Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего | +22 |
Герои Первой мировой | +18 |
Одна война. Две судьбы. Иванов Валентин. Война глазами лейтенанта. Карл Куль. Пережив войну | +15 |
Небожители | +6 |
Прежде всего, надо отметить, что данная книга предваряет готовящуюся Смолиным совместно с Р. М. Унгером работу "Сингулярная Вселенная и реальность времени". Об этом автор упоминает в самом первом примечании и затем в "Благодарностях" - и это неспроста: перед нами - материал (в большей степени философский, чем физический), который используется автором для определения черт новой, ещё не существующей, физической теории. В основе этой теории - время, как нечто реальное: не некая...
Вы, возможно, спросите: "А что за кризис? Существующие физические теории вполне себе работают и дают верные предсказания: открыли бозон Хиггса, высадили Philae на комету Чурюмова-Герасименко, "Элегантная Вселенная", по Грину, - сплошной триумф науки!" Название книги Хокинга - "Краткая история времени", а не "время ушло в историю" - время, мол, никуда не уходило, а значит - неоткуда ему возвращаться. К сожалению, понять, в чём этот кризис, неподготовленному читателю довольно сложно. Нужно прочитать того же Хокинга, да ещё и книгу Смолина "Неприятности с физикой" 2006 года, в нашей стране доступную в (не самом лучшем) русском переводе только в электронном виде - тогда станет ясно, откуда вообще взялась проблема. В новой же своей книге Смолин описывает положение Времени в современной физике. Оно таково, что, например, на полном серьёзе выдвигается (кратко описанная в книге) теория Джулиана Барбура, согласно которой всё, что существует, - это огромная коллекция застывших мгновений, и каждое мгновение - конфигурация Вселенной. При этом ощущение времени - иллюзорно, т.к., по Барбуру, мы лишь переживаем эти мгновения, и память о предыдущем мгновении есть часть опыта проживания нового. Есть и другие неприятные следствия отсутствия реального времени - все или большинство из них описаны в книге Смолина. Вопрос времени неизбежно приводит к постановке вопросов о выборе начальных условий Вселенной (почему Вселенная такова, какой она является, а не другая?), о существовании Мультивселенной, о применимости квантовой механики на космологических масштабах - и о новом понимании сути квантовой теории, наконец - о будущем Вселенной.
Формул в книге нет, хотя, может быть, с ними ряд положений был бы более понятен.
Смолин - настоящий учёный (интересно его замечание о том, что наука для него - в большей степени этика, чем метод), поэтому он честно говорит, какие результаты могут подтвердить или опровергнуть выдвигаемую концепцию, и в принципе готов к тому, что эта концепция будет опровергнута. Но ему - и нам, читателям, хочется жить во Вселенной, где будущее не определено однозначно, где мы можем определять его (хотя бы отчасти). Если время - это иллюзия, значит, имея мощнейший вычислитель и правильную единую теорию ("теорию всего"), всё можно заранее просчитать.
Отдельно нужно отметить эпилог, в котором автор блестяще описывает текущее положение в мировой экономике, вызванное, по мнению Смолина, отсутствием в экономической теории памяти и времени, неверным предположением о существовании единственного конечного универсального равновесного положения.
Читать книгу Смолина очень интересно, однако не стоит начинать это делать неподготовленным, к тому же нужно понимать, что ни она, ни новая готовящаяся работа не дадут точного и окончательного ответа на поставленные вопросы, а только направление поиска ответов.
Приобрёл книгу по совету товарища после прочтения "Герои Первой мировой" того же автора, вышедшей в серии "Жизнь замечательных людей". Считаю, что знакомство с новой книгой Вячеслава Бондаренко помогло при чтении "Небожителей": обстоятельства, дух того времени был более понятен.
Жанр можно определить как историко-авантюрный роман в духе Александра Дюма в декорациях Российской Империи 1917 года, и роману В. Бондаренко свойственны как положительные, так и...
Жанр можно определить как историко-авантюрный роман в духе Александра Дюма в декорациях Российской Империи 1917 года, и роману В. Бондаренко свойственны как положительные, так и отрицательные стороны, определяемые этим жанром. Любящие погони, поиски сокровищ, дуэли (с поправкой на время и средства), прекрасных дам и галантных кавалеров, раскрытие коварных планов врагов и т.д. - найдут всё это на страницах "Небожителей". Повествование живое, захватывающее, без (ненужных здесь) архаизмов.
К недостаткам (исходящим, как мне кажется, из самого жанра) относится сравнительно скудная проработка персонажей: об усах главного героя читатель узнаёт на 88-й странице, а то, что его возлюбленная - блондинка, - вообще в эпилоге. Впрочем, кто же ещё, как не блондинка: ведь при первом знакомстве упоминаются такие "атрибуты" как голубые глаза, длинные ресницы, правильный (аристократический) овал лица и красота, перед которой меркнут все остальные. Не нужные для дальнейшего повествования персонажи не только не прорабатываются подробно, но и устраняются без особого сожаления через несколько страниц после появления (впрочем, они успевают совершить необходимые действия и даже помечтать о ближайшем будущем).
Жанр определяет и то, что герой, вопреки всему на свете, выходит (почти) невредимым из любой передряги не без помощи мистически оказывающихся под рукой ножа польского пана, немецкой каски или даже немецкого блиндажа (устроенного как будто специально для того, чтобы переждать в нём атаку российских солдат при поддержке артиллерии). Артподготовка в этом мире (и этом жанре) служит не для того, чтобы провести на этом участке наступление, а чтобы проделать проходы в колючей проволоке: в одном из эпизодов прямо указано, что т.к. накануне на участке была проведена артподготовка, немцы не ожидали здесь активности, а потому спокойно спали.
Случаются и авторские ляпы. Например, подполковник через 8 страниц вдруг оказывается капитаном, а через страницу оказывается "восстановленным" в звании.
Немного коробит разделение групп героев на "чёрных" и "белых" (до белых и красных ещё рано: Гражданская ещё не началась). Солдаты - сплошь безграмотное зверьё (за исключением отдельных персонажей, которые являются не просто солдатами); офицеры же, хоть и в разной степени, - умны и (в основном) благородны. Воспеваемый автором идеализм, граничащий с фатализмом, противопоставляется европейскому (французскому и немецкому) материализму и прагматизму, усугубляемым атеизмом.
Есть вопрос и к издателю. На обложке представлены 2 аннотации - краткая на лицевой стороне и авторская на обратной. Если авторская полностью соответствует содержанию, то "издательская" вводит читателя в заблуждение: задавая вопрос "что победит?", читателю явно намекают на противопоставление любви и долга перед Отечеством, хотя этого противопоставления в романе нет.
Впрочем, любителям приключений, к которым я отношу и себя, впечатления от книги это не портит. Роман заканчивается как будто завязкой для продолжения - я бы с удовольствием прочитал о новых приключениях героев.
Любая хорошая книга, на мой взгляд, должна рождать мысли в голове читателя не только во время чтения, но и - что более важно - после. Книга "Герои Первой мировой" - как раз такая книга: жизнеописания затрагивают злободневные вопросы истории России (в том числе современной истории), заставляют задуматься о мотивах тех или иных поступках, о ценностях - тогда и сейчас.
Не буду писать об актуальности данной темы, о печальной судьбе забытых героев - это и так понятно. Хочу отметить...
Не буду писать об актуальности данной темы, о печальной судьбе забытых героев - это и так понятно. Хочу отметить некоторые недостатки этой книги.
Во-первых, не всегда понятен выбор героев: почему автор решил рассказать именно о них, а не о других, не менее выдающихся героях Первой мировой? Впрочем, героев так много, что описание их жизни и подвигов потребовало бы подготовки многотомного издания (что, кстати, было бы отличным общероссийским проектом, приуроченным к 100-летию начала Войны). Автору удалось показать, что война затронула все слои: князя рода Романовых ("Недавно я ходил в том же белье 14 дней," - пишет князь Олег Константинович родным) и донского казака, генерала и священника, авиатора и сестру милосердия... Объединила их любовь к Родине, готовность пожертвовать собой ради неё и ради своих идеалов.
Во-вторых, говоря о Первой мировой войне, нельзя избавиться от контекста событий отечественной истории непосредственно перед войной и сразу после. В книге есть явный перекос в сторону той части офицеров и солдат, которая участвовала в Белом движении. Участие в Гражданской на стороне Красных требует оправданий: "не знал", "сомневался", "впоследствии осуждал" и т.п. Затрагивается, в частности, вопрос об авторстве части мемуаров Брусилова, в которой тот нелестно отзывается о советской власти. Впрочем, нельзя и обойти вниманием колебание отношения советских историков к личности генерала. Проблему выбора стороны особенно ярко иллюстрирует трагическая судьба первого русского аса Александра Казакова.
Вызывают недоумение периодические сравнения полководческих талантов того или иного генерала с талантами военачальников Красной армии времён Великой отечественной войны: "в 1941 году ни один советский военачальник не смог организовать "стратегическое отступление" в рамках целого фронта" (с. 27), "о том, чтобы подпустить врага к Киеву, Минску, Москве, Петрограду, а тем более к Волге, тогда никто не мог и помыслить!" (с. 47). Интересно, что большие потери в той или иной операции автор объясняет объективной необходимостью (даже когда, например, конница шла прямо на вражеские пулемёты), а не попыткой "закидать трупами"... Приказ Брусилова "Умереть. Умирать не сразу, а до вечера" - это "по-суворовски"... Великая Отечественная - это другая война: у неё другие причины и другие обстоятельства (в частности, Германия с союзниками изначально вынуждена была воевать на 2 полноценных фронта).
Гипотеза об организации революции странами Антанты выдаётся за факт: "...с развалом геополитического конкурента нужно было спешить. Затем и понадобилась так называемая "Февральская революция", которая на деле была хитроумно спланированной и тонко проведённой спецоперацией. Естественно, было бы упрощением видеть в февральских событиях 1917 года только "руку Запада"..." (с. 59). Также приводится обширная цитата из историка А.А. Керсновского о сговоре Ленина с Керенским: "Керенский предпочёл своего Ленина чужому Корнилову. И отдал Ленину Россию на растерзание..." (с. 208).
При этом нужно отметить, что автор не обходит вниманием и степень готовности России к войне, и тот факт, что Россия фактически не вела самостоятельную политику и крупные боевые операции планировала исключительно для поддержки союзников, по их настоянию (в отличие от времён Великой Отечественной, раз уж начали сравнивать...). Таким образом, несмотря на некоторые спорные моменты, изложенных фактов достаточно, чтобы у читателя сформировалось собственное мнение о событиях и личностях.
Очень порадовали приложения: организация и структура Вооружённых сил России, система воинских званий и чинов, система уставных обращений, знаки различия, ордена и медали, хронология событий. К сожалению, многое из приложений продублировано в основном тексте (пожалуй, стоило бы просто дать ссылку). В описании систем явно не хватает таблиц (понять структуру из сплошного текста совершенно невозможно), а в описании знаков различия - рисунков и фотографий.
В целом нужно отметить и по достоинству оценить колоссальную работу, которую проделал автор. Книга - стоящая. Рекомендую всем интересующимся историей России.
Книгу решили купить после сюжета об авторах - советском и немецком ветеранах Валентине Иванове и Карле Куле - в одном из выпусков новостей накануне 9 мая. Это один из тех случаев, когда было принято решение именно купить, а не скачать: сейчас, когда настоящих ветеранов с каждым годом остаётся всё меньше, а лжи под вывеской "окопной правды" - всё больше, поддержка мемуаров советского офицера важна как никогда.
Книга состоит из двух неравных частей: воспоминания В. Иванова ("Война...
Книга состоит из двух неравных частей: воспоминания В. Иванова ("Война глазами лейтенанта") занимают большую часть, которая лучше проработана и структурирована, чем воспоминания К. Куля ("Пережив войну") - видно, что российским автором колоссальная работа доведена до конца, а оставшаяся "немецкая" часть готовилась в спешке.
"Война глазами лейтенанта" написана честным, умным человеком, с отличной академической подготовкой и реальным боевым опытом. В книге нашлось место и трагическим, и забавным эпизодам, рассказано и о подлости и трусости, и о героизме и самопожертвовании. Все герои книги - реальны, с их хорошими и не очень хорошими чертами. Описаны и безрассудные, не поддерживаемые артиллерией лобовые атаки пехоты, особенно в первые годы войны, самоуправство некоторых офицеров, в том числе СМЕРШевцев, последствия разгильдяйства и пьянства. В то же время показаны и грамотные действия командного состава. Отдельно стоит отметить рассказы о выходе из окружения, об отношениях с местным населением (на территории Союза и за рубежом). В мемуарах автору удалось уйти от крайностей - и от безоговорочного восхваления военачальников и мудрого руководства, и от утверждений, что Победа была добыта исключительно "вопреки". Не забывает автор и о боевых товарищах и их разных судьбах на войне и после неё.
"Пережив войну", на мой взгляд, интересна прежде всего как сравнение отношения к войне и Победе у нас и в Германии. Наиболее интересны рассказы автора о жизни в Германии в самом начале войны, о судьбах знакомых и друзей, а также о периоде, проведённом в плену. Автор, вопреки весьма распространённым утверждениям, не говорит о том, что немцы-обыватели ничего не знали об истреблении евреев, - речь о том, что знавшие и осуждавшие это не могли открыто выражать свою позицию, поэтому эта тема практически не обсуждалась. Есть в книге и ярые сторонники нацизма, осуждающие автора за недостаточную веру в победу, есть и немцы, осуждающие политику Гитлера. Герои книги - молодые ребята, которым война - "до фонаря": они понятия не имеют, что и зачем они делают на войне, их главная забота - вернуться домой живыми и здоровыми. "Военная" часть мемуаров понравилась меньше: автор - большой путаник. То он ошибается в описании "крымского щита", то путает ППШ с автоматом Калашникова (об этом говорят и редакторские сноски). Практически весь военный период в Крыму автор и его сослуживцы проводят либо как "отдыхающие" (пляжи, рестораны...), либо боятся нападения партизан и атаки с воздуха. Наиболее драматичные военные события - наступление Красной армии и попадание в плен. Победы Красной армии автор связывает прежде всего с поставками из США и Великобритании вооружений, боеприпасов и продуктов, об этом он настолько часто упоминает на страницах мемуаров, что редактор вынужден сделать сноску о том, что автор сильно преувеличивает значение поставок по ленд-лизу (впрочем, большое значение этих поставок не отрицается - напротив, подчёркивается в воспоминаниях В. Иванова). Очень интересен период, который К. Куль провёл в плену: акцент сделан на человеческих взаимоотношениях в такой сложной ситуации. Автор рассказывает об изменении отношения к пленным со стороны русского начальства и населения, о работе в шахтах. С сожалением надо отметить недостаточно тщательную работу редактора перевода: встречаются несогласованные части предложения, сомнительные варианты перевода (например, "от той встречи у меня остались картинки" - вероятно, имеются в виду всё же фотографии), но будем надеяться, что в следующих изданиях эти ошибки будут устранены.
Любопытны случайные параллели в двух частях. Например, В. Иванов пишет о том, что немцы воевали по расписанию: ночью спали, если не нужно было передислоцироваться, утром - воевали, затем - обедали, вечером - продолжали воевать. А у К. Куля есть эпизод, когда он лишился своих часов и восклицает: "Что же это за солдат без часов!"
Подводя итог, можно сказать, что несмотря на некоторые вопросы к работе редактора, книга получилась отличной. Рекомендую всем интересующимся историей СССР и России и периодом Великой Отечественной войны! Считаю, что эти мемуары полезно читать всем старшим школьникам.
Не знаете, что почитать?