Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Сотня золотых ос | +2 |
Механические птицы не поют | +2 |
В этой книге вы не найдёте страшного полицейского произвола, расстрелов без суда и следствия, жёсткой цензуры, кровавых диктаторов. Здесь нет войн и почти нет преступности. Зато есть небоскрёбы, летающий транспорт, неоновая реклама, виртуальная реальность и искусственный интеллект, а работать в принципе не обязательно – государство выделит жильё, пособие и выход в интернет, где можно круглыми сутками смотреть хоть на котиков, хоть на девочек, вырезающих себе глаза. Разрешено всё, что...
Иначе те, другие, насмерть закидают тебя жалобами.
Система социального рейтинга на первый взгляд кажется справедливой – каждый поступок каждого человека оценивается окружающими. За хорошие дела дают баллы, за жалобы забирают. При отрицательном балансе виртуальный помощник Аби вообще активирует капсулу с ядом – впрочем, при желании поднять рейтинг несложно, совершать преступления невыгодно, и я уверена, что большинство жителей Младшего Эддаберга, не говоря уж о Среднем и Старшем, вполне довольны сложившимся положением.
Вот только в систему вписываются не все.
Марш – девушка с психическим заболеванием, которое некому и нечем лечить.
Леопольд – врач, который хотел делать для людей больше, чем позволено системой, и вышел за границы.
Бесси – сирота с умственной отсталостью, которой безумно сложно разобраться в правилах, а друзей, кроме Аби, у неё нет.
Марш ненавидит систему и умело использует её в своих целях. Леопольд смирился с нею, как с неизбежным злом, но даже находясь на дне, сохраняет достоинство и делает то, что в рамках его компетенции. А Бесси… Бесси просто живёт и искренне радуется жизни – вот такой, какая есть.
Все трое – неплохие люди, но системе, начисляющей рейтинг, плевать на душевные качества. Их нельзя оцифровать, нельзя потрогать, нельзя увидеть – кроме как через других людей и их реакцию. И одна из трагедий этого мира в том, что просто хорошие, добрые, честные люди, которые не пытаются себя рекламировать или выделяться, другим людям не особенно интересны – и потому неинтересны системе в целом.
Но есть и другие люди.
Рихард Гершелл – профессионал пиара. Он знает, как правильно рассказывать истории, и знает, о чём лучше умолчать. Он ловко пользуется своим положением и полномочиями, манипулирует умами и эмоциями, он важен для системы, и его собственный рейтинг говорит о благонадёжности, полезности, нужности.
Можно ли назвать Рихарда хорошим человеком? Сомнительно. Впрочем, как уже говорилось выше, системе не интересны моральные качества.
Можно сказать, что этим миром управляют пиарщики – те, кто умеет играть на эмоциях и создать правильный, угодный толпе образ. К примеру, люди видят в сети идеальную хозяюшку, умиляются тёплой атмосфере конвентов и дружелюбию с подписчиками – и никто не узнает, что в реальности она не сумела найти общий язык с собственной дочерью и отказалась от неё. Люди восхищаются понимающим и добрым наставником, помогающим молодёжи – а он повышает рейтинг мелким правонарушителям ради своей выгоды. Люди осуждают некомпетентного доктора, из-за которого едва не погибла пациентка – и прекрасный профессионал, который мог бы спасать жизни и души, вынужден влачить едва ли не нищенское существование, потому, что не сумел и не захотел оправдаться.
Мне кажется весьма показательным, что в домах Младшего Эддаберга нет окон – никому не интересен реальный мир, который надо ещё и осмысливать самостоятельно, когда в сети тебе расскажут, как правильно и положат в клювик твоё личное, компетентное со всех сторон мнение.
При чтении книги невольно возникают параллели с нашим миром – и тем страшнее становится читать дальше. Всё это уже есть: и болезненная зависимость от лайков в соцсетях, и создание образов, за которым теряется реальная личность, и лживые ролики, которые цепляют больше, чем честные репортажи, и гаджеты, медленно убивающие интерес к реальной жизни. Как следствие – растущее одиночество, неспособность принять самостоятельное решение, проблемы с общением в реальности, заниженная самооценка в связи с неумением рассказать о себе так, чтобы заметили. И те, кто пытается обратить на себя внимание деструктивными способами тоже есть.
Младший Эддаберг совсем близко.
Он почти что внутри нас.
Может показаться, что основной конфликт книги – это конфликт между Рихардом, который за систему, и Марш, которая в неё не вписывается. Но мне думается, что дело не в личной неприязни. И Марш, и Бесси, и Леопольд, и Рихард, и несчастная Анни, и Освальд с Иви – все они просто пытаются вырваться из виртуальности с рейтингами и Аби в реальную жизнь, получить настоящие эмоции, коснуться настоящих вещей с живыми запахами и живой историей. Чашка с трещинкой, плакат на стене, взрыв заброшенного дома и новые обои в новой кухне – всё это истерическая, полуосознанная попытка выбраться на свободу, крик с просьбой о помощи, судорожное трепыхание мухи в паутинке, которую паук бросил давным-давно.
Да и был ли он, паук – кроме как в воображении заблудившейся мухи?..
Финал книги вышел сильным, и, пожалуй, светлым – несмотря на всё написанное выше. Подвиг, настоящий поступок – вот то важное и ценное, ради чего стоит читать книгу. К настоящему тянутся люди. Настоящее меняет реальность и сознание в несколько секунд. На настоящее способны все – и пусть далеко не каждый решится сделать что-то подобное, знать, что ты тоже можешь, жизненно необходимо каждому. Финальная сцена создаёт непередаваемое ощущение правильности всего происходящего и едва ли не Вселенской справедливости – и это ощущение магическим образом тоже переносится на реальный мир.
Потому что в нашем мире тоже есть место дружбе, любви, самопожертвованию, настоящим чувствам и настоящим поступкам.
И, значит, у нашего мира тоже есть шанс.
Всем рекомендую прочесть “Сотню золотых ос” – просто чтобы посмотреть под необычным углом на мир – и на себя. И благодарю автора за великолепную книгу, которая заставляет думать и чувствовать правильные вещи.
Мир книги похож на наш, как похожи друг на друга два листа раскраски, попавшие в руки разным людям. Чуть другие названия, чуть другие цвета, немного магии – совсем капельку, просто чтобы обозначить различия и границы. И хотя мир все-таки не тот, ощущения чего-то знакомого и давно известного делает образы четче и ярче – потому что и читатель, и автор знают, о чем идет речь.
Здесь огромные корабли выходят в море под голограммами парусов, а чародеи сражаются с левиафанами и пиратами. Здесь в небо...
Здесь огромные корабли выходят в море под голограммами парусов, а чародеи сражаются с левиафанами и пиратами. Здесь в небо поднимаются дирижабли и дым заводов и фабрик. Здесь путешественника на пристани встречают девушки: живые, с улыбкой предлагающие фрукты или веточку вереска за пару монет, и механические, в желтых кружевных шарфах и с такими же приветливыми улыбками, как у живых – то, что они предлагают, кое-кто считает любовью.
Но что прячется за кукольной красотой “Механических Пташек”?
Упоминание о механических людях тенью прорастает сквозь акварельные образы Лигеплаца, ее шепот звучит, перебивая переливы гитары и скрипки. Он говорит: “Готовься, скоро что-то случится”.
И оно, разумеется, случается.
Пара слов о героях. Уолтер – исключительно положительный герой, с какой стороны ни глянь. Да, он пьет, дерется, заводит романы и бренчит на гитаре в портовом пабе – но делает он это не просто так, а наперекор отцу, старшему брату, родовой гордости и всему образу жизни высшей альбионской аристократии. Намеки на бунт Уолтера против системы в начале книги кажутся этакой подростковой бравадой, но герой так мил и обаятелен, его так любят окружающие, что эта несерьезность не выглядит недостатком.
Признаюсь, когда я начинала чтение, Уолтер действительно произвел на меня впечатление слабого и несерьезного “хорошего мальчика”. Да и то, что он бежит от обвинений в убийстве, не пытаясь возражать и оправдываться, выглядит как жест слабости – он сбежал из Альбиона, теперь он бежит обратно…
Но по мере того, как разворачивается сюжет, герой проявляет все больше внутренней силы. В нем есть жесткий стержень, который не сумели сломать ни альбионские порядки, ни казнь брата, ни тюрьма и пытки. И приходит понимание, что не от обвинений в убийстве Уолтер бежит на Альбион – он вообще не бежит, он возвращается, чтобы встать лицом к лицу с тем самым прошлым, от которого пытался скрыться в Лигеплаце.
И прошлое принимает вызов. Весь сюжет Уолтеру предстоит бороться в первую очередь не с несправедливыми обвинениями, не с охотником, посланным убить сбежавшую Пташку, не с семьей и даже не с обществом, которое позволяет людям проявлять самые темные стороны своей натуры. Нет, Уолтеру придется в первую очередь победить собственные страхи, поверить своему сердцу и примириться с собой, объединив в одной душе альбионского аристократа и кайзерстратского менестреля.
Ещё один персонаж этой истории – Эльстер, Механическая Пташка, девушка, сбежавшая из борделя и пришедшая за помощью к Уолтеру. Девушка, внутри которой темных тайн и страхов ничуть не меньше, чем шестеренок. Девушка с колючим характером, но добрым сердцем, которое осталось живым и чувствующим несмотря на все, через что пришлось пройти героине.
На первый взгляд она тоже кажется слабой, пугливой и несерьезной. Однако за то, что ей действительно дорого, Эльстер сражается с отчаянностью дикой кошки, защищающей котенка. В ней, как и в Уолтере, словно бы существуют две личности: хрупкая, нежная девочка с огромными, умоляющими золотыми глазами – и беспринципная Сорока, которая не верит людям, не верит в Спящего и в саму себя не верит тоже. Она лжет, ворует, шантажирует, убеждает окружающих, что ее не так просто убить – и по-детски радуется яблочным пирогам и блестящим ложкам.
И сюжетная линия Эльстер тоже о примирении с собой. Но если Уолтер сражается с темнотой, которую нашел в себе, то Эльстер по ходу сюжета находит внутри себя свет и учится видеть его в мире. Бездушный механизм, которым ее сделали, оживает и обретает душу – вернее, находит ее, спрятанную, искалеченную, но по-прежнему живую, чувствующую и крылатую.
Есть ещё один персонаж, чья история вызывает целый спектр эмоций – разных по сути, но одинаково сильных. Это доктор Говард, Джек-Потрошитель, безумный маньяк и любящий брат. Его призрак заставляет Уолтера бежать из Альбиона, его тень пробирается в Лигеплац, сны о нем причиняют боль, воспоминания о нем полны яда. Но только примирившись с братом в душе, Уолтер получает возможность принять целиком самого себя – и только с помощью брата Джек может если не исправить то, что натворил, то хотя бы попробовать сделать иной выбор и принять выбор Уолтера. Каждый проходит свой путь, каждый получает свой урок и свою награду. У Уолтера остается его свобода, Эльстер и белый дом на горе. Джек обретает прощение, покой – и я хочу верить, что он все-таки встретит в следующем сне свою Кэт.
Отдельно хочется отметить чувство юмора автора и прекрасный литературный язык – красивый, точный, поэтичный. А что касается сюжета – читайте сами, и получите огромное удовольствие.
Не знаете, что почитать?