Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
История одного немца. Частный человек против тысячелетнего рейха | +21 |
Лавр | +5 |
Замок | +3 |
Vita Nostra | +3 |
Артур и Джордж | +2 |
Классические произведения очень сложно читать, т.к. про них многое сказано и после прочтения остаются лишь повторяющиеся из раз в раз устойчивые клише. Франц Кафка – автор весьма загадочный и непохожий не на одного канонического писателя. Моё знакомство с ним началось с неоконченного романа «Замок».
С самого начала книги повествование кажется очень странным. Создается впечатление, что читатель попадает в вязкую, мутную атмосферу. Я постоянно ловил себя на мысли, что так не бывает в реальной...
С самого начала книги повествование кажется очень странным. Создается впечатление, что читатель попадает в вязкую, мутную атмосферу. Я постоянно ловил себя на мысли, что так не бывает в реальной жизни. Вокруг героев создается обстановка сюрреализма, что побуждает читателя искать тайные, скрытые смыслы в происходящих событиях. Книга рассказывает о молодом человеке К, который приехал в деревню на работу землемером. Присутствие в имени человека лишь одной буквы К намекает на самого автора (Кафка). На всем протяжении книги герой выясняет все новые подробности процесса принятия его на работу. Выясняется, что из замка его попросили поработать землемером по ошибке, в действительности такого рода специалисты не нужны. Но поскольку признание ошибки огромного замкового аппарата, грозило увольнением ответственного лица, то отменять решение никто не осмелился. В таком контексте Замок предстает перед читателем государственным аппаратом, набитым множеством инстанций, нередко противоречащих друг другу. Местные жители коленопреклонённо относятся к работникам замка, и стараются не вступать в противоречия с ними. Главный герой К пытается идти против правил. Он ищет встречи с ответственным за его наем на работу человеком по фамилии Кламм, но огромный, неповоротливый аппарат всячески сопротивляется, т.к. это противоречит строго определенным инструкциям и регламентам. Если смотреть на книгу в таком ракурсе, то мы видим полную беспомощность обычного человека перед махиной государственного аппарата. Однако, можно отделаться от пресловутой аналогии с государством и представить Замок, в качестве сил, принуждающих человека что-либо делать по мимо его воли. В этом контексте Замок может быть и Церковью, и обществом и любым другим могущественным созданием или структурой. Борьба обычного, рядового человека со всемогущей структурой представляет собой мытарства, которые проходит человек на своем жизненном пути. Человек либо добивается признания у различных инстанций (родственников, государства, общества, церкви и т.д.) через строгое поклонение определённым правилам, либо разрушает существующую стену догматизма, и в итоге выстраивает новый набор правил. Эта бесконечная цепь событий, для меня, нашла отражение в факте неоконченности романа. Борьба человека с набором устойчивых правил и догм является бесконечной. Возможно, сама жизнь представляет собой постоянную перестановку стены догматизма, как символа достигнутых результатов.
Для меня роман Франца Кафки «Замок» — это крайне необычный, сложный читательский опыт. Творчество Франца Кафки и по сей день, как мне кажется, состоит в нетрадиционном взгляде на мир. Как у многих классических писателей, этот взгляд определенно трагический, но у Кафки – это взгляд с большой щепоткой сюрреализма. Читателю очень неуютно в его романах, как будто долго сдерживаемое правилами чудовище перемен пытается вырываться наружу и победить человека, не способного жить вне сложившихся ранее догм.
Со времен зарождения научного знания существует борьба между различного рода паранормальными, духовными явлениями и наукой. Правы ли люди, которые утверждают, что существуют некие духовные силы, что можно разговаривать с умершими, существуют ли приведения, есть ли таинственная энергия «ци», необходимая для функционирования нашего организма? Дать ответ на этот вопрос не так просто с научной точки зрения.
В своей книге «Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд» Джонатан Смит...
В своей книге «Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд» Джонатан Смит пытается описать научный взгляд на эту проблему. Автор объясняет, почему наука не признаёт астрологию, иглоукалывание, различные «духовные» практики, заступнические молитвы и т.д. Главным недостатком этих явлений становиться неповторяемость опыта. Научный факт или явление может повторить любой наблюдатель, если соблюдены все условия опыта. В случае паранормальных явлений этого невозможно сделать. Люди, рожденные в близкие по времени моменты, например, близнецы, согласно астрологии должны иметь схожие судьбы. Однако же, многие наблюдения не выявляют совпадения или схожести судеб близнецов. Для меня было открытием, что проведено немало научных исследований паранормальных явлений. Ученые не против изучать эти феномены, но на практике выясняется, что все явления не более, чем совпадения. Если два события происходят одно за другим – это еще не значит, что они объединены причинно-следственной связью. Возможно, это, просто, два независимых процесса, которые совпали во времени и пространстве.
В книге приводиться множество примеров тех логических ловушек, которые применяются пропагандистами паранормального. Автор пытается привести классификацию неверных логических доводов, которые используются при обсуждении сверхъестественных явлений. Не стоит только обвинять адептов всякой мистики, т.к. часто они и сами не вполне осознают свои логические ошибки. Одной из самых распространенных уловок пользуются на тренингах по правильной и успешной жизни, где зрителям предлагают пару супер успешных примеров, замалчивая о тысячах неудачных.
Стоит отметить, книга полна скептицизма, что не всегда нравилось мне, как читателю. Джонатан Смит в своей книге рассуждает, как ученый, подчиняясь строгим правилам логики. Это помогает ему выявить множество нелепостей, обмана и попросту шарлатанства в утверждениях различного рода целителей, астрологов и т.д. На мой взгляд, автор прав в том, что с точки зрения научного знания существование этих явлений пока очень сомнительно. Отсюда и этимология определений, применяемых к рассматриваемым явлениям – «сверхъестественное», «паранормальное» и т.д. С другой стороны, не стоит отбрасывать мотивирующую составляющую веры в паранормальное для конкретного человека. Возможно, что «паранормальные» явления нельзя пока объяснить, т.к. наука является развивающейся областью нашего мировоззрения. Возможно, это изменение восприятия конкретного человека, который сменил свое питание, подвергся физическому воздействию, принял препараты или оказался под действием гипноза. Возможно, явления существуют, но мы не соблюдаем условия, при которых они реализуются. Причин может быть масса. Модели, которые строят мистики зачастую невозможно проверить (в книге объясняется почему), полностью меняют современную концепцию мира и напоминают скорее наследие мифического мировоззрения, нежели некое действительное объяснение феномена.
Несомненным плюсом книги является рассказ читателю о научном взгляде на мир на примере паранормальных явлений. Автор призывает не отказываться от принципов критического мышления, т.к. они позволяют нам меньше совершать ошибок и не попасться на разного рода шарлатанства. Минусом книги я бы назвал крайнюю предвзятость автора. Верить или нет в мистические явления решать вам, но прежде, чем делать выбор, стоит ознакомится с различными точками зрениями на этот предмет, а представленная книга – неплохой пример научного взгляда на паранормальное.
Знаменитые люди для нас связаны с теми делами, произведениями искусства, которые обеспечили им популярность и славу. Для читателя из уст героя книги слышится голос автора, но в общем случае это неверно. Вот и создатель всем известного сыщика Шерлока Холмса вряд ли обладал незаурядными умственными способностями, которые при помощи дедуктивного метода позволяли делать точные выводы. Однако, в биографии английского писателя была одна история, в которая Артур Конан Дойл проводит детективное...
Главными героями романа Джулиана Барнса «Артур и Джордж» являются Джордж Эйдалджи и писатель Артур Конан Дойл. История начинается с череды вопиющих жестоких убийств животных в одном из районов Англии близ Бирмингена. В этих преступлениях обвиняют бедного солиситора (юриста) Джорджа Эйдалджи, который является сыном священника. Преследованию эта спокойно живущая семья подвергается только из-за того, что глава семейства родом из Индии, для многих англичан дикой и чуждой страны. Обвинение строит свои доказательства на нелепых и противоречивых выводах и бедный солиситор попадает в тюрьму. В заточении Джордж проявляет себя истинным христианином, стойко преодолевая все невзгоды. По истечении трех лет молодого человека освобождают, и он пишет письмо Артуру Конан Дойлю – известнейшему на всю Англию писателю и человеку, прося помощи в оправдании. Артур в это время переживает тяжкую потерю своей жены и ощущает полную апатию к событиям, происходящим вокруг него. Не имеющий привычки читать письма от бесконечных поклонников Шерлока Холмса, он случайно знакомиться с запиской от Джорджа Эйдалджи и загорается желанием оправдать незаслуженного обвиненного человека. Артур занимаясь делом оправдания солиситора, обретает заново желание жить, творить и активно участвовать в жизни. Результатом этого дела становиться не только оправдание молодого человека, но реформа правовой системы в виде создания арбитражного суда, который позволяет пересмотреть дело и оправдать незаслуженно обвиненных.
Роман «Артур и Джордж» - это рассказ не только об истории незаслуженного обвинения молодого человека, но, в большей степени, об устройстве английского общества в начале ХХ века. Автор показывает царящее в то время предвзятое отношение англичан к людям другой национальности. С какой циничностью рассуждает констебль о врожденных дикости и невежестве представителей индийского населения. Семья Джорджа, конечно, как любая семья, имеет свои особенности, но в гораздо большей степени является носителем английского духа, нежели местные жители. Артур Конан Дойл в книге является представителем истинной английской порядочности, чести и справедливости, присущей британскому дворянству. Доказательством этого является его отношения с женой и женщиной, в которую он влюбляется. Сколько благородства, чести и честности в этом любовном треугольнике.
Роман «Артур и Джордж» Джулиана Барнса – это неспешный, полный благородства и чести английский роман в духе Чарльза Диккенса. Читая книгу, ощущаешь себя в деревянном старинном доме, расположенном среди бескрайних полей старой Великобритании, в которой верят в непогрешимость закона и достоверность спиритизма, а за окном таинственно расстилается вездесущий туман!
«Не дай вам бог, жить в эпоху перемен». Эти слова Конфуция прекрасно отображают трагедию отдельного человека или группы людей в дни изменений устройства общества. Книга Владимира Медведева «Заххок» описывает трагические события в Таджикистане, которые произошли после развала СССР. Прежнее устройство мира в одночасье для жителей азиатской страны рушится и власть над отдельно взятой деревней попадает в руки тирана Зухуршо, имеющего отдалённые представления о нравственности, чести и имеющего одну...
История, описанная в книге, освещается различными героями, каждый из которых представляет собой некоторый взгляд со стороны. Такая манера повествования позволяет автору преподнести читателю разносторонний взгляд на чудовищные события. Каждому герою в начале романа по-своему противно лицезреть деспотичную власть. Карим- простой парень из деревни, надеясь только на вышестоящего командира, смиренно ждёт своего часа. Даврон - начальник армии Зухуршо, превыше всего ставит долг и честь. Джоруб - местный житель, всегда пытается поступать по совести, как бы тяжело не было. Андрей, русский парень, главной мотивационной составляющей поведения которого является юношеский максимализм. Эшон Ваххоб – местный суфий, который являет собой философский и религиозный взгляд на мир. Зарина, русская красавица, которая по-женски сочувствует главным героям и ждёт защиты от мужчин. Российский журналист Олег, который в попытке составить объективную картину происходящих событий, становится заложником деспотичного правителя. Все герои, от лица которых ведёт повествование автор, к концу романа невольно потворствуют тирании, обрушившейся на небольшую деревню. Власть в своей жажде наживы может стать настолько сильной, что никакие усилия со стороны военных, духовных, общественных сил не в состоянии предотвратить трагедию. Самое печальное, что в конце романа мы видим власть Заххока отрывается от своего носителя, злого и алчного Зухуршо, и распространяется подобно вирусу на многих людей.
События, описанные в книге, поражают своей бесчеловечностью и вводят читателя в состояние страха и ужаса. Напишу банальную мысль, но об этих события необходимо знать и помнить для того, чтобы подобное не повторилось! Читая роман Владимира Медведева, появляется отчаянное желание вырваться из этого ада, но в книге остаются живые, добрые и благородные герои, которых ты не в силах оставить, не узнав их судьбу. Книга Владимира Медведева «Заххок» прекрасный роман, описывающий трагедию обычных людей в столкновении с властью, у которой основной целью существования становится нажива.
Жанр фантастики даёт автору мощные художественные механизмы. Мне очень нравятся книги, в которых фантастические элементы используются в качестве инструментов отображения психических процессов, происходящих в потаённых уголках человеческой души.
Марина и Сергей Дяченко в своём романе «Vita Nostra» безупречно вплетают в своё повествование элементы фантастики, которые призваны продемонстрировать духовный мир героев. Книга рассказывает о девушке Саше, которая вынуждена поступить в странный...
Марина и Сергей Дяченко в своём романе «Vita Nostra» безупречно вплетают в своё повествование элементы фантастики, которые призваны продемонстрировать духовный мир героев. Книга рассказывает о девушке Саше, которая вынуждена поступить в странный институт в захолустном городке. Читатель вместе с главной героиней не понимают зачем и чему здесь обучают студентов. C отвращением девочка замечает очень странные изменения в старшекурсниках. Всякая попытка Саши выяснить у более опытных студентов предмет обучения натыкается на невозможность объяснить младшим ученикам знания, которые дают в институте. Один из основных преподавателей и куратор не делают попыток внести ясность, а только требуют выполнения заданий. Авторы очень точно описывают процесс обучения, как таковой. В начале ученику невозможно никакими способами объяснить предмет изучения и показать мотивирующую составляющую познания. Любые попытки преподавателя сделать это будет натыкаться на физическую невозможность юного ума понять, что ему объясняют. Маленький первоклассник никогда не поймёт интегралы или метания Анны Карениной, т.к. не имеет механизмов осознать подобное. Такое положение вещей вызывает у юной девушки неприязнь и бессмысленность всего процесса. Преподаватели представляются монстрами, не знающими жалости и требующие выполнения бессмысленных упражнений. В эти моменты учитель напоминает учебник с задачами, на которые есть единственный ответ. Всякое другое решение будет неправильным и за это неминуемо следует наказание. Позднее, читателю прекрасно понятно, что на начальном этапе развития единственной мотивацией в познании мира может стать какое-то наказание, т.к. любознательность воспитывается, а не даётся нам от рождения.
Большой заслугой авторов является описание душевных терзаний юной Саши при столкновении с неизвестным и непознанным. Читатель вместе с главной героиней пробирается сквозь завесу непонимания и постепенно ей открывает истинный смысл вещей и явлений. На протяжении всего романа видно, как изменяется девочка, как в ней ломаются внутренние барьеры и загорается пламя познания. Позднее на «переходном» экзамене Саша перешагнёт в другой огромный, яркий, свободный мир, который и был целью всего обучения. Загадку в каком виде предстаёт мир для главной героини после обучения я оставлю для тех, кто соберётся прочитать эту книгу. Уверен, что читатель будет очарован образом, в котором в конце книги предстанет человечество с огромным стремлением к познанию.
«Vita Nostra» (в переводе с латинского «наша жизнь») – прекрасный, захватывающий роман о существе знания, роли учителя и трансформации ученика. Повествование в прекрасной, увлекательной, образной форме показывает процесс взросления и обучения человека.
Помню, в подростковом возрасте любил читать книги, в которых на каждой странице происходит что-то новое, меняющее сюжет или контекст. В этих историях главный герой постоянно совершает неимоверные подвиги, кого-то преследует, делает быстрые, не всегда точные выводы, но в итоге добирается до истины.
Автору двух книг «Ванго. Часть1. Между небом и землей» и «Ванго. Часть 2. Принц без королевства» удалось написать увлекательную, динамичную историю юноши по имени Ванго. Сюжет книги построен таким...
Автору двух книг «Ванго. Часть1. Между небом и землей» и «Ванго. Часть 2. Принц без королевства» удалось написать увлекательную, динамичную историю юноши по имени Ванго. Сюжет книги построен таким образом, что читатель находиться в состоянии постоянной загадки, которую непременно необходимо раскрыть, т.к. от этого зависит его жизнь. История начинается с того, что за главным героем Ванго начинается погоня, в которой участвует, казалось бы, весь мир. Бедного юношу преследуют нацисты, советские спецслужбы, французская полиция, какие-то бандиты, торгующие оружием. Ванго, не имеющий ни малейшего представления о целях преследователей, неимоверным напряжением физических и умственных сил избегает одной погони и тут же попадает в другой переплёт. Автор настолько умело описывает события, что не возникает ощущения неправдоподобности происходящего. Наоборот, всякая значимая деталь в книге позднее связывается с другой и возникает образ плотного и крепко скреплённого сюжета. Я, как читатель, ловил себя на постоянном ожидании и желании новых приключений.
Действие романа разворачивается в 30-е годы ХХ века, наполненные перед войной различными противоречиями. Автор умело, без нравственных поучений рисует состояние напряженного мира, готового разразиться громадным взрывом. Тимоте де Фломбель, не раскрывая всей сути, элегантно касается нескольких интересных деталей, характерных для этого времени, которые могут сподвигнут юного читателя поискать более подробную информацию. Да, и причина, по которой все преследуют главного героя, вызовет немалый интерес! Сюжет романа, как будто случайно, заносит Ванго в Италию, Францию, Германию, Англию, Америку и Россию – основных игроков во второй мировой войне. Читатель видит главного героя, как олицетворение постоянно ускользающих свободы и счастья, за которыми все гоняются. Ванго же находит радость жизни в любви юной Этель, нежной материнской заботе мадмуазель и дружбе загадочной Кротихи.
Конечно, как во всех подростковых приключенческих романах, добро победит зло, хотя и не без потерь, обид и горя. Однако, основным достоинством романа является, так необходимых для юных читателей, динамичность и яркость сюжета, раскрывающего силу воли и стремление главного героя к раскрытию тайны и обретению простого человеческого счастья! Думаю, читатель отлично проведёт время за чтением столь увлекательных приключений юного Ванго!
После прочтения некоторых книг возникает трудность ответить на простой вопрос «о чём книга и какой главный смысл прочитанного?». Ощущение, что прикоснулся к чему-то великому и безумно ценному, но описать увиденное или услышанное невозможно. Любые слова будут умолять красоту и мощь того, с чем ты соприкоснулся.
Формально книга Евгения Водолазкина «Лавр» — это житие святого, описание его мытарств. Это лишь наглядная часть романа. При прочтении понимаешь, что роман о безграничной любви, о...
Формально книга Евгения Водолазкина «Лавр» — это житие святого, описание его мытарств. Это лишь наглядная часть романа. При прочтении понимаешь, что роман о безграничной любви, о времени, о Боге и тайне. Травник Арсений в начале романа переживает сильную трагедию, и в результате в душе юноши поселяется вечная вина за произошедшее. Это чувство, рожденное безмерной любовью к своей возлюбленной, перерастает в сопричастность и ответственность за ту боль и несчастья, что происходят в мире. Весь его жизненный путь превращается в служение и жертву, которая будет причастием и покаянием, которого лишились его Устинья и нерожденный сын.
В романе автор перемешивается древнерусский язык с современными словами, жители XV века цитируют Антуана де Сент-Экзюпери, герои рассказывают, что территория кладбища стала комсомольской площадью, в средневековье в лесу появляются пластиковые бутылки. Писатель подчеркивает мысль, что время – иллюзия нашего немощного ума, не способного вместить всё понимание мира. «Я скажу странную вещь. Мне все больше кажется, что времени нет. Все на свете существует вневременно, иначе как мог бы я знать небывшее будущее? Я думаю, время дано нам по милосердию Божию, чтобы мы не запутались, ибо не может сознание человека впустить в себя все события одновременно. Мы заперты во времени из-за слабости нашей.» Полное ощущение мира может вместить только понятие Бог. «Люди свободны, ответил Амброджо, но история несвободна. В ней столько, как ты говоришь, помыслов и поступков, что она не может свести их воедино и объемлется только Богом». Безграничная любовь к Устинье приводит главного героя к мыслям об иллюзорности времени, понятию и ощущению всеобъемлющего Бога. Автор неявно выражает мысль, что любовь предшествовала созданию мира, что «Бог есть любовь».
В итоге главный герой, претерпевая много невзгод и лишений, меняя имена и звания с травника Арсения до старца Лавра, символически получает прощение и возможность мирно уйти, спасая деревенскую девушку с ребенком и взяв на себя грех нечестивого человека. Старец Лавр возлагает на себя полную ответственность за всё, что твориться в мире, и становится подобен Богу, который для автора так и остаётся непостижимой тайной. «Что вы за народ такой, говорит купец Зигфрид. Человек вас исцеляет, посвящает вам всю свою жизнь, вы же его всю жизнь мучаете. А когда он умирает, привязываете ему к ногам веревку и тащите его, и обливаетесь слезами. Ты в нашей земле уже год и восемь месяцев, отвечает кузнец Аверкий, а так ничего в ней и не понял. А сами вы ее понимаете, спрашивает Зигфрид. Мы? Кузнец задумывается и смотрит на Зигфрида. Сами мы ее, конечно, тоже не понимаем.»
Роман «Лавр» Евгения Водолазкина – это прекрасная, великая литература, создаваемая на наших глазах! После прочтения последних строк недоступность словесного выражения того величия бытия, о котором я услышал у автора, выразилась невольно наворачивающимися слезами и таинственным трепетом внутри!
«С тех же пор, как стал я побольше всматриваться в мерзости, я просветлел духом» Н.В. Гоголь. Прекрасное, полное глубинного смысла высказывание нашего замечательного классика довольно точно отражает воздействие от прочтения книги Себастьяна Хафнера «История одного немца».
Прекрасный немецкий журналист рассказывает о времени, когда к власти в Германии пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером. Себастьян Хафнер описывает свой взгляд процесс превращения столь культурно развитой нации в...
Прекрасный немецкий журналист рассказывает о времени, когда к власти в Германии пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером. Себастьян Хафнер описывает свой взгляд процесс превращения столь культурно развитой нации в носителей чудовищных, антигуманных идей. Одной из главных причин появление нацизма в Германии автор называет участие страны в Первой мировой войне. Подростки воспринимали войну, как своего рода соревнование, в котором побеждали или проигрывали «наши» бойцы. Писатель сравнивает этот процесс с фанатизмом болельщика, который в какое-то время теряет сочувствие к сопернику. Недаром ведь после окончания первой мировой войны набирают популярность спортивные организации различного масштаба, целью которых является лишь достижение результата. Имеет смысл только дальше ли ты прыгнул или быстрее пробежал, чем вчера. Жизнь человека превращается в постоянную гонку за цифрами, а тот факт, что за ними стоят живые люди, мало кого интересует. Символ подобного обесценивания человеческого существа можно увидеть в чудовищной инфляции, которая разразилась в 1923 году. «Фунт картофеля, который утром стоил 50?000 марок, вечером продавали уже за 100 000; зарплаты в 65 000 марок, принесённой домой в пятницу, во вторник не хватало на пачку сигарет». Зарплаты и цены растут с громадной скоростью, а реальной ценности деньги не имеют. В этот момент начинают возникать национальные идеи, которые были поддержаны населением, вынужденным думать о том, где достать кусок хлеба. «Целому немецкому поколению тогда был удален очень важный душевный орган, придающий человеку устойчивость, равновесие, а также, разумеется, и тяжесть. Он проявляет себя как совесть, разум, житейская мудрость, верность принципам, мораль или страх божий.» В таком контексте национальная идея, дающая возможность развить культуру целого народа, неизбежно перерастает в нацизм. Созревание фашизма подобно истории с варварами, которые разрушили Рим. Погоня за цифрами будь то, количество денег в кошельке, рейтинги или влияние, приводит к появлению у власти более наглых, прямолинейных, ничуть не стесняющихся своей необразованности людей, каким являлся Гитлер.
Насколько по-разному воспринимают общую боль поражения в Первой мировой войне Себастьян Хафнер и Гитлер. «Когда я сравниваю, какие выводы Гитлер и я сделали из общей боли: у одного — ярость, упрямая злость и решение стать политиком; у другого — сомнения в адекватности правил игры, в самой игре и зреющий ужас перед непредсказуемостью жизни, — когда я эти вещи сравниваю, то вывод, как ни крути, один: реакция одиннадцатилетнего подростка была куда более зрелой, чем реакция двадцатидевятилетнего мужчины». Интеллигентный, культурный человек воспринимает боль, как неотъемлемую часть нашей жизни, как стимул к развитию и совершенствованию. Однако, такой человек полностью беззащитен перед наглостью и упрямой злостью животного происхождения. В тот момент, когда с животной яростью уничтожают ценности, культурный человек в силу своего воспитания не может дать отпор невежеству.
Необычным для меня образом, фашизм после 1933 года (приход к власти Гитлера) взращивается посредством внедрения в умы людей идей товарищества и братства. Эту связь Хафнер испытал на своей шкуре, когда вынужден был участвовать в военной подготовке будущих юристов, коим он хотел стать. «Товарищество — чтобы начать с самого главного — полностью устраняет чувство личной ответственности, как в гражданском, так и в религиозном смысле, что значительно хуже. Человек, живущий в условиях товарищества, не знает заботы о своем собственном, отдельном существовании, он исключен из суровой жизненной борьбы». «Однако гораздо хуже то, что товарищество снимает с человека ответственность за себя самого перед Богом и перед совестью. Человек делает то, что делают все. У него нет выбора. У него нет времени на размышления (разве что он, на свою беду, проснется ночью один-одинешенек). Его совесть — это его товарищи, она дает ему отпущение всех грехов, пока он делает то же, что все.» Хафнер ловит себя на мысли о чудовищности идей товарищества только в момент окончания его военной подготовк. При обучении он, как и большинство его сослуживцев, поддаётся влиянию, лишающему человека всякой личной ответственности. Идея о том, что братство и товарищество имеет столь негативную окраску для меня было открытием, никогда не думал об этих понятия в таком контексте.
Меня давно интересовал вопрос, как же так получилось, что великую культурную нацию, в среде которой родился И.С.Бах, И.В. Гёте, Г. Гейне, Л.В. Бетховен и превеликое множество гениальных людей, возглавил необразованный прапорщик. Книга Себастьяна Хафнера для меня немного приоткрыла завесу этой страшной тайны и в некой степени научила более пристальней вглядываться в идеи и призывы, которые повсюду витают вокруг нас!
«Дом, в котором…» Мариам Петросян. Книгу читал очень долго. Может, потому что она объёмная. Долгое время при прочтении книги не мог понять, где происходят действия, и кто главные герои. Как будто продираешься сквозь бесконечные дебри, не зная выхода. Читая книгу, попадаешь в таинственную смесь из реальности и вымысла. Герои говорят об обычных вещах, наделяя предметы магическим значением, и ходят по коридорам дома, попадая в лес, полный страхов и жути. Читая книгу, пытаешься отделить реальность...
В доме есть группы, на которые поделены жители. Первая группа (фазаны) – это образцово-показательная часть жителей, которые сконцентрированы на учебе и дисциплине. «Фазанья жизнь не располагала к тому, чтобы узнавать что-то новое. Она вообще мало к чему располагала. В первой все было расписано по минутам.» Остальные жители, каждый по-своему, чувствуют жизнь и дыхание дома. Именно, знакомство с этими ребятами показывает нам, что есть «изнанка дома» - обратная, параллельная, невидимая часть их жизни. На протяжении всей книги автор пытается показать эту часть дома, которые имеет гораздо больший смысл для ребят. «Изнанка дома» - яркая, полная чудес, страшная, жестокая, влекущая к себе вселенная! Её невозможно описать в терминах рационального ума. «Дом требует терпеливого отношения. Тайны. Почтения и благоговения. Он принимает или не принимает, одаряет или грабит, подсовывает сказку или кошмар, убивает, старит, дает крылья. Это могущественное и капризное божество, и если оно чего-то не любит, так это когда его пытаются упросить словами. За это приходится платить».
Книга «Дом, в котором…» — это не литература в классическом понимании, это волшебство и чародейство. Часто отмечают, что это фэнтези, но, если это и так, то, однозначно, это какой-то новый формат фантазии. Для себя, я отметил, много из того, что говорят герои очень важно, но конечного смысла в этом то ли нет, т.к. это глубже всяких смыслов, то ли я не достал до дна этой бездны.
Книга похожа на притчу, в которой задаётся вопрос: "Стоит ли хранить воспоминания? Нужно ли помнить всё что было или что-то стоит забыть?" Вопрос непростой, ответа на него нет. В книге показана проблема, которая возникает при появлении этого вопроса. При попытке ответить многое может перевернуться с ног на голову и король Артур превратится в палача. Прекрасный роман, полный смыслов и тайн!
Не знаете, что почитать?