Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Голгофа | +9 |
Литеродура | +1 |
Летчик Девятаев. Из фашистского ада - в небо! | 0 |
«Просто поговорим о жизни…»
О повести Юлии Линде «Литеродура»
Повесть Юлии Линде «Литеродура» вышла в серии «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова» и помогла мне сделать сразу два открытия: во-первых, открыть современного, чрезвычайно интересного автора и, во-вторых, открыть сам конкурс на лучшее художественное произведение для подростков. Он проходит раз в два года и издаёт всех победителей в серии, узнаваемой по своему симпатичному оформлению. И хотя главная...
О повести Юлии Линде «Литеродура»
Повесть Юлии Линде «Литеродура» вышла в серии «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова» и помогла мне сделать сразу два открытия: во-первых, открыть современного, чрезвычайно интересного автора и, во-вторых, открыть сам конкурс на лучшее художественное произведение для подростков. Он проходит раз в два года и издаёт всех победителей в серии, узнаваемой по своему симпатичному оформлению. И хотя главная читательская аудитория этой серии – подростки, чтение выходящих в ней книг будет очень интересно и полезно родителям, учителям, библиотекарям, да и просто любителям хорошей литературы. А литература там, поверьте, очень и очень интересная.
Я уже познакомилась со многими книгами из этой серии и, по возможности, буду рассказывать о них читателям «Резонанса», но отношение к «Литеродуре» всегда будет особым как к «первой ласточке».
Главная героиня повести, пятнадцатилетняя Женя Щетинина, участвует в литературном конкурсе «Открытие», для чего ей надо написать свою биографию. Можно было, конечно, написать коротко: когда родилась, в какую школу ходила и основные достижения, но Женя считает, что её биография в несколько строчек не вместится, и она пишет своеобразную исповедь, в которой отразились не только её собственные мысли, тревоги, надежды, но и проблемы её ровесников, как вечные, так и новые, порождённые нашим временем.
Какую проблему мы называем прежде всего, когда речь идёт о подростках? Конечно, проблему одиночества, поиска друзей, признание сверстников. Женя, так уж получилось, учится в элитной гимназии. У неё нет дорогих вещей, за ней не приезжает шофёр на лимузине, у неё с одноклассниками разные системы ценностей. Она – дочь Героя России, погибшего в Чечне, нескладная застенчивая девочка, пишущая стихи. Но одноклассникам это не интересно. Учитель литературы пытается познакомить их с её творчеством, но им это не надо: «Яна Дмитриевна, - сказал Матвей Р., - вы не могли бы перейти к теме урока?»… Как тут не разувериться в себе?
В книге много таких эпизодов, которые ненавязчиво, словно мимоходом раскрывают одну проблему за другой. Например, многие девочки мечтают стать «звёздами», сниматься в кино. Но вот Женя получает задание от газеты взять интервью у такой «звезды», а на встречу с ней приходит уставшая, даже замученная девочка- подросток, которая не может быть сама собой, не может выйти за рамки созданного для неё имиджа. Её просто жаль.
Женя никогда не видела своего отца, он погиб за месяц до её рождения. Она пытается сложить для себя его образ, расспрашивая маму и бабушек. И получается, что это был человек долга, остро чувствующий несправедливость. Самым главным для него было жить по закону: «Кто, если не я?». «Если хочешь что-то изменить в мире, начни с себя», - эти слова звучат в повести без ложного пафоса, просто и естественно, именно поэтому им веришь.
Удивительно, повесть вышла в 2018-м году, задолго до СВО на Донбассе, но как актуальны события, описанные на последних страницах повести, когда один из мажоров отказывается надеть военную форму для сценки к 9 мая: «Я ни разу не патриот, я космополит, гражданин мира…, и нет особого желания привязываться к определённой стране». А дальше – циничные слова о погибшем отце Жени. Что было дальше, вы прочтёте сами, но, уверяю вас, это будет очень мощно, достойный ответ всем «космополитам»!
Мне папа снится. Снится БТР
И мокрый день, весенний или зимний?
«Зачем? — кричу я папе. — Там же смерть!»
А он мне отвечает: «Там Россия». – Это заключительные слова поэмы, которую Женя посвятит отцу и всем тем, кто отдал жизнь за Россию.
Сама Юлия Линде говорит о своей книге: «Эта повесть – про служение. Это звучит несколько пафосно, но, тем не менее, это так. Это про миссию, которая есть у каждого человека. Неважно, какая это миссия: писать стихи или служить Родине… Служение у каждого свое».
Побег из ада
О книге Валерия Жмака «Девятаев. Основано на реальных событиях»
Моё детство пришлось на пятидесятые-шестидесятые годы, когда свежи были в памяти народной отшумевшие бои великой войны, а мы, детвора, страшно гордились своей страной и завоёванной победой. Мы росли патриотами и, конечно, знали всех героев, имена которых были на слуху. Восхищались их мужеством и были уверены, что нашему советскому человеку любой подвиг по плечу. Но то, что совершил лётчик Михаил Девятаев,...
О книге Валерия Жмака «Девятаев. Основано на реальных событиях»
Моё детство пришлось на пятидесятые-шестидесятые годы, когда свежи были в памяти народной отшумевшие бои великой войны, а мы, детвора, страшно гордились своей страной и завоёванной победой. Мы росли патриотами и, конечно, знали всех героев, имена которых были на слуху. Восхищались их мужеством и были уверены, что нашему советскому человеку любой подвиг по плечу. Но то, что совершил лётчик Михаил Девятаев, выделяется даже на фоне этого беспримерного геройства и кажется просто фантастикой: совершить побег из немецкого концлагеря, из секретной и тщательно охраняемой зоны на новёхоньком бомбардировщике! Как такое стало возможно?
Вот о том, как стал возможен этот дерзкий побег, и рассказывается в книге Валерия Жмакова «Девятаев». Повествование идёт просто, доходчиво и увлекательно. Книга построена так, что «лагерные» главы чередуются с главами, рассказывающими о жизни Михаила до плена. Читатель словно прослеживает путь нашего героя к подвигу, а он, путь этот, был очень непростым, с каждым этапом всё более шлифуя и закаляя характер.
Вот мальчишка из многодетной семьи, хулиганистый и непоседливый, впервые увидел самолёт, случайно приземлившийся на поле рядом с их глухим селом. Увидел и заболел авиацией, дав себе слово, что обязательно станет пилотом. Совсем как в фильме «Тени исчезают в полдень», помните, как Федя Морозов обращается к лётчику с просьбой поднять его в небо на самолёте: «Я Водопьяновым хочу стать!» Так и Миша Девятаев после этой встречи, ставшей для него судьбоносной, обрёл высокую и ясную цель.
Он поступит в Оренбургское авиационное училище, и это время будет вспоминать потом как самую счастливую пору своей жизни. При обучении он не пропускал ни одного занятия, много читал и усердно тренировался. Как же это ему потом пригодилось!
1945 год, февраль, концлагерь Карлсхаген. Уже близка победа, но как до неё дожить? В лагере военнопленные - практически смертники. Пути с острова Узедом, что в Балтийском море, нет. Бежать некуда, кругом море. А совсем рядом – вот они – самолёты! Но как до них добраться? Одному не справиться, надо подобрать команду, а это очень опасно – можно нарваться на «стукача». Как попасть внутрь самолёта? Как понять, что где, ведь конструкция мало того, что незнакомая, так и надписи все на немецком языке? Самолёт огромный, бомбардировщик, а Девятаев летал на юрких истребителях?
У этой книги очень хорошая «говорящая» обложка, она наглядно показывает проблему: маленькая фигурка человека на фоне огромной махины – тяжёлого самолёта. Как поднять его в воздух? На обложке изображён нормальный человек, а Михаил Девятаев в момент побега весил всего 38 кг, был к тому же обессилен и измучен побоями.
Читаешь, зная результат, что всё получилось, что спаслись, а всё равно переживаешь, когда автор подробно описывает, с чем пришлось столкнуться беглецам. Вроде всё рассчитали, по времени выверяли (каждая секунда на счету!), а постоянно новые и новые проблемы появляются. Повторюсь: знаешь, что всё будет хорошо, а всё равно переживаешь заново все перипетии вместе с героями! Как они смоги? Ну не могло такое быть! Не удивительно, что и наши не сразу поверили, что перед ними никакие не немецкие шпионы, не казачки засланные, прилетевшие на немецком самолёте, а люди, совершившие немыслимый подвиг.
«Что-то тут нечисто, - зло усмехались дознаватели из контрразведки, - Когда лётчика пересаживают с одного типа самолёта на другой, то сначала он пару месяцев изучает теорию, сидит в кабине – привыкает. Потом десяток полётов выполняет с опытным инструктором. И только после этого летит самостоятельно. А тут сел, запустил, вырулил и полетел. Да ещё умудрился приземлиться». Это из книги. Поверить действительно трудно, но это было! Благодаря таким людям, как Михаил Девятаев и его товарищи по побегу, и ещё миллионам и миллионам наших воинов, героически сражавшимся против фашисткой нечисти, пришла долгожданная Победа!
Читайте книгу Валерия Жмака «Девятаев», переживайте за героев, радуйтесь за них, гордитесь ими и храните память о них!
У каждого свой крест, своя "Голгофа" или Мир не без добрых людей
(о повести Альберта Лиханова «Голгофа»)
Юноши, не бойтесь трудных книг.
Вы не отстраняйте их с тревогой
— К истине идут крутой дорогой.
Потому не бойтесь трудных книг.
Никогда не бойтесь горьких книг,
Книг неравнодушных и негладких.
Горькие слова правдивей сладких.
Потому не бойтесь горьких книг.
Кайсын Кулиев
Как-то Юрия Бондарева спросили, не исчерпана ли уже в литературе тема войны, на что писатель...
(о повести Альберта Лиханова «Голгофа»)
Юноши, не бойтесь трудных книг.
Вы не отстраняйте их с тревогой
— К истине идут крутой дорогой.
Потому не бойтесь трудных книг.
Никогда не бойтесь горьких книг,
Книг неравнодушных и негладких.
Горькие слова правдивей сладких.
Потому не бойтесь горьких книг.
Кайсын Кулиев
Как-то Юрия Бондарева спросили, не исчерпана ли уже в литературе тема войны, на что писатель ответил: «Мы только подошли к краю чаши и заглянули в неё». По скольким судьбам прошлась война, сколько людей попали в этот безжалостный водоворот военных событий, а ведь каждый был неповторим, со своими мыслями, переживаниями, горестями и радостями, мыслями и поступками! Здесь такое поле для творчества!..
Вот и Альберт Лиханов в своей повести «Голгофа» рассказывает нам об одной такой судьбе – судьбе простого солдата Алексея Пряхина. На войну Алексей, шофёр по специальности, мог и не ходить, у него была бронь: возил важного специалиста из наркомата. Но как-то совестно ему было дома сидеть, когда другие воюют. С трудом, но выпросился на фронт. В первый свой рейс повёз снаряды, а на обратном пути налетели фашистские самолёты… Очнулся в госпитале, долго был между жизнью и смертью, но выкарабкался. Рядом умирали более здоровые и молодые, которых ждали дома, а он, пожилой (сорок лет исполнилось), одинокий, выжил. Для какой цели, почему так вышло – пытается понять Алексей, и не подозревает, что ждёт его своя Голгофа, свой крест…
В госпитале выжить ему помогает тётя Груня, простая малограмотная женщина, которая бескорыстно ухаживает за ранеными. Когда Пряхин спрашивает её, как же с ней рассчитаться за её заботу, она отвечает: «Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. Борони нас бог от этого магазину!» Женщина осознаёт, что добро, за которое ожидают плату, «изничтожится». «Потому как добро без корысти», - говорит тётя Груня Пряхину.
Алексей после выписки остаётся в том же городке, устраивается на работу шофёром. Жизнь понемногу налаживается, но однажды, во время страшного гололёда, под колёсами его машины гибнет женщина. В нашей современной действительности сколько мы видим сюжетов о том, как насмерть сбивают людей и скрываются с места аварии, или, того чище, выходят и смотрят, не пострадал ли их автомобиль, не обращая внимания на людей, которых они только что лишили жизни. А потом прячутся от наказания, и совесть их не мучает, и раскаяния никакого не испытывают. Алексей Пряхин в аварии не виноват, это и в милиции подтвердят, и корить ему себя вроде бы не за что. Но сбитая им женщина – мать троих детей и их единственная кормилица. «Для этого ли я выжил, чтобы, не убив на фронте ни одного фашиста, убить ни в чём не повинную женщину?» - мучается Алексей. Забота о сиротах становится смыслом его жизни, но даётся ему эта опека не просто, не сразу примут девчушки помощь от того, кто стал виновником (пусть и невольным) гибели их матери. Сколько труда, сколько душевной теплоты, сколько искренней заботы проявит он, прежде чем распахнутся навстречу ему детские сердца!
Очень символично, что даже в такое трудное время на главной площади городка работает для ребятишек карусель, залихватски играет гармошка, и слепой ветеран Анатолий поёт весёлые песни. У людей должна быть радость, несмотря ни на что! Этот Анатолий, неунывающий жизнелюб, лихановский Тёркин, станет для Алексея настоящим другом, и с ним будет связана не одна светлая страница в книге.
Повествование, в начале повести тягучее, тяжеловесное, по мере чтения становится всё динамичнее, увлекательней. Будут в нём и любовь, и предательство, и бандиты с большой дороги, и чистые, красивые образы наших женщин военного времени. Есть там и места, где чувствительный читатель уронит слезу на раскрытую страницу.
«И пусть сейчас нет войны, – напишет одна читательница, - но жизнь остаётся всё такой же. Поэтому посыл книги актуален и по сей день: не опускайте руки, если тяжело, если кажется, что и хуже быть уже не может, не опускайте руки, и всё наладится, верьте в себя! Как бы не менялись времена, а мир по-прежнему не без добрых людей. И Альберт Лиханов это знает».
Присоединяюсь к этому посылу.
Р.S. В 1986 году по повести Альберта Лиханова «Голгофа» режиссёр Николай Стамбула снял фильм «Карусель на базарной площади» с Регимантасом Адомайтисом Сергеем Гармашом в главных ролях.
Не знаете, что почитать?