Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Сговор остолопов | +25 |
Доводы рассудка | +13 |
Клубок змей | +11 |
Одиссея | +7 |
Перед нами ГГ - Луи, богатый умирающий старик, решивший излить напоследок все свои мысли и чувства в прощальном письме для жены. Да вот, старик оказывается с непростым характером, сразу в начале письма мы чувствуем его гнев, злобу, злопамятность по отношению к родным людям (жене и детям). Он их ненавидит за то, что они кажутся ему напрочь корыстными. Это его точка зрения, он исходил из неё всю свою супружескую жизнь, не ведая, какие чувства на самом деле родные к нему испытывают. Семья-то его...
До чего же приятен глазу и слуху этот невыразимый слог, превносящий в темп повествователя ту свойствейнную всякому эпосу изюминку, делающую историю столь значительной, а персонажей - героическими в исконном смысле этого слова.
Казалось бы, одно удовольствие наслаждаться этим чарующим сочетанием ритма и слова, однако в какой-то момент повтряемость сочетания крылатых слов набирает критическую массу и статновится уже не такой приятной. И, так как все выражения встречались читателю уже не раз и не...
Казалось бы, одно удовольствие наслаждаться этим чарующим сочетанием ритма и слова, однако в какой-то момент повтряемость сочетания крылатых слов набирает критическую массу и статновится уже не такой приятной. И, так как все выражения встречались читателю уже не раз и не два, удовольствие от сменяемых морфологических декораций сменяется желанием избавиться от назойливых сочетаний. Раздражение тем больше растёт, что употребляться они начинают без всякого смысла: всякое обращение одного перснажа к другому именуется здесь «бросанием крылатого слова» (иногда эпитет меняется, однако «крылатый» здесь превалирует, побеждая конкурентов с огромным отрывом), потому крылатыми словами здесь бросаются без преувеличения в каждой строчке; богоподобность в определённый момент приписывается едва ли не каждому (если про Итаки царя Одиссея или Телемаха, прославленного Лаэртова внука, это ещё бы можно было понять, то вот простолюдина-свинопаса, равно как и кого-то из прохиндеев-женихов Пенелопы, представляющихся средоточением всего низменного и в высшей степени безобразного, это уже вызывает вопросы.
Здесь можно бы порассуждать о свойственной появившейся позже христианской традиции принципа, согласно которому каждый из смертных, будучи созданным по образу и подобию и являясь сыном Божьим, может без нарушения логики претендовать на упомянутый титул, тем не менее столь частое употрбление изначально сильных эпитетов обесценивает их значимость в глазах читателя, из-за чего окончательное впечатление оказывается гораздо слабее, чем могло бы.
Сам Одиссей, сказать по правде, представляется героем сомнительным: только лишь из одного самолюбия он подвергает опасности свой корабль - для капитана, к тому же царя, непозволительная неосмотрительность, - подчиненные ему люди могут легко ослушаться данного Оддиссем приказа, если только царя не будет поблизости - опять же факт, говорящий не в пользу лидера, - убивает знатнейших мужей Итаки только за то, что после двадцати (!) лет его отсутствия, позарились на супругу его, Пенелопу. Телемах в этом плане показался читателю куда более последовательным и благородным: всё делал он по велению богов либо отца, а так как почитание последнего входит в число добродетелей, как и защита чести собственной матери, этому юноше нам нечего предъявить.
Но пытаться понять мораль древних, руководствуясь современными представлениями - занятие едва ли осмысленное.
С другой стороны, претензии по поводу последовательности сюжета и поступков героев мы не вправе предъявлять автору потому хотя бы, что тот и другие взяты из преданий и мифов и являются всего-навсего переложением уже известной истории в новую форму при сопутствующем дополнении и обогащении текста теми подробностями, каковые счёл нужным автор.
Но что точно не могло не порадовать - то, какую роль играет греческий пантеон в судьбах смертных, то, как эти боги способны услышать обращённое к ним воззвание и содействовать осуществлению желаний просителя. Приятно удивляет и то, что божества не всесильны и, хоть и помогают иным и карают других, всё же не могут силою заставить делать то либо иное - оставляют место для того, что позже, в христианстве, будет названо свободной волей.
Что ж, видимо, словоблудие автора заразительно, а читателю на этом стоит послушать своих же советов и не растягивать повествование, если всё по существу уже сказано, вино выпито, а кровь пролита.
Как гласит Википедия "Доводы рассудка" - бытовой роман. Так оно и есть. Перечитав множество рецензий приходишь к выводу, что это далеко не лучшее произведение Остен. Оно не хуже чем любое другое, но его уникальность именно в том, что там описываются чувства и эмоции как они есть. Такие книги как "гордость и предубеждение" или "чувство и чувствительность" читаешь в захлёб, не останавливаясь. Пусть сначала кажется, что это очередные "заезженные" любовные...
А в этом "бытовом" романе все совсем иначе. Любовь, как и полагается в произведениях мисс Джейн, присутствует от начала и до конца. Но на середине книги тебе уже становится сложно читать. Ты устаешь и кажется, что уже знаешь чем все кончится. И в какой-то момент хочется сказать "я что, Остен читаю, чтобы на реальную жизнь посмотреть?!" Здесь любовь - как она есть. Нежная, в некоторых моментах - пылкая, долго остающаяся в сердце. Но более зрелая, которая может пройти через многое. Она не является перед нами пламенем, сжигающем все на своем пути; а показана, как что-то теплое, уютное. Что-то, что будет гореть долго и согревать только их двоих.
Если самые популярные романы Джей Остен придутся по вкусу любому, кто хочет немного сказочной романтики; то "Доводы рассудка" имеют свой определенный круг читателей, которые хотят видеть любовь, романтику и нежность как можно реалистичнее.
Не знаю как другие, но я заинтересовался книгой исключительно из-за биографии автора. Бесконечные отказы в выпуске книги, последующее самоубийство в 31 год (!) и наконец выход книги спустя 11 лет, а все благодаря матери, которая все же добилась своего. Последующий успех, признание критиков и Пулитцеровская премия еще год спустя. Ну как тут не заинтересоваться и не прочесть книгу, а?
И первое, что я понял, когда прочитал "Сговор Остолопов" - эта книга идеальный вариант, который можно...
И первое, что я понял, когда прочитал "Сговор остолопов" - эта книга идеальный вариант, который можно использовать в сочинениях. Когда я сам заканчивал школу, приходилось искать такие книги, из которых можно брать аргументы, желательно на все случаи жизни. Аргументами мы называли примеры из книг, подтверждающие проблематику текста, по которому сочинение и писалось. Типа, если в тексте к сочинению поднимается проблема разных поколений, то пишешь, конечно же, о книге "Отцы и дети", банальнейший пример привел, но все же. И, как мне кажется, книга Джона Кеннеди Тула просто бриллиант, если смотреть на книгу именно с этой точки зрения.
Важная часть книги - это, конечно же, сатира. И сатира тут нетипичная. Это не та сатира, которую называют "тонкой и остроумной", или какие там эпитеты еще применяются к сатире. Не, тут сатира идет прямо, буквально просто прет, как танк. Это не плохо, не хорошо. Это не значит, что сатира глупая, дерьмовая и ваще ни о чем. Просто у нее такая специфика. Тут оценивать все приходится субъевктивно. Мне она больше пришлась по душе, хотя в той же "Пене Дней" Виан делает все куда изящней и талантливей. Однако, Сговор все же является дебютом автора, так что для дебюта все весьма бодро. Жаль конечно, что больше у него читать нечего, по понятным причинам, но радуемся тому, что имеем.
Персонажи. Все мерзкие. Все. Нет ни одного персонажа, которому хоть сколько-то сопереживаешь. Это круто. Ценно, когда написанному и придуманному на бумаге человеку хочется "настучать по мордасам". Особенно впечатлила миссис Леви. Жена состоятельного бизнесмена, которая только и делает, что ноет, ноет, ноет, шантажом пытается выбить из мужа желанные вещи, вечно жалуется, что все расскажет дочерям и те отвернутся от отца. Показательный эпизод, когда эта миссис вновь жалуется и чуть ли не проклинает своего мужа за то, что тот ее отправил в лавку неподалеку купить продуктов. Бедная женщина. Ну и, конечно же, Игнациус. Тут без комментариев, сами прочтите и насладитесь им (или не насладитесь).
В любом случае, Сговор остолопов - очень и очень неплохая книга объемом в 576 страниц, которая глотается за пару дней. Веселая сатира на пару с неплохим слогом и историей точно смогут доставить удовольствие. Рекомендуется к прочтению.
Не знаете, что почитать?