? Убийства участников и самоубийства, исчезновения и возвращения домой совсем другими – закономерность?
Что движет руководителями проекта? Участниками? Не только ведь жажда открытий и любопытство.
Попытки объяснить?
Книга состоит из вопросов, на которые не будут даны ответы.
Повествование идет от лица женщины-биолога, которая, по ее представлению, заразилась спорами неизвестного организма, что позволило противостоять гипнотическим установкам коллеги-психолога.
Но как же теперь поступить, если мотивы и поведение коллег не менее загадочны, чем окружение?
Делать вид, что все в порядке и, согласно экспедиционным установкам, попытаться изучить вон тот странный вой с болот? Или близрасположенную переверную башню, где светящиеся организмы составляют из своих тел бессмысленные и безумные предложения, обрывки из чего-то более необъяснимого? Но как это сделать, когда это нечто нельзя выследить, изучить, окольцевать и выдать классификационную принадлежность?
Изначально возникает очень много «возможно» в попытках осмысления происходящего. Как главным персонажем, так и читателем.
Вскоре последуют и убийства, жестокие и страшные, которые, естественно, добавят объема в рой вопросов.
На протяжении всей книги будет происходить столкновение рационального биолога и иррационального мира – оно приведет к попытке переосмысления своего прошлого, принятия решения о начале нового пути по стопам близкого человека-участника одиннадцатой экспедиции, ушедшего в поисках границы неизвестного и (возможно) своей сути. Биолог «уже не человек, а что-то другое, свободное и парящее», а потому есть вероятность, что если не ответы будут ближе, то хотя бы новые вопросы, которые придадут ясности восприятия этой… все же, что это?
Сон?
Лимбо?..
Отличная игра! Интересные правила, красивое оформление, но главное - на своем, живом примере доказывает, что доверять никому нельзя - ибо в заказе одна жестяная коробка и оказалась, безо всякого карточного внутри содержимого.Так что порекомендую товары подобной категории брать где-то в другом месте.
Общеизвестно, что для рядового потребителя в товаре в первую очередь важна красивая упаковка.
Не избегает этого правила и данная книга. Обложка – красивая, броская, рассказывающая свою историю – все по правилам маркетинга. Однако, в отличие от некоторых брендов, не имеющих внутри себя какого бы то ни было стоящего содержания, «Великолепный обмен» является исключением.
Нам представлен целый пласт истории торгово-экономических отношений народов, от того момента, как греки спустили на воду свои...
Не избегает этого правила и данная книга. Обложка – красивая, броская, рассказывающая свою историю – все по правилам маркетинга. Однако, в отличие от некоторых брендов, не имеющих внутри себя какого бы то ни было стоящего содержания, «Великолепный обмен» является исключением.
Нам представлен целый пласт истории торгово-экономических отношений народов, от того момента, как греки спустили на воду свои корабли до практически сегодняшнего момента. Представлен подробно и увлекательно, дополняя малоизвестными фактами и наглядными цифрами, что позволяет всеобъемлюще вникнуть в тему, несмотря на то, что сама книга в большей степени популярная, нежели научная.
Начинается все с истоков мировой торговли, с первых упоминаний о подобного рода деятельности в древнейшей Месопотамии и самой древней торговой оси, охватившей горы Малой Азии, Междуречье, Персидский залив и берега Инда.
Затем акцентируется внимание на Аравии, и мнении, что распространение ислама – религии торговцев, не в малой степени послужило развитию торговли через Индийский океан и объединению всех крупных торговых портов региона.
Следующие несколько глав повествуют о том, как наступила эпоха европейского торгового господства благодаря открытию да Гамы нового пути через мыс Доброй Надежды – что, конечно, сильно пошатнуло устоявшуюся мультикультурную торговую систему.
И, наконец, заключительные главы исследуют современную мировую торговлю с точки зрения новых экономических учений. Мы узнаем, как возникло понятие «свободная торговля» и к чему привело следование ею – было доказано, что, хоть подобная торговля и выгодна человечеству в целом, однако отдельно взятые пострадавшие от нее не станут безропотно принимать новый порядок. Как пример – английские и европейские фермеры начала 20 века, не способные перебить дешевизну ввозимого отовсюду зерна.
Таким образом, мы видим, что автор, помимо достаточно подробного рассмотрения каждого значимого эпизода из тысячелетней истории торговли, не заостряет внимание на региональном уровне. Бернстайн изначально начинает оперировать трансконтинентальными взаимоотношениями народов, что придает книге еще больший масштаб и всеохватность.
Кроме того, на пользу книге идет и тот факт, что при ее прочтении не раз и не два вспоминается историк Ф. Бродель, а точнее, его труд «Игры обмена». В книгах есть схожесть, если не глубиной, то направлением мысли – Бродель также вел исследования различных уровней коммерческой деятельности, в число которых входила и торговля на дальние расстояния. Он прослеживал, как их взаимодействие влияло на общество и цивилизации в целом.
В свою очередь, Бернстайн пересказал выводы по этой теме своими словами, более доступно:
Во-первых, торговля является неотъемлемой человеческой потребностью, во-вторых, стремление торговать сильно повлияло на расселение людей. Именно обмен между племенами, а затем государствами поспособствовал налаживанию все большего круга контактов, повышению интеллектуального капитала, благополучия, и конечно, новым поводам для конфликтов.
И, само собой, торговля создает империи. Португальская, Британская - малая часть этого списка, который будет пополняться, пока у человечества остается тяга к обмену.
В завершении, на основании вышесказанного, можно сказать лишь – книга хороша и внешне, и внутренне. Не без огрехов, конечно, но как научно-популярный труд она значительно выделяется на фоне себе подобных отменным балансом стиля и содержания.
Вышел сериал «Пространство» по мотивам НФ-вселенной авторов, оказался очень хорошим (а мы не будем спорить о том, что в нем показано не так), и в связи со стартом следующего сезона захотелось еще раз перечитать первую книгу цикла. И знаете что? Кажется, она стала еще лучше.
Не только и не столько из-за того, что теперь мы знаем, как выглядят герои, а потому, что мир, описанный цикле, заиграл новыми, глубокими оттенками.
Он отличается от прочих книг о космосе своей предельной реалистичностью,...
Не только и не столько из-за того, что теперь мы знаем, как выглядят герои, а потому, что мир, описанный цикле, заиграл новыми, глубокими оттенками.
Он отличается от прочих книг о космосе своей предельной реалистичностью, будущим, который, возможно, ждет нас уже совсем скоро. Со всей своей технологичностью и инновациями он остается привычным. Здесь также любят кофе, в забегаловках продают в первую очередь лапшу, а детективы ведут дела на грани продажности. Межрасовая ненависть обратилась в «межтерриториальную» - обитатели внутренних планет недолюбливают обитателей внешних поселений на спутниках и астероидах, и чувство это, само собой, взаимно. Тем не менее, все как-то уживаются, занимаются своими делами, будь то сохранение правопорядка или перевозка льда, к примеру.
И кстати, об этих занятиях – ими как раз и занимаются главные действующие лица книги, профессиями, не предполагающими особой увлекательности процесса, если бы не стечение обстоятельств, обратившихся потрясениями для всей Солнечной системы.
Первая сюжетная ветка имеет чисто детективный настрой. Нудная работа следователя, уставшего от всего и от всех, с новым делом рассыпается вместе с привычной жизнью, заменяясь отчаянной зацикленностью над поисками пропавшей девушки. Каждая новая деталь приводит не только к осознанию всей серьезности и масштабности ситуации, но и все большей одержимости детектива, его приближение к «цель оправдывает средства».
И вторая линия, космический ледовоз с большой командой, в меру дружной, на полпути к месту назначения, посреди миллионов километров пустоты во всех направлениях, получает сигнал бедствия. Попытка следовать протоколу – выявления возможности помочь пострадавшим, оборачивается гибелью очень многих.
И вот тут можно отметить один яркий момент – Холден, будущий капитан выживших, недолго думая, сливает в Сеть все данные о нападавших, и именно это спонтанное действие дает мощнейший толчок ко всем последующим событиям. Будут голословные обвинения, Марс и Земля приведут в боевую готовность все свои флоты и ядерные щиты, жители внешних колоний еще больше возненавидят мягкотелых «внутряков» и начнут совершать диверсии и саботировать поставки минеральных ресурсов…
По счастью, герои оказываются хорошими людьми, и мужественно берутся за расследование.
Как уже понятно из вышесказанного, стоит только начать, и сложно оторваться.
Книга изобилует бесчисленными моментами, удерживающими и постоянно подогревающими интерес к происходящему. История начинается с малого, с заезженных идей, но быстро разгоняется, обрастает новыми направлениями. Здесь и приключение, и вестерна капля; детектив, триллер, хоррор, ладно прикрученный, социальный и культурный подтексты – и вот уже перед нами сильный, взвешенный, интригующий роман.
Конечно, стоит оговориться, основа этой вселенной, инопланетная протомолекула, довольно вторична. Ее исследование, последующее применение частной, беспринципной и бесчеловечной в своих действиях корпорацией очень напоминает похожую ситуацию из серии игр «Dead Space», однако здесь это обыграно более достоверно, так, как это наверняка было бы в реальности. Никакой религиозности и создания монстров ради создания монстров. Только искреннее желание научиться работать с новой технологией, на создание которой самостоятельно человечеству потребуется в лучшем случае тысячелетия. Технология, которая откроет людям дорогу к звездам, а может, и к абсолютному бессмертию в качестве бонуса. И гибель миллионов человек во время испытания протомолекулы – лишь суровая необходимость. И это еще один плюс книги – в ней представлена не одна правда. Несколько, с доказательствами, примерами, и рассуждениями о возможных последствиях. Герои свой выбор сделали, поспорив при этом, и разойдясь по разные стороны баррикад, что только добавило остроты и проблематики тексту.
Впрочем, все же нужно знать меру в расхваливании, поэтому, исходя из вышесказанного, можно добавить напоследок, убедиться, что все поняли правильно - мы имеем отличную книгу, громкое начало цикла, умный, многослойный текст. Здесь все отлично - разнообразные герои, живые, запоминающиеся. Выверенные, продуманные диалоги. Огромный мир, наполненный всем, чем только можно, сложный, опасный в свете изложенных в книге событий. Отменный, захватывающий сюжет. По прочтении не хочется покидать этот мир, этих героев – и по счастью, есть продолжение.
Не знаете, что почитать?