Рецензия на книгу Берснева П.В. «Священный Космос Шаманов»
Книга санкт-петербургского философа-религиоведа, этнографа и известного писателя Берснева П.В. является развитием и своеобразным итогом многолетних полевых исследований автора на основе всестороннего научного анализа архаического наследия и новаций в духовной культуре коренных обитателей Америки и Азии. С глубокого и всеохватывающего рассмотрения традиционной духовной культуры автор естественным образом переходит к дню сегодняшнему,...
Книга санкт-петербургского философа-религиоведа, этнографа и известного писателя Берснева П.В. является развитием и своеобразным итогом многолетних полевых исследований автора на основе всестороннего научного анализа архаического наследия и новаций в духовной культуре коренных обитателей Америки и Азии. С глубокого и всеохватывающего рассмотрения традиционной духовной культуры автор естественным образом переходит к дню сегодняшнему, основной же вывод кратко можно сформулировать следующим образом: современный шаманизм (неошаманизм) является органическим продолжением классического и архаического шаманизма; на протяжении истории менялся язык описания шаманами своей деятельности и сакральных пространств, причем в прошлом шаманская традиция практически всегда опиралась на устную передачу информации, которая - в отличие от священных текстов, зафиксированных в неизменной письменной форме, что произошло в последующие эпохи - никогда не была чем-то данным раз и навсегда. Традиция выглядела «неизменной» в лучшем случае на протяжении одного-двух поколений. В действительности процессы миграции и обмена идеями, образами и мифами происходили постоянно. Как поэтично выразил это автор: «Мировой котел истории – это бурно клокочущий обмен всевозможными знаниями и навыками среди представителей различных культур, которые также постоянно перемешивались и обогащали друг друга новыми открытиями и представлениями о жизни и смерти.» Однако, независимо от интерпретаций миров, в которых путешествует шаман и обитателей этих пространств-измерений, способ отправиться в эти путешествия был практически один и тот же на протяжении всей истории существования шаманизма. Мирча Элиаде назвал совокупность этих методов вхождения в транс (разной глубины и интенсивности) и извлечения практической пользы от пребывания в трансе – «архаическими техниками экстаза». К этим методам можно с уверенностью причислить длительное (на протяжении тысяч лет) употребление психоактивных растительных «галлюциногенов», которые шаманы считали и продолжают считать своими учителями. Однако, это далеко не единственный способ вхождения в транс. Существуют культуры, в которых прием «галлюциногенных учителей» не распространен вовсе, тем не менее, шаманизм в них играет принципиально важную роль.
Еще один важный тезис книги таков: «Заимствование шаманизмом священных образов мировых религий вовсе не случайно». Это не просто дань доминирующим цивилизациям, подчинившим себе культуры «малых народов». В исторической ретроспективе шаманизм послужил основным мифопоэтическим источником, который питал все религии мира. Религии менялись в зависимости от социально-политических перемен в обществах мира, однако шаманские, архаические «паттерны» продолжали присутствовать в них с разной степенью выраженности. В связи с этим явление современного шаманского «синкретизма» не должно рассматриваться как нечто искусственное и случайное. Напротив, органичное вбирание шаманизмом из мировых религий того, что когда-то было посеяно на поле этих религий самим шаманизмом, вполне закономерно. От такой интеграции с мировыми религиями шаманизм не перестает быть шаманизмом. И более того, от такого взаимодействия с мировыми религиями шаманизм только выигрывает, поскольку впитывает из них высокие морально-этические идеалы, которые шлифовались человеческими сообществами на протяжении сотен и сотен лет истории. В конце XX начале XXI веков из этнического шаманизм трансформировался в явление значительно большего масштаба. Если раньше шаман был выразителем лишь узкой социальной (семейной, родовой, национальной) группы, то сегодня шаманы служат интересам всего человечества, независимо от цвета кожи, расы и языка (хотя в отдельных регионах этнический шаманизм еще сохранился до наших дней). Раньше шаманы говорили на языке мифологии лишь одного племени, на языке той социальной группы, к которой они принадлежали. В наши дни неошаман свободно принимает, впитывает и интегрирует образы и архетипы любых религий и верований, потому что эти образы для него, как символы и метафоры в художественном творчестве. Они не имеют для него закостенелой и ограниченной догматической ценности, но как поэтические символы выражают трансцендентные глубины и высоты магической жизни и мистического бытия. Сознание шамана чрезвычайно пластично. Оно исполнено творческого духа, импровизации и Духа Игры (о котором у нас пойдет речь ниже). Все это связано с общей эволюцией сознания (как индивидуального, так и коллективного), с тем процессом, который Е. А. Торчинов охарактеризовал как переживание Универсального Единства, предполагающего восхождение от расширения сознания ("космическое сознание") к «единению с божественным Абсолютом» и т.д.
Также следует отметить, что П.В. Берсневу удалось отчетливо проследить закономерности формирования религиозной традиции: понимание закономерностей формирования религиозного синкретизма есть понимание сути традиционной религиозной обрядности. Книга содержит серьезное исследование процесса синтеза ранних форм религии с христианством, буддизмом и исламом.
Несомненно, данный труд со временем займет почетное место среди научных исследований самого широкого спектра: и как собрание уникального полевого материала, лично собранного автором во время длительных экспедиций в бассейне р. Амазонки, в Мексике, Гималаях, Сибири и Средней Азии; и как новаторская попытка обобщения и переосмысления духовного опыта человечества на рубеже эпох. В связи со сказанным данное исследование не только академически важно, но и актуально в социальном и общественном смысле. Данную книгу можно считать серьезным научным прорывом, и, вместе с тем, она будет очень интересна как подготовленным читателям, студентам и преподавателям гуманитарных вузов, так и самому широкому кругу читателей.
Книга-путешествие по измененным состояниям сознания с вариантами выхода из лабиринов ума
«Лабиринты ума» - книга о глубинном мистическом опыте и о том, какое ко всему этому имеет наш головной мозг. Измененные состояния сознания, шаманский транс, медитации йогов, высшие контуры головного мозга, изложенные Гарвардским профессором, гуру психоделической революции 1960-х, психоактивные растения индейцев, почитаемые как священные врата в мир духов.
С книгой приятно проведут время те из читателей,...
«Лабиринты ума» - книга о глубинном мистическом опыте и о том, какое ко всему этому имеет наш головной мозг. Измененные состояния сознания, шаманский транс, медитации йогов, высшие контуры головного мозга, изложенные Гарвардским профессором, гуру психоделической революции 1960-х, психоактивные растения индейцев, почитаемые как священные врата в мир духов.
С книгой приятно проведут время те из читателей, кто страстно интересуется темой измененных состояний сознания: психоделическими, трансовыми, мистическими и религиозными опытами.
Эта книга интересна, прежде всего, тем, что изложенные в ней размышления автора подкреплены не только информацией, почерпнутой из книг, но и личным неоднократным психоделическим опытом, который он пережил в джунглях Амазонии в Перу с помощью легендарной Аяуаски. Полагаю, что с другими психоактивными растениями - энтеогенами - он тоже имел опыт.
Стоит также упомянуть, что Павел Берснев является учеником известного востоковеда Евгения Торчинова (1956—2003).
Все, кто читал Карлоса Кастанеду, помнят о его общении с духом Мескалито (лат. Lophophora williamsii). Этот дух, с которым Кастанеду познакомил его учитель Дон Хуан, стал союзником Карлоса в те времена, когда Кастанеда еще принимал кактус (первые две книги из серии магической кастанедианы). Было ли все это на самом деле или это плод вымысла гениального Карлоса Кастанеды спорят до сих пор. Но вот что действительно факт - это то, что в Мексике существует удивительное племя - уичоли. Столетиями...
Книга эта, конечно, совсем не для туристов. То, что книгу поместили в серию о знаменитых путешественниках, может сбить с толку. Хотя здесь описывается невероятно интересное путешествие в сердце амазонских лесов. Однако сравнивать "Мистическое путешествие в Новый Свет" Павла Берснева, например, с книгой польского писателя, который ведя заметки о рабочей поездке по Амазонке и Укаяли ("Рыбы поют в Укаяли", и вариант для детей "Зов Амазонки"), убивал животных направо и...
Не знаете, что почитать?