Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
1984 | 0 |
Теория Всего | 0 |
Пропаганда | 0 |
Система Стражински. Как стать писателем и остаться в профессии | 0 |
Поселок | 0 |
Прежде всего хочу сказать, что начала читать на английском после долгого перерыва, из-за чего сомневалась, стоит ли. Но издание АСТ склонило чашу в сторону покупки — очень красиво оформленная книга с плотной обложкой и белоснежной бумагой (кстати, я ещё три книги из серии купила, но ещё не читала). В общем, сомневалась я зря — пусть читала дольше, чем перевод, но не испытывала глобальных трудностей и буду теперь всем, кто может, советовать оригинал.
И дело не в том, что в переводе были...
И дело не в том, что в переводе были опечатки и местами перепутаны имена (я даже фотографировала на память, хотя это шокировало, т.к. книга далеко не новая), в издании АСТ тоже, увы, встречались опечатки (или словари таких слов не знали, ага). Дело именно в особой мелодии текста Оруэлла, которая в переводе была полностью убрана. Пугающие, осязаемые описания накатывали волнами, заставляли задыхаться и откладывать книгу — больно, нестерпимо больно, но и перестать читать (а я не планировала читать третью часть, да) невозможно. Мне передавались похоть и ненависть Уинстона, его колебания, вина и безраздельное одиночество, я слышала юный голос Джулии вплоть до интонаций...
Вероятно, я слишком увлеклась этой книгой (и сделала закладки на каждой странице), но мне не стыдно. Всё ещё считаю, что её нужно прочесть каждому. Пусть и в переводе. В оригинале однозначно будет лучше.
Дисклеймер: в жизни автора физика осталась в далёком восьмом классе, а потом не было такого предмета до самого окончания школы, потому все мои познания появились исключительно благодаря интересу к научпопу.
О Стивене Хокинге, мне кажется, слышали все. Даже те, кто не интересуется физикой, научной литературой и документальными фильмами, могли видеть художественный фильм о жизни учёного с Эдди Редмейном. В общем, Хокинг очень многое сделал для науки и для популяризации науки.
Не знаю, что...
О Стивене Хокинге, мне кажется, слышали все. Даже те, кто не интересуется физикой, научной литературой и документальными фильмами, могли видеть художественный фильм о жизни учёного с Эдди Редмейном. В общем, Хокинг очень многое сделал для науки и для популяризации науки.
Не знаю, что побудило меня купить его книгу "Теория Всего". Я читала тезисы последней книги Хокинга, они меня не испугали, потому понадеялась, что смогу осмыслить написанное без специальных знаний (да и вообще без каких-либо серьёзных знаний). Так в целом и получилось — плавать я начала в середине книги, т.е. в главе о не очень чёрных дырах, различные модели происхождения Вселенной шли легче, а к теории струн я окончательно расслабилась, так как читала об этом не раз.
Итак, ТЕОРИЯ ВСЕГО — что это такое и зачем она нужна. На сфотографированных цитатах ответ Хокинга: со времён Ньютона разрыв между наукой и обществом достиг катастрофических размеров, философы выпали из струи, даже учёные в большинстве специализируются на какой-то узкой области и мало знают о других. После создания теория всего получила бы понятное массам изложение, а значит, стала бы широко известна.
Поэтому учёные стремятся создать универсальную теорию, которая свяжет общую теорию относительности, частную теорию гравитации, а также частные теории сильного, слабого и электромагнитного взаимодействий. Если проще — Эйнштейн не предполагал неопределённости в своей теории, а все остальные теории основаны на этом принципе (и да, шутка о паре носков и квантовой механике — не шутка). Я боюсь вас запутать, так что СПОЙЛЕР: теории всего пока не существует, но Хокинг надеется, что человечество к концу столетия её создаст, если раньше себя не уничтожит.
Хокинг описывает эволюцию взглядов на Вселенную, потом — различные теории её происхождения, вполне закономерно, но деликатно не раз затрагивает тему существования бога как создателя этой самой Вселенной — доподлинно человечество знать не может, однако пытливые умы на "так задумано свыше" не успокаиваются.
Думаю, кто интересуется темой, в этой книге увидит много знакомого, но в упорядоченной форме и с очень наглядными и остроумными примерами (штаны в теории струн и пазл для объяснения энтропии — просто прекрасно). Кто никогда не интересовался — не уверена, поскольку даже без формул и теоретических выкладок информация всё равно воспринимается нелегко. И в середине книги я делала перерыв, чтобы переварить то, что мне неизвестно (а также связать разрозненные кусочки своих скудных знаний).
Что хочу отметить — вероятно, потому, что книга была написана больше двадцати лет назад, в ней не упомянуты такие насущные темы, как, например, тёмная материя и тёмная энергия, то у меня возникло желание почитать о них ещё. Но желательно в стиле Хокинга.
P.S. Жалко, что у меня издание без цветных иллюстраций, но при покупке я не знала, что книга с иллюстрациями.
Сегодня у меня книга, которую я собиралась прочесть больше двух лет. Началось всё с лонгрида (https://knife.media/edward-bernays/) (я не перечитывала его сейчас, просто нашла в закладках) об Эдварде Бернейсе, племяннике Зигмунда Фрейда. И если второй заслуженно считается отцом психоанализа, то первый стал примерно тем же самым для пиара.
В той статье описывается жизненный путь Бернейса, который, написав книгу "Пропаганда" в 1928 году, утверждал, что это в первую очередь полезный...
В той статье описывается жизненный путь Бернейса, который, написав книгу "Пропаганда" в 1928 году, утверждал, что это в первую очередь полезный инструмент для борьбы с хаосом в обществе. Однако его методики впоследствии использовались с настолько благими намерениями, что чуть не превратили в ад целый континент. И тогда Бернейс признал, что его идеи могут быть использованы против общества. Извинялся он и за популяризацию табака, продажи которого значительно увеличил своей кампанией. Если честно, чтение статьи могло бы заменить чтение книги. Поскольку в книге больше теории, в статье — теория vs. практика + выводы.
Но у меня в руках оказалась эта небольшая книга, напечатанная крупным шрифтом — если б читала без перерывов, уложилась бы часа за три, но пришлось растянуть удовольствие. Кстати, читается очень легко, несмотря на отсутствие попыток автора сломать четвёртую стену, огромное количество перечислений чего угодно (порой на страницы) и бесконечные (на пару страниц) абзацы.
Основываясь на опыте пропаганды в Первую мировую войну и развития крупнейших промышленных концернов США, Бернейс выводит определение пропаганды и описывает его проникновение в жизнь общества в различных аспектах. Сразу скажу, что для нас понятие пиара (public relations, связи с общественностью) является привычной частью жизни. Но ввёл его именно Эдвард Бернейс, так что книга стала в своём роде революционной — в ней впервые говорилось о такой профессии, как консультант по связям с общественностью.
Бернейс выводит этический кодекс консультанта, говоря, что тот никогда не будет работать во вред обществу (а вот врач будет спасать жизнь преступника, адвокат — защищать его интересы в суде). Практика показала, что это спорно — выше я написала, что даже великий Бернейс продвигал табак и другие не очень полезные вещи. Об одном пропагандисте с фамилией на букву "г", который был поклонником Бернейса и соучастником геноцида, даже упоминать не стоит.
Также Бернейс говорит, что пропагандист действует бескорыстно и попросту ищет пересечение интересов производителя и общества. Но автор себе противоречит, поскольку раньше говорит о формировании общественного мнения. Промышленники хотят продавать бархат, обществу не нужен бархат, усилиями пропаганды общественное мнение меняется — обществу навязали бархат. И где тут бескорыстность? Но простим Бернейсу его "розовые" (прим. админа — спорно на самом деле, Бернейс слишком умён для таких заблуждений) для 1928 года очки, которые были сняты позже, если судить по публичным заявлениям.
Помимо пропаганды в бизнесе, Бернейс даёт уже известные нам основы политтехнологий, говорит о продвижении интересов меньшинств. Забавно, что для Бернейса и его мира начала 20 века меньшинства — совсем не те, о ком вы подумали, а женщины. Да, они тоже люди, имеющие право высказывать позицию по тем вопросам, которые неинтересны мужчинам. Сейчас такая точка зрения неактуальна, но, возможно, в обозримом будущем всё вернётся на круги своя (не дай Босх).
Естественно, от прозорливого взгляда Бернейса не скрылся и огромный потенциал образования как инструмента для внедрения идей. Как понимаю, в США в те времена он ещё слабо использовался, зато сейчас мы видим всё сами. Оставлю без комментариев.
Последняя глава книги посвящена техникам пропаганды. Однако фактически в предыдущих сказано гораздо больше. Здесь круг сужается до прессы (по понятиям начала 20 века, т.е. газеты и журналы), набирающего популярность радио и кинематографа. Бернейс прекрасно сознаёт, что техники пропаганды эволюционируют вместе с техническим прогрессом, потому на текст легко ложится и телевидение (тогда оно только-только появилось), и интернет.
В целом Бернейс называл пропаганду мостиком. Между общественными стратами (интеллектуальным меньшинством и рабочим классом), между сферами деятельности — пропаганда связывает науку и промышленность, общество и искусство, образование и политику. Он подчёркивает, что пропаганда — инструмент демократического общества, а свободы выбора в действительности не существует, есть установки окружения, мотивы, традиции и так далее.
Что сказать в заключении? Думаю, написать книгу, которая остро актуальна спустя сто лет — огромный талант. Если добавить, что автор мастерски применял всё, что в ней написано — начинаешь восхищаться личностью Эдварда Бернейса. А ещё — его способностью признавать ошибки и трезво оценивать, к чему идеи в итоге привели.
P.S. Я ещё планировала прочитать "Кристаллизация общественного мнения", но, увы, в бумаге не нашла.
P.P.S. И нет, я не думала, что, прочитав эту книгу, я стану спецом по пиару. Истины тоже не открылось.
Начну с присказки: зареклась всерьёз принимать чьи-то книги/семинары по любому делу, потому что это в основном истории чужих успехов либо рецепты, которые помогли авторам, но с большой вероятностью не помогут вам. Однако я увидела эту книгу в одном из блогов и не могла не купить — Дж. Майкл Стражински для меня больше, чем Кинг или Брэдбери, которые тоже писали о писательском мастерстве. Потому что Стражински — тот, кто подарил мне детство в далёких мирах. Когда я выросла, то ни капли не...
На сфотографированной цитате — основной посыл книги. Никакого рецепта, никаких шаблонов. Если подход к творчеству Стражински не для вас (а он такое спокойно допускает), значит, ищите собственный голос. Окей, рецепта я не искала, но все остальные моменты меня удивили. Стражински мне, считай, кармический брат или отец, если по возрасту, потому красными стикерами я отметила вещи, к которым я пришла самостоятельно и которые использую, когда пишу. Это, конечно, не дельные советы или инструкции, потому что уже известны, но как же приятно сознавать, что ты нормальный, что ты не делаешь ничего плохого (и хорошего, наверное, тоже, но это тема другой дискуссии). Короче, в кои веки перестаёшь грызть себя, потому что смотришь на другого человека, творчество которого тебе очень нравится. Ты не он, он не ты, но становится легче.
Особенно меня поразила глава, в которой говорилось о поддержке близких. Точнее, о причинах её отсутствия. Не знаю, как так получилось, что Стражински противопоставил профессию бухгалтера писательской, и я икнула: сама бы никогда не получила такое образование, если бы не давление родителей. Да и дальше, когда работала в журнале, мне остро хотелось доказать своё призвание, но, увы, не хватило ни ресурсов, ни коммуникативных навыков, а в 18 лет их нет у многих. Потому совет мамы был: бросай, не твоё. Но она и не скрывала и не скрывает, что нормальная работа — как раз бухгалтер, а не вот это всё. Это всё равно что у льва спросить, любит ли он капусту.
Кстати, почему "Стражински в гостях", а не "В гостях у Стражински"? Да потому, что он весь такой социофобный, нелепый и принципиальный (по его словам) залетел к нам на огонёк в нашу действительность, а не мы к нему. Что, между прочим, повышает универсальность и полезность книги, хотя о дивном мире Голливуда и его особенностях в книге тоже будет (но немного).
Книга разделена на две части: как стать писателем и как остаться в профессии. В первой части больше полезного для нас, писателей прозы, а не телесценаристов, во второй — для США и теле- и кинобизнеса. Питчинги (навыки можно перенести на написание синопсисов), кастинги, агентства... Не скажу, что интересуюсь темой, но почитать было интересно — Стражински до последней строчки приправляет книгу своим фирменным юмором (не забудьте прочитать регалии автора в конце, очень смешно), который и в его работах отлично заметен.
Крайне важна глава о творческих кризисах (спойлер: Стражински считает, что их нет). А к мысли, что невозвратные потери при написании чего-то останутся таковыми, мне ещё предстоит привыкнуть (но привыкать я начала до этой книги).
В общем, это очень жизнеутверждающая книга. Не уверена, что о писательском мастерстве или даже о мотивации, но я думаю, что буду перечитывать её ещё не раз.
P.S. Бонусом я узнала, как создавалась цивилизация Нарна из "Вавилона-5".
P.P.S. По поводу перевода — постоянно спотыкалась на слове "рассказ", полагаю, в оригинале было "story", что означает историю, тогда предложения и утверждения логичны.
Все, думаю, знакомы с творчеством Кира Булычева. Я смотрела мультики, читала книги об Алисе Селезнёвой, которые были дома, но фанатом после "Звёздных войн" (их посмотрела раньше) не стала.
А вот во сколько лет вы узнали, что Кир Булычев писал не только про приключения Алисы? Я где-то в 2019 году, когда мой рассказ "Зимы" сравнили с "Посёлком". Конечно же, читать тогда "Посёлок" я не стала, но запомнила и заказала сейчас, увидев в рекомендациях...
А вот во сколько лет вы узнали, что Кир Булычев писал не только про приключения Алисы? Я где-то в 2019 году, когда мой рассказ "Зимы" сравнили с "Посёлком". Конечно же, читать тогда "Посёлок" я не стала, но запомнила и заказала сейчас, увидев в рекомендациях Озона.
Что скажу — я действительно ощутила схожесть: в настроении, в смысле и даже в подборе слов, что меня сначала шокировало. Неужели пресловутое инфополе существует? Потом я увлеклась сюжетом и перестала думать о высших материях
Перед покупкой и началом чтения я не читала ни аннотацию, ни отзывы, потому о ходе сюжета догадывалась самостоятельно, постараюсь не спойлерить.
"Посёлок" из прочтённого с начала года однозначно на первом месте. Особенно первая часть: в меру жёсткая, напряжённая, чёткая — прочитала за одну ночь. Во второй части напор снижается, появляются новые персонажи, которые, честно говоря, меня до самого конца раздражали легкомысленностью и недальновидностью, даже халатностью. Эгоистичные, они поступали как им заблагорассудится и вредили другим. Не умели работать в команде, не умели адекватно оценивать ситуацию и коммуницировать, глупо и пошло шутили. Все их действия шаблонны, но в худших традициях картона. И да, речь о команде дальней разведки — взрослых людях с Земли.
Зато жители посёлка вызывали неимоверное восхищение: как они заботятся друг о друге, насколько смелы их мысли и инициативы, как они, почти одичавшие, могут подавить страх перед неизведанным ради помощи товарищам — и это на враждебной планете, очень условно подходящей для жизни! При этом большинство героев — подростки. И в какой-то мере можно было назвать "Посёлок" представителем жанра YA. Тут даже первая любовь есть, хотя не стала бы рекомендовать книгу любителям современного YA.
И даже не потому, что книга впервые была издана в 1984 году. Нет, она совершенно современна (за исключением пары моментов, и то можно подискутировать), что меня удивило. Ещё недавно я давала скидку на "возраст" одной книги и то, что она уже порядком устарела, поэтому не вызывает должных эмоций. А "Посёлок" вызывает всё, что нужно, и ого-го как!
Кстати, не скажу, что язык Булычева выделяется чем-то особенным. Он понятен и даже прост в сравнениях (естественно, коза на безымянной планете совсем не коза на Земле), умеренно эмоционален, потому идеально гармонирует с захватывающей фантазией автора, который кропотливо и красочно прописал мир "Посёлка". Завихрястые метафоры и узорчатые обороты тут были бы лишними.
В общем, вы уже поняли, что мне понравилось, за пять дней проглотила полмиллиона знаков, если б можно было, читала бы быстрее. Думаю, первую часть перечитаю не раз.
Не знаете, что почитать?