К сожалению, книга представляет собой исследование творчества Фонвизина с добавлением исторических фактов из его жизни, хотя ожидалось обратное.
Герой показан человеком, далёким от идеала (порой неудачно шутит, гневлив, язвителен и деспотичен с подчиненными, плохой хозяин, всегда в поисках покровителей). В общем, типичный литератор своего времени.
Автор (доктор филологических наук как-никак) демонстрирует умение строить сложные предложения со множеством уточнения и дополнений, вроде...
Герой показан человеком, далёким от идеала (порой неудачно шутит, гневлив, язвителен и деспотичен с подчиненными, плохой хозяин, всегда в поисках покровителей). В общем, типичный литератор своего времени.
Автор (доктор филологических наук как-никак) демонстрирует умение строить сложные предложения со множеством уточнения и дополнений, вроде таких :
1. "После этой удачи количество желающих пригласить Фонвизина увеличилось невероятно, и следующими слушателями «Бригадира» стали наследник престола Павел Петрович и его воспитатель, начальник Коллегии иностранных дел, в свое время посланник в Дании и Швеции, сторонник так называемой «северной системы», предполагавшей участие России в антибурбонской коалиции североевропейских государств, Никита Иванович Панин." (с.85)
2. "Кажется (и здесь роль адвоката я беру на себя), несомненно расположенный к Фонвизину биограф обвиняет своего героя без особых на то оснований: по свидетельству Василия Семеновича Хвостова, на которое ссылается Стричек, его брат, Александр Семенович, служил под началом Фонвизина, но «по пылкости свойств ума своего» с начальником не ужился
и оставил место." (с.92)
Из-за этого книга читается тяжело, школьникам вряд ли можно рекомендовать. Им бы оригинальное произведение осилить...
Книга написана лаконично и информативно, однако первое, что вспоминается после прочтения - слова, приписываемые П.А.Столыпину, о том, что "Россия - страна, где за 10 лет меняется всё, а за 200 лет - ничего".
Судьбы русских простолюдинов, сделавших государственную и деловую карьеру в петровской и постпетровской России, как на подбор, оказались трагичными :
- А.А. Курбатов - умер в тюрьме, не дождавшись суда;
- В.С.Ершов - после домашего ареста и тюрьмы ушёл в монахи, где опять...
Судьбы русских простолюдинов, сделавших государственную и деловую карьеру в петровской и постпетровской России, как на подбор, оказались трагичными :
- А.А. Курбатов - умер в тюрьме, не дождавшись суда;
- В.С.Ершов - после домашего ареста и тюрьмы ушёл в монахи, где опять оказался под арестом;
- А.Я.Нестеров - казнён;
- А.В.Макаров - умер под домашним арестом.
Инородцы и выкресты на русской службе (Остерман, Девиер, Ягужинский, Шафиров, Евреинов), также, несомненно, талантливые и деятельные, из-за своих пороков (пьянство, жадность, заносчивость) отделывались опалой и ссылкой, зачастую временной.
Причина всех "падений" одна - недовольство, обида, зависть, амбиции "государевых слуг", которые прежде вовсю кормились и делали служебные и придворные карьеры за счёт ума и предприимчивости героев книги.
В условиях непредсказуемости решений царской власти единственной "страховкой" для деловых людей были огромные капиталы, полученные только путём обмана того же государя и государства, подкупа вельмож и чиновников, и нещадной эксплуатации "подлых людей" (Строганов и Демидов).
Но и это не спасало от краха, как, впрочем, и сегодня.
По большому счёту, предпринимательство в России (всё, что масштабнее меншиковских пирожков с зайчатиной) так и осталось лотереей между сумой и тюрьмой.
Рекомендую, прочитаете на одном дыхании. См. фото первых страниц глав.
Не поддавайтесь на хвалебные отзывы, книга - не "старое вино", и даже не "уксус", а какая-то "вода на киселе".
Сюжет: выросшие наследники "героев невидимого фронта" стали ворошить старые дела; ностальгирующий Гиллем, которого тошнит от современных юристов, залезших в разведку.
В конце "романа" чуть-чуть показан Джордж Смайли, который, как и ожидалось, всё ещё жив и занимается любимым делом в читальном зале (ну как можно разочаровывать...
Сюжет: выросшие наследники "героев невидимого фронта" стали ворошить старые дела; ностальгирующий Гиллем, которого тошнит от современных юристов, залезших в разведку.
В конце "романа" чуть-чуть показан Джордж Смайли, который, как и ожидалось, всё ещё жив и занимается любимым делом в читальном зале (ну как можно разочаровывать читатателя?.. Да и возможность для написания ещё одной такой "тянучки" сохраняется...).
Основные итоги :
1. Внешний вид Смайли качественно преобразился - вместо ужасного костюма он оделся в красный пуловер и ярко-желтые штаны.
2. Карла вскоре после побега застрелился, и "Джордж был безутешен" (Ну да, ну да...Как-то не верится, чтобы железный Карла так быстро спёкся). Но об этом сказано вскользь в двух предложениях.
3. И главное, что Смайли говорит...Оказывается, вся его развед.деятельность, описанная ранее в 8-ми книгах, была посвящена не какой-то "непонятно чьей" Англии, а всей Европе (!!!) : "Если у меня была миссия, - бодания с противником не в счёт, - то связанная с Европой. Если я бывал бессердечен, то из-за неё. Если у меня была недостижимая мечта, то лишь о том, как вывести Европу к свету разума. И эта мечта ещё во мне жива."
ЧТО-О-О ?!!
Это Brexit да Меган Маркл что ль так подействовали на автора ? (Других причин не вижу, ну ведь не безвестные же немецкие поэты 17 века явились источником такого пафоса разведчика-"Мафусаила" ?).
И ради этого стоило издавать очередную книгу как бы о Смайли с громким названием "Шпионское наследие" ?!! Или издатели подсуетились и помогли 86-летнему дедушке наваять непритязательное "изделие", которое уж точно нельзя назвать романом ?
А потом "зарядить" редакциям газет за отзывы типа "Ах, винтаж со Смайли ! Налетай !"...
В общем, книга - увы и ах! - огромное разочарование.
Imho, надо было оставить героя в покое на последних страницах "Секретного пилигрима" ("О Смайли ни слуха, ни духа, но этого он и хотел"), а не заниматься на старости лет повторной эксплуатацией сюжетов с микроподробностями и, в целом, разрушением образов героев.
Неудачная стилизация под исторический детектив, в основе которого похождения гибрида из юного Фадорина и князя Мышкина в атмосфере как бы аверченковских ситуаций.
Главный герой также приехал из Швейцарии, где одновременно лечился и учился, но "всё не в коня корм": недолечился ("заскоки" лечит пилюльками да музыкой из шкатулок или часов), порой бредит, а образование при таком необычайном сочетании качеств (синестезия+ феноменальная память) в сыске не особо пригодилось.
И...
Главный герой также приехал из Швейцарии, где одновременно лечился и учился, но "всё не в коня корм": недолечился ("заскоки" лечит пилюльками да музыкой из шкатулок или часов), порой бредит, а образование при таком необычайном сочетании качеств (синестезия+ феноменальная память) в сыске не особо пригодилось.
И вот за счёт соединения всех этих невероятных "прибабахов" в одном лице главный герой с успехом справляется с "загадкой".
Ситуация, на которой строится весь сюжет книги, откровенно бредовая - чиновники хотят внедрить психологическое тестирование при приеме на военную службу, чтобы оптимально подбирать род войск и условия. Но "враги" хотят с помощью этих тестов манипулировать кадровыми решениями в армии.
Это что, "Азазель" повзрослел и деградировал ?
То есть долгосрочная программа по развитию лучших способностей у Акунина здесь превратилась в отбор уже готовых идиотов и предателей.
Неужели в армии и без тестов таких не хватало ???
Как и положено бульварному роману, всё ужасно предсказуемо, в роли "паука Мориарти" - Мервус-Парвус (с фамилией автор особо не заморачивался, да и другие параллели на поверхности: "гимназия в Одессе, университет в Базеле"), исполнитель - ну конечно же, петербургский ниндзя восточных кровей, местным поручить нечего нельзя - дальше взяток, пьянок, азартных игр да баб их интересы не поднимаются.
Стремление автора разнообразить сюжет сатирическими сценкам понятно, но получается не очень. Зачастую язык героев выдаёт надуманность таких ситуаций, призванных передать атмосферу того времени. Так, в разговоре некая мамаша заявляет, что недовольна "качеством оказанных услуг" (!!!), как будто она пришла в современную химчистку, а не в полицейский околоток 90-х годов позапрошлого века.
Задумка автора ясна, перед нами - готовый сценарий, расчитанный на то, что авось какой-нибудь канал его экранизирует, как очередной затяжной сериал-"жвачку" для невзыскательных зрителей, типа "Фонарей..." - побегали-порыскали герои "в поле", вернулись в околоток - а здесь очередное "веселье" и "цирк с конями".
imho, получилась ещё одна компилятивная поделка из большого числа расплодившихся сегодня псевдоисторических детективов с надуманно-"навороченным" сюжетом, разворачивающимся в "атмосфере" 19 века, то идеализированного и примитивизированного, то современно говорящего и мыслящего.
В результате ни жанр, ни сюжет, ни юмор не спасают.
Зря потеряете время, лучше перечитать оригиналов - Достоевского, Аверченко, Акунина. Кому что больше нравится.
Прочитав книгу, помимо подробного (насколько позволяют первоисточники) описания жизни и деятельности главного героя, его семьи, современников - соратников и противников, узнаете:
- почему государство называлась "Золотая Орда";
- кто из ханов сделал ислам государственной религией Орды;
- какое событие призвело неизгладимое впечатление на жителей и стало считаться подлинным началом "ордынского плена";
- почему в междоусобной борьбе в итоге проиграли тверские князья;
- о...
- почему государство называлась "Золотая Орда";
- кто из ханов сделал ислам государственной религией Орды;
- какое событие призвело неизгладимое впечатление на жителей и стало считаться подлинным началом "ордынского плена";
- почему в междоусобной борьбе в итоге проиграли тверские князья;
- о причинах смены политики Орды с "разделяй и властвуй" в сторону возвышения Московского княжества, как центра единой Северо-Восточной Руси;
- насколько Библия (а порой и прямая нумерология, следовавшая из неё) определяла поведение и поступки людей на Руси, с чем они ассоциировали себя и ханское правление, в чём видели "знаки";
- о причинах строительства монастырей во время ордынского ига, а также почему многие князья перед кончиной принимали монашеский постриг;
- как появилась шапка Мономаха (одна из версий).
Важнейшие слова книги принадлежат другому историку, В.О. Ключевскому. Автор цитирует их для характеристики эпохи ордынского правления, в которой жил князь Иван Данилович: "Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода. Что ещё хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после неё... Внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг; панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, в черту национального характера».
Но там есть и другие, более оптимистичные слова о будущем, которое стало реальным.
Прочитайте
Несмотря на название, книга не является панегириком царю и не содержит только однобокие дифирамбы да слащавые отзывы.
Воспоминания людей из близкого окружения царской семьи не содержат подобострастного восхищения "полубогом", а несут оценку человеческих качеств самодержца, причин и мотивов его поступков. Приведены также и откровенно критические отзывы современников (И.С. Тургенева, Э.Диллона) об Александре III.
В целом позволяет оценить сложную личность царя, которому пришлось...
Воспоминания людей из близкого окружения царской семьи не содержат подобострастного восхищения "полубогом", а несут оценку человеческих качеств самодержца, причин и мотивов его поступков. Приведены также и откровенно критические отзывы современников (И.С. Тургенева, Э.Диллона) об Александре III.
В целом позволяет оценить сложную личность царя, которому пришлось сделать немало непонятных, даже "реакционных" шагов, обойдясь при этом без того количества насилия, унижений и войн, что было обычным делом для времён, предшествующих его царствованию.
Может быть использована как дополнительный материал после прочтения подробного (и, imho, лучшего на сегодня) исследования о жизни этого царя, сделанного в книге И.Е.Дронова "Император Александр III и его эпоха" https://www.labirint.ru/books/605176/
В книге 15 очерков по истории науки и медицины.
На дефицит отечественных научно-популярных изданий в этой области указывает приведённый в конце книги список литературы, в подавляющем большинстве представленный англоязычной литературой и её переводами.
Написана ясно и кратко, но в то же время с охватом большого исторического материала.
Показано, что великие медики - учёные и практики - испытывали не меньше ударов судьбы, падений, взлетов, страстей, чем деятели искусства и их музы, о которых...
На дефицит отечественных научно-популярных изданий в этой области указывает приведённый в конце книги список литературы, в подавляющем большинстве представленный англоязычной литературой и её переводами.
Написана ясно и кратко, но в то же время с охватом большого исторического материала.
Показано, что великие медики - учёные и практики - испытывали не меньше ударов судьбы, падений, взлетов, страстей, чем деятели искусства и их музы, о которых автор писала ранее.
И великий Барнард, как наиболее современный нам герой, не играет в ложную скромность, когда заявляет: "Я - посредственный хирург...". Поищите перевод газетной заметки «Козочка профессора Барнарда»; жаль, что эта история не попала в книгу.
Обложка книги мягкая, тираж издания не указан.
Если заинтересовала тематика, то можно также рекомендовать новую книгу Михаила Шифрина "100 рассказов из истории медицины".
Пособие от автора книги "Английский язык: просто о сложном".
В книге 39 глав, каждая - всего на 2,5-3 листа и посвящена какой-то отдельной интересной теме.
При минимальных знаниях языка можно читать с любого места.
Книга может подойти не только старшекласснику, но и любому школьнику, только заинтересовавшемуся или
уже углубленно занимающемуся английским. Материал изложен кратко, с достаточным количеством разнообразных примеров, раскрывающих нюансы словоупотребления и перевода...
В книге 39 глав, каждая - всего на 2,5-3 листа и посвящена какой-то отдельной интересной теме.
При минимальных знаниях языка можно читать с любого места.
Книга может подойти не только старшекласснику, но и любому школьнику, только заинтересовавшемуся или
уже углубленно занимающемуся английским. Материал изложен кратко, с достаточным количеством разнообразных примеров, раскрывающих нюансы словоупотребления и перевода (загадки, слоганы, пословицы, строчки из песен, идиомы).
Тираж - всего 500 экз., к сожалению, мягкая обложка, страницы держатся на клею.
Но содержание книги полностью компенсирует недостатки формы, автор - знаток языка и большой эрудит, сумевший сжато, но ясно и интересно написать о сложном.
После прочтения сложилось чувство какой-то неполноты, недосказанности, незавершённости.
Т.е. перед нами - набор статей (причём не только о сторонах быта) без книжной цельности.
Ощущение, что автор хотела и могла сказать ещё что-то важное и интересное, а не получилось (не успела ?).
Из-за этого книга может рассматриваться только как приложение к трудам Лотмана или, например, к изданию "Быт пушкинского Петербурга. Опыт энциклопедического словаря"...
Т.е. перед нами - набор статей (причём не только о сторонах быта) без книжной цельности.
Ощущение, что автор хотела и могла сказать ещё что-то важное и интересное, а не получилось (не успела ?).
Из-за этого книга может рассматриваться только как приложение к трудам Лотмана или, например, к изданию "Быт пушкинского Петербурга. Опыт энциклопедического словаря" (https://www.labirint.ru/books/293287/)
Книга показывает, что аристократам, близко стоящим к трону русского царя, были присущи не только пороки, но и достоинства. А вельможи-иностранцы демонстрировали не только высокомерие и глупость.
В частности, сможете оценить:
- силу воли фельдмаршала графа Миниха, в 58 лет потерявшего всё и сумевшего подняться;
- хитрость графа А.И.Остермана, чьи "уши" "торчали" практически из каждого заговора.
Краткость изложения, в общем характерная для всех книг данной серии, не...
В частности, сможете оценить:
- силу воли фельдмаршала графа Миниха, в 58 лет потерявшего всё и сумевшего подняться;
- хитрость графа А.И.Остермана, чьи "уши" "торчали" практически из каждого заговора.
Краткость изложения, в общем характерная для всех книг данной серии, не является недостатком, а должна вызвать желание более подробно узнать о биографии и деятельности упомянутых в книге личностей из других, более подробных источников.
Несмотря на избирательность воспоминаний и их неоднородность (по глубине мыслей и объему) книга читается легко.
Интересны интуитивные оценки характеров, данные фрейлинами Павлу и Николаю I.
Главные слова в этой книге написаны умницей А.Ф.Тютчевой, почувствовавшей момент начала необратимого разложения империи:
"Торжество коронования (Александра II) закончилось, и началась обедня.
Меня очень огорчили невнимательность и равнодушие окружавших меня лиц.
Никто не молился; смеялись,...
Интересны интуитивные оценки характеров, данные фрейлинами Павлу и Николаю I.
Главные слова в этой книге написаны умницей А.Ф.Тютчевой, почувствовавшей момент начала необратимого разложения империи:
"Торжество коронования (Александра II) закончилось, и началась обедня.
Меня очень огорчили невнимательность и равнодушие окружавших меня лиц.
Никто не молился; смеялись, болтали, шептались, расспрашивали друг друга о назначениях и милостях, которые должны были быть дарованы по случаю коронации.
Некоторые даже взяли с собой еду, чтобы подкрепиться во время длинной службы.
В самые торжественные минуты становились на цыпочки, чтобы видеть, что происходит, а те, кто ничего не видел, высказывали своё неудовольствие словами, словами совершенно не соответствующими моменту...
Я не могла неоднократно не задавать себе вопроса, какое будущее ожидает народ, которого высшие классы проникнуты глубоким растлением благодаря роскоши и пустоте и совершенно утратили национальное чувство и особенно религиозное сознание, которое одно только может служить ему основой, низшие же классы погрязают в рабстве, в угнетении и в систематически поддерживаемом невежестве..."
Евгений Викторович, как всегда, великолепен.
Несмотря на то, что книга посвящена России 18 века, ощущается горечь автора от того, что за 3 века мало что изменилось. Всего 3 цитаты из книги:
"..."Непристойные слова" оказались очень ёмким юридическим понятием, которое могло применяться к любому суждению о власти, государе, политике, даже если в нём не было ничего оскорбительного для чести монарха."
"...Как "непристойное слово" воспринимали в политическом...
Несмотря на то, что книга посвящена России 18 века, ощущается горечь автора от того, что за 3 века мало что изменилось. Всего 3 цитаты из книги:
"..."Непристойные слова" оказались очень ёмким юридическим понятием, которое могло применяться к любому суждению о власти, государе, политике, даже если в нём не было ничего оскорбительного для чести монарха."
"...Как "непристойное слово" воспринимали в политическом сыске различные воспоминания людей о правящем или уже покойных монархах, даже если воспоминания эти были вполне нейтральны и имели источником не просто слухи, а официальные документы... Общее отношение власти к истории состояло в том, чтобы заставить людей жить только сегодняшним днём, мыслить в соответствии с официальной идеологией и меньше вспоминать прошлое."
"...Земной облик и жизнь монарха - тема безусловно запретная. В официальной идеологии у государя, как у Бога, нет возраста и очень слабо обозначается пол. Человеческие болезни государя, его физические недостатки, возраст, старость, частная, а тем более интимная жизнь и вообще всякие сведения о человеческой природе земного небожителя были для подданных под строжайшим запретом. Непременно наказывали людей, которые рассуждали, сколько ещё лет проживёт государь, или касались темы неизбежной в будущем кончины самодержца. В этом видели намёк на покушение."
Само исследование убедительно показывает, что страсть к массовому доносительству появилась не при "ужасной советской власти", а гораздо раньше,в "благословенные" великокняжеские, царские времена, когда "изветчиками были люди самых разных социальных групп и классов, возрастов, национальностей, вероисповедования, с разным уровнем образованности, от высокопоставленного сановника до последнего нищего." Доносительство в России было единственным эффективным способом выявления любого инакомыслия, а сам донос стал служить доступным власти способом тотального государственного контроля.
Обязательно к прочтению !
N.B. Книга 18+, из-за цитат из первоисточников.
В книге с использованием большого исторического материала делается попытка раскрыть среду, в которой действовали литературные герои, большинство из которых все проходили в школе, выявить подлинные мотивы их действий. Автором рассматриваются возможные прототипы героев в реальной жизни.
Проведён анализ поведения действующих лиц важнейших произведений русской литературы.
Наиболее удачно, на мой взгляд, это получилось в отношении героев Грибоедова, Пушкина и Гоголя.
Проведение параллелей между...
Проведён анализ поведения действующих лиц важнейших произведений русской литературы.
Наиболее удачно, на мой взгляд, это получилось в отношении героев Грибоедова, Пушкина и Гоголя.
Проведение параллелей между героиней Карамзина и Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I,
выглядит слишком натянуто. Хотя главный вывод автора очень точен и актуален:"Безобидная с виду повесть знаменовала страшный национальный комплекс - отказ мужчины от ответственности".
К этому же выводу приходит автор в отношении героя Лермонтова. Однако вряд ли стоит в характеристике поколения Печорина говорить про инфантилизм и апатию (с.364) - инфантилы под пули ни на дуэли, ни на войну на Кавказе никогда не идут.
Есть ошибка в датах. На с.225 указано, что Алексей Федорович Орлов родился в 1788 году.
В начале следующей страницы читаем: "После войны Орлов и Пушкин оказались в одних и тех тех же компаниях, <...> хотя поэт был на ДЕВЯТЬ (!) лет моложе." Ну уж год рождения Пушкина читатель должен знать !
Кроме того, во многих справочниках дата рождения А.Ф.Орлова означена как 19 [30] октября 1787 года.
Тем не менее, рекомендую к прочтению всем, кого в школе коробило от заезженных клише типа:
"Онегин не оценил чувств Татьяны...", "Умеренность и аккуратность - единственные характеристики Молчалина..","Подкаблучник городничий.." и т.п., и желающих по-новому осмыслить произведения классиков русской литературы.
Не знаете, что почитать?