Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Манюня | +18 |
Книжка в тельняшке | +17 |
Как хорошо… Стихи, сказки, рассказы, для детей | +17 |
У меня есть тайный остров | +11 |
Музыка звездного света | +9 |
Светлана и Николай Пономаревы – молодые авторы из Сибири - в 2008 году стали победителями конкурса им. Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков (1-я премия за повесть «Фото на развалинах»).
Книги Пономаревых – это настоящая литература, и поэтому о них так трудно писать. Прочитанное еще долго остается внутри тебя, тревожит, заставляет вспоминать персонажей как живых и знакомых людей.
«Боишься ли ты темноты?» - вроде бы детский вопрос. Но своя «тьма»...
Книги Пономаревых – это настоящая литература, и поэтому о них так трудно писать. Прочитанное еще долго остается внутри тебя, тревожит, заставляет вспоминать персонажей как живых и знакомых людей.
«Боишься ли ты темноты?» - вроде бы детский вопрос. Но своя «тьма» преследует и не отпускает в повести и мальчика Ярослава, пережившего гибель родителей, и воспитателя Сергея, который участвовал в военных действиях. Две истории переплетаются. Жизнь детского дома, в котором вынужденно оказался мальчик из хорошей семьи, знаток немецкого языка, показана без всяких прикрас, и вместе с тем от книги исходит свет настоящей человечности.
Светлана и Николай Пономаревы живут в моем родном городе, и тем необычнее и сильнее впечатления от произведения: пытаешься представить, где может происходить та или иная сцена, кожей ощущаешь перемены нашей сибирской погоды.
У авторов полное право касаться таких сложных и неоднозначных тем, как в этой повести: как и герой книги Сергей, они взяли на себя ответственность за чужую жизнь и сегодня являются родителями пятерых детей.
Я очень люблю Галину Дядину и считаю одним из лучших детских поэтов. К «Книжке в тельняшке» можно было бы взять эпиграфом ее собственное стихотворение «Вот иду я в шубе»:
Вот иду я в шубе,
А под шубой - кофта,
А под кофтой – майка,
А под майкой – сердце.
А у сердца слышно,
Как стучат колеса,
И оно, как поезд
Пассажирский мчится.
И в его вагонах
Нараспашку окна,
Нараспашку двери,
Нараспашку люди.
И у...
Вот иду я в шубе,
А под шубой - кофта,
А под кофтой – майка,
А под майкой – сердце.
А у сердца слышно,
Как стучат колеса,
И оно, как поезд
Пассажирский мчится.
И в его вагонах
Нараспашку окна,
Нараспашку двери,
Нараспашку люди.
И у них, конечно,
В чемодане море,
Корабли и чайки,
Облака и песни…
Жаль, что это замечательное стихотворение не вошло в «морскую азбуку»! Но зато мы можем раскрыть «чемоданчик с морем» самой Галины Дядиной – ее новую книгу! Волны непоседливы и капризны: приносят то стихотворную «мелочь», то полностью обкатанную «гальку» - стихотворение, где ни одно слово нельзя заменить другим. Тем и мотивов у поэта так много, что на каждую букву алфавита можно прочитать не одно, а несколько стихотворений. Мне очень понравились «античные» мотивы в детской морской лирике – стихотворения «Сирены», «Харибда», «Эгейское море», неожиданная «Одиссея»:
Вот бы странствовать лет двадцать!
Повидала б страны все я.
И круиз мой называться
Стал бы словом «одиссея»!
После предыдущих рецензентов с трудом нашла, какие стихи из книги хотелось бы отсканировать и показать, потому что иллюстрации радуют далеко не все. Остановилась на букве «Ч».
И, безусловно, кроме «Книжки в тельняшке» всем советую почитать подборку стихов Галины Дядиной «Я любуюсь человеком» из коллективного сборника «Как хорошо…» (Детгиз, 2009).
Книга «Манюня» Наринэ Абгарян появилась для меня как-то внезапно. Ничего не слышала об авторе, а затем заметила, что уважаемые мною блоггеры начали покупать и хвалить новую книгу.
Люблю читать о детях – независимо от того, взрослая книга или детская. Повесть «Манюня» можно воспринимать и как хорошую юмористическую прозу, и как ностальгические воспоминания-зарисовки о советском прошлом. Кого-то покоробит, что юмор порой грубоват, кто-то будет смеяться взахлеб. Но не забудет смешные события...
Люблю читать о детях – независимо от того, взрослая книга или детская. Повесть «Манюня» можно воспринимать и как хорошую юмористическую прозу, и как ностальгические воспоминания-зарисовки о советском прошлом. Кого-то покоробит, что юмор порой грубоват, кто-то будет смеяться взахлеб. Но не забудет смешные события из жизни двух подружек: как они выводили вошек, воображали себя снайперами, бегали на индийское кино, влюблялись в приезжего москвича и разочаровывались в любви… (Прилагаю забавное оглавление книги и несколько черно-белых иллюстраций, открывающих каждую главу).
Наринэ Абгарян настолько далека от назидательности, что порой настигает мысль: да литература ли это?! И только в конце книги автор обращает к нам слова, которые освещают новым светом все впечатления от только что прочитанного светлого и легкого текста:
«Я навсегда запомнила тот июнь, и густое ночное небо над Адлером, и шумные его улочки, и дни, когда мы все были вместе и ни одному нормальному человеку не было дела до того, грузин ты, русский, еврей, украинец или армянин, и казалось, что так будет всегда и этой дружбе нет конца и края…
Я ни к чему не призываю.
Я прошу вас остановиться на минуту и вспомнить, как это прекрасно – просто дружить.
Вот так должно быть сейчас. И завтра. И послезавтра. Всегда».
Как хорошо… что издательство «Детгиз» выпустило такую книгу! Когда-то в Ленинграде издавались сборники «Дружба» с произведениями молодых литераторов. Можно только порадоваться, что традиция возрождается.
Как хорошо… что в нашей литературе появилось новое поколение молодых талантливых поэтов! Галина Дядина, Наталия Волкова, Дина Бурачевская, Анна Игнатова… Мне уже пришлось читать с детьми их стихи, и они легко отличают друг от друга Галину Дядину, которая любит море и придумывает невероятные...
Как хорошо… что в нашей литературе появилось новое поколение молодых талантливых поэтов! Галина Дядина, Наталия Волкова, Дина Бурачевская, Анна Игнатова… Мне уже пришлось читать с детьми их стихи, и они легко отличают друг от друга Галину Дядину, которая любит море и придумывает невероятные сравнения, и выдумщицу Наталью Волкову, что дружит с феями и гномами и умеет играть со словами:
Дружат звери все и птицы –
От волчицы до синицы.
Но как только рядом ворон –
Сразу крики: «Вор он! Вор он!»
С детства он не брал чужого,
Был всегда он – ворон слова.
Не поймет он – отчего
Называют так его.
(Н. Волкова)
Если вспомнилось стихотворение про ворона, то хочется упомянуть и стихотворение Анны Игнатовой про ворон:
Вчера в магазине
На улице Бронной
В кондитерский зал залетели вороны
И, чтоб продавец не косился угрюмо,
Крикнули важно:
- КИЛО КАР-РАКУМА!
Однако потом в кошелек посмотрели
И каркнули тише:
- Кило кар-рамели…
Своя интонация есть и у Дины Бурачевской, которая умеет сочувствовать даже Бармалею:
Я жалею Бармалея!<…>
Его мама не любила,
Ненавидела и била.
Папа тоже не ласкал
И за волосы таскал.
Вот и скрылся он из виду,
Затаив в душе обиду,
Обижая всех подряд,
Сам себе уже не рад…
Как хорошо, что после выхода коллективного сборника прошло совсем немного времени, а у Натальи Волковой и Галины Дядиной уже вышли персональные сборники и их можно купить в «Лабиринте»! Очень надеюсь, что скоро в магазине появится и первая книжка Анны Игнатовой «О слонах, троллейбусах и принцах»!
К сожалению, современная проза для детей радует меньше. С одной стороны, появляется много «миниатюр» с абстрактными мальчиками и девочками в качестве героев, с другой стороны – преобладают произведения с элементами фэнтези (фэнтези люблю, но в этом жанре уже сложно быть оригинальным). Из прозаиков сборника «Как хорошо…» хотелось бы следить за творчеством Евгении Ярцевой (веселые рассказы о реальных детях), Аси Петровой (замечательная психологическая проза) и Натальи Дубиной (импрессионизм, яркость стиля).
Заголовок повести Т.Михеевой выражает чувство, которое очень важно для подростков – ожидание добра и поддержки от окружающего мира, а не предательства и недоброжелательности, которые так больно ранят в этом возрасте.
Сюжет двигают не столько внешние обстоятельства, сколько внутренние переживания главной героини Юльки. И сразу начинаешь разгадывать загадку: девочка узнает, что по результатам психологического теста является аутсайдером в своем классе, а сама буквально с первых страниц...
Сюжет двигают не столько внешние обстоятельства, сколько внутренние переживания главной героини Юльки. И сразу начинаешь разгадывать загадку: девочка узнает, что по результатам психологического теста является аутсайдером в своем классе, а сама буквально с первых страниц производит впечатление не слабого, забитого человека, а, наоборот, цельного и душевно богатого.
Поразила сцена, когда одноклассники публично читают Юлькин дневник, и реакция педагогов: эмоциональный отклик девочки на издевательства, ее попытка сжечь дневник – это «неадекватность поведения», нарушение школьной дисциплины. В этом эпизоде повеяло холодком и формализмом современной школы.
Взрослого читателя книга заставляет вспомнить свои собственные школьные годы и особенно старшие классы, когда каждый день происходило так много событий: важных, самых главных, самых волнующих.
Но настоящую оценку повести могут поставить только сами подростки. Желаю им прочитать эту весьма неплохую книгу!
Впервые я познакомилась с Натальей Дубиной – автором книги – благодаря детскому журналу «Кукумбер». Там были опубликованы ее «Аквариумные рыбки» - то ли большой рассказ, то ли маленькая повесть. Писательница сразу запомнилась своей собственной лирической и трогательной интонацией.
Читать новую повесть о подростках я опасалась - к сожалению, в последние годы этот жанр очень «заштампован», вот и книга Н.Дубиной вышла в серии «Только для девочек».
Но начало книги разрушает «штампы», уже...
Читать новую повесть о подростках я опасалась - к сожалению, в последние годы этот жанр очень «заштампован», вот и книга Н.Дубиной вышла в серии «Только для девочек».
Но начало книги разрушает «штампы», уже первый абзац завершается неожиданно и парадоксально: «Мой дом выходит окнами на другой дом, такую же многоэтажку. И окна соседней многоэтажки смотрят на похожее здание. И только десятый от нашего дом, я считала, стоит у моря. Если бы все раскрыли настежь окна, убрали бы занавески, то из нашего окна напролет было бы видно воду. Поэтому я всем говорю, что мы живем с видом на море». За парадоксами в мышлении главной героини Тин очень любопытно следить. Под стать ей и ближайшая подружка Сашка с младшим братом Федькой, которые живут в доме напротив и прилично загораживают море, «ставят психологические кордоны».
Почему-то в этой книге интересной мне показалась не главная сюжетная линия «повести для девочек» - поиск любви, а то, как героиня живет, дружит, ощущает жизнь. Повесть стоит прочитать хотя бы ради таких замечательно смешных сцен, как «взрослое свидание», на которое пригласил Тин маленький Федька, или «детский день рождения» для бабушки с участием всех друзей Тин, Сашки и Феди.
К сожалению, обычность основного сюжета несколько снижает впечатление от повести, хочется, чтобы такой талантливый автор не подчинялся «законам жанра», а шел своей собственной дорогой.
Книгу «У меня есть тайный остров» приобретала для библиотечной акции. В блогах Натальи Волковой и художницы Дианы Лапшиной прочитала, как создавалась эта книга, как выставлялись и обсуждались в интернете первые иллюстрации. Каким живым и творческим был процесс рождения, таким оказалось и само издание. Очень понравилось, как Диана Лапшина превратила книгу в единое пространство: герои стихотворений – феи, гномы, пингвины, тараканы, мальчик с воздушными шарами - переходят и перебегают со своих...
Я убедилась, что дети готовы вместе с Натальей Волковой и Дианой Лапшиной играть со словом и радоваться интересным поэтическим находкам. Они с удовольствием поиграли в кричалку про бегемота и черничный пирог, которую мы нашли в блоге Н.Волковой. А затем пантомимой изображали ситуации из стихотворения «Кто куда сел?» (о нем уже упоминалось в отзывах на книгу). Особенно удались им «живые иллюстрации» к фразеологизмам «сесть на шею» и «сесть в лужу». Не знаю, можно ли прилагать к отзыву фотографии с мероприятий по книге, но делаю такую попытку. Думаю, игры со стихами Н. Волковой сделают интереснее и домашние детские праздники.
Не знаете, что почитать?